лучшие треки 17 независимого баттла
17 Независимый закончился. Похоже, это мало кого волнует
Закончился 17 Независимый баттл — главное баттловое событие с осени-2019 по осень-2020. Его победителем стал Витя Классик, а самый известный из оставшихся участников Грязный Рамирес занял четвертое место.
И это была настолько нешумная новость, что небольшой конфликт Левана Горозии с блогером Варламовым показался читателям куда интереснее.
На старте “семнашки” все было иначе. Непопулярный у массового слушателя локальный междусобойчик стал внезапно всем интересен после агитации Оксимирона, подтянувшего на турнир звезд от Егора Крида и Левана до Нойза МС с Лок-Догом. Многие из них выступали ярко и имели шансы дойти до финала — именно за ними было интереснее всего наблюдать.
Но что важно — они создавали инфоповоды. Навскидку:
— скандал с Джоннибоем, которого не устроило судейское решение.
— Оксимирон выпустил трек с социальной повесткой дня и в какой-то момент. неожиданно покинул турнир (а его оппонент Витя Классик в итоге стал призером)
— был не менее внезапный уход хайповой пары Егор Крид/Лок-Дог.
— был последующий ироничный дисс от Нойза МС, который как будто ребутнулся на баттле.
— был совсем не ироничный дисс от Лочи в ответ.
— Егор Крид стал открытием баттла, а одна только заявка от него набрала больше 5 миллионов на ютубе.
— сами песни. Мы слушали треки Оксимирона, который ничего кроме этого не выпускал, слушали Нойза МС и других звезд, а наши плейлисты собирали очень приличные цифры.
Трушные баттловики таких эмоций не поставляли. Вспоминается лишь расстроенный участник, который взломал сайт баттла.
Интерес постепенно затухал — на это повлияла усталость от продолжительности ивента (около года) и нехватка звезд под конец. По внутренней статистике The Flow результаты первого отборочного раунда собрали примерно в 12 раз больше просмотров, чем треки финалистов.
Кажется, что организаторы сами не понимали, что им делать со свалившимся хайпом. При возможности пересмотреть правила/формат баттла и сделать его более понятным массовому слушателю, было принято решение оставить его негибким и консервативным. Как пример — сложная судейская система, где участников оценивают как завсегдатаи форума, так и известные артисты, но при этом все сводится к условной таблице в “экселе” с малопонятными категориями типа “общее впечатление” и “ритмика и фишки”.
Тут вина не только создателей баттла, но и его core-аудитории — показателен момент, когда главный организатор Санчез все же решил составить пары не в соответствии с внутренним рейтингом, а так чтобы интереснее зрителям. Участники взбунтовались, пришлось все вернуть.
Но справедливо ли упрекать организаторов в неумении делать шоу? Это ведь изначально строгий формат с историей и своим узким кругом почитателей, которые критикуют шаг влево/шаг вправо/прыжок/прихлоп. А сам Санчез не Дана Уайт — у него нет рычагов (например, финансовых), чтобы влиять на участников.
А знаете, что напомнил 17 Независимый? “Версус”.
В начале “Версус” был хайповым шоу. Там было полно рекламы, его все смотрели и обсуждали, они отлично угадывали с героями — будущая звезда Федук и на тот момент более яркий Янг Трэппа, Гарри Топор, СТ, Паша Техник и, конечно, блогеры, которые утирали носы баттловикам на их же поле. Да и судейство было проще, чем у конкурентов — выпивший Хованский был куда интереснее погруженного в тему, но занудного Редо.
Постепенно площадку стали диссить батловики из нижних лиг: «У вас деньги и хайп, но правильные рэп-баттлы у нас». К диссам присоединился даже Оксимирон (в баттле с Гнойным он адресовал часть куплета Ресторатору). Баттл Птахи и Гуфа критиковали все, потому что по канонам баттл-рэпа это было плохо — но он стал последним популярным баттлом на русском.
В течение года-двух баттлы превратились в «профессиональный спорт», а популярные люди туда идти больше не хотели. Во время Fresh Blood 4 зашел разговор про “западный уровень”, а сегодня “Версус” превратился в RBL-2.
Мог бы он и дальше быть хайповым шоу? Да, если бы там сегодня были баттлы «Моргенштерн vs Кизару» или «Мезенцев vs Маркони». Но победила среда, которая хотела баттл ради баттла — она его получила.
