лучшие танки в шлеме
Для тех, кто в танке.
Танковый шлем, или, как его еще называют, шлемофон – пожалуй, один из самых узнаваемых элементов военного обмундирования. Несмотря на то, что в каждой стране подобные головные уборы выполняют одну и ту же функцию (защищают от травм и выполняют функции связи), зачастую они имеют довольно сильные визуальные и конструктивные различия. Мало того, прообразом первых танковых шлемов в разных армиях мира послужили абсолютно разные головные уборы.
Дон Кихот в консервной банке. Службу первых танкистов сложно назвать комфортной – теснота, едкий запах горючего, выхлопные газы, жар от работы двигателя и постоянная тряска при движении машины. В случае попадания снаряда члены экипажа могли запросто лишиться зрения из-за раскаленных брызг металла и мелких осколков. Чего уж греха таить, одно неловкое движение – и танкист мог раскроить череп даже в стоящем танке. Так как танки в то время были чем-то новым и специальной униформы для солдат такого рода еще не существовало, танкистов снабжали тем, что есть. В Англии, например, для этих целей приспособили модифицированный пехотный шлем Mk.I, или, в простонародье, «тазик».
В июне 1916 г. созданный при Департаменте снабжения Комитет защиты глаз военнослужащих разработал шлем Круз-1, названный в итоге в честь главы комитета капитана Ричарда Круза. Его отличительной особенностью была толстая кольчужная маска с мелкими ячейками. Она крепилась на специальной проволочной дужке под передней частью полей шлема. Для фиксации кольчуга при помощи цепочки крепилась либо к подбородному ремешку, который в этом случае солдат должен был закинуть под затылок, или к задней части полей самого «тазика». Конечно, шлемы Круза первоначально делались для нужд окопной войны, но затем пришлись впору и танкистам. В 1917 году были выпущены шлемы Круз-2, в которых кольчужная маска была дополнена рычажком-наносником. Эта небольшая деталь выполняла сразу две функции. В боевом положении наносник предотвращал контакт кожи танкиста с металлом, а в случае газовой атаки или если в железной коробке становилось нечем дышать из-за пороховой гари, экипаж танка надевал противогазы и при помощи рычажка фиксировал кольчужную маску на наружной части шлема.
Французская элегантность. Шлем Адриана является одним из самых знаменитых символов Первой мировой. Эти шлемы сыскали себе добрую славу не только во французской армии, но и в десятках других стран, которые приняли его в качестве экипировки своих солдат (Россия, кстати, входит в число этих государств). В сентябре 1917 года Огюст Луи Адриан решил позаботиться и о танкистах, разработав для них модификацию своего шлема. Решив сильно не мудрить, он просто заменил передний козырек на обтянутый кожей толстый плоский валик и разместил сверху эмблему специальной артиллерии, к которой в то время во Франции относились танковые войска.
Помимо этой модификации, танкисты также порой использовали и специальный пехотный вариант «адрианки», у которого отсутствовал передний козырек, но имелось подъемное забрало с прорезями для глаз и специальным выступом, прикрывающим нос. Кстати, шлемы специальной артиллерии красились в так называемый «цвет горизонта», или, говоря проще, в серо-синий.
В комплекте с танковым шлемом Адриана, у которого забрала не имелось, шли авиационные или шоферские очки, однако бывали случаи, когда для защиты лица французы использовали кожано-металлические маски с щелевыми очками и «кольчужной бородой». Французские танкисты, так же, как и их британские коллеги, часто шли в бой в противогазах, вне зависимости от того, проводил противник газовую атаку, или нет.
Простота и эффективность. В нашей стране о том, как выглядит шлем танкиста, не знают разве что малые дети, хотя в советское время, возможно, и эта категория граждан была в курсе, так как в то время все мечтали быть если не космонавтом, то танкистом. О том, почему именно такой силуэт шлема был выбран для этого рода войск, ходит множество слухов и домыслов. Подтвердить или опровергнуть их довольно сложно, но, как бы то ни было, достоверно известно, что появился он примерно в 1934 году. В таких ТШ экипажи советских танков прошли через Хасан, Халхин-Гол, Испанию, Польшу и Финляндию. Лишь в конце 1942 года этот шлем стал оснащаться радиооборудованием авиационного типа, после чего был переименован в шлемофон, а в простонародье получил прозвище «говорящая шапка».
