лучшие сабвуферы для ресивера
Сабвуфер – какой покупать и для чего?
Добавляем басов со знанием дела
Сабвуфер – какой покупать и для чего?
Добавляем басов со знанием дела
Что только не пытаются нам сегодня продать под названием «сабвуфер»! Начиная от малюсеньких настольных кубиков размером со стакан и заканчивая встроенными в ноутбук 20-мм пищалками на широком подвесе. Конечно, никаких ноутбуков, планшетов и даже саундбаров с настоящим встроенным сабвуфером не существует. Зато есть целый подраздел домашних акустических систем, предназначенный для качественного воспроизведения нижней части частотного диапазона. Именно о таких аппаратах и о том, какие они бывают и как их правильно выбирать, и пойдет речь в данной статье.
Откуда они взялись?
Собственно, отдельные низкочастотные модули появились на свет практически одновременно с появлением многополосных акустических систем. Задача создания адекватного звукового давления в низкочастотном диапазоне ниже 100 Гц стояла перед создателями АС с самого начала. А поскольку человеческий слух гораздо более чувствителен к средним и высоким частотам, то настроенная, что называется, в линейку акустическая система субъективно может восприниматься как лишенная должного басового фундамента. И это при воспроизведении музыки, что же тогда говорить о передаче низкочастотных эффектов в кино? Конечно, настоящую революцию в этой области совершил Джордж Лукас с внедрением своего стандарта THX в 1981 году, однако и задолго до этого в кинотеатрах устанавливались акустические системы с отдельными низкочастотным модулями. Именно оттуда, а также из студий звукозаписи, они и перекочевали в домашний кинотеатр и домашние стереосистемы, став их неотъемлемой частью.
Конструкция сабвуфера
Сабвуферы бывают активными, то есть со встроенными усилителями и другой электроникой, и пассивными, которые требуют внешнего усиления. Последние в настоящее время практически полностью перекочевали в раздел профессионального и инсталляционного оборудования. Такая конфигурация удобна тем, что вынесенная за пределы корпуса электроника может устанавливаться, где угодно, а сам сабвуфер раз и навсегда размещается в необходимом месте. И для управления его настройками нет нужды даже подходить к нему.
Конструктивно сабвуфер представляет собой одну или несколько динамических головок большого диаметра, установленную в корпусе. Бескорпусные модели используются для установки в ниши помещений в составе инсталляционных проектов.
Акустическое оформление активных сабвуферов, чаще всего, представляет собой фазоинвертор либо закрытый корпус. Популярны также варианты с фазоинвертором в виде пассивного излучателя, то есть лишенного магнитной системы динамика. Однозначного преимущества ни один из видов оформления не имеет, все зависит от мастерства разработчика и используемых динамиков, каждый из которых рассчитан на оптимальную работу в определенном акустическом оформлении.
Обычно в сабвуферах устанавливаются динамические головки диаметром от 200 мм (8 дюймов) и до 457 мм (18 дюймов), диффузоры большего диаметра, как правило, встречаются редко и в очень дорогих моделях. Существует два подхода к конструкции современных активных низкочастотных модулей. Первый заключается в установке мощных головок диаметром 8-12 дюймов с длинным ходом и усилителей повышенной мощности, позволяющих держать в узде тяжелый диффузор и большую катушку. Второй подход предполагает использование «быстрых» динамиков 12-18 дюймов с низкой добротностью и соответствующих им усилителей, в этом случае перемещение нужного объема воздуха достигается не за счет большого хода диффузора, а за счет его увеличенной площади. Однако на практике разработчику приходится сочетать два подхода для получения сбалансированного результата.
Обязателен ли отдельный сабвуфер в домашнем кинотеатре?
Если вы хотите получить ощущения, близкие к тому, что вы слышите при походе в кино, то да – обязателен. Без него можно обойтись в том случае, если фронтальные пары имеют активную басовую секцию, оснащенную солидными динамиками и мощными встроенными усилителями. В том же случае, если у вас есть только AV-ресивер и обычные напольные колонки типа «столбик», то сабвуфер вам однозначно потребуется. Только в этом случае вы получите нужный уровень звукового давления в диапазоне, в котором сосредоточены все низкочастотные спецэффекты.
Нужен ли сабвуфер в стереосистеме?
Это дело вкуса и личных предпочтений. Учитывая, что многие современные акустические системы не отличаются громоподобным басом, то желание добавить несколько лишних децибелов на НЧ абсолютно естественно. Однако необходимо учитывать, что правильная настройка сабвуфера может оказаться затруднена из-за ограничений по месту его размещения, а также в силу конструкции АС. Но об этом мы расскажем ниже.
Какой сабвуфер покупать?
Ответ, казалось бы, очевиден – чем больше и дороже, тем лучше. Однако выбор зависит не только от бюджета, но и от того, как и где вы планируете использовать аппарат. В отношении правильно спроектированных аппаратов размер действительно имеет значение, и чтобы прокачать большое помещение, нужны серьезные мускулы. Может показаться странным, но дороже всего даются последние несколько герц нижней октавы, за создание нужного звукового давления на которых фанаты правильного баса готовы платить серьезные деньги.
