лучшие тяговые аккумуляторы 12 вольт для лодочного мотора
Аккумулятор для лодочных электромоторов
Аккумулятор — это самое важное при эксплуатации лодки с электромотором. Последнее время электромоторы набирают популярность благодаря своей неприхотливости, тихой работе, не требовательности к обслуживанию. Но как выбрать аккумулятор, чтобы он полноценно раскрыл возможности электромотора, а также долго служил без особых проблем?
Обычный автомобильный (стартёрный аккумулятор) тут не подойдёт — жизнь в таких условиях будет недолгой! Поэтому нужны тяговые аккумуляторы, которые хорошо переносят глубокий разряд и не деградируют после полной высадки — происходит резкое падение характеристик и в частности емкости
Современные производители лодочных моторов для троллинга рекомендую к эксплуатации два вида тяговых АКБ, которые можно использовать для лодочных электромоторов: AGM и GEL
И сегодня мы хотим рассказать про аккумуляторную батарею Odyssey 34M-PC1500 TROLLING Thunder/Marine Dual Purpose емкостью 68Ач
Батарея выдерживает большое количество глубоких разрядов, может находиться без подзаряда длительное время, и после этого при заряде восстановить свою полную емкость.
Аккумулятор имеет удачное сочетание следующих параметров:
— Технология TPPL;
— 400 циклов при глубине разряда 80%. Быстрый прием заряда;
— Расширенный диапазон температур эксплуатации;
— Первичный свинец и сплав решетки пластин без примесей;
— Высокая удельная мощность;
— Усиленный корпус и толерантность к вибрациям;
— Необслуживаемая конструкция VRLA;
Самая лучшая цена, всегда в наличии на складе и самая свежая дата производства у нас — нажимаем чтобы перейти…
Лучшие тяговые аккумуляторы
Статья обновлена: 2021-02-20
Питание электромоторов транспорта и другой техники с электроприводом обеспечивают аккумуляторы тягового типа. Такие источники питания устанавливаются на:
Отличия тяговых АКБ от стартерных
От автомобильных аккумуляторов стартерного типа они отличаются назначением и принципом работы. Стартерные модели на короткое время дают большие пусковые токи при включении мотора, а затем отдыхают и подзаряжаются от генератора работающего мотора. Тяговые батареи обеспечивают электропитание двигателя постоянно, в течение всего времени его работы.
Именно тяговые АКБ рассчитаны на применение в циклическом режиме разряд-заряд. Они:
Какие тяговые аккумуляторы лучше?
К категории тяговых батарей относятся некоторые виды свинцово-кислотных АКБ (созданные по технологиям WET, AGM, GEL), щелочные и литиевые модели.
WET – модели с жидким электролитом
Такие батареи производятся по классической технологии – с жидким электролитом в виде раствора серной кислоты. От стартерных моделей они отличаются использованием более толстых пластин. Цена таких моделей наиболее доступна, но по остальным параметрам они уступают конкурентам. В частности, заряжать WET батареи допускается только в специальных помещениях с эффективной системой вентиляции. Тем не менее, модели этого типа нередко используются на электропогрузчиках.
AGM – Absorbent Glass Mat
В аккумуляторных батареях этого типа роль электролита выполняет кислота в форме жидкости – как и в автомобильных аккумуляторах. Но между электродами находится сепаратор из микропористого стекловолокна. Он впитывает и удерживает электролит по принципу губки, не позволяя ему растекаться. Тяговые батареи AGM типа нередко используются для оснащения самоходных штабелеров, электрических тележек и других видов складской техники.
Они не требуют обслуживания, лучше противостоят сульфатации электродов (по сравнению с обычными свинцово-кислотными моделями), допускают использование на боку и служат около 800 циклов. Среди недостатков AGM моделей стоит выделить их тяжелый вес, падение напряжения на морозе, чувствительность к высоким напряжениям и недопустимость хранения при уровне разряда ниже 30%.
GEL – GEL Electrolite
Тяговые аккумуляторы гелевого типа производятся с добавлением в жидкий электролит компонентов на основе оксида кремния. Благодаря ему электролит приобретает гелеобразную консистенцию. Такие АКБ производятся в герметичном корпусе, не требуют обслуживания и могут работать в любом положении. По сравнению с AGM и WET батареями гелевые АКБ:
Из недостатков у них остался тяжелый вес, чувствительность к разрядам ниже 25%, содержание свинца и необходимость специальной утилизации.
