лучшие рок песни ссср
Золотой век русского рока: 10 лучших альбомов
Думалось ли в восьмидесятые годы рок-музыкантам, что они создают не просто рок-группы, но целую рок-культуру, которая по прошествии лет станет новой отечественной классикой? Вряд ли. Классические вещи и альбомы никогда не создаются со строгим знанием того, что «а вот сейчас я создаю классическую, эталонную вещь для вас для всех, потомки». Осознание и понимание того, что из-под микрофона и струн вышла классика, приходит много позже.
Тогда, в 80-х, просто подошло время для того, чтобы гениальность, накопившаяся среди молодых самородков-меломанов, наконец, нашла выход. Для этого появились и институциональные условия – первые легальные рок-клубы в стране. Кроме того, старый враг – Советская власть – был вроде еще жив и даже опасен, но с ним стало возможно (особенно в перестройку) вступить в драку и выйти победителем. Ну и наконец, в стране появились первые люди, которые задумались о том, что свое творчество надо фиксировать, чтобы потом от тебя не остались одни только легенды о том, какие вы были невозможно крутые. Незримая, но осязаемая культура, со своими собственными артефактами собственным самиздатом, стала для многих главным каналом распространения подлинной, не цензурированной культуры.
Высшим пиком этой золотой эпохи стали 1983-1988 годы. Можно, конечно, говорить о том, что пик этот был инспирирован повышенным вниманием к рокерам КГБ и отечественной прессы (как раз в эти годы вышли самые гнусные газетные статьи о ряде наших рокеров). Однако самым трудным оказалось испытание шоу-бизнесом и рынком, которое для большинства началось в 1987-1988 годах. То, что в течение всего 1988 года русский рок был стабильно главной музыкой в стране (после «Ласкового мая», правда), далось ему очень тяжело. Для многих рок-групп только тогда стало понятно, какие разные люди собрались в некогда единых коллективах. Испытание медными трубами не прошел никто.
Собственно кризис 1988 года стал началом не расцвета и триумфа, а затянувшейся агонии русского рока, моду на который за 1989-1991 годы окончательно сменила мода на попсу. Эта эпоха потом станет для многих эпохой «безвременья», «межвременья» или даже «пустоты», в которую будут кричать герои книги Александра Горбачева. Впрочем, ветераны движения также не останутся в стороне и сделают многое для того, чтобы история все-таки не прерывалась до 1997 года, когда станет возможным новый расцвет.
Топ-10 альбомов русского рока 80-х
10 место:
Телевизор — Отечество Иллюзий
«Русский рок – это протест», — так гласит расхожее клише. Поскольку сам термин «русский рок» авторский, придумал его Сергей Жариков из ДК, то его и стоит считать автором не только термина, но и обязательной коннотации рока с протестом. Неважно даже, это протест политический или метафизический. Но именно «публицистическое» понимание протеста оказалось самым монетизируемым с приходом «перестройки» — для публицистов и дельцов больше, чем для музыкантов.
И особенно часто ярлык «политической» группы приклеивали к «Телевизору». Формулировки оценки окружающего мира Михаил Борзыкин и правда подбирал самые радикальные, а по градусу ненависти – к власти, обществу, поколению родителей, просто людям вокруг – вряд ли какая-то песня русского рока сравнится с такими гимнами этого альбома, как «Твой папа – фашист» или «Три-четыре гада». А потому для многих «Отечество иллюзий» стало в первую очередь эталоном плакатно-агитационной сути рок-музыки. Того, что Борзыкин обличал в своих песнях универсальные (а не позднесоветские) уродства человеческой натуры, а также того, каким удивительно талантливым аранжировщиком и композитором он является, массы расслышать тогда не захотели – но расслышат потомки.
9 место:
Ария — Герой Асфальта
1987 год – это год хэви-метала на всех площадках страны. «Круиз», «Чёрный кофе», «Чёрный Обелиск», «Клиника», «Э.С.Т.», Коррозия металла — эти имена для многих субкультурщиков и сейчас-то звучат волшебной музыкой славного прошлого. Но главной группой хэви-метала на русском языке стала все-таки «Ария», которая, казалось, развалилась навсегда в январе 1987 для того, чтобы дать жизнь группе «Мастер».