Поэтому рекомендацию лучше сформулировать так – покупать нужно качественный сабвуфер, соответствующий вашим задачам и площади помещения. Если речь идет о небольшой типовой комнате площадью около 20 квадратных метров, то вполне можно удовлетвориться одной моделью из той же линейки акустических систем, к которой относятся все остальные колонки вашего домашнего кинотеатра. Как правило, это будет сабвуфер средней мощности с динамиком 8-10 дюймов. Однако если вы хотите озвучить большой зал размером от 40 квадратных метров, то лучше озаботиться приобретением нескольких сабвуферов, причем лучше всего производства фирм, специализирующихся на их выпуске. К таковым можно отнести SVS, REL, M&K Sound, Velodyne, JL Audio.
На что обращать внимание
Помимо большого динамика и мощного встроенного усилителя хороший сабвуфер должен иметь расширенные возможности по подключению и настройке, если только он не предназначен для включения в систему THX, где все настройки низкочастотного канала обычно производятся на уровне процессора.
Наиболее гибкий в настройке сабвуфер должен иметь двухканальный низкочастотный вход на разъемах RCA с регулируемой частотой среза, отдельный монофонический вход LFE с фиксированной частотой среза, высокочастотный вход на акустических терминалах, общий регулятор уровня, плавный или двухпозиционный регулятор фазы. Не лишней будет и возможность беспроводного подключения по Bluetooth или даже Wi-Fi, равно как и система автоматической калибровки.
Сколько платить?
Вопрос вопросов. Практика показывает, что выдавать действительно правильный бас и предоставить возможность гибкой настройки способны сегодня модели стоимостью около 1000 евро и выше. Маленькие кубики в диапазоне 500-600 евро тоже имеют право на существование, но их удел – совсем небольшие комнаты. Скажем откровенно – серьезный аппарат, способный работать на частотах от 16 Гц с нужным уровнем звукового давления обойдется весьма недешево.
Где устанавливать?
Несмотря на то, что на частотах ниже 100 Гц звук не обладает выраженной направленностью, устанавливать сабвуфер где попало нельзя. За счет отраженного звука и интермодуляционной составляющей он все может иногда выдавать свое истинное местоположение. Желательно размещать низкочастотный модуль в передней полусфере звукового поля, оптимально – на той же линии, что и фронтальные громкоговорители. При наличии нескольких сабвуферов в системе можно поиграть их взаимным расположением для того, чтобы в точку прослушивания звук приходил одновременно и в фазе.
До недавнего времени вопрос настройки сабвуфера был одним из самых сложных при инсталляции даже недорогого домашнего кинотеатра. Однако с появлением систем автоматической калибровки сначала в AV-ресиверах и процессорах, а затем и в самих сабвуферах, существенно упростил задачу. Тем не менее, определенная корректировка результатов работы автоматического настройщика может потребоваться. Дело в том, что алгоритмы обычно по умолчанию работают таким образом, чтобы в точке прослушивания вы получали максимум прямого излучения, не затушеванного отраженными сигналами. И в зависимости от акустических условий в зале система настройки иногда может серьезно занижать уровень сигнала в канале LFE, если при помощи введения временной задержки и фазовой коррекции не получается добиться нужного результата. То есть сигнал в итоге получится чистым, но слабым. В большинстве случаев достаточно будет затем в ручном режиме поднять уровень на несколько децибелов, чтобы получить искомый бас.
Более того, для интеграции активного сабвуфера в музыкальную стереосистему потребуется большая степень ручного труда. Любители трифоника знают, насколько трудным иногда бывает процесс грамотного согласования, например, полочных мониторов и единственного на два канала сабвуфера. Детальная инструкция по настройке в разных сценариях не входит в задачу данной статьи, однако главное правило для любого правильно настроенного сабвуфера давно известно и не менялось. Сабвуфера не должно быть слышно! То есть слушатель не должен на слух определить не только местоположение аппарата, но и вообще догадаться, что в системе работает сабвуфер. А это означает, что низкочастотный модуль должен быть идеально согласован с основными АС по уровню, фазе и временным характеристикам. Качественный и правильно настроенный сабвуфер выводит звучание системы на другой уровень, делая его более объемным, воздушным и масштабным, не меняя его основного характера.
Лучшие сабвуферы: глубокие басы для фильмов и музыки
Сохранить и прочитать потом —
Кто не любит басов? Будь то стереосистема или домашний кинотеатр, найдется немало доводов в пользу дооснащения их сабвуфером.
Не только блокбастеры и танцевальные композиции выигрывают от наличия глубоких НЧ; басы добавляют напряженности и драматичности также более тихим сценам или нежным песням. И лучшим способом обрести все это чаще всего оказывается покупка сабвуфера.
Мы выбрали лучшие варианты сабвуферов для многоканальных и стереосистем.
1. Q Acoustics QB12
Расширение возможностей комплектов 3000i или Concept 5.1.
Габариты (ВШГ): 40 x 40 x 44,6 см | Динамик: 12 дюймов, длинноходовой с бумажным диффузором | Мощность: 220 Вт | Вес: 18,5 кг
QB12 проламывает себе дорогу, как локомотив, врезаясь в солнечное сплетение и целиком увлекая слушателя за собой. Однако его звучанию присуща не только грубая сила: оно точное, детальное и на редкость динамичное.
