лучшие советские учебники по физике

Советские учебники (скачать)

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Одно время усиленно искала учебники своего детства, поскольку поняла, что по нынешним учебникам можно только развлекаться, проводить досуг, но никак не получать образование, к сожалению. Сделать это было достаточно сложно, но всё-таки возможно, и кое-что я нашла, чему была очень рада и использую по сей день с внучками. Кстати, результат очень виден. И вот однажды на одном из ресурсов обнаружила целый кладез. Это даже заставило меня подзадержаться на том ресурсе. Хотя больше даже близкого по ценности материала я там не встречала. Замечательная подборка учебников, лично мной проверенная, предлагается для ознакомления. Все файлы, которые вызывали сомнение, удалены. Надеюсь, что эта информация ещё кому-то будет полезной.

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Вооружаемся тем, что сумеем передать внукам, а некоторые и детям.

Учебники по предметам включая дидактические материалы для преподавателей и прочая дополнительная литература

Алгебра

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Астрономия

Биология

Ботаника

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Чтение

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Физика

География

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Геометрия

Химия

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Немецкий язык

История

Литература

Логика

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Математика

Музыка

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Рисование

Русский язык

Уроки труда

Физкультура

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Внимание! Если у вас нет программы для просмотра, предлагаем воспользоваться нашими программами.

Не ставьте предлагаемые программы из неизвестных источников, ставьте с официальных сайтов,этим вы обезопасите себя от возможных вирусов!

Программы которые могут понадобиться для просмотра материалов:

* все программы портабельны (не требуют установки и не внедряются в систему) и бесплатны
* для установки выполняем следующие шаги: скачать-запустить-указать папку для распаковки-готово
* папку с программой можно поместить потом куда угодно даже на флэшку

Для распаковки архивов бесплатный архиватор 7-zip с открытым исходным кодом:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com

Для просмотра видео бесплатный VLC media player с открытым исходным кодом:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com

Для просмотра pdf документов бесплатный просмотрщик Sumatra с открытым исходным кодом:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com

Для просмотра djv и djvu бесплатный просмотрщик WinDjView:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com

И как дополнение был комментарий, который я в своё время сохранила. Может, тоже кому пригодится.

Формат FB2 читает так же Программа STDU Viewer.

Читать формат PDF и некоторые другие безопаснее и быстрее чем Adobe Reader
http://www.foxitsoftware.com/downloads/
Foxit Reader
http://biblprog.org.ua/ru/pdf/
Просмотр PDF

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Школьные учебники СССР

Методики Буквари Арифметика Алгебра Геометрия Математика Русский язык Литература География История Физика Астрономия Химия Ботаника Биология Логика Иностранный язык Уроки труда Рисование и черчение Музыка и пение Физкультура Педагогика Начальная военная подготовка ВУЗ

ПОИСК ПО САЙТУ (верхние результаты могут быть сторонние, гугловская реклама). Если отключены скрипты, форма поиска работать не будет.

Для простого поиска на странице Ctrl+F добавлен общий список: sheba.spb.ru/shkola.htm

Программа для чтения DjVu (Windows): windjview.sourceforge.io/ru

Можно также использовать универсальную программу DjVu-PDF, портабельная версия которой не требует установки:
www.sumatrapdfreader.org/download-free-pdf-viewer.html

Программа DjVu для iOS — DjVu Reader; ищите в App Store или берите тут: djvureader-new.ru/for-ios.html.

+ Полезные ссылки. «Живые» переизданные сталинские учебники (магазины):
stalins-bukvar.ru (Фронтов)
rassvetbooks.com (Василишин)

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

МЕТОДИКИ

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (1958 г.)

Каждый учащийся обязан:
1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы Советской Родине.
2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.
3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.
4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить всё необходимое для урока.
5. Являться в школу чистым, причёсанным и опрятно одетым.
6. Содержать в чистоте и порядке своё места в классе.
7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать своё место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.
8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами,
9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая.
10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.
11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.
12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.
14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.
15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.
16. Быть внимательным и предупредительным, к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.
17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сёстрах.
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.
19. Иметь при себе табель успеваемости и поведения, бережно его хранить и предъявлять по требованию директора и учителей школы.
20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.
За нарушение правил учащийся подлежит наказанию вплоть до исключения из школы.

Источник

Вперед в прошлое: как российских детей учат по «сталинским» учебникам

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Курсы по изучению грамоты 1940-50 годов, онлайн-магазины, торгующие переизданными букварями 70-летней давности, семейные классы, где по таким учебникам преподают, — тысячи родителей в России убеждены, что советская педагогика лучше современной. В особенностях «нового старого» образования разбиралось РИА Новости.

