лучшие российские скрипачи современности
Один из лучших скрипачей современности: Иногда играю с цыганами
Вадим Репин родился 31 августа 1971 года в Новосибирске. Начал играть на скрипке в пятилетнем возрасте, и уже в 11 лет Репин получил первую премию Международного конкурса скрипачей им. Венявского в Люблине. В 1985 году, в возрасте 14 лет, он выступал в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки; год спустя состоялся успешный дебют в нью-йоркском Carnegie Hall.
В 1989 году Репин стал самым молодым победителем на наиболее престижном «состязании» скрипачей мира – Конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе. В том же году он получил премию Ленинского комсомола за высокое исполнительское мастерство и переехал в Любек (Германия). За границу Вадим Репин отправился вместе с семьей своего учителя, профессора Новосибирской консерватории Захара Брона и другими его учениками – Николаем Мадоевым, Максимом Венгеровым и Натальей Прищепенко.
В настоящее время В. Репин живет в Швейцарии и Италии, имея два гражданства: российское и бельгийское, полученное в подарок от бельгийской королевы.
В феврале 2010 года музыкант стал лауреатом самой престижной французской национальной премии в области классической музыки Les Victoires de la musique classique в высшей номинации «Les Victoires d’honneur», заняв место в ряду таких легендарных музыкантов, как Мстислав Ростропович, Монтсеррат Кабалье, Тереза Берганса, Евгений Кисин, Анне-Софи Муттер.
4 декабря 2010 года Вадиму Репину после концерта в парижском зале «Плейель» в рамках года России во Франции был вручен Орден Почетного легиона.
В Краснодаре один из лучших скрипачей современности выступил в рамках программы «МДМ-Банка» по продвижению классической музыки в регионах России. Накануне концерта в краевой филармонии В. Репин дал небольшое интервью.
Какой с Вами сейчас инструмент?
– Это Гварнери 1743 года (прим. – инструменты Джузеппе Гварнери уступают только инструментам Страдивари. На скрипке Гварнери Il Cannone Guarnerius играл Никколо Паганини). Я играю на ней уже 3 года.
В вашем репертуаре только классическая музыка?
– В этой программе представлена только классика, но иногда я играю и современные произведения. Бывает, я играю в кафе с цыганами или на джаз-концертах.
Как Вы считаете, у классики есть перспективы в современном музыкальном мире?
– Я думаю, классическая музыка никогда не умрет. Сегодня ее начинают слушать все больше молодых людей.
К сожалению, в нашей стране рейтинг образования классического музыканта очень упал. А вот азиатские страны сейчас производят большие изменения в культуре. Молодые люди там учатся в сфере политики, бизнеса – везде, где можно преуспеть и получить уважение. Мы выступаем в Китае, Гонконге, Сингапуре, и средний возраст слушателя – 20 лет. Молодежь считает, что классическая музыка – это круто.
Кстати, как Вы относитесь к Ванессе Мэй?
– То, что она делает, далеко от классической музыки. Вообще, между тем, что она делает, и классикой – толстая стена. Но ее произведения становятся хитами, дети благодаря ей узнают, как вообще выглядит скрипка. Этому можно только радоваться.
Чем похожи и чем отличаются публики русская и заграничная?
– Для того чтобы концерт состоялся, мало одних музыкантов и сцены. Необходима отдача от сидящих в зале. Бывает, люди просто пришли переварить ужин. После концерта публика ведет себя по-разному: французы свистят, немцы топают ногами, иногда слушатели аплодируют 40 минут после выступления.
Как Вы относитесь к проектам банков по продвижению классической музыки в регионах?
– Однажды мы играли с Денисом Мацуевым в Москве. Вышли в перерыве выпить кофе, и на улице нам предложили билеты на наш концерт за 30 тыс. рублей. Вот такая история. В краснодарской филармонии 504 места, и если делать цены на билет в разумных для местной публики пределах и продать весь зал, то окупится только билет на самолет. Сборы не обеспечат гонорар, поэтому поддержка спонсоров необходима.
Понравился ли Вам Краснодар?
– Я впервые в Краснодаре. Выкроил 3 дня на концерт здесь между гастролями в США и Европе, времени очень мало. Видел только пару улиц из машины. Мы провели 2 репетиции с оркестром, это отличный коллектив, и я очень благодарен дирижеру и музыкантам.