Но призвавшие в свой состав басиста Виталия Дубинина, гитариста Сергея Маврина и барабанщика Максима Удалова вокалист Валерий Кипелов, гитарист Владимир Холстинин и директор Виктор Векштейн, как оказалось, только начинали создавать настоящую легенду группы. Вышедший в 1987 году «Герой Асфальта» точно соответствовал всем критериям того хэви-метала, каким его хотела услышать аудитория. Шесть песен, состоящих из драйва, запоминающихся риффов, малоценных с точки зрения поэзии, но блестящих по стилистической цельности текстов Маргариты Пушкиной, которые поет Валерий Кипелов в самом расцвете сил. «1100» — тогда единственная песня русского рока о Великой Отечественной войне. Что ещё? Только два слова – «Улица роз». По-настоящему народный русский хит в стиле хэви-метал.
8 место:
Саундтрек к кинофильму «Асса»
Антон Чернин когда-то писал, что в марте 1988 года центр Москвы находился в ДК МЭЛЗ на «Электрозаводской». Там презентовал свой очередной фильм «Асса» выдающийся режиссер Сергей Соловьев. И, помимо самого фильма, состоялся целый парад контркультуры – от художников из группы Тимура Новикова до новосибирских рок-героев из Калинова Моста.
Но главным был все-таки фильм, а его главным героем, в свою очередь, был саундтрек. История довольно неприятного «мальчика Бананана» оказалась лишь внешней рамкой для того, чтобы слушатель услышал широчайший спектр отечественного андеграундного рока, который каким-то чудом дожил до 1988 года и оказался культурой удивительной красоты и чувства юмора – а как не чувством юмора объяснить нахождение в саундтреке «ВВС» Отряда имени Валерия Чкалова или «Мочалкина блюза» и «Старика Козлодоева», не говоря уж о «Мальчике Бананане». Но если первая половина – это самоирония, то вторую стоит считать чем-то вроде революционной программы. Революционный дух там исходит даже от написанного в начале 70-х Вавиловым и Волохонским «Города золотого» и «Чудесной страны» Браво. И достойным итогом становится «Мы ждём перемен» группы Кино. Она звучит максимально отдельно, но все-таки отлично высвечивает то, что пришло новое время. И «ждем» означает даже не «требуем», а «добьемся своими силами».
7 место:
Аквариум – Радио Африка
Отцом русского рока, его канонов и правил справедливость обязывает признать Бориса Гребенщикова. И дело тут не только в том, что он для многих снял вопрос о том, можно ли петь рок по-русски. Все-таки, тут он пионером не был. Дело в том, что Гребенщиков первым сумел подойти к рок-музыке со стороны концептуальной и контекстуальной. Когда большая часть рокеров в Москве еще пыталась снимать риффы Deep Purple, изображая из себя в поэзии новое поколение бардов, Аквариум бросился читать актуальную мировую литературу (доставаемую иной раз и контрабандой), и наводить мосты с мировой культурой посредством музыки и общения.
Кроме того, именно Аквариум задал главную моду русского рока — записывать магнитоальбомы, да не просто так, а с продюсером. Джорджем Мартином русского рока стал Андрей Тропилло, а Парафлоном и Эпплом в одном лице — его кружок звукозаписи в Доме юного техника на Охте. На альбоме «Радио Африка» все компоненты сошлись идеально. Пеcни авторства Гребенщикова, первый его великий период сотрудничества с другим гением — Сергеем Курехиным, максимум продюсерских усилий Тропилло и его мелодиевского коллеги Виктора Глазкова. Идеальная творческая форма музыкантов — Ляпина, Титова, Трощенкова, Гаккеля. И, конечно, главная песня андроповско-черненковских «молчаливых дней» и антироковых репрессий — «Рок-н-ролл мертв». Ни один зал еще ни разу не встретил ее молчанием — только неистовым ревом восторга. И так тридцать лет.
6 место:
Звуки Му — Простые Вещи
По стечению обстоятельств, центром рок-музыки с 1981 года по наши времена был и останется Питер. Но и Москве в 80-е было чем похвастаться, поскольку там нашлись свои энтузиасты по осмыслению быстро меняющегося музыкального мира и российской реальности. И лучше всего осмыслить происходящее получилось у интеллигентных с виду ребят из Звуков Му.
