лучшие русские андеграунд исполнители
музыка Russian underground hip-hop
Саша Скул
Если есть предельно коммерческий и намеренно развлекательно-аполитичный сегмент русского рэпа (квинтэссенцией которого является так…
Черная Экономика
Черная Экономика возникла из ниоткуда в один момент, быстро завоевав или даже скорее создав свою собственную нишу в русском рэпе. Группа…
Пьюкисель
the Chemodan
Ворвавшись в хип-хоп в 2002 году, еще в составе группы «ПодЪездные Теории» Грязный Луи читал с неким «Андрэ». После переехал…
Черная Экономика
Черная Экономика возникла из ниоткуда в один момент, быстро завоевав или даже скорее создав свою собственную нишу в русском рэпе. Группа…
Ленина Пакет
THE ЛП ( Ленина Пакет ) = ОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Кое-что об участниках: на данный…
Вики-статьи пока нет.
Рабы Лампы
«Рабы Лампы» записали всего лишь один альбом. Но этого альбома хватило, чтобы группа навсегда вошла в историю русского хип-хопа!
Дядя Женя
Лидер новосибирской группы EBA-DEY GANG (рэпкор/фанк/панк). Получил…
Рыночные Отношения
Состав: Румяный, Бразилец, Шахматист
Бывшие участники: Труман, Джед, Сыт, Ефим
Апное
Вики-статьи пока нет.
Желтая Ветка
Одни из ярчайших представителей московского андеграунда.
Желтую Ветку замутили летом 2004го года рэпер-поэт Олег Опус и участник…
Ленина Пакет
THE ЛП ( Ленина Пакет ) = ОФИЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Кое-что об участниках: на данный…
Zapadavostok
Вики-статьи пока нет.
Исправте свои теги на Jeeep
о правильности именно такого написания говорил сам Джип в интервью.
Zerno
На грани распада старого строя в нашей стране и становления нового, более свободного, но более нетерпимого к слабым, формировалась личность…
На Самом Деле
Триада
Состав: Дино, Нигатив
Гр. Триада образовалась в октябре 1999г, в составе Jazzz (Фёдор,Краснодар), Rico(Асватур, Ростов) Нигатив (Владимир,…
Technique
Группа Kunteynir способна до смерти напугать любую домохозяйку.
Участники команды стопроцентно соответствуют образу опасных «торчков»,…
Музыка из подполья: новая русская волна в андеграунде
Вокруг русской музыки кипят страсти — новые артисты в одночасье становятся мейнстримом, скандалом и предметом дискуссий. Однако в этой народившейся культуре живут малоизвестные проекты и коллективы, которые играют сложную и оригинальную музыку. Рассказываем о самых интересных из них.
Автор: Дмитрий Смольный
Кадр из клипа Shortparis «Страшно»
В прошлом году с русской музыкальной сценой происходили интересные вещи. Музыканты, которые совсем недавно существовали в рамках тематических пабликов и узких тусовок, вдруг становились поп-звездами, попадали на телевидение, собирали крупные концертные площадки и сотни тысяч просмотров на YouTube. Они задавали тренды и предоставляли инфоповоды.
Порой этот информационный шум выглядел забавно, но чаще – до жути неловко и страшно. Исход 2018 года странным образом перекликался с фильмом Кирилла Серебренникова «Лето» – стараниями властей музыка современной России, едва зародившись, превратилась в территорию свободы.
Да, новая волна оказалась плодовита на удивительные истории успеха и завоеванной славы: от рэперов и панков до поп-див. Однако в народившейся культуре живут коллективы и исполнители, которые играют сложную, вычурную, непонятную массам музыку. Большинству из них, вероятно, не стать иконами, звездами-однодневками и «голосами поколений». Они – подводные камни новой волны. Широко известные в узких кругах, самобытные и независимые – артисты вне мейнстрима, о которых мы вам сегодня расскажем.
Хадн Дадн
Слушайте Тайный альбом — Хадн дадн на Яндекс.Музыке
Коллектив тяготеет к текстоцентричности – их работы стоят на слове и раскрываются скорее на уровне языка и фолкового вокала, нежели благодаря инструментальной части. Даже сочетание «Хадн Дадн» родилось в детской языковой игре вокалистки и выросло в название коллектива, который жанрово идентифицирует себя как «ляоакын».