Щелочные
К этой категории относятся тяговые АКБ из никель-кадмиевых или никель-металлгидридных элементов питания. Номинальное напряжение таких элементов составляет около 1,45 В, рабочее – 1,25 В. Для сборки батареи нужного вольтажа элементы соединяются последовательно.
NiCd модели отдают большие токи, способны работать при низкой температуре и допускают хранение в разряженном состоянии. Но они токсичны и имеют выраженный эффект памяти, поэтому используются все реже. Аккумуляторы Ni-MH нетоксичны и могут использоваться на морозе, но имеют меньший циклический ресурс и боятся высоких температур.
Литий-ионные (Li-ion)
В многочисленных рейтингах тяговых аккумуляторов заслуженно побеждают легкие и энергоемкие литий-ионные батареи. Их появление в свободной продаже поспособствовало развитию и популяризации персонального электротранспорта, позволило создавать более легкий транспорт на электротяге с большой дальностью пробега на 1 заряде. Литий-ионные батареи создаются из элементов цилиндрической или призматической формы и оснащаются BMS платами для защиты от опасных состояний.
Преимуществами Li-ion батарей являются:
Литий-железо-фосфатные (LiFePO4, LFP)
Этот подвид Li-ion батарей имеет катод из фосфата железа. Благодаря этому обеспечивается циклический ресурс свыше 2000 циклов, высокая химическая и термическая устойчивость элементов, большие токи заряда/разряда, стабильное напряжение разряда и максимальная безопасность применения. Дополнительными плюсами LFP аккумуляторов выступают:
Поэтому лучшими тяговыми аккумуляторами на сегодня признаны модели на основе литий-железо-фосфата. Они обеспечивают питание лодочных электромоторов, устанавливаются на электромобили, велосипеды на электротяге, гольфкары, инвалидные коляски, складскую и клининговую технику.
По удельному весу LiFePO4 батареи немного тяжелее остальных Li-ion моделей, но все же они вдвое легче свинцово-кислотных аккумуляторов. Номинальное напряжение у LFP аккумуляторов составляет 3,2 В на элемент – ниже, чем у остальных Li-ion элементов, но выше чем у щелочных моделей. Поэтому лучшим выбором тяговых АКБ для всевозможных видов техники на электротяге считаются батареи типа LiFePO4.
На нашем сайте вы можете купить литиевые АКБ российского производителя «Виртус Технолоджи» с гарантией качества и доставкой по всей России.
Предыдущую статью блога VirtusTec мы посвятили вопросу: какой аккумулятор выбрать для лодочного электромотора.
Какие бывают тяговые аккумуляторы для лодок и в чем их особенности
Бензиновые моторы работают на топливе. Это позволяет владельцу взять с собой определенный запас, чтобы дозаправить топливный бак, если горючее кончилось. В случае с электромотором с «дозаправкой», могут возникнуть трудности.
Перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом и подберите себе оптимальный источник заряда для вашего электромотора. Какие бывают тяговые АКБ, а также как выбрать лучший аккумулятор для лодочного электромотора? Об этом и поговорим.
Особенности аккумуляторов для лодочных моторов
У электромоторов есть как положительные, так и отрицательные стороны эксплуатации. Например, если вы находитесь вдалеке от цивилизации, у вас нет доступа к электросети. А значит вы не можете зарядить аккумулятор для электромотора. Но, с другой стороны, стоимость, обслуживание таких двигателей будет дешевле, чем бензиновых. Начинающие лодочники, приобретая электромотор, также иногда забывают купить к нему тяговый аккумулятор.
Автономность тяговых аккумуляторов — это неоспоримое достоинство. При покупке тяговой АКБ нужно помнить о следующих правилах:
Лодочникам, приобретающим тяговый АКБ, нужно знать, что такие аккумуляторы не стоит хранить зимой в неотапливаемом помещении, так как при температуре ниже — 20 по Цельсию они могут прийти в негодность.
Виды тяговых аккумуляторов
Аккумуляторный лодочный мотор используется во многих видах транспорта, например, троллейбусы, электромобили, вилочные погрузчики. Преимущества — высокий запас хода по сравнению с бензиновыми моторами, экологичность и безопасность. Для начинающих рыболовов главным достоинством станет удобство настройки и быстрый запуск.
Виды тяговых аккумуляторов:
К положительным сторонам батарей данного типа можно отнести:
Единственным минусом является стоимость – от 20 до 25 тысяч рублей.
AGM батареи — новая технология среди аккумуляторных батарей. Это абсорбированное стекловолокно. Технология интересна тем, что в отличие от обычных свинцовых АКБ в них не используется жидкость в качестве электролита. Основу составляет пористый слой из спрессованного стекловолокна.
Свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы — распространенный тип аккумуляторных батарей. Структурно это свинцовые пластины, погруженные в отсеки с кислотой. Они популярны в качестве стартовых аккумуляторов.
Главный плюс таких аккумуляторов — это доступная цена и высокий ресурс. Недостатки – необходимость регулярного обслуживания и риск выхода из строя при неустойчивом положении (нивелируется жесткой установкой или дополнительными элементами крепежа).
Эксплуатация автомобильных АКБ
Среди начинающих любителей рыбалки существует нездоровая тенденция устанавливать автомобильный аккумулятор в качестве тягового. Этого не следует делать по следующим причинам:
Несмотря на схожие функции, лодка используется не так часто, как автомобиль (за редким исключением). Поэтому следующим летом батарею придется менять по причине того, что она выдохнется. Не все лодочные моторы имеют генератор, что также накладывает ограничения на использования автомобильной АКБ.
Не надо экономить на тяговом аккумуляторе для лодочного двигателя. Если вас заинтересовала какая-то конкретная модель то поищите информацию о ней на тематических сайтах, посмотрите обучающее видео на хостингах. Не всегда доступная цена — это признак хорошего товара.
Что стоит учесть при выборе АКБ?
Покупая аккумуляторную батарею для лодочного мотора, учитывайте свой бюджет. Можно разделить тяговые АКБ на три условные категории по критерию «стоимость»:
Важно: Так как GEL и AGM батареи не любят перегрузки в процессе подзарядки, стоит приобрести специальное зарядное устройство с функцией ускоренного восстановления заряда.
Главное удобство состоит в том, что зарядник универсален для батарей разной емкости (10-150 А/ч), а значит будет работать как компенсатор при перезаряде.
При выборе подходящей тяговой АКБ для лодочного электромотора (на 12в) надо учитывать следующие факторы:
Советы экспертов по выбору
Для питания электродвигателя лодочного мотора используются тяговые аккумуляторы по технологии с жидким электролитом (обслуживаемые) или GEL (необслуживаемые и герметизированные) напряжением 6, 12 вольт. Емкостью от 100 до 200 ампер час. Перед покупкой аккумулятора на электромотор!
Пожалуйста, рассчитайте среднее время работы мотора исходя из примерных данных: мощность мотора (например, в паспорте написано 30 ампер, это означает, что при 100% заряженном аккумуляторе, емкостью в 100 Ah лодка проплывет 100/30=3.3час. Но это в теории! на практике до трех часов максимум, пока он новый.
Срок службы лодочных аккумуляторов? Первый и основной фактор «убивающий» аккумулятор раньше времени — это качество заряда. При несовпадении входящего тока и мощности АКБ будет, ибо медленно заряжаться либо быть перегруженной высоким зарядом.
Второй — сезонное хранение в недозаряженном состоянии при отрицательных температурах. Третий — глубина разряда!
Популярные производители и их особенности
Самыми известными брендами лодочных моторов и аккумуляторов являются Deka и Minn Kota. Рассмотрим несколько моделей:
Тяговые АКБ различаются по техническим характеристикам. Поэтому рекомендуем не спешить с выбором. Вы можете почерпнуть массу полезной информации просмотрев обзоры и учебные видео по этой теме. Вот несколько примеров:
Подводя итог
Выбор тягового аккумулятора на 12 вольт для лодочного мотора зависит от характеристик вашего двигателя и бюджета.
А если вы уже лодочник со стажем, не экономьте и купите хороший гелевый АКБ. АКБ на 150-200 А/ч есть смысл покупать только если у вас не лодка, а небольшая яхта.
Впрочем, для них существуют отдельная категория батарей. Главное, чтобы аккумулятор подходил к вашему электромотору и не отказал в неожиданный или неподходящий момент. Ведь неприятно застрять посреди водоема и выгребать потом на веслах.
Выбираем лучший литиевый аккумулятор
Тест 12 литиевых аккумуляторов для лодки, лодочного электромотора, эхолота
Владельцы лодок уже давно полагаются на свинцово-кислотные аккумуляторы для запуска своих двигателей и питания лодочных электромоторов, подключения эхолота, питания электрических ламп и, в наши дни, для подключения инверторов для запуска бытовых приборов, таких как чайники, микроволновые печи и многое другое (если конечно у вас большая яхта или катер). Тем не менее литиевые батареи предлагают гораздо лучшую производительность и срок службы, но по гораздо более высокой цене. Так не пора ли вам переключиться с технологии 19-го века на технологию 21-го?