Культура ВРН
Иллюстрированный журнал о культуре Воронежа, России и мира
Музыка
Рейтинг (топ-30) выдающихся ныне живущих скрипачей мира
Портал Ranker опубликовал рейтинг самых выдающихся скрипачей современности. Рейтинг стал итогом голосования нескольких тысяч пользователей, неравнодушных к классической музыке. Даже при такой выборке, оценка, конечно, субъективна. И всё же это любопытный взгляд, с которым мы вас знакомим.
Ицхак Перлман (США-Израиль)
Максим Венгеров (Россия-Израиль)
Дэвид Гарретт (Германия)
Анне-Софи Муттер (Германия)
Леонидас Кавакос (Греция)
Сара Чанг (США-Корея)
Пинхас Цукерман (Израиль)
Янин Янсен (Нидерланды)
Юлия Фишер (Германия)
Рэй Чен (Австралия-Тайвань)
Гил Шахам (США-Израиль)
Самвел Ервинян (Армения)
Гидон Кремер (Латвия-Германия)
Вадим Репин (Россия)
Мидори Гото (США-Япония)
Джеймс Энес (Канада)
Шломо Минц (Израиль)
Франк Петер Циммерман (Германия)
Никола Бенедетти (Великобритания)
Найджел Кеннеди (Великобритания)
Виктория Муллова (Россия-Великобритания)
Александр Марков (Россия-США)
Лиза Батиашвили (Германия-Грузия)
Сергей Хачатрян (Армения)
Ара Маликян (Испания)
Юлиан Рахлин (Австрия)
Виктор Третьяков (Россия-Германия)
Владимир Спиваков (Россия)
Новости партнёров
Ранее в рубриках
В Воронеже — Реализация крупного проекта реконструкции улицы Острогожской завершится высадкой почти 500 деревьев
Вслед за решением транспортной проблемы пришло время подумать об эстетике и экологии.
В России — Ещё 25133 случая заражения ковидом подтверждено в РФ 6 октября
Шаг вперёд, два назад. Так можно охарактеризовать эпидемиологическую ситуацию и успехи в борьбе с ковидом в России.
В мире — Учёные придумали ещё одну фобию: конец света на Земле устроит Луна
Общество — В Воронежской области объявлена обязательная вакцинация
Нормативный документ подписал главный государственный санитарный врач по Воронежской области Игорь Механтьев.
Театр — В Воронеже поставили «Баядерку»
Костюмы и декорации создал приглашённый художник-постановщик, академик Российской академии художеств Дмитрий Чербаджи
Кино и телевидение — Провал проекта НТВ «ШоуМаскгоон» стал ещё более оглушительным
Не оправдался расчёт на непритязательность публики, готовой слушать попсу день и ночь.
Персона — Умерла Татьяна Шипулина
Замечательный дирижёр, композитор, просветитель, энтузиаст… Причиной смерти стал инфаркт, осложнённый другими заболеваниями.
Литература — Выходит «Чукля» — необычная история о дружбе мальчика Алёши с бывшей женой лешего
Алёше никак не удается победить болезнь… Вся надежда на Чуклю — она обязательно придумает, как спасти друга.
Музыка — Ирина Макарова исполнит в Воронеже романсы Рахманинова
В программу концерта Ирина Макарова включила настоящие жемчужины камерно-вокальной лирики Рахманинова.
Изобразительное искусство — В Воронежском медуниверситете открылась выставка Виктора Бойченко
Зал ожидания — Перенесённая «Ханума» и отменённая Люся Чеботина – новые дыры воронежской афиши
Ковид и непроданные билеты не дают гастролёрам развернуться во всю мощь.
Главное — 597 человек заразились Covid-19 в Воронежской области 6 октября
Мы делимся с вами официальной информацией, не акцентируя внимания на том, что она выглядит сомнительной.
рекомендует
Воронежский Дом актёра
Возрастное ограничение: 12+
Сентябрь, октябрь 2021 г.
