лучшие советские музыкальные мультфильмы для детей
ТОП-15: Советские музыкальные мультфильмы 70-х годов
Советские музыкальные мультфильмы начали появляться в конце 60-х годов. Вошли в моду мюзиклы — песни и музыка стали сопровождать и создавать настроение.
Часто случалось, что песни из мультфильмов были более известны, чем сами мультфильмы. Видео еще не было, а по телевидению показы были не частыми — пару раз в неделю по 15 минут, да «Спокойной ночи, малыши» по вечерам. Как говорится, на безрыбье и кукольным мультикам были рады. Сегодняшние дети кукольные или авангардные творения вряд ли предпочтут рисованным или 3D.
Исключения есть везде. Например, «Чебурашка» — кукольный мультфильм, а смотрится и сегодня на ура. Более того, японцы пересняли его и даже сделали для себя рисованный сериал о похождениях Гены и Чебурашки (на свой лад). А вот кукольного Незнайку дети уже не воспринимают, хотя грустную песню про кузнечика петь и слушать продолжают. Или «Большой секрет для маленькой компании» с букетом изумительных песен Никитиных — слушать, душа радуется, а вот смотреть его будут, уже скорее взрослые. Песня Пирата из «Голубого щенка» входит в большинство детских музыкальных сборников, а вот нарисован он для понимающих авангард (среди детей таких ценителей будет мало).
В отличие от «Диснея», где мастерски была поставлена техника механических движений персонажей, «Союзмультфильм» отдал предпочтение прорисовке образов, деталям в характере и поведении. А усилила этот эффект музыка.
Музыка — это звуковая гармония. И настоящее чудо, когда рисованные образы дополняются и сливаются с музыкальными. Пожалуй, такие удачные сочетания и называют шедеврами.
В советские времена таких шедевров было создано не мало. Спросите, почему сегодня их меньше. Думаю ответ очевиден, дух времени и темп жизни изменились. Мультфильмы, которым почти 50 лет, прошли испытание, стали классикой и эталоном.
Возможно и сегодняшние мультики, через какое-то время займут это место. А пока взрослые вспоминают свои детские впечатления, самое время поделиться этими переживаниями теперь уже со своими детьми.
Постепенно современные более яркие и заводные мультики потеснят старые, но они сохранятся в копилке души и напомнят еще о себе. А пока стоит пользоваться случаем и вспомнить классику советских музыкальных мультфильмов 70-х годов.
1. Катерок (1970)
Одна из самых популярных песенок детства – про остров Чунга-Чанга. Наверное где-то в глубине души мы сохранили отголосок этой песни, что дает повод срываться с наших дождливых широт в солнечные края и хранить это тепло до следующего лета.
2. Два веселых гуся (1970)
Задорная экранизация детского хита про двух приятелей-гусей.
3. В лесу родилась елочка (1972)
В лесу родилась елочка
Двойное удовольствие – от любимой новогодней песни и как она ожила в мультфильме.
4. По следам бременских музыкантов (1973)
По следам бременских музыкантов
Часто продолжения удачных историй бывают слабее. Но это не тот случай. Старые герои повзрослели и песни стали серьезнее. Такой калейдоскоп образов и песен не отпускает до самых титров.
5. Щелкунчик (1973)
Классическая музыка Чайковского оживляет мультфильм и ведет к счастливому завершению истории о заколдованном принце. Музыка подчеркивает, что сила любви разрушает любые чары. Зло не долговечно. Кому-то из детей этот мультфильм поможет научиться воспринимать классику и рисовать образы с помощью музыки.
6. Как львенок и черепаха пели песню (1974)
Как львенок и черепаха пели песню
Хотите ощутить беззаботность детства и поднять настроение – посмотрите лишний раз эту веселую песню в исполнении шустрого львенка и неторопливой черепахи.
7. Крошка Енот (1974)
Улыбка обезоруживает, улыбка делает мир светлей. Маленький енот сам убедился в этом и мир, казавшийся враждебным, был лишь отражением его настроения.
8. В порту (1975)
История из жизни крупного порта. И все это в форме мюзикла, которые тогда были в моде.
9. Волк и семеро козлят на новый лад (1975)
Волк и семеро козлят на новый лад
Один кукольный мультфильм пробрался в этот список. Известная история превратилась в сказку с необычным концом. Музыка творит чудеса — она сближает и примиряет. Испуганная коза, не найдя козлят, с удивлением обнаруживает их живыми и поющими на сцене вместе с волком!
10. Шкатулка с секретом (1976)
Шкатулка с секретом
Хотите узнать, как устроена музыкальная шкатулка внутри? Об этом расскажет эта история, где мальчик во сне проникает внутрь шкатулки и пытается понять, почему она перестала издавать звуки.
11. Бобик в гостях у Барбоса (1977)
Бобик в гостях у Барбоса
Эта веселая история с задорной песней покажет, что заносит не только людей. Вот и пес домашний пригласил к себе лохматого друга, пока хозяина нет. И давай выдавать свои мечты, какой человек собаке друг.
12. Мышонок Пик (1978)
Жизнь идет полосами, наверное, чтобы больше ценились и понимались мгновения радости. Кто прошел до конца и не сдался, тот победил. Эта история без слов, но музыкальное сопровождение и звуки природы создают реальность происходящего и передают чувства маленького мышонка.
13. Золушка (1979)
Проникновенная песня о любви помогает неспешно прочувствовать эту известную историю еще раз. Мультфильм на вырост – чем старше, тем глубже и понятнее.
14. Как казаки мушкетерам помогали (1979)
Как казаки мушкетерам помогали
Мушкетеры, поединки, романтика – эти истории всегда были популярны. Очередной сюжет про казаков как раз о том, как они помогают выпутываться неунывающим мушкетерам от преследования гвардейцев и кардинала. Только поспевай за лихими казаками – музыка технично и без слов рассказывает об этом веселом происшествии.
15. Летучий корабль (1979)
Это просто кладезь детских хитов. Нет слов — одни лайки!
*Ну, погоди! (1969-2006)
А закончит эту подборку, замечательный и всем хорошо известный, сериал «Ну, погоди!», который начали снимать в 1969 году, захватили все 70-е, 80-е годы, а полностью простились с зайцем и волком в 2006 году. Всего в 20 сериях уместилась целая эпоха.
Уникальность этого мультфильма в музыкальном плане состоит в том, что он вобрал в себя все популярные песни тех лет. Другими словами, если вам захочется узнать, что слушали ваши мамы и папы, под какую музыку танцевали, можно смело включать «Ну, погоди!»