Покупку сабвуфера QB12 следует обязательно рассмотреть в трех аспектах: место, бюджет и соседи. Поскольку тех, кто решил обзавестись масштабным многоканальным комплектом Q Acoustics или хочет улучшить низкочастотную составляющую своего старого комплекта ДК, способны остановить лишь три этих фактора.
2. B&W PV1D
Самый молодой представитель непобедимой династии.
Габариты (ВШГ): 34 x 27 x 36 см | Динамики: 2 x 20 см длинноходовых динамика с бумажно-кевларовыми диффузорами, покрытыми слоем алюминия | Максимальная мощность: 400 Вт | Вес: 18,7 кг
Сабвуфер PV1D создан на базе B&W PV1, многократного обладателя награды Award журнала What Hi-Fi? «D» от «цифровой» в названии относится не только к классу усилителя, но и намекает на возможность настраивать его посредством цифрового эквалайзера с множеством функций.
Динамики (2 x 20 см) и усилитель (400 Вт) также были модифицированы, благодаря чему, по словам компании, получился сабвуфер, в полной мере сохранивший скорость и подвижность предшественника и добавивший солидное углубление НЧ.
В деле PV1D весьма впечатляет; саб демонстрирует полный контроль на максимальной громкости, а также завидные детальность, энергичность и атаку. Его точность можно назвать эталонной; удары буквально сотрясают слушателя.
3. B&W ASW610
Звучание B&W ASW610 еще грандиознее его внешности и дороже запрошенной цены.
Габариты (ВШГ): 31 x 31 x 35 см | Динамики: 25 см, длинноходовой, с диффузором из бумаги и арамида | Мощность: 200 Вт | Вес: 12,5 кг
Миниатюрный корпус этого сабвуфера скрывает невероятно мощную и динамичную конструкцию; 200-ваттный усилитель эффективно управляет колебаниями 25-сантиметрового динамика с кевларово-бумажным диффузором.
Глубина, драйв и убедительность звучания невероятны для такой компактной АС, безупречно сочетающей мощь и музыкальность. Тонкая проработка и высокая скорость позволяют сабвуферу создавать отменные басы в составе стереосистемы или домашнего кинотеатра.
4. Velodyne SPL-1000 Ultra
Компактный и мощный сабвуфер практически недосягаем для конкурентов.
Габариты (ВШГ): 34 x 33 x 39 см | Динамики: 25 см с излучением вперед, диаметр поршня 20 см | Мощность: 1200 Вт | Вес: 20 кг
Velodyne SPL-1000 Ultra обрушивает на слушателя такую массу басов, что это кажется невероятным для кубика закрытой конструкции с ребром 34 сантиметра. У него имеются линейные и высокоуровневые входы, пульт ДУ, а также четыре режима работы для оптимизации звучания в зависимости от источника.
Оно достаточно быстрое и подвижное, чтобы музыка исполнялась убедительно, и в то же время достаточно мощное, чтобы громкие и масштабные сцены боевиков потрясали до глубины души.
5. Sonos Sub
Стройный беспроводной сабвуфер стал отличным дополнением к музыкальной или кинотеатральной системе Sonos.
Габариты (ВШГ): 39 x 40 x 16 см | Динамики: 2 динамика со встроенными усилителями | Мощность: 80 Вт | Вес: 16 кг
Добавление сабвуфера к популярной беспроводной мультирумной линейке свидетельствует о том, что компания Sonos заботится о качестве звучания – в том числе и саундтреков в фильмах – а также, возможно, служит признанием некоторой слабости компактных систем One и Play:5.
Он довольно большой и не самый функциональный, но результат его работы нам по душе. По своему звуковому характеру Sub отлично сочетается с другими беспроводными АС той же марки; при этом рост весомости, мощи и масштабности очевиден. При воспроизведении музыки басы демонстрируют отменный контроль, хотя они и остаются немного размытыми. Включая и выключая Sub, вы сразу же заметите разницу в динамике.
Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», март 2020 г.
16 тонн. Сравнительный тест сабвуферов
Конструкция
Эта модель довольно старая и уже снята с производства. Сабвуфер использует 250-мм динамик с бумажным диффузором, установленным на переднюю стенку. Динамик оснащен увеличенной магнитной системой, надежной звуковой катушкой и улучшенным подвесом. Порт фазоинвертора выведен на днище и направлен в пол. Усилитель сабвуфера имеет мощность 100 Вт и работает в классе A/B. Для уменьшения искажения при перегрузках используется ограничительная цепь.
Функции
Радует наличие отдельного LFEвхода. Может оказаться полезным НЧ-фильтр на высокоуровневом выходе, настроенный на подавление частот ниже 100 Гц. Регуляторы громкости и частоты среза фильтра кроссовера движутся не плавно, а мелкими шагами.
Звук
Не очень громкий сабвуфер, с неплохим контролем. Глубина баса не рекордная. Универсальный саб для музыки и кино.
Наиболее ровную АЧХ удается получить при среднем положении регулятора частоты среза. Затухание у фильтра небольшое. Согласование с сателлитами может иметь сложности. Регулировка кроссовера сдвинута в высокочастотную область. Начиная от 40 Гц уровень КНИ держится ниже 1%, а по большей части и ниже 0,5 %. Очень ровный характер графика говорит о хорошо продуманной конструкции и тщательном демпфировании. Заметно меньше искажений модель показывает на высокой громкости.