Пока в большинстве семей привыкали к школьным урокам по скайпу, некоторые энтузиасты искали ответы в прошлом. В последнее время в России появились активисты и группы родителей, организующие занятия по старым советским учебникам. Особенно популярны издания послевоенных лет.

Основной аргумент: раньше было лучше. Впрочем, есть и конкретные претензии к современному образованию.

Упор на фонетику в первом классе мешает ребенку стать грамотным, уверяет в разговоре с РИА Новости администратор тематической группы «ВКонтакте» жительница Иркутска Наталья Шульга. В математике ее раздражает примитивность программы.

«Застопоривание на счете: на составе числа, на понятиях «больше», «меньше», на квадратах и кружочках. Сейчас сын проходит этот примитив в детском саду. Учитывая, что двухлетняя дочь у меня уже решает часть этих заданий, становится страшно. Сын просто теряет время на элементарное», — говорит она.

Шульга считает, что заниматься с современным детьми стоит только по советским пособиям.

«Мои знания — это образование 1990-2000-х, — рассуждает она. — Я в курсе всех его минусов и не хочу детям такой беды. Чтобы понять, что советская программа самая лучшая, достаточно прочитать учебники. Если кто-то знает более эффективную программу, пусть покажет — сравним».

Буквари от «партизан»

В еще одной группе —»Сталинский букварь: партизанское движение в области образования» — почти 43 тысячи подписчиков. Это крупнейший в соцсетях источник практической информации для родителей, недовольных нынешним подходом к обучению. Участники паблика хотят возродить традиции советской педагогики.

По мнению организаторов группы, современные пособия полны «нелепых ошибок, противоречий, нестыковок». В них якобы хромает «логика, структура и последовательность».

«Обычное дело сегодня — невнимательность, безграмотность, апатия и безынициативность школьников. Ребенок погряз в социальных сетях, ему ничего не интересно, он не хочет учиться, не стремится познавать новое», — считает основатель группы Дмитрий Фронтов.

В 2017 году Фронтов решил переиздать сталинский «Букварь» А. И. Воскресенской 1952 года. На краудфандинговой платформе собрал 420 тысяч рублей — в два с половиной раза больше, чем предполагал.

Сегодня у «Сталинского букваря» есть собственный онлайн-магазин, где можно купить перевыпущенные учебники для школьников первых — четвертых классов по русскому языку, арифметике, естествознанию, истории и другим предметам.

В группе можно скачать электронные копии этих пособий и методические материалы. Например, энтузиасты настаивают на возрождении чистописания перьевыми ручками: дают указания, какими чернилами и перьями лучше пользоваться.

«Ручка считается более подходящей при длине 15 сантиметров, толщине восемь миллиметров и по форме круглая. Слишком толстая ручка затрудняет учащихся, когда им нужно делать нажимы при письме букв. Ручка должна быть деревянной. Ручка с металлическим наконечником при влажных пальцах скользит и требует затраты лишних усилий при письме», — перечисляет «Сталинский букварь».

Проект Фронтова — далеко не единственный. В группе «Методический кабинет Марии Рутскаускас» больше 21 тысячи подписчиков. Сама Рутскаускас представляется профессиональным педагогом и обещает дать правильную методику работы по старым учебникам. Эпоху правления Сталина называет лучшим периодом в советском образовании — благодаря вкладу А. И. Воскресенской, Н. А. Костина, Н. С. Попова и других.

Учебники того времени переиздает и «Родительское Всероссийское сопротивление». В отличие от букварей Фронтова, в них вносят правки: корректируют устаревшие тексты, добавляют современные иллюстрации.

По этим книгам уже полноценно занимаются. К примеру, в Москве работает группа «Данко» для первоклассников во главе с педагогом Анной Кульчицкой.

В группу набирают детей, получающих семейное образование: это разрешенная законом практика. Знания проверяют раз в четверть или в год в учебном заведении, к которому прикреплен ребенок.

Уроки в семейном классе продолжаются с восьми утра до шести вечера. Даже зимние каникулы здесь, в отличие от обычных школ, в этом году не продлевались.

Количество подобных «альтернативных классов» в России подсчитать сложно. Это даже не частные школы, а добровольные объединения родителей, нанимающих учителя и арендующих помещение.