Общепринятое эмпирическое правило для свинцово-кислотных аккумуляторов заключается в том, что ёмкость аккумулятора должна быть вдвое больше, чем вы, вероятно, будете использовать в течение одного дня или между перезарядками. Это связано с тем, что большинство свинцово-кислотных аккумуляторов не следует регулярно разряжать до уровня ниже 50% от их ёмкости, иначе их срок службы быстро сократится. Некоторые свинцово-кислотные технологии помогают улучшить этот показатель, но с большими финансовыми затратами для владельца АКБ.
В то же время, чем быстрее вы забираете энергию из свинцово-кислотной батареи, тем меньше общей ёмкости вы получаете. Обычно, батарея, которая дает вам 100 Ач, если она разряжается при токе 5А, то в течение 20-часового периода её работы, отдаст вам только 80 Ач, если вы разряжаете аккумулятор при токе в 20А, то в течение 5 часов вы получите ёмкость и 50 Ач, если вы разряжаете при 100А, то батарея будет отдавать энергию в течение номинального 1 часа. Это становится особенно важным, если вы приводите в действие инвертор или запитываете от аккумулятора лодочный электромотор.
Таким образом, номинальная емкость свинцово-кислотной батареи должна быть еще больше, если вы регулярно снимаете с неё большие токи.
Кроме того, количество полезных циклов, которые любая батарея даст вам в течение своего срока службы, определяется тем, насколько сильно вы её разряжаете каждый раз, называется это глубина разряда, и как быстро вы отключаете питание.
Самый дешевый свинцово-кислотный аккумулятор для отдыха, продаваемый в среднестатистическом магазине, вероятно, даст вам в лучшем случае 100-125 циклов при 50% глубине разряда. Если вы регулярно разряжаете батарею до 80% (т.е. оставляете лишь 20% её первоначальной ёмкости), этот показатель упадет до 25-30 циклов, после чего у вас, вероятно, останется только 50-60% от первоначальной максимальной ёмкости. Если вы разрядите батарею до 90% (остаток 10%) – когда свет начнет тускнеть – вы, вероятно, получите в итоге не более 10-20 циклов заряда/разряда.
Самые лучшие аккумуляторные батареи для вашей лодки и лодочного мотора, которые только есть в продаже улучшат эти показатели, но обычно не намного, и вам, как правило, придется искать тяговые батареи, предназначенные для питания электромобилей, чтобы получить более 500 циклов при 80% глубине разряда. Батареи глубокого цикла от Vetus и свинцово-углеродные батареи от DBS Leoch дадут еще больший срока службы и больше циклов.
И еще одна проблема на лодке со свинцово-кислотной батареей – это сульфатация. Оставьте аккумулятор на зиму с 80% зарядом, и это станет её максимальной ёмкостью, независимо от того, на сколько вы зарядите батарею впоследствии. Сделайте это два года подряд, и вы снизите ёмкость уже до 60%.
Являются ли литиевые батареи лучше свинцово-кислотных?
Утверждается, что литиевые батареи перевернули все эти ожидания производительности с ног на голову. Маркетологи и продавцы утверждают, что разрядная ёмкость составляет почти 100% даже при разряде 100А, а срок службы более 2000 при аналогичных разрядных токах и 80% глубине разряда.
Цель нашего теста состояла в том, чтобы проверить эти утверждения.
Чтобы обеспечить беспристрастность и справедливость для всех литиевых аккумуляторов, мы заряжали каждую батарею во время тестирования одобренным литиевым зарядным устройством – либо тем, которое поставляется вместе с ней, либо умным зарядным устройством Victron, либо Mastervolt ChargeMaster Plus. Затем мы провели три измеренных разряда (с перезарядкой между каждым) и измерили Ач, который батареи выдавали:
Свинцово-кислотные и литиевые батареи: факты
На протяжении более 100 лет в большинстве аккумуляторных батарей использовались свинец и серная кислота, впервые изобретенные в 1859 году Гастоном Плантом. Затем в 1970 году появились литиевые батареи, которые на 50% легче, без эффекта памяти, в десять раз больше срока службы (больше количество циклов заряда/разряда) и способны выдавать почти всю свою номинальную ёмкость даже при самых высоких токах разряда.
Но у лития есть и недостатки. Первый – это стоимость, в четыре раза превышающая цену эквивалентной свинцово-кислотной батареи, а второй – безопасность. Литий – это высокореактивный металл, который бурно реагирует при соприкосновении с водой или даже влагой в атмосфере, если элемент поврежден, и если он загорится, использование воды для его тушения не очень хорошая идея, а когда вы на открытой воде, пожар тушить особо то и не чем.
