лучшие сады россии ландшафты
Частные сады в объективе профессионального садового фотографа
Добавление статьи в новую подборку
Кто-то предпочитает сады выращивать, а кто-то – любоваться ими. Да не просто любоваться, а через объектив фотоаппарата. Ведь так можно эту самую красоту запечатлеть на долгую память. И не только для своей коллекции – а еще и другим продемонстрировать.
Сегодня петербурженка Надежда Вербенко расскажет вам о своем творчестве-хобби и покажет великолепные фото частных садов, которые ей удалось отснять.
C 2009 года Надежда профессионально занимается фотографией: пейзажной, предметной и портретной съемкой, а также макросъемкой растений. Работает в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Псковской областях.
Не могу назвать точный день, вспоминает Надежда, когда увлеклась именно садовой фотографией. Как-то это произошло постепенно. Поначалу я просто снимала растения в природе, но в какой-то момент узнала, что есть фотографы, которые специализируются именно на съемке садов. И во всем мире это довольно распространено. Но в России как-то жанр садовой фотографии не развит. Видимо, это связано с тем, что интересных садов раньше не было. Но сейчас они есть, и есть, что снимать!
Поначалу мне нужно было набрать материал для портфолио и я предлагала бесплатно поснимать сады, которые мне нравились. Просто писала хозяевам и рассказывала о себе, предлагала провести фотосессию. Но столкнулась с проблемой, когда некоторые люди не хотят пускать в сад постороннего человека. Было действительно много отказов. Тогда я стала ездить по садам с организованной группой и таким образом набрала начальный опыт.
Когда оформилось небольшое портфолио, меня начали узнавать и понемногу приглашать на съемки. Но все-таки большинство пока не понимает, что поснимать на телефон – совсем не то же самое, что получить профессиональные фотографии. И я мечтаю, что когда-нибудь фотосессии сада будут так же естественны, как, например, семейные съемки. Ведь сад для садовода – как ребенок: он каждый год меняется, растет, иногда какие-то растения погибают и было бы здорово, чтобы все сохранилось не только в памяти, но, например, в красивой фотокниге!
Знаете, почему мне нравится фотографировать частные сады? За возможность познакомиться с их хозяевами. Одна из моих недавних съемок – сад Елены Козловой «Зеленый шар». Елена меня очаровала! Такого жизнерадостного, открытого и позитивного человека давно не встречала. А еще теперь я точно знаю, что сады абсолютно соответствуют своим хозяевам. Сад Елены такой же позитивный, как и она сама! Посмотрите – там практически нет цветов, во всяком случае, традиционных цветников, но и без них сад яркий, пышный, жизнерадостный. Несмотря на то, что было очень пасмурно, на фотографиях сад все равно выглядит теплым и солнечным.
Честное слово – не могу выделить какой-то один сад из отснятых мною. Все сады особенные.
Самые красивые фотографии получаются, конечно же, осенью! Во-первых, больше цветовых нюансов, а во-вторых, осеннее освещение более приятное.
Но я все-таки больше люблю весну, все вот эти мелкие цветочки после зимы так радуют, что невозможно удержаться и не пофотографировать их.
Собственного сада у меня пока нет, хотя живем постоянно в частном доме уже 7 лет. Собираюсь в этом году пройти онлайн-курс по планированию сада и сделать сразу все грамотно. А вот огород сажаем каждый год. Ещё хотим небольшой питомничек, но пока не определились с направлением.
Хочу обратиться к тем, кто мечтает научиться самостоятельно снимать свой сад. Часто бывает – купил человек камеру и думает, что фотографии сразу станут шедевральными. Обычно оно так не срабатывает, фотографии получаются не такими уж удачными, часто даже хуже, чем на телефон! В итоге обладатель камеры, разочаровавшись, убирает ее на полку и снимает на телефон, как раньше. А всем при этом говорит, что надо разобраться с настройками, изучить все нюансы, но на это нет времени или просто, что лень таскать за собой тяжелую камеру…
Важно понять, что снимает не камера, а человек! Так что в первую очередь надо улучшать свои фотографические навыки, не важно, какой техникой именно вы снимаете.
Возьмите себе за правило фотографировать регулярно, хотя бы два-три раза в неделю. И очень важно не просто наснимать все подряд. Нужно потом просмотреть отснятое, проанализировать, выбрать из серии лучший кадр и понять, чем он отличается от менее удачных.
Также очень хорошее упражнение – снять один и тот же сюжет в разное время дня и понаблюдать, как меняется картинка при разном освещении.
