лучшие советские ламповые радиоприемники
Советские радиоприёмники послевоенного периода
В послевоенное время весь мир вздохнул с облегчением. Все устали от войны, которая длилась 6 лет. Начали отстраиваться разрушенные населённые пункты, промышленность постепенно начала переходить на мирные рельсы. Появилась возможность выпускать гражданскую продукцию уже в не минимальных количествах и не такого аскетичного вида, как это было в годы войны.
Вторая половина сороковых – конец шестидесятых стали периодом современного искусства и поп-арта, а также эпохой расцвета промышленного дизайна. Люди хотели жить и радоваться жизни. Художники-конструкторы и инженеры старались на славу: вспомните потрясающие образцы техники тех времён. Какие внешне шикарные автомобили сходили с конвейеров в те годы, какие необычные и запоминающиеся предметы быта выпускались!
Советский Союз не стал исключением. Жители нашей страны, более других пострадавшие от той войны, наконец-то вздохнули с облегчением и (хоть жизнь всё равно не была простой), с удовольствием вернулись к мирному существованию. На прилавках магазинов начали появляться не только предметы первой необходимости, но и бытовые изделия, позволяющие быстрее забыть перенесённые лишения и тяжесть военного времени. В этой статье поговорим о некоторых гражданских образцах советской радиотехники.
Ламповый радиоприёмник «ВЭФ Супер М-557»
Сразу после войны советские граждане получили возможность приобрести симпатичный и качественный ламповый радиоприёмник «ВЭФ Супер М-557», прототипом для которого стал довоенный латвийский приёмник «Vefsuper M 517», который выпускался на заводе VEF в Риге.
Прямоугольный корпус из лакированного дерева с закруглёнными сторонами и сглаженными углами, индикатор настройки нежно-зелёного цвета, большая круглая стеклянная шкала – и сейчас это приёмник не может не вызвать умиления! Интересным является тот факт, что диапазон частот, в которых приёмником осуществлялся приём радиоволн, за время производства в выпускаемых приёмниках «ВЭФ Супер М-557» менялся 4 раза! По мере усложнения и порчи отношений с западными странами приём радиочастот ограничивался с помощью внесения изменений в конструкцию приёмника.
Ламповый радиоприёмник «Звезда 54»
Советские художники-конструкторы и инженеры порой во многом опирались на опыт западных специалистов, занимавшихся промышленным дизайном и разработкой, часто и вовсе копируя образцы иностранной техники. Так поступили, например, в случае с безумно-красивым ламповым радиоприёмником «Звезда 54», который начал выпускаться в 1954 году на Харьковском заводе «Коммунар» и Московском «Мосприборе».
Приёмник поразительной красоты скопирован с французской модели «Excelsior» 1952 года. Ходят слухи, что несколько экземпляров радиоприёмника «Excelsior» французская делегация подарила советскому руководству, и новинка настолько понравились, что было решено пустить её в серию на отечественных мощностях. Возможно, это только легенда, и приёмник выпускался по лицензии, но, как бы там ни было, на прилавках отечественных магазинов появился этот стильный красавчик. Штампованный никелированный металлический корпус покрывался лаком в несколько слоёв и имел яркую подсветку дисплея с настройкой радиочастот. Приёмник имел довольно внушительные габариты – 530*320*180 мм и весил 15 кг! Стоил он и вовсе баснословных денег – 680 дореформенных рублей (стоимость указана на 1959 год; после денежной реформы 1961 года, когда 10 старых рублей приравнивались к одному новому, эта сумма равнялась 68 рублям) – а это половина средней заработной платы городского жителя тех лет!
Несмотря на такую высокую стоимость, за ним охотились, поэтому на прилавках они не залёживались. В Советском Союзе такой приёмник выпускался в двух цветах: красный и зелёный. Красных выпускалось больше, поэтому зелёные считаются более редкими. Выпуск приёмника «Звезда 54» осуществлялся до 1959 года. За 5 лет его выпуска было произведено чуть менее 700 тысяч штук.
Ламповый радиоприёмник «Фестиваль»
Ещё одним ярким образцом радиотехники отечественного производства стал ламповый радиоприёмник «Фестиваль», выпущенный в 1957 году и названный в честь знаменитого молодёжного и студенческого международного фестиваля, который проходил в Москве также в 1957 году.