В Иркутске уже есть один семейный класс, работающий по советским пособиям. Вскоре может появиться и второй — его хочет организовать Наталья Шульга. Сейчас она ищет преподавателя и место для занятий.

«Я знаю, что такое учить детей. Знаю, что гореть любовью к профессии можно в разном возрасте. В России есть прекрасные педагоги, их много. Самое главное в учителе — желание осваивать новое и менять образование. А советская методика для многих — как новая», — объясняет Шульга.

«Не надо фетишизировать учебник»

Директор петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, заслуженный учитель России Максим Пратусевич отмечает, что сам пользуется «замечательными советскими и даже дореволюционными учебниками».

При этом он предостерегает от чрезмерного увлечения пособиями прошлых эпох.

«Современная биология развивается очень серьезно. В этом плане советские учебники устарели достаточно сильно. География тоже меняется из-за событий в мире. Поэтому старые книги важно использовать с пониманием», — подчеркивает педагог.

К обучению в семейных классах он относится скептически.

«Чудес не бывает. Это трудозатратное дело. Чтобы вышло хорошо, надо вложиться хотя бы с точки зрения привлечения специалистов», — считает Пратусевич.

Доцент МПГУ и заслуженный учитель России Александр Снегуров уверен: главное — эрудированность и компетентность преподавателя.

«Можно вести урок и с опорой на советские издания, но дополняя достижениями современной науки через рассказ педагога», — отмечает он. — Учебник — лишь один из инструментов, его надо использовать, а не фетишизировать. Если ребенок не заинтересован, он его просто откинет. А если вовлечен в процесс, прочитает еще на каникулах».

Еще год назад на семейном обучении находилось меньше десяти тысяч детей по всей стране. Часть занималась по советским учебникам. Сегодня эксперты прогнозируют неизбежный рост интереса к домашней форме получения знаний. Параллельно с этим может увеличиться и число «советских» классов.

Источник

Лучшие советские учебники по физике

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Michail, «Не крах страны, а объём программы. испортили детей» — много всего сложилось.

Насколько могу судить, несмотря на вроде бы правильность программы, дети массово сути предмета не понимают. Недавно мне один школьник — выпускник или старшеклассник, уж не помню — пытался доказать, что постоянного тока не существует, что аккумулятор выдаёт такой себе переменный ток.
Показать полностью. При этом правильно рассуждал о параметрах переменного тока, трансформаторе и т.п. А возможность существования тока постоянного он просто не мог воспринять даже; кончилось тем, что он нагрубил мне. ¯\_(ツ)_/¯

С литературой нечто похожее. Детям задают раскрыть применение, к примеру, Маяковским различных художественных приёмов в стихотворении «Нате!», а о контексте, в котором оно было написано, дети вообще понятия не имеют. О метаниях Маяковского, об отношении его к войне. Этого не требуется программой, а сам по себе Маяковский ему, ребёнку, до лампочки абсолютно. Эстетику поэзии в школе далеко не каждый в состоянии воспринять, а что такое поэзия без эстетики? Дети сыпят грудами каких-то правильных, хоть и не лепящихся к ситуации прописных истин, но очевидно, что у них не просто каша в голове, а вообще нет предпосылок к созданию целостной картины мира, целостного образа человека. Когда даёшь ребёнку ссылку на Википедию — вот погляди, чего было с Маяковским в тот год, в котором он написал это стихотворение (1915-й) — в ответ недоумение: не считываемый формат. За деревьями биографических фактов леса жизненного момента ребёнок не видит. Даже после нескольких подсказок.

Объяснить это я могу только перегруженностью, переусложнённостью программы по физике в частности и школьной программы вообще. Учебник, имхо, хорош не тем, что в нём много-премного сведений, формул и задач, а тем, что по нему легко научиться, понять суть.

При этом то, чем обогатилась наука за последние 50 лет, в школьные учебники не очень-то влазит. От того, что, скажем, атомная физика добралась до бОльших глубин, или обсуждает гипотезу тёмной материи и теорию струн, именно школьный курс сильно не мог поменяться, не должен был. Атом с электроном не стали вести себя по другому от того, что открыты какие-нибудь, скажем, мюоны. А многочисленные отрытия в астрономии и астрофизике не отменили школьного учебника астрономии. Ну, Плутон разжаловали из планет в планетезимали или ещё там что. Это же не критично.

Поэтому старые учебники могут быть полезнее современных.

