лучшие тесты по профориентации для старшеклассников
20+ лучших тестов на профориентацию для всех желающих
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Что влияет на выбор профессии? Возможности человека, его характер, личностные особенности, интересы, а также востребованность специальности. Не у каждого получается собрать все данные вместе и проанализировать их. В результате можно выбрать не то направление деятельности.
Тогда на помощь приходят тесты на профориентацию, которые сделают все за вас. Специальные сервисы определят интересы и способности, учтут личностную характеристику, индивидуально подберут виды деятельности и проверят их на востребованность.
Поэтому сегодня я предлагаю ознакомиться с опросниками по определению профессиональной направленности будущей специальности. Подавляющее большинство из представленных тестов можно пройти бесплатно.
Тест на профориентацию – Викиум
Тест на профориентацию – это список из 30 вопросов, отвечая на которые вы потратите около 15 минут. Результат поможет определиться с направлением профессиональной деятельности, найти свое призвание и устроиться на работу, подходящую лично вам.
По завершении тестирования выдается список профессий, которые больше всего подходят. Также к результатам прилагается отчет об индивидуальных качествах человека, сильных и слабых сторонах, способностях, которые нужно развивать. Кроме того, предлагаются советы, как повысить мотивацию.
Чтобы пройти опросник, надо зарегистрироваться на сайте.
Другие предложения от платформы Викиум:
Тест на профориентацию – Нетология
Одна из самых популярных образовательных интернет-площадок предлагает свой тест на профориентацию.
Выбор профессии остается за человеком, но психологические опросники помогают лучше понять себя и свои желания, а также сужают перечень подходящих сфер деятельности и конкретных специальностей.
В 16 вопросах нужно выбрать только один самый привлекательный вариант ответа. В результате сервис покажет в процентах, к чему вы имеете особую склонность, например, к креативной работе, текстам, изображениям и т. д. Также вы увидите рекомендованные профессии и курсы по их изучению.
Тест на будущую профессию – Фоксворд
Тест на будущую профессию состоит из 3 этапов. Первый – это выбор наиболее привлекательной сферы или вида деятельности из предложенных. Второй – это выбор предпочтительной профессии из 2 предложенных (всего более 40 пар специальностей). Третий – это оценивание собственных способностей по шкале от 0 до 7.
На прохождение уйдет около 10 минут. В результате будет описан главный и второстепенный тип личности, подходящие профессии, сильные стороны, предпочтения, психологические характеристики.
Чтобы пройти тестирование, нужно зарегистрироваться. Во время регистрации указывается социальный статус из предложенных трех: “Учитель”, “Родитель”, “Школьник”.
Профориентация онлайн: найди свое призвание – HeadHunter
Профориентация онлайн: найди свое призвание – тестирование, которое предлагает известный сервис по поиску работы.
Ответы на вопросы займут около часа, а в результате тестируемый получает подробный отчет с указанием рекомендуемых 15 направлений деятельности, а также личностных и интеллектуальных характеристик и рекомендаций по самообразованию и саморазвитию. Все результаты выдаются в текстовом формате и в виде графиков.
Онлайн-тест разработан учеными МГУ им. М. В. Ломоносова. Он исследует личностные и профессиональные особенности, анализирует интересы и склад мышления, прогнозирует, в каких сферах тестируемого ждет успех.
Это платная услуга, стоимость – 550 руб.
Большой тест на профориентацию – ПрофГид
Большой тест на профориентацию содержит 285 вопросов, на которые дается 45 минут.
В результате тестируемый получит следующие данные:
Краткую версию можно пройти бесплатно, но в результате не будет полного отчета. Стоимость полной версии – 349 руб. В качестве бонуса бесплатно предлагается пройти еще 6 онлайн-опросников.
Другие предложения от ПрофГид:
Тест на профориентацию – Центр профориентации
Вашему вниманию представляется тест на профориентацию, после прохождения которого выдается индивидуальный список рекомендуемых профессий, описание характера и талантов тестируемого, советы насчет личностного и профессионального развития, а также перечень наиболее удачных сфер деятельности.
Результаты основаны на интересах, уникальных талантах и особенностях характера человека. Всего 28 вопросов.
Можно пройти бесплатно и получить минимум информации или же выбрать один из предложенных тарифов и узнать более развернутый ответ. Тарифы: Profi – 290 руб., Gold – 490 руб., Expert – 700 руб.
Определение профессиональных склонностей по методике Л. Йовайши – ПрофТест
Определение профессиональных склонностей – это тестирование, которое подходит как взрослым людям, так и школьникам. Онлайн-тест достаточно точен и прост, не требует особых знаний и усилий, да и пройти его можно достаточно быстро – всего за 5 минут.
В чем суть? Нужно закончить 24 фразы, выбирая из трех предложенных концовок. Например, вопрос о том, что вам больше нравится в книгах и фильмах, а варианты ответов следующие:
Отвечать нужно правдиво, не пытаясь предугадать результат.
Совокупность ответов определяет предрасположенность к 6 направлениям профессиональной деятельности: к физическому или интеллектуальному труду, финансам и расчетам, к сфере услуг, экстремальным специальностям, эстетической направленности.
Дополнительные предложения от ПрофТест:
Тест на профориентацию – WhyEducation
Тест на профориентацию – это опросник из 30 вопросов, на каждый из которых надо дать ответ либо “Да”, либо “Нет”, либо “Затрудняюсь ответить”. Разработчики советуют отвечать определенно, т. е. только “Да” или “Нет”, чтобы добиться более точного результата. Прохождение займет примерно 5 минут.
Ответы не могут быть правильными или неправильными, ведь все зависит от предпочтений тестируемого. Могут попадаться вопросы, связанные как с определенными специальностями, так и с вашими способностями. Например: “Вам нравится работать за компьютером: заниматься текстами, производить расчеты?” или “Раздражает ли вас беспорядок?”.