17 Независимый доказал, что такие рэп-баттлы — анахронизм. В прошлогоднем интервью его организатор заявил, что это кузница кадров, но кто помнит, чтобы в последний раз участник онлайн-зарубы становился звездой? Такое когда-то давно произошло с Нойзом МС, но получится ли у Вити Классика или Беса — большой вопрос. Это, скорее, краткосрочный буст вроде того, что получила Драмматикс после похвалы Оксимирона.
Ну и остается вопрос, а пойдут ли звезды на следующий онлайн-баттл, если на него не подаст заявку Оксимирон или Моргенштерн?
Мы увидели чудо — турнир, главным призом которого был фит со Слэймом из Black Star, вдруг стал самым обсуждаемым баттл-событием года. “Баттл-рэп сейчас живее всех живых”, — писал Оксимирон о “семнашке”. Тут хочется мысленно добавить “пока я не уйду из него”.
17-й независимый баттл hip-hop.ru привлёк к себе весь свет отечественного рэпа. В нём участвуют Оксимирон, Крид и L’One
Второе пришествие онлайн-баттлов.
10 сентября в 03:00 по Москве закончили приём треков на первый отборочный раунд 17-го независимого баттла hip-hop.ru. За последнюю неделю баттл прошёл стремительный путь от локального соревнования идейных онлайн-батловиков до главного отечественного хип-хоп события года, участие в котором приняло огромное количество людей — от внезапно вернувшихся старожилов площадки до блогеров и массовых поп-артистов, никак не связанных с онлайн-баттлами.
4 сентября Оксимирон внезапно для всех представил трек на тему «В долгий путь» и анонсировал участие в баттле. Трек длится 50 секунд — это одно из ограничений для всех участников, как и тема.
Это не первое появление Мирона Фёдорова на онлайн-баттлах hip-hop.ru. Формально, он стоял у истоков всего этого движения — его первое появление под псевдонимом MC Mif состоялось в рамках первого официального баттла hip-hop.ru ещё в 2001 году. Однако же известность он обрёл на 14-м независимом баттле в 2009 году.
Заявка Мирона десять лет спустя стала для всех неожиданным поворотом: многие считали, что онлайн-баттлы неизбежно уступили по интересу офлайн-площадкам вроде Versus и RBL. Появление столь именитого артиста спровоцировало цепную реакцию, и треки на баттл начали один за другим записывать самые разные музыканты.
По данным организаторов, они получили около десяти тысяч заявок, то есть около десяти тысяч 50-секундных треков. Это рекорд за всю историю баттлов hip-hop.ru — и официальных (организованных администрацией), и неофициальных (организованных пользователями форума).
Одним из самых неожиданных стало появление Левана Горозии (L’One), ушедшего из Black Star со скандалом относительно недавно. Чуть позднее подключился ещё один бывший участник Black Star, также с шумом ушедший с лейбла в этом году — Егор Крид. В комментариях пользователи неоднократно отмечали, что отдаление от Тимати положительно сказалось на артисте.
Все сдают заявки на 17 Независимый баттл. Что это такое?
Oxxxymiron подал заявку на 17 Независимый баттл — и это заставило многих а) тоже подать туда заявки; б) погуглить, что это за баттлы и почему супер-востребованный артист вдруг решает туда пойти. Наш FAQ по баттлам на hip-hop.ru поможет разобраться с этим тем, кто еще не разобрался.
Онлайн-баттлы — это что? Они же все в интернете — значит все “онлайн”?
Не все. Многие уже привыкли к тому, что баттл — это когда двое людей на экране встречаются лицом к лицу и говорят гадости друг про друга. Так было не всегда. Долгое время баттлы в российском интернете были соревнованием треков, а их авторы могли никогда в жизни не видеться. Ты пишешь песню, твой оппонент тоже пишет. Судьи решают, у кого лучше. Это и называлось “онлайн”.
А что такое hip-hop.ru?
Форум hip-hop.ru заработал в середине 2000 года и долгое время был единственным в рунете местом, где можно было пообщаться поклонникам рэпа. Более того, со временем он стал площадкой, где рэп-артисты и их поклонники могли вступить в диалог, такой прото-социальной сетью своего времени. Здесь в разное время сидели участники Касты, молодые Гуф, Noize MC, Паша Техник и Мирон Федоров — список можно продолжать очень долго.