Девизом Фестиваля стал лозунг «За мир и дружбу», а символом выбрали знаменитого «голубя мира» авторства Пабло Пикассо. Более 130 стран, почти 35 тысяч участников! Вкупе с настроениями в Советском Союзе, когда наступила так называемая «хрущёвская оттепель», Фестиваль молодёжи и студентов стал фантастическим для нашей страны событием. Люди свободно могли общаться с иностранцами, приехавшими в Москву. Программа, музыка и сам факт проведения столь масштабного Фестиваля были непривычны для советских граждан.
Радиоприёмник «Фестиваль» стал по тем временам «инновационным гаджетом», если говорить современным языком. Помимо модного для тех времён корпуса, приёмник обладал проводным пультом управления, с помощью которого можно было переключать радиочастоты и регулировать громкость. Цвет цельного деревянного корпуса варьировался от тёмно-красного (почти чёрного) до светло-коричневого, почти жёлтого цвета (на некоторых моделям «рисунок» дерева мог быть неоднородным). Зелёный электронно-оптический индикатор настройки, подсветка дисплея с частотами, а главное – мощный динамик с отличным звуком! Длина провода от пульта составляла 6 метров. В общей сложности с пультом и проводом от него такой приёмник весил 26 кг! А его стоимость составляла и вовсе космические по тем временам 2400 дореформенных рублей – две среднестатистические заработные платы! Далеко не каждый мог себе позволить этот приёмник.
Несмотря на внушительные габариты (660х424х311 мм), вес и такую серьёзную цену, радиоприёмник «Фестиваль» был желанным приобретением, а обладание им в те времена было престижным.
Помимо вышеперечисленных образцов была и масса других, не менее интересных приёмников: «Беларусь», «Ленинград», «Москвич-3», «Искра-53», «Рига 6», «Родина 52», «Воронеж», «Новь», «Дорожный», «Волна», «Турист», линейка радиоприёмников «АРЗ» и т.д. и «музыкальных центров» того периода – радиол: «Октава», «Чайка», «Дайна», «Беларусь 59», «Стрела», «ВЭФ-Аккорд», «Днепр 58», «Урал 57», «Кама», «Мир М-154», «Гамма В», «Даугава» и др.
Сегодня среди любителей старины и просто ценителей красивых, изящных изделий интерес к ретро-радиотехнике и проигрывателям довольно велик – и это вполне объяснимо: люди наелись одинаковыми и бездушными современными изделиями – ведь на самом деле линейка техники в стиле Hi-Tech какая-то идентичная – как-будто разрабатывал её внешний вид не человек, а робот. Сейчас особо искушённый потребитель всё больше смотрит в сторону промышленного дизайна сороковых-шестидесятых годов, и некоторые производители начинают подхватывать эту моду: уже можно заметить в продаже и музыкальные центры, имеющие дизайн «под старину», и цифровые фотоаппараты, напоминающие знаменитые плёночные модели. Однако настоящие ценители антиквариата (а перечисленные модели это уже не что иное как антиквариат!) предпочитают обладать всё же оригинальными изделиями той эпохи, не жалея потратить порой и десятки тысяч рублей за работающий образец в хорошем состоянии. Реставраторы ретро-техники при ремонте старых радиоприёмников либо используют полностью оригинальные элементы, либо же полностью меняют всё внутреннее наполнение на современную начинку, оставляя из оригинального только корпус изделия. Помимо элегантного, «тёплого» внешнего вида, старая радиотехника и проигрыватели обладают и неповторимым, качественным, самым настоящим «ламповым» звуком.
Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века»
Ламповый Хай Енд радиол-приемников СССР
Ламповый Хай Енд радиол-приемников СССР
#6 Непрочитанное сообщение Sniper » 19 янв 2010, 11:34
#8 Непрочитанное сообщение Sniper » 19 янв 2010, 11:47
Б-59 кажется уже пальчиковая
а вот Б-53.
и по применённым техническим решениям аппарат удивительный
Эстония 55 и Эстония 2 официяльно считались высшим класом.
. А магнитофоны? Не было?