рекомендует
Наталья Дубова
Возрастное ограничение: 12+
Спрашивайте в книжных магазинах
рекомендует
Лучшие фото недели
Возрастное ограничение: 6+
Фестиваль «Воронежская камерата»
Возрастное ограничение: 12+
рекомендует
Выставка передвижников
Воронежский областной художественный музей им. И. Крамского
С 16 сентября 2021 г.
Возрастное ограничение: 6+
Самое читаемое за сутки
Учёные придумали ещё одну фобию: конец света на Земле устроит Луна
В Воронежской области объявлена обязательная вакцинация
Умерла Татьяна Шипулина
В Воронежском медуниверситете открылась выставка Виктора Бойченко
Выходит «Чукля» — необычная история о дружбе мальчика Алёши с бывшей женой лешего
Трансляция всех новостей в твиттере.
Присоединяйтесь!
Культура ВРН
«Страницы Воронежской Культуры»
Все публикации на сайте является интеллектуальной собственностью редакции и охраняются в соответствии с Федеральным Законом о защите авторских и смежных прав. При использовании материалов ссылка (в интернете — гиперссылка) на источник обязательна. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38003 от 11 ноября 2009 года, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредители: Данилов Юрий Вадимович, Данилова Екатерина Владимировна
Телефон редакции — 8 (473) 252-44-38, электронный адрес — info@culturavrn.ru.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
ПОЧЕКИН Юрий Геннадьевич
В 6 лет начал заниматься на скрипке у Сергея Климашевского, а под руководством Александра Поляниченко, скрипичного мастера из Владикавказа, Юрий к 16 годам изготовил свою первую скрипку.
Первый успех пришел к мастеру в 1974 году, когда на IV Всесоюзном конкурсе скрипичных мастеров, в соревновании с более опытными профессионалами, скрипки 26-летнего дебютанта «Марсельеза» и «Прелюдия» завоевали I и II премии. Как наиболее талантливого и перспективного молодого мастера Министерство культуры направляет его на стажировку в Италию, в Кремону, на родину великих Страдивари, Гварнери и Амати.
С 1987 по 1990 годы Ю.Г.Почекин был Президентом Ассоциации скрипичных мастеров Всесоюзного музыкального общества.
Почекин известен как талантливый реставратор уникальных музыкальных инструментов прошлых веков. Им отреставрировано более тысячи старинных инструментов, в том числе шедевры Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданьини, Вильома.
Свой огромный опыт, знания и интуицию Юрий Почекин щедро передаёт своим ученикам, среди которых лауреаты Национальных и Международных конкурсов.
Ю. Почекин является членом Союза скрипичных мастеров России, Испанской ассоциации профессиональных скрипичных и смычковых мастеров, а также является членом Интернационального Союза скрипичных и смычковых мастеров (ENTENTE INTERNATIONALE DES MAITRES LUTHIERS EF ARCHETIERS D,ART). Был Президентом Ассоциаци скрипичных мастеров Всесоюзного Музыкального Общества, как эксперт входил в состав различных экспертных комиссий, как например Государственная экспертная крмиссия при Министерстве культуры СССР и многих других. Много лет он участвует в работе жюри Национальных и Международных конкурсов, в том числе имени Венявского в Познани и имени Чайковского в Москве.
РАБИНОВИЧ Александр Сергеевич
(21.07. 1947, Ленинград)
Скрипичный, смычковый мастер, реставратор, член ВМО с 1987, «Творческого Союза мастеров–художников и реставраторов смычковых музыкальных инструментов».
С 1962 по 1983гг учился скрипкостроению у И. П. Кривова. Точил колки, резал подставки, подбородники, подгрифники и др. Помогал учителю в реставрации ученических инструментов, затем – концертных. Первую скрипку изготовил в 1966.
К 2019 году около 500 скрипок, альтов, квинтонов, виолончелей и смычков. В их число входят также инструменты и смычки, изготовленные в традициях эпохи барокко.
Руководствуется идеями, воплощёнными в инструментах А. Страдивари, династий Гварнери, Амати и других, не прибегая к точному копированию. Обращается также к опыту старой польской школы.
