лучшие рисованные мультфильмы диснея
15 гениальных мультиков Disney, о которых все забыли
Wday вспоминает другие мультики, которые не стали столь популярными, но определенно заслуживают того, чтобы их посмотреть.
Серия о кролике Освальде, 1920–1930 гг.
Мало кто знает, что у мышонка Микки-Мауса, ставшего символом студии Disney, есть старший брат, похожий на него как две капли воды. Только у кролика Освальда длинные уши, и носит он не красные, а синие штаны.
Персонаж, придуманный Уолтом Диснеем для серии мультиков, быстро стал набирать популярность, а через год дистрибьютор коварным образом отобрал у него права на героя. В отместку Дисней придумал нового — Микки-Мауса, который перехватил пальму первенства.
По мнению критиков, мышонок полюбился зрителям благодаря веселому нраву, в то время как у кролика был более сложный характер. Впрочем, возможно, сыграли роль красные штаны.
«Приключения Икабода и мистера Тоада», 1949 г.
Фильм основан на двух литературных произведениях: «Ветер в ивах» Кеннета Грэма и «Легенда о Сонной лощине» Вашингтона Ирвинга. Его части сняты по отдельности и объединены в одно кино исключительно из соображений хрономонтажа.
Героем первой части стала лягушка Тадеуш Тоад. Этот искатель приключений просто сошел с ума, когда увидел новое чудо техники — автомобиль. Желание во что бы то ни стало заполучить его приводит к большим неприятностям.
Вторая часть рассказывает о местечке под названием Сонная лощина, куда приезжает новый школьный учитель Икабод Крэйн. Он становится соперником первого парня на деревне в борьбе за сердце богатой невесты, а в любви, как известно, все средства хороши.
В ход идет местная легенда о всаднике без головы, вселяющем ужас в жителей деревеньки… В оригинальной версии фильм озвучили звезды своего времени Бэзил Рэтбоун и Бинг Кросби.
«Леди и Бродяга», 1955 г.
Существует легенда, что однажды Дисней забыл о свидании с женой и подарил ей щенка, чтобы загладить вину. Неизвестно, было ли это на самом деле, но именно с такого эпизода начинается мультфильм. Таким образом в богатой семье появляется кавалер-кинг-чарльз-спаниель по имени Леди. А где-то на улице живет дворняга Бродяга. По воле случая они встретятся и полюбят друг друга вопреки предрассудкам.
«Меч в камне», 1963 г.
Мультик основан на легенде о короле Артуре. Однажды в Лондоне откуда ни возьмись появился огромный камень с намертво вмурованным мечом. Согласно надписи на мече тот, кто его вытащит, станет королем Англии. И никто, кроме волшебника Мерлина, не подозревает, что сделать это предстоит не доблестному рыцарю, а простому мальчику Артуру, который прислуживает в замке.
Мультфильму было суждено стать последним прижизненным проектом Уолта Диснея.
«Коты-аристократы», 1971 г.
Действие происходит в Париже начала XX века. Семья аристократических кошек (мама и трое котят) оказывается в беде: их похищает хитрый дворецкий, задумавший украсть у них огромное наследство. На помощь приходит… кот — беспородный, но смелый и обаятельный.
Фильм стоит посмотреть хотя бы ради финальной песни «Каждый хочет быть котом», вошедшей в сборник «Суперхиты Диснея».
«Робин Гуд», 1973 г.
Еще одна экранизация английского фольклора, только с животными в главных ролях. В Шервудском лесу орудует благородный разбойник лис Робин Гуд, который грабит богатых и отдает деньги бедным.
Мультик, не имевший особого успеха у широкой аудитории, снес крышу представителям субкультуры фурри — любителям антропоморфных животных-персонажей. В их среде он считается культовым.
«Великий мышиный сыщик», 1986 г.
Если храбрый лис может быть Робин Гудом, почему бы не обделенной интеллектом мыши не стать Шерлоком Холмсом? Бэзил живет в доме знаменитого сыщика на Бейкер-стрит и, как и тот, расследует преступления, только в мышином мире. А помогает ему верный друг и биограф Дэвид. Разумеется, тоже мышь.
Помимо забавной интерпретации произведений Конан Дойла мультик примечателен тем, что в нем был нарушен запрет на показ табачных изделий, которого студия Диснея придерживалась после того, как ее основатель умер от рака легких. Правда, речь идет не о Шерлоке Холмсе с его знаменитой трубкой, а о главном злодее.
«Оливер и компания», 1988 г.
Еще одна экранизация произведения английской литературы. За основу сюжета взят роман Диккенса «Приключения Оливера Твиста», но действие перенесено в современный Нью-Йорк. Котенок Оливер оказывается на улице, находит друзей и ведет жизнь, полную приключений. Мультик стал первым детищем компании, в котором применялась компьютерная обработка изображения. Многие из объектов (автомобили, бетономешалка, винтовая лестница, фортепьяно) созданы и анимированы на компьютере.
«Динозавр», 2000 г.
А в этом мультфильме новые технологии представлены во всей красе. Главный герой, игуанодон Аладар еще до вылупления попал к лемурам и был выращен ими, как Маугли. Но когда в их изолированный от внешнего мира остров попадает метеорит, Аладар и несколько выживших лемуров отправляются на поиски нового дома и встречают разных динозавров.
В фильме мультипликация совмещена с реальными пейзажными съемками, что обеспечило еще более эффектную картинку.
«Похождения императора», 2000 г.
Мультик про эгоистичного императора, который задумал построить для себя парк, снеся одну из подвластных ему деревень. Судьба ему отомстила: он был… превращен в ламу. И единственным человеком, который может ему помочь, оказывается житель обреченной на снос деревни.
Хотя история более чем актуальна в наши дни, действие происходит в древнем государстве Южной Америки. В поисках вдохновения создатели мультика совершили поездку в Перу, посетив города Мачу-Пикчу и Куско.
«Атлантида: Затерянный мир», 2001 г.
Еще один подарок для любителей путешествий. Действие происходит в 1914 году. Ученый Майло Тэтч увлечен Атлантидой. Ему предоставляется возможность примкнуть к экспедиции, отправляющейся на поиски этой загадочной цивилизации. В мультфильме очевидно влияние аниме в стиле научной фантастики, например, «Небесный замок Лапута» Хаяо Миядзаки.
«Планета сокровищ», 2002 г.
Мультик на основе «Острова сокровищ» Стивенсона. В далеком будущем подросток Джим в компании взрослых отправляется на Планету сокровищ, где знаменитый пират спрятал свои несметные богатства.
Фильм был задуман еще в 1980-х, но ему пришлось ждать своего часа, чтобы кинематографические приемы, применяемые в игровом кино, могли быть использованы в мультипликации.
«Братец медвежонок», 2003 г.
Главным героем мультика стал мальчик Кенай, живущий во времена ледникового периода. В качестве наказания за проступок он был превращен в медведя, и, прежде чем вернуть человеческий облик, ему предстоит многое переосмыслить.