Профориентационная анкета – Смартия
Профориентационная анкета – это тестирование, нацеленное в первую очередь на определение командного игрока и одиночки. После прохождения 27 вопросов станет понятно, что является вашей целью:
Опросник можно использовать для подбора сотрудников в компанию, где стоит на первом месте ориентация на командную работу.
Другие тесты от Смартии:
Тест на определение профориентации – Testometrika
Завтрашним студентам предлагается пройти тест на определение профориентации, который можно найти на веб-сервисе Testometrika.
В наши дни профориентации уделяется много внимания: устраиваются мероприятия для школьников, проводятся классные часы на тему определения будущей сферы деятельности.
Тестирование является комплексной работой над определением индивидуальных особенностей и интересов подростка, а также над выявлением наиболее подходящего вида деятельности. Учитываются все факторы: социальные, психологические, физические и т. д.
По-другому опросник называют тестом Голланда. В нем специальности подразделяются по группам в соответствии с их спецификой. Группы следующие:
После прохождения будет понятно, к какой группе человеку лучше примкнуть и с чем именно работать.
Другие предложения от Testometrika:
Опросник Голланда на профориентацию для подростков – Woman-Psy
Еще один Опросник Голланда на профориентацию для подростков предлагает уже другая веб-платформа. Онлайн-тест поможет определить подходящую специальность и направление, по которому нужно обучаться в вузе.
Тестирование предназначено в первую очередь для тех, кто не может самостоятельно решить, куда поступать и где учиться.
Вопросы несложные, ответить на них не составит труда. Каждый ответ указывает на тип личности и индивидуальные способности подростка. В результате сформируется список специальностей, из которых нужно выбрать наиболее привлекательную. Самый точный результат будет при условии честного ответа на все вопросы.
Другие предложения от Woman-Psy:
Профессиональный тип личности – Адукар
Профессиональный тип личности – это тестирование из 42 вопросов, в результате которого человек получит список рекомендуемых профессий и анализ психотипа. Онлайн-тест создан по методике Голланда, а тратится на него около 20 минут.
Всего профессиональных типов личности шесть. В конце можно будет ознакомиться с подробным описанием каждого из них.
Чтобы начать тестирование, необходимо зарегистрироваться на веб-платформе через социальную сеть или по электронной почте.
Еще один опросник от Адукар:
Сферы интересов – Учеба.ру
Сферы интересов – это анкета из 60 вопросов. Она определит способности врожденные и приобретенные, а также сферы деятельности, в которых можно эти способности применить.
По завершении появится список подходящих профессий, из которых можно выбрать понравившуюся, а после прочитать характеристику специальности на этом же интернет-сервисе.
Советую отвечать точно. Например, из таких вариантов ответов, как “Да, без проблем”, “Нет, это явно не мое” и “При определенных условиях, возможно”, лучше выбирать из первых двух, так как они точнее раскрывают особенности и способности тестируемого.
Для прохождения онлайн-теста необходимо зарегистрироваться, указав номер мобильного телефона.
Профориентационный тест Климова – Поступи онлайн
Профориентационный тест Климова – это онлайн-тестирование по определению профессионального типа.
Опросник несложный. Нужно только выбрать одно понравившееся занятие из двух предложенных, например, уход за животными или оформление выставок. Всего 20 пар специальностей. Примерное время на прохождение – 5 минут.
Подойдет всем вне зависимости от пола и возраста. В результате определится тип, например, человек-человек или человек-природа. Пояснения вполне развернутые.
Тестирование можно пройти без регистрации, но перед тем, как приступить к выбору, необходимо указать пол.
Профориентационный тест по типологии профессий – Trudvsem.ru
Профориентационный тест по типологии профессий – это 50 вопросов, к каждому из которых предлагается 4 варианта ответов. Каждый ответ имеет свое значение, где “Вовсе нет” – это 0 баллов, “Пожалуй, так” – 1 балл, “Верно” – 2 балла, а “Совершенно верно” – 3 балла.
В результате сервис предложит профессии, которые соответствуют “могу”, “хочу” и “надо”, т. е. способностям и навыками, интересам и симпатиям, востребованности и спросу.
Для прохождения онлайн-теста не нужно регистрироваться или совершать другие действия.
Диагностика социально-психологических установок личности – Профориентация
Диагностика социально-психологических установок личности – это онлайн-тест по методу О. Ф. Потемкиной из 80 вопросов, на которые надо дать простой четкий ответ “Да” или “Нет”. Достаточно 10–15 минут, чтобы ответить на все вопросы.
С помощью тестирования выявляется социально-психологическая ориентация на одну из восьми конечных целей:
Если говорить простыми словами, то это перечень того, что в итоге хочет получить человек от своей профессиональной деятельности.
Тестирование подходит для взрослых людей и состоявшихся личностей.
Опросник профессиональных склонностей – Психологические тесты онлайн
Опросник профессиональных склонностей – это перечень из 24 вопросов, которые помогут выявить скрытую мотивацию и склонность подростков к той или иной специальности.
Тестирование предназначено для школьников, особенно это актуально для 9 и 11 класса. Будущие студенты всего за 4 минуты смогут узнать, к какой сфере деятельности они больше подходят.
Этот опросник является несколько измененным вариантом методики Йовайши. Он определяет, к чему больше тянет ребенка: к работе с людьми, физическому или интеллектуальному труду, эстетике, цифрам и финансам или экстриму.
Главное отличие этой методики от других – косвенные вопросы. То есть тестируемым не задаются вопросы в лоб, а косвенно выявляются скрытые предпочтения.
Еще предложения от веб-сервиса:
Гуманитарий или технарь – Центр тестирования и развития
Тест Гуманитарий или технарь предназначен для определения склонностей, интересов и способностей человека в профессиональной сфере. В результате сервис выдаст вердикт, гуманитарий вы или технарь, т. е. какое направление вам ближе.
Области деятельности у обеих специальностей обширны. Например, гуманитарному вектору принадлежат следующие направления:
Еще пара опросников от Центра тестирования и развития:
Как выбрать профессию – Adne.info
Как выбрать профессию – это перечень из 100 вопросов. В отличие от большинства опросников ответы на эти вопросы могут быть правильными или ошибочными. И за каждый правильный ответ дается определенное количество баллов. Сумма баллов и определит список рекомендованных видов деятельности.