“Ляо” в данном случае означает залихватство и присутствие этнических мотивов, а в “акын” мы вкладываем познание мира через личное переживание. Из интервью Colta.ru
Поп-мотивы в аранжировках с несколько обэриутским взглядом на словесность позволили группе удачно стартовать – проект быстро привлек внимание публики и прессы. Вполне вероятно, что гибкая структура материала позволит Хадн Дадн успешно войти в поток и занять прочное место в плеяде популярных музыкантов.
Синекдоха Монток
В 2012 году Синекдоха Монток выпустил альбом «Внеклассное чтение» – и пропал из эфира на пять лет. За эти пять лет жизнь перевернулась с ног на голову: рок отправился на антресоли, воцарился рэп, играть инди в бабушкиной кофте стало моветоном, звезды нулевых ушли на пенсию, появились фестивали, туры, сотни групп и Антоха МС на Первом канале. Однако летом 2017 года Савва Розанов (так зовут исполнителя в миру) неожиданно для всех опубликовал второй полноформатник, открывающий личную аудио-трилогию музыканта.
Музыкальная ткань, положенная на тонкий и робкий голос Розанова, сперва заставляет вспомнить начало десятилетия, когда на смену субкультурам пришли хипстеры с вереницами своих альбомов. Но Синекдоха Монток – экспериментатор со сложносочиненными произведениями. В его творчестве гармонично переплетаются акустические гитары, электронные лупы, укулеле, фальцет, резкие переходы и причудливая лирика. Как и в случае с Хадн Дадн, стихи Саввы Розанова не дополняют песню, а выступают ее центром тяжести. Они уходят корнями в литературу символистов и обостряют фантазию слушателя, вовлекая его в хрупкий мир Синекдохи Монток.
Для меня один из сложнейших вопросов — баланс между драматизмом и всем остальным. Сейчас такое время: людям не нужна сильная драма, их интересует что-то емкое, понятное и легкое. И для меня это испытание. Я развиваю свой язык и по-другому писать не могу. Из интервью Цивил
Под конец 2018 года появилась заключительная часть трилогии «MMXVIII». Каким будет продолжение истории Саввы Розанова и как далеко он зайдет в творческом поиске – покажет время.
ГШ
Московская группа, образованная в 2012 году под именем Glintshake, начала как альт-рок коллектив с песнями на английском языке. Их материалу, возможно, и удавалось зацепить слушателя, но для прорыва не хватало здоровой творческой наглости. Спустя четыре года Glintshake, став русскоязычной ГШ, врываются в музыку с обновленной формой и содержанием. Эту веху для артистов открывает альбом «ОЭЩ МАГЗИУ», одно название которого ассоциативно вынуждает говорить об авангарде.
Слушайте ОЭЩ МАГЗИУ — ГШ на Яндекс.Музыке
Однако сами участники ГШ выступают против подобного определения жанра – они относят себя к поп-музыке, доступной широкой публике. Авангард, по мнению группы, остался в 20 веке с его революционным взрывом и принципиально новым искусством. Несмотря на это, ГШ использует опыт прошлого столетия, вдохновляется им и ведет творческий диалог – музыканты интересуются как академической музыкой, так и эстрадой.
Мы используем все наследие веков, как хотим. Вертим его и крутим. И это не значит, что мы не поп-группа. Мы поп-группа нашей мечты, которая мыслит свободно, старается не слишком впадать в ностальгию и упиваться футуризмом. Поскольку и футуризма явного тоже нет. Звук, выдающий себя за музыку будущего, — это переосмысленные опыты 90-х и 2000-х. Из интервью Роккульту
В 2018 году ГШ выпустила третий альбом, который продолжает тенденции, заложенные в «ОЭЩ МАГЗИУ».
Интурист
Евгений Горбунов, который в ГШ работает сообразно масштабной концепции коллектива, успевает заниматься и сольной карьерой. В Интуристе он реализует сферу личных интересов: проект пестрит культурой перестроечного Советского Союза и угловатостью андеграунда 80-х.