По мнению Р. современные мастера и музыканты придают слишком большое значение выбору древесины, месту и времени ее произрастания. Он считает, что кавказская, сибирская, азиатская, канадская древесина по структуре не отличается от европейской: те же капиллярные трубки, целлюлоза, лигнин. Р. уверен, что старые итальянские мастера владели особой технологией обработки древесины. Пользуясь ею, они создавали акустически идеальный материал. Инструменты, из него изготовленные, пели живыми голосами.
Основой технологии мастера является процесс превращения древесины в акустически совершенный материал. Опустошая (вычищая) капиллярные трубки и укрепляя их стенки специальным природным полимером, он создаёт микро-резонаторы. Наличествуя во множестве и обладая разными линейными размерами, микро-резонаторы отзываются на различные звуковые частоты. Таким образом, весь диапазон звучания инструмента становится максимально насыщенным обертонами. Кроме того в процессе грунтовки на внутренних поверхностях микро-резонаторов образуются щетинки, подобные эпителию гортани человека. Колеблясь, они вносят свою лепту в создание индивидуальной голосовой окраски инструмента.
Лак от светло-жёлтого до тёмно-красно-коричневого, на ярком, жёлто-золотистом грунте.
участника II тура (скрипка «Вега»);
2000 – персональная выставка в рамках III международного фестиваля старинной
музыки «Earlymusic», СПб.;
Выставка инструментов Александра Рабиновича в рамках международного конкурса
им. С. И. Савшинского
На скрипках Р. играют музыканты Великобритании, Германии, Испании, Кореи, России, США.
Этикетка рукописная на русском языке (середина 1970-х – начало 1980-х гг.): «Александр
Рабинович / Ленинград … / [фирменный знак]»; «Рабинович А. С. / Ленинград / LENINGRAD / 19… г./ [фирменный знак]».
С начала 1980-х и позднее – на латинице: «Alexander Rabinovich / Leningrad 1982 [фирменный знак]»;
«Alexander Rabinovitsch / Leningrad 1986 [фирменный знак]»;
«Alexander Rabinovich / St. Petersburg 2015 [фирменный знак]».
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Все «Ботинки» Ван Гога https://i.yapx.ru/OWNZN.jpg кликабельно Едоки картофеля 1885 8.
Елена Сафонова: «Наша страна – это огромный концлагерь для животных. Это узаконенная огромная живоде.
—Музыка
—Приложения
—Видео
—Музыкальный плеер
Цветёт рододендрон.. Май 2013
—
—
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Лучшие скрипачи мира. (условный рейтинг)
Itzhak Perlman (Ицхак Перлман)
Ицхак Перлман (род. 31 августа 1945) — израильско-американский скрипач, дирижёр и педагог. Один из самых знаменитых скрипачей второй половины XX века. Пятикратный обладатель премии «Грэмми». В 2015 году был награждён Президентской медалью Свободы.
Ицхак заинтересовался скрипкой, в четыре года после того, как услышал концерт классической музыки по радио. Едва достигнув десятилетнего возраста, он стал выступать с концертами на израильском радио, а в 1958 году появился в популярном американском телевизионном шоу Эда Сэлливана. Его первое выступление состоялось 5 марта 1963 года в Карнеги-Холле.
Hilary Hahn (Хилари Хан)
Хилари Хан (род. 27 ноября 1979) — американская скрипачка, двукратная обладательница «Грэмми». Начала играть на скрипке в возрасте 4 лет, а в десять выступила с первым сольным концертом. За всю свою карьеру Хилари дала более 800 концертов, приблизительно 500 из которых в сопровождении оркестра. Выступления скрипачки проходили более чем в 200 городах в 27 странах мира. Сотрудничала с 150 дирижёрами.
Хиллари играет на скрипке, созданной в 1864 году Жаном Батистом Вийомом, использует французский смычок, изготовленный в XIX веке.
Janine Jansen (Янин Янсен)
Восьмое место в списке лучших скрипачей мира достается Янин Янсен (родилась 7 января 1978) — нидерландская скрипачка и альтист. Обладательница музыкальной премии Нидерландского министерства культуры, премии ЭХО-Классик, премии Эдисона и др.
Начала учиться играть на скрипке в возрасте 6 лет. Дебютировала в 2001 году, исполнив с Национальным молодёжным оркестром Шотландии Скрипичный концерт Брамса.
