лучшие спецэффекты в фильмах список
10 самых зрелищных фильмов последнего десятилетия, удостоенных «Оскара» за лучшие визуальные эффекты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«1917», 2019 год, страны: США, Великобритания, Индия, Испания, Канада, Китай, режиссёр Сэм Мендес
В этом поистине эпическом фильме каждый кадр достоин особого внимания. Иногда даже хочется остановить просмотр, чтобы успеть заметить все детали. Тёмные цвета, обугленные деревья, дым пепелищ, серо-жёлтое небо и множество тел погибших. Всех этих видов вполне достаточно для того, чтобы каждый мог понять, насколько ужасна война, как явление. И весь фильм похож на масштабную антивоенную декорацию о беспощадности смерти и противоестественности массовых убийств, которые всегда присутствуют на войне.
«Человек на Луне», 2018 год, страны: США, Япония, режиссёр Дэмьен Шазелл
Повествование об участии Нила Армстронга в экспедиции корабля «Аполлон-11» и первых шагах, сделанных астронавтом по поверхности Луны. Режиссёр фильма требовал, чтобы в кадре всё выглядело максимально реалистично, а потому специалистам по визуальным эффектам пришлось изрядно потрудиться. Актёров же, которые играли астронавтов, режиссёр направил на краткий курс обучения в НАСА, а после этого они должны были изучать поведение своих героев по сохранившимся записям с астронавтами.
«Бегущий по лезвию 2049», 2017 год, страны: США, Великобритания, Венгрия, Канада, Испания, режиссёр Дени Вильнёв
Этот проект с самого начала съёмок был покрыт завесой тайны. Даже актёры, снимавшие в фильме, получив сценарий, могли открыть только ту его часть, с которыми предстояла работа в определённый день. Зрелищность же картины превосходит самые смелые ожидания зрителей, завораживая своей глубиной, масштабностью и проработанностью каждой детали.
«Книга джунглей», 2016 год, страны: Великобритания, США, режиссёр Джон Фавро
Все локации в этом фильме были прорисованы с помощью компьютерной графики, а невероятная красота в каждом кадре заставляют зрителя не отрываться от экрана ни на секунду, несмотря на знакомый до боли сюжет. Создателям удалось сделать атмосферный и зрелищный фильм, который с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые.
«Из машины», 2014 год, страна: Великобритания, режиссёр Алекс Гарленд
Картину Алекса Гарленда с полным правом можно назвать произведением искусства. Фильм получился весьма неординарным и непредсказуемым, а в некоторых местах даже шокирующим. Почти хичкоковская интрига не позволит расслабиться до самых последних кадров, а визуализация заставит заворожённо смотреть на экран.
«Интерстеллар», 2014 год, страны: США, Великобритания, Канада, режиссёр Кристофер Нолан
«Гравитация», 2013 год, страны: Великобритания, США, режиссёр Альфонсо Куарон
Разработкой спецэффектов для фильма Альфонсо Куарона занималась британская компания Framestore ruen, которая изначально заявила, что её новое творение будет сравнимо с широко известным «Аватаром», а в чём-то даже превзойдёт его. Порядка 60% происходящего на экране, по уверению разработчиков спецэффектов, моделировалось с помощью компьютерной графики.
«Жизнь Пи», 2012 год, страны: США, Тайвань, Великобритания, Канада, режиссёр Энг Ли
Весь фильм Энга Ли наполнен яркой визуализацией, заставляющей забыть о том, что тигр на самом деле – это плод труда талантливых графиков, а на самом деле настоящее животное появляется в кадре всего несколько раз. Да и в целом картина получилась очень цельной и оригинальной, но для полноты восприятия её хорошо смотреть на большом экране.
«Хранитель времени», 2011 год, страны: Великобритания, США, Франция, режиссёр Мартин Скорсезе
Фильмы Мартина Скорсезе всегда отличались особенной атмосферой, и «Хранитель времени» не стал исключением. Режиссёр прославился созданием фильмов о криминальных разборках, а его новое творение больше похоже на добрую и светлую сказку, со всеми её характерными чертами и поистине волшебными визуальными эффектами.