Мультфильм интересен тем, что в качестве композитора, автора и исполнителя песен выступил вокалист группы Genesis Фил Коллинз.
«Тайна Красной планеты», 2011 г.
У мальчика Майло беда: его маму похитили марсиане. Ребенку предстоит отправиться на чужую планету и спасти маму. Там он встретит новых друзей, например, девушку Ки. Любопытно, что в русской версии героиню озвучила Жанна Агузарова, большая любительница марсианской темы.
«Город героев», 2014 г.
Первый анимационный фильм Disney по мотивам комиксов Marvel. Действие происходит в вымышленном городе Сан-Франсокио, где смешались американская и японская культуры. Вундеркинд Хиро Хамада — гений конструирования роботов. Попав в Технологический институт, он собирает команду героев, которым предстоит ответственная миссия…
Мультик получил «Оскар», но событием в мире кино не стал. Должно быть, не выдержал конкуренции с марвеловскими экранизациями. Но это уже совсем другая история.
Список лучших мультиков Диснея
Мультфильмы студии Disney отличает яркость красок, смысловая нагрузка, динамика в кадре. Такие картины создают веселую атмосферу, за что нравятся детям и взрослым. За годы работы студия выпустила огромное количество мультиков, каждый из которых запоминается чем-то особенным.
Мультики Диснея 1920-1930 годов
Алиса в мультипликации (1924–1927)
Кролик Освальд (1927)
Безумный аэроплан (1928)
Пароход Вилли (1928)
Наивные симфонии (1929–1939)
Мультики Диснея 1930-1940 годов
Черепаха и заяц (1935)
Белоснежка и семь гномов (1937)
Гадкий утенок (1939)
Мультики Диснея 1940-1950 годов
Несговорчивый дракон (1941)
Привет, друзья (1942)
Три кабальеро (1944)
Развесели меня (1946)
Сыграй мою музыку (1946)
Микки и бобовый стебель (1947)
Веселые и беззаботные (1947)
Чип и Дейл (1947–1955)
Время мелодий (1948)
Приключения Икабода и Мистера Тоада (1949)
Мультики Диснея 1950-1960 годов
Алиса в стране чудес (1951)
Общительный лев (1954)
Леди и Бродяга (1955)
Спящая красавица (1959)
Дональд в Матемагии (1959)
Мультики Диснея 1960-1970 годов
101 далматинец (1961)
Книга джунглей (1967)
Мультики Диснея 1970-1980 годов
Набалдашник и метла (1971)
Приключения Винни Пуха (1977)
Мультики Диснея 1980-1990 годов
Лис и охотничий пес (1981)
Приключения мишек Гамми (мультсериал 1985-1991)
Великий мышиный сыщик (1986)
Отважный маленький тостер (1987)
Оливер и компания(1988)
Чип и Дейл спешат на помощь (мультсериал 1989-1990)
Мультики Диснея 1990-2000 годов
Утиные истории: Сокровища потерянной лампы (1990)
Чудеса на виражах (мультсериал 1990-1991)
Принц и нищий (1990)
Спасатели в Австралии (1990)
Красавица и чудовище (1991)
Черный плащ (мультсериал 1991-1992)
Том и Джерри: Фильм (1992)
Аладдин 2: Возвращение Джафара (1994)
Аладдин и король воров (1995)
Гаргульи: Герои проснулись (1995)
Вокруг света с Тимоном и Пумбой (1995)
Каникулы с Тимоном и Пумбой (1995)
История игрушек (1995)
Ужин с Тимоном и Пумбой (1995)
Каникулы Гуфи (1995)
Джеймс и гигантский персик (1996)
Горбун из Нотр-Дама (1996)
Великое путешествие Пуха: В поисках Кристофера Робина (1997)
Отважный маленький тостер спешит на помощь (1997)
Красавица и чудовище 2: Заколдованное Рождество (1997)
Красавица и чудовище 3: Волшебный мир Бэль (1998)
Король Лев 2: Гордость Симбы (1998)
Отважный маленький тостер: Путешествие на Марс (1997)
Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет (1998)
Приключения Флика (Жизнь жуков) (1998)
Фантазия 2000 (1999)
Винни Пух: Время делать подарки (1999)
Первый фильм Дуга (1999)
Микки: Однажды под Рождество (1999)
История игрушек 2 (1999)
Мультики Диснея 2000-2010 годов
Приключения Тигрули (2000)
Базз Лайтер из звездной команды: Приключения начинаются (2000)
Русалочка 2: Возвращение в море (2000)
Похождения императора (2000)
Гуфи: Экстремальный спорт (2000)
Атлантида: Затерянный мир (2001)
Каникулы: Прочь из школы (2001)
Корпорация монстров (2001)
Волшебное Рождество у Микки (2001)
Рождественская переменка: Чудо на Третьей улице (2001)
Леди и Бродяга 2: Приключения Шалуна (2001)
Балто 2: В поисках волка (2002)
Горбун из Нотр-Дама 2 (2002)
Питер Пен 2: Возвращение в Нетландию (2002)
Тарзан и Джейн (2002)
Микки Маус: Злодеи в доме Микки (2002)
Приключения Мальчика с пальчик и Дюймовочки (2002)
Деревенские медведи (2002)
Винни Пух: Рождественский Пух (2002)
Ким Всемогущая: Злодейские файлы (2002)
Планета сокровищ (2002)
Золушка 2: Мечты сбываются (2002)
101 далматинец 2: Приключения Патча в Лондоне (2002)
Новые приключения Стича (2003)
Ким Всемогущая: Борьба во времени (2003)
Атлантида 2: Возвращение Майло (2003)
Книга джунглей 2 (2003)
Братец медвежонок (2003)
В поисках Немо (2003)
Большое кино Пяточка (2003)
Каникулы: Закончился пятый класс (2003)
Каникулы: Все выросли (2003)
Каждый любит Микки (2003)
Каждый любит Дональда (2003)
Сказки Диснея том 1–6 (2003-2004)
Обратный отсчет к Рождеству (2004)
Каждый любит Гуфи (2004)
Любимый ученик (2004)
Король Лев 3: Хакуна Матата (2004)
Не бей копытом (Ферма в прериях) (2004)
Три мушкетера: Микки, Дональд, Гуффи (2004)
Микки: И снова под Рождество (2004)
Винни Пух: Весенние денечки с малышом Ру (2004)
Балто 3: Крылья перемен (2004)
Чип и Дейл: Проблемы начинаются (2004)
Чип и Дейл: Дерево неприятностей (2004)
Винни и Слонотоп (2005)
Цыпленок Цыпа (2005)
Похождения императора 2: Приключения Кронка (2005)
Вэлиант: Пернатый спецназ (2005)
Лило и Стич 2: Большая проблема Стича (2005)
Винни Пух и Слонотоп: Хэллоуин (2005)
Братец медвежонок 2 (2006)
Большое путешествие (2006)
Лис и охотничий пес 2 (2006)
Микки спасает Санту (2006)
Би Муви: Медовый заговор (2007)
В гости к Робинсонам (2007)
Золушка 3: Злые чары (2007)
Волшебные истории принцесс Диснея: Следуй за мечтой (2007)
Русалочка 3: Начало истории Ариэль (2008)
Ромео с обочины (2008)
Мои друзья Тигруля и Винни (2008)
Принцесса и лягушка (2009)
Мультики Диснея 2010-2017 годов
Артур и минипуты (2010)
Рапунцель: Запутанная история (2010)
История игрушек 3: Большой побег (2010)
Феи: Зимняя история (2010)
Тайна красной планеты (2011)
Феи: Турнир долины фей (2011)
Медвежонок Винни и его друзья (2011)
Храбрая сердцем (2012)
Холодное сердце (2013)
Университет монстров (2013)
Холодное сердце (2013)
Шестерка героев (2014)
Феи: Загадка пиратского острова (2014)
Самолеты: Огонь и Вода (2014)
Феи: Легенда о чудовище (2014)
Хороший динозавр (2015)
Холодное торжество (2015)
В поисках Дори (2016)
Искусство мультипликации заключается в том, чтобы оживлять сказки. У мастеров Disney это отлично получается. Немногим менее сотни лет создатели каждый сезон радуют детскую аудиторию интересными новинками. Сегодня практически нет человека, не знакомого с диснеевскими мультфильмами.
