лучшие сочетания аккордов гитары
30 аккордов, которые стоит знать
Интересные аккорды для акустической гитары: три десятка полезных примеров.
Есть только одна вещь, которая поможет расширить свой кругозор и стать более профессиональным композитором-гитаристом — вооружение пачками новых аккордов. Зная самые разнообразные аккорды для акустической гитары, можно не только выделиться на фоне других гитаристов, но и создать свое неповторимое звучание за счет использования нестандартных трезвучий.
Просто попробуй ввести в свой обиход эти аккорды для акустической гитары, это точно пойдет тебе на пользу.
Открытые аккорды
Если вы только недавно начали играть на гитаре, то наверняка перепробовали уже все известные простые открытые аккорды для акустической гитары: C, Am, Em и т.д.
Знание основ — это хорошо и полезно, но неплохо быть в курсе вариаций различных открытых аккордов. Вариации могут значительно расширить звучание без прикладывания излишних усилий.
Широко используются такие аккорды, как Em7 и Cadd9; менее широкое распространение получили аккорды Em9 и A6sus2. Так или иначе, каждый из этих аккордов звучит великолепно.
Мы объединили все 4 аккорда в одну цепочку, но стоит попробовать использовать каждый из аккордов в отдельности, то есть применять их в рамках других последовательностей звуков.
Sus аккорды
Никто не спорит, что важнейшими типами аккордов в музыке являются мажорные и минорные аккорды. Мажорные аккорды светлые и радостные; минорные более мрачные и грустные.
Sus-аккорды — это специальные аккорды, которые находятся где-то между минором и мажором. У них нет определенного эмоционального окраса. Их звучание всегда нейтрально, но это не мешает им придавать интереса различным последовательностям трезвучий.
Попробуйте объединить в одной цепочке простые минорные-мажорные аккорды с их sus-разновидностями.
Sus-аккорды будут всегда хорошо звучат перед аналогичными по тону минорными или мажорными аккордами: Bsus4 перед B, Dsus2 перед D и т.д.
Блюзовые аккорды
Играть на шестиструнном инструменте и не знать блюзовые аккорды для акустической гитары? Это надо исправлять!
В блюзе доминируют септаккорды (например, A7 или D7), они более популярны, чем простые мажорные, минорные или sus-аккорды.
A7, D7 и E9 — необходимый минимум для классического 12-тактового блюза в тональности ля мажор. A13 и E7#9 имеют более выраженный саунд и отлично подойдут не только для блюза, но и для джаза.
Bm7 (или Hm7) можно назвать «билетом в минорный блюз». Экспериментируя с аккордом Bm7, добавьте к нему D7, звучащий более высоко. Это позволит создать отличный переход между Bm7 и F#7.
Мы сыграли эту блюзовую последовательность с помощью фингерстайла, а также добавили некоторые одиночные и приглушенные (обозначены символом Х) ноты между аккордами, чтобы создать больше кача.
Аккорды в других позициях
Наверняка вы уже знакомы с обычными открытыми аккордами, по типу C, A, G, E, D и их минорными вариациями. Что ж, самое время «переехать» дальше по грифу, и взять эти же аккорды с полноценным баррэ или с малым баррэ.
А если оставить несколько не прижатых струн, то можно получить интересные сочетания звуков в аккорде.
Можно добиться богатого звучания посредством открытых струн, а также различных интервалов. В этом примере очень много «бега» по грифу, но именно эксперименты такого плана помогут вам достичь новых высот.
Строй DADGAD
Этот строй — прародитель всех остальных альтернативных строев гитары и, пожалуй, самый популярный строй у фолковых музыкантов, а также тех, кого называют singer-songwriters.
Естественно, новый строй может вызвать некоторые проблемы с нахождением расположения на грифе привычных нот. С другой стороны, смена строя гарантирует приятное удивление от того, что вы будете играть. Строй DADGAD не имеет себе равных среди других строев (классический EADGBE вынесем за скобки) с точки зрения удобства игры.
Аккордов и звуков в примере будет достаточно для разминки, но не стоит останавливаться в своих поисках саунда.
Хорошего результата можно добиться при помощи простой игры этих аккордов при помощи арпеджио. Наш пример построен всего на двух аккордах — D и G.
Строй CGCGCD
Строй CGCGCD еще называют кельтским строем. Аккорды для акустической гитары в этом необычном строе схожи с теми, что использовались в примере со строем DADGAD. В принципе, это не удивительно: CGCGCD основан на аккорде Csus2, который можно смело назвать двоюродным братом аккорда Dsus4, являющегося основой строя DADGAD.
