лучшие стихи русского рока
5 знаменитых стихотворений, воскресших в русском роке
22 ноября 1877 года родился венгерский поэт Эндре Ади. Одно из его стихотворений было положено на музыку – так родился хит группы Nautilus Pompilius «Князь тишины». Мы вспомнили, какие еще песни русского рока написаны на классические стихотворения
22 ноября 1877 года родился венгерский поэт Эндре Ади. Одно из его стихотворений было положено на музыку – так родился хит группы Nautilus Pompilius «Князь тишины». Мы вспомнили, какие еще песни русского рока написаны на классические стихотворения.
1. Венгерский поэт Эндре Ади, проживший короткую жизнь (он умер в 41 год), оказал сильнейшее влияние на литературу своей страны. Считается, что именно его поэзия стала импульсом к тематическому и лексическому обновлению венгерской литературы. Горячий сторонник революции, Ади восторженно отнесся к событиям 1905-1907 годов в России и призывал к революции в Венгрии. Душевные силы поэта сломила Первая мировая война: с ее началом мир, в представлении поэта, гибнет в огне. Эндре Ади умер в 1919 году, спустя несколько месяцев после окончания войны.
В 1982 году начинающий рок-музыкант Вячеслав Бутусов почти случайно купил на автобусной остановке сборник венгерской поэзии, где в числе прочих были напечатаны переведенные на русский язык стихи Эндре Ади. Стихотворение «Впереди доброго князя тишины» он положил на музыку, что стало, по словам Вячеслава Бутусова, тем «редким случаем, когда совершенно случайно взятый текст соединился с музыкой». Песня «Князь тишины» была выпущена в 1985 году, а спустя три года группа Nautilus Pompilius записала одноименный альбом. Кроме «Князя тишины» в репертуаре рок-группы были еще две песни на стихи Эндре Ади: «Ястребиная свадьба» и «Музыка».
2. Русский и американский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года Иосиф Бродский не любил песни на свои стихотворения. Впрочем, музыкантов это не останавливало: в репертуаре многих исполнителей есть песни, в основе которых произведения Бродского. Одна из самых известных среди них – «Я сижу у окна» – принадлежит рок-группе «Ночные снайперы». Ее лидер Диана Арбенина положила на музыку стихотворение «Я всегда твердил, что судьба – игра». Впервые песня появилась в альбоме 1995 года «Вторая пуля».
Иосиф Бродский написал стихотворение «Я всегда твердил…» в 1971 году. К тому времени 31-летний поэт уже был осужден советским судом как тунеядец, прожил два года в ссылке, а затем дважды принудительно отправлялся на «обследование» в психбольницу. Спустя год, в 1972, КГБ заставит Бродского эмигрировать.
3. Песни на классические стихотворения есть и в репертуаре российской рок-группы «Сурганова и оркестр», создателем которой является бывшая участница «Ночных снайперов» Светлана Сурганова. Одна из таких композиций – «Путник милый». В ее основу легло стихотворение поэтессы Анны Ахматовой «Путник милый, ты далече…», написанное в 1921 году.
Записав песню, участники группы воплотили в жизнь еще один проект, связанный с творчеством поэтессы. В 2009 году они создали сборник ее стихотворений в формате аудиокниги, приурочив его выход к 120-летнему юбилею со дня рождения Анны Ахматовой.
4. Песня «Маяк» питерской рок-группы «Сплин» названа по первым четырем буквам фамилии поэта Владимира Маяковского. Именно его стихотворение «Лиличка! (вместо письма)» положил на музыку лидер группы Александр Васильев.
Это стихотворение Владимир Маяковский написал в 1916 году и посвятил, как и большинство своих произведений, Лиле Брик, с которой его на протяжении долгих лет связывали мучительные отношения. К слову, сама Лиля Брик, по воспоминаниям современников, считала, что «страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».
Поклонники группы «Сплин» впервые услышали песню «Маяк» на альбоме «Раздвоение личности». Интересно, что до Александра Васильева идея положить стихотворение «Лиличка!» на музыку пришла в голову участникам советского музыкального коллектива «Песняры». В 1987 году коллектив ездил с гастролями по СССР с программой «Во весь голос», которая целиком состояла из песен на стихи Владимира Маяковского.