С начала 1956 года Таллинский завод »Пунане-РЭТ» приступил к выпуску радиоприёмника первого
класса »Эстония» называемый ещё »Эстония-55», по году разработки модели.
> каком количестве приёмников делался эффект реверберации
была какая-то штука вроде Ригонды, недавно в руках держал
но сам блок пружинного ревера из неё уже выдрали, видимо гитаристы.
Радиола высшего класса »Эстония-2» разработана на Таллинском заводе »Пунане-РЭТ» Эстонского СНХ
на основе радиолы »Эстония-55». В ней применено 12 пальчиковых ламп типов.
и так далее.
#20 Непрочитанное сообщение Sniper » 20 янв 2010, 09:25
Правильная была классификация при Сталине.
Высшим классом были консоли
типа Востока-Р48
http://rw6ase.narod.ru/w/wostok/wostok_r48.html
Где Эстония, и где Восток этот??
дальше больше, Латвию РН59 в первый класс приписали,
хотя по схемотехнике и компонентам это 2й или даже 3й класс
типа Муромца или Волги
> Латвию РН59 в первый класс приписали, хотя по схемотехнике и компонентам это 2й или даже 3й класс
Тут трудно судить. По радиоприёмной части Латвия 2-й или 1-й класс, а по звуку Сакта лучше звучит, хотя по радиотракту уступает.
> Б-59 кажется уже пальчиковая
Да, у моего знакомого была. По-моему ничего особенного, хотя вполне добротный приёмник. Впрочем нам досталась без динамиков, поставили туда какой-то итальянский И трансформатор был подгоревший немножко. Так что объективно оценить не мог.
Посмотрел сейчас сайт — у нас 57 была. 59 почти то же, но с проигрывателем. Тоже пальчиковая, естественно.
leg0ner
leg10ner
Продолжаем пороть упоротых ватников. Беспощадно кроем якобы самую передовую страну. Бедные ватнички зациклились на разоблачении Солженицина. А мы зайдем с другой стороны. Бегите ватаны, бегите просить своих кураторов новые методички.
Телефункен, Грюндиг, Симменс по советски.
1950-е годы стали “золотым веком” лампового радио. Именно тогда приемники стали по-настоящему массовым атрибутом быта, оставаясь истинным украшением интерьера дома. Приемник “Мир-152″, собранный на “старых добрых” октальных лампах, остается, по мнению многих, чемпионом по качеству и устойчивости приема среди советских аппаратов того времени, и эталоном бытового дизайна.
«Мир-152» 1952 года, «царь-приемник»
Schaub super 629W 1937г.
Можно без преувеличения сказать, что в бытовой приёмной технике “Мир” является самым ярким и характерным для культуры того времени образцом. Заводы соревновались в разработке разнообразных схем и ящиков, которые радуют глаз красивой отделкой. Но самым массовым и, пожалуй, любимым приемником 50-х во многих семьях стал «Балтика» рижского завода ВЭФ. Его характерный обтекаемый дизайн, хорошее качество звучания и относительно невысокая цена, а приемник стоил в те годы пару зарплат квалифицированного рабочего – сделали его «бестселлером» эпохи. Эта модель была настолько популярной, что общий объем выпуска составил более миллиона экземпляров! Во многих фильмах той эпохи этот приемник был непременным предметом интерьера, как «Солдат Иван Бровкин» или современный фильм – «Водитель для Веры»…
Была определенная традиция в послевоенные годы, да и в начале 50-х выставлять радиоприемник в окно и слушать музыку и радиопередачи во дворе. Даже выходя на улицу гулять с детьми, люди не хотели расставаться со звучанием, создающим в их подсознании сильный позитивный отклик. Под музыкальные радиопередачи и грампластинки, используя радиоприемник в качестве усилителя, устраивались танцы во дворах.
В 1945 году победоносно завершилась война с фашизмом. Свыше 10 млн. советских людей в ходе боевых действий за границами СССР и по их окончании могли воочию убедиться, насколько буржуазный образ жизни превосходит социалистическую действительность.