Источник

Библиотека старых советских учебников по Физике

Старые учебники СССР

лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 6—7 КЛАССОВ

Авторство: Александр Васильевич Пёрышкин, Надежда Александровна Родина

Формат: DjVu, Размер файла: 77.4 MB

СОДЕРЖАНИЕ

2. Чем занимается физика 4

3. Тело, материя, вещество

4. Наблюдения и опыты 5

5. Физические величины. Измерение физических величин 6

6. Физика и техника 7

Первоначальные сведения о строении вещества 12

7. Для чего нужно знать строение вещества

8. Строение вещества

10. Явление диффузии в газах, жидкостях и твердых телах 15

Броуновское движение 17

11. Скорость движения молекул и температура тела 18

12. Взаимное притяжение и отталкивание молекул 19

13. Три состояния вещества 20

14. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов 22

Движение и силы 24

15. Механическое движение —

16. Равномерное и неравномерное движения 25

33. Единицы силы 50

Сила тяжести на других планетах 51

35. Сила — векторная величина 54

36. Сложение сил. Равнодействующая сил 55

37. Сложение двух сил, направленных по одной прямой —

39. Как измерить силу трения 58

40. Трение покоя 59

41. Трение в природе и технике 60

42. Силы взаимодействия молекул 62

43. Явление смачивания 63

45. Давление в природе и технике 66

46. Давление газа 68

47. От чего зависит давление газа 69

Давление жидкостей и газов (гидро- и аэростатика) 71

48. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. —

49. Гидравлическая машина 73

50. Гидравлический пресс 74

Пневматические машины и инструменты 77

51. Свободная поверхность жидкости 78

52. Давление в жидкости и газе 79

53. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда 80

54. Гидростатический парадокс.

Давление на дне морей и океанов. 85

Исследование морских глубин —

55. Сообщающиеся сосуды 87

56. Атмосферное давление 91

57. Существование воздушной оболочки Земли 92

58. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли 93

59. Барометр-анероид 96

60. Атмосферное давление на различных высотах 97

62. Поршневой жидкостный насос 101

История открытия атмосферного давления 102

63. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело 104

64. Архимедова сила 105

Легенда об Архимеде 107

65. Плавание тел 108

66. Плавание судов 111

67. Воздухоплавание 113

Работа и мощность. Энергия 115

68. Механическая работа. Единицы работы —

69. Мощность. Единицы мощности 117

70. Простые механизмы 119

71. Рычаг. Равновесие сил на рычаге 121

72. Применение рычагов в технике и быту 124

73. Применение рычага в устройстве весов 126

74. Применение закона равновесия рычага к блоку 127

75. Равенство, работы при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики 128

76. Коэффициент полезного действия механизма 131

78. Потенциальная энергия 133

79. Кинетическая энергия 135

80. Превращение одного вида механической энергии в другой —

Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели 137

Теплопередача и работа 139

81. Тепловое движение —

82. Превращение механической энергии во внутреннюю энергию 140

83. Внутренняя энергия 141

84. Способы изменения внутренней энергии тела 142

85. Теплопроводность 144

87. Примеры конвекции в природе и технике 148

89. Примеры использования теплопередачи на практике 152

90. Количество теплоты 153

91. Единицы количества теплоты 155

92. Удельная теплоемкость 156

93. Расчет количества теплоты, сообщенного телу при его нагревании или выделяемого при его охлаждении 157

94. Энергия топлива. Теплота сгорания топлива 159

95. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах 161

Использование энергии Солнца на Земле 163

Изменение агрегатных состояний вещества 164

96. Агрегатные состояния вещества —

97. Плавление и отвердевание кристаллических тел 165

98. График плавления и отвердевания кристаллических тел 166

99. Плавление и отвердевание на основе учения о молекулярном строении вещества 167