50 диснеевских мультфильмов
26. «Великий мышиный сыщик» (1986)
У студии всегда были сомнения по поводу этого фильма, на что указывает тот факт, что Disney так до конца и не определился с названием. В производстве картина именовалась «Бэзил с Бейкер-Стрит» (диснеевцы позаимствовали заглавие прелестной детской книжки Евы Тайтус), однако на экраны вышла как «Великий мышиный сыщик», а затем выпускалась под названиями «Бэзил, великий мышиный сыщик» и «Приключения великого мышиного сыщика».
Однако в своем роде фильм остается недооцененным чудом, а его Шерлок Холмс, страдающий маниакально-депрессивным психозом гений, не умеющий ладить с другими людьми, дает фору в добрых четверть века всем усилиям Роберта Дауни-младшего и Бенедикта Камбербэтча.
Самопровозглашенный великий (мышиный) сыщик Бэзил, которого озвучил Барри Ингхэм, живет за плинтусом знаменитой квартиры Холмса в доме 221-Б по Бейкер-стрит (для озвучивания Холмса были использованы фрагменты звукозаписей Бэзила Рэтбоуна). Бэзил помешан на идее предать справедливому суду «величайшего гения преступного мира», зловещего профессора Рэтигена, который, по странному совпадению, оказывается серой крысой, выдающей себя за «большую мышь». Профессора великолепно озвучивает Винсент Прайс, который при этом еще и поет!
Толстенький доктор Доусон (Вэл Беттин), срисованный с Найджела Брюса, заменяет в фильме доктора Ватсона. Среди героев фильма также приспешник Рэтигена, одноногий летучий мыш, который куда смешнее аналогичного персонажа из «Аладдина». В стимпанковом сюжете имеется мышь-робот Королева Виктория, а развязка, разыгрывающаяся в шестернях Биг-Бена – первая большая сцена у Диснея, снятая при помощи компьютерной анимации. Сейчас она кажется довольно топорной, но в 1986 году это было сногсшибательно. Фильм поочередно кажется смешным, милым, жутким и волнующим.
27. «Оливер и компания» (1988)
«Оливер» знаменит в основном тем, что это первый диснеевский фильм, в котором использовались современные товары и реклама. Вот уж, действительно, есть чем гордиться…Это новое прочтение «Оливера Твиста», в котором сам Оливер – котенок, а шайка Феджина состоит из оборванных кошек и собак. Действие перенесено в Нью-Йорк, и весь фильм лучше всего рассматривать как эксперимент в области технологий, которым в скором будущем предстояло вдохнуть новую жизнь в жанр мультипликации.
Ведь, в конце концов, здесь больше компьютерной анимации, чем в любом из более ранних фильмов компании, и даже есть один новый звуковой эффект; кроме того, после ряда фильмов без песен, «Оливер» – это возврат к мюзиклу. Один из номеров даже был написана Ховардом Эшманом (помните «Лавку ужасов»?), который в дальнейшем внесет заметный вклад в успех «Русалочки» и «Красавицы и чудовища». Только вот дело в том, что результат всех этих экспериментов оказался…скажем так, весьма посредственным. Само собой, в фильме есть свои моменты, но вот «магия Диснея» отсутствует начисто.
По-видимому, фильм сознательно выпустили на экраны в тот же день, что и «Землю до начала времен» от Don Bluth Productions. Блат, один из тех аниматоров, которые учились на «Диснее» и дезертировали во времена застоя 80-х (см. также Лассетер, Дж.; Берд, Б.; Бертон, Т.), создал собственную и весьма успешную студию. «Оливер» немного опередил блатовских динозавров по кассовым сборам (53 миллиона долларов против 46 миллионов в первом прокате), но критики дружно разнесли его в пух и прах.
Итак, начинается возрождение анимации. «Русалочка» вместе с появившимся годом ранее «Кроликом Роджером» станет глотком свежего воздуха, сквозняком, пронесшимся по диснеевским коридорам и выдувшим вон пыль вместе с паутиной. В этой атмосфере пышным цветом расцвели новые таланты. Джеффри Катценберг дал «Русалочке» зеленый свет несмотря на то, что «Оливер и компания» и «Кролик Роджер» еще не были закончены (и имели более высокий приоритет), но в этот момент звезды, видимо, благоприятствовали «Диснею», и все сложилось наилучшим образом.
Хотя, между прочим, все могло быть совершенно иначе. Вначале не было ни малейших оснований считать, что «Русалочка» что-то изменит к лучшему. Катценберг предупредил свою армию, что это фильм «для девочек» и потому сборы у него, само собой, будут ниже, чем у «Оливера» и «Роджера», которые считались фильмами «для мальчиков». К тому же против фильма явно строили козни некие непонятные силы. К примеру, количество анимированных воздушных пузырьков оказалось столь велико, что для их создания потребовались перенести работы в другие страны. В результате возникли опасения, что рост напряженности в Китае после июньских событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь может сорвать съемки. После Второй мировой войны это был первый случай, когда международная напряженность всерьез угрожала судьбе мультфильма.
