лучшие школы россии смотр мирзаботы рф
Топ-100 школ России
Рейтинг школ России по конкурентоспособности выпускников
Большинство выпускников этих школ становятся студентами лучших вузов страны.
Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило рейтинг топ-100 школ по конкурентоспособности выпускников. В него вошли школы, чьи ученики наиболее успешно поступают в лучшие вузы России из рейтинга RAEX.
СУНЦ МГУ – лучшая школа в стране: центр возглавляет рейтинг по конкурентоспособности выпускников пятый год подряд. Вторую позицию заняла созданная в 2019 году школа при Центре педагогического мастерства – структуры, учрежденной Правительством Москвы и занимающейся координированием деятельности олимпиадного движения и подготовкой учащихся к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. Третье место занял столичный лицей «Вторая школа». В десятку лучших вошли также Физтех-лицей им. П.Л. Капицы, Челябинский физико-математический лицей № 31, Университетская гимназия МГУ, Санкт-Петербургский Президентский физико-математический лицей № 239, Лицей КЭО (Ростов-на-Дону) и Московские школы № 2007 ФМШ и № 179.
Количество регионов, представленных в рейтинге, растет: в 2018 году в топ-100 входили школы из 22 субъектов РФ, год спустя – из 24, а в этом году в сотню лучших вошли учреждения из 27 регионов России. При этом более трети самых конкурентоспособных школ – 35 – сконцентрировано в Москве. 11 участников топ-100 представляют Московскую область, 10 – Санкт-Петербург, шесть – Татарстан и пять – Челябинскую область. По три школы расположены в Нижегородской, Свердловской и Томской областях.
Из года в год в топ-100 растет количество специализированных школ, и все меньше мест достается муниципальным учреждениям. Если школы при вузах широко представлены в рейтинге с момента его создания, то в последние два года и другие типы школ всё активнее отвоевывают позиции в сотне лучших. Так, в рейтинге 2021 года с четырех до шести увеличилось количество частных учебных заведений (это максимальное количество за всю историю проведения исследования – годом ранее в список входило четыре частные школы, а в 2019 и 2018 годах – по три). Количество участников проекта «Базовая школа РАН» (одним из условий присвоения «академического» статуса является переход учебного заведения из муниципальной собственности в государственную) за год возросло с 16 до 18. Удерживают позиции региональные центры поддержки одаренных детей и ведущие городские школы Москвы и Санкт-Петербурга, также находящие в государственной собственности. Таким образом, конкуренция за место в топ-100 из года в год повышается и муниципальным учреждениям, пусть даже с высокими образовательными результатами, становится всё труднее соперничать с другими, как правило, имеющими большие материальные, кадровые и административные ресурсы.
Школы особого значения
Очередной рейтинг российских учреждений среднего образования от агентства RAEX
Очередной рейтинг школ агентства RAEX зафиксировал, что разрыв между элитными и массовыми школами увеличивается за счет роста конкурентоспособности лидеров.
Алексей Хохлов, вице-президент Российской академии наук
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото
Алексей Хохлов, вице-президент Российской академии наук
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото
Дмитрий Гришанков, Алексей Ходырев, Дмитрий Ходырев, Екатерина Филиппенко
Всего каких-то пять-шесть лет назад родители одаренных школьников били тревогу: курс на уравниловку среднего образования создавал угрозу ликвидации элитных гимназий и школ. К счастью, самые худшие прогнозы не сбылись. Вместе с тем определенное размывание бренда сильных школ все же произошло — многие из них не избежали участи слияния с более слабыми учебными заведениями в единый крупный «многопрофильный образовательный комплекс».
О методике рейтинга
Рейтинги лучших школ России по конкурентоспособности выпускников показывают, в каких школах наибольшая доля выпускников, успешно поступающих в вузы из топ-50 рейтинга вузов RAEX 2019 года. Рейтинги базируются на предоставленной ведущими вузами России эксклюзивной информации о приемных кампаниях 2018 и 2019 годов. Статистика о школах была получена от всех университетов, кроме РУДН и МГПУ. Всего агентством обработана информация о 190 тыс. выпускников 18 тыс. школ.
Подробное описание методологии см. на www.raex-rr.com.
Однако за последние два-три года риторика властей изменилась: вместо усреднения — курс на выявление и поддержку талантливых детей. И тезис о том, что школы должны быть разными, стал воплощаться в жизнь на практике. К созданию и развитию элитных школ подключились многие: университеты, власти регионов и даже Российская академия наук. Лучшие школы вошли в рейтинг агентства RAEX — единственный регулярно публикуемый национальный рейтинг школ России.
Рейтинг RAEX измеряет успешность поступления выпускников школ в лучшие вузы России. При этом делается поправка на размер, благодаря чему образовательные гиганты не имеют преимуществ перед небольшими организациями. Так, в топ-100 рейтинга вошли как крупные столичные школы, выпускающие по 300–400 человек в год, так и небольшие учебные заведения из регионов, размер выпуска в которых не дотягивает до 50.
Лучшие школы России успешно отстаивают статус элитных образовательных учреждений — первые четыре места в рейтинге 2020 года не изменились. Это СУНЦ МГУ, московский лицей «Вторая школа», Челябинский физико-математический лицей №31 и Университетская гимназия МГУ. В пятерку лучших впервые вошел мордовский Республиканский лицей для одаренных детей, свыше 60% выпускников которого были приняты в лучшие вузы России без экзаменов.