Советские мультфильмы, после которых наше сознание никогда не будет прежним
Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.
На создание одной картины уходили месяцы кропотливой работы команды признанных мастеров. Как вам такой факт: музыка для мультфильма «Ёжик в тумане».
Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.
На создание одной картины уходили месяцы кропотливой работы команды признанных мастеров. Как вам такой факт: музыка для мультфильма «Ёжик в тумане» писалась покадрово (!) с набросков режиссёра Юрия Норштейна. Для записи шести минут звука потребовалось целых два месяца. А знали вы, что над озвучкой мультфильма «Голубой щенок», длительностью всего 19 минут, работали Андрей Миронов, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Александр Градский, поэт-песенник Юрий Энтин?
То, что не получалось сказать прямо, авторы пытались донести с помощью образов, поражая богатством и сложностью своего внутреннего мира. Не существовало «проходных» тем. За свою «Пластилиновую ворону», которая казалась совершено безобидной, режиссёр Александр Татарский попал в опалу, мультфильм запретили, назвав «идеологически безыдейным». Его «Падал прошлогодний снег» ждала та же участь. «Крылья, ноги и хвосты» год пролежал на полке, пока не был переозвучен и допущен в эфир.
Многие из мультфильмов, которые мы включили в подборку, вы точно узнаете, некоторые – угадаете. Словно белая лошадь, они выплывут из тумана детских воспоминаний, страхов, снов. За причудливым мультяшным видеорядом вы найдете скрытые смыслы. Если же знакомство с миром советской мультипликации только предстоит, помните, что он не так прост, как кажется.
Список мультфильмов будет регулярно дополняться.
Полигон, 1977
Режиссёр: Анатолий Петров
Художник-постановщик: Галина Баринова
Длительность: 10 минут 14 секунд
Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.
«Полигон» снят в необычной.
Режиссёр: Анатолий Петров
Художник-постановщик: Галина Баринова
Длительность: 10 минут 14 секунд
Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.
«Полигон» снят в необычной технике – фотографике. Для каждого персонажа использованы два слоя целлулоида. Оба слоя раскрашены определенным образом, объем возникает за счёт их наложения и того, что один из слоёв снимается не в фокусе.
Механизм танка запускает чувство страха. Противник против своей воли руководит действиями танка, «подсказывая» ему, как наступать, или как обороняться.
Создатель танка прибегает к психологическому эксперименту Вегнера, который известен как эксперимент о невозможности подавления мыслей. Ты говоришь человеку: «не думай о белом медведе» и он не может думать ни о чём другом.
Сюжет мультфильма можно рассматривать с нескольких позиций: как историю с антивоенным посылом, либо как притчу о природе человеческого страха. За его основу взят одноимённый рассказ советского писателя-фантаста Севера Гонсовского, но режиссёр несколько отходит от авторского замысла. Если у Гонсовского главная мысль о противоестественной природе войны, то Петров по-своему трактует произведение: часто изобретатели не задумываются о том, что созданное ими изобретение может принести больше вреда, чем пользы.
Персонажи «Полигона» срисованы с популярных в семидесятые актёров: Жана Габена, Пола Ньюмана, Юла Бриннера, Мела Феррера.
За кадром звучит мелодия афганского композитора и певца Ахмада Захира в аранжировке и исполнении Поля Мориа.
Очень синяя борода, 1979
Режиссёр: Владимир Самсонов
Художник-постановщик: Игорь Макаров
Длительность: 21 минута
В советское время этот мультфильм-мюзикл показывали в позднее время. Он шёл в подборке «Мультфильмы для взрослых» и многие дети о нём даже не слышали. Тем временем, мультфильм яркий, запоминающийся.
Режиссёр: Владимир Самсонов
Художник-постановщик: Игорь Макаров
Длительность: 21 минута
В советское время этот мультфильм-мюзикл показывали в позднее время. Он шёл в подборке «Мультфильмы для взрослых» и многие дети о нём даже не слышали. Тем временем, мультфильм яркий, запоминающийся, рисовкой и настроением похож на «Бременские музыканты» режиссёра Инессы Ковалевской.
Эта похожесть становится очевидной после того, как узнаешь, что музыку к обеим мультфильмам писал композитор Геннадий Гладков. Тот самый, что создал музыкальное сопровождение для фильмов «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Джентльмены удачи» и многих других.
Слова песен, которые тут же начинаешь напевать, принадлежат авторству Юлия Кима, который в титрах указан как Ю. Михайлов (поэт – участник диссидентского движения в открытую критиковавший реставрацию сталинского режима в СССР был вынужден работать под псевдонимом).
Сюжет самой загадочной сказки Шарля Перро «Синяя борода» писатель-сценарист Аркадий Арканов переработал в остроумный сценарий. Он вывернул историю так, что это не герцог Синяя Борода оказывается виновен в смерти многочисленных жён, наоборот – жёны спровоцировали герцога на отчаянные поступки, от которых он сам же и пострадал. Преступление берётся расследовать современный детектив, которому так же достаётся от жены за постоянные отлучки и поздние возращения с работы.
Музыкальный мультфильм получился по-настоящему «звёздным». Главные вокальные партии в нём исполняет Михаил Боярский, за одну из жён (по сюжету их три) поёт Лариса Долина. В диалоге между сыщиком и его женой, который происходит по телефону, яркую и запоминающуюся вокальную партию исполнила певица и актриса Валентина Игнатьева. Одна из песен настолько полюбилась и запомнилась зрителям, что её стали транслировать в передаче «Утренняя почта».
За рисовку и стиль графики отвечал художник-постановщик Игорь Макаров. Поскольку музыкальная история получилась необычной и гротескной, персонажей он решил создавать в том же ключе – красивых, длинноногих, с маленькими головами и изящными фигурами. Макаров признаётся, что здорово «похулиганил» во время рисовки, нарисовал лица звукорежиссёра Владимир Виноградова, сценариста Евгения Гинзбурга и даже своё. В одном из персонажей угадываются черты Михаила Боярского, в одной из жён многие узнали ведущую популярной в те годы передачи «Здоровье» Юлию Белянчикову.
Картина учит критическому мышлению. Не принимать любую историю на веру, всегда сопоставлять факты и мнения обеих сторон конфликта. Внимательнее и бережнее относиться к друг другу.