Но почему же тогда все закончилось хорошо? Режиссеры Рон Клеменс и Джон Маскер отшлифовали сюжет просто-таки до блеска, в результате чего он, сохранив все особенности первоисточника, за исключением мрачности, стал веселее и динамичнее. В фильме были заняты лучшие аниматоры нового поколения, среди которых Глен Кин, Марк Хенн и Андреас Дейя. Катценберг, вдохновленный финансовым успехом «Оливера» и «Роджера», оказывал фильму всю необходимую поддержку. Неоценимый вклад в успех фильма внес и поэт-песенник Ховард Эшман, с которым консультировались по поводу «Русалочки» еще когда он писал песню для «Оливера». Именно с его подачи краб Себастьян из надутого англичанина по имени Кларенс (скука-то какая…) превратился в ямайца, которого мы все знаем и (возможно) любим. Он же предложил соответствующим образом изменить и музыку. Кроме того, Эшман привлек к работе над фильмом своего партнера, композитора Алана Менкена, который так и остался на студии.
В результате фильм получился просто блестящим. «Русалочка» выдерживает сравнение с самыми лучшими фильмами старого «Диснея»: неотразимая героиня Ариэль, самый прекрасный из диснеевских Прекрасных Принцев Эрик и омерзительная злодейка, гротескная Урсула… Песни хороши настолько, что «Kiss The Girl» не испортили даже рулады Питера Андре, а это, поверьте, говорит о многом. Что касается кассовых сборов, то «мальчуковый» «Оливер и компания» был в итоге отправлен в нокаут одной левой. Вы, кажется, что-то сказали насчет «власти девушек»? Или мне послышалось?
29. «Спасатели в Австралии» (1990)
Эта картина занимает достойное место в списке, озаглавленном «Недооцененные фильмы Диснея». Сиквел «Спасателей» (1977 год), задуманный как продолжение сериала (от этой идеи пришлось отказаться после смерти звезды озвучки Евы Габор), сделал приличную кассу и получил неплохие отзывы критики, но, тем не менее, не поднялся до высот «Русалочки» или «Кролика Роджера», вследствие чего на «Диснее» отказались от дальнейшего выпуска полнометражных сиквелов.
Мы будем вечно благодарить богов кино за то, что множество фильмов, выпущенных сразу на DVD, так не попали на большой экран, но это не тот случай. «Спасатели в Австралии» – просто чудо. Сюжет во многом напоминает первый фильм, за исключением того, что плохиш, обнаруживший гнездо редкого золотого орла, похищает мальчика, а не огромный алмаз. Но отважные мыши Бернард (Боб Ньюарт, и одного этого уже достаточно, чтобы посмотреть любой фильм) и Бьянка (Габор) вовсе не намерены оставлять детей в лапах злодеев, строящих нечестивые козни, и готовы облететь пол-мира, чтобы спасти ребенка.
«Спасатели в Австралии» – первый фильм, полностью снятый в цифровых технологиях, а фон полностью выполнен при помощи компьютерной графики. Это в основном относится к крупномасштабным кадрам здания ООН (именно там находится база Спасателей, и это редкий пример американской ленты, в которой нет враждебности по отношению к этой международной организации) и Сиднейской гавани. И все же фильм держится на своих персонажах, которые заслуживают лучшего, чем полученный ими статус «прочих героев диснеевских мультфильмов».
30. «Красавица и чудовище» /Beauty and the Beast/ (1991) (1991)
Если 90-е годы прошлого века – это Ренессанс мультипликации, то «Красавица и чудовище» – ее Давид (а «История игрушек» – Сикстинская капелла). Это первый анимационный фильм, номинированный на Оскар в категории «Лучший фильм года» и удостоенный «Золотого глобуса» в категории «Лучший музыкальный или комедийный фильм». «Красавица и чудовище» – триумф «Диснея», во всех отношениях не уступающий лучшим работам самого Уолта.
Очень трудно рецензировать ленту, в которой все до такой степени хорошо. Главная героиня Белль – самый позитивный образец для подражания из всех диснеевских девушек, по крайней мере, принадлежащих к роду человеческому. Она читает! Она слегка чокнутая! Она сильная, обладает чувством ответственности, ее жизненная позиция куда активнее, чем у большинства ее знакомых мужчин! А Чудовище между тем ухитряется быть одновременно свирепым и очаровательным, оно агрессивно и в то же время обладает огромным потенциалом. Свою растущую привязанность к Белль этот монстр выражает тем, что дарит ей библиотеку – один из величайших романтических жестов в истории кинематографа.
Плюс к этому имеются персонажи второго плана, целая груда неодушевленных предметов, в которых больше жизни, чем во всем актерском составе «Дня Святого Валентина» вместе взятом. А какие песни! Какая анимация! А сценарий – первый в истории студии «Disney Animation», которая до этого работала по раскадровкам! А злодей, вся чудовищность которого не выражена через уродливую внешность, а является следствием невероятного самомнения! А если, черт возьми, всего этого вам недостаточно, чтобы полюбить этот фильм, в строчке из «Песни толпы» даже цитируется леди Макбет: «Натяни решимость на колки…» Теперь понятно? Это же фильм для интеллектуалов! Неудивительно, что он побил все рекорды по кассовым сборам (145 миллионов долларов в первом прокате только в США) и стал первым лауреатом премии «Энни» в категории «За лучший анимационный фильм».
И вновь следует подчеркнуть вклад Ховарда Эшмана. Именно этот блестящий поэт-песенник предложил населить замок людьми, превращенными в неодушевленные предметы, он же выдвинул кандидатуру Пейдж О’Хары на главную роль и, конечно же, сыграл ключевую роль в создании всех этих замечательных песен…Эшман умер от осложнений, вызванных СПИДом, за 8 месяцев до выхода на экраны этого фильма, который был посвящен человеку, «давшему голос Русалочке и душу Чудовищу». Как дань последнего уважения, ему посмертно (вместе с Аланом Менкеном) был присужден Оскар в номинации «За лучшую оригинальную песню».
В начале 90-х годов казалось, что в «Мышином доме» просто не способны сделать что-нибудь не так. После двух фильмов «для девочек» вышел более «мальчишеский» «Аладдин», акцент в котором был сделан на приключения. Но все же в нем есть и принцесса, и любовная линия, и это хорошо, поскольку лента притягательна буквально для любой аудитории. Это, наверное, самый смешной диснеевский фильм, за что огромное спасибо Робину Уильямсу (о его вкладе вы все, конечно же, знаете) и Эрику Голдбергу, о котором вы, вполне вероятно, понятия не имеете.
Уильямс согласился на роль после того, как режиссеры Рон Клементс и Джон Маскер показали ему клип, в котором наложили анимацию на звукозапись из его стэндап-номера. Рассказывают, что Уильямс «хохотал до усрачки», после чего принял предложение, отправился в студию и принялся импровизировать как сумасшедший. Главным аниматором Джинна был Эрик Голдберг, которого весьма обрадовал этот креативный бенефис Уильямса. Он выбрал самое лучшее и сделал своего персонажа по цитатам из Робина. В результате другие аниматоры при упоминании этой его работы до сих пор уважительно понижают голос. Полет воображения аниматора головокружителен, и в этом он не только не отстает от Уильямса, но, возможно, даже превосходит актера. Их Джинн стал одним из величайших комических персонажей всех времен и народов.