Танковые шлемы делались из кожи или авизента (плотная износостойкая ткань особого плетения). Ото лба к затылку были проложены три валика, в передней части размещался налобник. С боков находился либо один валик, который пришивали по центру, либо три, расположенные веером. Обязательным элементом советского ТШ были клапаны, которые защищали уши танкиста. Все ребра или валики наполнялись конским волосом, а в более поздних моделях – техническим волокном. Во время Великой Отечественной войны в увеличенные пазухи и специальные карманы на клапанах шлема стали устанавливать радиооборудование (овальные чашки телефонов и ларингофонов, а также соединительные шнуры). Советский шлемофон, как собственно и вся наша военная машина, вещь довольно консервативная. Поэтому за 80 лет своего существования шлем танкиста почти не претерпел изменений.
С арен спортивных на поля сражений. В 1938 году и американские военные наконец-то выбрали направление для развития своего собственного танкового шлема. Он должен был быть прочным и одновременно легким, иметь хорошую вентиляцию, легко одеваться и сниматься, приспособленным для установки наушников радиосвязи. В связи с тем, что над Европой уже нависла реальная угроза начала боевых действий, командование вооруженных сил США решило ускорить процесс, и объявило конкурс среди корпораций. Его победителем стала фирма Rawlings Manufacturing Corporation, которая к началу 1940 года представила шлем, известный как M1938 (хотя официально он называется просто «Танковый шлем»). За основу был взят защитный головной убор для игры в американский футбол.
Купол первой американской говорящей каски изготавливался из спрессованного химического волокна и имел десять отверстий для вентиляции. Из этого же материала изготавливались накладки на кожаные клапаны для защиты ушей и так называемое «заднее крыло», крепившееся к шлему и предназначавшееся для защиты затылочной части головы. В боковых крыльях имелись отверстия для крепления наушников. Внутрь крепился подшлемник, представляющий из себя четыре кожаных лепестка, соединенных в верхней части шнуром. М1938, конечно, не мог в полной мере защитить от осколков или пуль, однако благодаря легкости конструкции (всего 500 грамм) солдат без труда мог надеть на него стальной шлем M1. К концу 1941 года ограниченные партии этих шлемов попали в армию и проявили себя с лучшей стороны. Поэтому правительство США привлекло к производству этих «полуспортивных уродцев» сторонние компании, а к концу войны над ним трудилось по меньшей мере четыре крупных корпорации. Этот «гадкий утенок» стал весьма популярен среди танкистов и даже экспортировался в Великобританию, Австралию, Израиль и Китай. В США шлем использовался вплоть до начала Вьетнамской войны.
Арийский стиль. Немецкие экипажи танков во время Первой мировой войны для защиты своих голов использовали кожаный амортизационный шлем с защитными валиками, по типу тех, что носили авиаторы, или упрощенные версии, напоминающие по форме шлемы пехотинцев английской короны. Для защиты лица носилась маска из кожи или метала с прорезями для глаз, на которую сверху обычно надевали «очки-консервы». К этой маске крепилась кольчужная борода, предотвращающая попадание осколков в область шеи. Выглядел такой танкист весьма устрашающе.
Однако после Первой мировой войны немцы почему-то решили отказаться от каких-либо видов шлемов для танкистов. Причины этого до конца не ясны и до сих пор являются предметом жарких споров, как в среде маститых исследователей, так и среди «диванных экспертов». Чаще всего считается, что в немецких танках было больше места и они были комфортабельнее, чем машины других стран. Ясно одно: за весь период Второй мировой в панцерваффе так и не было введено специального головного убора для ношения в танке. Существуют свидетельства, что в 1940 году все же велись разработки в этом направлении, однако дальше экспериментальных образцов дело не дошло.
Кстати, один забавный факт: в некоторых советских кинолентах, посвященных Великой Отечественной, немецкие танкисты изображаются в танковых шлемах, причем в каждом фильме они разные. Яркий тому пример – легендарный фильм «Блокада» 1975 года. Видимо, по причине незнания или непонимания того, как можно управлять танком без защиты головы, немецкие танкисты весь фильм щеголяют в перекрашенных в черный цвет стеклопластиковых шлемах для занятий мотоспортом.
Итальянская кожа. К началу 30-х итальянские танкисты использовали для защиты авиационные шлемы, однако для слабобронированных итальянских танков этой защиты не хватало. В 1935 году в армию поступил новый шлем модели М1935. Его купол изготавливался из ударопрочных волокон и обтягивался кожей. Поля этого шлема были проложены специальным валиком, наполненным технической ватой, он служил для гашения удара. В отличие от танковых шлемов других стран, у итальянского не было отдельно крыльев по бокам и сзади. Эти функции брал на себя прямоугольный кусок кожи, пришитый по типу плаща. Глаза экипаж обычно прикрывал авиационными очками.