Ваша будущая профессия – Online Test Pad
Ваша будущая профессия – название онлайн-теста говорит само за себя. С помощью 30 вопросов-утверждений по методике Климова выявляется предрасположенность к какой-либо специальности.
Три варианта ответа: “Да” и “Нет” – точные, “Не знаю” – если есть сомнения.
Подходит и для взрослых, и для подростков. Результат тестирования – рекомендуемый тип профессий и его характеристика, а также примеры специальностей.
Карта интересов – Psiholocator.com
Карта интересов – это тестирование школьников на определение интересов к различным сферам деятельности. Это достаточно большой опросник, состоящий из более чем 170 вопросов. Он основан на методике А. Е. Голомштока.
Тестирование несложное и понятное. Надо лишь выбрать один из 5 вариантов ответов: “Очень нравится”, “Нравится”, “Не знаю”, “Не нравится”, “Очень не нравится”. В результате определяются области деятельности, к которым у ребенка ярко выражен интерес.
Еще одно предложение от Psiholocator.com:
Заключение
Список получился внушительный. Вы уже выбрали лучший онлайн-тест? Если нет, то никто вам не помешает пройти сразу несколько или даже все, чтобы определиться с будущей специальностью.
Радует, что тестирование подходит для всех возрастов и социальных групп, поэтому не только школьники, но и взрослые люди могут найти свое призвание и сменить род деятельности.
Кем быть: 6 бесплатных тестов на профориентацию для школьников
Моя старшая дочь переходит в седьмой класс, но уже говорит о том, что хочет быть дизайнером, и даже выбрала вуз.
К 10—11 классу ее мнение может поменяться, я помню это по собственному опыту. Сделать разумный выбор, а иногда и увидеть новые неожиданные варианты помогут тесты на профориентацию.
После прохождения некоторых тестов предложат оплатить консультацию специалиста. В одних случаях профориентолог дает рекомендации только на основании теста, в других — общается с подростком и дает личные рекомендации на основании и результатов теста, и беседы.
Зачем нужна консультация специалиста
В бесплатных вариантах тестирования вы обычно получаете ограниченный перечень профессий, не всегда актуальный и свежий. Интерпретировать результаты придется самостоятельно. Консультант знает о рынке труда, современных и востребованных профессиях, может об этом рассказать и предложить образовательную траекторию для подростка: когда и куда поступать, как развивать сильные стороны.
Тесты оценивают определенные параметры и выдают усредненные результаты. В личной беседе консультант оценивает личные качества, компетенции, ценности, индивидуальные особенности и таланты ребенка. Чем больше факторов, тем выше вероятность подобрать именно то, что надо конкретному подростку.
Я прошла 6 тестов самостоятельно и попросила дочь-семиклассницу сделать то же самое. Для детей помладше есть тесты на определение склонностей, чтобы подобрать подходящий кружок или секцию.
Все тесты из списка доступны бесплатно, но не всегда результаты показаны полностью. Я советую пройти несколько тестов, чтобы сравнить рекомендации и определиться с решением.
Профперспектива
Где пройти: Профориентатор
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация обойдется в 3900 Р
Особенности. Тест состоит из 32 вопросов, в каждом три варианта ответа, связанных с экономикой, технологиями или коммуникациями, — можно выбрать только один. Вопросы заставляют задуматься, что ребенку интереснее: изобрести вакцину от ВИЧ-инфекции или создать искусственный интеллект, который воспроизводит работу человеческого мозга.
Тест может показаться слишком прямолинейным: по вариантам ответов сразу видно, к чему клонит автор. Кроме того, в ответах почти ничего нет о творчестве, но в результатах тестирования творчество есть.
Как выглядит отчет. В отчете показана склонность подростка к разным направлениям деятельности. По 1—3 профилям с максимальными баллами даются рекомендации, текст по каждой сфере одинаковый для разных людей.
После прохождения теста сайт предлагает записаться на летнюю смену в лагерь по интересующему направлению и пройти платную консультацию по выбору профессии. Мне отчет показался кратким и слишком общим. Для правильного выбора этих результатов недостаточно.
Результат ребенка. Дочь получила 8,8 балла из 10 по экономическому профилю, 5,8 — по социально-психологическому и 5,7 — по информационно-технологическому. Интересно, что по художественно-творческому профилю у нее самая низкая оценка — 2,9 балла.
ПрофТест
Где пройти: ПрофТест
Сколько времени займет: около часа
Сколько стоит: тест с краткими результатами — бесплатно, тест с полным отчетом — 290 Р
Особенности. Опросник состоит из 14 тестов разной тематики — всего нужно ответить на 325 вопросов. Тест совмещает в себе профориентацию, оценку личностных качеств и разных видов мышления: конкретного, абстрактного, логического. В тестах нужно соглашаться или опровергать утверждения о том, как вести себя в разных ситуациях, выбирать ответы, которые вам ближе, и решать задачи на логику и математику.
Мне этот тест показался самым интересным и полезным: составлен грамотно, дает немало полезной информации о выборе карьерного пути и личных качествах.
Как выглядит отчет. В бесплатном отчете покажут 7 из 10 подходящих профессий и подробно расскажут о том, что для человека важнее в работе: например, стабильность, управление людьми, независимость или баланс работы и личной жизни.
В платной версии отчета покажут три самые подходящие профессии и подробный разбор результатов всех тестов с рекомендациями. На сайте есть пример полного отчета.
Результат ребенка. Дочери предложили профессии контент-менеджера, дизайнера, эвент-менеджера, а также высоко оценили ее профессиональную компетентность, способность соблюдать баланс в разных сферах жизни и руководить людьми. Делать выводы пока рано, но это вполне соответствует ее характеру.