Слушайте Командировка — Интурист на Яндекс.Музыке
Здесь Горбунов воплотил то, что практически несовместимо с ГШ – импровизацию и интуитивный подход к созданию музыки. Интурист, как набитый чемодан, удачно сочетает ударные от пост-панка, эмбиент, джазовые вставки, записи с лупера, кларнет и гитару.
Штука в том, что раньше я продумывал аранжировки, все старался структурировать, рассчитывал, как будет развиваться драматизм песни или трека, шлифовал тексты, партии и т.д., но в какой-то момент понял, что устал от этого подхода. Я так натренировался на всех своих группах, что могу писать песни без вмешательства рассудка, просто нужно наконец себе это позволить. О том и проект. Из интервью Colta.ru
Тексты Интуриста строятся на привычных вещах, которые с обывательской точки зрения напрочь лишены поэтичности. Горбунов берет за основу объявления, рекламные буклеты, расхожие фразы и причитания из магазинных очередей – и конструирует из них абсурдную мантру. Вкупе с энергичными аранжировками они гипнотизируют и завораживают слушателя.
В прошлом году Интурист успешно дебютировал с альбомом «Командировка».
Lovozero
Проект Анастасии Толчневой навеян путешествием на Кольский полуостров. Именно там реальное Ловозеро подарило название виртуальному. Так, родившись из прикосновения с природной Россией, Lovozero использует две основные переменные: народную традицию и экспериментальную электронную сцену.
Слушайте Заговоры — Lovozero на Яндекс.Музыке
Общая эклектика проекта с медитативным вокалом и ломаной, стиле Bjork или Arca, аранжировкой больше говорит о его направленности в искусствоведческое исследование, чем о явлении именно музыкальном. Между тем, Анастасия живо интересуется современным искусством и танцем. В Lovozero она полагается на интуитивное творчество, на синтез чувственного и интеллектуального.
У меня сначала появляется какой-то чувственный замысел, что ли, который движет процесс. Очень интуитивно подбираю сетап для работы, он каждый раз разный. Я оставляю много места для импровизации, из которой потом вычленяю важные для меня моменты. Это кропотливый и очень долгий процесс. Из интервью Цивил
Последний релиз, «Moroka», пришелся на 2017 год. Анастасия также участвует в save.co.lab – проекте, который направлен на интеграцию научного и перформативного искусства.
Moa Pillar
Федора Переверзева, который работает под псевдонимом Moa Pillar, журналисты успели окрестить «надеждой электронной музыки в России». Его приглашают на европейские фестивали, им интересуется западная пресса, а на родине Федор хорошо известен тусовке.
Moa Pillar – разножанровый проект, лишенный конкретных тэгов. Поэтому музыку Переверзева определяют просто: «экспериментальная электроника».
Какое-то время Федор интересовался этническими мотивами, и это вылилось в совместный с Lovozero проект – Tikhie Kamni. Также Moa Pillar нередко выступает на концертах с Синекдохой Монток в составе группы. Однако музыка Федора, в отличие от медитативных и даже интимных работ коллег, более размашиста и агрессивна. И, наверное, более универсальна для восприятия.
По поводу идентичности — ко мне недавно приезжал режиссер из Америки, вел разговор. Спрашивал, вдохновляюсь ли я Москвой. А я не вдохновляюсь. Не думаю о Кремле или о спальниках. Меня это окружает, это, безусловно, на меня влияет, но я об этом не думаю вообще. Его этот ответ немного расстроил. Все очень любят, когда ты можешь рассказать историю, как твой район тебя формировал. Из интервью [moisture].
ИльяМазо
Илья Мазо – это человек-проект, который сделал из своего творчества мультиформатную площадку для самовыражения. Из-под пера Илья вышли : спектакль, книга, короткометражка, синглы и альбом – и в скором времени появится игра. Но в первую очередь москвич видит себя как поэта и музыканта.
Недавно, в январе 2019 года, Илья релизнул полноформатник. Неожиданная и напряженная работа за счет удачных экспериментов уводит слушателя в сторону от раннего творчества музыканта. Три-четыре года назад Илья прощупывал почву инструментальными аранжировками и яркими текстами. Сегодня же он предстает бо́льшим формалистом, чем прежде: Илья делает акцент на игре именно с формой произведения, его фактурой и внешним лоском.