100. Удельная теплота плавления 168

101. Выделение энергии при отвердевании вещества 169

102. Примеры на расчет количества теплоты 170

Литье металлов 171

103. Испарение и конденсация 172

104. Поглощение энергии при испарении жидкости 173

105. Конденсация пара 174

107. Удельная теплота парообразования и конденсации 177

108. Примеры на расчет количества теплоты 179

Тепловые двигатели 180

109. Работа газа и пара при расширении —

110. Двигатель внутреннего сгорания 181

111. Паровая турбина 184

112. КПД теплового двигателя 185

Строение атома 186

113. Электризация тел при соприкосновении. Электрический заряд —

114. Два рода зарядов. Взаимодействие тел, имеющих заряды 187

115. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества 188

116. Электрическое поле 190

117. Делимость электрического заряда 191

118. Опыты Иоффе и Милликена. Электрон 192

120. Строение атомов 196

121. Объяснение электризации тел 197

Сила тока, напряжение, сопротивление 200

122. Электрический ток —

123. Источники тока 201

124. Гальванические элементы и аккумуляторы 202

125. Электрическая цепь и ее составные части 204

126. Электрический ток в металлах 205

127. Электрический ток в электролитах 207

128. Действия электрического тока 208

129. Направление электрического тока 210

130. Количество электричества и сила тока 211

131. Единицы силы тока и количества электричества 212

132. Амперметр. Измерение силы тока 214

133. Электрическое напряжение 215

134. Единицы напряжения 217

135. Вольтметр. Измерение напряжения 218

136. Зависимость силы тока от напряжения 220

137. Сопротивление проводников. Единицы сопротивления 221

138. Закон Ома для участка цепи 224

139. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление 227

140. Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения 230

142. Последовательное соединение проводников 233

143. Параллельное соединение проводников 236

144. Работа электрического тока —

145. Мощность электрического тока 241

146. Выражение работы электрического тока через мощность 242

147. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля — Ленца 243

148. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы 245

149. Короткое замыкание. Предохранители 247

Электромагнитные явления 249

150. Магнитное поле —

151. Магнитное поле прямого тока.

Магнитные линии 251

152. Направление тока и направление магнитных линий его магнитного поля 252

153. Магнитное поле катушки с током 253

154. Электромагниты 254

155. Электрический телеграф 256

156. Электромагнитное реле 258

157. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов 259

158. Магнитное поле Земли 261

160. Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Вращение рамки 264

161. Электродвигатель. Применение электродвигателей 267

162. Явление электромагнитной индукции 269

163. Генератор электрического тока 272

164. Электрификация СССР 275

Лабораторные работы 278

Ответы к упражнениям 297

Задачи для повторения 298

Ответы к задачам для повторения 314

Предметно-именной указатель 315

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Скачать. лучшие советские учебники по физике. Смотреть фото лучшие советские учебники по физике. Смотреть картинку лучшие советские учебники по физике. Картинка про лучшие советские учебники по физике. Фото лучшие советские учебники по физике

Воздух, вода, земля, растения, животные, Солнце, планеты, Вселенная, весь окружающий нас материальный мир, называется природой.

Природа никем не создана, всегда была и будет. Она находится в непрерывном изменении, или движении: движутся планеты и звезды, вода на Земле совершает круговорот, реки меняют русла, растения и животные растут и развиваются.

Человек вносит в природу изменения благодаря своему уму и труду. Он построил города и селения, фабрики и заводы, распахал и засеял поля, изобрел различные машины. В результате познания человеком природы возникли науки.

Изучая изменения, происходящие в природе, ученые установили, что все они происходят закономерно, т. е. всегда существует какая-нибудь. причина явления. Причиной падения на Землю различных предметов, например, является притяжение их Землей; смена дня и ночи на Земле объясняется движением Земли вокруг своей оси (рис. 1); одна из причин возникновения ветра — неравномерное нагревание воздуха.

Цель наук о природе — открыть, изучить ее законы и использовать их для нужд людей.

Науки о природе все время развиваются. Мы все полнее и глубже познаем явления природы и находим им все больше практических применений. Научные объяснения явлений природы дают

возможность успешнее бороться с религиозными заблуждениями — с верой в несуществующего бога и религиозными обрядами.

Одной из наук о природе является физика.

2. ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФИЗИКА

Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что значит «природ а». Физика — одна из наук о природе.

В физике изучают механические, тепловые, электрические, световые явления. Все эти явления называют физическими. Таяние льда, кипение воды, падение камня, свечение раскаленного волоска лампочки, молния — все это различные физические явления.

Существуют и другие науки, которые изучают природу, такие, как астрономия, химия, география, ботаника, зоология. Все эти науки используют законы физики. В географии, например, их применяют для объяснения климата, течения рек, образования ветров.

Физика — одна из самых древних наук. Первыми физиками были греческие ученые, жившие за несколько сотен лет до начала нашей эры. Эти ученые впервые пытались объяснить наблюдаемые явления природы.

Величайшим из древних ученых был Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.), который и ввел в науку слово «физика». В русский язык это слово ввел великий русский ученый М. В. Ломоносов.

Все, что открыто и изучено в физике, есть результат упорного труда многих ученых разных.стран и народов.

Многие важные открытия, благодаря которым развивалась физика, сделали ученые: Г. Галилей, И. Ньютон, М. В. Ломоносов, М. Фарадей, Д. И. Менделеев, Пьер и Мария Кюри, Э. Резерфорд, А. Эйнштейн, А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, И. В. Курчатов и другие.