— Низкая перегрузочная способность
Конструкция
Эту модель компания представляет в разделе «Мультимедиа» продукции. Впрочем, сабвуфер выглядит, как вполне обычный, с той лишь разницей, что предусмотрен линейный выход на сателлиты с переключаемым фильтром НЧ. Длинноходный 240-мм динамик расположен на передней панели. Его диффузор изготовлен из фирменного магниево-силикатного полимера. Динамик работает на закрытый объем. Усилитель мощностью 140 Вт оснащен небольшим радиатором.
Функции
Схема управления сабвуфером несколько необычна, что поначалу приводит в замешательство. Но даже разобравшись с ней, в итоге нам не удалось получить оптимальный результат.
Звук
Этот саб нас несколько разочаровал: в первую очередь глубиной баса и во вторую — низкой перегрузочной способностью. Громко — это не к нему. В остальном, контроль и рельеф баса неплохие. Думаю, что медийные запросы этот сабвуфер удовлетворит легко, он так же будет неплох и для стерео.
В диапазоне частот 50–100 Гц АЧХ сабвуфера можно считать ровной. Однако отметим малую крутизну среза. Согласование с маленькими колонками с крутым спуском не будет гладким. Отключение кроссовера заметно продлевает рабочую область частот в сторону СЧ. На удивление ровным графиком КНИ может похвастать эта модель. При этом уровень КНИ очень низок, и даже некоторый подъем на самых низких частотах не мешает показать сабвуферу один из лучших результатов в тесте.
Конструкция
MM-8 — самая маленькая в тесте модель, но при этом и самая мощная (1200 Вт). Небольшой корпус чудом вмещает 200-мм динамик с алюминиевым анодированным диффузором (фронтальная стенка) и два пассивных радиатора (по бокам корпуса) такого же размера. Цифровой усилитель способен выдавать мощность 1200 Вт, но, похоже, это все-таки импульсная мощность, поскольку питающая цепь не рассчитана на постоянную нагрузку более 350 Вт. Фирменная схема защиты следит за качеством звука на любой громкости.
Функции
Из особенностей управления можно отметить лишь плавную регулировку фазы 0°–360°. Предусмотрен только один линейный вход.
Звук
Эта модель нас не поразила глубиной баса, чувствовалась также некая синтетика в его голосе. Думаю, это давал о себе знать материал диффузоров. Контроль и артикуляция на среднем уровне. В целом, звуковой результат неплохой. Опять же размеры: эта модель очень компактна.
АЧХ модели страдает небольшими неровностями, амплитуда которых не повлияет заметным образом на звучание. Работа фильтра корректная, отклонения от горизонтального положения графика (начиная от 50 Гц) небольшие. К сожалению, ниже 50 Гц спад АЧХ заметно усиливается. КНИ сабвуфера держится в пределах нормы вплоть до 40 Гц. Впрочем, среднее значение КНИ — одно из самых высоких в тесте. Средняя громкость для этой модели более предпочтительна.
— Глубокий масштабный бас
— Слабые контроль и артикуляция
Конструкция
Для колонок Cerwin-Vega харак- терны большие черные корпуса с металлическими защитными сетками и фирменные красные подвесы динамиков. На этот
раз черный ящик оснащен одним большим длинноходным динамиком диаметром 380 мм с бумажным диффузором и ли- той корзиной. На задней стенке мы видим два больших фазо- инвертора. Модель оснащена усилителем класса A/B мощно- стью 250 Вт (в пике до 350 Вт), радиатор которого выведен на заднюю стенку. Корпус сабву- фера опирается на резиновые ножки.
Функции
Для удобства кроме линейного и высокоуровневого входов предусмотрен также и отдель- ный LFE-вход, на который не действуют регулировки кроссо- вера. Регулировки громкости, частоты среза и фазы вполне обычны. Небольшой бонус — высокоуровневые выходы.
Звук
Самый крупный сабвуфер в на- шем тесте прозвучал достаточно глубоко, правда, контроль ока- зался невысок. Хороши масштаб и интеграция в стереосистему. Без сомнения, можно рекомен- довать его для ДК и ограничен- но для музыки, т.к. не для всех жанров годится.
Неплохую АЧХ имеет модель от Cerwin-Vega. Спад чувствительности в область низких частот плавный. Кроссовер четко выдерживает границы регулировки, а вот средние позиции регулятора немного смещают частоту среза в сторону низких частот. Влияние кроссовера на громкость не слишком большое. График КНИ хорошо ведет себя на наиболее низких частотах, однако в диапазоне 80–200 Гц величина искажений приближается к 1%. На высокой громкости уровень искажений немного понижается.
— Низкие контроль и артикуляция
Конструкция
Серия DSP ориентирована на использование в домашнем кинотеатре и содержит процессор, оптимизирующий звучание. Основной упор сделан на мощность. Для этого используется динамик с прочным диффузором из угольных и арамидных волокон, связанных полипропиленом, а также с большой магнитной системой. Корпус аппарата тщательно укреплен. Два больших порта фазоинвертора также повышают отдачу сабвуфера. Цифровой усилитель способен выдавать до 900 Вт в импульсном режиме.