5. Композиция «Москва» на стихи Сергея Есенина, записанная советской и российской рок-группой «Монгол Шуудан», долгое время оставалась неизвестной. Валерий Скородед, создатель и бессменный лидер группы, положил стихотворение Есенина «Да! Теперь решено. Без возврата…» на музыку в конце 1980-х годов. В 1994 году музыканты записали песню, назвав ее «Москва», и здесь начались трудности. На какую бы радиостанцию ни приносили они свою песню, им везде отвечали коротко: «Неформат». Главным аргументом было то, что в «Москве» звучит слово «проститутка», а это считалось неприемлемым. Впервые песня на стихи Есенина в исполнении группы «Монгол Шуудан» прозвучала в радиоэфире лишь в 1998 году – и стала в итоге главным радиохитом группы, остальное творчество которой представляет собой уж заведомый «неформат». Отметим, однако, что в репертуаре рок-группы есть также песня «Черная шаль» на одноимённое стихотворение А.С. Пушкина.
Лучшие стихи русского рока
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Топ-12 поэтов русского рока. Часть 2
Коротко о других позициях:
12. Маргарита Пушкина
11. Александр Шаганов
9-10. Константин Никольский/Алексей Романов
8. Борис Гребенщиков
7. Константин Арбенин
6. Андрей Макаревич
5. Василий К.
4. Майк Науменко
3. Юрий Шевчук («ДДТ»)
2. Илья Кормильцев («Наутилус Помпилиус»)
В одном из предыдущих своих постов я уже писал о своем отношении к Кормильцеву и его роли в популярности «Наутилуса». Все-таки «Нау» необходимо слушать в уже осознанном возрасте. Конечно, баллады вроде «Я хочу быть с тобой» не требуют особо глубокого понимания – это просто красивые песни про любовь. Но ценен Кормильцев, конечно же, не этим. А «Скованными одной цепью», «Прогулками по воде», «Крыльями», «Кто еще» и, конечно же, «Титаником». Последняя песня – это бриллиант в творчестве «Наутилуса». Когда я слушал ее в детстве, то думал: «Ну нормальная песня, ну про «Титаник», ну и что?». А когда я стал старше, то переслушал ее и понял, что она совсем не про «Титаник». И мне стало по-настоящему страшно…
1. Александр Башлачев
А вот с этим пунктом сомнений не было изначально. Башлачева заслуженно называют «вторым Высоцким». Но если Владимир Семенович был во многом предтечей рок-музыки в СССР, то СашБаш был первым и единственным в истории рок-бардом. Его печальная русская лирика («Вишня», «Посошок», «Как ветра осенние») пересекались с типичными рок-образами («Поезд», «Все от винта»). Кухонная романтика («О, как ты эффектна при этих свечах») – с народно-православными образами («Некому березу заломати», «Время колокольчиков»), а легкие шуточные песенки («Хозяйка», «Грибоедовский вальс») – с тяжеловесными балладами («Егоркина былина», «Вечный пост»). И все это сдабривалось солидной порцией политической сатиры («Палата номер 6», «Абсолютный вахтер», «Подвиг разведчика»). Возможно, писать стихи ему помогали филологическое образование и общая эрудированность. Ну, а главным признанием Башлачева как поэта стало то, что его стали проходить в некоторых школах на литературе.
Песни НАШИх музыкантов на стихи великих поэтов
Делимся подборкой лучших рок-песен, на создание которых музыкантов вдохновило творчество известных поэтов.
«Сплин» — «Маяк»
Стихотворение «Лиличка!» Владимира Маяковского
Слушайте Маяк — Сплин на Яндекс.Музыке
Группа «Сплин» вдохновилась драматичной историей любви Владимира Маяковского и Лилии Брик. Строки стихотворения «Лиличка!» насквозь пропитаны чувствами поэта к своей возлюбленной. Ощущение горькой и невыносимой любови, описанное Маяковским прямолинейно и хлестко, стало идеальной основой для создания аккомпанемента, не уступающего по уровню эмоционального накала.
Ступив на путь соавторства с великим Маяковским, Александр Васильев – лидер группы «Сплин» – создал песню невероятно впечатляющую. Она была названа в честь поэта первыми четырьмя буквами его фамилии «Маяк». В 2006 году «Сплин» выпустили альбом «Раздвоение личности», в котором «Маяк» стала девятым по счету треком.
Диана Арбенина и «Ночные Снайперы» — «Я сижу у окна»
Стихотворение «Я всегда твердил, что судьба — игра» Иосифа Бродского
Знаменитое стихотворение Бродского не оставило равнодушной Диану Арбенину. По словам певицы, она многим обязана поэту. Именно из-за его поэзии она начала писать стихи, которые, в конечном счете, перевоплотились в песни.