«Начало», 2010 год, страны: США, Великобритания, режиссёр Кристофер Нолан
Вдохновением для многих спецэффектов в фильме послужили работы художника Маурица Корнелиса Эшера, известного своими концептуальными литографиями и гравюрами на дереве и металле. Внимательный зритель найдёт в фильме множество отсылок к работам Эшера, который, помимо всего прочего, изучал ещё и особенности психологического восприятия сложных трехмерных объектов.
Очень неплохие визуальные эффекты можно увидеть ещё и в фильмах-катастрофах, популярность которых на протяжении многих лет неуклонно растёт. Режиссёры поддерживают зрительский интерес, ежегодно выпуская на экраны картины об угрозах из космоса и стихийных бедствиях, климатических апокалипсисах и техногенных катастрофах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
15 интересных спецэффектов из популярных фильмов, о которых не догадывается зритель (многие сняты без компьютерной графики)
Спецэффекты в кино: только изобретательность и почти никакой компьютерной графики.
В эпоху стремительного развития технологий едва ли найдется то, что нельзя изобразить на экране. И все это благодаря компьютерной графике CGI. Нужно сделать говорящего осьминога в «Пиратах Карибского моря» или фиолетового титана Таноса во «Мстителях»? Пожалуйста!
Но как выкручивались создатели фильмов до появления CGI? Что делали режиссеры, которые хотели получить более реалистичную картинку? В этих случаях на помощь приходили креативность, изобретательность и терпение.
Мы в 1Gai.ru хотим поделиться 15 удивительными примерами спецэффектов из популярных кинокартин.
1. В некоторых сценах «Гарри Поттера» голова Хагрида — это аниматроническая кукла
Но они нашли решение проблемы: для съемок толпы они подобрали очень высокого человека и надели на него огромную аниматроническую голову Хагрида.
2. Для съемок «Титаника» соорудили лишь одну сторону лайнера
А когда в кадре нужно было показать другую сторону Титаника, создатели фильма зеркалили кадры (а значит, им приходилось печатать слова на вывесках задом наперед).
Таким хитрым способом они сэкономили миллионы долларов.
3. Сцена в «Матрице: Перезагрузка», когда Агент приземляется на машину, отчего та переворачивается, была снята без использования CGI
Помните эту мощную сцену, когда агент приземляется на капот машины с такой силой, что она переворачивается и устраивает на автостраде весь этот хаос? Так вот, все, что вы видели, — реально!
Установку поместили прямо на шоссе, а другие машины, которые по сюжету переворачиваются от импульса, просто взорвали. А уже при монтаже они скомпоновали эти кадры с приземляющимся на капот актером.
4. Некоторые кадры T-1000 в фильме «Терминатор 2: Судный день» были частично отрисованы в фотошопе
На момент съемок фильма компьютерная графика была у самых ее истоков. Поэтому когда движения жидкого металла на T-1000 не выглядели так, как нужно, арт-директор перерисовывал их вручную.
5. Супервайзер «Парка Юрского периода» Фил Типпет заставил аниматоров взять уроки пантомимы
На занятиях, которые длились 6 недель, они научились двигаться, как динозавры. Это позволило им более убедительно анимировать животных во время съемок фильма.
6. Сцену падения двух Капитанов Америки в фильме «Мстители. Финал» сняли в режиме реального времени
1Gai.Ru / Marvel / YouTube
В этой сцене падения из окна нет никакой компьютерной графики: два Кэпа — два брата-каскадера Сэм и Дэниэл Харгрейвы — были просто закреплены на двух тонких тросах. Потрясающая работа!
7. В сценах выхода в открытый космос в «2001: Космическая одиссея» камера была расположена под каскадером Биллом Уэстоном
Такой трюк позволил каскадеру свободно перемещаться и маневрировать в одной плоскости. Это был единственный способ смоделировать невесомость, связанную с гравитацией, в условиях студии.