Функции
Сабвуфер прост в управлении. В наличии всего два входа (линейный и высокоуровневый) и три плавных регулятора (громкость, частота среза, фаза). Включается сабвуфер автоматически.
Звук
Этот сабвуфер имеет довольно быстрый и глубокий бас, но контроль ниже среднего. Может звучать весьма громко. Настройка проста и понятна. Думаю, что лучшее применение его — для кино.
График АЧХ этой модели очень хорош. Обратите внимание на очень ровный участок АЧХ 40–150 Гц. Так глубоко забраться в область низких частот может далеко не каждый сабвуфер. Процессор (DSP) в сабвуфер, похоже, поставлен не зря. Кроссовер строго соблюдает частоту среза, устанавливаемую на регуляторе. Не подкачал и КНИ. По результатам измерений, в диапазоне от 30 Гц до 200 Гц искажения минимальны, практически везде меньше 0,5 %. Это один из лучших показателей в тесте.
— Достаточно глубокий бас
— легкий в настройке
Конструкция
Модель выполнена в закрытом корпусе среднего размера с отделкой натуральным шпоном или рояльным лаком. Длинноходный 250-мм динамик с красивым белым сферически вогнутым диффузором установлен на дно. Диффузор выполнен по технологии C-CAM: основание из сплава магния и алюминия, покрытое керамикой. В аппарате применяется эффективный цифровой усилитель класса D, поэтому дополнительного теплоотвода не требуется. Большие резиновые ножки помогают гасить нежелательные резонансы.
Функции
Регулятор громкости и кнопки переключения режима эквалайзера EQ-1 и EQ-2 вынесены на верхнюю сторону корпуса. Режим EQ-1 для стерео, EQ-2 — для ДК.
Звук
Сабвуфер не самый быстрый, контроль тоже небезупречен. Хорошо интегрируется в стереосистему. Бас достаточно глубок. Смело можно рекомендовать для ДК и ограниченно для музыки. В зависимости от жанров.
АЧХ сабвуфера описывает характерное поведение частотной характеристики бюджетного аппарата. Диапазон регулировки кроссовера сильно сужен, и при этом заметно меняется громкость. Спуск в сторону низких частот довольно плавный. С повышением громкости растут искажения на низких частотах и уменьшаются на средних, и наоборот. Средний уровень КНИ находится около отметки 0,5 %. Эта модель более корректно работает на низкой громкости чем на высокой.
— Есть призвуки от фазоинвертора
Конструкция
Один из самых больших сабвуферов в тесте. Модель ориентирована в первую очередь на недорогой домашний кинотеатр. Большой 300-мм динамик с полипропиленовым диффузором установлен на сложной формы пластиковой лицевой панели. Два больших порта фазоинвертора расположены прямо под ним. Цифровой усилитель мощностью 225 Вт выполнен по технологии BASH на MOSFETэлементах и числится как класс H. В пластиковых ножках предусмотрена резьба для установки шипов.
Функции
Регулятор громкости и частоты среза вынесены на переднюю панель. Но то, что они расположены почти в самом низу, не совсем удобно. Линейный выход фильтруется на 80 Гц, а высокоуровневый — на 100 Гц.
Звук
Звучание немного разочаровало: бас явно подгуживает, хоть он и глубок. Есть призвуки из фазоинвертора, да и от корпуса тоже. Контроль и артикуляция снижены. Звук весьма крупный и масштабный. Может звучать достаточно громко. Однозначно для кино.
График АЧХ немного наклонен в сторону самых низких частот. При этом наклон настолько ровный и слабый, что границу в ‒10 дБ график пересечет предположительно на отметке 20 Гц. Очень неплохой результат. Регулировка кроссовера недотягивает до верхней границы (вместо 150 Гц получается около 100 Гц). Но, тем не менее, он довольно точен. Немного «гуляет» крутизна среза. Очень низкий КНИ фиксируется в середине рабочего диапазоне сабвуфера. Ниже 50 Гц искажения начинают заметно расти.
— Хороший музыкальный бас
— Сложно отстроится от СЧ
Конструкция
Великобританская компания Castle всегда строго держит марку. Сабвуфер из серии «Classic» в нашем тесте сразу выделяется внешне превосходной отделкой натуральным шпоном, безупречно аккуратной сборкой и даже отдельным подиумом, который необходимо самостоятельно прикручивать к основанию аппарата. Большой 300-мм динамик с бумажным диффузором установлен на переднюю стенку и работает в закрытом объеме. Усилитель мощностью 300 Вт охлаждается радиатором, расположенным на задней стенке.
Функции
Из особенностей управления необходимо отметить не плавную, а пошаговую регулировку частоты среза фильтра кроссовера в диапазоне 35–85 Гц.
Звук
Этот саб не рекордсмен в глубине баса, но он достаточно музыкален, он быстрый и контролируемый. Еще не удалось совсем избавиться от проникновения средних частот. Масштаб звучания хорош. Рекомендуем для любого применения. Хороший универсал.