Когда вообще прошел первый баттл на hip-hop.ru? И кто там участвовал?
Первый Официальный баттл прошел в 2001 году. Заявки подали 21 человек, а победителем стал Ветал, участник группы iSquad.
Кто судил это все?
Популярные форумщики. Среди них были как рэп-звезды (например, Влади), так и просто уважаемые внутри форума люди. Постоянным судьей долгое время был Дмитрий “Габонская гадюка” Егоров, который потом судил Versus. “У меня была возможность с хорошим интернетом скачивать кучу позиций в разделе “Демо-музыка”, — говорит он. — Я писал про эти треки, рецензировал их, и когда началось обсуждение, кого позвать в судьи Пятого официального, позвали меня”.
Как все происходило технически?
Первый и второй раунд были отборочными. Потом участников делили на пары жеребьевкой, дальше они соревновались друг с другом в плей-оффе. На каждый раунд заявлялась специальная тема — и участникам предлагалось раскрыть ее в треке. Цели задеть соперника изначально вовсе не было — форум был маленький, все дружили. Даже наоборот, это воспринималось как минус, за “дисс” могли лишить баллов.
У некоторых получались настоящие песни. Хороший пример (из более поздних времен) — “За закрытой дверью” Noize MC. Она изначально писалась для баттла, но потом, в измененной версии, зажила самостоятельной жизнью и стала одним из первых хитов Ивана.
А что давали победителю?
Поначалу призов не было вовсе, но со временем у баттлов начали появляться спонсоры. Пятый официальный баттл, к примеру, спонсировали магазины одежды, призы были соответствующие. Noize MC вспоминал, что за свою победу в баттле получил iPod и микрофон. Иногда призами были часы записи на студии. Позже появились и денежные призы. Но главным все же оставался респект.
Так, речь же сейчас идет про официальные баттлы. А что такое Неофициальные?
В официальных участвовали звезды рэп-интернета того времени, перерывы между ними были долгими. Чтобы чем-то занять межсезонье, были придуманы неофициальные (или независимые) баттлы — их организовывала не администрация форума, а обычные пользователи, у которых было больше свободного времени.
“На словах звучит просто, но де факто, чтобы это организовать, нужен был определенный организационный капитал, — вспоминает Дмитрий Егоров. — И хотя это были неофициальные баттлы, они поддерживались “сверху” администрацией”.
Первый Неофициальный баттл прошел в феврале 2003 года, в нем приняло участие 17 человек.
Неофициальные тоже судили звезды?
Сначала в судьях были популярные форумщики и модераторы, потом стали появляться и рэперы.
В том же 2003 году на 5 Неофициальном баттле одним из судей стал Паша Техник. Он придумывал для участников интересные темы раундов — одна из них звучала как “Мой клитор больше твоего”. После такого многие саботировали баттл.
А как вообще оценивали сданные треки? На что обращали внимание?
Критерия было два — “текст” и “подача”. Потом к нему добавился еще один — “общее впечатление”.
Почему трек, который ты сдавал на отбор баттла, не мог превышать 60 секунд?
Чтобы экономить время судей, которые избегали участи отслушивать несколько сотен (а потом и тысяч) длинных треков. Это ограничение касалось только первых раундов, в полуфиналах и финалах могли быть треки по пять и по восемь минут.
Рэперы, которые выигрывали эти баттлы, потом добивались хоть какого-то успеха как артисты?
Не всегда — это касается как победителей Официальных, так и Независимых баттлов. Но некоторые смогли конвертировать баттловые победы во что-то большее: например, St1m (выиграл 7 Независимый и 5 Официальный), Loc-Dog (13 Независимый), Noize MC (7 Официальный).
А разве Oxxxymiron ни разу ничего не выиграл?
Нет. В 2009 году он участвовал в 14 Независимом баттле, где дошел до полуфинала и проиграл Саше Честу. Многие форумщики тогда ждали финала “Oxxxymiron — Бабангида”, но он так и не случился. В итоге Бабангида вынес Честа и стал победителем.
Можно для примера несколько треков, которые рэперы писали для баттлов?
Noize MC в финале 7 Официального баттла. Тогда он победил, и неудивительно: песня слушается как манифест человека, максимального уверенного в своих силах.