Мораль: Неуважение и придирки способны разбудить зверя даже в самом мирном человеке.
15 волшебных музыкальных мультфильмов
Мультфильм « Тайна Коко » продолжает триумфально идти в кинотеатрах, а чтобы продлить удовольствие от просмотра, редакция собрала 15 самых музыкальных анимационных фильмов, от которых будут в восторге не только дети, но и взрослые.
Из-за того, что отец Коко много лет назад бросил жену из-за музыки, мальчику категорически запрещалось брать гитару в руки. Но в тайне ото всех он все же играл на любимом инструменте и мечтал открыто заниматься музыкой. Во время празднования Дня мертвых Коко случайно попадают в удивительную и красочную Страну мертвых, полную песен и танцев. Там он знакомится с обаятельным духом Эктором и узнает множество тайн, связанных с историей его семьи.
Пластилиновый мультик, снятый по стихам Кушнера, Дриза и Успенского, объяснят маленьким зрителям в чем разница между портретом и натюрмортом, поиграют в игру «Вижу-не вижу» и расскажет о непростых отношениях лисы и вороны (а может и не вороны).
Невероятная история о том, как сорванные ромашки привели трех друзей — Ежика, Медвежонка и Кролика, — в дружелюбную страну Тилимилитрямдию, где приветствуют друг друга словом «трям»!
Добродушный маленький котенок решил поделиться свои хорошим настроением с окружающими. Жаль, что все остальные не понимают порыва котенка и обзывают его «Чучелом-мяучелом».
Из-за пасмурной погоды у тигренка совсем испортилось настроение. Его подружка, позитивная обезьянка, уверяет, что с облаками тоже может быть очень весело, ведь с ними можно гулять по дороге, петь и встречать новых друзей.
История о том, как простое желание волка полакомиться наивными козлятами привело к появлению в лесу разношерстной поп-группы. Летучий корабль
Трубочист Иван и принцесса Забава влюбляются друг в друга с первого взгляда. Но статус любимого и коварный Полкан, «правая рука» царя, мечтающий жениться на царской дочке, мешают влюбленным быть вместе. Чтобы разрешить эту дилемму, Забава сообщает, что выйдет замуж только за того, кто сможет построить летучий корабль.
Лидер музыкантов из Бремена, красавец Трубадур, на свою голову влюбляется в Принцессу. Ко всеобщему удивлению, девушка отвечает ему взаимностью. Король же не готов отдать дочь замуж за бродячего артиста и велит королевской охране не пускать музыкантов в город.
История бесстрашных мушкетерах и Д’Артаньяне, поиске подвесок самой королевы Англии, борьбе с целой стаей котов-гвардейцев, любви молодого гасконца и предательстве серого кота Кардинала Ришелье.
Однажды маленький Львенок повстречал на своем пути старую мудрую Черепаху, которая пела песню о солнышке. Песня так понравилась Львенку, что он тут же запомнил все слова и начал подпевать. Только можно ли петь, что «я на солнышке лежу», если на самом деле ты сидишь?
Анастасия все свое детство жила в детдоме. Все, что осталось у нее из прошлого — кулон и едва уловимая мелодия колыбельной, которую ей кто-то напевал в далеком детстве. Совершенно случайно она знакомится с мошенником Дмитрием, который ищет претенденток на роль потерянной наследницы трона. Дмитрий предлагает девушке деньги и славу, не подозревая, что она и есть потерянная принцесса.
Целыми днями разноцветные тролли пируют, танцуют и поют песни. Поэтому неудивительно, что на них с такой легкостью напали жуткие монстры — танцы от недоброжелателей не помогают! Теперь спасение целой тролльей деревушки зависит от главной заводилы — маленькой позитивной Розочки.
Из-за отсутствия посетителей в театре владелец, коала Бастер, находится на грани банкротства. Чтобы привлечь новых зверей, Бастер решает устроить певческий конкурс, в котором может принять участие любой желающий. Только из-за ошибки в листовке на конкурс приходят не 10, а 1000 участников. Как х всех прослушать? И как объяснить, что столько денег у маленькой коалы просто нет?
В руки любознательного, наивного и безобидного юноши Джима попадает настоящая карта сокровищ. Тут же на него и на карту объявляется настоящая охота. Джим, объединившись с улыбчивым врачом Ливси и недалеким богачом Трелони, готовит экспедицию на остров, чтобы добраться до клада раньше пиратов.
Мультфильмы с классической музыкой
Том и Джерри играют Листа, глупый мышонок не спит под Шостаковича, а обезьяна слушает Райха — Arzamas выбрал самые интересные мультфильмы, в которых музыка становится важным героем
Пожалуй, из всех искусств анимация ближе всего к музыке, и анимационные попытки не иллюстрировать, а именно выразить музыку через движущуюся картинку появились очень скоро после того, как звук пришел в кино. Аниматоры используют классическую музыку для своих фильмов и приглашают крупнейших композиторов современности написать специально для них. В этой подборке — множество вариантов того, как анимация работает с академической музыкой в экспериментальном и традиционном авторском кино, абстрактном и сюжетном, в масштабных международных коммерческих проектах и небольших этюдах, где музыка становится источником и главным двигателем сюжета.
«Ночь на Лысой горе» («Une nuit sur le mont chauve»)
Режиссер Александр Алексеев. Франция, 1933
МузыкаМодест Мусоргский — «Ночь на Лысой горе» (редакция Николая )
«Оптическая поэма» («An Optical Poem»)
Режиссер Оскар Фишингер. США, 1938
МузыкаФеренц Лист — Венгерская рапсодия № 2
Немецко-американский режиссер Оскар Фишингер — один из первых экспериментаторов в визуализации музыки, оказавший огромное влияние на всю мировую (прежде всего абстрактную и музыкальную) анимацию. «Оптическая поэма» по Венгерской рапсодии № 2 Листа снята с помощью бумажных деталей, прикрепленных к невидимым нитям. Удивительна настолько ручная работа в том типе фильмов, который для нас сегодня ассоциируется прежде всего с компьютерной графикой. Кстати, это единственный фильм Фишингера, снятый на большой американской студии, Metro-Goldwyn-Mayer, вскоре после его эмиграции в Америку. Вообще, Фишингер много работал с музыкой, и одно из его самых знаменитых произведений, которому посвящены множество искусствоведческих работ и фильмов-трибьютов, — это более поздний фильм «Движущаяся живопись» («Motion Painting I»), абстрактные масляные картины на стекле на музыку Бранденбургского концерта № 3 Баха.