Viktoria Mullova (Виктория Муллова)
Виктория Муллова (род. 27 ноября 1959) — российская скрипачка. Наиболее известна за выступления и запись ряда скрипичных концертов, сочинений И. С. Баха, а также за новаторские интерпретации популярных композиций Майлса Дэвиса, Дюка Эллингтона, Битлз и др.
Окончила Московскую консерваторию. В 1980 г. выиграла Международный конкурс скрипачей имени Сибелиуса в Финляндии, в 1982 г. — Международный конкурс имени Чайковского в Москве. В настоящее время Виктория с мужем, виолончелистом Мэтью Барли, и тремя детьми живёт в Лондоне.
Sarah Chang (Сара Чанг)
Сара Чанг (род. 10 декабря 1980) — американская скрипачка, обладательница премии Эвери Фишера, премии Международной музыкальной академии Киджи и других.
Начала учиться игре на скрипке в четырёхлетнем возрасте. В 1991 году, когда Чанг было 10 лет, она записала свой первый альбом под названием «Дебют», после чего быстро приобрела международную известность. Выполняет до 150 концертов в год.
Julia Fischer (Юлия Фишер)
Юлия Фишер (родилась 15 июня 1983) — немецкая скрипачка и пианистка; играет на обоих инструментах на профессиональном уровне. Обладательница премии ЭХО-классик, Diapason d’Or, премия фирмы Граммофон и др. В октябре 2006 года стала профессором Музыкальной академии Франкфурта-на-Майне (самым молодым профессором в истории немецкой высшей школы).
Начала учиться игре на скрипке в четырёхлетнем возрасте. В 8 лет дала свой первый концерт в сопровождении симфонического оркестра.
Ежегодно Юлия даёт от 70 до 80 концертов с 50 программами. Репертуар Фишер охватывает более 40 произведений в сопровождении оркестра и около 60 произведений камерной музыки.
Anne-Sophie Mutter
(Анне-Софи Муттер)
Анне-Софи Муттер (род. 29 июня 1963) — немецкая скрипачка, одна из самых востребованных и высокооплачиваемых в мире. Обладательница множества престижных премий и наград, среди которых Грэмми в категории «лучшее исполнение камерной музыки» (2000), Премия Леони Соннинг (2001), Орден литературы и искусства (2005). Она также стала первой женщиной в истории удостоенная Премии Эрнста Сименса (2008).
С пяти лет Анне-Софи начала играть на фортепиано, но вскоре изменила инструмент и начала учиться играть на скрипке. После победы в нескольких конкурсах для молодых скрипачей, когда Муттер было 13 лет, Герберт фон Караян пригласил её выступать вместе с Берлинским филармоническим оркестром, в составе которого она дебютировала в 1976 году на фестивале в Люцерне. В 1985 году в возрасте 22 лет, скрипачка стала членом Королевской академии музыки.
Midori Goto (Мидори Гото)
Мидори Гото (род. 25 октября 1971) — японская и американская скрипачка. Обладательница многих наград. С 2007 года является послом доброй воли ООН.
Впервые скрипку взяла в руки в двухлетнем возрасте. Дебютный её выступ на публике состоялся в семь лет, на котором она исполнила одну из 24 каприси Паганини в своём родном городе Осака. Когда Мидори было одиннадцать, она выступила с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Зубина Мехта в Манхэттене. В 1992 основала некоммерческую организацию «Мидори и друзья» для музыкального образования детей в Нью-Йорке.
Её брат Рю тоже скрипач.
Давид Ойстрах
Давид Ойстрах (30 сентября (по новому стилю) 1908 — 24 октября 1974) — известный советский, дирижёр, педагог, скрипач и альтист, профессор Московской государственной консерватории. Обладатель множества наград и премий. Лауреат Сталинской (1943) и Ленинской премии (1960). Народный артист СССР (1953).
С пяти лет начал изучать скрипку и альт у Пётра Столярского, первого и единственного своего учителя. Дебютировал в Одессе в возрасте 6 лет. Даже будучи студентом, Ойстрах выступал на сцене в составе Одесского филармонического оркестра в качестве солиста и дирижёра.
Умер от сердечного приступа в Амстердаме.