Новосибирский человек-вокабуляр Дядя Женя против Вити СД. Дядя Женя был легендой hip-hop.ru: по слухам, имел кандидатскую степень, не употреблял в текстах слова с буквой «р», после победы в баттле (как и полагается легенде) пропал с радаров.
Oxxxymiron против Бабангиды, тот самый 14 Независимый баттл.
Бабангида — и его трек на 9 Официальный баттл, посвященный нашумевшей истории с Ромой Жиганом и объединением Vagabund.
Тот же самый 9 Официальный баттл. Хаски выступает в паре против Очередного МС, также известного как Сега из группы Anacondaz.
Re-Pac и песня, с которой он взял последний на текущий момент Официальный баттл — Девятый.
А кроме баттлов на hip-hop.ru были другие?
Конечно! В 2005 году стало появляться много других баттлов. Одним из самых известных был InDaBattle, его выиграл Johnyboy.
Как сейчас дела у онлайн баттлов?
Не очень хорошо. Последним громким баттлом на hip-hop.ru был Девятый официальный (2011 год, в финале сошлись Рем Дигга и Re-Pac), после этого интерес стал угасать. Начавшийся через пару лет бум оффлайн-баттлов и вовсе добил онлайны: многим смотреть на живых рэперов было интереснее, чем слушать треки ноунеймов, которых не видишь. Опять же, это лучше монетизировалось.
Ажиотаж вокруг 17 Независимого баттла — только из-за Мирона Федорова?
В общем, да, но его заявка повлекла за собой цепную реакцию. Треки на баттл начали сдавать как люди, знакомые нам по оффлайн-баттлам (Микси, Палмдропов, Басота), так и совсем далекие от баттлов (Леван Горозия, Петар Мартич из Пасош). Можно предположить, что будут заявки и от других их коллег.
Оксимирон и Егор Крид участвуют в интернет-баттле hip-hop.ru. Что происходит?
В начале сентября Оксимирон внезапно заявился на 17-й независимый баттл hip-hop.ru. Вслед за ним туда подались люди вроде Егора Крида, Левана Горозии и Ильи Соболева. Онлайн-баттлы впервые за 10 лет стали интересны широкой аудитории. По просьбе «Афиши Daily» редактор The Flow Алексей Горбаш объясняет, что вообще происходит.
Также по просьбе «Афиши Daily» Алексей Горбаш выбрал лучшие заявки на 17-й независимый, а мы сделали из них плейлист.
Главный тренд последних недель — 17-й независимый баттл форума hip-hop.ru Прием заявок туда велся еще с начала июня, но всеобщее помешательство началось благодаря «эффекту Оксимирона»: 4 сентября Мирон Федоров опубликовал свою заявку. И за следующую неделю количество присланных на баттл треков удвоилось. Среди участников вдруг оказались поп-артист Егор Крид, блогер Эльдар Джарахов, комик Satyr — и это лишь малая часть новоиспеченных звездных баттлеров.
Что это вообще за баттлы?
Онлайн-баттлы hip-hop.ru проводятся еще с начала нулевых. Формат простой: участнику дается тема для трека и несколько недель, чтобы его написать. Вначале судьи отбирают рэперов, которые попадут в основную сетку турнира. Там их разбивают на пары: проходит тот, кто получил больше всего голосов от судей.
В судьях, как правило, сидят либо победители прошлых баттлов, либо просто заметные в рэп-среде люди: например, там были Влади из «Касты» и Дмитрий Егоров (он же Габонская Гадюка), который потом судил Versus. После массового исхода судей (многие переключились на участие) организаторы планируют позвать и просто «медийных людей» (что логично, учитывая, сколько непрофильных артистов принимает участие в баттле).
Баттл, о котором мы пишем здесь, называется независимым, потому что в его организации не принимает участия администрация форума hip-hop.ru. Они организовывают как раз официальные баттлы. Последний прошел в 2011 году, на нем победил Re-Pac.
История баттлов всегда была плотно связана с самим форумом hip-hop.ru. В нулевых — местом силы и общения людей, которые позже сформируют повестку жанра в России. Там сидели еще живущие в Ростове Влади и Шым, подросток Мирон Федоров и Алексей Долматов (Гуф), грозившийся серьезно повлиять на жанр.
Кто, помимо Оксимирона и Noize MC, прославился благодаря баттлу hip-hop.ru?