Наличие глубоких и протяжных басовых звуков не сделало этот строй настолько популярным, как DADGAD. К тому же, для этого строя неплохо бы иметь комплект басовых (хотя бы) струн сильного натяжения. Тем не менее, строй CGCGCD открывает отличные возможности для внесения разнообразия в свою игру.
Попробуй поиграть какие-либо аккорды вокруг C, чтобы найти пару-тройку интересных идей:
В первых двух тактах используется такая аппликатура аккордов, которая позволяет перемещать ее по ладам и получать разное интересное звучание. Такое расположение пальцев будет звучать великолепно на любом ладу. В общем, если строй CGCGCD только-только открылся тебе, то экспериментируй на фоне вышеприведенного примера.
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовая последовательность – что это?
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Мажорная тональность | Минорная тональность | Входящие ноты |
До-мажор | Ля-минор | C – D – E – F – G – A – B |
До-диез-мажор | Ля-диез-минор | C# – D# – F – F# – G# – A# – C |
Ре-мажор | Си-минор | D – E – F# – G – A – B – C# |
Ре-диез-мажор | До-минор | D# – F – G – G# – A# – C – D |
Ми-мажор | До-диез-минор | E – F# – G# – A – B – C# – D# |
Фа-мажор | Ре-минор | F – G – A – A# – C – D – E |
Фа-диез-мажор | Ре-диез-минор | F# – G# – A# – B – C# – D# – F |
Соль-мажор | Ми-минор | G – A – B – C – D – E – F# |
Соль-диез-мажор | Фа-минор | G# – A# – C – C# – D# – F – G |
Ля-мажор | Фа-диез-минор | A – B – C# – D – E – F# – G# |
Ля-диез-мажор | Соль-минор | A# – C – D – D# – F – G — A |
Си-мажор | Соль-диез-минор | B – C# – D# – E – F# – G# – A# |
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения
Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.
Главные аккорды
Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.
Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.
Побочные аккорды
Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).
II — IV — VI — I — III — V — VII
——S——— ———D——
——T——
На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).
По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.
Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.
II | IV | VI | I | III | V | VII |
Bm 7b5 | Dm 7 | Fmaj 7 | Am 7 | Cmaj 7 (Сmaj 7#5 ) | Em 7 (E 7 ) | G 7 (#Go) |
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.
II | IV | VI | I | III | V | VII |
Dm 7 (Dm 7b5 ) | Fmaj 7 (Fm #7 ) | Am 7 (bAmaj 7#5 ) | Cmaj 7 | Em 7 | G 7 | Bm 7b5 |
Правила голосоведения
В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:
Обозначение аккордов
Тоника | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си |
Мажор | C | D | E | F | G | A | B |
Минор | Cm | Dm | Em | Fm | Gm | Am | Bm |
Септа | C7 | D7 | E7 | F7 | G7 | A7 | B7 |
Аккордовые последовательности
Простые универсальные последовательности:
Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A
Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:
Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C
Седьмая ступень в качестве доминанты:
Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C
C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am
Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am
Двойная доминанта (доминанта к доминанте):
Em — F#7 — B7 — Em
Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):
Am — Bb — E7 — Am
Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):
Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em
Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:
A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A
Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:
Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am
Изучаем красивые аккорды для гитары
Красивые аккорды на гитаре помогают избавиться от шаблонного, «заезженного» звучания. И на замену стандартным аппликатурам, и как дополнение к ним. Оригинальный аккомпанемент, идеи для своей музыки, аранжировки на две гитары, для группы – всё во власти аккордовой красоты.
Далее в статье – простые красивые аккорды в открытой позиции, аккорды с открытыми струнами, сложные аппликатуры с надстройками.
На первых ладах не только Am, Dm и E…
На первых ладах можно сыграть не только Am, Dm, E и прочие аппликатуры, которые начинают изучать новички. Открытая позиция – только с виду пространство грифа для простеньких аккордов. А на самом деле она таит в себе множество аккордовых форм, которые отлично, оригинально звучат. И, кстати, используются в разных музыкальных стилях.
Вся фишка в надстройках – дополнительных ступенях к основным, или стандартным, формам. Если в буквенно-цифровом обозначении – это цифры-ступени, которые указываются в названии аккорда. Например, Am7, Em9, Dm6 и др.
Для Em: Em7, E sus4, Em #11, Em maj7, Em6, Em9
Давайте начнём с Em (ми минора) – какая представляется нам звуковая палитра для этого минорного аккорда в открытой позиции.
Просто берём Em – 5 и 4 струна прижимается на 2 ладу. А теперь смотрим по схеме – какую ступень (или оттенок) можно добавить к этой форме.