Позже эта сцена получила много восторженных отзывов за ее реалистичность — причем от космонавтов, которые действительно выходили в открытое космическое пространство.
8. Сцену с крушением поезда в фильме «007: Координаты «Скайфол» тоже сняли без компьютерной графики
Вот так выглядет крушение поезда на самом деле / YouTube
А вот так крушение поезда было в фильме / YouTube
И хотя выбегающего из вагона Бонда добавили уже на этапе постпродакшена, Дэниел Крейг действительно присутствовал на съемках этой сцены.
9. «Трон» (1982) был снят на черно-белую пленку, а затем раскрашен вручную
Самые простенькие кадры состояли из 6 слоев, в других же число слоев доходило до 30!
Но это был единственный верный способ, благодаря которому создатели фильма могли сделать так, чтобы кинолента соответствовала задумке с существовавшими на тот момент технологиями.
10. В «Признаниях опасного человека» не использовалась технология нарезки кадра
В фильме мы видим, как Чак Бэррис стоит в ванной комнате и придумывает идею для своего шоу. Затем камера медленно приближается к его глазам, а когда отдаляется — герой уже стоит в зале заседаний.
И все это без единой склейки! Дело в том, что вместо того, чтобы переместить актера на другую съемочную площадку, режиссер-новичок Джордж Клуни перестроил весь кадр (соорудив абсолютно новую сцену), пока камера была сфокусирована на глазах Сэма Рокуэлла. Посмотреть этот эпизод можно здесь.
11. Аниматоры студии Pixar взяли 15 видов фруктов и овощей, оставили их гнить, а потом сфотографировали — и все это, чтобы сделать «Рататуй» более реалистичным.
Они использовали изображения сгнивших фруктов и овощей, чтобы нарисовать компостную яму.
12. Каждая сцена, в которой мы видим большую картину Харлана, — это ее цифровая версия (фильм «Достать ножи»)
Media Rights Capital / T-Street Productions
Другого варианта включить картину в фильм не было — ее нарисовали уже после съемок.
13. Сцену с обезглавливанием в фильме «Армагеддец» сняли без компьютерной графики
Создатели фильма просто соорудили жуткую аниматроничную голову, которая могла моргать и двигать глазами.
14. Как и сцену с разрушением самолета в воздухе в фильме «Темный Рыцарь: Возрождение легенды»
Для съемок Кристофер Нолан нашел отдаленную ненаселенную зону и просто сбросил на нее обломки разрушенного в воздухе Локхида С-130. Гений!
15. В «Новом Человеке-пауке» сцены с прыжками супергероя были сняты с помощью каскадера
Если создатели ранней версии «Человека-паука» вовсю пользовались компьютерными технологиями, то Марк Уэбб решил пойти дальше и сделать все происходящее в фильме более реальным.
Для этого каскадер был привязан к тросу «не толще шнурка» на высоте не менее 18 метров. А когда он прыгал и достигал нижней точки, лебедка двигалась по рельсам и давала эффект полета на лиане — по красивой четкой дуге.
15 зрелищных фильмов, которые стоит смотреть на большом экране домашнего кинопроектора
Раз уж кинотеатры закрывают, а фильмы из-за вспыхнувшей эпидемии массово откладывают, имеет смысл уже сейчас искать альтернативы. Просмотр кино дома за компьютером или на мобильном устройстве, увы, не передаст глубину кинотеатрального опыта.
А вот хороший проектор – еще как может. И для этого не нужно искать специальный экран или крепление. Современные проекторы позволяют проецировать изображение практически на любую ровную и светлую поверхность, а также корректировать искажения при установке аппарата под углом. Поэтому для того, чтобы превратить свою комнату в настоящий кинотеатр, подойдет обычная светлая стена (или даже потолок) и проектор Epson.
Если вы всегда мечтали о кинопроекторе, то сейчас самое время действовать, у компании Epson как раз идет совместная акция с онлайн-кинотеатром ivi: при покупке домашнего проектора ivi дарит целых 6 месяцев подписки на сервис. То есть полгода бесплатного доступа к кино в отличном качестве.