Весь остальной фильм – блистательное приключение, героям которого поднимают дух все тот же Джинн-анархист и, возможно, лучшие в карьере песни Алана Менкена, Ховарда Эшмана и Тима Райса, который занял место скончавшегося Эшмана. Главный герой, жуликоватый и в то же время простодушный Аладдин, более харизматчный, чем 90% звезд диснеевских художественных фильмов; Жасмин, его вздорная возлюбленная; Джафар, великий визирь и просто фантастическая сволочь (интересный факт: в кино и в литературе все великие визири обязательно сволочи)…Были вопросы по поводу того, как в фильме показана персидская цивилизация в целом и арабы в частности. С точки зрения реальной политики подобная критика в какой-то степени имеет право на существование, однако то же самое можно сказать практически о любой культуре и стране, когда-либо выведенной студией на экраны.
Фильм собрал в прокате свыше двухсот миллионов долларов (до него такой кассы не имел ни один мультфильм) и положил начало не прошедшей и по сей день моде на озвучивание ролей в анимационных лентах знаменитостями. Хорошо это или плохо – большой вопрос, но, вне всякого сомнения, то, что сделал Уильямс, – это просто здóрово.
Величайший успех студии и самый кассовый рисованный мультфильм в истории кинематографа ознаменовал собой высшую точку лидерства «Диснея» в возрождении анимации в 90-е годы прошлого столетия. После этого дирижерская палочка перешла к другим компаниям (кхе-кхе…Pixar…э-э-э…DreamWorks…короче, сами знаете…). Но если «Короля-льва» и можно назвать началом спада, то надо сказать, что пик, с которого пришлось спуститься студии, был чертовски высок.
Сюжет описывали по-всякому: кому-то вспомнился «Гамлет», кому-то – книги Ветхого Завета, кто-то говорил про Бемби с клыками…Симба – юный принц-львенок, которого обманом заставляют поверить, что он виноват в смерти отца (величественный Джеймс Эрл Джонс). В результате он бежит из своего королевства, оставляя его в лапах своего коварного дядюшки Шрама (ни в одной роли Джереми Айронс не был столь омерзителен), но неминуемо возвращается через много лет уже взрослым.
Анимация роскошна: акварельные пейзажи, некоторые штрихи которых выполнены с помощью компьютера (например, круги от дождя на воде), способствуют раскрытию характеров узнаваемо диснеевских персонажей. Поразительное, травмирующее психику паническое бегство табуна антилоп-гну – наверное, вообще самый сильный эпизод во всех фильмах студии. В техническом и художественном отношении эта короткая сцена, работа над которой длилась три года и потребовала создания совершенно новой технологии, – настоящее чудо, после которого все сомнения в том, что «Дисней» способен снять приключенческий эпос, исчезают.
Ну и, само собой, саундтрек Элтона Джона стал одним из самых успешных в истории компании, а если вам этого мало, то упомянем еще феноменальные спин-оффы на Бродвее и в театрах Уэст-Энда. Успех так успех, не останавливаться же на полпути, в самом-то деле…
Как ни странно, «Покахонтас», запущенная в производство одновременно с «Королем-Львом», в свое время считалась более престижным и многообещающим фильмом. Романтизированный сюжет о реально существовавшей исторической личности подвергся критике со стороны некоторых организаций американских индейцев за то, как в нем выведена Покахонтас (это, впрочем, было неизбежно: ни один диснеевский фильм без скандалов не обходится), и оказался слишком «взрослым» для детей – в отличие от своего предшественника. Несмотря на это, фильм прекрасно снят в том же вычурном, слегка вяловатом стиле, что и ленты, снятые несколько десятилетий тому назад, например, «Спящая красавица».
А сама история – полный сочувствия рассказ о столкновении культур и терпимости, без которой в подобных случаях нельзя; не верите – посмотрите номер Colours of the Wind. Возможно, именно поэтому детишки зевали, ерзали в креслах, а то и вовсе не хотели идти в кино, но как раз поэтому фильм «Покахонтас» лучше, чем ваши воспоминания о нем.
Забавный факт: Терренс Малик, видимо, поклонник этого мультфильма. Ведь в «Новом свете» он не только изложил ту же историю с куда более реалистической точки зрения, но вдобавок использовал в главных ролях двоих актеров, которые были заняты в «Покахонтас»: Кристиана Бэйла и Ирен Бедар, которая озвучивала Покахонтас в мультфильме и ее мать в ленте Малика.
34. «Горбун из Нотр-Дама» (1996)
Какой невероятный первоисточник для диснеевского мультфильма: трагический роман о герое-уроде, в котором практически все совершают дурные поступки и в конце погибают! Все равно, что снимать мультфильм по Макбету, оставив в живых короля Шотландии и его супругу, чтобы детки, не дай Бог, не расстроились… Но несмотря на счастливый (или кажущийся таким) конец, это один из самых тяжелых диснеевских фильмов, пронизанный атмосферой страха, фанатизма и религиозных преследований.
При этом сама картина совсем не мрачная: Том Халс озвучивает Квазимодо с той же маниакально-притягательной энергией, с которой он играл в «Амадее», а Деми Мур и Кевин Клайн очень хороши в ролях романтических героев. Полностью окупились и долгие месяцы, проведенные съемочной группой в Соборе Парижской Богоматери: никогда этот шедевр готической архитектуры не выглядел лучше. Впрочем, мы по-прежнему не уверены, что можно скатываться с его контрфорсов, словно с водяных горок…
Для протокола: это самый недооценный из всех недооцененных диснеевских мультфильмов. В нем есть великолепные песни, узнаваемая с первого взгляда анимация и сюжет, куда более подходящий для диснеевского мультфильма, чем у его предшественника. И все же…несмотря на то, что «Геркулес» собрал почти сто миллионов долларов, создается впечатление, что никто его не смотрел. И уж совершенно точно о нем мало говорят, а это несправедливо.
То ли песни оказались чересчур приджазованными для тех, кто предпочитает традиционные диснеевские баллады; то ли полные имена некоторых героев (Филоктет? Амфи…чего-чего?!) оказались чересчур сложными для зрителей; то ли греческому правительству удалось-таки всех убедить, что это грубое искажение греческого мифа, а вовсе не импровизация на тему… Так или иначе, фильм стоит пересмотреть хотя бы ради безумной, на грани пристойного трактовки роли Аида Джеймсом Вудсом. По крайней мере, уберет противный привкус во рту после «Битвы Титанов».
Один из двух диснеевских фильмов (первым была «Покахонтас»), который можно с некоторой натяжкой считать «историей из реальной жизни». Мулан – реальная фигура в истории Китая, народная героиня, которая у себя на родине известна куда лучше, чем, скажем, Робин Гуд. Правда, исторические свидетельства о том, что она покидала родной дом, чтобы сражаться с захватчиками вместо своего больного отца, в сопровождении маленького болтливого дракончика, отсутствуют…но ведь о том, что этого дракончика с ней не было, тоже нигде не сказано!