Просматривайте фотографии профессионалов. Иногда просто насмотренность помогает интуитивно выбирать правильные ракурсы.
Снимайте, пробуйте – все у вас получится! Самый простой способ – подписаться в соцсетях на разных фотографов, садовых и пейзажных. Тогда вы регулярно в ленте новостей будете видеть их работы и развивать свой навык видеть, как фотограф.
Фотоснимки, представленные в материале, сделаны Надеждой Вербенко в садах Елены Козловой, Марины Гайворонской, Юрия Марковского, Ольги и Виктора Кобец, Виктора и Дины Коробовых и в Ботаническом саду в Санкт-Петербурге. Больше фото можно увидеть в группе.
Демонстрационные сады: ландшафтные стили и объекты от питомников
Демонстрационные сады – это сады, призванные демонстрировать различные ландшафтные стили и объекты. Как правило, в них представлено множество различных сортов не только деревьев, кустарников и цветов, но и лиан. Такие сады есть и за рубежом, и в России. Посещение подобного рода садовых объектов позволяет ландшафтным дизайнерам и садоводам ознакомиться с новейшими тенденциями и старинными традициями.
Особенности и назначение
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – по этому принципу создаются показательные сады.
Производители понимают, что многие садоводы озабочены тем, что бы еще такого интересного посадить на своем участке. И для этого им нужны наглядные примеры. Зарубежные производители уже длительное время рекламируют различные ландшафтные решения и сорта растений, иллюстрируя их при помощи целых центров. В современной России также прослеживается такая тенденция.
Многие питомники оборудуют вблизи многопрофильных садовых центров. Там ведется торговля садовым инвентарем и растениями, проводятся различные праздники, конкурсы, организован детский досуг. Таким образом садовые центры становятся клубами по интересам.
Самые яркие примеры
Больше всего демонстрационных садов расположено в Польше. Самые крупные частные хозяйства более 20 лет назад объединились в Союз питомниководов. Несмотря на этот шаг конкуренция в сфере производства посадочного материала в Польше все еще очень высока.
Наибольшей популярностью пользуется садовый комплекс KAPIAS, расположенный на юге Польши, вблизи города Катовице. Родоначальником идеи является Бронислав Капиас. Именно он впервые решил привлекать покупателей с помощью демонстрационных садов. Так, на площади в 40 соток были выращены сады, которые сейчас называют «Старыми». Согласно идее автора они стали чередой сменяющих друг друга садовых комнат, выполненных в разных стилях.
В «Старых садах» можно увидеть небольшой и уютный «восточный» садик. Поверхность земли здесь засыпана гравием. Сам сад окружен стеной из камня и экранами, выполненными из бамбука.
Здесь можно заметить и иные элементы японского стиля: веерные клены, бонсай, мостик.
Здесь находится дворик-патио со столом и стульями, изготовленными из пней. Также гости могут посидеть в различных беседках и павильонах, посмотреть на рокарий, забраться на мост и покормить рыбок. В романтическом уголке посажены удивительной красоты цветы.
Мы рекомендуем вам прочитать статью о самых красивых цветах мира.
В 2008 году «Старые сады» были расширены. Теперь новые демонстрационные проекты простираются почти на 4,5 га. Здесь есть детские площадки, ресторан, озеро, тропинки для прогулок, 20 садов различной тематики. Самым оригинальным является уголок, выполненный в национальных цветах флага Польши. Розы и барбарисы сочетаются с березами, лобелиями, гортензиями, очитниками.
Самым высоким местом комплекса считается терраса, здесь же располагается и мостик. Отсюда можно лицезреть все красоты садов.
Садовый центр “Юнамакс” (видео)
Демонстрационные сады России
Одним из ярких примеров демонстрационных объектов России является питомник «Успех», расположенный в Москве. Вместо грядок и площадок, на которых выставлены растения, перед вами открывается чудесный вид на сад. Здесь есть несколько элементов, заслуживающих внимания:
Альпинарий раскинулся на нескольких сотках заповедника. В высоту он достигает 4 метров. Вверх ведут несколько дорожек. Можно остановиться и передохнуть в специально сделанных двориках и на небольших площадках. На самом верху находится крыша. Здесь посажены очитки и молодила. Помимо прочего, на самой вершине течет ручей с вертикальной стены, выложенной плиткой, прямо в пруд.