О фильмах, которые мы рекомендуем смотреть только на большом экране, расскажем ниже.
Кадр из фильма «Гравитация»
В 2014 году «Гравитация» Альфонсо Куарона собрала аж 7 «Оскаров», в том числе за лучшую режиссуру и операторскую работу. Для съёмки научно-фантастического экшена об астронавтке, пережившей орбитальную катастрофу и пытающейся вернуться домой на Землю, режиссёр и его постоянный оператор Эммануэль Любецки изобрели специальное устройство: оно имитировало движения актёров в невесомости и позволило авторам снять по-настоящему головокружительные сцены полётов героев в космосе.
«Гравитация», вероятно, один из самых эффектных фильмов о космосе, позволяющий зрителю буквально почувствовать себя в шкуре астронавта без всяких виртуальных реальностей. Эффект, разумеется, увеличивается пропорционально размеру экрана, на котором вы смотрите это кино. Чем больше, тем лучше.
10 фильмов, изменивших представление о визуальных эффектах в кино
«2001 год: Космическая одиссея»
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, 1969 год
Съемки «Космической одиссеи» были трудоемким процессом: режиссер Стэнли Кубрик следил за каждой деталью в фильме, от спецэффектов до того, какая ткань использовалась в костюмах актеров. Идеи, дизайны и даже сценарий при этом постоянно менялись — и команде приходилось подстраиваться. Масштаб поражал воображение: Кубрик задействовал модели кораблей разных размеров, экспериментировал с павильонами и строил впечатляющие конструкции вроде центрифуги, по которой герои ходят в одной из сцен. Но революционной была заключительная сцена фильма, в которой главный герой переживает практически психоделический опыт в космосе и видит странные краски и формы — для нее художник по спецэффектам Дуглас Трамбалл придумал специальную технологию «щелевой съемки»: перед камерой ставят заслонку с тонкой щелью, и она делает множество узких кадров, а потом их склеивают в одну картину. Получается очень странное деформированное изображение — до «Одиссеи» в кино так никогда не делали.
«Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда»
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, 1978 год
Когда Джордж Лукас задумал свои «Звездные войны», он знал, что в фильме должны быть спецэффекты, каких в кино еще никогда не было, и для этого ему нужна особая команда. Лукас познакомился с Джоном Дайкстрой, тот собрал своих знакомых студентов, художников и инженеров — и так появилась Industrial Light & Magic, самая влиятельная компания по созданию визуальных эффектов в мире. «Новая надежда» (тогда фильм назывался просто «Звездные войны») была их первой работой, но фильм долгое время считался эталоном спецэффектов. Дуэли на световых мечах, космические сражения, невероятно детализированные модели космических кораблей — «Новая надежда» выглядела так, как никакой другой фильм до этого. Несколько революционных технологий тут тоже были применены: моушен-контрол, который позволял динамично снимать объект на фоне зеленого экрана (раньше это можно было делать только статично), а также компьютерная графика — когда повстанцы обсуждают план атаки на Звезду смерти, зритель видит изображение, сгенерированное на компьютере.
«Супермен»
Премия «Оскар» за особые достижения, 1979 год
На 51-й церемонии вручения «Оскара» премия за визуальные эффекты не выдавалась вообще, но команда, работавшая над эффектами в «Супермене», получила премию за особые достижения. Как это ни смешно, но главный и самый революционный эффект в «Супермене» — это открывающие фильм титры, это первые в истории титры, сделанные при помощи компьютера. Но в самом фильме тоже есть на что посмотреть: до «Супермена» правдоподобный и захватывающий фильм о супергерое представить было попросту невозможно, потому что технологии не позволяли такой снять, а к концу 1970-х они все-таки до чего-то дошли. Например, для того, чтобы Супермен летал, было использовано сразу несколько приемов: самым революционным было соединение фронтпроекции (это когда актеров снимают на предварительно отснятом и проецируемом фоне; вы наверняка замечали такое в старых фильмах, когда герои едут в машине) и камеры с зум-объективом — благодаря несложному по современным меркам трюку актер Кристофер Рив действительно как будто бы летал.