Режиссеры Барри Кук и Тони Бэнкрофт сделали ставку на эпический размах, бросив все силы и возможности на сцены вроде той, где армия гуннов несется вниз по заснеженному горному склону. Это вполне оправданно, поскольку «Мулан» – первый и до сих пор единственный военный мультфильм у «Диснея». Но кроме этого в нем с нем есть неподражаемый комизм Эдди Мерфи в роли дракончика Мушу, самого смешного лучшего друга со времен Джинна (эта роль Мерфи ничем не уступает его же Ослу в снятых DreamWorks «Шреках»), и сама Мулан, сильная героиня в исполнении Минг-На. Маленьким девочкам, которые после «Золушки» помешались на том, чтобы стать принцессами, не мешало бы в качестве противоядия в принудительном порядке показывать «Мулан» до тех пор, пока они не перестанут носить розовое.
У «Мулан» имеются еще два невероятных повода войти в историю: а) это был первый диснеевский фильм, выпущенный на DVD, и б) с него началась карьера Кристины Агилеры, которая подписала свой первый контракт на запись диска после того, как исполнила песню «Reflections», сопровождающую титры. Ответить на вопрос, слава это бесславие, мы предоставляем каждому читателю в отдельности. Решайте сами, что подскажет вам ваша совесть.
Этот фильм символизирует собой официальное окончание диснеевского ренессанса, после которого кассовый успех уже не был гарантирован, а студия сваливается в десятилетний штопор. Но собственно «Тарзан» все еще очень неплох. Движения мускулистого (один студент Гарварда даже написал в «Нью-Йорк Таймс» письмо, в котором жаловался на нереалистичность его мышц) и весьма не типичного для «Диснея» главного героя в равной степени напоминают скейтеров а-ля Тони Хоук и традиционные полеты на лианах Джонни Вайсмюллера. По крайней мере, это была попытка сделать что-то новенькое, поскольку диснеевская формула успеха 90-х годов (песни плюс забавные спутники плюс любовная линия) уже явно набила оскомину.
В фильме очень широко применялась диснеевская технология «Deep Canvas», в результате чего джунгли, по которым носился двухмерный Тарзан, весьма убедительно выглядели трехмерными. Фильм жестче, чем большинство других «Диснеев»; в сочетании с потешной неумехой-героиней и обилием прикольных животных, например, горилл и леопардов, это делает его первым кандидатом на титул «самой…как бы это сказать…клевой диснеевской анимации». Эх, убрать бы еще саундтрек Фила Коллинза…
38. «Фантазия 2000» (1999)
Рассказывают, что старина Уолт вообще-то собирался постепенно, но непрерывно вводить новые эпизоды в оригинальную «Фантазию», однако после того, как фильм провалился в прокате, от этой идеи пришлось отказаться. Но лет эдак через шестьдесят на экраны вышел этот сиквел – очередной киноальманах, анимационная каша, заваренная на классической музыке. И, как выяснилось, кассовые сборы тоже никого в восторг не привели.
Однако это вовсе не означает, что фильм настолько плох. Он ничуть не хуже оригинала, то есть каждый отдельно взятый зритель морщится от одних номеров и приходит в восторг от других. «Рапсодия в стиле блюз», нарисованная Эриком Голдбергом в стиле карикатуриста Эла Хиршфельда, которому на тот момент было 96 лет, – это маленькое комическое чудо, нарисованное пером; восхитительный фарс «Карнавал зверей», в котором фламинго играют с игрушкой йо-йо, был придуман Джо Грантом, единственным человеком, работавшим еще над оригинальным фильмом. И все же неизбежно возникает подозрение, что по отдельности фрагменты этих двух фильмов воспринимаются куда легче и доставляют куда больше удовольствия, чем картины в целом.
В соответствии с прецедентом, созданным при выпуске «Короля-льва», «Дисней» рекламировал свой первый компьютерный мультфильм, выпустив в качестве трейлера первую сцену. Это был сильный ход. Само по себе вступление к «Динозавру» – выдающееся достижение, впечатляющее даже сегодня: в нем показан зеленый, полный жизни мир, кишащий чертовски убедительными динозаврами. Большинство ландшафтов, включая и столовые горы-тепуи, столь поразившие героя фильма «Вверх» Карла Фредриксена, были сняты вживую и искусно вмонтированы в кадр.
К сожалению, после начальных сцен фильм входит в крутое пике: животные начинают разговаривать, и выясняется, что они общаются не как ужасающие ящеры, а как уличная шпана. (Хорошо-хорошо, я согласен, никто не знает, как бы разговаривали динозавры, но уж точно не так, как вся эта банда). А то, что уже в первом акте в Землю врезается метеорит, и почти все остальное действие происходит не в роскошных ландшафтах, на которые мы купились, а в каких-то серых гравийных карьерах, попахивает откровенной скаредностью со стороны «Диснея».
В центре сюжета герой-Игуанодон, стремящийся выжить в пустоши вместе с усыновившим его семейством очаровашек-лемуров (!). Все достаточно мило, но сценарий, персонажи и весь этот дино-экшн явно рассчитаны на лишенных воображения малолеток. Единственное утешение – величественная музыка Джеймса Ньютона Ховарда.
Фанаты мультфильмов отметили, что сценарий позаимствован из хита Дона Блата 1988 года «Земля до начала времен», а образы мигрирующих в отчаянии динозавров восходят к куда более значительной «Фантазии». Печально уступающего пиксаровским фильмам «Динозавра» к тому же затмил куда более раскованный «Ледниковый период», выпущенный студией «Blue Sky» двумя годами позже.
По беззаботному бодрому галопу этого фильма никогда не скажешь, что в ходе его производства «Диснею» пришлось столкнуться с почти неслыханными в новейшей истории студии сложностями. Режиссер Роджер Аллен, первоначально взявшийся за фильм, намеревался снять эпический мюзикл «Королевство солнца» по мотивам «Принца и нищего». В роли плохого парня должна была выступить злая ведьма, вознамерившаяся манипулировать ими обоими. Однако студия, недовольная ходом проекта, наняла в качестве со-режиссера Марка Диндала, который превратил фильм в комедию, выбросил все написанные специально для фильма песни Стинга, кроме одной, и превратил «Императора» в «бадди-муви».
Хотя это и привело к ожидаемым печальным последствиям – Аллерс с большей частью своих аниматоров ушел из проекта, чтобы заняться «Лило и Стичем», а Стинг, по слухам, пришел в ярость, – фильм, который мы получили в итоге, совсем не так ужасен, как можно было ожидать, зная историю его создания. Он смешнее и динамичнее большинства лент, выпущенных студией, причем настолько, что вообще не похож на диснеевский проект: его полная абсурдность и отсутствие миленьких персонажей, все эти острые углы вместо огромных оленьих глаз напоминают скорее продукцию Warner Bros.