Ровный участок АЧХ аппарат обеспечивает на частотах от 50 до 100 Гц. Ниже 50 Гц следует плавный ровный спуск АЧХ. Кроссовер достаточно четко и единообразно отрабатывает частоту среза. Придраться практически не к чему. То же самое можно сказать и о графике КНИ. Низкий КНИ можно наблюдать почти на всей рабочей области сабвуфера. Начиная с 40 Гц он не превышает 1%. Хороший запас по уровню искажений имеется в сторону среднечастотной области. КНИ почти не зависит от громкости.
Конструкция
Очень основательной, хотя и небольшой по размеру выглядит эта модель. Динамик установлен на переднюю стенку и углублен примерно на пару сантиметров. Очень жесткий диффузор, укрепленный кевларовыми волокнами, подвешен на прочном широком подвесе. Корзина изготовлена из литого под давлением алюминия. Массивная магнитная система просто необходима для получения четкого импульса высокой мощности. Усилитель обеспечивает 1000 Вт постоянной мощности. По питанию предусмотрена мощность до 1300 Вт. Динамическая компрессия спасает сабвуфер при чрезмерной нагрузке.
Функции
Кроссовер сабвуфера отключается выключателем. На линейном выходе предусмотрен фильтр низких частот с частотой среза 80 Гц. В остальном, управление и коммутация обычные.
Звук
Сабвуфер не очень громкий. Звучит не слишком низко. Контроль на среднем уровне. Достаточно быстрый. Компактен. Рекомендуем в первую очередь для кино.
График АЧХ сабвуфера нельзя назвать идеальным и плоским. С одной стороны, это хорошо, потому что частотный отклик варьируется не сильно. С другой стороны, крутизна фильтра кроссовера небольшая, что затруднит согласование с полочной акустикой Отключение кроссовера имеет очень слабый эффект и практически бесполезно. КНИ этой модели один из самых низких в нашем тесте. Довольно странно, что лучше всего сабвуфер играет нижний бас на малой и средней громкости.
— Глубокий и теплый бас
Конструкция
Сабвуфер выполнен в форме куба среднего размера. 250-мм динамик установлен на переднюю панель и работает в закрытом объеме. Диффузор динамика выполнен из смеси бумажных волокон, кевлара и смолы. Эффективный цифровой усилитель мощностью 200 Вт не требует дополнительного охлаждения. На днище предусмотрены втулки с резьбой для шипов или мягких пластиковых ножек (в комплекте).
Функции
Громкость сигнала с линейного и с высокоуровневого входа регулируется независимо. Есть дополнительная эквализация для точной настройки под конкретное помещение.
Звук
Сабвуфер звучит весьма низко и тепло. Правда, несколько неторопливо, но энергетически наполнено. Контроль средний. Прост в настройке. Хорош и для кино, и в стерео. Способен создать ощущение фундамента.
Модель способна на весьма глубокий бас. Спад в сторону низких частот настолько плавный, что мы не смогли зафиксировать нижнюю частотную границу, график остановился лишь на ‒6 дБ. Также следует отметить очень ровный участок АЧХ в диапазоне частот 40–100 Гц. Правда, при самых низких частотах среза происходит существенное падение громкости. КНИ местами весьма низкое, но иногда и поднимается до 0,5%, так что в среднем результат вполне хороший.
— Теплая тональность баса
— Бас не очень глубок
Конструкция
Американская компания ARSLAB в настоящий момент предлагает единственную линейку «Ars Classic», выполненную в строгих прямоугольных корпусах. Единственный сабвуфер в линейке — AC SUB. Он и внешне выглядит достаточно скромно. О солидности аппарата говорит разве только его приличный размер и вес. К достоинствам этой модели хотелось бы отнести закрытое акустическое оформление и аналоговый усилитель (судя по большому радиатору на тыльной стороне). И то, и другое способствует снижению искажений звука в процессе воспроизведения.
Функции
Кроме стандартного регулятора громкости и частоты среза кроссовера на задней стенке можно найти переключатель фазы 0°/180° и выключатель цепи кроссовера. Отметим, что на высокоуровневом выходе стоит фильтр, убирающий частоты, используемые сабвуфером.
Звук
Сабвуфер имеет очень приличный набор качеств. Хоть и не самый глубокий бас, неплохо контролируется, хорошая скорость, тонально теплый. Универсал с большой буквы. И для музыки, и для ДК.
Можно назвать довольно ровным участок графика АЧХ на частотах 50–100 Гц. Пологий спуск делает доступным достаточно глубокий бас. Кроссовер работает довольно условно, частоты среза по графику определяются очень размыто. Плавный спуск на частоте среза затруднит согласование с небольшими колонками. Отключение кроссовера позволяет сабвуферу играть до 400 Гц. Удивил график КНИ. Начиная от частоты 20 Гц КНИ не превышает 3% и слабо зависит от громкости.
Конструкция
Довольно большой корпус сабвуфера тщательно укреплен изнутри, дополнен 20-мм глянцевой (под серый металлик) передней панелью и поставлен на подиум с такой же отделкой. На панели установлен 250-мм динамик. Его диффузор изготовлен из укрепленной бумаги, а корзина — из алюминия. Два больших аэродинамически оптимизированных порта фазоинвертора выведены с тыльной стороны корпуса. Электрическая схема включает в себя цифровой усилитель мощностью 150 Вт, лимитер, активную систему подстройки уровня звукового давления.