Слушайте ШХД: ЗИМА — ИЛЬЯМАЗО на Яндекс.Музыке
Но альбом проработан и содержательно. Стихи Ильи – выпуклые в образности – написаны под ощутимым влиянием народной песни. Вокал же, впитавший традиции русского романса, наслаивается на резкую, прерывистую музыку. Эти зарисовки по воспоминаниям и бытовые этюды тенденциозно лишены сторителлинга и скорее выстраивают гамму ощущений мелкими штрихами.
Shortparis
Shortparis преодолели ухабистый путь: от глухой Сибири и питерских стрип-клубов до крупных площадок и европейских фестивалей. Уже на старте они не вписывались в жанры и получали довольно нелепые ярлыки, которые не могли в полной мере охватить творчество группы. Однако как тогда, так и сейчас Shortparis настаивают на своей оппозиции по отношению к любой музыкальной сцене. Определяют же себя они лаконично: post-pop.
Продолжая тезис Медузы о « самой дикой группе страны », можно сказать, что Shortparis еще и самая парадоксальная группа в России. Они слишком размашисты для андеграунда, слишком экспериментальны и непонятны для массовой публики, слишком насмешливы для того, чтобы стать рок-звездами, и слишком искренние для выхода в тираж. Во времена повального юродства и иронии Shortparis слишком серьезны. Но за их серьезностью, театральностью и претенциозностью на деле стоит тонкая интеллектуальная игра – игра постмодернистов в музыку.
Слушайте Пасха — Shortparis на Яндекс.Музыке
И в этой игре органично переплетаются символы далеких друг от друга культур: французского шансона и русской поп-музыки 90-х, христианства и подчеркнутого гомоэротизма, глэма и народного творчества. Shortparis ведут диалог – или монолог – не с аудиторией, а с пространством культуры. Само слово у них подвержено инфляции и обесцениванию – логические связи в куплетах и строках разорваны.
Их музыка – новаторская и глубокая – полна угрюмой и меланхоличной опасности. Shortparis, будучи, по сути, пост-дарквейв группой, обладают такой харизмой, чтобы собрать стадион подобно Depeche Mode. Их звучание – это 21 век, их электроника – человечна и напориста. Сексуальные и исступленные танцы вокалиста одновременно чаруют и пугают публику. Shortparis – это наше время. Из рецензии Джона Робба
Возможно, в будущем Shortparis, играющие с символами и смыслами, сами станут в некотором роде символом – символом новой русской музыки, способной выходить на мировой уровень.
За кем стоит андеграунд?
Внимание. Данная статья содержит «творчество» самых подземных представителей хип-хопа в России, а также большее количество мата, чем все остальные статьи данного ресурса вместе взятые и катастрофический объем сарказма.
Настоятельно рекомендуем запастись святой водой, иконами, заучить пару молитв и держать курсор мыши на крестике браузера. В противном случае вы рискуете призвать в свой мир ужасных демонов, неспокойных духов или заразиться приступами беспочвенной ненависти.
Давно собирался написать статью про андеграунд-рэп. Казалось бы, сценарий проще некуда: андеграунд – говно, уж лучше слушать Витю Ак. Но в процессе знакомства с представителями андера и их подземным творчеством пришлось пересмотреть свое мнение относительно данного направления в русском хип-хопе. И даже провести кое-какое расследование и выяснить за кем же стоит андеграунд, а точнее кто его делает и в каких целях.
Получился своеобразный бестиарий. Но прежде чем перейти к экспонатам, давайте разберемся, что же такое андеграунд вообще.
Андеграунд – это творчество, которое противопоставляется массовой культуре. То есть весь хип-хоп, в принципе изначально подземный. Но ведь никого не удивишь выступлением рэперов по телевизору. Даже вновь объединившийся Центр, «музыка протеста, как и десять лет назад», успешно двигает свой протест на первом канале.