В рейтингах школ по конкретным группам специальностей большинство лидеров также удержали свои позиции. Лучшим в сфере «Социальные и гуманитарные направления» остается Предуниверситарий МГЛУ, к поступлению на естественно-научные и инженерные направления лучше всего готовит СУНЦ МГУ, на медицинские специальности — Сеченовский предуниверсарий. Примечательно, что все публикуемые рейтинги по направлениям возглавили школы, функционирующие непосредственно при университетах.
Кто ищет таланты
В топ-100 рейтинга RAEX из года в год растет количество школ, ориентированных на работу с талантливыми детьми. Такие элитные учебные заведения все успешнее отодвигают на второй план массовые школы, «школы для всех». Можно предположить, что в будущем образовательные результаты элитных школ станут недосягаемыми для обычных учебных заведений.
При этом если в предыдущие годы главным драйвером развития элитных школ являлись университеты, создававшие подшефные школы, то сегодня внимание к развитию элитных школ проявляют и органы власти.
Вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов о проекте «Базовые школы РАН»
Школы при вузах первыми «выстрелили» в рейтингах RAEX: их результаты улучшаются все последние годы. Так, в 2019 году в топ-30 рейтинга входило восемь таких школ, в этом году — уже 11. И это неудивительно. Вузы, удрученные низким качеством подготовки абитуриентов в обычных школах, были вынуждены включиться в процесс подготовки будущих студентов. И многие университеты теперь имеют в своем составе по-настоящему сильную школу (а некоторые, как МГУ им. М. В. Ломоносова, и не одну), обучение в которой существенно приближает молодежь к зачислению в топовые вузы. Понятно, что такого рода университетские школы не в состоянии полностью закрыть потребности лучших вузов в хорошо подготовленных абитуриентах. Выпускники таких школ способны стать своеобразным интеллектуальным ядром выбранных ими факультетов. Этому, как правило, способствуют углубленная подготовка по профилю головного вуза, активное вовлечение исследователей из вуза в подготовку школьников, приобщение учеников к научной практике, а также развитие блока личностных компетенций, которые в последнее время принято называть soft skills.
Помимо университетов за развитие элитных школ активно взялись власти субъектов РФ. В текущем рейтинге улучшились результаты региональных школ для одаренных детей — государственных (не муниципальных) учреждений, обладающих, как правило, большими возможностями для привлечения перспективной молодежи. Директор Республиканского лицея для одаренных детей (Мордовия) Евгений Вдовин рассказал “Ъ”, что лицей привлекает лучших учителей региона, оплачивает проведение лекций и семинаров ведущих ученых России, направляет школьников в тренировочные лагеря для олимпиадников, в том числе в известный сочинский центр образования «Сириус». Обучение, питание и проживание в лицее бесплатно для всех школьников, подчеркнул Вдовин.
Мордовский лицей не единственный участник, показавший впечатляющую динамику в рейтинге. Так, Вологодский многопрофильный лицей совершил мощный рывок, переместившись с 25-го на 9-е место. Примечательно, что и у мордовского, и у вологодского лицеев заметно возросла доля поступивших в МГУ и МФТИ, а также количество зачисленных в лучшие вузы без экзаменов — оно выросло более чем на треть.
Общее количество региональных школ для одаренных детей в рейтинге возросло с трех до семи. Любопытно, что свыше 90% выпускников этих школ, зачисленных в ведущие университеты, учатся бесплатно. Это лучший показатель среди всех участников рейтинга (для сравнения, аналогичная доля по топ-10 — 83,5%).
Элитные в масштабах государства
Еще одна инициатива по развитию элитного образования в регионах, и на этот раз государственного масштаба,— проект Минпросвещения РФ и Российской академии наук «Базовые школы РАН». В мае 2019 года были отобраны 108 муниципальных школ из 32 субъектов РФ, которым будет предоставлена поддержка от структур РАН, властей и ведущих вузов региона. Необходимым условием отбора являлся муниципальный уровень подчинения, при этом школа должна обладать высоким научно-образовательным потенциалом, что определялось в том числе на основании рейтингов школ RAEX.
Отобранные школы повышаются в статусе — из муниципальных они становятся региональными, и это позволит им отбирать талантливых детей со всего региона. Поддержка этих школ заключается не только в дополнительном финансировании (в Московской области, например, выделено 320 млн руб. на шесть школ), но и в участии РАН в образовательном процессе: это помощь в формировании образовательных программ, доступ к оборудованию и лабораториям, проведение лекций, вовлечение учеников в научно-исследовательскую деятельность, профессиональная переподготовка учителей.
Вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов, курирующий создание базовых школ Академии наук, сообщил “Ъ”, что РАН смотрит на проект очень оптимистично, а школы довольны оказываемой поддержкой. Отбор школ в проект продолжится, хотя и не будет настолько масштабным, как в прошлом году.
В 2020 году в топ-100 рейтинга RAEX вошло 16 базовых школ РАН, но учитывая, что инициатива только набирает обороты, в будущем их количество в списке лучших школ может увеличиться.
Рейтинг лучших школ России по конкурентоспособности выпускников
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).
20 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Технические, естественно-научные направления и точные науки»
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).
20 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Экономика и управление»
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).
20 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Социальные и гуманитарные направления»
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).
20 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Медицина»
|
Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).