Функции
Возможности управления и коммуникации самые стандартные. Вход линейный и высокоуровневый. Регуляторы громкости и частоты среза. Инверсия фазы и выбор режима питания.
Звук
Бас быстрый, даже несколько резковатый. Контроль на среднем уровне. Удобная регулировка. Универсал. Достаточно просто интегрируется в стереосистему. Для кино однозначно рекомендуем, с ограничениями для музыки.
Самый ровный отклик получается приблизительно при среднем положении регулятора частоты среза. В противном случае график либо уходит вверх, либо вниз. Формально кроссовер соблюдает соответствие частот с регулятором, но при этом немного «подруливает» громкостью. Очень привлекательный у модели график КНИ. Он исключительно ровный и практически не зависит от громкости. По этому показателю сабвуфер находится в числе лидеров нашего теста.
— Очень удобный в настройке
Конструкция
Сабвуфер имеет корпус чуть меньше среднего, с тщательно закругленными ребрами. Поскольку динамик убран на дно, аппарат выглядит очень стильно. Корзина динамика выполнена из стали особой прочности, а сверхдлинноходная магнитная система оснащена двойным магнитом. Акустическое оформление — закрытый корпус. Цифровой усилитель мощностью 120 Вт собран на экономичных MOSFET-элементах. В схеме присутствует цепь интеллектуальной защиты I.S.P. Корпус опирается на толстые пластиковые ножки. В ножках предусмотрена резьба для установки шипов.
Функции
Аппарат имеет всего два входа: LFE и высокоуровневый Neutrik Speakon. Для каждого входа предусмотрен свой регулятор уровня и частоты среза кроссовера. Регулятор фазы один
на оба входа, зато регулировка плавная.
Звук
Этот небольшой сабвуфер обладает мягким и быстрым звуком. С очень прозрачной настройкой. Не очень громкий. Рекомендуем как универсала. Легко интегрируется в стереосистему.
АЧХ этой модели типична для бюджетного сабвуфера. Ровных горизонтальных участков не наблюдается. Регулятор кроссовера заметно меняет громкость. Диапазон регулировки неровен и смещен в сторону средних частот. КНИ не слишком низок, но довольно стабилен. В плюс отметим то, что на средней и высокой громкости на всем измеряемом диапазоне частот уровень КНИ сабвуфера ниже 2,5%. Средний же КНИ получается чуть ниже 0,5 %. Результат не лучший, но тоже неплохой.
Конструкция
Компания MK Sound известна своими высококлассными сабвуферами, используемыми даже в профессиональной сфере. Еще бы, наша модель по паспорту должна работать от 20 Гц при отклонении чувствительности всего ±3 дБ. Сабвуферы MK Sound всегда выпускаются в закрытых, тщательно укрепленных корпусах для того, чтобы обеспечить максимальную разборчивость музыкального материала. Большой и легкий диффузор длинноходного динамика также способствует этому. Цифровой усилитель обеспечивает 250 Вт постоянной мощности.
Функции
Задняя панель выполнена очень наглядно и информативно. В плюс можно записать плавную подстройку фазы 0°–180°. Линейный или высокоуровневый вход выбирается сабвуфером автоматически по наличию сигнала.
Звук
Победитель теста. Хорошие скорость и глубина. Контроль и артикуляция на высоте. Замечательная натуральность баса. Может звучать громко. Легок в настройке.
График АЧХ неидеален. «Эпицентр» АЧХ наблюдается в районе 70–90 Гц. Далее в сторону более низких частот начинается относительно пологий спуск. Возможно, все свои способности сабвуфер покажет лишь на максимальной громкости. Диапазон регулировки частоты среза ощутимо сужен, при этом заметно меняется громкость. Режим bypass слабо эффективен. По уровню КНИ модель занимает одно из первых мест в тесте. График КНИ ровен и почти не зависит от громкости.
Конструкция
«Lektor» — одна из бюджетных линеек DALI, вобравшая в себя некоторые достижения более дорогих линеек. В среднего размера корпусе разместились длинноходной динамик с полипропиленовым диффузором диаметром 250 мм и усилитель класса А/В с максимальной пиковой мощностью 300 Вт. Для его охлаждения используется массивный радиатор. Порт фазоинвертора направлен в пол. Сабвуфер опирается на пластиковые ножки с резиновыми прокладками.
Функции
Все регуляторы выполнены в виде четырех одинаковых стильных поворотных ручек. Плавно регулируются громкость и частота среза (очень приятный ход ручки), а переключатели управляют режимом питания и фазой. Из средств коммутации доступны лишь линейный и LFE-вход.
Звук
Бас не очень глубок и слегка затянут. Контроль на среднем уровне. Удобная и прозрачная настройка. Достаточно универсальный сабвуфер.
АЧХ нельзя назвать выдающейся. Налицо округлая форма графика, узкий диапазон регулировки кроссовера, заметное влияние частоты среза на общую громкость. Нижняя половина диапазона регулятора частоты среза на сам срез не влияет, а влияет только на громкость. Приемлемый уровень КНИ начинается лишь с 40 Гц, но зато далее стабильно держится на достаточно низком уровне и не зависит от громкости. Ниже 40 Гц уровень искажений очень резко поднимается частотах.