Радиотехника не была исключением. Западная, по большей части германская, бытовая радиотехника была очень совершенной. Пропагандистский характер фашистских государств придавал исключительную значимость сверхдешевым, так называемым народным (volksempfanger) радиоприемникам, примером которых являлся «VЕ 301» фирмы Telefunken.
Политическое руководство СССР не могло игнорировать столь поучительный опыт, и сразу после войны была поставлена задача обеспечить народным радиоприемником советских граждан, преследующая те же цели.
«Народный» СВ приемник Telefunken в капитанской рубке немецкой подводной лодки.
Характерной технической особенностью их являлось применение комбинированных многофункциональных радиоламп с высокими (до 30 В) накальными напряжениями, с последовательным включением нитей накала и применением в цепях питания мощных гасящих сопротивлений. Это позволяло исключить дефицитную медь, но резко ухудшало экономичность приемников.
В СССР идея бестрансформаторного питания бытовых радиоприемников реализована в двух моделях. Первая, пятиламповый «Рекорд», была разработана в КБ Александровского радиозавода уже в 1944 году. Серийный выпуск вместе с модифицированным вариантом «Рекорд-46» продолжился по 1951 год.
Второй радиоприемник, семиламповый «Москвич», был разработан в ОГК Московского завода ЗИО (ныне ОАО «Темп») и серийно выпускался в 1946-47 гг. Эти приёмники не отвечали народным требованиям по цене и сложности, но их конструктивные особенности оказали определенное влияние на будущий массовый приемник.
Техническое задание на разработку массового народного радиоприемника было выдано ОГК завода ЗИО в начале 1947 года. По существующей тогда практике, руководство Министерства промышленности средств связи (МПСС) заказывало Торгово-промышленной Палате образцы зарубежной радиотехники, которые в директивном порядке направлялись на предприятия 2-го Главного Управления МПСС, ответственного за выпуск бытовой радиоаппаратуры. На предприятиях проводилась реконструктивная адаптация полученного образца по состоянию элементной базы (иногда она носила достаточно глубокий характер) и после комиссионного рассмотрения опытного изделия в Институте радиовещательного приема и акустики в Ленинграде, он рекомендовался (или нет) для серийного производства.
Радиоприёмник Dewald-666, США, 1940 год. Один из прародителей советских народных приемников.
В специально организованную в марте 1946 года из 14 конструкторов лабораторию, начальником которой был назначен молодой и очень энергичный радиоинженер В.Г. Гусев. Разработчикам народного радиоприемника надо было спешить, так как его выпуск был привязан к
денежной реформе декабря того же года. Приемник получил наименование «Весна», но когда его
одобряли для серийного производства, в политическом смысле название показалось индифферентным. Проявлять какую-либо инициативу снизу в те времена было весьма опасным,
посему народному приемнику осторожно присвоили имя по месту производства Москвич. Во
избежание путаницы с прежним семиламповым приемником ему прибавили буковку «В»- «Москвич-В».
В то время советские радиоспециалисты очень вдумчиво исследовали трофейную радиотехнику Германии, а также лендлизовскую из США и Великобритании (а также до и после всю зарубежную в целом). По состоянию элементной базы, в особенности по радиолампам, воспроизведение в СССР без изменений любого бытового радиоприемника как Германии, так и США было проблематичным. Поэтому в лаборатории В.Г. Гусева был сконструирован межнациональный русскоговорящий гибрид, причем в последней модернизации удивительно гармоничный.
Электрическое решение народного приемника выбрано по типу супергетеродина. В послевоенное время радиоприемники прямого усиления уже были глубокой архаикой, более того, при скученности вещательных станций (в Европе, конечно) и обилии промышленных помех в городах эта схема обладала достаточной избирательностью и являлась безусловно выигрышной. В классическом американском исполнении она имела минимум пять ламп; примером является налаженный выпуск перед войной в Александрове радиоприемник МС-539, упрощенный вариант лицензионного американца 6Н1.
Советский МС-539 Александровского радиозавода.
Монтаж американского приемника.
«Philips 204U Philetta»
Дизайнерское решение приёмника с горизонтальными делениями передней панели и смещение шкалы вправо типично для приёмников этого класса тех лет.
Американский приемник «Pioneer». Технические решения которого тоже были использованы в «Москвиче».