Несмотря на юмор и в общем-то положительные отзывы критиков, «Похождения императора» не принесли прибыли в прокате, однако после кучи номинаций на «Энни» и парочки сиквелов этот фильм все-таки нашел свое место в истории. Хотя за историческую достоверность он заслуживает полновесной единицы: инки колесами не пользовались…
«Дисней» снимает стимпанк? Ну, вроде того. Следуя по проложенному «Императором» по пути от мюзиклов к чему-то, так сказать, более свежему, студия предприняла первую попытку снять научно-фантастический фильм. Возможно, это была реакция на современные миры, созданные новичками Pixar и DreamWorks. За ориентир был взят стиль создателя «Хеллбоя» Майка Миньолы – отсюда и характерные черты героев этого приключенческого фильма, которые перед Первой мировой войной ищут затерянный город атлантов.
Хотя сюжет развивается достаточно быстро, а актеры озвучания и аниматоры проделали отличную работу, в результате получился абсолютно не диснеевский фильм. Все настолько подчинено развитию действия, что герои едва успевают перевести дух. В прокате картина провалилась, но ее создатели могут утешиться тем, что сборы «Атлантиды» все же оказались на несколько порядков выше, чем у сходного по тематике «Титана: После гибели Земли».
В фильме гораздо больше социального реализма, чем в большинстве диснеевских лент: в конце концов, один из главных персонажей фильма – социальный работник, который показан с большой симпатией, а сюжет в значительной степени построен на том, что сестра Лило Нани постоянно ищет работу, и при этом сестры то и дело скандалят. Это очередной диснеевский фильм, в котором у главного героя умер или пропал как минимум один из родителей, однако здесь это скорее один из сюжетных ходов, а не краеугольный камень всей истории.
Именно тогда на авансцену вышли и показали миру, на что они способны, Крис Сандерс и Дин ДеБлуа, нынешние звезды анимации, которые затем создали «Как приручить дракона» (у Беззубика из этого фильма, несомненно, множество общих генов со Стичем). После оригинального фильма студия разразилась целой россыпью сиквелов, мультсериалов и настоящим валом сопутствующих товаров и диснейлендовских аттракционов. Совсем даже неплохо для фильма, который задумывался как недорогая поделка, которую можно слепить на скорую руку и выпустить на экраны в промежутке между более престижными проектами (см. также «Дамбо»). Воистину дешево и сердито, лучше и не скажешь!
Самый малозаметный из всех диснеевских фильмов «нулевых»? По всей видимости, да. В этой перенесенной в космос адаптации «Острова сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона нет привычных космических кораблей из нержавеющей стали и скафандров, зато есть атмосфера дальнего космоса, в которой перемешаны ретро и футуризм. Еще один фильм в привкусом стимпанка Рон Клементс и Джон Маскер сняли «для души». Они вынашивали эту идею еще с середины восьмидесятых, но фильм получил неоднозначные рецензии, а его кассовые сборы вряд ли могли кого-нибудь удовлетворить.
Хотя тут все не так уж плохо – странное место действия смотрится как минимум свежо, а сочетание двухмерной анимации, на которую авторов вдохновили картины маслом, с 3D анимацией срабатывает прекрасно. Однако фильм вышел сразу после «Лило и Стича», да еще одновременно с такими шедеврами от других студий, как «Унесенные призраками», «Шрэк» и « Корпорация монстров»…Ленте попросту не хватило пороху, чтобы с ними конкурировать: это скорее блистательная, но ремесленническая поделка, чем вдохновенное произведение мастеров.
Если у «Диснея» возникают сомнения, он частенько возвращается к фильмам о милых зверушках. Этот, по крайней мере, не столь слащав. В конце концов, медведи все-таки будут покруче тех зайчат и оленят, которые помогают по хозяйству в стандартном диснеевском фильме, а эта медвежья сага вдобавок начинается с убийства близких родственников обоих главных героев. Так что фильм не только пушистый, здесь имеются также и клыки…
Заносчивого молодого охотника не впервые превращают в медведя, чтобы преподать ему урок, однако в данном случае эскимосские легенды, на которых основан сюжет, и упор на необходимость вести сбалансированную, ответственную жизнь придают фильму экологическую направленность. Лента принесла прибыль в прокате, хорошо продавалась на DVD, но самым забавным ее следствием стала буря протестов со стороны фундаменталистских христианских групп, которым не понравилось, что в фильме с положительной стороны показаны религиозные обряды эскимосов. Не менее забавно, что в то же самое время Конференция американских католических епископов расхвалила ленту за следование учению святого Франциска Ассизского, что привело к потасовке на религиозной основе, в ходе которой обе стороны облачились в медвежьи шкуры и дубасили друг друга рыбинами. Ну хорошо, хорошо, не было этого…а жаль.
За месяц до выхода фильма боссы «Диснея» закрыли студию рисованной анимации во Флориде и объявили, что отныне и навсегда будут снимать только компьютерные мультфильмы. Сейчас можно смело сказать, что решение свалить вину за провалы и неудачи нескольких картин на технологию, в которой были созданы многие из лучших фильмов всех времен и народов, было полным идиотизмом, ведь двухмерная анимации по-прежнему прекрасно работала, к примеру, у Миядзаки или, в меньшей степени, у Сильвена Шомэ. В результате несколько лет казалось, что этот вестерн будет последним фильмом, снятым в традициях, восходящих к самому Уолту образца 1937 года. Его не назовешь позором студии, но вряд ли вам захочется его пересматривать.
«Не бей копытом» (не путать с «Открытым простором» Кевина Костнера, вышедшим годом ранее) – это история трех коров, которые пытаются спасти свое ранчо, поймав печально известного скотокрада. Хотя сюжет вполне достойный, задача сделать коров обаятельными и привлекательными оказалась его авторам не по силам. Они в основном мычат – и только. И как при этом привлечь симпатии детей, вскормленных на покемонах, Вуди и Баззе?
В оригинале история Цыпленка Цыпы не столько сказка, сколько анекдот, а это означает, что для того, чтобы сделать свой первый целиком компьютерный полнометражный фильм, ребятам с «Диснея» пришлось вкалывать, как проклятым. Режиссер Марк Диндал, снявший ранее «Похождения императора», внес комические штрихи в сюжет о цыпленке, который однажды по ошибке решил, что на него упало небо: теперь он понимает, что в этот раз оно падает на самом деле. Диндал мало что оставил от басни как таковой, зато смог ввести тему вторжения инопланетян и снять фильм в канонах научной фантастики.
Вся проблема в том, что заговор инопланетян не слишком хорошо сочетается с тем, что действие происходит в городе, населенном хорошо нам знакомыми животными; этот мир для нас изначально чужд, так что кому какое дело до того, что туда вторглись какие-то еще пришельцы? И хотя сам Цыпленок Цыпа восхитителен буквально во всем – полный энергии и энтузиазма, с огромной, покрытой перьями головой, он к тому же постоянно посмеивается над собой голосом Зака Браффа, – все прочие обитатели городка не производят особого впечатления.