На горе высажены хвойные растения и кустарники. Присутствует множество альпийских видов. У подножья «скалы» находится приземистая изба, украшенная внутри традиционными русскими предметами из прошлого. В самой горе спрятана сауна и зал для приема посетителей. Сад принадлежит владелице питомника – Наине Валентиновне Ионовой.
На территории центра «Юнамакс» также имеется демонстрационный проект внушительных размеров. Его создатель – дизайнер Эдуард Манукян. Главная идея, которую он преследовал – сделать сад продолжением питомника и офиса.
Изначально сад должен был стать местом для посещения клиентами фирмы, ландшафтными дизайнерами и коллегами из офиса. Он представляет собой множество мини-садов, соединенных витиеватой дорожкой.
Ландшафтный оазис доступен для всех посетителей. Сюда приходят школьники и фотомодели, любители растений, здесь проводятся экскурсии.
На территории сада «Юнамакс» часто проводятся свадебные фотосъемки. Здесь есть множество прекрасных уголков, на фоне которых может сфотографироваться молодая пара. Амфитеатр, зеленые лужайки, садовая мебель, розарий, арки, увитые лианами – все это является прекрасным фоном для фотографий любого типа. Здесь проводятся презентации, детские праздники, дни рождения и романтические вечера.
Летом в «Юнамакс» цветут многолетники, яркие кустарники, радуют глаз однолетние цветы и водные растения.
Уютный дачный ландшафт (видео)
Описанные в этой статье ландшафтные масштабные проекты не только являются воплощением труда и раскрытия творческого потенциала хозяина, но и призваны привлечь посетителей, которые смогут выбрать и приобрести понравившиеся растения, ознакомиться с новыми тенденциями ландшафтного дизайна и просто хорошо провести время.
Позвольте мне стать раздражителем поклонников русского садоводства и поделиться наблюдениями о самобытности современного дачного сада. Заранее предупреждаю: не стоит напоминать мне об историческом значении и глубоких корнях русского садово-паркового искусства – с этим никто не спорит. Но возврат к прошлому невозможен, следовательно, должна меняться и стилистика приусадебного сада. В своих выводах и советах я сугубо субъективен, но надеюсь, что некоторые из моих рассуждений подвигнут вас на пересмотр эстетических предпочтений и заставят более критично взглянуть на композицию вашего сада.
Современный дачный сад — он какой?
При создании частного сада в его долгой жизни решающую роль играет взаимосвязь создателя, хозяина и того, кто за садом будет ухаживать впоследствии. Рассмотрим два естественных варианта: первый – дизайнерский, второй – самодеятельный.
Дизайнерские сады
На мой взгляд, главным в создании сада на заказ должно быть умение угодить хозяину и не потерять собственной чести. Самой большой ошибкой становится сотворение композиции, чуждой хозяйскому вкусу. Не подумайте, что я призываю создавать коммерческие сады, противоречащие законам жанра и собственным художественным пристрастиям – от таких заказов уважающий себя дизайнер должен отказаться. Но возможен и компромисс.
Создавая сад на заказ, дизайнер должен и хозяину угодить, и собственной чести не потерять
Истинный дизайнер должен быть дипломатом, способным создать у хозяина убеждение, что предложенные ему идеи концепции сада полностью соответствуют его желаниям и потребностям. Следует учитывать и то, что в нашей стране садовый дизайнер, пусть даже знаменитый и дорогостоящий, не является непререкаемым авторитетом, отчего любые расхождения с переменчивыми вкусами и потребностями хозяина сада приведут к неминуемой его переделке.
Забывать об этом нельзя, и дизайнер обязан просчитывать перспективы дальнейшей жизни сада и предусматривать возможности его трансформации. Для будущего сада это жизненно важно, поскольку в противном случае от вашей, пусть и гениальной, работы не останется и следа уже через год.
Каждый дизайнер должен сознавать, что сложные, изысканные композиции статичны, не допускают чужеродных внедрений и даже при соответствующем уходе могут надоесть хозяину – то, что хорошо для выставки, может оказаться непригодным для повседневного быта.
Важно не только создать красивый сад, но и просчитать перспективы его дальнейшей жизни
Крайне недальновидным я считаю создание композиций, требующих кропотливого ухода — тех, в которых использована сложная фигурная стрижка, мощение декоративным щебнем, мозаичная укладка гальки или посадка капризных, требующих специфического ухода растений. Подобные сады могут иметь долгую жизнь лишь в исключительном случае – если за ними ведут постоянный и дорогостоящий уход садовники высокой квалификации. К сожалению, большинство хозяев, выложив за сад огромные деньги, убеждено, что с ним вполне может справиться домашняя обслуга.