«Я всегда твердил», как и другие стихотворения Иосифа Бродского, наполнено не столько образами, сколько смыслом. Фактологичность писателя стала для Арбениной отправной точкой для переосмысления его стихотворения. Ей всегда было важно петь то, что она думает, и с Бродским они в этом очень похожи. Впервые песня появилась в альбоме 1995 года «Вторая пуля», ее безапелляционное пение дополнило текст «ощущением» одиночества и непонимания.
Борис Гребенщиков — «Китай»
Стихотворение «Я верил, я думал» Николая Гумилева
Слушайте Китай — Борис Гребенщиков на Яндекс.Музыке
Текст стихотворения «Я верил, я думал» такой же философично-реалистичный, как и творчество Бориса Гребенщикова. Простая форма стихотворения скрывает в себе сложный смысл. Размышления о человеческой жизни, ее ценности и сути Гребенщиков умеет излагать, как никто другой. Его манера петь и мысли Гумилева совпали друг с другом, как пазлы, образовав песню с жизнеосмысляющим посылом.
«Мельница» — «Змей»
Стихотворение «Змей» Николая Гумилева
Слушайте Змей — Мельница на Яндекс.Музыке
Обращаясь к народному творчеству, участники группы «Мельница» воспроизводят мифологизированный образ древней Руси и погружают в него современных слушателей.
Стихотворение Николая Гумилева «Змей» было удачно интерпретировано коллективом. В исполнении Хелависы история о страшном змее, похищающем прелестных девушек, обрела более изящную окраску. Колорит древнерусских образов и былинное повествование возвращает во времена язычества.
«Сурганова и Оркестр» — «Путник милый»
Стихотворения Анны Ахматовой и Татьяны Хмельник
Подспорьем для успеха песни «Путник милый» стало совмещение в одной композиции сразу двух стихотворений. В произведение Анны Ахматовой добавили строки современной поэтессы Татьяны Хмельник.
Сурганова выстраивает своеобразную картину сравнения прошлого (Ахматовой) и настоящего (Хмельник), в результате чего выявляются различия в мироощущении двух времен. Стихотворение Ахматовой о тотальной зависимости и невозможности бороться с ней, а Хмельник пишет о бесстрашии перед тиранией, которое основано на силе внутренней свободы. Объединив два противоположных по смыслу текста, Светлане Сургановой удалось создать нечто уникальное, что заставляет каждого задуматься о том, что лучше для него самого.
«Чайф» — «Клен»
Стихотворение «Клен ты мой опавший» Сергея Есенина
Слушайте Клён — ЧайФ на Яндекс.Музыке
Владимир Шахрин создал акустическую версию стихотворения Сергея Есенина к юбилею поэта в 2020 году. Под звуки гитары строки певца русской природы звучат особенно душевно. Слушая песню «Клен», в голове всплывает образ ветвистого дерева, к которому обращается герой песни, сравнивая себя с ним.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым,
– подхватывает Владимир Шахрин лирическое настроение стихотворения.
«Би-2» — «Ее глаза»
Сонет «Ее глаза на звезды не похожи» Уильяма Шекспира
Слушайте Её глаза — Би-2 на Яндекс.Музыке
Группа «Би-2» вдохновилась творчеством литературного гения – Уильяма Шекспира — и, пофантазировав «на тему», создала одну из своих самых популярных песен «Ее глаза». Музыканты использовали только одну строчку из сонета (первую), остальной текст песни был написан как ее идейное продолжение.
Слушая гипнотически мелодичный трек, в голове выстраивается таинственный образ прекрасной дамы, сияние которой «затмевает солнце». Абстрактное описание женщины позволяет индивидуализировать ее очертания в своем сознании и персонифицировать. Благодаря разнообразию образов и сюжетов, всплывающих в воображении при прослушивании, эта песня находит отклик в сердце каждого.
Поэты русского рока
Поэты русского рока запись закреплена
Только бы не было войны
а то — не жизнь, а малина
у нас и узбеки живут — полно
он и получку приносит
учится — а потом на фабрику
Показать полностью.
молодой специалист
то высокий то пониже
подхожу гляжу — мамочка!
погреемся
дёшево и сердито
около двухсот получает
они говорят Надежда Ивановна
подальше? а нам всё равно
я на рынок схожу —
там всё-всё есть
только посмотреть и то интересно
мне ещё надо добираться
далеко там
я с той стороны пришла
он так ничего и не понял
раньше много ходил и не курил
хороший
а мы сейчас приедем и спросим
пять рублей пятнадцать
галька лидка
она камушек потеряла
потерялся у ней
на день рождения
семечки
мороженое без палочек
нету палочек
Что?