Предложенная ими народу «русская народная галлюцинация», цикл страшных бытовых и алкогольных зарисовок, вымораживала на концертах, и надо было как-то передать этот эффект в студии. Удалось это сделать третьему (после Борзыкина и Мамонова) великому мизантропу русского рока — лидеру ЦентраВасилию Шумову. Холодный, почти эмбиентовый звук (даром, что ли, с ними потом сотрудничал Брайан Ино) и отстраненный, психоделический голос Мамонова, вскрывающий весь наш бытовушный социализм — ничего более сложного и великого, чем «Простые вещи», в Москве с тех пор не создали.
5 место:
Браво – Ансамбль Браво
80-е — это не только время бурного прогресса и новаторства, но и время первого великого ревайвла — возрождение таких жанров как классический рок-н-ролл, рокабилли, твист, шейк и ритн-энд-блюз. И отрадно понимать, что тут мы тоже шагали в ногу со временем. В то время, как на западе вот-вот готовились сказать свое веское слово Stray Cats, московский гитарист Евгений Хавтан обратился к эстетике наших 50-60-х, пригласив на вокал главную женскую легенду в нашей истории — Жанну Агузарову.
Как итог, группа повторила историю стиляг с лихвой, попав под каток милицейских гонений практически с началом живых выступлений. Но к 1988 году все возможные проблемы оказались позади, и легализованная группа вернулась на сцену — как оказалось, очень вовремя. Пафосно-протестную атмосферу русского рока Браво разбавили самоиронией и мелодизмом, мало кому свойственным. И остались на вершине уже навсегда.
4 место:
Майк Науменко – Сладкая N И Другие
Майк Науменко – одно из самых главных имен русского рока, которое почему-то все время забывают. Сейчас. А тогда, слава Богу, никто не сомневался в том, что этот человек был одним из тех, кто, наряду с Гребенщиковым, доказал теорему «петь рок на русском можно». Тем интереснее вспомнить, что Майк, в отличие от того же Гребенщикова, успел издать не так уж много – три полноценных альбома «Зоопарка», концертные бутлеги, предсмертный альбом «Музыка для фильма», резонансный сольник «LV». А первая и самая главная слава была заработана и вовсе сольным альбомом, даже и не альбомом, а фактически демозаписью для того, чтобы просто материал не пропадал.
Как это нередко бывает, временное решение стало окончательным. И каждый, кто потом ставил на магнитофон бобину или кассету, вдруг приоткрывал дверь в мир портвейновых посиделок, странных (но до боли узнаваемых), почти случайных компаний, разговоров о прослушанной музыке и прочитанных книгах. И главное – хорошо узнаваемый язык, который по тем временам звучал каким-то панковским – грязным, вульгарным, почти матерным. Но именно в такой глубокой бытовухе рождалась поэтика Майка, в том числе и «Сладкая N» — лучший женский образ в поэзии со времен «Незнакомки» Блока. Тоже, кстати, сомнительной репутации девица получается.
3 место:
Наутилус Помпилиус – Разлука
В 1986 году на рок-карту СССР наконец-то был нанесен Свердловск. Но стало это возможно вовсе не с помощью тех достижений, которые были на счету у первого поколения рок-движения в городе. Ни «Сонанс»в 70-е, ни «Трек» и «Урфин Джюс» в 1981-1985 году не стали общенациональным достоянием, хотя и в музыкальном, и даже в поэтическом плане (если говорть об «Урфине Джюсе») их наследие и поныне достойно внимания. Но страна, увы, оказалась не готова их воспринимать. Истинный прорыв случился только тогда, когда молодое поколение местных рокеров решило, что пойдет другим путем. Высшей точкой этого «другого пути» стал Наутилус Помпилиус.
Архитекторы по образованию Слава Бутусов и Дима Умецкий не просто нащупали свой фирменный клавишно-саксофонный звук и сдобрили его выдающейся даже на общем фоне русского рока поэзией Ильи Кормильцева (да и самого Бутусова). Они подарили русскому року целый альбом запоминающихся мелодий и даже музыкальных риффов. Злые тексты Кормильцева о скованной одной цепью стране, Алене Делоне и семьдесят седьмом Акае, броские мелодии, модная нововолновая ритмичность (удивительный эффект, когда выстрелил синтетический звук, сделанный из бедности), харизматичный вокал Бутусова – вот из чего состояла «Разлука».
Это был беспроигрышный набор, который давал точный политэкономический («Нищие молятся, молятся на то, что их нищета гарантирована…») и социологический («Я просто хочу быть свободным и точка, но это означает расстаться с семьей») анализ послезастойного СССР, что с успехом заменяло толстые журналы.