«Терминатор 2: Судный день»
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, 1992 год
В 1989 году Джеймс Кэмерон снял фильм «Бездна», в одной из сцен которого инопланетяне манипулируют водой, чтобы вступить в контакт с людьми — и столб воды принимает форму человеческого лица. Эффект выглядел действительно здорово, но на создание 75-секундной сцены ушло полгода. Эта технология пригодилась Кэмерону три года спустя: в «Терминаторе» появляется робот Т-1000, состоящий из жидкого металла и способный менять форму. Помимо этого несомненно крутого эффекта, который в 1991 году обсуждали все, «Терминатор 2» был настоящим прорывом для компьютерной графики в фильмах: это был первый фильм, в котором персональный компьютер использовался для создания 3D-эффектов, первый фильм, в котором была использована технология «захват движения» (motion-capture) и первый фильм, в котором присутствовал персонаж, частично сгенерированный на компьютере.
«Парк Юрского периода»
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, 1994 год
«Парк Юрского периода» навсегда останется эталоном симбиоза старого и нового в кино. Чтобы создать реалистичных динозавров, режиссер Стивен Спилберг решил обратиться одновременно к технологиям прошлого и будущего: он задействовал и практические эффекты, то есть кукол-аниматроников, и все еще новомодную для 1994 года компьютерную графику — хотя второго было больше. Несмотря на все заслуги «Терминатора 2» именно «Парк» стал поворотной точкой для компьютерной графики: Спилберг показал, что она может быть не просто гиммиком, не просто приятным бонусом в фильме, а его сердцем и душой, и что именно при помощи компьютерной графики можно создавать настоящее волшебство. На момент выхода фильма в Голливуде было мало специалистов по CGI (computer-generated imagery), после его выхода новой технологии пошли учиться все. По словам историка кино Тома Шона, революция в визуальных эффектах, которую устроил «Парк Юрского периода», была сродни революции в кино 1927 года, когда в фильмах появился звук. Помните компанию Industrial Light & Magic, которая когда-то собралась для работы над «Звёздными войнами»? За «Парк Юрского периода» она получила свой 13-й «Оскар».
«Матрица»
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, 2000 год
Заслуги «Матрицы» лежат не столько в плоскости технологических достижений, сколько в плоскости массового восприятия визуальных эффектов. Именно благодаря «Матрице» появился эффект, известный как «время пули» — когда камера движется вокруг или рядом с замершим объектом. Джон Гаэта, отвечавший за эффекты в фильме, использовал для «времени пули» 122 камеры, которые стояли вокруг актеров и быстро снимали большое количество статичных кадров со вспышкой — а потом все собиралось вместе на компьютере. Эффект моментально начали копировать везде, от кино и фильмов до рекламы, и он довольно быстро стал стандартной частью языка спецэффектов. При этом если «Парк Юрского периода» поменял взгляды представителей индустрии на компьютерную графику, то «Матрица» сделала то же самое со зрителями — отношение к компьютерным эффектам поменялось раз и навсегда и после 1999 года уже ни один уважающий себя блокбастер не выходил без CGI.
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, 2002 год
Человечеству повезло, что экранизировать роман Джона Р.Р. Толкина взялся такой амбициозный человек, как Питер Джексон — без него, возможно, вышло бы не так красиво и не так масштабно, а с ним трилогия стала настоящим событием, которое сильно повлияло на то, как выглядит современное кино. «Властелин колец» стал первым фильмом, в котором использовался искусственный интеллект для создания эффекта толпы и изображения двух сражающихся армий. Еще в 1996 году студия Джексона начала работу над программой под названием Massive — цель была в том, чтобы использовать ее для сложных сцен баталий. Massive может генерировать до 70 000 персонажей: каждый из них создается случайно, на внешний вид и поведение персонажа влияют тысячи критериев, чтобы они все выглядели по‑разному. Так что если вам интересно, почему тысячи орков и эльфов в фильме выглядят настолько правдоподобно — за это отвечает ИИ. Но на этом достижения «Властелина колец» не заканчиваются. Год спустя второй «Властелин колец» тоже получил «Оскар» за визуальный эффекты, и одной из причин определенно был Голлум, первый по‑настоящему впечатляющий персонаж, созданный целиком при помощи технологии motion-capture. Тем более, его сыграл гений компьютерных ролей Энди Серкис.
«Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца»
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, 2007 год
Долгое время технология motion-capture работала очень просто: актера одевали в смешной обтягивающий костюм, обвешивали шариками, снимали в отдельном павильоне на зеленом экране, компьютер фиксировал его движения, а потом поверх этих движений можно было нарисовать любую 3D-модель. По мере развития кинотехнологий реальный и виртуальный мир продолжили сближаться, компьютерных персонажей становилось все больше — и стало попросту неудобно неудобно снимать реальных актеров в декорациях, а потом компьютерных актеров в отдельном павильоне. Industrial Light & Magic исправили ситуацию в середине 2000-х: для второй части «Пиратов Карибского моря», той самой, где появляется Дейви Джонс, пират с щупальцами на лице, они придумали технологию имокэп (Imocap). По сути это традицонный motion-capture, но совмещенный с традиционными съемками. Актеры, как обычно, надевают обтягивающий костюм с шариками — но ходят среди декораций со всеми остальными, их снимают несколько камер, а художники по спецэффектам потом естественно вплетают их в фильм.
«Аватар»
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, 2010 год
Такой список не может обойтись без «Аватара» — хотя, чтобы описать, что именно сделал с визуальными эффектами в своем фильме Джеймс Кэмерон, придется закапываться в технические дебри: достаточно сказать, что он использовал почти все наработки, которые мы перечислили до этого, но просто использовал их лучше, масштабнее и красивее. Кэмерон ждал 12 лет, чтобы снять «Аватар» — просто потому что технологии долгое время этого не позволяли. Он создал абсолютно правдоподобный и захватывающий компьютерный мир в кино, доведя до совершенства уже существующие технологии; возможно, именно поэтому часть зрителей влюбилась в синих инопланетян на’ви и захотела отправиться на планету Пандору. Если попробовать перечислить, то: технология motion-capture в «Аватаре» работала масштабнее и четче, чем когда-либо, включая точное воспроизведение мимики актеров; операторы в фильме могли снимать компьютерные сцены в реальном времени — они двигали камеру, смотрели на актеров, и при этом видели на’ви на экране; более того, рендер финального изображения тоже происходил в реальном времени, поэтому многие вещи можно было менять прямо во время съемок, а не в постпродакшне. Наконец, фильм ввел моду на 3D в кино — и, наверное, он так и остался бы единственным удачным примером использования этой технологии, если бы не заключительный пункт этой десятки.
«Гравитация»
Премия «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, 2014 год
Последний на сегодняшний день совместный фильм режиссера Альфонсо Куарона и оператора Эммануэля Любецки, а также их главное техническое достижение. «Гравитация» — это практически «Аватар» наоборот: вместо того, чтобы помещать виртуальных персонажей в реальный мир, они поместили реальных актеров в виртуальный мир. 80% «Гравитации» — это CGI. Сандра Буллок и Джордж Клуни снимались в павильоне, а потом их наложили на компьютерные скафандры в компьютерном космосе. Один из секретов, почему «Гравитация» получилась такой красивой — это освещение. Современную компьютерную графику подводит не качество картинки, а свет, который до сих пор толком не научились симулировать, и который играет большую роль в кино. Любецки с Куароном внимательно проанализировали, как свет работает в космосе, а потом сделали систему из 1,8 млн LED-лампочек, при помощи которой они освещали актеров. Кроме того, в фильме исключительно остроумно используется 3D: чтобы передать ощущение космоса, в котором кроме условных верха и низа еще и есть глубина, Любецки очень много и виртуозно крутит камеру — и 3D только усиливает эффект погружения.