Зная это, многие дизайнеры идут по пути наименьшего сопротивления и создают коммерческие сады «легкого ухода», собранные из стандартных компонентов – обширных газонов, водоёмов, хвойных растений и групп декоративнолиственных кустарников. В принципе, в этом «евростандарте» нет ничего плохого, и при качественном исполнении такие сады могли бы зрительно объединять весь поселок в стильный массив, но, в отличие от Европы, этому мешают высокие заборы и вычурность разностильной архитектуры коттеджей.
Сады «по евростандарту» — одна из примет времени
Радоваться следует лишь тому, что в небытие стали уходить «новорусские» сады со скалами и водопадами посреди участка. Впрочем, на смену скальным нагромождениям стали приходить «этнические» сады, созданные в псевдояпонском (китайском, мавританском, итальянском или средиземноморском) стиле.
Радует, что подобные изыски стали уходить в небытие
Этнические миниатюры могут удачно вписываться в композицию частного сада и быть выполнены весьма стильно, но на фоне «заимствованного» пейзажа из берез и разномастных соседских построек выглядят весьма нелепо. Такой стилистический винегрет принято называть красивым термином эклектика, но мы все прекрасно понимаем, что это всего лишь оправдание желанию выделиться среди окружающих и показать свой достаток, что в иных странах считается неприличным.
Самодеятельные сады
В отличие от садов, создаваемых дизайнерами-профессионалами, «самодеятельные» сады делаются от и для души, отчего являются истинным проявлением национального вкуса. Совершенно убеждён, что именно они формируют стилистику национального сада, поскольку создаются дилетантами-экспериментаторами.
Самодеятельные сады — воплощение неуемной жажды творчества садоводов-экспериментаторов
И это отнюдь не оскорбление, а почетное звание тех, кто, не жалея денег и сил, «пропускает» через свои сады и сердце гигантское количество растений. В этом проявляется неуёмная народная энергия, жажда творчества и, в хорошем смысле, неуважение к авторитетам, без чего создание нового невозможно.
Многое из того, что творится в таких садах, шокирует, кажется ужасным, но не следует забывать, что все новое и непривычное часто вызывает отторжение и лишь со временем, обретая определенные критерии и рамки, становится стилем. С уверенностью могу сказать, что элементы самобытности в этих садах есть, и их стоит рассмотреть внимательно.
На мой взгляд, современные приусадебные сады России разделены на два альтернативных направления – «природный» и «букетный».
Природные сады
Природный сад возникает чаще всего на лесистых участках или неугодьях с плохими грунтами и сложным рельефом. Огородники от подобных участков отказываются, поэтому в большинстве случаев такими садами владеют эстеты и коллекционеры растений, для которых ландшафтная композиция становится основой для выращивания редких и необычных растений.
Природный сад часто создается на лесистых участках или неугодьях со сложным рельефом
Аборигенные деревья в таком саду никогда не становятся помехой для культурной растительности и даже способствуют росту лиан, рододендронов, хвойных, папоротников и изысканных растений подлеска.
В таком саду естественно сочетаются аборигенные деревья и культурная растительность
Находится место в таких садах и газону, водоёму, рокарию, малым архитектурным формам. Иное дело, что все эти классические компоненты лишены всякой искусственности и органично вписываются в природную композицию как её неотъемлемые естественные элементы.
Ещё одно существенное достоинство природных садов — отсутствие наложенного на них утилитарного пейзажа в виде соседских построек. Более того, природный стиль позволяет включать в сад такие сложные композиции, как «японские» сады, для которых изоляция кулисами и кронами деревьев обязательна.
Единственными нелогичными, а порой и невозможными в исполнении художественными элементами становятся цветники, собранные из крупноцветковых многолетников: пионов, георгинов, флоксов, дельфиниумов – эти растения не столько противоречат стилистике природного сада, сколько не могут полноценно цвести в условиях тени и бедности почвы.
В природном саду возможен и газон, и водоем
Природный сад можно создать и на благодатном для садоводства солнечном участке, что часто практикуется в Европе, но менталитет большинства нашего населения генетически не допускает превращения ровного солнечного участка в ландшафтный сад и воспринимает это как кощунство. Возможно, именно поэтому едва ли не каждый садовод пытается создать сад «непрерывного» цветения, заполненный яркими красками и пышными цветами, что и формирует оригинальный, но не бесспорный по своим художественным достоинствам стиль, который я назвал «букетным».