Те, кто только мечтает попасть на голубые экраны, обычно обзывает тех, кто уже попал, продажной попсой. Ну а они, не попавшие в телек, уж точно настоящий тру-рэп, подземка. Для них немыслимо «продаться», сделать рэп во имя выгоды. Но такие мысли обычно до первого хита. Как только их заметили, они резко перестают бояться заработать деньги. Кто-то в угоду славе начинает делать все подряд, лишь бы это было на данный момент популярно. Кто-то продолжает творить на своей волне, но все равно с оглядкой на слушателя, дабы не разочаровать его. Совсем уж единицы продолжают делать то, что нравится, не зависимо от того, что хочет слушатель.
Но это все просто рэп, не андеграунд. Потому что при упоминании этого слова у человека, который более или менее разбирается в рэпе, в голове всплывают образы конкретных личностей. Тех, кто вечно живет в подземке, а уж если выходит из нее, то только за тем, чтобы сделать подземным тот уровень, на котором он сейчас. Это те, кто якобы реально протестует, или просто высмеивает рэп во всех его проявлениях.
Но как оказалось, даже самый подземный андеграунд – понятие достаточно абстрактное, не имеющее строгих рамок и постоянного актерского состава, который с легкостью интегрируется в систему, против которой протестует.
Далее будем разбираться на примерах. Кстати, в этой статье собраны далеко не все представители андера, а только те, которые попали в поле зрения автора.
Красное дерево или же Михаил Краснодеревщик
Наверное, самый безобидный представитель андера на данный момент, потому что о нем ничего не слышно. Имеет один из лучших сайтов среди русских рэперов — krasnoederevo.com – котором и можно узнать все – от биографии и концертов, до творческих идеалов. Также, порывшись на рэп.ру можно найти интересное интервью семилетней давности.
Кровосток
Тоже имеет великолепный сайт — krovostok.ru.
Про Кровосток написано много различных хвалебных статей. Это наглядный пример того, что будет, если рэпом начнут заниматься художники и писатели. Вообще, особенность многих андеграунд-рэперов в том, что они пришли в рэп, будучи уже в зрелом возрасте.
Типичная история многих рэперов – начал слушать в детстве, увлекся, сам начал пробовать, вот теперь зарабатываю музыкой на хлеб (ну или просто она имеет большое значение в жизни).
А андеграудщики? У кого бизнес свой, кто художник, просто ради интереса решили сделать что-то похожее на рэп. И понеслось.
Самое главное – не воспринимать их всерьез. Забавные придуманные рассказы под монотонно, почти гипнотически прочитанные унылый бит – вот гангста-рэп от Кровостока в исполнении Шила. Оригинально? Очень! Можно даже давать концерты без бэк-вокалиста:
Странно слышать отзывы, что Кровосток – это лучшее, что есть в русском рэпе, что он «убирает» всех своими текстами. Никого он не «убирает», создателям Кровостока попросту плевать на весь остальной рэп-движ. Все что сделал Шило для рэпа — сфоткался с Оксимироном.
Даже если рэпа вообще не было, интеллигенты Шило, Доктор Фельдман и диджей Полутруп придумали бы «художественный гангста-рок».
Еще одна особенность андеграундщиков – называть свое творчество не рэпом, а чем-то более интересным. У ТВЖ например «ассоциативный стих». Вообще, читая интервью с участниками Трагедии Всей Жизни можно подумать, что они нормальные адекватные люди. Но находятся люди, которые серьезно воспринимают трэки ТВЖ, ища там сакральные истины и тайны мироздания. Хотя авторы прямым текстом говорят: «смысла в нашем действе искать не нужно».
Но куда там, истинные фаны не читают интервью, вот например мнение о самом харизматичном участнике ТВЖ – Раскольникове (орфография сохранена):
«Раскол — это как высотский, который переродился в наше время. Его не дано понять многим, точнее в наше время никто не может это делать, а те кто может те давно уже смотрят в завтрашний день мира хип-хопа в россии.»
Нет, я отказываюсь верить, что это написано на полном серьёзе. Да в Джонибое больше Высоцкого, чем в вашем Раскольникове! Высоцкий даже через десять реинкарнаций не стал бы напяливать на себя свиную голову и спускать штаны при виде объектива камеры.