Как победить выгорание
Digital Human
Особенности теста. Опросник состоит из 14 тестов, в сумме более 200 вопросов. Авторы предлагают задуматься о своих эмоциях, роли в команде, креативности и стрессоустойчивости. В тестах нужно отметить, согласны ли вы с приведенными утверждениями, оценить утверждения по 7-балльной шкале или выбрать то, которое больше нравится.
Мне особенно понравился тест «Прошлое и будущее», в котором нужно ответить, занимались ли вы каким-то делом раньше и хотите ли попробовать в будущем. Это поможет понять, на какую работу человек согласен, а чего хочет избежать. Конечно, школьникам может быть трудно оценить свои желания, особенно если они не очень хорошо представляют суть работы. Зато они получат пищу для размышлений.
Как выглядит отчет. В бесплатной версии представлены краткие результаты каждого теста. Воспринимать сплошной текст не очень удобно, но информация полезная и может стать руководством к действию.
На сайте можно посмотреть пример полного отчета.
Тест выглядит необычно, варианты ответов учитывают современные профессии: например, разработчик или блогер.
Результат ребенка. Дочери написали, что ей подходит креативная и научно-исследовательская сфера. Это похоже на правду: иногда она думает о том, чтобы стать биологом или программистом, хотя дизайн ее интересует больше всего.
Система профнавигации
Где пройти: Профилум
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация — 3900 Р
Особенности. Тест состоит из 12 вопросов и 5—7 вариантов ответа, можно выбрать несколько. На сайте может зарегистрироваться и взрослый, и ребенок.
Тест выглядит необычно, варианты ответов очень интересные. Для полноценного профориентирования его, конечно, не хватит, но определить способности ребенка можно.
Как выглядит отчет. Три сферы, в которых ребенок может быть успешен, — для каждой дается краткое описание. Система предложит записаться в кружки и пройти платное тестирование.
Результат ребенка. Дочь оказалась креатором, стратегом и коммуникатором. Другими словами, она любит создавать новое, умеет логически мыслить и общаться с людьми. Эти характеристики соответствуют реальности, так что тест вполне справедлив. Также ей предложили записаться в кружки по ИЗО, видеомонтажу и разработке мобильных приложений.
Сферы интересов
Где пройти: Учеба
Сколько времени потратит ребенок: 15—20 минут
Сколько стоит: бесплатно
Особенности. В тесте 60 вопросов. Почти все предполагают выбор из двух вариантов: например, пугает или нет монотонная работа. Есть вопросы с несколькими ответами: например, какие передачи интереснее смотреть по телевизору.
Мне этот тест понравился, вопросы хорошо продуманы. Но написан он слегка небрежно: встречаются пунктуационные ошибки и разные формулировки ответов там, где они могли бы быть одинаковыми.
Как выглядит отчет. Система показывает 10 профессий, которые могут подойти по результатам тестирования, и для многих это удобнее, чем узнавать, что у них развит артистический профиль.
У каждой профессии есть подробное описание и варианты, как ее освоить: ссылки на программы в вузах, колледжах, а также на курсы. Например, у будущего программиста выбор будет очень большим, а для фотографа список вариантов гораздо меньше.
Результат ребенка. Дочери предложили профессии эвент-менеджера, фотографа, искусствоведа, программиста, специалиста по информационной безопасности. У нее есть склонности к этим профессиям, но что она выберет — покажет время.
Большой тест на профориентацию
Особенности. Большинство вопросов предполагают ответ «да» или «нет». Есть вопросы, где нужно выбрать один из 8—9 вариантов ответа: например, « Что бы вы хотели делать, создавая спектакль с друзьями?».
Тест создали опытные профориентологи, которые считают, что успешная работа зависит от мотивации. Поэтому профориентацию предлагается начать с определения своих желаний, а потом соединить их с личными качествами и интеллектуальными способностями.
Мне этот тест понравился необычными вопросами и ситуациями: они могут натолкнуть на мысль о какой-то новой сфере применения своих способностей.
Как выглядит отчет. В бесплатном тесте оценивают 3 из 15 профилей: «Искусство», «Коммерция», «Коммуникативные практики». В каждом профиле указывают уровень интересов и способностей.
Подход мне понравился: описания четкие и конкретные. В полной версии расписаны все профили и есть список подходящих профессий с кодами специальностей в вузах.
Анкеты и тесты по профориентации для учащихся
Анкеты и тесты для 9 класса
•Тест по выявлению способности к общению
Инструкция:
С помощью приведенной ниже анкеты определите свою способность к общению (коммуникативные способности).
Для этого быстро и точно ответьте на все вопросы. Ответы могут быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет).
1. Много ли у вас друзей?
2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?
5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
6. Трудно ли вам включаться в новые компании?
7. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
8. Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?
18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
19. Верно ли, что у вас много друзей?
20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл. Подсчитайте общий результат.
•Тест по выявлению коммуникативных качеств личности
Подчеркните “да”, если вы согласны, или “нет”, если не согласны с утверждением:
1. Мне кажется трудным подражать другим людям. ДА, НЕТ.
2. Я бы, пожалуй, мог при случае свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. ДА, НЕТ.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. ДА, НЕТ,
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле. ДА, НЕТ.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. ДА, НЕТ.
6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному. ДА, НЕТ.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. ДА, НЕТ.
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. ДА, НЕТ.
9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. ДА, НЕТ.
10. Я всегда такой, каким кажусь. ДА, НЕТ.
Начислите себе по одному баллу за ответ “нет” на вопросы 1, 5 и 7 и за ответ “да” на все остальные. Подсчитайте сумму баллов. Если вы отвечали искренне, то о вас, по-видимому, можно сказать следующее:
•Анкета по профессиональному самоопределению
Инструкция:
Ответьте на вопросы предлагаемой анкеты по профессиональному самоопределению.
1. Выбрали ли вы свою будущую профессию?
2. Назовите выбранную вами профессию.
3. Если вы еще не выбрали профессию, то какие профессии вам нравятся?
4. Ваши намерения после окончания школы:
а) Буду работать.
б) Попробую поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ.
в) Затрудняюсь ответить.
5. Назовите источники ваших знаний о профессии.
6. По какому профилю вы собираетесь продолжить трудовое обучение в старших классах?
7. Почему вы выбрали именно этот профиль обучения?
8. Как вы связываете профиль трудового обучения со своей будущей работой?
а) Буду работать по этой специальности.
б) Постараюсь приобрести похожую специальность.
в) Буду учиться по родственной специальности.
г) Буду учиться по этой специальности.
д) Выберу другую специальность.
е) Затрудняюсь ответить.
9. Хотели бы вы изменить профиль трудового обучения?
а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.
10. Предпринимаете ли вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?
а) Не вижу в этом необходимости.
б) Хотелось бы что-нибудь сделать, но не знаю, с чего начать.
в) Частично готовлюсь.
г) Да, готовлюсь к будущей профессии.
11. Если вы готовитесь к будущей профессии, то укажите, каким образом вы это делаете.
12. Если бы вам представилась возможность, выбрали бы вы вновь тот же профиль трудового обучения?
а) Да.
б) Нет.
в) Не знаю.
13. Какими, по вашему мнению, основными качествами должен обладать специалист той профессии, которую вы хотите выбрать?
14. Какими из этих качеств вы обладаете?
15. Что вы могли бы порекомендовать прочесть о выбранной вами профессии?
16. Нравится ли вам профиль вашего трудового обучения?
а) Очень нравится.
б) Скорее нравится, чем не нравится.
в) Отношусь безразлично.
г) Скорее не нравится.
д) Совершенно не нравится.
е) Не могу сказать.
17. Если вы не сможете после окончания школы сразу реализовать свои профессиональные намерения, что будете делать?
С.С. Гриншпун,
доктор педагогических наук
•Тест по выявлению мотивов выбора профессии
Отметьте в листе ответов знаком “+” те номера мотивов, которые имеют для Вас значение при выборе профессии.
1. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии.
2. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
3. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
4. Влияние родителей, друзей и знакомых.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности.
7. Желание оказать помощь другим лицам.
8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься творческой работой,желание открыть новое и неизведанное.
10. Уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует Вашим способностям.
11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной,интересной, увлекательной.
13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
14. Привлекает предпринимательская деятельность.
15. Необходимость материально помогать семье.
16. Желание приобрести опыт работы в хозрасчетном объединении.
17. Интерес к деловым контактам с людьми.
18. Привлекают условия работы по профессии.
19. Желание работать в престижном месте.
20. Стремление к руководящей работе.
21. Влияние средств массовой информации.
22. Желание приносить пользу людям.
23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
24. Привлекают внешние стороны профессиональной деятельности.
Сумма баллов:
А =
Подсчитайте сумму знаков “+” в колонках А. Б, В.
Расшифровка:
• Анкета по изучению профессиональной направленности
1. Какая профессия тебя больше всего привлекает, почему?
2. Чем эта профессия лучше других?
3. Знаком ли ты с людьми, которые овладели этой профессией, с кем именно?
4. Какие обязанности у людей этой профессии?
5. Видел ли ты продукцию труда избранной профессии?
6. Как ты думаешь, какие трудности встретишь при получении этой профессии?
7. Что ты предпримешь для того, чтобы освоить эту профессию?
8. Какую профессию тебе советуют избрать родители?
• Тест по выявлению интересов учащихся
Лист ответов
• Анкета по изучению профессиональной направленности
Любите ли вы? Нравится ли вам?
1. Читать книги типа “Занимательная физика”, “Физики шутят”.
2. Читать книги типа “Занимательная математика”, “Математические досуги”.
3. Интересоваться вопросами экономической географии, сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятии, развития отраслей хозяйства.
4. Читать журналы “Юный техник”, “Техника молодежи”, знакомиться с достижениями в области техники, радиоэлектроники по публикациям в научно-популярных журналах.
5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.
6. Читать о жизни растений и животных.
7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.
8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.
9. Читать книги об исторических личностях и событиях.
10. Читать произведения классиков мировой литературы.
11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.
12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого).
13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.
14. Читать книги о войнах и сражениях.
15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.
16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.
17. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
18. Изучать вопросы промышленности, сельского хозяйства, других отраслей хозяйства, узнавать о достижениях в области планирования и учета на предприятии.
19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.
20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.
21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.
22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.
23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.
24. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.
25. Читать литературно-критические статьи.
26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.
27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение.
28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе приводить в порядок свое помещение.
29. Знакомиться с военной техникой.
30. Ходить на матчи и спортивные состязания.
31. Проводить опыты по физике.
32. Решать математические задачи.
33. Точно вести расчеты своих денежных доходов и расходов, знать бюджет семьи.
34. Читать технические чертежи и схемы. Разбираться в схемах радиоаппаратуры и др.
35. Готовить растворы, взвешивать реактивы.
36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями. животными.
37. Изучать причины возникновения разных болезней.
38. Собирать коллекцию минералов.
39. Изучать историю. возникновения народов и государств.
40. Изучать иностранные языки.
41. Декламировать, петь, выступать на сцене.
42. Читать книги малышам, помогать им что-нибудь делать, рассказывать им сказки.
43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т.п.
44. Принимать участие в военизированных походах.
45. Играть в спортивные игры.
46. Заниматься в физическом кружке.
47. Заниматься в математическом кружке.
48. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.
49. Собирать и ремонтировать разные механизмы, исправлять электроприборы и повреждения в электросети.
50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии).
51. Заниматься в биологическом кружке.
52. Знакомиться с работой медсестры и врача.
53. Составлять геологические и географические карты.
54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.
55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.
56. Заниматься в драматическом кружке.
57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения.
58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т.п.).
59. Участвовать в военных играх и походах.
60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.
61. Участвовать в физических олимпиадах.
62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.
63. Посещать “Школу бизнеса”, “Школу прикладной экономики”, кружки “Юный менеджер”, “Юный предприниматель” и др.
64. Изготовлять модели самолетов, планеров, кораблей, собирать радиоприборы или какие-либо другие конструкции.
65. Участвовать в химических олимпиадах.
66. Участвовать в биологических олимпиадах.
67. Ухаживать за больными.
68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности.
69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.
70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.
71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.
72. Заниматься с младшими школьниками.
73. Постоянно общаться со многими и разными людьми.
74. Быть организатором (командиром) в играх и походах.
75. Заниматься в спортивной секции.
76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике.
77. Организовывать математические конкурсы.
78. Принимать участие в конкурсах юных экономистов.
79. Заниматься в кружке технического творчества.
80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа “Химия вокруг нас”.
81. Проводить опытническую работу по биологии.
82. Заниматься в кружке санитаров.
83. Участвовать в географических или геологических экспедициях.
84. Принимать участие в организации походов по родному краю.
85. Писать сценарии к литературному вечеру
86. Посещать театры, музеи, выставки.
87. Заниматься с младшими братьями и сестрами.
88. Дарить подарки, сделанные своими руками.
89. Изучать военное дело.
90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.
По результатам практической работы:
а) назовите область своих интересов;
б) запишите, какие профессии относятся к этой области;
в) выясните, где можно получить образование по вышеназванным профессиям и специальностям в вашей республике.
С.С. Гриншпун,
доктор педагогических наук
• Тест по выявлению направленности личности на себя, на коллектив, на задачу
Выберите один из вариантов (А, Б или В) продолжения каждого высказывания и отметьте знаком “+” в листе ответов соответствующую графу. Подсчитайте сумму знаков “+” в каждой из колонок (А, Б или В).
1. Больше всего мне доставляет удовольствие:
А. Положительная оценка моей работы.
Б. Сознание того, что находишься среди друзей.
В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.
2. В спорте хотел(а) бы быть:
А. Известным игроком.
Б. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
В. Выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А. Имеют индивидуальный подход к ученикам.
Б. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
В. Знакомят с дополнительным материалом по предмету.
4. Мне не нравятся педагоги, которые:
А. Не скрывают, что некоторые ученики им не симпатичны.
Б. Вызывают у всех дух соперничества.
В. Считают, что предмет, который они преподают самый лучший и самый интересный.
5. Я рад(а), когда мои друзья:
А. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай.
Б. Всегда верны и надежны.
В. Интеллигентны и у них разносторонние интересы.
6. Лучшими друзьями считают тех:
А. Которые считаются с моим мнением.
Б. Которые помогут в трудную минуту.
В. Которые знают больше, чем я.
7. Я хотел(а) бы быть такими, как те:
А. Кто добился профессионального успеха.
Б. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
В. Может помочь в работе.
8. Я хотел(а) бы быть:
А. Руководителем предприятия.
Б. Рядовым человеком коллектива.
В. Квалифицированным специалистом.
9. Когда я был(а) ребенком, я любил(а):
А. Когда меня хвалили.
Б. Игры с друзьями.
В. Успехи в учебе.
10. Больше всего мне нравится, когда я:
А. Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.
Б. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
В. Когда меня критикуют учителя.
11. Мне хотелось бы, чтобы школа больше внимания уделяла:
А. Развитию индивидуальных способностей.
Б. Воспитанию в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
В. В подготовке учеников к работе по специальности.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А. Строгая дисциплина.
Б. Человек теряет индивидуальность в общей массе.
В. Невозможно проявление самостоятельности.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал(а) его для:
А. Для беспечного отдыха.
Б. Для общения с друзьями.
В. Для любимых дел и самообразования.
14. Мне кажется, что я способен(а) на многое, когда:
А. Мои усилия достаточно вознаграждены.
Б. Работаю с доброжелательными людьми.
В. У меня работа, которая меня удовлетворяет.
А. Другие меня ценят.
Б. Приятно провожу время с друзьями.
В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.
16. Если бы обо мне писали в школьной газете, мне хотелось бы, чтобы
А. Похвалили меня за мою работу.
Б. Сообщили о том, что меня выбрали на руководящую работу.
В. Отметили дело, которое я выполнил(а).
17. Лучше всего я учился(лась) бы, если преподаватели:
А. Имели комне индивидуальный подход.
Б. Организовали дискуссии по интересующим вопросам.
В. Сообщали больше информации о профессиональной деятельности взрослых.
18. Нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбления личного достоинства.
Б. Потеря друзей.
В. Неуспех при выполнении каждой задачи.
19. Больше всего я ценю:
А. Личный успех.
Б. Работу в коллективе.
В. Практические результаты.
20. Считаю, что большинство людей:
А. Стремятся к личному успеху в работе.
Б. С удовольствием работают в коллективе.
В. Выполняют работу по-настоящему хорошо.
А. Ссоры и споры.
Б. Людей, ставящих себя выше других.
В. Отметание всего нового.
А. Вызывать восхищение других.
Б. Помогать другим в общем деле.
В. Чтобы окружающие считали меня эрудированным человеком.
23. Я люблю, когда учитель:
А. Требователен.
Б. Доступен для учащихся.
В. Пользуется авторитетом.
24. В будущей трудовой деятельности я хотел(а) бы:
А. Чтобы были условия для профессионального роста.
Б. Чтобы решения принимались коллективно.
В. Самостоятельно работать над решением проблем.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
А. О жизни известного человека.
Б. Об искусстве общения с людьми.
В. Какое-нибудь практическое руководство типа “Сделай сам”.
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел(а) бы быть
А. Солистом.
Б. Дирижером.
В. Композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
А. Смотрю детективные фильмы.
Б. В развлечениях с друзьями.
В. Занимаюсь своим увлечением (хобби).
28. На школьном вечере я бы с большим удовольствием:
А. Выступил(а) бы в конкурсе.
Б. Организовал(а) бы конкурс и руководил(а) им.
В. Выдумал(а) интересный конкурс.
29. Мне важно знать:
А. Как достичь намеченной цели.
Б. Как привлечь других к достижению своей цели.
В. Как определить цели в жизни.
30. Человек должен трудиться так, чтобы:
А. Выполнять хорошо, прежде всего, работу.
Б. Другие были бы довольны.
В. Не нужно было переделывать его работу.
Лист ответов
Школа ____________________Класс __________________________
Подсчитать сумму со знаком “+”; знак “+” = 1 баллу.
Суммы баллов:
А =
Список литературы
Прошицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. М.: Просвещение, 1995
Коломенский Я. Л. Человек: психология, М.: Просвещение, 1986
Обухова Л. Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы, М.: Тривола, 1995
Немов Р. С. Психология, кн. 2. Психология образования, М.: Просвещение, 1995
Анкеты и тесты для 8 класса
•Анкета по выявлению профориентационных интересов
1. Назови профессии:
а. отца
б. матери
в. других родственников
2. Довольны ли они своей профессией, чем именно.
3. Если не довольны, то почему.
4. А тебе нравятся профессии твоих близких.
5. Что ты знаешь об их профессиях.
6. Какие поощрения они имели за свой труд, за что именно.
7. Хотел бы ты приобрести профессию кого-либо из них.
8. Как ты считаешь, какие профессии нужны в наше время обществу, стране.
•Тест по определению развития волевых качеств
Инструкция:
С помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств.
Ответьте на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению.
1. Делаете ли вы по утрам зарядку?
а. Регулярно.
б. Время от времени.
в. Не делаю.
2. Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае несогласия с ними?
а. Всегда.
б. Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.
в. Нет.
3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?
а. Да, в любой ситуации.
б. Не всегда, в зависимости от ситуации.
в. Не умею.
4. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?
а. Всегда.
б. Иногда решаюсь на это.
в. Никогда.
5. Останавливают ли вас неудачные попытки решения задачи, разучивания упражнения и т.п.?
а. Да.
б. Иногда.
в. Практически никогда.
6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?
а. В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.
б. Сформированы, но недостаточно устойчиво.
в. Не сформированы.
7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?
а. Да.
б. Делаю это не регулярно.
в. Практически никогда этого не делаю.
8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?
а. Практически всегда.
б. Только иногда.
в. Практически никогда этого не делаю.
а. Да.
б. В редких случаях.
в. Нет.
а. Достаточно отчетливо.
б. От случая к случаю.
в. Не проявляю.
11. Если вы проявляете интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер?
а. Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.
б. Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.
в. Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.
12. Есть ли у вас программа самовоспитания?
а. Да.
б. Определенной программы нет,но есть некоторые наметки.
в. Никакой программы нет.
13. Доводите ли вы свои дела до конца?
а. Да.
б. Не все дела довожу до конца.
в. Очень редко довожу начатое до конца.
14. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете как придется?
а. Чаще всего планирую.
б. Иногда планирую.
в. Практически никогда не планирую.
15. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?
а. В основном умею.
б. Иногда не сдерживаюсь.
в. Как правило, не сдерживаюсь.
16. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?
а. Как правило, умею.
б. Не всегда умею.
в. Не умею.
17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, владение важными трудовыми навыками)?
а. Да.
б. Пытаюсь, но только от случая к случаю.
в. Не пытаюсь.
18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?
а. Делаю.
б. Делаю очень мало.
в. Ничего не делаю.
Е.С. Климов,
доктор психологических наук
•Тест “Я предпочту”
Инструкция:
Практически все существующие профессии, и государственном секторе, и в бизнесе, можно разделить на пять больших групп в зависимости от того, на что направлена активность человека, работающего в этой профессии. Выделим пять предметов труда: природа, техника, человек, знак (символ), художественный образ.
Большинство профессий, связанных с сельскохозяйственным трудом, относятся к группе “человек-природа” (Ч-П).
Профессии, в которых человек управляет техникой, занимается ее отладкой или ремонтом, составляют группу “человек-техника” (Ч-Т).
Часто говорят о профессиях менеджера, маркетолога, дилера. Все это рыночные профессии из группы “человек-человек” (Ч-Ч). Привычные, традиционные в этой группе профессии педагога, психолога, врача в последнее время становятся довольно популярными и в рыночной экономике.
Большую группу профессий составляют виды труда, в которых человек оперирует знаками. В рыночной экономике группа типа “человек-знак” (Ч-З) объединяет профессии банкира, брокера, программиста или оператора компьютерных систем.
Профессии группы “человек-художественный образ” (Ч-Х), относящиеся к сфере искусства, далеки от рыночных структур. Подлинный художник создает свои произведения не на продажу, а по велению своего таланта.
Давай определим, какая группа профессий тебя действительно интересует. Перед тобой опросник теста “Я предпочту”, состоящий из двадцати утверждений. Каждое из них отражает конкретное занятие. При ответах нужно выбрать один из двух вариантов.
1а. Ухаживать за животными.
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным людям, лечить их.
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций,плакатов,открыток, пластинок.
3б. Следить за состоянием и развитием растений.
4а. Обрабатывать различные материалы.
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
5б. Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты, выставки.
6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы.
6б. Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
7б. Управлять каким-либо подъемным, грузовым транспортным средством.
8а. Сообщать,разъяснять людямнужныеим сведения (справочное бюро, экскурсии).
8б. Оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке пьес,концертов, выставок.
9а. Ремонтировать вещи, изделия, жилище и др.
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
10б. Выполнять вычисления и расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду и т.д.).
12а. Разбирать ссоры, споры между друзьями.
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
13б. Наблюдать и изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, ожогах, ранениях.
15а. Составлять точные сведения, отчеты о наблюдаемых явлениях,событиях, измеряемых объектах.
15б. Художественно описать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещения, поверхность изделия.
17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.
18а. Организовать культпоходы сверстников (или младших) в
театры, музеи, экскурсии, туристические походы.
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали изделий (машин, одежды),
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада.
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине, компьютере).
Протокол теста ДДО “Я предпочту”
Теперь подсчитай по каждому столбцу таблицы количество знаков “+”. Для анализа своих результатов используй таблицу, представленную ниже.