Букетные сады
Букетный сад, как мне кажется, воплощает мечту любого начинающего садовода. Если не забывать, что цветочное изобилие появилось на наших рынках совсем недавно, то с уверенностью можно сказать, что оно увлекло за собой подавляющее большинство дачников.
Удивляться тут нечему: мы, садоводы, народ азартный, и после столь долгой эпохи тотального дефицита жаждем насытиться изобилием не только растений, но и всевозможных садовых аксессуаров. Здравомыслящему дизайнеру или агроному совместить всё это в единую композицию кажется невозможным, но «нам нет преград», и поэтому каждый год в саду появляются все новые приобретения.
Букетный сад с его растительным изобилием — мечта начинающего садовода
Что же из этого получается? Как ни странно, сад! Причем не какой либо, а «букетный». Я предлагаю этот термин потому, что он более иных отвечает наблюдениям за букетами цветочных магазинов – вот оно, аналогичное нашим садам обилие красок, блесток, фигурок и прочей яркой жизнерадостной мишуры. В современный букет можно «запихать» всё, что угодно. То же позволяет и русский букетный сад.
С удивлением можно наблюдать, как на малой территории в 6–12 соток, на фоне жутких соседских построек размещены: газон, водоём, каменистый садик, цветники, кустарники, деревья и огородные растения. У «продвинутых» садоводов в такие композиции могут быть включены и элементы японского сада, и декоративные фонарики, и множество разномастных фигурок.
Русский букетный сад: возможно все!
Если вас интересует, нравится ли это мне, скажу откровенно: категорически нет! Но это не имеет никакого значения, поскольку вкусы у всех разные, и каждый строит сад для себя. Искренне убежден, что критика возможна лишь для общественных или заказных садов, а частный сад, если он приносит радость хозяину, хорош всегда.
Вместе с тем, можно предположить, что поскольку такие сады типичны и широко распространены, то они вполне могут считаться прародителями нового оригинального стиля, в котором есть бесспорные достоинства, отсутствующие в садах иных стилей. Одно из самых важных – взаимозаменяемость растений и компонентов, т.е. возможность непрерывной трансформации.
Объясню понятнее: такие сады – плод импровизации, где в любой момент любой из компонентов может быть ликвидирован, изменен или поменян местами без всякого ущерба для композиции. Да и само это понятие — композиция — в таких садах весьма условно, ведь большинство из них планируется по принципу: «сажай там, где есть свободное место».
В таком саду может сочетаться несочетаемое, это всегда плод импровизации
Именно поэтому даже главные действующие лица такого сада – растения — часто не могут найти себе постоянного места жительства. Ни одно из них (кроме плодовых и немногочисленных хвойных) не является константным. Более того, гибель любого из них никак не вредит саду. Такой сад, как губка, способен вместить в себя всё, что так необходимо нашим садоводам для утоления жажды приобретения, и это для них истинное счастье!
Конечно, многие из подобных садов крайне перенасыщены, но — и я в этом не сомневаюсь – это всего лишь «болезнь роста». С радостью наблюдаю я за букетными садами-ветеранами – их хозяева набираются опыта, отбраковывают лишнее, формируют из растений композиции и добиваются желаемого – непрерывности цветения и декоративного эффекта, что делает их обладателями сказочных и жизнерадостно-ярких садов. Соскучиться или отдохнуть в этих садах-цветниках невозможно – сюрпризы, подарки и неожиданности ждут хозяев ежедневно. Я отношусь к таким садоводам с огромным уважением, ведь их сады открыты, понятны, щедры и изобильны, что так характерно для русского гостеприимства.
Юрий Марковский
фото автора
47 приемов для малоуходного сада от ландшафтного дизайнера
Добавление статьи в новую подборку
Всех манит идея создания малоуходного сада. И под этим понятием разные группы людей понимают разное: профессионал – то, что за садом потребуется несложный малоквалифицированный, но регулярный уход; любитель – что за садом практически не надо ухаживать.
Статей на тему, как создать такой сад, написано немало. Все они основываются на том, как максимально приблизить посадки к естественным, чтобы отдать их на откуп природе.
Я предлагаю вашему вниманию несколько другой подход, который основывается на многолетнем опыте закладки частных садов в климате средней полосы и последующего ухода за ними. Сад часто создается без раздумий о том, сколько времени понадобится на уход за ним, и сможет ли заказчик удержать его именно в том виде, который задумывал автор сада. Дизайнеру хочется вернуться в спроектированный сад и убедиться, что идея работает, заказчик все еще доволен, и сделать долгожданные фотографии для портфолио.