На схемах 2 ступень и она же может обозначаться как 9 ступень в зависимости от типа аккорда.
И вот оно новое аккордовое измерение на первых ладах 😉 Добро пожаловать! Вся эта гармоническая красота теперь в вашем распоряжении.
В рамках этой статьи мы не будем рассматривать принцип построения аккордов с надстройками. А только рассмотрим расположение ступеней на грифе для конкретных аккордов, аппликатуры и примеры их использования.
«Прощупаем», послушаем оттенки – Em со всеми возможными надстройками.
Чтобы ощущался контраст – сначала возьмите обычный ми минор, дайте ему немного позвучать, а затем сыграйте ми минор с надстройкой. И так для каждой аппликатуры. Последовательно разберите все сетки.
Это упражнение выполняйте и с другими группами аккордов с надстройками (для Am, Dm, С, G и др.).
Сначала аппликатуры с надстройками на 3-ей струне:
Em add#11 – диссонирующий, страшный аккорд, но иногда именно такой и нужен. Классно звучит в песне «Кто ты такой?» Янки Дягилевой.
и на басовых струнах:
Как видите, аппликатуры простые – и для начинающих будут в самый раз.
А теперь несколько примеров – как использовать сочетание аккордов с надстройками, мелодические связки. Пока только в пределах одного аккорда – Em.
Аудиозаписи примеров можно слушать онлайн, и потом скачать (ссылка в плеере).
Похожий аккордовый ход можно услышать в песне «Однажды мир прогнётся под нас» группы «Машина времени».
Мелодическая линия (последовательность надстроек) и ритм навеяны вступительным риффом песни Susie Q группы Creedence Clearwater Revival.
Em – Em maj7 – Em7 – Em maj7 – Em:
Плавный переход по септаккордам – сначала большая септима (Em maj7), потом малая (Em7) и в обратной последовательности.
Для Am: Am7, Am maj7, Am6, Asus2, Asus4, Am9
Итак, теперь ля минорная палитра на гитаре. Схема: основной аккорд Am и все возможные надстройки для него:
Получаем аппликатуры интересных аккордов – теперь уже не просто ля минор 😉
Также сыграйте последовательно (боем или перебором), чередуя аккорды с надстройками с обычным Am. Как бы сравнивания – чтобы прочувствовать оттенок каждой добавочной ступени.
Аппликатуры с надстройками на 1-ой и 2-ой струне:
На 3-ей и 4-ой струне:
И также вы можете поэкспериментировать с надстройками на басовых струнах – аппликатуры несложно построить по схеме расположения ступеней Am: Am/C, Am/B, Am/G, Am/F#.
В качестве примера простые связки рассмотренных форм, которые оригинально, красиво звучат в аккомпанементе:
От холодной 9-ой ступени к тёплому привычному Am.
Задержанные аккорды «двойка» (sus2) и «четвёрка» (sus4) чередуются с Am и отлично дополняют его. Получается красивое переливчатое звучание. Излюбленный приём многих гитаристов.
Связки с задержанными аккордами можно услышать в теме «Два корабля» группы «Агата Кристи».
Ещё один вариант внести разнообразие – обыгровка на Am. Можно использовать в ми миноре. В последовательности аккордов Em – Am: простые аппликатуры с надстройками – Em/ Em7/ Em/ – /Am/ Am7/ Am6
Для Dm: Dsus4, Dsus2, Dm maj7, Dm7, Dm6, Dm#5, D dim
Вот мы добрались и до Ре минора. Узнаем, какие есть интересные аккорды для обыгровки Dm. Схема расположения ступеней относительно основной аппликатуры:
Сыграем, послушаем аккорды с надстройками.
Дополнительные, изменённые (sus) ступени аккорда на 1-ой, 2-ой и 3-ей струне:
И на басовых струнах:
И несколько связок в качестве примера:
Dm – Dm7 – Dm6:
Движение по добавочным ступеням на второй струне – 7, 6 и снова к Dm. Отличный вариант украсить минор. Ход можно повторять в аккомпанементе.
Dm – Dm/F – Dm – D dim – Dm:
В последовательности уменьшённый аккорд D dim, и к минору относится лишь косвенно. Но в этой связке даёт оригинальную блюзовую окраску.
Dm – Dsus2 – Dm – Dsus4:
Обыгровка задержанными аккордами sus отлично звучит и на Dm.
А как же мажорные аккорды A, D и E в открытой позиции?