Надо сказать, что с развитием технологий появляется все больше возможностей для того, чтобы «изобразить» музыку. В этом смысле показателен один из лучших абстрактных фильмов последнего времени, снятый в стереоформате, — «Виртуальный виртуоз» Томаса Штелльмаха и Майи Ошманн на музыку увертюры к опере «Алхимик» Луи Шпора. Путешествие капли туши тут идет не только в плоскости экрана, но и в глубину.
«Фантазия» («Fantasia»)
Режиссеры Сэмюэл Армстронг, Джеймс Элгар, Билл Робертс и др. США, 1940
Фрагмент «Ученик чародея»МузыкаПоль Дюка — «Ученик чародея», Петр Чайковский — сюита из балета «Щелкунчик», Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ре минор (BWV 565), и др.
«Фантазия» студии Disney — один из первых больших анимационных проектов по классической музыке, для своего времени экспериментальный (в частности, в том, что касается работы со стереозвуком) и до сих пор невероятно важный. Фильм строится как соединение концерта Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского и девяти анимационных эпизодов (у каждого — свой режиссер) на музыку, которую исполняет оркестр. Переходы от оркестра к мультфильму сопровождаются рассказом о том, что зрителям предстоит увидеть. И Дисней с командой, и Стоковский получили за эту работу по «Оскару». В «Фантазии» есть эпизод на музыку Баха — абстрактная анимация в духе Оскара Фишингера; «Пастораль» по Бетховену с картинками из жизни умилительных героев греко-римской мифологии; «Танец часов» из оперы «Джоконда» Понкьелли — пародийный балет с участием крокодилов, бегемотов и других животных, прообразами которых были известные танцоры; «Ave Maria» Шуберта — аллегория победы света и добра над тьмой… Один из самых знаменитых эпизодов — «Ученик чародея» Гете по симфонической поэме Поля Дюка, где незадачливым магом оказывается сам Микки-Маус (считается, что вся «Фантазия» была задумана для того, чтобы вернуть популярность полузабытому Микки).
«Сказка о глупом мышонке»
Режиссер Михаил Цехановский. СССР, 1940
Михаил Цехановский, один из первых советских экспериментаторов в области анимации, чья международная слава началась с авангардной «Почты» (которая считается первым отечественным звуковым мультфильмом), работал с Шостаковичем дважды. Первой попыткой была пушкинская «Сказка о попе и о работнике его Балде», задуманная как полнометражная анимационная опера: в истории от нее осталась единственная сцена — «Базар» с ариями на стихи Введенского. Музыкальная «Сказка о глупом мышонке» на стихи Маршака была снята уже после прокатившейся в середине 1930-х кампании по борьбе с формализмом и выглядела менее революционно. И, как и более поздние мультфильмы по этому стихотворению Маршака, отказывалась от трагического финала, чтобы не пугать детей.
Нужно понимать, что советская анимационная история — особенная: здесь идеологического прессинга музыканты, так же как и художники, имели гораздо больше свободы в искусствах, которые традиционно считались детскими, а анимация всегда проходила по детскому ведомству. Поэтому и существуют мультфильмы со специально для них сочиненной музыкой Шостаковича, Шнитке, Губайдулиной и Мартынова.
«Кошачий концерт» («The Cat Concerto») из сериала «Том и Джерри»
Режиссеры Уильям Ханна, Джозеф Барбера. США, 1946
МузыкаФеренц Лист — Венгерская рапсодия № 2
Фильм еще одного гиганта (студии Metro-Goldwyn-Mayer), получивший в 1947 году «Оскар» за лучшую короткометражку, — классический музыкальный каскад гэгов вокруг концертирующего кота и мешающего ему мышонка. Забавно, что в том же году еще один мейджор, Warner Bros., выпустил эпизод «Кроличья рапсодия» («Rhapsody Rabbit») своего сериала «Веселые мелодии», где Багз Банни выступал с той же «Венгерской рапсодией» Листа (она вообще оказалась очень популярной в анимации) и похожими гэгами, что вызвало обвинения друг друга в плагиате и большой скандал (впрочем, ничем не закончившийся).
«Снегурочка»
Режиссер Иван Иванов-Вано. СССР, 1952
МузыкаНиколай Римский-Корсаков — опера «Снегурочка»
Полнометражный мультфильм по опере Римского-Корсакова в обработке Льва Шварца поставлен одним из патриархов отечественной анимации Ивановым-Вано, особенно прославившимся своими постановками сказок в русском стиле. Для мультверсии в опере прежде всего сохранили всю фольклорную тему (хоры, песни Леля), а в дизайне — богатую декоративность. «Снегурочка» снята в очень распространенной в те годы технике «эклер» (или ротоскоп), которая подразумевает, что рисунок делается по съемке живых актеров. Рассказывают, что для этого специально снимали игру актеров Большого театра, певцы и хоры которого озвучивали мультфильм.
«Мадемуазель и виолончелист» («La Demoiselle et le violoncelliste»)
Режиссер Жан-Франсуа Лагиони. Франция, 1965
МузыкаЭдуард Лало — Концерт для виолончели с оркестром
Жан-Франсуа Лагиони сегодня считается одним из мэтров и патриархов французской авторской анимации; в 2016 году по фестивалям мира прошел его прекрасный фильм «Луиза зимой» — печальная ода старости. А фильм «Мадемуазель и виолончелист» — из первых его работ, сразу очень успешная (Гран-при фестиваля в Анси), обнаруживающая и увлечение Лагиони театром (вся среда очень условна и выглядит как фанерные декорации), и ироничную парадоксальность взгляда, соединенную с лиризмом. А вместе с тем музыкальный драматизм действия — фантастическая история любви девушки и виолончелиста — развивается под напряженную музыку Концерта для виолончели с оркестром французского композитора XIX века Эдуарда Лало.
«Балерина на корабле»
Режиссер Лев Атаманов. СССР, 1969
Лев Атаманов, один из основоположников советской анимации, снявший, в частности, «Золотую антилопу» и «Снежную королеву» (фильмы, входящие в золотую коллекцию русской анимации и получившие множество международных наград), особенно прославился своими работами 1950-х годов. Более поздняя «Балерина на корабле», в которой нет ни единого слова, а музыкальные темы соответствуют пластике героев (квадратных косолапых матросов и тоненькой балерины с летящими движениями), — фильм для него особенный. В сущности, здесь он не рассказывал историю, а скорее рисовал музыку — вернее, показывал музыку через очень условный сюжет.
