лучшие трамвайные системы россии
Список городских трамвайных систем России
Настоящая страница содержит список городов России, в которых как составная или единственная часть системы городского общественного транспорта есть или были ранее трамвай, конка, а также скоростной трамвай, являющийся и именуемый официально таковым в крайне небольшом ряде случаев (хотя планы его создания были и есть ещё в нескольких городах).
Строки трамвайных систем, существующих и работающих до сих пор, выделены в таблице цветом. Названия городов с закрытыми трамвайными системами выделены также курсивом, систем скоростного трамвая — жирным.
Критерии включения
Городской трамвай определяется как
Установление того, в каких городах есть или были трамваи, требует некоторого произвольного, субъективного суждения, особенно применительно к случаям ведомственного, в т.ч служебного, трамвая и лёгких и прочих немагистральных железных дорог, в том числе узкоколейных.
Некоторые городские трамвайные систем имели или имеют линии или группы линий, географически отделённые от «основных» систем. Известные примеры, существовавшие или существующие на постоянной основе (то есть за вычетом складывавшихся в годы формирования или сворачивания и закрытия сетей), включены в таблицу (например, Волгоград, Россия).
Известные «пригородные» продолжения городских трамвайных сетей включены в таблицу. Линии «сельского» или «междугороднего» характера в основном в таблицу не включены.
Многие пригородные, сельские и междугородные предприятия трамваев и лёгких железных дорог обслуживали местные, внутригородские маршруты в пределах городов, расположенных на их линиях. Известные примеры включены в таблицу.
Многие пригородные, сельские и междугородние маршруты лёгких железных дорог, не являющихся трамваем, обслуживали попутные перевозки в пределах городов, через которые они проходили. Такие примеры в таблицу не включены.
Дата открытия — это та дата, с которой услуги пассажирских перевозок были предложены широкой публике. Испытательные поездки и церемонии открытия могли происходить и до этой даты.
Дата закрытия — это последний полный день, когда услуги пассажирских перевозок предлагались широкой публике. Иногда маршруты могли работать небольшое время следующих суток (то есть, за полночь). Церемонии закрытия и прощальные поездки могли происходить и после этой даты. Некоторые линии закрывались вследствие ущерба, причинённого им ураганами, землетрясениями или войнами. Иногда в таких случаях закрытие не приобретало окончательный характер ещё какое-то время после фактического закрытия движения; в таких случаях, опять-таки, приведена дата последнего дня работы.
Работа некоторых систем прерывалась на длительные периоды времени (год и дольше) по разным причинам, включая катастрофы, финансовые затруднения или конфликты между трамвайными предприятиями и местными властями. Известные случаи такого рода отмечены в таблице.
Многие города планировали трамваи, но не построили их. Эти «бумажные трамваи» не включены в настоящую таблицу.
Крупнейшими в России (и Европе) городами без трамвая являются Воронеж, где существовала многие десятилетия, но была закрыта одна из крупнейших российских трамвайных систем, и Тольятти, где планировалась, но не была реализована система скоростного трамвая.
Киров — сооружение электрического трамвая началось в 1943, но не было завершено. См. Кировский трамвай
Каменск-Уральский — сооружение электрического трамвая началось в 1949, но не было завершено. См. Трамвай Каменска-Уральского
Лучшие трамвайные системы россии
Протяженность путей
а) отношение протяженности путей в 2004 году к 1995 году, % / max 5 баллов
b) протяженность путей в расчете на 100 000 жителей, м / max 10 баллов
Количество трамвайных вагонов
c) отношение числа трамвайных вагонов в 2004 году к 1995 году, % / max 5 баллов
d) количество трамвайных вагонов в расчете на 100 000 жителей, шт / max 10 баллов
e) количество трамвайных вагонов на 1 км пути, шт / max 3 балла
Перевозки пассажиров трамваями
f) отношение объема перевозок в 2004 году к 1995 году, % / max 5 баллов
g) объем перевозок в расчете на 1 трамвай, тыс. чел. в год / max 3 балла
h) число поездок в расчете на 1-го жителя, ед. в год / max 10 баллов
Итого на основании статистических данных составлен рейтинг текущего состояния трамвайного движения (b+d+e+g+h):
1 Магнитогорск 31
2 Краснодар 30
3 Барнаул 30
4 Курск 28
5 Тверь 28
6 Нижний Новгород 23
7 Екатеринбург 23
8 Ульяновск 23
9 Смоленск 23
10 Самара 22
11 Волгоград 22
12 Ижевск 21
13 Казань 19
14 Саратов 19
15 Ярославль 19
16 Тула 19
17 Санкт-Петербург 18
18 Калининград 18
19 Нижний Тагил 18
20 Владикавказ 18
21 Челябинск 17
22 Набережные Челны 16
23 Уфа 15
24 Томск 15
25 Волжский 15
26 Пермь 14
27 Новокузнецк 14
28 Кемерово 14
29 Улан-Удэ 14
30 Иркутск 11
31 Хабаровск 11
32 Череповец 11
33 Новосибирск 10
34 Липецк 10
35 Москва 9
36 Астрахань 9
37 Иваново 9
38 Владивосток 8
39 Орел 7
40 Омск 6
41 Воронеж 6
42 Красноярск 4
43 Ростов-на-Дону 3
44 Рязань 2
1 Пятигорск 32
2 Нижнекамск 32
3 Новотроицк 31
4 Орск 30
5 Коломна 30
6 Бийск 28
7 Усолье-Сибирское 27
8 Дзержинск 26
9 Прокопьевск 26
10 Златоуст 26
11 Салават 24
12 Осинники 22
13 Ангарск 21
14 Усть-Илимск 20
15 Ачинск 19
16 Волчанск 18
17 Таганрог 16
18 Старый Оскол 14
19 Комсомольск-на-Амуре 11
20 Новочеркасск 11
21 Краснотурьинск 9
22 Ногинск 7
1 Магнитогорск 15
2 Ижевск 15
3 Набережные Челны 15
4 Самара 14
5 Нижнекамск 14
6 Краснотурьинск 14
7 Краснодар 13
8 Волгоград 13
9 Иркутск 13
10 Новотроицк 13
11 Орск 13
12 Златоуст 13
13 Старый Оскол 13
14 Нижний Новгород 12
15 Екатеринбург 12
16 Ульяновск 12
17 Казань 12
18 Хабаровск 12
19 Орел 12
20 Пятигорск 12
21 Коломна 12
22 Бийск 12
23 Усть-Илимск 12
24 Курск 11
25 Владикавказ 11
26 Волжский 11
27 Барнаул 10
28 Ярославль 10
29 Томск 10
30 Улан-Удэ 10
31 Новосибирск 10
32 Дзержинск 10
33 Тверь 9
34 Смоленск 9
35 Челябинск 9
36 Уфа 9
37 Кемерово 9
38 Волчанск 9
39 Саратов 8
40 Москва 8
41 Астрахань 8
42 Рязань 8
43 Салават 8
44 Новочеркасск 8
45 Калининград 7
46 Пермь 7
47 Иваново 7
48 Усолье-Сибирское 7
49 Прокопьевск 7
50 Осинники 7
51 Таганрог 7
52 Тула 6
53 Санкт-Петербург 6
54 Красноярск 6
55 Ногинск 6
56 Череповец 5
57 Владивосток 5
58 Ангарск 5
59 Комсомольск-на-Амуре 5
60 Новокузнецк 4
61 Омск 4
62 Ачинск 4
63 Нижний Тагил 3
64 Липецк 3
65 Воронеж 0
66 Ростов-на-Дону 0
II) Структура подвижного состава (в среднем около 1/5 от общего «веса» итогового рейтинга). Для составления данной части рейтинга собраны данные по подвижному составу существующих в России трамвайных систем. К сожалению, единых данных за один период времени по всем городам нет. Поэтому были взяты максимально свежие данные (обычно за 2004-2005 гг.). Использовались данные с трамвайных сайтов отдельных городов, данные с vagons.tramvay.ru, данные, приводимые на этом форуме и др., а также данные Госкомстата. По Волгограду, Владикавказу, Липецку и Санкт-Петербургу данные приблизительные. Они могут быть уточнены в дальнейшем.
Для данной части рейтинга каждому типу ПС присваивалось определенное количество баллов. Для итоговой оценцки взят средний балл по подвижному составу. Обоснованные возражения могут быть уточнены для корректировки бальной системы. В данном случае взяты следующие баллы:
1 Москва 12,1
2 Пятигорск 11,8
3 Калининград 11,5
4 Курск 11,3
5 Барнаул 11,1
6 Ижевск 11,1
7 Екатеринбург 11,0
8 Тула 10,9
9 Волгоград 10,9
10 Орел 10,5
11 Самара 10,5
12 Владикавказ 10,0
13 Ульяновск 9,8
14 Тверь 9,2
15 Краснотурьинск 8,9
16 Липецк 8,4
17 Нижний Новгород 8,4
18 Ногинск 8,0
19 Коломна 7,7
20 Уфа 7,5
21 Волчанск 5,6
22 Краснодар 5,6
23 Волжский 5,5
24 Ростов-на-Дону 4,7
25 Санкт-Петербург 3,9
26 Улан-Удэ 3,7
27 Казань 3,6
28 Кемерово 3,1
29 Новокузнецк 3,0
30 Осинники 3,0
31 Нижний Тагил 2,7
32 Смоленск 2,7
33 Рязань 2,7
34 Владивосток 2,4
35 Пермь 2,4
36 Хабаровск 2,4
37 Нижнекамск 2,3
38 Салават 2,3
39 Златоуст 2,0
40 Ангарск 2,0
41 Ярославль 1,7
42 Астрахань 1,7
43 Томск 1,5
44 Комсомольск-на-Амуре 1,2
45 Прокопьевск 1,1
46 Новотроицк 1,1
47 Череповец 1,0
48 Омск 0,9
49 Магнитогорск 0,8
50 Усолье-Сибирское 0,8
51 Бийск 0,8
52 Саратов 0,7
53 Красноярск 0,7
54 Челябинск 0,7
55 Таганрог 0,6
56 Набережные Челны 0,6
57 Старый Оскол 0,6
58 Новочеркасск 0,5
59 Иваново 0,5
60 Орск 0,4
61 Иркутск 0,3
62 Новосибирск 0,3
63 Дзержинск 0,2
64 Ачинск 0,0
65 Воронеж 0,0
При этом при оценке основной упор делался на наиболее распространенных моделях (чаще всего, Т3 или КТМ-5).
Итак, общий рейтинг состояния подвижного состава:
IV)Общий рейтинг трамвайных систем
1 Самара 62,5
2 Волгоград 55,9
3 Барнаул 55,1
4 Ижевск 55,1
5 Екатеринбург 54,8
6 Краснодар 54,6
7 Курск 53,3
8 Магнитогорск 49,8
9 Тверь 49,2
10 Ульяновск 46,8
11 Москва 45,1
12 Калининград 42,5
13 Нижний Новгород 42,4
14 Орел 41,5
15 Владикавказ 41,0
16 Казань 40,5
17 Смоленск 38,7
18 Уфа 36,5
19 Тула 35,9
20 Набережные Челны 35,6
21 Ярославль 34,7
22 Иркутск 34,3
23 Санкт-Петербург 33,9
24 Волжский 33,5
25 Саратов 32,7
26 Челябинск 32,7
27 Улан-Удэ 30,7
28 Томск 30,5
29 Кемерово 27,1
30 Пермь 26,4
31 Нижний Тагил 25,4
32 Липецк 24,4
33 Хабаровск 23,4
34 Новосибирск 23,3
35 Череповец 21,0
36 Астрахань 18,7
37 Иваново 17,5
38 Красноярск 16,7
39 Новокузнецк 16,0
40 Рязань 15,7
41 Владивосток 15,4
42 Омск 14,9
43 Ростов-на-Дону 10,7
44 Воронеж 6,0
Малые города
1 Пятигорск 56,8
2 Коломна 54,7
3 Нижнекамск 52,3
4 Новотроицк 49,1
5 Орск 46,4
6 Златоуст 42,0
7 Бийск 39,8
8 Дзержинск 39,2
9 Усолье-Сибирское 38,8
10 Салават 38,3
11 Усть-Илимск 37,0
12 Осинники 34,0
13 Старый Оскол 32,6
14 Прокопьевск 32,1
15 Краснотурьинск 30,6
16 Волчанск 29,0
17 Ангарск 29,0
18 Таганрог 25,6
19 Ногинск 24,0
20 Новочеркасск 23,5
21 Ачинск 23,0
22 Комсомольск-на-Амуре 17,2
Сквозной общий рейтинг:
1 Самара 62,5
2 Пятигорск 56,8
3 Волгоград 55,9
4 Барнаул 55,1
5 Ижевск 55,1
6 Екатеринбург 54,8
7 Коломна 54,7
8 Краснодар 54,6
9 Курск 53,3
10 Нижнекамск 52,3
11 Магнитогорск 49,8
12 Тверь 49,2
13 Новотроицк 49,1
14 Ульяновск 46,8
15 Орск 46,4
16 Москва 45,1
17 Калининград 42,5
18 Нижний Новгород 42,4
19 Златоуст 42,0
20 Орел 41,5
21 Владикавказ 41,0
22 Казань 40,5
23 Бийск 39,8
24 Дзержинск 39,2
25 Усолье-Сибирское 38,8
26 Смоленск 38,7
27 Салават 38,3
28 Усть-Илимск 37,0
29 Уфа 36,5
30 Тула 35,9
31 Набережные Челны 35,6
32 Ярославль 34,7
33 Иркутск 34,3
34 Осинники 34,0
35 Санкт-Петербург 33,9
36 Волжский 33,5
37 Саратов 32,7
38 Челябинск 32,7
39 Старый Оскол 32,6
40 Прокопьевск 32,1
41 Улан-Удэ 30,7
42 Краснотурьинск 30,6
43 Томск 30,5
44 Ангарск 29,0
45 Волчанск 29,0
46 Кемерово 27,1
47 Пермь 26,4
48 Таганрог 25,6
49 Нижний Тагил 25,4
50 Липецк 24,4
51 Ногинск 24,0
52 Новочеркасск 23,5
53 Хабаровск 23,4
54 Новосибирск 23,3
55 Ачинск 23,0
56 Череповец 21,0
57 Астрахань 18,7
58 Иваново 17,5
59 Комсомольск-на-Амуре 17,2
60 Красноярск 16,7
61 Новокузнецк 16,0
62 Рязань 15,7
63 Владивосток 15,4
64 Омск 14,9
65 Ростов-на-Дону 10,7
66 Воронеж 6,0
Вопросы и комментарии приветствуются.
Сообщение изменено (26-02-06 19:45)
> Используемые показатели следующие:
> Протяженность путей
> а) отношение протяженности путей в 2004 году к 1995 году,
> % / max 5 баллов
> b) протяженность путей в расчете на 100 000 жителей, м /
> max 10 баллов
>
> Количество трамвайных вагонов
> c) отношение числа трамвайных вагонов в 2004 году к 1995
> году, % / max 5 баллов
> d) количество трамвайных вагонов в расчете на 100 000
> жителей, шт / max 10 баллов
> e) количество трамвайных вагонов на 1 км пути, шт / max 3
> балла
>
> Перевозки пассажиров трамваями
> f) отношение объема перевозок в 2004 году к 1995 году, % /
> max 5 баллов
> g) объем перевозок в расчете на 1 трамвай, тыс. чел. в год
> / max 3 балла
> h) число поездок в расчете на 1-го жителя, ед. в год / max
> 10 баллов
> Тенденции развития (a+c+f)]:
>
> 1 Магнитогорск 15
> 2 Ижевск 15
> 3 Набережные Челны 15
> 4 Самара 14
> 5 Нижнекамск 14
> 6 Краснотурьинск 14
> 7 Краснодар 13
> 8 Волгоград 13
> 9 Иркутск 13
> 10 Новотроицк 13
> 11 Орск 13
> 12 Златоуст 13
> 13 Старый Оскол 13
> 14 Нижний Новгород 12
> 15 Екатеринбург 12
Мне непонятно, почему вы даете больше баллов модернизированным Татрам Т-3 (неважно, МТТМ, МТТД или Т3Р), чем оригинальным чешским Т6Б5. На мой взгляд, чешский Т6Б5 с оригинальной чешской ТИСУ даже нельзя сравнивать с различными переделками вагонов Т-3.
Т6Б5 заслуживает большего! Имхо
Опять же, чем обусловлено то, что у Екатеринбурга практически в 2 раза меньше баллов, чем у Самары или Москвы?
По-моему, по всем критериям состояния подвижного состава Екатеринбург заслуживает максимальных баллов (ну или практически максимальных:-)))
Мне кажется, что в соответсвии с приведенными данными должны быть некоторые изменения в общем рейтинге трамвайных систем.
> Москва, обладающая наиболее современным и ухоженным
> подвижным составом.
«Фото 1: http://trolleway.tramvaj.ru/photos/mtps/3004/3004_20040910_02.jpg
Хорошо виден сдвинутый на несколько сантиметров вниз уплотнитель передней пассажирской двери, из-за которого она не закрывается до упора. Вагон в таком состоянии продолжает кататься на линии.
Фото 2: http://ussr.tramvaj.ru/russia/moskva/photos/tram/a414n07.jpg
Вагон перед самой отправкой в Екатеринбург. Виден выдранный уплотнитель лобового стекла.
Это вот просто два первых попавшихся снимка, если поискать специально, можно и еще найти, просто лень.»
Извините, что ссылки неактивные:-)))
P.S. Пытался говорить объективно и беспристрастно. А приводил в пример Самару не потому, что не люблю её, а потому, что у меня есть данные об этом городе:-))) Кроме того, наши города похожи по численности населения и общей структуре ТТУ.
Сообщение изменено (26-02-06 23:03)
Мне непонятно несколько моментов:
1) почему КТМ8 дали такой низкий балл как вагону? Вообще по большому счету стоит имхо разделить 71-608 и 71-608КМ, а последние с новой отделкой салона по уровню комфорта превосходят 71-619, по причине лучшей вентиляции салона. И сколько бы меня не уверяли что татра Т3 более комфортный вагон, я имею другую точку зрения, может он и комфортнее чем КТМ5 в силу объективных причин, но уж точно не комфортнее КТМ-8.
> Вопросы и комментарии приветствуются.
Комментарий будет только один, но катострофический- приведенный список с подсчетом очков ровно ничего не говорит о реальном положении дел с трамваем во многих городах. Я долго смеялся, когда увидел Череповец на 56(!) месте в общем списке, ниже Твери, СПБ, Ярославля, Смоленска и по соседству с Астраханью. Особенно добивает то, что по вашему в СПБ(12) состояние ПС лучше чем у нас(29). Вы бы съездили посмотрели, проехались сами на трамвае.
Несколько лет назад Юрий Маллер тоже составлял подобный список, но но лично посещал трамвайные системы и мог оценить их «живьем» а не по фотографиям.
http://www.tr.ru/forum/read.php?f=1&i=23746&t=23746
http://www.tr.ru/forum/read.php?f=1&i=23762&t=23762
http://www.tr.ru/forum/read.php?f=1&i=23773&t=23773
Eсли уж хочется заняться подобными вещами то, для более достоверной информации стоит лично посетить оцениваемые города и системы.
> приведенный список с подсчетом очков ровно ничего не говорит о
> реальном положении дел с трамваем во многих городах.
> 2. В Самаре за последнее время относительно малые закупки
> подвижного состава (около пяти новых вагонов). В Екатеринбурге
> трамвайный парк с 1999 года пополнился на 25 новых вагонов.
В Самаре большие закупки Т3М были в 1993-1994 годах, уже после перстройки. Плюс к этому Самаре взяла много б/у вагонов в Москве. Плюс к этому в Самаре уже давно практически нет списаний трамваев. Так что тут всё вполне равнозначно, всё зависит от методики подсчёта(с какими весами учитывать вагоны 1993 и 2003 годов и как вообще учитывать б/у вагоны).
В общем Самара и Екатеринбург вполне равнозначны.
Но лучшей системой лично я считаю Магнитогорск.
У Ижевска, который тот тоже приводился, есть свои проблемы. Их скоростная линия производит странное впечатление. И в плане скоростей на ней, и в плане трассировки. Сеть Ижевска топологически слабо развита. Это просто кольцо, от которого отходит несколько лучей. Причём кажется 9 маршрутов из 11 замыкаются на остановку ЦЕНТР. А по путевому развитию этот ЦЕНТР просто кольцо вокруг квартала, там даже запасного пути нет.
Пилецкий Павел писал(а):
> У Ижевска, который тот тоже приводился, есть свои проблемы. Их
> скоростная линия производит странное впечатление. И в плане
> скоростей на ней, и в плане трассировки. Сеть Ижевска
Забудьте приставку СТ и ничто тревожить не будет! Тем более
здесь так ее, линию, никто и не называет даже.
> топологически слабо развита. Это просто кольцо, от которого
> отходит несколько лучей. Причём кажется 9 маршрутов из 11
> замыкаются на остановку ЦЕНТР. А по путевому развитию этот
> ЦЕНТР просто кольцо вокруг квартала, там даже запасного пути
> нет.
Проблемки, глики, есть, как без них, но только не сказанное!
Далее относительно вопросов по Самаре и Екатеринбургу.
Согласно данным Госкомстата, протяженность путей в Самаре с 1995 по 2004 г. не изменилась, оставшись на уровне 76.1 км (хотя в 2000 г. составляла 77 км).
В Екатеринбурге она сократилась с 79.9 км до 78.8 км.
Число трамвайных вагонов в Екатеринбурге сократилось за тот же срок с 464 до 455. В Самаре выросло с 423 до 424 (это второй потерянный балл в тенденциях).
К сожалению, в моем распоряжении нет данных за более ранний срок. Хотя. попробую их раздобыть. Когда будут собраны все замечания, они будут учтены.
больше баллов модернизированным Татрам Т-3 чем оригинальным чешским Т6Б5.
Опять же, чем обусловлено то, что у Екатеринбурга практически в 2 раза меньше баллов, чем у Самары или Москвы?
Справедливое замечание. Попробую его учесть, разделив по возможности 71-608 (8 баллов) и 71-608 КМ (13 баллов).
Жду дальнейших замечаний и предложений.
Сообщение изменено (27-02-06 11:50)
Сергей Миронов писал(а):
> Пилецкий Павел писал(а):
>
> > У Ижевска, который тот тоже приводился, есть свои проблемы.
> Их
> > скоростная линия производит странное впечатление. И в плане
> > скоростей на ней, и в плане трассировки. Сеть Ижевска
>
> Забудьте приставку СТ и ничто тревожить не будет! Тем более
> здесь так ее, линию, никто и не называет даже.
Её считает СТ Правительство РФ. В России официально существует только 4 системы скоростного трамвая: Усть-Илимс, Старый Оскол, Волгоград и Ижевск. Ижевск в этом списке идею скоротсного трамвая только дискредитирует.
Да и фактически это серёзный минус. Если уж Ижевск смог получить разрешение на строительство СТ, то это право надо было использовать. Большинство городов разрешение на СТ так и не получили, вместо СТ начали строить метро.
> > топологически слабо развита. Это просто кольцо, от которого
> > отходит несколько лучей. Причём кажется 9 маршрутов из 11
> > замыкаются на остановку ЦЕНТР. А по путевому развитию этот
> > ЦЕНТР просто кольцо вокруг квартала, там даже запасного пути
> > нет.
>
> Тем не менее треть перевозок в городе выполняет трамвай.
Обычная цифра. В Самаре и Екатеринбурге трамвай сейчас тоже имеет около 30%.
> Не понимаю также причем
> здесь одноименное кольцо. Разворот осуществляется только трех
> маршрутов, остальные его не касаются.
При том, что все диспетчерские только на окраинах города. В Самаре например даже в самом центре старого города есть два двухпутных трамвайных кольца и диспетчерская.
А в Ижеске в центре города нет ни только диспетчерской, но даже и обгонного пути. То есть возможности регулирования движения гораздо меньше.
Число трамвайных поездок на 1-го жителя в 2004 году:
1 Курск 469
2 Нижнекамск 377
3 Коломна 368
4 Магнитогорск 354
5 Смоленск 348
6 Пятигорск 346
7 Краснодар 333
8 Новотроицк 301
9 Барнаул 301
10 Тверь 294
11 Дзержинск 269
12 Нижний Новгород 265
13 Орск 260
14 Златоуст 239
15 Усолье-Сибирское 232
16 Бийск 208
17 Прокопьевск 200
18 Томск 189
19 Екатеринбург 188
20 Ярославль 188
21 Волгоград 177
22 Самара 167
23 Санкт-Петербург 166
24 Ульяновск 166
25 Салават 165
26 Ижевск 164
27 Владикавказ 148
28 Казань 147
29 Ангарск 136
30 Саратов 132
31 Калининград 126
32 Осинники 118
33 Набережные Челны 109
34 Улан-Удэ 106
35 Нижний Тагил 101
36 Таганрог 99
37 Иркутск 79
38 Тула 79
39 Кемерово 79
40 Уфа 79
41 Волжский 78
42 Челябинск 78
43 Пермь 76
44 Москва 72
45 Ачинск 71
46 Орел 60
47 Новосибирск 59
48 Владивосток 57
49 Липецк 57
50 Иваново 54
51 Новокузнецк 53
52 Череповец 51
53 Хабаровск 51
54 Комсомольск-на-Амуре 50
55 Астрахань 46
56 Старый Оскол 45
57 Новочеркасск 43
58 Усть-Илимск 39
59 Волчанск 36
60 Омск 29
61 Красноярск 22
62 Краснотурьинск 17
63 Ногинск 16
64 Ростов-на-Дону 15
65 Рязань 13
66 Воронеж 10
Рейтинг ПС составлялся не на основании «веса марки», а по принципу «премиальных» за каждую марку. Т.е. исходная точка ноль, а далее.
Однако множество субъективных мнений может оказаться мнением объективным. 🙂 В таком случае предлагаю участникам форума распределить баллы по своему мнению. Затем попробуем обобщить. Вот «болванка»:
Трамвайные столицы России. 5 городов, в которых трамвайная сеть длиннее всего
Этот вид общественного транспорта, пожалуй, старейший среди тех, что действуют. Появился он в первой половине XIX века и поначалу работал на конной тяге. Первый электрический трамвай для эксперимента запустили в 1880 г. в Санкт-Петербурге.
Этот транспорт пережил расцвет между первой и второй Мировой войной, затем долгое время пребывал в упадке и только после 1970 г. снова стал популярным транспортом, ведь появились новые технические возможности.
Экологичный транспорт сейчас может развивать от 65 до 90 км/ч (это зависит от того, в каком состоянии рельсы и контактная сеть). Трамвайные линии есть в 62 городах России (Крым мы тоже учли). 3 города России (Старый Оскол, Усть-Илимск, Волгоград) дали трамваю статус скоростного транспорта. В Волгограде, причём, есть трамвайные линии, проложенные под землёй, которые называют «метротрам».
Длина сети трамвайных линий по оси улиц: 228 километров.
Этот город имеет трамвайную систему, расположенную севернее всех по широте. Кроме того, маршруты трамваев здесь самые протяжённые в России. Когда-то в 80-х годах местная трамвайная сеть считалась крупнейшей в мире, ведь её длина составляла 300 км!
Вплоть до 2002 г. на Васильевском острове был необыкновенный трамвайный перекрёсток, состоящий из 16 стрелок! На этом перекрёстке трамвай мог изменить движение, поехав в любую сторону. Переводом стрелок занимался дежурный.
Однако, в 90-е и «нулевые» закрыли отдельные линии из-за экономического кризиса. И теперь трамвайная сеть города занимает только 4-е место по протяжённости в мире. В Санкт-Петербурге остался всего лишь 41 маршрут, линии которого ежедневно бороздит 800 вагонов.
В этом городе действует маршрут №60, который признают самым загруженным в России. Также здесь есть частный «Чижик», который говорит всем «Катайся, улыбайся!» чуть больше года. «Чижика» использует новые трамваи «Метелица», разработанные швейцарской компанией Stadler Rail AG.
Также по городу то и дело проезжают старенькие сочленённые ЛВС-86 выпуска конца 80-х годов и одиночные ЛМ-99. А вот те трамваи, которые мы привыкли видеть в других городах России (Tatra и КТМ) здесь не найти. Постепенно в городе появляются новые сочленённые «Витязи», а вместе с ними и КТМ-31.
Трамвайные линии от потока машин здесь не отделены, поэтому вагоны стоят в пробках вместе со всеми.
Длина сети трамвайных линий по оси улиц: 178 километров.
Когда-то здесь разгромили самую большую в мире троллейбусную систему. Однако, трамвай держится несмотря ни на что в Москве уже с 1899 г. Трамвайный парк здесь регулярно обновляют «Витязи» (они составляют половину от общего числа).
Среди стареньких трамваев по-прежнему действуют КТМ-19 и Tatra T3. Последние сейчас списывают и отправляют в те регионы, которым и такое обновление могло только сниться. Иногда в Москве можно встретить сочлененные PESA Fokstrot (пр-во Польша) и КТМ-23.
Когда-то, при Лужкове, демонтировали 15 км. трамвайных линий в центре города. Теперь вся трамвайная сеть здесь состоит из двух обособленных частей: основной и северо-западной.
В Москве сейчас действует 40 маршрутов, на которые каждый день выезжает больше 800 вагонов! И хотя последняя линия была открыта ещё в 1982 г., всё равно трамвай остаётся востребованным видом транспорта. Восточную часть города пронизывают трамвайные пути хорошо, а вот в западной части их найти невозможно. При этом практически все маршруты отделены от машин ограждением и запрещающими знаками, поэтому трамваи редко стоят в пробках.
Длина сети трамвайных линий по оси улиц: 80 километров.
Трамваи запустили в этом городе в 1929 г. И по популярности их обгоняет только маршрутное такси. Трамвайная сеть состоит из 31 маршрута, которые обслуживает 470 трамвайных вагонов. Основная часть вагонов — это Tatra T3 (Чехословакия), которые делали на века в 70-80-х годах. Многие из них пережили уже капитальный ремонт. Помогают стареньким трамваям модели Tatra T6.
Несмотря на то, что трамваи уже многое повидали на своём веку (их всё же заменяют потихоньку на новые вагоны Уралтрансмаша), в городе строят новую линию в соседний городок Верхняя Пышма. Длина новой линии составляет 9 км. Кроме того, здесь собираются запустить вагоны в новый застраивающийся микрорайон Солнечный.
Длина сети трамвайных линий по оси улиц: 78 километров.
Первый трамвай появился в городе уже в 1896 г. Это делает трамвайную систему Нижнего Новгорода одной из древнейших в нашей стране. В городе есть 15 маршрутов, которые обслуживает 330 вагонов.
Здесь по городу колесят КТМ-5 и Tatra T3 (были выпущены в 80-е). Среди новых можно найти модели Уралтрансмаша. Также с 2018 по 2020 г. сюда привезли 20 бывших в употреблении московских трамваев.
Маршруты исторической части города бороздит старинный РВЗ-6М2, который был реставрирован.
Длина сети трамвайных линий по оси улиц: 74 километра.
Трамвайное движение здесь запустили в 1935 г. Город пронизывают трамвайные маршруты, соединяя жилые районы с промышленной зоной, расположенной на другом берегу реки Урал.
После распада Советского Союза, пожалуй, этот город один из немногих смог увеличить трамвайную сеть. Она здесь большая, но в городе проживает меньше 1 миллиона жителей (он один такой из всей подборки).
В Магнитогорске есть 51 маршрут. В него мы включили рейсы, которые увозят людей на заводы и короткие маршруты. Трамвайные линии отделены от потока машин практически полностью (на 80%). От этого перемещаются вагоны довольно автономно.