Как ни странно, но эти довольно простые технологические решения в сумме дали довольно неплохие показатели по защите головы и шеи. Мало того, М1935 стал одним из немногих шлемов, который перекочевал также и в другие рода войск. Так, например, вполне нормальной практикой для итальянской армии стало снаряжать такими головными уборами своих десантников. Его также ввели в качестве штатного головного убора полицейских моточастей. Практически без модификаций этот шлем прослужил итальянским военным до 60-х годов. За это время он успел стать прообразом для танковых шлемов нескольких европейских стран – например, в Венгрии шлем модифицировали, заменив боковые вентиляционные отверстия на крепления средств радиосвязи.
Типичный японец. Японский танковый шлем образца 1938 года внешне был столь же несуразен, как и сами танки Страны восходящего солнца. Он делался из пробки и обтягивался хлопчатобумажной тканью. Наверху, в том месте, где сходились лоскуты ткани, имелось одно вентиляционное отверстие. В передней части этого милитаризированного «жокейского шлема» пришивалась тканевая пятиугольная кокарда с такой же тканевой звездой.
Только для внутреннего пользования. Современный американский шлемофон DH-133A, разработанный инженерами Gentex Corporation, вместил в себя все самое лучшее от разработок прошлых лет и на долгое время стал основным элементом обмундирования американских танкистов, а также стран, для которых США является главным поставщиком вооружения и обмундирования. Он состоит из следующих главных компонентов: пуленепробиваемая каска, энергопоглощающая подкладка, термопластическая подкладка и крепления для средств связи. Защита от ударов и осколков обеспечивается в этой модели благодаря уникальному сочетанию бутвара и фенольных смол с кевларовой защитной тканью. Помимо того, что такой шлем может защитить от осколка, летящего на скорости свыше 400 метров в секунду, он также обладает анатомической памятью и при продолжительном использовании подстраивается под индивидуальные особенности черепа.
Помимо этого, новый шлемофон предохраняет и от травм головного мозга, так как его принцип действия схож с действием амортизирующих систем в спортивной обуви. Самое главное, разработчикам удалось интегрировать в шлем столь популярную сейчас функцию дополнительной реальности. Теперь американские танкисты смогут в любой момент вывести на дисплей своего шлемофона (в роли дисплея выступает прозрачная линза-забрало) всю необходимую им информацию о положении противника, а также получить обзор почти на все 360 градусов вокруг машины. Возможно, к моменту поступления этих чудо-шлемов в армию, инженеры из Revision Military оснастят его еще парой-тройкой полезных функций.
Отечественные ковбои. С 1 августа 2012 года началось постепенное внедрение в вооруженные силы Российской Федерации специальной формы для защиты танковых экипажей. Этому комплекту индивидуальной защиты танкиста был присвоен индекс 6Б15, а на практике все называют его «Ковбой». До этого времени ничего подобного в нашей армии не существовало, однако после того, как Минобороны России провело исследование, стало ясно, что во время проведения боевых действий до 80% процентов всех ранений приходится на осколки, которые в 45% случаев поражают голову военнослужащего.
Комплект «Ковбой» включает в себя три элемента: противоосколочный бронежилет, огнеупорный комбинезон и противоосколочную накладку на танковый шлемофон. Именно последняя представляет для нас интерес в рамках этой статьи. Согласно официальным данным производителя (ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ»), накладка 6Б15-2 сможет выдержать попадание осколка массой в 1 грамм, который движется на скорости свыше 450 метров в секунду. При весе всего в 800 грамм, она обеспечивает защитой более 8 квадратных дециметров площади головы. Помимо этого, как и весь комплект, 6Б15-2 выполнена из материала, который выдерживает контакт с открытым пламенем в течении 15 секунд, даже после имитации старения сроком в 12 лет. Согласно отчету Министерства Обороны, этот новый комплект защиты по своим основным показателям превосходит все существующие мировые аналоги, в том числе и те, что используются армией США.
Согласно заверениям Минобороны, «Ковбой» абсолютно не стесняет танкистов в движениях
Топ 5 самых мощных танков World of Tanks!