Выраженность интересов, склонностей
Л
Е
Т
Например, если ты юноша (М) и в столбце Ч-Т у тебя получился показатель 6, ты по этой таблице определяешь уровень развития своих интересов в области технических профессий как средний. Ты девушка (Ж) и в столбце Ч-Ч получила показатель 8. Это значит, что уровень твоих интересов в группе профессий “человек-человек” оценивается как высокий.
Е.Н. Прошицкая
•Тест по выявлению организаторских способностей.
Инструкция:
Определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей. Для этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.
1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?
2. Хорошо ли вы ориентируетесь в критической ситуации?
3. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
4. Легко ли вы отступаете от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?
5. Любите ли вы придумывать или организовывать различные игры, развлечения?
6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли в решении важных дел вы проявляете инициативу?
10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?
11. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
14. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?
20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих товарищей?
После того, как вы ответите на предложенные вопросы, посчитайте сумму набранных баллов. При этом учтите, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл.
Методика «Жизненное предназначение»
Методика разработана с целью изучения жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности.
Как и другие личностные образования, предназначения имеют полярную, двойственную природу, что нашло отражение и в данной методике, входящей в пакет методик «Гармония» для изучения степени гармоничности и действенности базовых компонентов личности (см. методики «Базовые стремления «, «Образ жизни», «Культурно-психологический потенциал» и др.). Методика позволяет выявлять как содержание, так и характер осуществления жизненных предназначений.
Инструкция:
Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся содержания Ваших главных жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизни. Выбирайте свой ответ из пяти возможных ответов по общей Шкале.
Шкала возможных ответов:
Нет Скорее, нет Когда как Скорее, да Да
Если, например, на вопрос №4 Вы выбрали ответ «Скорее, нет», то напротив номера этого вопроса в бланке ответов нужно поставить цифру «4». Таким образом даются ответы на все вопросы, кроме последнего №23. На него нужно дать письменный словесный ответ.
Вопросы к методике:
1. Мне больше нравится работа с четкими, подробными инструкциями, до мелочей определяющими, что и как нужно делать, с жестким графиком работы и сроками выполнения
2. Большую часть жизни я хочу посвятить творчеству
3. Часто мне хочется что-то делать знакомым, известным способом, чем постоянно искать какие-то новые, неизвестные мне пути
4. Я скорее выберу работу со свободным графиком посещения, в которой имеется широкий простор для творчества и дается лишь самая общая задача
5. В жизни я предпочел бы руководить людьми, направлять и контролировать их
6. По натуре я скорее помощник и исполнитель
7. Мне удается хорошо организовывать различные дела
8. Я чаще предпочитаю роль подчиненного, а не руководителя
9. Важнейшей задачей моей жизни является помощь другим людям
11. Одной из важных задач своей жизни считаю создание семьи (или жизнь в семье, если она есть)
12. Я предпочитаю больше заботиться о себе, чем помогать другим
13. Считаю себя хозяином своей судьбы
14. Я хорошо понимаю, к чему я больше всего предназначен в жизни
15. Мой жизненный путь, видимо, больше зависит от внешних обстоятельств
16. Мое жизненное предназначение совершенно туманно для меня
17. Каждому человеку природой дано только одно жизненное предназначение
18. Человек в течение жизни обычно выполняет несколько больших жизненных задач
19. Думаю, что мне удастся выполнить мое главное предназначение
20. Я уже осуществляю свое свои главные жизненные задачи
21. В жизни я в основном ориентируюсь на решение ситуативных, суетных задач (на бытовые, учебные, рабочие и другие текущие вопросы)
22. Что бы я ни делал, в конечном итоге возвращаюсь к размышлениям над общечеловеческими и мировыми вопросами
КЛЮЧ
Содержание жизненных предназначений (ЖП)
Внутриличностные факторы, благоприятствующие
или не благоприятствующие осуществлению предназначений
1 Локус контроля (степень управления своей судьбой)
Внутренний
Внешний
2. Осознанность жизненных предназначений (ЖП)
Высокая
Низкая
3. Жесткость направленности ЖП
Однонаправленность
Разнонаправленность (несколько ЖП)
4.Вера в осуществимость ЖП,
Наличие активного процесса осуществления ЖП
Осознанность ЖП в вербальном плане
19
20
Обработка результатов:
Определяется выраженность как содержательных характеристик жизненных ориентаций испытуемого, так и характеристик организации процесса их осуществления.
Аализ содержания жизненных предназначений (ориентаций)
По каждому типу ориентаций (кроме Ситуативной и Духовной) вычисляются средние арифметические баллы (см. Ключ к методике). Выраженной ориентацией считается та, средний балл которой больше или равен 3,5 балла. Смотрим в полярных парах, какая ориентация сильнее, т.е. является преобладающей, и является ли она выраженной.
Возможны случаи, когда у опрашиваемого нет выраженных ориентаций, или, наоборот, когда у него сразу несколько таких предназначений.
3. По группе также вычисляется по каждому типу ориентаций процент случаев выраженных жизненных ориентаций: число таких случаев с данной ориентацией делится на число испытуемых в группе и умножается на 100 %.
Кроме того, по каждому типу ориентаций по группе испытуемых вычисляется среднее арифметическое. Вообще средние желательно вычислять по каждому вопросу методики, так как это дает возможность проведения более тонкого анализа выраженности не только ориентаций, но и их составляющих.
Показатели организации и активности процесса осуществления жизненных предназначений
А) Сначала все ответы «2», если они есть, по вопросам №№ 13, 14, 18, 19 переводим в ответ «1» балл.
Б) По «отрицательным» вопросам №№ 15, 16 и 17 переводим баллы по Обратной шкале к «позитивному» виду:
В) Вычисляем показатель Гожп:
Это среднее арифметическое баллов по благоприятным личностным факторам, потенциально способствующим осуществлению жизненных предназначений.
Г) По таблице 1 определяем уровень выраженности показателя Гожп, беря во внимание диапазоны уровней первой колонки, так как среднее арифметическое большинства обследованных групп находится близко к Хср = 3,25 балла.
Таблица 1. Примерные уровни гармоничности личностных характеристик (балльные показатели)