В мировом прокате фильм собрал 314 миллионов долларов – сумма вполне приличная, однако средние сборы пиксаровских картин были намного выше. Мало того, все это происходило во время переговоров между студиями о продлении дистрибьюторского контракта с «Pixar» и вполне вероятно, что «Мышиный дом» рассчитывал на большее, чтобы вести переговоры с позиции силы и продемонстрировать, что всякие там молодые, да ранние ему не так уж и нужны. А так все закончилось тем, что «Дисней» купил «Pixar», но при этом в 2006 году поставил его основателя Джона Лассетера во главе «Disney Animation». Пока они счастливы в браке; надеемся, что так оно будет и дальше.
Но вернемся к нашим цыплятам. Дисней уже снял короткий и сентиментальный фильм по этому сюжету в 1943 году, и хотя современный вариант, вне всякого сомнения, намного лучше, все-таки жаль, что он не оправдал надежды на веселое безумие, появившиеся после его первых трейлеров. Если вы спросите нас, то ключ к успеху заключался в следующем: поменьше пришельцев, побольше стеба над обществом.
Второй полностью компьютерный мультфильм «Диснея» и первый после того, как во главе «Disney Animation» встал Джон Лассетер. За 10 месяцев, прошедших между его приходом на студию и выходом фильма на экраны, «Робинсоны» были исправлены, переработаны или иным способом изменены процентов на шестьдесят. Особенно сильно изменился образ злодея, который стал куда более пугающим, добавилась сцена бегства от динозавров: с тираннозаврами любой фильм становится лучше. Сами подумайте, кем сейчас был этот парень по фамилии Спилберг, если бы не они?
Сюжет фильма необычайно сложен: от огромного количества путешествий во времени голова кругом идет, да плюс еще парочка альтернативных вариантов будущего…Однако в плане эмоций зритель получает за это определенную компенсацию, когда осиротевший герой Льюис наконец находит свое место среди эксцентричных гениев Робинсонов. В концовке фильма впечатляют не только 3D-эффекты, но и объемность самих характеров.
В начале предполагалось, что фильм под названием «Американский пес» будут снимать Крис Сандерс и Дин ДеБлуа, однако после возвращения на студию Джона Лассетера сценарий и анимация подверглись значительным изменениям. Действие было перенесено из пустыни Невада (что сразу же вызывало в памяти «Тачки») в другое место, а сам пес из миленькой, маленькой, темненькой собачонки превратился в ослепительно-белую американскую овчарку. В результате возникших разногласий режиссеры ушли из компании, после чего сняли на «DreamWorks» «Как приручить дракона». Вопрос о том, кто был прав, остается открытым: «Вольт» – фильм приятный, но, по большому счету, не очень запоминающийся.
В законченном сюжете пес-телеактер (Вольт) не понимает, что сверхспобности, которыми он обладает в сериале – всего лишь продукт телевизионных эффектов. Он теряет свою хозяйку на другом конце страны и отчаянно хочет вернуться домой. За этим следует коктейль из «Невероятного путешествия» (к Вольту присоединяются другие животные, только место кошки и еще одной собаки занимают кошка и хомячок) и «Базза Лайтера из звездной команды». Однако в фильме нет никого, напоминающего прямодушного и честного Вуди, и на этом фоне Вольт с его заблуждениями куда менее очарователен, чем звездный рейнджер. Фильм хорош во всем, но не более того. Великим его не назовешь. Единственное исключение – это начальная сцена, в которой показано выступление Вольта в телешоу. Денег на этот экшн не пожалели: судя по клипу, каждая серия обходится телевизионщикам в 100 миллионов долларов, но уж это шоу мы бы не пропустили ни за какие деньги!
Чуть ли не в первом заявлении после своего назначения на пост главы «Disney Animation» Джон Лассетер провозгласил, что «Дисней» в будущем возвратится к двухмерной анимации – а в данном случае и к историям о диснеевских принцессах. Этого ждали давно. Как любит повторять Лассетер, совершенно бессмысленно возлагать вину за провалы фильмов на технологии, с помощью которых они были сняты (в данном случае, на традиционную анимацию); совершенно очевидно, что все дело было в сюжетах. После возвращения Лассетера режиссеры Рон Клементс и Джон Маскер предложили ему сразу девять новых идей, и это лишь первая из них.
А почему бы и нет? Сюжет вполне надежный – одна из последних неэкранизированных классических волшебных сказок перенесена из Европы в США, и это, как ни странно, не кажется чем-то нелепым. В конце концов, рассказывать сказку о лягушках лучше всего в городе, окруженном болотами! А если уж вы решили отправиться в Новый Орлеан, имеет смысл перенести действие в век джаза и сделать одним из персонажей крокодила, играющего на трубе. Неплохая же идея, а?
С точки зрения циника здесь в общем-то все ясно: сделав героиню афроамериканкой, студия закрывает последний большой этно-демографический пробел в прибыльном ассортименте Диснеевских Принцесс, и теперь каждая девочка сможет купить куклу, похожую на нее. Но, если честно, такое решение напрашивалось уже давно, а Тиана – отличная героиня: девушка, которая помешана не на том, чтобы найти богатого мужика, а на том, чтобы пробиться самой.
Итак, в фильме имеются принцесса для девочек, смешные животные для мальчиков, музыка для всех и достаточно страшный злодей, колдун вуду доктор Фасилье. Но, хотя кассовые сборы у фильма оказались вполне приличными, в книгу рекордов он не попадает. Возможно, именно вследствие этого следующий фильм в большей степени направлен на мужскую часть населения, а роль принцессы в нем настолько незначительна, что ее как бы и нет вообще…
Кажется невероятным, что «Дисней» добрался до «Рапунцель» только в этом году, ведь практически все прочие классические волшебные сказки студия экранизировала давным-давно. И все же это так: длинноволосая принцесса появляется на экранах только в пятидесятом диснеевском полнометражном мультфильме.
Первоначально предполагалось, что фильм будет ставить ветеран анимации Глен Кин, однако из-за проблем со здоровьем он отошел от руководства и занимался только образом самой Рапунцель. Его заменили Натан Грено и Байрон Ховард, однако некоторые из первоначальных идей сохранились: хотя влияние французского художника Фрагонара стало менее заметным, оно все же ощущается в задних планах с прекрасными цветами, в потрясающей сцене с летающими фонарями, а также в том, что компьютерная анимация выглядит и воспринимается скорее как картина – в отличие от недавних глянцевых научно-фантастических работ «Диснея».
Однако некоторые моменты фильма – это очевидный возврат к моментам славы «Диснея». Музыка Алана Менкена запоминается так же легко, как его работы девяностых, однако в ней чувствуется влияние фолка шестидесятых годов; вздорная героиня куда интереснее прежних принцесс, а образ злодея доставит вам массу удовольствия. Студия, всегда чередовавшая времена успехов с периодами неудач, кажется, начинает новый подъем. Поскорее бы лето и Винни-Пух, а там, глядишь, и следующие пятьдесят полнометражек не за горами!