«Стеклянная гармоника»
Режиссер Андрей Хржановский. СССР, 1968
«Стеклянная гармоника», на десятки лет запрещенная к показу, — уникальный случай для анимации. Фильм о «городе желтого дьявола», куда приходит музыкант, чья музыка превращает монстров в прекрасных людей, строился на цитатах из мировой живописи, противопоставляя, к примеру, страшноватые образы Босха и Магритта героям Дюрера и Пинтуриккьо. То же самое стремился сделать Шнитке и в музыке к фильму. По его собственному признанию, именно на «Стеклянной гармонике» он сформулировал для себя переход к полистилистике, сопоставляющей разнородный музыкальный материал. Вспоминая о фильмах Хржановского–Шнитке, нельзя забывать еще два важных: целиком построенную на музыке городскую фантазию «Бабочка» (1972) о мальчике, которому приснилось, что его поймала сачком огромная бабочка, и «В мире басен» (1973) по Ивану Крылову, где музыку Шнитке исполняет ансамбль «Мадригал».
«Щелкунчик»
Режиссер Борис Степанцев. СССР, 1973
МузыкаПетр Чайковский — музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро»
Борис Степанцев, один из самых любимых зрителями режиссеров советской анимации (постановщик «Вовки в тридевятом царстве», фильмов про Карлсона и т. д.), соединил в своем «Щелкунчике» сюжет Гофмана с «Золушкой» и деталями других сказок, а музыку взял сразу из нескольких балетов Чайковского.
«Сорока-воровка» («La gazza ladra»)
Режиссеры Джулио Джанини и Эмануэле Луццати. Италия, 1964
МузыкаДжоаккино Россини — увертюра к опере «Сорока-воровка»
Эмануэле Луццати, легендарный итальянский театральный художник, иллюстратор и режиссер анимации, снял вместе с режиссером Джулио Джанини множество фильмов, и главными среди них были музыкальные, прежде всего на оперную музыку. Самые знаменитые сделаны по Россини: «Сорока-воровка» на музыку увертюры к одноименной опере и «Пульчинелла» на увертюру из оперы «Турок в Италии», у них множество международных наград и номинации на «Оскар». Это совершенно самостоятельные фильмы, не имеющие никакого отношения к сюжетам опер, а скорее обнаруживающие любовь к народному театру — комедии дель арте и кукольному, — его юмору и ярким краскам. В сущности, сюжет там особого значения не имеет, хотя он есть — и развивается очень смешно. Сорока, например, проучила королей и их войска, прискакавшие пострелять птиц, а Пульчинелла драпал то от жены, то от стражи. Но на самом деле это прежде всего сама музыка, ожившая в красках и в грубоватом нарядном рисунке-аппликации.
«Человек и его птица»
Режиссер Анатолий Солин. СССР, 1975
Все знают, что София Губайдулина писала музыку ко всем сериям «Маугли» Романа Давыдова, остальное известно меньше. А между тем она была композитором двух фильмов одного из самых интересных и необычных советских режиссеров — Идеи Гараниной: полнометражной «Кошки, которая гуляла сама по себе» (1988), в которой использованы чуть ли не все возможные анимационные техники, и одного из лучших фильмов Гараниной — кукольного «Балагана» (1981) по мотивам пьес Гарсиа Лорки «Любовь дона Перлимплина», «Чудесная башмачница» и «Балаганчик дона Кристобаля», который начинается как площадной театр марионеток, а заканчивается высокой трагедией с преобразившимися утонченными куклами.
«Человек и его птица» Анатолия Солина полностью построен на музыке Губайдулиной, в нем нет диалогов. Перед началом фильма, как это требовалось (и как пришлось сделать и в «Стеклянной гармонике»), есть объяснение, что речь идет о капиталистическом обществе — чтобы никто не подумал, что о советском. А потом это меланхолическое и полусюрреалистическое кино о том, как постепенно птица превращается в заурядного человека, а человек — в птицу, развивается (причем в большой степени через музыку) как тема страха перед городским обезличиванием — синхронным движением, однообразной работой, одинаковыми людьми и неотличимыми зданиями.
«Шкатулка с секретом»
Режиссер Валерий Угаров. СССР, 1976
Имя композитора Владимира Мартынова значится в титрах многих мультфильмов 1970-х годов, но самым известным из них остается «Шкатулка с секретом» — маленькая современная опера по сказке Одоевского «Городок в табакерке». Музыка к этому фильму, исполненная на аналоговом синтезаторе, относится к ранним электронным экспериментам Мартынова, а сюжет, разворачивающийся на экране, — это скорее хореография странных и эффектных персонажей из шкатулки, чем познавательная история о секрете ее устройства: понять по этому балету, как действует механизм, невозможно, да и задачи такой нет. Дополнительную популярность фильму дало то, что дизайн «Шкатулки с секретом» был сделан в духе снятого в 1968 году британского мультфильма Джорджа Даннинга «Желтая подводная лодка» на музыку The Beatles, в тех же ослепительно нарядных цветах, с жестким контуром. Кстати, за три года до «Шкатулки» Угаров уже снимал фильм в подобном дизайне — эпизод «Веселой карусели» «Не про тебя ли этот фильм?» (по стихотворению Михаила Романова). В нем Владимир Мартынов тоже экспериментирует с электроникой, и видно, что здесь опробованы визуальные и музыкальные решения, которые потом будут использованы в «Шкатулке».
«Allegro non troppo»
Режиссер Бруно Боццетто. Италия, 1976
Фрагмент «Славянский танец»
МузыкаАнтонин Дворжак — «Славянский танец», Морис Равель — «Болеро», Ян Сибелиус — «Грустный вальс», и др.
«Allegro non troppo» (это музыкальный термин, означающий «не слишком весело») — итальянский полнометражный фильм, сделанный по принципу мультантологии с игровыми перебивками одновременно как приношение диснеевской «Фантазии» и спор с ней (в фильме много шуток на эту тему). Здесь есть попытка построить сквозной сатирический сюжет: вместо знаменитого оркестра — собранный для съемок фильма оркестр из бедных старушек, самодовольный и безграмотный комментатор, грубый бугай-дирижер, «свободный художник», вынутый из тюрьмы. Все это, снятое в черно-белом неореалистическом и вместе с тем издевательском духе, перемежают цветные анимационные эпизоды на классическую музыку в несколько карикатурной графике, как всегда у Боццетто: «Грустный вальс» Сибелиуса — о печальном коте, который ходит по развалинам дома и вспоминает прошлую счастливую жизнь; «Болеро» Равеля — шествие странных существ, история эволюции, которая ни к чему хорошему не приводит (забавно видеть в этом фрагменте и будущие фильмы Ивана Максимова, и пародию на самый возвышенный финальный эпизод «Фантазии»); и «Славянский танец» Дворжака — о том, как мизантроп поплатился за свои козни.