реклама
Многопользовательский танковый симулятор World of Tanks очень популярен не только в нашей стране и СНГ, но и во всем мире. Каждый день на поля сражений выходят тысячи игроков со всего света. Игра имеет в своем арсенале огромный парк техники, которую может прокачать игрок. Техника в свою очередь делится на классы и разделяется по уровням и нациям. Особо интересная располагается на высоких уровнях, где можно встретить абсолютно противоположные по стилю игры машины. Среди них выделяется несколько агрегатов, представляющих довольно серьезную опасность для тех, кто рискнет с ними повстречаться. Мы выделили пять наиболее грозных машин.
реклама
5. Type 5 Heavy
Наш рейтинг открывает топовый японский тяжелый танк Type 5 Heavy. Этот монстр с массой в 150 тонн имеет толстую броню, которую зачастую не пробивают лучшие орудия на премиумных снарядах. Многие стреляют кумулятивными снарядами, используя так называемый автоматический прицел, думая, что могут пробить ими все, что угодно. Как бы не так! Бортовые экраны Type 5 Heavy с успехом защищают от снарядов данного типа. Главной же изюминкой танка является фугасное орудие калибром 152 мм, которое наводит ужас на всех участников битвы, поскольку позволяет наносить урон не выцеливая уязвимых зон и стреляя просто по силуэту. В случае же пробития наносится колоссальный урон, зачастую с повреждениями внутренних модулей и контузиями членов экипажа. Естественно, у танка есть и недостатки: слабая подвижность и огромные размеры, делающие его легкой мишенью для вражеской артиллерии.
реклама
4. Batignolles-Châtillon 25t
реклама
Этот средний танк не нуждается в представлении для игроков World of Tanks, так как он очень часто встречается в боях. Быстрый, с хорошей маскировкой и мощным орудием, в умелых руках он может «тащить», а в не очень умелых как минимум настреливать пару тысяч урона, приближая союзную команду к победе. Многие называют его легким танком десятого уровня, поскольку он буквально носится по карте и может светить так, как никакой другой средний танк. Орудие батчата, как часто коротко называют этот танк, имеет «барабан» на пять снарядов, который предоставляет возможность наносить просто тонны урона при определенном везении, ведь как известно, в игре World of Tanks немалую долю успеха в битве определяет «Великий Белорусский Рандом» или ВБР. Минусы в виде слабого бронирования и трамвайной поворачиваемости вносят баланс и не позволяют танку совсем уж «имбовать», то есть значительно превосходить по общим характеристикам другие машины.
3. Conqueror Gun Carriage
2. FV4005 Stage II
1. Waffentrager auf E 100
Вот и подошел к концу наш топ 5 самых мощных танков World of Tanks. Надеемся, что вам понравился данный материал, и мы будем и дальше радовать вас новыми рейтингами!
Самые известные танковые шлемы Второй мировой войны
Один из самых узнаваемых элементов военного обмундирования танкиста это, конечно же, танковый шлем, постепенно превратившийся в шлемофон. Подобные головные уборы всегда выполняют одни и те же функции: защита танкиста от травм и обеспечение связи, однако исторически танковые шлемы имели довольно сильные конструктивные и визуальные различия. Более того, прообразами первых танковых шлемов в разных странах послужили совершенно разные головные уборы.
Дон Кихот в консервной банке.
Первые танки появились на полях сражений лишь в ходе Первой мировой войны. Стоит отметить, что эти железные монстры не отличились особой технологичностью, а уж о комфорте работы членов их экипажей не приходится даже говорить. Служба первых танкистов была мягко говоря некомфортной – теснота, выхлопные газы, жар от работы двигателя, запах горючего, сильная тряска при движении – вот лишь небольшой перечень того с чем приходилось столкнуться первым танкистам.
В случае попадания в танк снаряда экипаж запросто мог лишиться зрения из-за мелких осколков и раскаленных брызг металла. А обычную бытовую травму, ударившись головой при неловком движении, можно было получить и в стоящем на месте танке. Так как грозные боевые машины появились на поле боя в разгар войны, специальной униформы для танкистов просто не существовало. Первоначально их снабжали тем, что было под рукой. В Англии для танкистов специально модернизировали уже имеющийся пехотный шлем Mk.I, который за свою форму известен в простонародье, как «тазик».
Данный шлем изготавливался из сплава стали и марганца, по этой причине первые английские шлемы практически не магнитились, при этом они имели всего один размер. Толщина используемой стали составляла 0,9 мм, вес шлема Mk.I – 950 грамм. В данный шлем устанавливался подшлемник, который был выполнен из вощенной ткани, под которым крепилась веревочная сетка, предназначенная для регулирования размера подшлемника.