Дядя Женя — человек, уделявший столько внимания текстам, схемам и хитрым вордплеям, что ему и сегодня позавидуют многие артисты жанра. Рэп Дяди Жени — в лучшем смысле задротский, тяжелоподъемный и нехитовый. В принципе, такой же, как и сам мир онлайн-баттлов.
Бабангида же долгое время был одним из его символом, потому что к мощным текстам он добавил много идеологии: противопоставление себя всему русскому рэпу, пренебрежение качественным звуком и абсолютная анонимность. От Боба (так его сокращенно называли на форуме) много лет ничего не слышно, и люди по-прежнему понятия не имеют, как его зовут на самом деле и что происходит в его жизни сейчас. На 14 Независимом многие ждали финал «Oxxxymiron — Бабангида»: оба считались главными талантами форума, но Мирон проиграл в полуфинале Саше Честу, а баттл в итоге взял Бабангида.
Кто придумал 17-й независимый?
Чтобы лучше понять устройство онлайн-баттлов и цели 17-го независимого, мы связались с его организатором Александром Петровым. Он объяснил, в чем разница между официальными и независимыми баттлами (ответ очень простой), не боятся ли организаторы стать жертвами звездных артистов и почему Александр рад, что баттл пройдет без участия Бабангиды.
— Откуда желание провести онлайн-баттл в 2019 году?
— Это мой крупный онлайн-проект. До этого я занимался своим офлайн-баттлом «Staffka», он «ведет» мысль hip-hop.ru, мы сделали его копию в офлайне: где во главе угла творчество, а не обсиралово.
Наш форум — старый, уже умирает. Я предлагал организаторам помощь и перед предыдущими баттлами, но тогда они говорили, что справятся сами. И сейчас администрация написала сама [и спросила], не хочу ли я организовать 17-й независимый.
Долго думал, это большая ответственность. Грубо говоря, ты теряешь год из жизни и не получаешь никакой прибыли, все за идею. Творчество творчеством, но жить на что‑то нужно. Я прикинул все за и против и подумал, что если все получится, будет неплохо вписать свое имя в историю. И конечно, [хотелось] оживить форум. Больно смотреть, как он умирает. Пока что мы достигли всех целей, которые ставили к этому этапу.
— Понятия «независимый» и «официальный» не превратились в формальность?
— Официальные баттлы проводит администрация форума. Но там взрослые дядьки, они работают и занимаются своими делами. Наверняка им не до организации баттла. Их позиция такая: 9-й официальный очень сложно переплюнуть по именам (там участвовали, среди прочего, Рем Дигга, Бабангида, Очередной МС, Дуня и другие — Прим. ред.) — тогда это было очень актуально и круто, а сейчас никому не нужно. Туда же и спонсоров надо привлекать — а им неинтересно.
А независимые баттлы проводят форумщики. Мы согласовали детали с администрацией: участие должно быть бесплатным, мы не можем вешать баннеры на форуме. Мы не должны продавать услуги от имени hip-hop.ru. Баттл делается на его базе, но остается независимым.
— «Сейчас это никому не нужно». Так и было?
— Да. Пока не залетел Оксимирон. Я всех приглашал, была большая рекламная кампания, но людям было неинтересно.
До Мирона мы получили четыре тысячи заявок за четыре месяца: в основном ноунеймы и локальные герои, без звезд. А в последний день приема заявок мы получили еще четыре тысячи. Всего получилось около девяти с половиной тысяч. Но там надо разбираться: есть уже залитые треки, есть дубли — люди, специально приславшие несколько файлов. Точное число поймем уже после того, как отслушаем все. Думаю, останется порядка девяти тысяч.
— Что будет дальше?
— Во второй раунд пройдут те, кто наберет от 17 баллов из 25 возможных: один трек оценивают пять судей, каждый ставит от 0 до 5. Мы рассчитываем, что это будет человек 500. Есть фишечка: судьи иногда ошибаются. И мы запустили конкурс видеоклипов на треки с первого раунда. И если кто‑то не пройдет из‑за ошибки судьи или еще по каким‑то причинам, мы сможем пропустить участника благодаря классному видео.
Второй раунд — дается тема и три недели на написание трека. Там судьи начнут оценивать по 10-балльной шкале. И дальше пройдут уже 252 человека. Они распределяться в плей-офф-сетку: будут зона «Инь» и зона «Ян».