«Геометрия кругов» («Geometry of Circles»)
Режиссер Кэтрин Эйсон. США, 1979
Этот маленький абстрактный фильм, изобретательно показывающий детям цвета и геометрические фигуры, был снят для телепередачи «Улица Сезам». Гласс, ставший знаменитым после оперы «Эйнштейн на пляже» 1975 года, написал музыку специально для мультфильма в духе своих композиций этого времени. Фильм показывали не только в анимационных программах, но и на выставках.
«Болеро»
Режиссер Иван Максимов. Россия, 1992
МузыкаМорис Равель — «Болеро»
Свою первую картину, которую Максимов снимал еще на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а в 1992 году заново выпустил в студийном варианте, режиссер в предуведомлении иронически назвал «фильмом повышенной духовности». «Болеро» быстро прославился (фильм получил «Золотого медведя» на Берлинале и «Нику») и обозначил многое из того, за что все до сих пор ценят работы Максимова: его смешную и сентиментальную графику с не вполне антропоморфными, но очень изобретательно устроенными существами, любовь к необычным гэгам, которые тоже следуют из свойств этих существ, и безграничную музыкальность. Музыка и ритм в фильмах Максимова всегда важнее, чем сюжет.
Ну и раз уж речь зашла о «Болеро», нельзя не вспомнить очень смешной эстонский студенческий фильм «Завтрак на траве» (2011), события которого тоже развиваются в ритме равелевского хита. Чтобы по достоинству оценить этот сюжет из жизни алкоголиков, надо знать, что фильм студентов — оммаж их профессору Прийту Пярну, снявшему перед развалом СССР один из самых сильных и горьких фильмов о судьбе людей искусства в искореженном советском обществе. Фильм тоже назывался «Завтрак на траве» — и, конечно, подразумевал, в свою очередь, картину Клода Моне. Таким образом, через эти три картины мы видим постепенное падение уровня участников «завтрака».
«Турецкий марш» («Rondo alla turca»)
Режиссер Витольд Герш. Польша, 1993
МузыкаВольфганг Амадей Моцарт — Турецкий марш
«Воображаемая опера» («Opéra imaginaire»)
Режиссеры Паскаль Рулен, Гийонн Леруа, Джимми Т. Мураками и др., 1993
Фрагмент на тему арии из «Травиаты»МузыкаДжузеппе Верди — ария «Noi siamo zingarelle» из оперы «Травиата», Жорж Бизе — ария «Au fond du temple saint» из оперы «Искатели жемчуга», и др.
Этот французский телевизионный проект делался явно с оглядкой на диснеевскую «Фантазию» и итальянское «Allegro non troppo» как музыкальная антология с комментариями-связками. Только на этот раз 12 анимационных фрагментов снимались по знаменитым ариям из опер — от «Кармен» Бизе до «Тоски» Пуччини. А комментатором был не живой актер, а нарисованный трехмерный компьютерный герой, напоминающий Паваротти. Для съемки пригласили режиссеров из разных стран, в том числе весьма знаменитых (например, Джимми Т. Мураками), все эпизоды были сделаны в разных манерах и разных техниках (компьютерные на сегодняшний взгляд уже не выдерживают критики). А самым популярным из них стал простодушный и смешной пластилиновый эпизод Гийонн Леруа, никак не соотносящийся с темой арии из «Травиаты» Верди, на которую он был сделан, — шествие кремовых человечков для украшения торта.
«Монах и рыбка» («Le Moine et le Poisson»)
Режиссер Михаэль Дюдок де Вит. Франция, 1994
МузыкаСерж Бассе — по мотивам «La Folia» Арканджело Корелли
Слава пришла к голландцу Михаэлю Дюдок де Виту после того, как он снял в резиденции знаменитой французской студии «Фолимаж» фильм «Монах и рыбка», сразу получивший множество престижных призов, включая номинацию на «Оскар» (впрочем, следующий его фильм, «Отец и дочь», собравший урожай наград со всех мировых фестивалей, был еще успешнее). Фильм, нарисованный акварелью и тушью, полный воздуха, с дюдоковским ослепительным солнцем, резкими тенями и удивительным прыгающим движением героя, рассказывает историю о монахе, решившем поймать рыбку, с юмором и нежностью — как лирическое стихотворение о неуловимой мечте и духовном путешествии. Современная вариация композиции «La Folia» барочного автора Арканджело Корелли поддерживает это ощущение простоты и легкости, добавляя к нему флер старины.
«Севильский цирюльник»
Режиссер Наталья Дабижа. Россия, 1994
МузыкаДжоаккино Россини — опера «Севильский цирюльник»
Анимационный телевизионный цикл «Operavox» был затеян на Би-би-си как международный образовательный проект. Он состоял из шести получасовых фильмов по классическим операм, все картины были сделаны разными режиссерами в разных техниках. Одной из самых популярных серий в цикле стал «Севильский цирюльник», снятый Натальей Дабижа на студии «Кристмас Филмз», которая в трудные 1990-е годы выжила главным образом благодаря участию в больших иностранных проектах. Дабижа остроумно использовала ход с театром, где закулисная машинерия разворачивается у нас на глазах и не очень понятно, какие события происходят в реальности, какие в театре, а какие нафантазированы. Все смешано и условно. А художница Нина Виноградова придумала чудесных кукол (причем обаятельный Фигаро был сделан явно похожим на Алексея Баталова).