Разобрать аппликатуры и придумать связки для мажорных аккордов можно также по схемам расположения ступеней. Но в основе у вас, конечно, будет мажорный аккорд. Обратите внимание, мажорная терция обозначена цифрой «3» в сетках.
Возможные надстройки для мажорных аккордов в открытой позиции:
А если взять E7 (ми мажор септаккорд) и добавить минорную терцию (b3) на первой струне – получится E7 #9. Этот аккорд довольно часто используется не только в джазе, но и в роке, блюзе.
Для G: G maj7, G7, G5, Gsus4, G7 sus4, G add9
Основная аппликатура и ступени:
Соль мажор с надстройками (по ступеням из схемы):
Интересные связки на G:
G5 – Gsus4 – G – G add9 – G:
На верхних струнах выделяется мелодическая линия. На основе этой последовательности попробуйте придумать свою обыгровку. Не обязательно, чтобы были все аккорды из примера.
G7 – G:
Простое чередование септаккорда (G7) и мажорного аккорда (G) тоже звучит в аккомпанементе довольно эффектно.
G – G7 – G – G7sus4 – G5:
Последовательность в блюзовом стиле. Обратите внимание, как сочно звучит G7sus4. Попробуйте использовать его в связке с другими надстройками в G.
Для C: C add#11, Csus4, C add9, Cmaj7, C7, C6, Caug, Csus2
Основная аппликатура и надстройки для До мажора:
Какие аккорды есть в открытой позиции на основе аппликатуры C:
Примеры последовательностей с надстройками:
Приджазованный ход. Сгодится для какого-нибудь блюза, рок-н-ролла.
С – С (+ 5-ая ступень на 1 струне) – C – С add9:
Играйте C и меняйте надстройки на первых струнах – простой способ найти красивое звучание.
C – Csus2/B – C – Csus4 – C:
Аккорды sus отлично звучат в связке и с мажорными. И этот пример тому доказательство.
Аккордовые последовательности
После изучения надстроек аккордов в открытой позиции, рассмотрим их применение в последовательности аккордов. То есть как при помощи этих аккордов можно сделать красивый аккомпанемент. В примерах сначала указывается последовательность без надстроек и затем с надстройками (обыгровками).
Пример №1: украсим ля минор
Очень распространённая гармоническая схема: Am/Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am. Есть огромное количество песен в разных стилях, где она используется.
И вот её вариант с обыгровками по ступеням:
Am/Asus2/Am/ Am/C /Am – Dm/ Dm7/ Dm6/ – G7/G/ G7 (2)/ – C/C add9/C/ Csus2/B /
Am/Asus2/Am – Dm/Dm sus2/Dm/ Dm/F / Dm – E sus4/E – Am
Пример №2: рок-н-ролл на простых аккордах + обыгровки
Рок-н-ролл тоже может эффектно прозвучать и на первых ладах. Достаточно лишь добавить нужные надстройки в стандартные аппликатуры.
Основа квадрата – последовательность на 12т. : G/ G/ G/ G/ C/ C/ G/ G /D/ C/ G/ D
Добавляем обыгровки для каждого аккорда:
Аккорды с открытыми струнами: секреты переливчатого звучания
Самые красивые аккорды можно найти в аппликатурах с открытыми струнами. Это особая категория аккордов: часть струн прижимается в какой-либо позиции, а некоторые звучат открытыми. И создаётся переливчатое звучание в разных оттенках – благозвучное и диссонирующее, спокойное и тревожное, напряжённое.
Строить аккорды с открытыми струнами можно на основе стандартных аппликатурных форм – мажорных и минорных аккордов, квинтаккордов. Рассмотрим различные способы построения таких аккордов.
По системе CAGED
Для тех, кто не знает: система CAGED – это 5 аккордовых форм в открытой позиции (С – до мажор, A – ля мажор, G – соль мажор, E – ми мажор, D – ре мажор), которые можно использовать и в закрытой позиции на баррэ.
И некоторые аппликатуры из CAGED отлично звучат в позициях без баре – аккорд просто берётся как в открытой позиции, на 4-ом, 5-ом, на каком угодно ладу, и добавляются открытые струны (не прижатые приёмом баррэ). Получаются редкие и красивые аккорды.
Форма С
Аккордовая форма C (до мажор). По CAGED эта же аппликатура, например, во 2-позиции (или от 2-го лада) на баррэ – это D (обычный ре мажор). Но если баррэ убрать во 2 позиции, а аппликатуру «лесенки» оставить, то у D появятся надстройки 9 и 11 и он зазвучит по-другому, более интересно.
И так перемещая аппликатуру C по грифу, получаем серию интересных аккордов с открытыми струнами.