В каждой из сеток по 126 участников — соответственно, 63 пары. Получается нечетное количество. Это сделано так, потому что мы бросаем «спасательный круг»: весьма вероятно, что в третьем раунде схлестнутся фавориты. Условно, в пару попадут Оксимирон и Егор Крид. И на такой стадии будет обидно потерять сильного участника. В каждой сетке дальше пройдет участник, набравший максимальное число баллов среди проигравших в своей паре.
Таким образом останутся 64 участника — и пойдет полноценный плей-офф, без возможности спастись.
— Судьи могут подсознательно «тащить» звездных артистов?
— Для нас и судей имена не показатель. Наша цель — открыть как раз новые имена. Помочь им продвинуться. Да и на баттлах есть куча примеров, когда более именитый участник вылетал, потому что сделал плохо. Значит, ему там не место.
— Баттл продлится год. Не боитесь растерять аудиторию?
— Мы стараемся донести это до аудитории, сейчас готовим видео на тему. Хотя эта информация и так есть везде: баттл длится год, после него планируется фестиваль. Но многие люди не любят читать.
— Чья заявка удивила больше всего?
— Меня удивило, что многие судьи решили покинуть кресло и записаться. У нас человек 10 залетели на баттл, включая Johnyboy, St1m, победителя 9-го официального баттла Re-Pac.
Если честно, удивился, когда Егор Крид ответил, что пришлет заявку. И он проделал хорошую работу. Удивили блогеры, которые сделали круто, тот же Джарахов. [Удивило], что участвует такой культовый персонаж, как Fuze. Илья Соболев с Comedy сдал трек — ничего себе!
— От кого ждали, но не получили заявку?
— От Schokk (он же Дима Бамберг, бывший соратник Оксимирона. — Прим. ред.), как и многие участники. Но он что‑то не отвечает и не хочет. Изначально звали его в судьи, а он никак. Было бы круто, залети [на баттл] Ноггано, но увы.
— А Бабангида?
— Многие хотели, чтобы был Бабангида или Дядя Женя. Но либо люди повзрослели, либо они просто не в курсе. Но я не сильно расстроен, что их нет. Не думаю, что такая музыка будет актуальна в 2019 году. Дядя Женя — допустим, но Бабангида — точно нет.
— Потому что онлайн-баттлы — это в первую очередь про музыку?
— Да, определенно. Вот в прошлом баттле участвовал TumaniYO. Он не выиграл, но сейчас подписал контракт с Hajime Records [где записываются, среди прочих, Miyagi и Andy Panda]. Ради таких моментов и проводятся интернет-баттлы — чтобы чувак, которого никто не знал, стал пробиваться. Мне было обидно, когда человек, победивший на прошлом баттле (Адик 228. — Прим. ред.), просто получил деньги, и про него все забыли.
— Форум на самом деле ожил?
— Это в первую очередь люди, которые заходят просто посмотреть. Но активность очень возросла. И интерес к баттлам поднялся. Поэтому мы уже достигли своей цели. Кстати, Роскомназдор почему‑то заблокировал нам хостинг: мы входим в реестр запрещенных сайтов. Блокировка прилетела за тему из 2016 года, которой давно нет на форуме. Пытаемся разобраться с этим. (на момент публикации текста Роскомнадзор уже исключил hip-hop.ru из реестра запрещенных сайтов — Прим. ред.)
— Как сейчас выглядит костяк форума?
— Для многих это будет удивлением, но в основном на форуме сидят взрослые дядьки, которым хорошо за 30. И это жесткие тролли, которые пытаются задеть всех и каждого. Не все понимают такой юмор. Раньше были и сходки, надеюсь, это возродится. Да и просто хочется, чтобы люди больше общались и все у всех было замечательно.
— 17-й независимый — это импульс для дальнейшего развития онлайн-баттлов или одиночная вспышка?
— Мы хотим, чтобы онлайн-баттлы процветали. Чтобы это был не просто импульс. Хотя я осознаю, что такой баттл будет сложно переплюнуть: много имен, большой призовой фонд, внимание СМИ. Вряд ли такое можно повторить. Буду рад, если ошибаюсь.
Мы прорабатываем платформу для развития онлайн-баттлов. Хотим вносить новшества. Если это станет отправной точкой для молодых исполнителей — будет здорово.