Основываясь на своем опыте, мы каждый год уходим от сложных деталей, упрощаем проекты, постоянно задумываемся над тем, чтобы сделать уход за садом проще. Заказчик все чаще сам ухаживает за своим садом или руководит неквалифицированными работниками, поэтому важно заложить сад так, чтобы упростить ему работу.
Попытаюсь по пунктам сформулировать весь накопившийся опыт, который сводится к тому, чтобы минимизировать количество сложных профессиональных работ в саду:
1. Сокращайте ассортиментную ведомость: чем меньше наименований, тем проще запомнить все манипуляции, связанные с уходом.
2. Посадки с несложными формировочными обрезками (живые изгороди, шары, кубы) являются хорошим архитектурным элементом и нетрудны в воспроизведении. Любой неквалифицированный специалист сможет научиться выстригать такие простые формы. Если не хотите усложнять садовнику жизнь, не планируйте живые изгороди выше 1,5 м: для их обслуживания понадобится дополнительное оборудование и время.
3. Для формировки живых изгородей и других стриженых форм лучше брать не сильнорослые растения (ивы, дерны), а относительно медленно растущие (кизильник, некрупные спиреи, туи).
4. Закладывая цветники, используйте структуру из групп кустарников разнообразной формы, цвета листьев и цветения. В безлистный период кустарники сохраняют форму цветников и дольше растут на одном месте без пересадок.
5. Многоствольные формы деревьев позволяют по одинаковой цене создать в частном саду целый мини-лес. Плюс многоствольные формы не так высоки, как одноствольные.
6. Цветники необходимо закладывать из «реальных многолетников», которые долго (7-10 лет) растут на одном месте и не требуют частого деления или замены. И чем проще за ними уход (срезать весной один раз и удобрить), тем лучше. Идеальны в этом плане злаки. Понятно, что сложно сделать цветники целиком из таких простых многолетников, но их количество в посадке должно преобладать.
7. Не закладывайте в цветник изгороди из колючих кустарников: будет тяжело ухаживать, все время будут попадаться обрезанные колючие ветки. Из таких пород лучше формировать отдельно стоящую изгородь, при обрезке которой можно легко собрать граблями все веточки.
8. Предусмотрите вокруг форм под стрижку место для работы, чтобы не пришлось стричь изгородь, стоя в колючих розах.
9. Проектируйте такие цветники, чтобы весной достаточно было пройтись газонокосилкой или триммером (газонокосилкой без сумки для сбора травы делать это даже удобнее). Всю срезку лучше оставить в цветнике (это и мульча, и удобрение). Цветники достаточно быстро нарастают и скрывают все измельченные стебли за листьями.
10. Обязателен мульчирующий материал. Не оставляйте почву голой, прикрывайте корой, скошенным газоном, измельченными стеблями, другими сыпучими материалами. Голая почва – это потеря влаги, сорняки, эрозия, уплотнение.
11. Растения лучше сажать крупными массивами, это облегчает уход «оптом». Подстричь бордюр из кизильника или широкую посадку спиреи триммером легче, чем стричь каждый куст по отдельности. Для неспециалиста растения, посаженные большими массивами, проще в уходе, т.к. на фоне однообразных посадок сорняк хорошо виден. Если посадки сложные, с большим видовым разнообразием, то непрофессионалу сложно понять – перед ним сорняк или так задумано.
12. Если форма растений позволяет сажать с высокой плотностью, то сажаем плотнее, чтобы ускорить смыкание и уменьшить время прополки.
13. Газон занимает много времени с покосами, но он неквалифицированному рабочему понятен. Составил список о том, когда прочесать, когда удобрить, как протравить сорняки и – коси. Ничего сложного. Но постоянно надо помнить, что у газона в саду свои функции. Не нужно пытаться заполнять им все доступное пространство: вдоль забора за кустами, под деревьями и прочее.
14. Газон должен быть простой формы, чтобы можно было косить по простой схеме, не отвлекаясь на подъем завалившихся растений из цветников, не подрезая отдельно триммером кромку и газон вокруг кустов. Никаких растений в газоне, максимум – одно дерево и даже оно должно быть посажено с учетом прохождения газонокосилки (со свободным пространством вокруг).
15. Обязательна кромка между цветником и газоном, чтобы газонокосилка проходила в один прием, не задевая посадки. В идеале это бордюр из камня, дерева.