Конструкторский коллектив В.Г. Гусева, совместно с технологами завода, разработал концепцию производства, рассчитанную на минимум производственной квалификации. Было так же очевидным, что массовый выпуск будущего народного приемника потребует применение в возможно большем масштабе операций штамповки, автоматизированного литья, полуавтоматизированной механообработки, конвейерной сборки и освоения других, специфических для массового производства технологий.
Уже в 1949 г. выпущено 71 122 шт., а в 1950 г. 240 417 шт., и он занял первое место по тиражности среди всех ламповых радиоприемников СССР. Максимальный выпуск был в 1954 г., 445 040 шт., а всего изготовлено по 1957 г., когда массовое производство было прекращено, 2 019 740 шт.
В последствии уже по советской технологической документации «Москвич-В» производился в КНР и социалистической Румынии (под тем же американским наименованием «Пионер» ). Последний «Москвич-В» был выпущен в начале 1963 года в Ленинграде.
Шасси приёмника «Москвич»
Что касается читателей, которые отличаются особенной эстетической восприимчивостью, хотелось, что бы и вы прослушали звучание старого лампового приемника. Погружение в ту эпоху будет сильнейшим эмоциональным переживанием, которые Вы никогда не получите от его современного микросхемного южноазиатского радионаследника!
Радиоприёмник «Москвич-В» можно увидеть в кинофильме «Пять вечеров» СССР, Мосфильм 1978 г. в главных ролях С.Любшин и Л.Гурченко.
Кроме вышеперечисленных народных «Москвича» и «Рекорда» производились почти такие же:
АРЗ-54
А вот некоторые послевоенные советские модели были явной копией немецкого «народного» приемника:
DKE (Deutscher Kleinempfänger, или «Немецкий мини-приемник»)
или того же (см. выше) «VЕ 301»
VE 301 W
Несомненно влияние немецкой инженерно-конструкторской мысли продолжало жить в послевоенной советской радиотехнике. Тем не менее нельзя умалить роли советских конструкторов, инженеров, сумевших в короткие сроки наладить выпуск радиотехнической продукции, а часто и полностью переделывавших и усовершенствуя сами схемы, а иногда и создавая свою продукцию.
Предприятию «WEF» необязательно было копировать немцев, у них и до войны были свои неплохие разработки, которые уже реализовались после войны.
WEF 1946г.
WEF Турист (ламповый)
Таким образом огромная страна сумела обеспечить население доступными радиоприемниками. Но даже когда их цена снизилась до 80 рублей, приемник в доме еще был символом достатка.
Одновременно новые советские радиозаводы осваивали выпуски уже более сложных технически и вычурным дизайном с использованием дорогих пород дерева или шпона, с другой технологией, дорогой радиотканью.
Это уже были приемники наподобие вышеупомянутой «Балтики», «Мира».
О «Рекордах», «Неманах», «Уралах», «Фестивалях» будет в следующей части.
2. Магнитофоны «Маяк» 232 и 233 стерео. Приемники «Филипс», УКВ тюнер «Ласпи», nюнер-усилитель «Saba-8030»
3. Магнитофоны «Маяк» 232 и 233. Приемник «Normende».
4. Колонка от Сабы и рамочная антенна.
6. Легендарные самолетные приемники «Ус-9». Переносной приемник «Океан» и две радиоточки «ЗИК» (50е годы прошлого века)
7. Еще 2 приемника «Ус-9», приемники «Рекорд-52» и «АРЗ-51».
8. Еще один «АРЗ-51» без ручек и современный переносной музыкальный центр «Samsung».
9. Радиола «Рекорд-53». Ждет реставрации.
10. Другая композиция. Выбирали вариант для видеосъемки.
13. Композиция на столе. ВЭФ-202, ВЭФ-Спидола, Сокол, Планета, осциллограф с самолета, БСВ-70, радиоточка «Север», кассетный плейер (1984 год).
14. ВЭФ-202, ВЭФ-Спидола, Сокол, БСВ-70, радиоточка «Север».
15. Композиция на столе. Разные варианты для видеосъемки.
19. Часы, приемник VV-663 и радиоприемник АРЗ-51.
20. Транзисторные приемники.