Разберите и сыграйте ноты и табы последовательности аккордов с открытыми струнами, построенных на основе аппликатуры С:
В упражнении перебор можно использовать и другой. Экспериментируйте, импровизируйте.
Обратите внимание, в 11-ой (Gm6) и 12-ой (Em maj7/B) позиции форма приобретает минорное звучание из-за того, что добавляются открытые струны.
В некоторые аккорды в форме С с открытыми струнами можно ещё и добавить надстройки. Например, расположение дополнительных ступеней в аппликатуре A7 (от 10 лада форма С):
И получаем ещё оттенки – ещё аккорды с открытыми струнами – дополнительно к основной аппликатуре.
Сыграйте эту связку и придумайте на основе её свою:
A7 – A13 – A7 – A9 – A7:
Попробуйте добавить ступени по схеме (5, 6, 7, 9) к другим аккордам в форме С. Очень красивые обыгровки можно сделать на D add 9/11, G6, Gm6 (от 11 лада), С (от 13 лада, на октаву выше).
Форма E
Двигаем форму E по грифу, но 6-ую струну прижимаем в позициях так, как если бы играли на баррэ эти аккорды. Открытые струны в этих аппликатурах – только 1-ая и 2-ая.
И добавляем надстройки. Схема расположения ступеней для В add11:
Например, можно сыграть вот такую мелодическую линию в этом аккорде:
B add11–B –B add9 – B – B add11 – B7 add11 – B6 add11 – B add11:
Сыграйте это упражнение на аккорды A add9, C maj7, D6 add9, E. Импровизируйте, используя надстройки на других аккордах в аппликатуре E с открытыми струнами.
Форма A7
Форма Em
Аппликатуры в форме Em (ми минора), но без 6-ой струны, с открытой 1-ой и 2-ой струной.
Добавляйте надстройки, обыгровки. Запоминайте, записывайте (сетками, в табах или просто на аудио) самые интересные.
Например, для F#m (фа-диез минора):
На основе квинтаккордов
Всё просто. Нужно взять квинтаккорд и добавить открытые струны.
Пауэр-аккорды в виде квинты с добавлением тоники на октаву выше + 1-ая и 2-ая открытые струны, 6-ая не звучит:
Квинта на 6-ой и 5-ой струне + 4-ая и 3-я открытые:
На основе этих аккордов можно придумать вторую партию гитары. Отлично звучит. Например, обыгровка на последовательность – Gm/ Bb/ F/ Gm:
1 гитара – ритм на баррэ, 2 гитара – квинты с открытыми струнами + дополнительные ступени:
Сложные аккорды, или «гимнастика для пальцев» во имя красоты
В рамках этой статьи мы, конечно, не будем рассматривать все сложные аккорды или даже их типы. А разберём лишь несколько «рецептов»: как преобразить обычные, простые аккорды, заменить их на сложные, но более красивые по звучанию.
9-ая ступень: благородный тон для минора и мажора
Точнее речь идёт не просто о добавлении 9-ой ступени в аккорд, а о расположении звуков в аккорде от баса – 1 ступень + 5 ступень + 9 ступень (как основа в нижнем регистре). Именно такое строение даёт красивейший холодный оттенок.
Вот таким образом можно заменить стандартные аппликатуры на аккорды с девяткой.
Мажорный:
с тоникой на 6-ой струне:
Минорный:
с тоникой на 6-ой струне:
Продолжение идеи 1 + 5 + 9, или добавляем ещё надстройки
Кроме 9-ой ступени в такой расширенной аппликатуре открываются возможности и для других надстроек. Хотя аккорды уже получаются по звучанию более напряжённые, диссонирующие. Но это определённо интересные оттенки: они способны придать аранжировке особый колорит, настроение.
Amaj7 sus2: к 1+5+9 вверху (на второй струне) добавляется ещё большая септима.
Amaj7: строение аккорда немного другое, на басовых струнах получается пауэр-аккорд, звучит мощно, но септима прибавляет диссонанс.
Ещё похожий аккорд с тоникой на 5-ой струне – Esus2 add#11.
Постройте эти аппликатуры от другого звука – от соль, фа, си, до и др.
Примеры последовательностей с использованием выше рассмотренных расширенных аппликатур:
Связка для перехода от G к A:
Диссонирующий оттенок к ре мажору:
Обыгровка для A:
На этом завершаем статью. Развивайте изученные идеи, они помогут вам придумать свои красивые аккорды, их сочетания. Вносите разнообразие в аккомпанемент, экспериментируйте с надстройками. Творческих успехов и побольше аккордового креатива!