2 место:
Алиса – Энергия
Когда в 1985 году — очень тяжелом для рок-музыки — вдруг начали открываться первые лазеечки, широкие массы стали постепенно обнаруживать, что выросло целое поколение творцов, которые были миру вокруг нелояльны и даже враждебны. И впереди всего этого поколения «впереди, на лихом коне» летела группа Алиса со своим агрессивным новым вождем Костей Кинчевым. Этот гениальный «инфант террибль» тогдашнего русского рока был одновременно ходячим драйвом, ходячим сексом, но главное – ходячим гимном поколения. И каждое его слово воспринималось тогда как новая заповедь, а 10 песен «Энергии» стали самыми настоящими скрижалями перестройки.
1 место:
Кино – Группа Крови
Магнитоальбомная эпоха русского рока закончилась в 1988 году. Частично потому, что рок наконец-то был официально легализован, частично — потому, что весь ресурс подпольного сопротивления был выработан. Пришло время подводить итоги, и одной группе посчастливилось поставить точку в великой истории 1981-1988 так, что она стала главной группой русского рока. Разумеется, речь идет о Кино Виктора Цоя и их альбоме Группа крови. Вообще-то каждый уважающий себя рок-фан знает этот альбом наизусть, даже если не перестаёт шутить про мацу и Икарус.
Потому что Виктор Цой дал своим альбомом голос миллионам людей, сумев одновременно показать себя человеком абсолютно всемирным, чутким к современной ему мировой рок-музыке. То, как много копий некоторые критики ломают, пытаясь выставить Цоя недалеким отсталым говнарем, успешно компенсировалось тем почтением, которое к ленинградскому гению питают Brazzaville и New Order. И «Группа Крови», рассказ об ушедшем на бой и не вернувшемся человеке (что кажется сейчас каким-то пророчеством) — лучшее, что рождала наша рок-музыка когда-либо.
«Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать».
Советская рок-музыка. Небольшое исследование.
Уважаемые друзья и гости моей скромной странички, рад вас приветствовать!
Речь сегодня пойдёт о таком уникальном явлении, как советский рок. Да, не русский, а именно советский рок.
И именно тот, который был в 80-х. Почему так? Да по одной веской причине: рок-музыка, которая создавалась в СССР резко отличается от той, которая появилась в новой России во второй половине 90-х. Да-да, именно во второй половине, так как в первой половине я решительным образом не могу припомнить ни одной мало-мальски значимой новой группы. В первой половине 90-х по инерции правили бал «монстры» советского рока, такие как «Агата Кристи» (в первую очередь, бесспорно, что они были самыми популярными), «Наутилус Помпилиус», «ДДТ». Где-то на дальних тихоокеанских берегах существовал невероятно свежий и дико модный рокапопсовый парнишка по имени Илья Лагутенко, но знали его только в узких кругах и в основном только в Приморье. Впрочем, он немного опередил своё время со своим рокапопсом (называть его «брит-поп» язык не поворачивается, какой же он «брит»?) и, видимо, Провидение сознательно держало «Мумий Тролль» на дальних берегах. Да, в начале 90-х в Европе уже вовсю гремели Oasis и Blur, но наши граждане созрели для такой музыки аккурат году к 97-му, как раз к триумфальному всероссийскому дебюту (альбом «Икра») «мумиков».
Как раз примерно к тому же времени (1996-1997 гг) страну накрыло «цунами» из рок-групп новой формации: «Король и Шут», «Пилот», «Танцы минус», те же Tequilla Jazz, хоть и стоят немного особняком по «мэйнстримовости», но тоже набрали популярность именно в этот период. «Вишенкой на торте» стала Земфира в 1998-м.
К чему это я начал разговор о советском роке именно с этих групп? А вот почему: как ни крути, а они «набирали обороты» в то время, когда уже не было недостатка в информации и российские группы уже существовали в едином поле с мировой сценой, в том числе и в навешивании стилистических ярлыков. То есть, не просто их навешивали, а реально музыка соответствовала тому или иному жанру: «КиШ» — хоррор-панк, «Пилот» — пост-грандж, «Мумий Тролль» или «Танцы минус»… ну, пусть будет «брит-поп» или «инди-рок»…
В СССР всё было иначе. Парни имели невероятное желание играть настоящий актуальный рок, но совершенно не имели возможности знать, что происходит на мировой сцене. Информации было ноль, а та, которая была доступна «обрывками» (приём «голоса Америки» по радио или привезённые пластинки и журналы из загранкомандировок) не могла передать всю полноту происходящего. И во всей это информации было всё так перепутано и перемешано, что даже простыми словами и не описать… Слишком коротко и довольно скудно, на самом деле, ситуацию описал Константин Кинчев в своей песне «Меломан» из альбома «Энергия» (1986 г.). Погуглите текст те, кто не в теме, реально дело примерно так и обстояло.