Сам подшлемник крепился при помощи одной клепки, которая была расположена в центральной части купола шлема. К куполу с внутренней стороны была прикреплена антисептическая хлопковая подкладка, которая предназначалась для впитывания пота. Первоначально шлемы красили в цвет хаки, изредка уже в полевых условиях наносили на него камуфляж, позднее шлемы солдат вспомогательных частей начали окрашивать в темно-синий или черный цвет. Начиная с 1916 года, при окрашивании в краску добавляли песок, для того чтобы устранить не нужный не передовой блеск.
В июне 1916 года специально созданный при Департаменте снабжения Комитет по защите глаз военнослужащих, создал новую версию шлема Круз 1 (Cruise I), который был назван так в честь главы данного комитета капитана Ричарда Круза. Особенностью данного шлема стала толстая кольчужная маска с мелкими ячейками. Данная маска крепилась к шлему на специальной проволочной дужке. Для фиксации она с помощью цепочки крепилась или к подбородному ремешку, который солдат в этом случае должен был закинуть под затылок, или к задней части полей самого шлема. Первоначально данный шлем разрабатывался для нужд окопной войны, им же должны были вооружаться сигнальщики и артиллеристы, однако шлем пригодился и первым танкистам. В 1917 году был выпущен улучшенный вариант шлема, получивший название Круз-2.
Французская элегантность.
Во Франции разрабатывать танковый шлем также начали на базе обычной пехотной модели, взяв за основу пехотную каску образца 1915 года системы Огюста Луи Адриана. Стоит отметить, что шлем Адрина стал одним из самых известных символов всей Первой мировой войны. Он широко использовался не только во французской армии, но и в десятках других стран, которые включили его в состав экипировки своих солдат, среди этих стран была и Россия. Данная каска производилась из стального листа толщиной 0,7 мм, а ее вес обычно составлял 700-800 грамм, варьируясь в зависимости от размера, которых были три, в отличии от единственного размера английского шлема Mk.I.
Решение разработать шлем непосредственно для танкистов было принято Адрианом в сентябре 1917 года. Работая над новым вариантом своей каски, он заменил передний козырек, закрепив на его месте толстый противоударный валик, который был выполнен из темной кожи. Также на шлеме появилась эмблема штурмовой артиллерии (с октября 1917 года рыцарский шлем типа Армэ, который был наложен на скрещенные пушечные стволы). Подбородный ремень, толстый подшлемный амортизатор и лепестковый подтулейник были выполнены из коричневой кожи. Данные шлемы красились в темно-синий цвет – «цвет горизонта».
В комплекте с танковым шлемом Адриана образца 1917 года, у которого не было забрала, шли шоферские или авиационные очки. Однако некоторые танкисты в бою для защиты лица цепляли к шлему специальную кожаную или стальную маску с очками-жалюзи и подвесной кольчужной «бородой», данные маски французские танкисты времен Первой мировой войны позаимствовали у пехотинцев. В пехоте они достаточно часто использовались наблюдателями в окопах.
Маски были призваны защитить танкистов от небольших пулевых осколков, отколов с внутренней стороны брони и свинцовых брызг. Это было необходимо, так как немецкая пехота с начала применения стальных монстров на поле боя начала концентрировать ружейно-пулеметный огонь на открытых смотровых щелях танков.
По этой причине ранения лица и глаз составляли существенный процент ранений членов танковых экипажей. При этом и английские, и французские танкисты в годы Первой мировой войны часто шли в бой в противогазах, вне зависимости от того проводил противник газовую атаку или нет.
Простота и эффективность.
В нашей стране найти человека, который бы не знал о том, как выглядит шлем танкиста, сегодня практически нереально, если речь не идет о малых детях. О том, почему для танкового шлема в Советском Союзе был выбран именно такой силуэт и форма, сказать трудно. Известно лишь, что знакомый нам танковый шлем появился еще в 1934 году, при этом он претерпел до Второй мировой войны еще ряд модернизаций.
Войну советские танкисты встречали в шлеме образца 1938 года. Радиооборудованием авиационного типа шлем начали оснащать только в конце 1942 года, после чего его и переименовали в шлемофон, а в простонародье новая версия танкового шлема получила прозвище «говорящая шапка».
Согласно техническим условиям 1938 года предусматривалось несколько вариантов шлемов для советских танкистов – кожаный, крытый кирзой, из кирзы и меховой. Кожный шлем танкиста шили из черного шеврета, в качестве подкладки использовалась темно-синяя байка. Ото лба к затылку на шлеме находились три валика, выполнявших роль амортизаторов, в передней части располагался налобник. С боков шлема располагался или один валик, который пришивали по центру, или три, расположенные веером.