Фриц Крейслер
Фриц Крейслер (2 февраля 1875 — 29 января 1962) — австрийский композитор и скрипач. Как и у многих великих скрипачей, его исполнение отличалось характерным звучанием, которое было сразу же узнаваемо.
Крейслер получил образование в Венской консерватории, где его преподавателями были Антон Брукнер и Йозеф Хельмесбергер (поступил туда в семь лет, хотя для поступления необходимо было иметь не менее четырнадцати: для Крейслера сделали исключение). В 1887 году получил первую премию на выпускном экзамене, после чего решил начать самостоятельную творческую карьеру. Дебют музыканта в США состоялся 10 ноября 1888.
Перед самой своей смертью скрипач попал в автокатастрофу, в результате которой ослеп и оглох.
Рубрики: | Музыка/Кумиры |
Метки: скрипачи рейтинг music video
Процитировано 3 раз
Понравилось: 8 пользователям
К далёким звёздочкам стремясь сквозь тернии,
В недетской памяти тая погромы,
В ручонках скрипочки сжимали гении:
Абрамы, Мендели, Ароны, Шлёмы.
Играли Моцарта и Баха мальчики
В консерватории Санкт-Петербурга,
Пассажи дерзкие рождали пальчики,
И под каденции стихала вьюга.
Из струн трепещущих являлась аура,
Как небо, ясная – под Божьим оком
Учитель музыки – профессор Ауэр
Творил историю своим уроком.
А на окраинах огромной вотчины,
В местечках сгорбленных, в Черкассах, Бродах
Молились дедушки, прося у Зодчего,
Чтоб дал он мальчикам хлебнуть свободы.
Взметнули крыльями-смычками истово,
Как птицы, мальчики в небесной сини,
И грусть еврейская, как слёзы, чистая
Вливалась в Моцарта и Паганини.
На скорбном мраморе недолгим бременем
Лежат опавшие с деревьев листья.
Концерт Чайковского застыл во времени
Мильштейна, Хейфеца и Цимбалиста.
ЯША ХЕЙФЕЦ
Изобилует гениев список евреями –
Суждено было данному факту случиться –
Яша Хейфец родился в Российской империи –
Только там он и мог волей Б-га родиться:
В восемнадцатом веке – опустим подробности,
Чтоб согнуть одну жестоковыйную нацию,
За чертою оседлости – низости-подлости,
Наказала царица создать резервацию.
Да и Б-г с нею, с Екатериной Великой –
Посвящал сам Державин свои ей творения –
Иудейский малыш появился со скрипкой –
Мир в себя не придёт ныне от изумления!
Дело в том, что, средь этой паскудной оседлости,
У евреев был в жизни один только выход –
Стать лишь лучшим из всех в роковой повседневности,
Обошло чтобы дом неизбежное лихо
Со стыдом, униженьем, шальными погромами,
Болью сердца несносной, душевными ранами.
Ах, как скрипочка пела над нивами вольными –
Позже чуть над её оценившими странами!
Жизнь не только еврея случается страшной –
Беспрерывно звучат за кадишами тризны,
А ему повезло – мир любовно звал Яшей
С детских пор и на всём протяжении жизни.
И сверкали пассажи брильянтами чистыми,
Самой высшей на свете невиданной пробы,
И, кружась, флажолеты с октавами листьями
Опадали под браво на залы Европы
И, конечно же, Родины новой – Америки –
Заплутавших в дороге, отрады-награды,
И гордились евреи Житомира, Жмеринки,
Точно так же, как Ниццы, Нью-Йорка, Гранады.
Быть звездой нелегко рядом с Ойстрахом, Стерном,
Франческатти, Менухиным – в каждом свет солнца.
Яша Хейфец являлся в созвездии первым,
Потому, что он был вундеркиндом, как Моцарт.
Игорь Хентов
ИЦХАК ПЕРЛМАН. КОНЦЕРТ БРАМСА
И вступили гобои, кларнеты затем,
И призналась валторна в любви к контрабасу –
Зазвучала одна из божественных тем –
Одарил ею Б-г Иоганнеса Брамса.
Скрипка пела о тех человечьих страстях,
Что начертаны в выси бездонной Вс-вышним,
Растворились в пространстве и зависть, и страх
Стать для самых любимых ненужным и лишним.