К середине 80-х годов положение в советской рок-музыке было следующим: официальная «Машина времени» и полуподпольный «Аквариум» являлись как бы главными «столпами» советской рок-музыки. И если та же московская «Машина», вкусив прелестей официального признания (появление на ТВ (в том числе в качестве саундтрека к фильму «Афоня»), включение их песен в пластинки-солянки с официозными ВИА и т.д.), «выдавала на-гора» типичный блюз-рок, замешанный отчасти на стилистике официальных ВИА (типа советская поп-музыка), то ленинградский «Аквариум» не гнушался довольно смелых экспериментов. БГ переиграл почти всё: были и панк и электроника, но у «Аквариума» эксперименты сильно далеко не заходили. БГ предпочитал придерживаться традиционной фолк-роковой школы. Судя по всему (это моё личное мнение, впрочем, как и всё, что описано в статье), он предпочитал музыку типа Боба Дилана с «бунтарской примесью» Марка Болана. БГ всегда использовал фолковые мотивы русской и кельтско-ирландской музыки. Кельтской даже значительно больше, чем русской. Одна только, на первый взгляд, чисто русская распевка «Я уезжаю в деревню, чтобы стать ближе к земле», лично у меня, например, в воображении всегда рисовала вовсе не деревню Гадюкино и даже не Простоквашино, а какой-нибудь Ратгормак из ирландской глубинки. То есть, эксперимент был, но очень лёгкий и почти без крайностей.
Совсем по-другому вела себя молодёжь типа «Кино», «Алисы», «АукцЫона» и «Странных игр». Ребята хотели быть лучшими, хотели быть самыми гротескными, самыми бунтарскими и в то же время самыми модными.
Самыми модными были, конечно же «Кино». Модным было всё: одежда, причёски, звучание.
С приходом в группу ударника Юрия (Густава) Гурьянова, который был просто помешан на всём самом актуальном, резко изменился даже внешний вид участников: все они щеголяли брюками и жакетами модных фасонов, а на головах носили модные стрижки. Немного выпадал по облику сам Виктор Цой, но выпадал не тем, что был не модным, а тем, что он крепко залип по готическому стилю no future как в прическе, так и в одежде. И этот стиль он стал использовать после романтического глэмного образа в рубашке с жабо и воланами в сочетании с распущенными длинными волосами. И откуда пришло это изменение стиля с романтик на готик? Конечно же от Роберта Смита и The Cure! В то время это была самая популярная и самая готическая группа (Sisters of Mercy и Fields of the Nephilim пока что прибывали в адеграунде и только карабкались на готический «Олимп»). Кроме того, тот самый фирменный Смитовский звук гитары, который сам маэстро назвал «заброшенным», также плотно закрепился в манере игры Юрия Каспаряна и присутствует до сих пор в его совместном проекте с В. Бутусовым. Особенно сильно данный саунд проявляется на трёх последних альбомах «Кино».
Ну разве не похожи? (В. Цой и Р. Смит).
Да, ребята слушали и смотрели всё: Duran Duran, Human League, Alphaville, Depeche Mode и The Cure наступали со стороны модного, современного фронта. Со стороны традиционализма были Чак Берри, Битлз, Марк Болан и прочие гранды, идеи которых двигали старшие товарищи в лице «Аквариума».
Помните альбомы «Кино» «Это не любовь» и «Ночь»? Это было просто дичайшее сочетание биг-бита, рок-н-ролла и Duran Duran! В какой стране это ещё было возможно? Наши музыканты всё впитывали как губка и выдавали всё и сразу, в то время как Европа и Америка жили по правилам: «вот это – панк, это – новая волна, а вот это блюз».
У наших такого не было! Что все слушают? «Волну»? Что сейчас завоёвывает умы? The Cure? (слово «готика» тогда нашими рокерами и не употреблялось). А что все любят и всегда будут любить? Конечно же рок-н-ролл! Так получите это всё в одном флаконе! Да здравствует советский мега-экспериментальный фьюжн-рок!