хороший месяц отстоялся хороший месяц
рабочий день
и с той и другой стороны.
Егор Летов, 1.10.1983, Москва, электричка
Поэты русского рока запись закреплена
Поэты русского рока запись закреплена
Я умру от тоски,
Если завтра здесь всё будет так же,
Как было вчера.
Я хочу жечь костры,
Танцевать на осколках витрин
И не спать до утра.
Поэты русского рока запись закреплена
Шестидесятники
Я выросла там, где каштаны весной расцветают,
И, кажется, праздничный город украшен свечами.
Там синие ласточки низко над речкой летают,
Показать полностью.
И южные звезды пронзают прохожих лучами.
Там тоже поют — под каштанами в темных аллеях,
На лавочке, в парке за школой, дымя сигаретой,
И чем выразительней слово, тем голос взрослее,
Чем громче гитара, тем ближе последнее лето.
Я помню, сидели за школой, хандрили, прощались,
Серега напел два куплета, знакомые, вроде,
Но как-то они по-другому совсем прозвучали,
Потом я узнала, что автор Высоцкий Володя.
Струна натянулась, казалось, что воздуха мало,
Строптивые кони летели по самому краю,
Я шла босиком в белом платье со школьного бала,
Металась душа: «Пропадаю, совсем пропадаю!»
Потом были встречи другие, другие цитаты,
Мой маленький город наполнился радостной тайной,
Над речкой звучали стихи Окуджавы Булата,
По улице ехал троллейбус последний, случайный,
Спасительно-синий, из песни, по улице южной.
Мы все провожали Серегу с ночного вокзала,
Тянулись окошки вагонные ниткой жемчужной,
И боль, что скворчонком стучала в виске, затихала…
Зимою каштаны пушистые шубы надели,
Взрывались салюты за окнами Дома культуры,
А мы до утра просидели за чаем, и пели,
И утро наполнилось песнею Визбора Юры.
Домой не хотелось. По снежным тропинкам шагая,
Я прятала руки в карманы, пытаясь согреться,
И всем улыбалась, тихонько под нос напевая,
Про Фанские горы, в которых оставлено сердце.
Там все про меня, в каждой нотке и в каждом куплете!
И скоро весна, я уеду из города скоро,
И, может быть, что-то узнаю о белом Чегете,
А, может быть, даже найду эти Фанские горы.
И долго еще не расстанусь с тетрадкою этой,
В поэзии мира так много случайных ответов.
Бывает, рождаются в мире такие поэты,
Которые… больше для мира, чем просто поэты.
Зоя Ященко, текст песни «Поэты» (из альбома «Венеция»).
Рисунок Саши Харитоновой.
Рок-поэзия
На рубеже 1950-х – 1960-х годов на волне «оттепели» поэтическое искусство пошло в народные массы: поэтический бум породил невиданное до этих пор явление – выступление поэтов на стадионах, на площадях и в больших залах, а возникшая в это же время авторская песня начала стирать грани между музыкальным и поэтическим искусством. Всё это предвосхитило появление рок-поэзии, для которой тоже характерными чертами стали массовость аудитории и воздействие на слушателя посредством музыки и художественного текста одновременно.
И авторская песня, и рок-поэзия стали возможны во многом благодаря изобретению магнитофона: технический прогресс позволил преодолеть цензурные запреты, теперь записи песен можно было бесконтрольно тиражировать. (До появления магнитофонов в 50-е гг. научились делать записи музыки на рентгеновских снимках – т.н. «песни на костях»). Именно в колыбели авторской песни зародилась рок-поэзия. Произошло это в конце 1960-х гг., когда и поэтический бум, и авторская песня постепенно утрачивали свои изначальные позиции.
Между авторской песней и рок-поэзией есть немало сходств.
1) Как и авторская песня, рок – явление синкретическое, соединяющее музыку и поэтический текст. Один из основоположников рок-поэзии Андрей Макаревич подчёркивал: «Текст песни – это не то же самое, что и стихотворение. Он делается по иным законам. Тут для полноты гармонии необходима еще музыка… Текст песни – это не поэзия второго сорта, это вещь, которая должна пропеваться, причём с определенной ритмикой, в определённом состоянии, на определённую мелодию. А просто на бумаге текст песни лишь часть целого – вот и всё».