— Интересное решение для кино
— Бас не очень глубок
Конструкция
Как обычно, Polk Audio удивляет необычностью конструкции АС. Мощный динамик оснащен широким резиновым инвертированным подвесом, двойным магнитом и двумя центрирующими шайбами для обеспечения стабильности хода диффузора с большой амплитудой на больших мощностях. А мощность цифрового усилителя действительно большая — 1200 Вт. Впрочем, предохранитель в цепи питания рассчитан лишь на 700 Вт. Пассивный радиатор установлен на днище и имеет квадратную форму для увеличения площади рабочей поверхности.
Функции
Регулятор громкости на самом сабвуфере кнопочный, что не очень удобно. Зато есть ПДУ с дополнительными функциями комнатной оптимизации, приглушения и ночного режима.
Звук
Эта модель нас несколько удивила своим звучанием, бас неглубок и не очень хорошо контролируется, зато его звук буквально чувствуется кожей. Однозначно, эта вещь только для кино, причем он готов выполнять там роль сейсмического шейкера, особенно если прислонить его к креслу или дивану.
АЧХ на частотах 50–100 Гц близка к идеальной. На более высоких частотах равномерность АЧХ теряется, хотя до 200 Гц уровень почти не падает. Частоты среза немного смещены к средним частотам относительно регулятора. Чтобы получить такой хороший отклик, по-видимому, не обошлось без встроенного процессора. КНИ модели не самый низкий в тесте, но тоже весьма неплох. Непонятно, правда, почему на высокой громкости уровень искажений заметно больше, чем на средней и низкой громкости.
Результаты теста
Сабвуфер для музыки — это контроль баса, скорость и артикуляция низких нот, присущих реальным музыкальным инструментам.
Конструкция
Почти все участники продемонстрировали хороший, низкий уровень КНИ. А некоторые даже смогли дотянуть до 20 Гц без существенного роста искажений (Arslab, MJ Acouostics, MK Sound). А вот хорошую АЧХ с четко работающим фильтром продемонстрировали не все. Отличились модели Polk Audio, Paradigm, Castle, PSB. Причем первые две из них, по всей видимости, используют цифровую обработку сигнала. Глубиной баса отличилась модель B&W (23 Гц при ‒6 дБ). Помимо этой модели басистыми оказались PSB, Cerwin-Vega и Paradigm. Они вплотную приблизились к пределу измерений 23–24 Гц. Остальные модели играют примерно до 30 Гц. Заметим, что киловаттная мощность усилителя не помогла моделям Polk Audio и Mirage оказаться в ряду лидеров по глубине баса. Безусловным же лидером по всем измерениям, получившим твердую «пятерку», становится сабвуфер Paradigm DSP-3200.
Звук
Довольно неплохо удавалось музицировать сабвуферам B&W, Velodyne, ARSLAB, MJ Acoustics, Monitor Audio. Убедительно хорошо играл Castle, разборчиво, расставляя все на свои места. Но лучшим оказался все же сабвуфер MK Sound SB12. И напор, и тональная определенность, хорошая управляемость. Ну вот, пожалуй, и все модели, которые можно упомянуть для музыкального применения. Остальные участники явно создавались для использования в составе домашнего кинотеатра, их главное предназначение — озвучивания фильмов. Как выясняется, сабвуфер для музыки отличается от такового для домашнего кинотеатра в первую очередь контролем за басом, скоростью и сохранением артикуляции низких нот, присущей реальным музыкальным инструментам. На вид эти сабы так же отличаются, в первую очередь динамиками. Увеличение массы подвижной части динамика и амплитуды рабочего хода также не способствует повышению качества баса.
Функционал
Функцией частотной коррекции для компенсация резонанса комнаты нас порадовали всего три модели. У Polk Audio для этого используются четыре пресета под различные местоположения сабвуфера. Сабвуфер Monitor Audio использует для коррекции два пресета. Модель B&W оснащена двухрежимным эквалайзером и трехпозиционным ограничителем частоты. Другая полезная возможность — триггерный вход. Он удобен для мультирумных инсталляций. Всего две модели имеют такую функцию (Monitor Audio, B&W). Несколько моделей имеют фильтры на выходах, но актуальность этой функции постепенно теряется. Уже входят в практику сравнительно недорогие ресиверы с автоматической настройкой и встроенными фильтрами для согласования акустических систем. По остальным функциям отличия тестируемых моделей не столь принципиальны. И тем не менее назовем бесспорного функционального лидера, модель Polk Audio DSW microPRO 1000.
Выбор
Как обычно, первым делом мы ориентируемся на качество звука и музыкальные способности модели. Бесспорным победителем становится MK Sound SB12. И звук, и функционал, и, самое главное, его музыкальность были на высоте. Приз симпатий заслуженно получает Castle Classic SUB. Кроме достойного качества звука модель выделяется отличной отделкой и безупречным исполнением. Второй приз симпатий мы решили дать компактной и достаточно музыкальной MJ Acoustics PRO 50 MkII. Для использования в домашнем кинотеатре мы хотели бы отметить компактную модель Velodyne SPL-800i.