Советский шлемофон, как собственно и практически вся советская военная машина отличались неким консерватизмом, по этой причине за практически 80 лет своего существования танковый шлем не претерпел никаких особых изменений.
С арен спортивных на поля сражений.
В США над созданием собственного танкового шлема задумались лишь в 1938 году. Согласно техническому заданию он должен был быть легким и одновременно прочным, обладать хорошей вентиляцией, легко сниматься и надеваться. Также он должен был быть обязательно приспособленным для размещения наушников радиосвязи.
Победителем конкурса на создание танкового шлема стала компания Rawlings Manufacturing Corporation, которая представила к 1940 году свою разработку, получившую обозначение М1938. При этом за основу танкового шлема был взят защитный головной убор, который использовали спортсмены, играющие в американский футбол.
Внутри шлема находился подшлемник, который представлял собой 4 лепестка из кожи, соединенных в верхней части при помощи шнура. Данный шлем никак не защищал танкиста от пуль и осколков, но отличался легкостью конструкции, весил всего около 500 грамм. При выходе из танка танкист мог легко надеть поверх танкового шлема стандартный американский стальной шлем М1.
Первые партии этих шлемов попали в американскую армию к концу 1941 года и показали себя с самой лучшей стороны. По этой причине правительство США приняло решение об их массовом выпуске. К концу войны над выпуском этих «полуспортивных уродцев», внешне шлем был не самым привлекательным, трудилось как минимум 4 крупных корпорации.
Шлем был очень популярен среди танкистов и даже экспортировался в Австралию, Великобританию, Китай и Израиль. Американские танкисты использовали данный шлем вплоть до начала войны во Вьетнаме.
Арийский стиль.
Немецкие танковые экипажи в годы Первой мировой войны мало чем отличались от своих английских или французских коллег. Для защит головы они использовали кожаный амортизационный шлем с защитными валиками, который напоминал те, что уже носили авиаторы, или упрощенные версии, которые своей формой напоминали шлемы английских пехотинцев. Для того чтобы защитить свое лицо, они использовали маски из металла и кожи с прорезями для глаз, на которые сверху обычно надевали «очки-консервы». Также к этой маске могла крепиться кольчужная борода, которая должна была защитить от осколков область шеи танкиста. В таком облачении немецкий танкист представлял собой весьма устрашающее зрелище.
Уже во время кампании в Польше, голову немецких танкистов покрывали лишь пилотки. Причина отказа немцев от шлемов до сих пор является предметом ожесточенных споров как между экспертами, так и любителями. По одной из версии довоенные немецкие танковые шлемы просто не стыковались с радиооборудованием, на которое очень серьезно полагались немецкие танковые части с самого начала Второй мировой войны.
По другой версии, в немецких танках было достаточно просторно и комфортабельно, поэтому защита головы не требовалась. Так или иначе, за весь период войны в панцерваффе так и не было введено специального головного убора, который танкисты носили бы именно в танке. Существуют свидетельства о том, что разработка танкового шлема велась в Германии в 1940 году, но дальше экспериментальных образцов дело не пошло.
Итальянская кожа.
Если же говорить об итальянских танковых шлемах, то к началу 1930-х годов, танкисты этой страны носили защиты авиационные шлемы. Однако в 1935 году в армию поступил новый шлем, получивший обозначение М1935. Купол этого шлема изготавливался из волокон и сверху обтягивался кожей. Поля шлема были проложены специальным валиком, который наполняли технической ватой, валик должен был служить для гашения силы удара.
Данный танковый шлем почти без изменений продолжал служить итальянским военным вплоть до 1960-х годов. За это время он успел послужить прообразом для создания танковых шлемов в нескольких странах Европы. К примеру, в Венгрии данный шлем модифицировали, заменив боковые вентиляционные отверстия на крепления для средств связи.
Типичный японец.
Японский танковый шлем образца 1938 года был необычен, но, пожалуй, выглядел лучше, чем многие японские танки, которые иначе как несуразными назвать сложно. Этот танковый шлем представлял собой пробковый полусферический каркас, который сверху был обтянут хлопчатобумажной тканью коричневого цвета. Тканевый чехол шлема формировали шесть треугольных лоскутов, которые были сшиты между собой. В верхней части купола, где сходились лоскуты ткани, имелось единственное вентиляционное отверстие.