«Волшебная флейта»
Режиссер Валерий Угаров. Россия, 1995
МузыкаВольфганг Амадей Моцарт — опера «Волшебная флейта»
О «Волшебной флейте» Валерия Угарова из того же проекта «Operavox» стоит рассказать отдельно. Это прекрасное кино, полное невероятных фантазий, превращений и той чисто анимационной магии, которая так подходит опере Моцарта. Художником этого фильма, сумевшим соединить тут причудливое и страшное со смешным, был Игорь Олейников, сегодня — знаменитейший книжный иллюстратор. В фильме отдана дань многим искусствам, включая цирк (в персонажах), кино (круглый экран-луна на одеянии Царицы ночи), ну и, конечно, театр, на который нам намекают с первых кадров, а к финалу уже весь волшебный мир превращается в подмостки, соединяя в поклонах злодеев и героев. Опера «Волшебная флейта» — вероятно, из-за своей фантастичности — вообще оказалась очень любимой анимацией. Одна из арий была анимирована в проекте «Воображаемая опера», о котором уже шла речь выше; режиссеры Эмануэле Луццати с Джулио Джанини в 1978 году сняли по «Волшебной флейте» часовой фильм в том же ярком примитивистском духе, что и их шедевры по Россини. А британская театральная компания «1927», удивительным образом соединяющая анимацию со сценой, поставила несколько лет назад моцартовскую оперу в берлинской «Комише опер». На экране шла фантасмагорическая анимация, сочиненная режиссером Полом Бэрритом, а актеры с ней взаимодействовали.
«Фантазия 2000» («Fantasia 2000»)
Режиссеры Джеймс Элгар, Гаэтан Брицци, Пол Брицци и др. США, 1999
Фрагмент «Карнавал животных»МузыкаДжордж Гершвин — «Голубая рапсодия», Камиль Сен-Санс — «Карнавал животных», Поль Дюка — «Ученик чародея», и др.
«Адажио»
Режиссер Гарри Бардин. Россия, 2000
МузыкаРемо Джадзотто — Адажио Альбинони
В «Адажио» мэтр отечественной анимации, всегда в фильмах открывающий игровые возможности самых обычных предметов и материалов, работает в своем любимом жанре притчи с условными бумажными куклами, сделанными в духе оригами. Противопоставление белого благородного героя и черной обывательской толпы, сначала мажущей и топчущей, а потом прославляющей его, в первую очередь ассоциируется с рассказом о смерти и воскресении Христа, что особенно поддержано возвышенной музыкой Джадзотто. Но определенно в неменьшей мере является гневным высказыванием режиссера о постсоветской реальности.
«Петя и волк» («Peter & the Wolf»)
Режиссер Сьюзи Темплтон. Польша, 2006
МузыкаСергей Прокофьев — «Петя и волк»
Новейшая кукольная версия симфонической сказки Сергея Прокофьева 1936 года, снятая британским режиссером Сьюзи Темплтон с польской командой и получившая «Оскар», — пожалуй, самая знаменитая из всех, хотя постановок этого сюжета немало, включая две не слишком удачные отечественные, тоже кукольные: 1958 года и 1976-го режиссера Анатолия Карановича. И забавную рисованную американскую версию из еще одного сборного музыкального проекта студии Disney — «Make Mine Music» (1946) с собственным комическим комментарием, птичкой Сашей и уткой Соней. Жесткая, невероятно реалистическая, со множеством бытовых подробностей, версия Темплтон о нищей постперестроечной провинциальной России с мрачным одиноким подростком Петей, которого бьют гопники, производила сильное впечатление. Судя по отзывам, отечественные зрители несколько обиделись за такой малоприятный взгляд на Россию из-за границы, не думая о том, что у художников польской студии Se-ma-for, на которой снимался фильм, на памяти и перед глазами была такая же советская бедная реальность в Польше.
«Фантазия о мертвом человеке на музыку Бетховена»
Режиссер Мария Литвинова. Россия, 2006
МузыкаЛюдвиг ван Бетховен — Симфония № 7 ля мажор (II часть — Allegretto)
Юная Мария Литвинова, которая теперь стала известным театральным режиссером и ставит вместе со своим мужем Вячеславом Игнатовым эффектные кукольные и детские спектакли по всей России и за рубежом, сняла этот очень простой мультфильм, еще когда училась во ВГИКе и до диплома было далеко.
«Drux Flux»
Режиссер Теодор Ушев. Канада, 2008
МузыкаАлександр Мосолов — «Завод. Музыка машин»
Канадско-болгарский режиссер и интеллектуал Теодор Ушев снимал «Drux Flux» под впечатлением от книги Герберта Маркузе «Одномерный человек», где исследуется идеология индустриального общества, сделавшего человека одномерным. Ушев использует много архивного материала и современной съемки разрушающихся заводов по всему миру, постепенно превращая свой фильм-коллаж в стремительный поток полуабстрактных образов под мощную музыку 1920-х годов советского авангардного композитора Александра Мосолова «Завод. Музыка машин». В противовес идеям Маркузе, в музыке Мосолова есть восхищение урбанизмом и созидающей промышленной силой заводов. И Ушев, поклонник русского музыкального и изобразительного авангарда, используя в «Drux Flux» конструктивистскую пластику и архивные фабричные плакаты, сохраняет в своем фильме это восхищение наравне с критическим взглядом. Хоть и завершает фильм драматически цитатой из Вальтера Беньямина: «Только ради отчаявшихся нам дана надежда».
«Роман» («Romance»)
Режиссер Жорж Швицгебель. Канада, Швейцария, 2011
МузыкаСергей Рахманинов — Соната для виолончели и фортепиано
Швейцарский режиссер Жорж Швицгебель всегда снимает фильмы, построенные на стремительном и кружащем движении, подчиненном музыке; даже названия его картин связаны с музыкой («Лесной царь» по Шуберту, «Фуга», «78 оборотов»). «Роман» на музыку Рахманинова рассказывает историю любви — то ли случившейся, то ли приснившейся — как танец-бег с бесконечной сменой мест и ситуаций, построенный на отражениях и проекциях. Жизнь героев превращается в картину в музее, в фильм на экране, отражение в зеркале, вид в окне и так далее и так далее в изысканной и условной хореографии красочных пятен.
«Сергей Прокофьев. Четвертый апельсин»
Режиссер Юлия Титова. Россия, 2011
МузыкаСергей Прокофьев — фрагменты оркестровых и камерных сочинений
Фильм белорусского режиссера Юлии Титовой о Сергее Прокофьеве на его музыку снят в познавательном цикле о композиторах «Сказки старого пианино» московской студии «М. И. Р.». В цикле уже снято 13 серий по 13 минут с красивой «сыпучей» заставкой для всех эпизодов. Участвовали в этом проекте режиссеры из разных стран (в частности, британская звезда кукольной анимации Барри Первз снял серию о Чайковском).
Кстати, зрители очень любят музыкально-анимационные «сыпучие» шоу на больших экранах, хотя в полной мере их нельзя назвать анимацией, поскольку нет покадровой съемки. Но есть аниматоры, которые мастерски это делают, как, например венгерский режиссер Ференц Цако в своих песочных картинах (например, по «Временам года» Вивальди).
«Потаенная слеза» («Una furtiva lagrima»)
Режиссер Карло Вогеле. США, 2011
МузыкаГаэтано Доницетти — ария «Una Furtiva Lagrima» из оперы «Любовный напиток»
Карло Вогеле, режиссер, знаменитый своей остроумной предметной анимацией с самыми разными героями: от носков до сосисок, снял одну из самых знаменитых арий тенорового репертуара — романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток» в исполнении великого Энрико Карузо — как скорбную предсмертную песнь рыбы на пути от рынка до сковородки. Фильм этот имел огромный фестивальный успех, а Карло рассказывал, с какими трудностями ему пришлось столкнуться, снимая картину за рекордные несколько недель: свежая рыба все время протухала и разваливалась, а новую точно такую же найти было непросто.
«Легкий мотив» («Light Motif»)
Режиссер Фредерик Бонпапа. Франция, Великобритания, 2014
МузыкаСтив Райх — «Музыка для 18 музыкантов»
Кажется, музыка Стива Райха своей математической рассчитанностью особенно провоцирует на анимационные эксперименты, пытающиеся повторить ее минималистическую структуру на своем языке. Режиссер Фредерик Бонпапа предлагает использовать опыт синестезии, то есть такого необычного восприятия, когда человек невольно дополняет одно качество другим. Например, звуки он видит цветными или как геометрические фигуры. Так, «Легкий мотив», несколько лет назад взявший много наград (прежде всего на фестивалях цифрового искусства), предлагает визуализацию «Музыки для 18 музыкантов» через цвет, движение предметов и даже архитектуру. И помещает посреди всех этих игр медитирующую обезьянку, отчего фильм перестает восприниматься как чисто абстрактный.
Музыка Райха так и просится для визуализации, и вот еще один пример, эффектно использующий компьютерные возможности обработки хореографии, отчего мы видим как бы «эхо» движений: «Choros» Майкла Лангана и Теры Маер. Это явный оммаж канадскому анимационному революционеру Норману Макларену — его фильму «Па-де-де» 1968 года, когда в кино еще не пользовались цифровыми технологиями.
«Пиф-паф, ой-ой-ой!»
Режиссеры Гарри Бардин, Виталий Песков. СССР, 1980
После рассказа о стольких мультфильмах по операм нельзя не вспомнить эту пародийную картину о театре по рисункам знаменитого карикатуриста Виталия Пескова. Собственно классической музыки здесь нет (композитором фильма был Максим Дунаевский), но зато здесь в жанре анекдота (а вместе с тем «Театрального романа») рассказывается, как бы выглядел стишок про выбегающего зайчика в драме, оперетте, на детском утреннике, в экспериментальной постановке и, конечно, в опере. Самое удивительное, что почти 40 лет прошло, а пародия остается такой же прозрачной, и объекты ее очевидны.
Бонус для родителей
«Ария» («Aria»)
Режиссер Петр Сапегин. Норвегия, Канада, 2001
МузыкаДжакомо Пуччини — опера «Мадам Баттерфляй»
Петр Сапегин ( московский театральный художник, с 1990-х годов ставший одним из самых известных норвежских анимационных режиссеров) снял «Арию» на сюжет оперы «Мадам Баттерфляй». Это очень сильное кукольное кино, по заслугам получившее множество фестивальных наград. Лейтенант Пинкертон, не случайно похожий на пластикового Кена, дарит Чио-Чио-сан патефон с пластинкой, играющей самую знаменитую арию из оперы Пуччини. Тема кукольности — центр фильма, начиная с того, что это парадоксальная интерпретация сюжета «женщина-кукла», где куклой в большей мере оказывается мужчина и все, что к нему относится. О том же и любовная сцена с пластиковыми, почти бесполыми телами, и американская жена-Барби лейтенанта — продукт масс-маркета с машиной, полной разноцветных пупсов-детей. И страшный финал, где не желающая быть куклой Чио-Чио-сан, лишившись всего, яростно уничтожает свою кукольную плоть и кости.
Бонус для родителей
«Сатимания» («Satiemania»)
Режиссер Зденко Гаспарович. Югославия, 1978
Музыкасочинения Эрика Сати
Один из лучших музыкальных фильмов в истории анимации снял хорватский режиссер Зденко Гаспарович на музыку Эрика Сати. В 1978 году великая загребская школа еще числилась значимой, хоть и двигалась к закату, и «Сатимания» стала одним из ее главных столпов и главным фильмом Гаспаровича, который свое авторское кино почти не снимал. Лента получила множество призов по всему миру, но главное, что по драматургии и способу рассказа она была новой, в то время так анимацию не снимали. Фильм «Сатимания», как музыка, — изменчивый, мгновенно меняющий тему, средства, играющий и с масскультом, и с классическим искусством. Это свободный рассказ о городе с его фланерами, ресторанами, кино и бесконечно печальными мечтательными женщинами из борделя. Легендарное бурное начало с целой коллекцией походок, от которых не оторвешься (а для аниматоров походки — это просто фетиш), сменяется замершими зарисовками — как будто вообще без анимации. Гаспарович не сковывает себя не только сюжетом, но и вообще никакими правилами; его кино течет, как вода, куда ему хочется, мысль перескакивает и возвращается — прихотливо, но осмысленно.
К разговору об этой ленте нельзя не вспомнить недавний фильм самого знаменитого режиссера японской авторской анимации Кодзи Ямамуры «„Парад“ Сати». Он снят по балету «Парад» Эрика Сати и его запискам, а среди героев есть и сам смешной бородатый композитор.
Бонус для родителей
«Карнавал животных» («The Carnival of the Animals»)
Режиссер Михаэла Павлатова. Чехия, 2006
МузыкаКамиль Сен-Санс — «Карнавал животных»
Михаэла Павлатова, одна из самых знаменитых сегодня чешских режиссеров анимации, много снимающая на женские темы, сделала этот остроумный фильм на музыку Сен-Санса о сексуальности всего живого. Рассказ начинается с тревог о пубертатном изменении тела, обольщений, страхов, снов, одиночества и гиперчувственности юности и доходит до триумфа и оргазма всей живой природы вплоть до улиток и пчел.