А группа «Алиса» пошла ещё дальше! Вот скажите, в настоящее время вы можете себе представить, чтобы парень, который выглядит как гот (с мэйкапом в стиле «корпс-пэйнт»), читал рэп? А тогда это было нормально! Рэп набирал популярность, поэтому Кинчев&Co смело внедряли его в свою адскую смесь из новой волны, регги, буги, фолка и хард-н-хэви.
И никто ничего не боялся! И никто не вешал ярлыки! Все просто кайфовали от Музыки! (Почти стихами сказал).
Да, вот такую полезную штуку сыграл в своё время «железный занавес»: из «вершков», которые проникали в СССР, музыканты соорудили свой, абсолютно неповторимый и уникальный «стиль без рамок», я бы даже сказал «стиль без ярлыкового стиля» под названием «Советский рок».
И никто не заморачивался на том, что это пост-панк, это ска, это волна, а это готика.
Я представляю, как взорвались головы у «правильной» публики США, когда им Дж. Стингрей презентовала пластинку «Красная волна».
В статье я не упоминаю о московской и свердловской сцене вот по каким причинам: в то время, да не обидятся на меня москвичи, в Москве особо и не было групп, настолько интересных, как в Ленинграде.
Свердловск – это отдельная тема. Ввиду удалённости и даже некой изолированности от центра, там сформировался особенно уникальный стиль. Лично я его называю «холодная уральская волна». Конечно же, это «Нау» и «Урфин Джюс». Это холодное клавишное звучание, это обреченность и отстраненность.
Когда появилась «Агата Кристи», они продолжили дело «Нау» в каком-то роде, но к концу 80-х уже было больше информации и люди могли выбирать, что им слушать и на что ориентироваться. «Агата Кристи» сформировали первый настоящий готический облик советского рока, замешанный на атмосферности «Кьюэ» и уникальном симфонизме.
Как ни крути, но самые интересные, самые смелые экспериментальные группы были в Ленинграде и в Свердловске.
Даже довольно традиционный ленинградский «Пикник» поддался слабости и выпустил синти-альбом «Иероглиф» в 1987 году. А клип на песню «Остров», вышедший на ЦТ ничего не напоминает? Те 3 парня за клавишными на возвышении сильно уж смахивают на ДМ. Вам так не кажется?
Да, в то время люди хотели делать и делали поистине интересную музыку. Одни (описанные выше) следовали за модой и смешивали то, что казалось бы, и смешать нельзя, другие (о них можно писать километры текста отдельно, это «Поп-механика», «Апрельский марш», «АукцЫон», «Джунгли», «Странные игры»/ «АВИА») шли полностью своим путём и экспериментировали только с тем, что им выдавало воображение, лишь взяв основу из мэйнстрима («АукцЫон» у «волны», «Странные игры»/ «АВИА» у «ска», например) и предлагая слушателям просто разрывной авангардизм.
Такого в наше время нет. Да и быть не может. Всё есть, всё доступно, нет необходимости что-то смешивать и додумывать. А жаль.
Нет, есть сейчас некоторые ребята, которые радуют не стандартным подходом. Знаете кто это? Это новая волна рэп-культуры, как ни странно. Это Lil Pip, Bones… Из наших – Face, Фараон… Нежданчик? Конечно! Такого свежего ветра не было давно. Это реально свежее сочетание рэпа и эмо, а клауд-рэп так вообще звучит готично, но… Всё равно не то… Всё равно ярлыки напрашиваются… Но тем не менее, радует, что кто-то ищет и старается сочетать не сочетаемое.
Вот таково моё краткое мнение о том, что происходило в рок-музыке СССР в 80-х.
Всё это — сугубо моё личное мнение, ни в коем случае никому не навязываемое.
Если кто не согласен – буду крайне рад обсудить в комментариях, я просто жажду этого. Кто согласен – тоже напишите, пожалуйста.
Репост этой записи обязателен! Да, я никогда не требовал, а сейчас просто требую! Лайк с репостом поможет выявить тех, кто прочитал всё от начала и до конца, а не просто лайкнул в ленте, ну и привлечёт новых читателей. Мне реально будет очень интересно поспорить на данную тему.
Спасибо за внимание! Отдельная уважуха тем, кто зарепостит и особенно тем, кто будет со мной спорить!