16. Светильники не должны располагаться на газоне: это затрудняет его кошение. Разместите их либо в посадках, либо на твердых покрытиях.
17. Сейчас появились роботы-газонокосилки. Поэтому нужно предусмотреть планировку газона и места для зарядки робота так, чтобы он мог без помощи человека сам выезжать на работу и беспрепятственно заниматься газоном. При хорошо спланированном газоне, наличии автоматического полива и такого робота можно забыть о регулярном уходе. Понадобятся только обработки от сорняков и удобрение.
18. Никаких узких полосок из газона между посадками и твердым покрытием! Это выглядит красивым только на фотографиях со свежеуложенным газоном. Как потом выкашивать эти 10-50 см вдоль всего цветника – маникюрными ножницами на коленях, придерживая в другой руке разваливающиеся стебли? Сделайте посадки шире, продублируйте растения еще одним-двумя рядами.
19. Если для идеи нужен «газон», но не хочется расширять уже имеющийся объем (например, за забором) или место неудобно для косьбы (склон), то подойдет ковровая посадка низкого стелющегося хвойного растения (например, можжевельника казацкого Броадмур или сорта горной сосны) или низкорослых лиственных кустарников.
20. Вообще хороши для нашего климата и минимального неквалифицированного ухода ковровые посадки из сортов сосны горной и стриженых массивов низких кустов (например, спиреи березолистной, спиреи японской). Эти посадки достаточно стричь несколько раз в год «оптом», поливать в засуху и немного удобрять. Никакого сложного ухода.
21. Перед домом (если палисадник небольшой) газон лучше не разбивать. Неудобно каждый раз носить газонокосилку с заднего двора. А газон в палисаднике должен быть максимально ухожен: как никак это «лицо» дома. Поэтому лучше мостить переднюю часть участка (парковка, хождение на каблуках, коляски) и заполнять места для посадки наиболее устойчивыми формами, максимально долго сохраняющими свое декоративное состояние.
22. При проектировании помните, что твердых поверхностей мало не бывает. За каждым квадратным метром посадок требуется уход в разы больше, чем за твердым покрытием (мощением, настилами, гравием).
23. Не экономьте на ширине дорожек. Растения разрастаются и «вылезают» на дорожки. Для меня все, что уже двух метров – это не дорожка, а техническая тропинка. Если хотите сэкономить на материале, то лучше положите перед домом дорогой твердый, а дорожки в самом саду сделайте из сыпучих, более дешевых материалов. Особенно часто встречаются узкие дорожки на огородах. Все овощи разрастаются, перемещаться между грядками неудобно. Оставляйте проходы не меньше метра: это удобно и для ухода, и для проветривания культур, и тачку даже в самый сезон провезешь.
24. В определенных местах участка, где заниматься уходом хочется меньше всего (узкий проход между домом и забором, парковка, технические места) лучше сажать плотные однородные посадки кустарника с толстым слоем мульчи, в том числе щебня (для надежности можно положить под щебень геотекстиль).
25. Проще всего чистить мощеные дорожки мойкой под давлением (убирает и мох, и сорняки). Быстро и эффективно, и не надо использовать химикаты – просто все смывается в посадки.
26. Прячьте существующие «хозяйственные объекты» (люки септика, скважины и другие коммуникации) в куртины цветников. Там они менее заметны и не требуют специального обкашивания.
27. Используйте только устойчивые к заболеваниям сорта растений. Если видовые формы часто болеют, для решения этой проблемы используйте специально выведенные сорта. Убеждайте заказчика в том, что сорт – это не ваша прихоть, а вершина работы селекционеров и питомниководов. Также сажайте крепкие растения, устойчивые к ветру и дождю. От капризных культур лучше вообще отказаться (если заказчик не коллекционер).
28. Следите за новинками российских питомников, там постоянно появляются новые сорта: более устойчивые, аккуратные, максимально декоративные. Делитесь своими мыслями с питомниководами, объясняйте свои дизайнерские пожелания: им важно выращивать то, что будет востребовано.
29. Если сажаете «новогоднюю ель», старайтесь окружить ее не кустами или газоном, а травянистыми многолетниками, которые не боятся вымокания. Газон и кусты пострадают – «елку» будут наряжать зимой, ходить вокруг, приминая снег.
30. Планируйте посадки вдоль основных дорожек так, чтобы отвалы снега при расчистке не могли их поломать или, слежавшись в лед, загубить прихотливые растения. Также надо учитывать, в какую сторону будет сходить снег с крыши рядом со строениями: в таких местах лучше либо оставить твердые поверхности (мощение), либо сажать цветы и низкий кустарник под стрижку, которым не страшны разломы.