Сам Раскольников, тем временем успешно катается на подлодке Азимут-звука, где под крылышком Слима выдает вполне интересные подземные вещи:
Бухенвальд Флава
Не знаю, круто или нет, но самое популярное видео с Бухенвальд Флава это версус Саша Скул vs Джон Рай. Хотя данное произведение выигрывает у него по всем параметрам.
Кроме посещения модных рэп-баттлов, Скул в своем творчестве пропагандирует здоровый образ жизни, толерантность и терпимость. Даже названия альбомов говорят сами за себя «Мой друг Гитлер», «Белая горячка». Это вам не унылый патриотичный хип-хоп от 25/17 или Грота, это суровый рэп из Сибири!
Блин, хотел же не скатываться в сарказм(
Kunteynir
Вот настала очередь самой подземной из андеграунд-групп.
Ребята из Kunteynir настолько суровы, что Ютуб блокирует их клипы. Но это не мешает им штурмовать новые рэп-олимпы и двигать свое позитивное и познавательное творчество в массы. А все потому, что их ведет сильный и несгибаемый лидер, которому не страшны ни тюрьма, ни полный зал людей, испытывающих к нему лютую ненависть. Герой андеграунда, рыцарь нечистот, Паша Техник. МС с богатым жизненным опытом, он расскажет и покажет вам, что такое жизнь, как быть сильным и как делать настоящий «авангардный рэп»!
Техник – провокатор (как и вышеперечисленные товарищи). Чтобы я не написал про него, похвалил, ужаснулся, попытался унизить – в любом случае он останется в плюсе, в любом случае я его попиарю. Ну, или он меня пропиарит.
Какое первое впечатление производит Техник? Безбашенный отморозок, вызывающий отвращение.
Но нет, снова обращаемся к интервью, там говорит сама адекватность. Он удивляется, что люди находят в его творчестве, ему даже страшно представлять, что кто-то вырос на его песнях.
Интересный феномен, стоит преодолеть брезгливость, возникающую при первом знакомстве с этим персонажем, то он начинает… нравиться! Ты пересматриваешь и угораешь с его версуса, ты до слез смеешься, репитя его видео-ответы и приглашения. Ты, начинаешь использовать его фразы вроде: «Эй, петушня, подтягивайтесь на концерт!».
Этот засранец в маске обезьяны начинает просто притягивать.
Но все же ты прекрасно понимаешь, что Техник исключительно клоун. Мерзкий, противный, убогий, но смешной клоун. Ни в коем случае не музыкант и не рэпер.
Как говорит мой друг, если его можно считать эталоном, то только эталоном ебанутости.
И все, скажете вы, да тут же нет и половины наших любимых андеграунд-артистов?
Да, ребята все, тут и так материала достаточно, чтобы сойти с ума, получить контузию, разрыв барабанных перепонок, неизлечимую душевную травму, но что самое страшное – начать самому делать андеграунд. Кстати, кто не знает, фит с Пашей Техником стоит 2000 рублей.
Так что же такое андеграунд? Лучшее, что есть в хип-хопе, его авангардное направление? Музыка будущего? Или же бред сумасшедших? Или же стеб, но хорошо завуалированный и мало кому заметный?
Лично я склоняюсь к последнему. Если рэп вообще это цирк, то андер — цирк в кубе. Да, возможно, во многих подземных трэках присутствует и глубокий смысл и интересная философия, но их бывает очень трудно выделить из кучи грязи, в перемешку с которой они и подаются. Поэтому сам поиск чего-то интересного среди ужасного качества записи, мерзких сравнений и прочих фирменных атрибутов подземки — занятие очень сомнительное.
10 комментариев
Я вот решил склепать маленький список, что можно выделить из грязи :
полумягкие, ежемесячные, Бутер Бродский, ATL, R V M, замкнутость 8, galafo, KODLA(EMCXXA), эхопрокуренныхподъездов, alfaro, УННВ, Твёрдый Мики, риталити, плст, Обильный, Слава КПСС, Жёлтая Ветка, Дрим, Мутант Ъхвлам, ХИТРЕЦ, чёрный куст, kanada…
А вообще этот список можно продолжать бесконечно.
ATL уже не андер, а мейнстрим) Я думаю он лишний в этом списке.