21. Океан, два приемника Panasonic, Sony. На переднем плане приставка усилитель для микрофона для киноустановки «Украина».
22. Приемник «Рига»-10. Ткань не родная.
24. Радиоприемник «Балтика-52»
26. Радиоприемник Grundig. 1953 год. диапазон FM! 88-100 МГц.
. А вон дантист-надомник Рудик,у него приемник «Грюндиг»,
Он его ночами крутит, ловит, контра, ФРГ.
Он там был купцом по шмуткам и подвинулся рассудком,
А к нам попал в волненьи жутком,
С растревоженным желудком и с номерочком на ноге.
28. Вместе с радиоточкой «Заря»
30. Радиоточка ЗИК, приемник «Дніпро» и радиола «Ригонда»
32. Шкаф с транзисторными приемниками. ВЭФ-202, ВЭФ-204, ВЭФ-206 и др.
33. Радиоприемник транзисторный Universum
36. Универсальное питание.
37. ТПС-54 и колонка-громкоговоритель от американского военного самолета.
39. Балтики из г. Риги и г. Харькова.
40. VV-662, VV-663, Рига 10 и радиола Сакта.
Пока все. Если понравилось, позже остальные приемники выложу.
Коллекция, достойная уважения. ТС- ты должен мне кнопку F5)
На складе недавно коробку нашли, а там.
Да. Это приятная находка. Приемник ценился в свое время.
Была. Отдал в добрые руки. Уговорили. Сейчас ищу. 🙂
А как же засравшее все диапазоны радио Китая.
Ну и Голос Исламской Республики Иран.
Честно не знаю, как сейчас а в свое время еще Радио Ватикана ловилось, рядом с уже почившей радиостанцией «Юность»
Такого нехватает.
1947 год.
3. не антиквариат конечно, но всё же.
У меня в гараже стоит Sanyo M-w2k до сих пор работает.
А где классика?
(спидола)
А у меня вот такой есть! Жалко без ламп!
Так-то молодец, безусловно. и за коллекцию столь же безусловно плюc. Но удели побольше времени описанию и сделай нормальный пост. И увидишь, как ЯПъ тебя полюбит.
классная коллекция.
а вот мой, siemens 1941 года, только недавно полностью отреставрировал
2. Радиоточка «Чайка»
3. Сокол. Подарили отцу в 1967 году. До сих пор работает.
4. Приемник знаменитой фирмы «Telefunken» 1953 год ДВ, СВ, УКВ (88-100 МГц)
7. ВЭФ 208. Первые модели линейки ВЭФ с УКВ это ВЭФ 207 и 208. Отличались тем, что у 208 не было индикатора настройки. Мы на свой 208-й поставили 🙂
8. Еще один Panasoniс. Аналоги наших ВЭФов и Океанов. Выпускались в одно и то же время. Функционально более совершенные. Есть диапазон FМ 88-108 МГц. Но у всех, что прошли через мои руки, были изношены регуляторы громкости тембра. ВЭФы в этом плане были почти не убиваемы.
9. Фестиваль. Модель второй модификации. Перестроен на ФМ.
10. Последнее фото на сегодня. Спидола одной из первых модификаций. Отдана в хорошие руки.
С200 такой еще есть.
Высокие частоты плавно обрезаются от 7 кГц, но динамик с подмагничиванием выдает очень приятные низкочастотные колебания. Большая часть приемников может фонить (50 Гц). Это обычное для данной модели явление. После выпрямителя в разрез провода 250 В поставьте дроссель от любого лампового телевизора. Я ставил на салазку шасси.
У меня такой приемник несколько лет работал как активная колонка к компьютеру.
Умельцы встраивают ФМ приемник прямо на шасси Балтики и можно настраивать ФМ станции штатной ручкой настройки.
Корпус можно восстановить, прокрасив поврежденные места тонированным лаком или перешпонировать (если есть умение). Я оставил как есть.
Еще раз повторюсь, приемник благодарный для ремонта. Запчасти практически один в один подходят от радиолы «ВЭФ-Аккорд»: катушки, переключатели, лампы, трансформатор силовой, громкоговоритель (требуется установить дополнительный дроссель), если громкоговоритель с постоянным магнитом. трансформатор.