Осторожно ласкал гений пальцами гриф
И четыре струны в скорой смене позиций –
Разбивались бессчётные беды о риф,
Риф любви, и любовь воспаряла, как птица,
В поднебесье, неслась над притихшей землёй,
И склонялись в поклоне пред феями эльфы,
И казалось, что звёзд ослепительных рой
Осветил нишу дек через узкие эфы,
Подчеркнул гамму чувств на солиста лице,
И молчанье зала взорвали восторги –
Ицхак Перлман играл ре-мажорный концерт –
Concert for violin and orchestra в Нью-Йорке.
Игорь Хентов
КОНЦЕРТ БЕТХОВЕНА
(Светлой памяти Олега Кагана посвящается)
Видно, Б-г на мир взглянул особенно
В то мгновенье – мир был сир и хмур –
Музыкант играл концерт Бетховена –
Именно, в тональности D-dur.
Обратились в прах противоречия
Партий, фракций и народных масс,
Слились в хор единый все наречия
Под одной луной живущих рас.
Музыка лилась в согласье с деками
Из точёных эф волною вдаль,
Слушая, моря застыли с реками,
Стала светлой серая печаль.
Музыка – одна, святая Родина,
Что в краях песков, снегов, осин.
Как играл скрипач концерт Бетховена,
Опус номер шестьдесят один!
В недра бытия проник взор гения.
Как бы счастлив был Бетховен ван,
Если бы услышал исполнение!
Звали скрипача Олег Каган.
Игорь Хентов
Двойные играл Никколо флажолеты,
Но фразу закончил летучим стаккато,
И вмиг пастораль генуэзского лета
Сменилась картиной кромешного ада.
Казалось, что молят о помощи души
Из блещущих льдов, из бурлящей геенны,
И смех Люцифера закладывал уши
И нёсся в просторы бездонной Вселенной,
И… стих, и скрипач одарил кантиленой
Внимавших – подобной не слышали прежде,
Пиано и форте чредуя мгновенно,
Смычком начертал путь любви и надежде.
Кем был Паганини на самом-то деле:
Слугой Вельзевула иль ангелом света,
Не знают и ныне, не знали доселе,
Но гения то и иное примета.
Быть гением – это великое счастье,
Быть гением – это великое горе:
То бес рвёт и душу, и сердце на части –
Чрез миг Б-г блаженства вливает в них море.
Быть гением, значит, одним быть на свете –
Для гения дружба – одна из иллюзий,
Но гений ведь сам и пустыня, и ветер –
Стихия с иной лишь стихией в союзе.
Любви суждено быть то пылкой, то зыбкой,
Смотреть за ней надо, поэтому, в оба –
Творец Паганини помолвил со скрипкой,
И скрипка была ему верной до гроба.
Гордится своею историей Парма,
Соборы полны Ренессанса открытий.
Парит над могилою гения карма,
И чудятся ночью пассажи «Пальпити».
ИГорь Хентов
ТАРТИНИ, «ДЬЯВОЛЬСКАЯ ТРЕЛЬ»
Не верьте, но было на самом деле:
Джузеппе Тартини приснился дьявол.
Который играл вдохновенно трели
На скрипке и в малости не лукавил,
Да так, как никто не играл доныне
В Пиране и Падуе, даже в Риме,
И трели взлетали к небесной сини,
Сверкали и славили беса имя.
Джузеппе давно шёл дурной дорогой –
Похитил жену, но сиял в нём гений:
Он был с юных лет скрипачом от Б-га,
И автором множества сочинений.
Для гения нет ни границ, ни меры –
Нашептано сверху (бывает, снизу):
И слух, и рука создают шедевры,
Являя ума и души капризы.
Тартини проснулся от страсти пылкой,
Забыл про печали, триумфы, беды
И выразил сочной и нежной скрипкой
Всё то, что сам дьявол в ночи поведал.
Тартини ушёл, как и все на свете –
Глаза лишь огнём, как всегда, горели,
А с дек благородных летят, как ветер,
Веками подземного мира трели.
Концерт. «Trille du diable». Молчанье. Браво.
Скрипач – на висках серебрится иней.
Мир бренен, как, впрочем, людская слава,
Но в нём не забыт виртуоз Тартини.
Игорь Хентов