31. Если хотите использовать розы, то лучше сажать всевозможные шиповники (сейчас в российских питомниках существует огромное количество разнообразных сортов и форм) и почвопокровные розы. Они хорошо зимуют, мало болеют и не требуют сложного ухода, в том числе обрезки. Если у заказчика есть иные формы роз (неплетистые), то мы рекомендуем по весне удалять все ветки, оставляя у хорошо перезимовавших побегов по три почки от земли.
32. Обязательна разъяснительная беседа с заказчиком о том, что в первые несколько лет понадобятся регулярные частные прополки, пока растения не сомкнутся, не окрепнут и сами не начнут подавлять сорняки. Главное, не упустить эти первые годы, иначе сорняки забьют цветники и их практически невозможно будет очистить – придется пересаживать заново.
33. Необходимо объяснить заказчику, что работы лучше возложить на плечи профессионалов. Пусть это будет ежегодный одноразовый весенний уход или два выезда в год (весна-осень). Минимум хотя бы один выезд в два года, чтобы профессионал сделал сложные работы и наметил курс постоянных неквалифицированных работ.
34. Пишите инструкцию по уходу за садом заказчику максимально коротко и понятно, по месяцам. Обязательно давайте аналоги препаратов и удобрений, чтобы всегда был выбор.
35. Для ухода за садом хозяину лучше приобрести хороший надежный инструмент. Автоматический инструмент (например, для стрижки изгородей) упрощает и ускоряет работу.
36. Автоматический полив для всего участка. Можно настроить разные зоны, в зависимости от габитуса и потребностей. Для газона и огорода важен регулярный полив. В огороде и цветниках лучше использовать капельный полив (работе форсунок мешают стебли высоких растений).
37. Если на участке будут проблемы с регулярным поливом (за забором) или места, где захочется сэкономить на поливе (за строениями или в узких местах), при обработке почвы перед посадкой растений лучше внести агроперлит. Он будет аккумулировать воду и постепенно ее отдавать.
38. Не сажайте за забором колючих растений: там с дороги постоянно будет лететь мусор. Убирать среди колючек не очень комфортно.
39. При начале работ на участке будьте внимательны к наличию почвенных вредителей. Так, в 2015-2016 году большое количество майского хруща в почве на участке в Тульской области погубило 30% посадочного материала, еще 30% почв было угнетено. С таким вредителем необходимо бороться на момент распашки участка и подготовки почвы (необходимо внести инсектицид непосредственно в почву). Потом бороться с ним будет сложнее.
40. Растения после посадки важно обработать от болезней и вредителей (лучше сделать это прямо в день посадки). Часто мы сталкивались с тем, что сразу после озеленения одного участка все жуки и прочие вредители перебирались на него с запущенных и необработанных соседних участков в поисках недавно посаженных растений. Питомники производят обработку растений, но на момент посадки на вашем объекте сложно сказать, какой питомник и когда произвел обработку. Поэтому лучше всего обработать.
41. Следите за ориентацией ветвей (не будут ли мешать проходу, не упрутся ли в дальнейшем в забор, в линию электропередач), чтобы впоследствии не пришлось кардинально обрезать и портить форму кроны.
42. Также при посадке я всегда произвожу обрезку. Это необходимо, т.к. в процессе транспортировки часть ветвей обламываются и необходимо уменьшить количество ветвей и листьев (особенно для свежевыкопанных растений). Плюс удобно сразу сформировать дерево или куст непосредственно под потребности объекта (например, поднять штамб или сформировать зонтичную форму).
43. Для сада необходимо прибрести измельчитель стеблей. С возрастом будет все больше и больше оставаться отходов после обрезки, поэтому логичнее все перерабатывать и использовать как мульчу и естественное удобрение.
44. В готовом зрелом саду старайтесь избегать лишних перекопок, чтобы не спровоцировать буйный рост сорняков. Удаляйте сорняки, добавляйте органику. Рыхление почвы оставьте червям.
45. Объясните заказчику, что листья осенью убирают только с газона. В посадках листья не убирают: это естественный процесс.
46. Если на участке есть собаки, то при проектировании необходимо соблюдать несколько пунктов:
47. При устройстве песочницы для детей обязательно предусмотреть крышку, иначе все кошки в округе будут использовать ее как туалет.
При соблюдении этих нехитрых приемов, вы заметно сократите количество хлопот и заказчику, и себе.