Среди выдающихся русских ученых особое место в науке занимает Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский академик. Проявив огромное трудолюбие, М. В. Ломоносов достиг выдающихся успехов в различных областях науки. А. С. Пушкин писал о М. В. Ломоносове: «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

1. Что такое физика? 2. Что изучает физика? 3. Приведите примеры физических явлений 4. Почему физику считают одной из основных

наук о природе? 5. Кто ввел в науку слово «физика»?

3. ТЕЛО, МАТЕРИЯ, ВЕЩЕСТВО

В физике; кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь, например, такие, как «электричество», «энергия», «космос». А некоторые слова из разговорной речи используются в физике, но они иногда

здесь имеют иное содержание. Так, например, в обыденной жизни словом «тело» называют тело человека или животного. В физике же физическим телом называют и дом, и трактор, и луну, И’песчинку, т. е. всякий предмет. Несколько физических тел изображены на рисунке 2 — это карандаш, водопроводный кран, капля воды, резиновый шарик, наполненный воздухом.

Словом «материя» в науке называют все, что существует объективно, т. е. независимо от нашего сознания.

Один из видов материи называют веществом. Вещество — это то, из чего состоит физическое тело. Железо, вода, соль, воздух — это все вещества. Вода — вещество, капля воды — физическое тело, алюминий — вещество, а алюминиевая ложка — физическое тело. Всякое тело имеет форму и занимает некоторый объем. На рисунке 3 изображены тела разной формы, но одинакового объема, на рисунке 4 — тела разного объема, но одинаковой формы.

1. Что в физике понимают под словами «физическое тело»? 2. Что называют веществом? Приведите примеры физических тел и веществ.

4. НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ

Каждый знает, что тела падают на землю, лед в теплом помещении тает, вода на морозе замерзает, магнит притягивает железо и т. д.

Откуда появились эти знания? Многие знания добыты людьми из собственных наблюдений. Так, например, каждый из нас наблюдал, что ничем не удерживаемые тела падают на землю. Именно благодаря наблюдениям накопились многие знания о природе.

Ученые тоже добывают знания из наблюдений. Кроме того, они проделывают специальные опыты. Научные опыты всегда ставят обдуманно, с определенной целью. Например, итальянский ученый Галилей, чтобы изучить, как происходит падение тел, ронял разные шары с наклонной башни в г. Пизе (рис. 5), измерял и сравнивал время их падения. Проделав такие опыты, он открыл законы падения тел.

Наблюдения и опыт — источники физических знаний.

Чтобы получить научные знания, надо еще обдумать и объяснить результаты опытов, найти причины явлений.

Для выполнения опытов нужны различные физические приборы. Одни приборы очень просты и предназначены для несложных измерений. К ним относятся, например, измерительная линейка (рис. 6), груз, подвешенный на нитке, который может служить отвесом (рис. 7), мензурка (рис. 8), применяемая для измерения объёма жидкости, весы и другие приборы. Есть и более сложные измерительные приборы: амперметры, вольтметры (рис. 9), секундомеры, термометры (рис. 10) и другие.

По мере развития физики и техники приборы совершенствовались и усложнялись.

В наше время совместными усилиями ученых, инженеров, техников и рабочих созданы сложнейшие приборы, при помощи которых современные физики изучают строение вещества. Так, в подмосковном городе Дубне с этой целью сооружены громадные приборы — установки с очень сложным устройством. Один из них — синхрофазотрон — имеет диаметр, равный примерно 60 м; на изготовление магнитов, входящих в его устройство, пошло 36 000 т стали. На этом синхрофазотроне работают ученые из всех социалистических стран.

1. Какими путями мы получаем знания о явлениях природы? 2. Чем отличаются наблюдения от опыта? 3. Какие физические приборы вы знаете?

5. ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН

Чтобы получить возможно более точные знания о физических явлениях, нужно во время опыта производить измерения. Например, чтобы узнать, как зависит объем воды от ее температуры, нужно, нагревая воду, измерять обе эти величины.

Объем и температура — примеры физических величин.

Физическими величинами являются также длина, площадь, время, скорость, сила и другие.

Физическую величину всегда можно измерить. Измерить какую-нибудь величину — это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Так, например, измерить длину стола — значит сравнить ее с другой длиной, которая принята за единицу длины, например с метром. В результате измерения величины получаем ее числовое значение, выраженное в принятых единицах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *