лучшие советские писатели фантасты
Известные советские писатели-фантасты и их произведения. Аэлита А.Н.Толстого. Иван Ефремов, Александр Беляев, Георгий Мартынов, Евгений Гуляковский, Ольга Ларионова, Владислав Крапивин, Александр Шалимов – интересные факты, биографии и лучшие книги. Советская фантастика – лучшие книги про космос. Забытая советская фантастика.
Расцвет советской научной фантастики пришелся на года ХХ века. В то время как западный читатель отвергал социальную аллегорию «Метрополиса» Ф. Ланга, живо оценивал готический ужас в космической трактовке от Г. Лавкрафта, а после — поставил на пьедестал научной фантастики Брэдбери, советская писательская мысль двигалась в другом направлении. Ее ориентиры не имели ничего общего с экзистенциальным шоком от бескрайности космического пространства, предельностью жизни и границами нашего познания. Напротив, будущее представлялось в позитивном ключе — светлое, одухотворенное и высокотехнологичное одновременно.
Советские писатели описывали единый мир сплоченных людей в духе лучших идеалов коммунизма. Проблематика советских романов чаще связана с внешними угрозами, колонизацией новых планет или нераскрытыми тайнами. Главным героем нередко является ученый, инженер или другой человек, решающий встающие перед ним задачи благодаря сочетанию силы воли и фундаментальных знаний. Воспевается торжество науки, синтез внешней и внутренней красоты человека, идеалы взаимопомощи, верности, честности, несгибаемой воли.
В отличие от западной фантастики того же периода, человек не превращается в маленького одинокого путника — он, в содружестве с другими людьми, предстает сильным, выносливым и целеустремленным, способным найти выход из любых ситуаций. Советская научная фантастика, таким образом, являет собой убежденное отражение веры в человечество, его космическое будущее, а также в безграничный потенциал отдельного человека, который, проделав определенную работу над собой, становится достоин того чтобы шагнуть в Космос с гордо расправленными плечами.
Александр Дейнека. Покорители космоса
Кто же они — представители золотого периода советской фантастики?
Алексей Толстой: «Аэлита» (1924 г.)
Алексей Николаевич Толстой (1883–1945) был многогранным писателем, работавшим в самых разных жанрах. С одной стороны, он был глубоко погружен в историю российской государственности, что вылилось в создание таких рассказов как «День Петра» и «Наваждение», а после — масштабного исторического романа «Петр Первый». С другой стороны, творчеству писателя всегда сопутствовали фольклорные мотивы — так появились сборники «Сорочьи сказки» и «Русалочьи сказки», призванные показать богатство образов и красоту русского устного народного творчества.
Фотография молодого Алексея Толстого. Самара, 1900 г.
Когда началась Первая мировая война, Алексей был освобожден от службы в армии, но все же добровольно пошел на фронт в роли военного корреспондента газеты «Русские ведомости». Писатель хотел разобраться в причинах войны, понять самую ее суть, а в своих статьях Толстой искренне восхищался храбростью русского народа.
После октябрьской революции Алексей Толстой покинул Россию и некоторое время жил в Париже и Берлине. Именно в Берлине, испытывая щемящую тоску по Родине, он начал работу над своим первым фантастическим романом — «Аэлита», посвященному путешествию землян на Марс. Там герой романа так же далек от земли, как сам писатель был далек от своей Родины на момент начала написания романа.
«…Пылающее, косматое солнце стояло высоко над Марсом. Такое солнце видывали в Петербурге, в мартовские, ясные дни, когда талым ветром вымыто все небо…» (Аэлита, А.Толстой)
Геннадий Тищенко. Иллюстрация к фантастическому роману А. Толстого «Аэлита»
Приземлившись на Марс, герои обнаруживают там атлантов, которые перебрались на красную планету 20 000 лет назад. Среди местных жителей есть прекрасная Аэлита — дочь главы Высшего совета. Между ней и землянином вспыхивают чувства. Однако к этому времени разворачивается революция… Таким образом Толстой метафорично анализирует революцию, описывая ее, как закономерный этап развития человека и истории. А через призму легенды об Атлантиде писатель ищет место человеческим судьбам во Вселенной. Фантастика дала ему пространство, какого не смог бы дать ни один другой жанр. Это помогло издалека оценить текущие события на Родине. После этого анализа Толстой отрекся от эмиграции и вернулся в Россию, где в 1923 году закончил создание «Аэлиты».
«Аэлита» — это роман о любви, жажде жизни, силе и духовном героизме. Книга полна динамики, ошеломительных приключений и энергии человеческого стремления. В то же время введение в сюжет темы Атлантиды вызывает множество толков об эзотерическом подтексте произведения — истоки некоторых его идей находят в «Истории Атлантиды» Уильяма Скотта Эллиотта, которая, в свою очередь, заметно перекликается с «Тайной доктриной» Е.Блаватской.
«…Голос замолк. Лось глядел перед собой побелевшими, расширенными глазами… Голос Аэлиты, любви, вечности, голос тоски, летит по всей вселенной, зовя, призывая, клича, — где ты, где ты, любовь?» (Аэлита», А.Толстой)
Афиша к фильму «Аэлита», 1924 г.
Роман стал настоящей сенсацией в СССР — по нему еще в 1924 году был снят немой фильм Я.Протозанова, появился целый ряд романов подражающих «Аэлите» или продолжающих ее сюжет, а само имя Аэлита приобрело широкую популярность.
Александр Беляев: «Голова профессора Доуэля» (1924 г.), (1928 г.), «Ариэль» (1941 г.).
Александр Романович Беляев (1884–1942) — сын православного священника из Смоленска, по просьбе отца поступивший в семинарию. С детства он грезил о полетах — прыгал с крыши с зонтиком, представляя парашют, придумывал различные приспособления, напоминающие крылья. Одна из таких игр закончилась тяжелой травмой спины, от которой он страдал на протяжении всей жизни.
В молодом возрасте Беляев решает стать юристом. После нескольких тяжелых лет профессионального становления и смерти отца Александр выигрывает громкое дело, получает приличный гонорар и отправляется в путешествие по Европе. Там же он наконец осуществляет свою давнюю мечту и поднимается в воздух на гидроплане.
Александр Беляев. Смоленск, 1910 г.
Кажется, что Александр интересуется буквально всем на свете, трудно представить более разностороннего человека: то он сам в 16 лет изобретает стереоскопический проекционный фонарь, то вместе с московскими студентами участвует в строительстве баррикад во время революции 1905 года, то меняет юридическую практику на должность редактора газеты «Смоленский вестник», а затем — возвращается обратно. Увлекался музыкой, живописью, фотографией. Является заядлым театралом и в то же время режиссером, драматургом, декоратором и… актером: совместно с виолончелисткой он ставит «Спящая царевна», а однажды, заменяет заболевшего актера в группе Станиславского, во время их гастролей в Смоленск…
Тяжело заболев, он в 1915 году переезжает с матерью в Ялту, где 6 лет остается прикованным к постели. Оставленный молодой женой, он не сдается — пишет стихи, изучает иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читает — Циолковского, Герберта Уэллса, Жюля Верна. Далее жизнь бросает его: от заведующего , до инспектора уголовного розыска и библиотекаря… от Смоленска — в Ялту, Москву, Ленинград, Киев, Пушкин, Мурманск и Заполярье (где писатель выдвигает идеи по озеленению города и строительству «аэроэлектростанции» — по сути генератора энергии ветра)…
Иллюстрация к роману «Голова профессора Доуэля». Автор неизвестен
В 1924 году (в тот же год, что и издание «Аэлиты» А.Толстого) в Москве он публикует свой первый заметный фантастический роман «Голова профессора Доуэля», с которого начинается отсчет «беляевской эпохи». Роман развивает тему жизни «головы без тела» возможную благодаря техническому прогрессу. Именно такие мысли занимали писателя во время его собственной продолжительной болезни и частичного паралича. Роман был высоко оценен в том числе и Гербертом Уэллсом, чьим поклонником являлся и сам Александр, так, западный фантаст писал, что книга «чудесна» и «весьма выгодно отличается от западных книг».
«Перед лицом бога один день — как тысяча лет». («Голова профессора Доуэля», А.Беляев)
В 1928 году он с семьей переезжает в Ленинград и уже полностью посвящает себя литературной деятельности. Кроме того он — первый среди советских писателей, полностью сконцентрировавшийся в своем творчестве на жанре научной фантастики.
«Вода была очень теплая и прозрачная: каждый камень на дне был отчетливо виден. Ближе к берегу со дна поднимались кораллы — неподвижно застывшие кусты подводных садов. Мелкие рыбки, отливавшие золотом и серебром, шныряли между этими кустами.»
Кадр из фильма «», 1961 г.
«Почему это, — думает Ихтиандр, — если плыть навстречу волнам, они кажутся , а оглянешься — позади они бледные?» («», А.Беляев)
В года Беляев был захвачен темой космоса. Увлечение работами Циолковского привело к созданию таких романов как «Воздушный корабль» и «Вторая луна». Незадолго до войны и обострения тяжелой болезни писатель издал свой последний роман — «Ариэль». Его высоко оценили критики, а сама книга стала пиком писательского таланта писателя. Это — история юноши из статусной семьи, учащегося в эзотерической индийской школе. Обучение опасно — многие дети в «Дандарате» не выдерживают и лишаются рассудка, и лишь единицы находят в себе силы дойти до конца и открыть в себе доступ к паранормальным способностям. Так, главный герой Ариэль, в результате секретного эксперимента и собственных напряженных усилий, получает способность летать. Книга проводит читателя сквозь настоящий психологический лабиринт, позволяя в полной мере проникнуться переживаниями героя и его миром.
«Будь счастлива! — сказал он и улыбнулся. Но улыбка бога была печальною. И боги могут иногда завидовать простым людям.» («Ариэль», А.Беляев)
Таир Салихов. Тебе, человечество!
Иван Ефремов: «Туманность Андромеды» (1957 г.), «Час быка» (1963 г.) «Таис Афинская» (1969 г.)
«Смелая мечта, а не скептическое разочарование побеждает в жизни!»
Иван Ефремов. Монгольская экспедиция.
В годы войны Иван Ефремов просился на фронт, но в связи с подорванным экспедициями здоровьем был определен командованием в штаб по эвакуации ценностей Палеонтологического института. В 1943 он получил звание профессора палеонтологии. Ученый Ефремов стоял у истоков целого нового направления в палеонтологии — тафономии, или науке о захоронении ископаемых форм в геологических пластах. Многие идеи Ефремова в этой сфере звучали (и до сих пор продолжают звучать!) совершенно революционно: так, он оспаривал корректность теории Дарвина и считал, что существа разного уровня развития вполне могли развиваться и существовать на земле одновременно, чему приводил конкретные ископаемые доказательства. Так, его экспедиция в Монголию вернулась с несколькими железнодорожными вагонами окаменелостей древних ящеров — и это при том, что всего за несколько месяцев до этого буквально на том же месте работала американская экспедиция, которая не обнаружила ничего.
За монографию по остеологии и анатомии лабиринтодонта Ефремов в соавторстве с Быстровым был награжден Линнеевским обществом в Англии, в 1945 он получил уже советский Орден Трудового Красного Знамени за заслуги в палеонтологии, а в 1952 — Сталинскую премию второй степени за книгу «Тафономия и геологическая летопись», которую Иван Антонович считал главным делом своей жизни.
Именно профессиональная увлеченность Ефремова палеонтологией стала отправной точкой для его романов — даже описывая фантастические события и ситуации, он всегда сохранял научный подход и историческую достоверность. При этом он никогда не оставлял своей научной деятельности. Его романы признаны классикой фантастики и изданы почти на всех языках мира:
Геннадий Голобоков. Труженики космоса.
«Мудрость — это сочетание знания и чувств».
«Чем сложнее общество, тем большая в нем должна быть дисциплина, но дисциплина сознательная, следовательно, необходимо все большее и большее развитие личности, ее многогранность.»
Иллюстрация к роману «Таис Афинская»
«Знать как действовать, — половина дела, другая половина — знать время, когда совершать действие. Для всех дел в мире есть надлежащее время, но чаще всего люди упускают его.»
Иван Ефремов принадлежит к предсказавшим появление множества изобретений за десятилетия до их реального изобретения. Так, он описал принцип голографии, жидкие кристаллы, трехмерное телевидение, экзоскелеты, микрокибернетические лечащие устройства. Предсказал он и открытие месторождения ртутной руды на Южном Алтае.
Георгий Мартынов: «Гость из бездны» (1962 г.), «Гианэя» (1963 г.)
У Георгия Сергеевича Мартынова (1906–1983) тернистая жизненная история. Его родители рано развелись, и мальчик, оставшийся с матерью и сестрой, был вынужден бросить учебу и работать с четырнадцати лет. Мартынов был обычным рабочим на железной дороге Екатеринодара, а позже — поступил в Ленинградскую школу военных сообщений. В 25 лет несчастного случая почти полностью потерял слух. Это привело к окончанию военной карьеры.
После этого Георгий Сергеевич работал на заводе резиновых технических изделий, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Был членом КПСС. В годы ВОВ принимал непосредственное участие в боевых действиях в составе Ленинградского и Прибалтийского фронтов. Имеет орден Красной звезды.
К литературному творчеству Мартынов обратился уже в зрелые годы после войны. Его первый роман «Гость из бездны» (задуман в 1951 г., но вышел лишь в ) в некотором смысле был отголоском его собственного военного опыта, переосмысленном с точки зрения общества отдаленного будущего. В нем героя — участника ВОВ, оживляют его далекие потомки, но он с трудом находит своем место в прекрасном, но чуждом ему мире.
«Роман «Гость из бездны» был задуман и начат, а 1951 году. Я был убежден тогда, что описываемые в романе достижения науки и техники — дело очень отдаленного будущего, и поэтому перенес действие на две тысячи лет вперед. Жизнь доказала, что я был неправ. И теперь я так же искренне убежден, что наука и техника значительно раньше достигнут гораздо большего, чем описал я… Пусть все останется так. Читатель сам сумеет увидеть в описываемых событиях контуры не столь отдаленного будущего.»
С 1956 года состоит в Союзе Писателей СССР и считается профессиональным писателем.
Иллюстрация Л.Рубинштейна к роману «Гианэя»
Один из самых выдающихся романов писателя — «Гианэя». Действие романа разворачивается в года XXI века. События воспринимаются глазами земного инженера и инопланетной гостьи, между которыми возникают чувства, осложненные разными ценностными установками, воспитанием, и идеалами героев. Роман поднимает тему контакта с представителями других инопланетных рас, одиночества, долга, спасения и счастья от обретения настоящей любви. Фоном основной сюжетной линии служит благополучное и сплоченное общество Земли, готовое принять любой вызов. В определенном смысле сама его духовность и нравственность становятся лучшей защитой от космических угроз — узнавая и понимая землян, бывшие враги уже не хотят оставаться таковыми.
«Неизвестная опасность — самое неприятное испытание для психики. Самый храбрый человек невольно поддается смутному чувству страха. Что предпринять, если неизвестно, от чего надо защищаться?»
Евгений Гуляковский: «Сезон туманов» (1979 г.), «Долгий восход на Энне» (1984 г.)
Будущий Евгений Яковлевич Гуляковский (1934–2017) родился в Казани. О жизни писателя известно немногое, а о детстве — почти ничего. Значительную часть учебы и жизни посвятил геологии: окончил геологический факультет Кишиневского университета, работал по специальности с составе геологического отряда в Казахстане, являясь его руководителем. Позже полностью посвятил себя литературе.
«Так уж устроена жизнь, что сильным людям нередко достаются трудные дороги, приносящие им удачу, славу, почет, — все, что угодно, кроме обыкновенного человеческого счастья». (Е.Гуляковский)
Николай Недбайло. Первый контакт.
«Мир, в котором разум осознал свое назначение, священен». («Долгий восход на Энне», Е.Гуляковский)
Ольга Ларионова (1935 — ): «Соната моря», «Чакра кентавра»
В 1965 году Ларионовой принес известность роман «Леопард с вершины Килиманджаро». Следующие несколько лет писательницу публиковали только в журналах, а ее рассказы нередко подвергались цензуре.
Позже Ларионова публикует повесть «Соната моря», и получает за нее престижную премию «Аэлита». Премия присуждается лучшей книге года в жанре научной фантастики. Эта фантастическая повесть повествует об экологических проблемах, об отношении людей будущего к ним, заботе о планете Земля и о том, что может сделать современный человек для облегчения жизни потомков.
Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» ()
«Закаленные мужи, каким был Асмур из рода Муров, не снисходят до копания в происхождении сил, движущих их судьбой. К силе магического закона присовокупить собственную мощь и разум — вот в чем доблесть и честь. А не в сомнении». («Чакра кентавра. ». Р.Ларионова)
Иллюстрация Дмитрия Литвинова к роману «Чакра кентавра» ()
«Клад воспоминаний — единственное из сокровищ, которое нельзя уменьшить, отдавая часть его ближнему». («Чакра кентавра. ». Р.Ларионова)
Владислав Крапивин: «В глубине Великого Кристалла» (1989–1991)
Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) родился в Тюмени в семье педагогов. Вся его жизнь, так или иначе, связана с искусством слова — сначала Крапивин учился журналистике, затем — работал в журналах, а после — стал выпускать собственные книги. Увлекался фехтованием. Со студенческой скамьи активно участвовал в работе с молодежью: организовал детский клуб «Каравелла» из рядов которого впоследствии вышло немало талантов в сфере науки и искусства. Писатель награжден множественными премиями, среди которых Премия Президента России.
Все его творчество пронизано темой детства и взросления. Сам он часто говорил, что своего детства ему не хватило войны, и что ему «всегда двенадцать». Поэтому, наверное, главные герои писателя — трогательные дети или взрослеющие подростки, опекающие младших товарищей. В своих книгах писатель создал узнаваемый образ : мечтателя, воина, защитника, идеалиста, которого переполняют одновременно мятежный дух и стремление к справедливости. Его герои всегда отличаются нравственной чистотой и способностью совершить Поступок.
«Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство… Не хватало собственного детства войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят.»
Первые свои романы он написал уже в 25 лет, после чего к нему уже пришло общественное признание. Долгое время автор работал в реалистичной манере в жанре приключений. Общий дух его раннего творчества можно описать словами «барабаны», «шпаги», «паруса», «зов дальних дорог», но в годы автор обратился к жанру фантастики, хотя героями по прежнему остались дети и подростки.
«Города, которые предали своих детей, долго не живут».
«Они станут владеть тайнами пространства и времени и, может быть, тайной бессмертия… — Зачем мне бессмертие, если нету мамы… — шепотом сказал Ежики».
Один из самых популярных фантастических циклов писателя — «В глубине Великого Кристалла». Повести объединены общей идеей множественных вселенных, каждая из которых является одной из граней бесконечно многомерного Кристалла. Миры Кристалла связаны дорогой, проходящей через все его грани, кроме того перемещаться по этой вселенной умеет дети с особыми способностями — койво. Цикл воспевает настоящую дружбу, верность, смелость и готовность преодолевать преграды ради высоких нравственных идеалов.
«Задача тяжела, но посильна. Добро в мире — изначально. Оно родилось вместе со Вселенной. Зло возникло просто как отрицание добра и всего мира. Беда в том, что злу живется гораздо легче. У него ведь одна цель: уничтожить добро. А у добра целей две: , творить, строить, созидать мир, а во вторых, защищать то, что сделано, от зла. Значит, и энергии нужно вдвое. А ее у добра и зла, увы, поровну. Если же добро забудет о творчестве и направит усилия только на войну со злом, то погубит себя. Станет двойником зла».
Александр Шалимов: «Охотники за динозаврами» (1968 г.)
Первые книги Александра Ивановича выполнены в стиле реализма, хотя начинал писатель с фантастических рассказов. Его книги пронизаны увлечением геологией, часто они посвящены природным феноменам или загадкам Земли. Яркий пример — сборник рассказов «Охотники за динозаврами». Рассказы в нем освещают проблемы геологии, планетологии, экологии, энергетики и кибернетики.
Камиль Муллашев. Утро.
Автор будто задает читателю загадки, ведя его по следам экспедиций главных героев. Сами герои Шалимова не делятся строго на «плохих» и «хороших». Писатель всегда оставляет место на обдумывание и анализ — именно поэтому так легко ассоциировать себя с персонажами. А обращение к интереснейшим темам из сферы непознанного вкупе с лихо закрученным сюжетом не оставят равнодушными никого, кто обладает пытливым умом и любит нераскрытые тайны. А кто же их не любит?
Научная фантастика советских авторов — уникальное и самобытное явление в мировой литературе. Эти книги и рассказы о далеких мирах и межгалактических путешествиях, о будущем человечества и способах достижения гармоничного мироустройства, о вопросах экологии, кибернетики, генетики и этики, экстраполированных на десятки, а то и сотни, тысячи лет вперед, не теряют своей актуальности и сегодня. Но главное — эти книги чистые и светлые. Сколь бы ни были запутаны сюжеты и необычны миры, советские фантасты никогда не ставили своей целью напугать или шокировать читателя, равно как и не ограничивались желанием его просто развлечь. Поднимая важные вопросы, они предлагали пути их решения, а главное — задавали высокие ориентиры и неизменно вселяли в читателя непоколебимую веру в себя, в Дружбу, Любовь и Человечество, выступая таким образом в качестве некой «путеводной звезды», свет которой несомненно будет освещать дороги для будущих поколений землян.