2) Как и в авторской песне, в рок-поэзии автор почти всегда является исполнителем. Таковыми являются, например, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Виктор Цой, Юрий Шевчук – они авторы музыки, текстов и одновременно исполнители (солисты) соответственно групп «Аквариум», «Машина времени», «Кино», «ДДТ».
3) Как и в авторской песне, в рок-поэзии затрагивались социальные и философские темы, о которых невозможно было открыто говорить в художественной литературе. Подчёркнутая социальность и лиричность – отличительная особенность русского рока по сравнению с роком западным. Искренность автора-исполнителя вызывала большее доверие, чем позиция «официального» писателя. В то же время рок-музыка с её особенным звучанием и жёсткостью подчёркивала бунтарский характер рока как социально-культурного явления.
Термин «рок» в применении к музыкальной культуре в СССР долгое время не употреблялся, поэтому первые рок-группы обозначались аббревиатурой ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Лишь в 1980 году официальные власти признали, что борьбу с рок-культурой вести бесполезно, и тогда же в Москве появился первый рок-клуб, а в Тбилиси прошёл первый в стране рок-фестиваль под официальным названием «Весенние ритмы».
Рок-поэзия как явление начала серьёзно изучаться в 1990-е годы, а на филологическом факультете МГУ она выделена в расписании в отдельный спецкурс «Русскоязычная рок-поэзия».
Группа «Машина времени»
Борис Гребенщиков (БГ)
Первые альбомы группы «Искушение святого Аквариума», «С той стороны зеркального стекла», «Все братья – сёстры» (все вышли в 70-е годы) получили распространение исключительно в «самиздате». Группа в 1970-е годы выступала нелегально, но в 1980 году всё же получила приглашение на рок-фестиваль в Тбилиси. Будучи склонным к эксцентрике, Гребенщиков вместе со своими музыкантами устроил на сцене довольно смелое шоу, в котором увидели непристойные намёки. После этого выступления Гребенщиков, официально числившийся учёным-математиком в НИИ социологии, был уволен с работы, а группа «Аквариум» стала официально запрещённой. Лишь в годы перестройки о Гребенщикове стала писать пресса, а сам он снялся в 1987-1989 годах в фильмах « Асса » и « Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви ».
Альбомы конца 1980-х и 1990-х годов «Равноденствие», «RadioSilence», «Русский альбом», «Любимые песни Рамзеса Четвёртого», «Снежный лев» выходили уже официально, большими тиражами, а выступления БГ проходили не только на всех площадках СССР-СНГ, но и на телевидении.
В его творчестве преобладает тема одиночества, непонятости – одна из самых главных в рок-поэзии вообще. Герой Цоя – бунтарь, который принципиально одинок. Это не интеллигент-эскапист, как у Макаревича или Гребенщикова, а едва повзрослевший подросток. Мотив войны и смерти, звучащий во многих песнях («Легенда», Странная сказка», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце»), связан с попыткой бросить вызов миру, уйти из него в бессмертие.
В 1986 году вместе с семьёй Юрий Шевчук переезжает в Ленинград и вместе с обновлённым составом группы «ДДТ» вступает в ленинградский рок-клуб. С этого времени группа приобретает нарастающую популярность, выступает на больших концертных площадках и по ТВ. На сегодняшний день группа выпустила 24 альбома, самые известные среди которых «Время», «Оттепель», «Я получил эту роль», «Актриса Весна», «Чёрный пёс Петербург», «Это всё…», «Рождённый в СССР», «Мир номер ноль». Лидер группы снялся в шестнадцати фильмах (« Рок », « Духов день », « Лимита », « Вовочка » и др.), а песни Шевчука звучат в 21 фильме («Дальнобойщики», «Господа офицеры», «Вовочка», «Азазель», «Generation П» и др.).
Юрий Шевчук – один из лучших рок-поэтов, чьи тексты отличаются качественной поэтической отделкой, богатым метафорическим языком, необычной образностью, социально-философским пафосом. Тематика его текстов очень разнообразна:
1) общественно-политическая лирика: «Родина», «Я получил эту роль», «Мальчики-мажоры», «Правда на правду», «Чёрный пёс Петербург», «Я остановил время»;
2) человек на войне: «Мёртвый город. Рождество», «Не стреляй», «Предчувствие гражданской войны»;
3) философская лирика: «Это всё», «Ты не один», «На небе вороны»;
4) религиозные мотивы: «Храм», «Я зажёг в церквях все свечи», «Рождественская»;
5) любовь: «Далеко-далеко», «Метель», «Беда», «Глазища».
Группа «Наутилус Помпилиус»