Использование соединений лития значительно снижает, но не устраняет пожароопасность. Оксид кобальта лития (LiCoO2) обладает высокой плотностью энергии, но большими рисками для безопасности, особенно при повреждении. Более низкоэнергетические, но более безопасные соединения включают оксид марганца лития (LiMn2O4) и фосфат железа лития (LiFePO4). Последний стал предпочтительным материалом для батарей умеренной производительности и из него как раз и состоят все блоки аккумуляторных батарей, которые мы тестировали.
Что находится в литиевой батарее?
Фактически литиевая батарея состоит из нескольких блоков основных элементов, и они могут значительно отличаться по размеру и форме. Они могут быть плоскими и в форме призмы, но в этом случае в батарею поместится только четыре блока в общей сложности. Или они могут быть цилиндрическими, в форме “швейцарского рулета”, со слоями анода и катода, свернутыми вместе с разделителем между ними.
Эти цилиндрические ячейки могут быть удивительно маленькими, примерно размером с батарейку типа АА, это если говорить о модели 18650, в результате чего аккумуляторный блок мощностью 85 кВт, используемый в автомобиле Tesla, состоит не менее чем из 7104 таких ячеек!
Номинальное напряжение одного литий-ионного элемента составляет 3,2 В, Это означает, что аккумуляторы, которые состоят из четырех ячеек дадут вам на батарею номинальное напряжением 12,8 В, что близко к свинцово-кислотному аккумулятору, который имеет шесть ячеек по 2,1 В и напряжение 12,6 В. Это позволяет нам напрямую менять свинцово-кислотную батарею на литиевую.
Системы управления литиевыми батареями (Battery Management Systems) или BMS
Для того чтобы сохранить ожидаемый срок службы литиевой батареи и обеспечить ее безопасность, необходимо, чтобы она не разряжалась ниже определенного напряжения, при максимальном токе, а в элементах поддерживались равные напряжения. Также зарядный ток и напряжение не должны превышать определенных значений. Для больших аккумуляторных батарей в автомобилях это потребовало отдельной и сложной электронной системы управления батареями, а также специально разработанного зарядного устройства.
Прорыв с нынешней новой культурой морских литиевых батарей заключается в том, что все они включают в себя встроенные системы управления батареями, либо в корпусе, либо в виде простого подключаемого устройства, и в результате этого их можно заряжать с помощью существующих зарядных устройств.
Единственное условие состоит в том, что зарядное устройство должно обеспечивать максимальное напряжение 14,4 В, которое типично для гелевое свинцово-кислотных тяговых батарей.
Однако некоторые поставщики указали, что если вы собираетесь получить максимальную ёмкость своих батареях, вы должны использовать зарядное устройство (ЗУ) с определенными настройками именно для литиевых батарей, а некоторые производители предоставили нам такие ЗУ.
Или если аккумулятор используется в катере или лодке или доме на колесах, с генератором переменного тока с приводом от двигателя, они рекомендуют установить зарядное устройство между пусковым АКБ двигателя и литиевой сервисной батареей, чтобы обеспечить максимальную скорость зарядки, защищая как генератор, так и батарею от чрезмерных токов.
Система управления батареями (BMS) является ключевым компонентом всех литиевых аккумуляторов и аккумуляторных блоков. Если напряжение падает ниже определенного заданного уровня, обычно где-то между 9,0 В и 10,0 В, или ток становится слишком высоким, BMS выключает внутреннее реле, и ток перекрывается.
Если это происходит, некоторые производители оставляют батарею постоянно выключенной до тех пор, пока к ней не будет приложено зарядное напряжение, в то время как другие позволяют батарее перезагрузиться через несколько секунд после отключения нагрузки.
BMS также уравновесит отдельные элементы в батарее – то есть приведет все напряжения к одному и тому же уровню. Это важно для поддержания длительного срока службы. Система также отключит напряжение на клеммах во время транспортировки аккумулятора.
Литиевые батареи для запуска двигателя
Ни одна из испытанных нами литиевых батарей не подходит для запуска двигателя. Для этого нужен очень большой ток для коротких промежутков времени – порядка 200-400А, а эти батареи просто не рассчитаны на то, чтобы выдавать такие токи на регулярной основе.
Гарантии на литиевые батареи
К гарантийным обязательствам, приведенным для литиевых батарей, следует относиться с осторожностью. Большинство из них основаны на цифрах, предоставленных производителями элементов, и от них часто можно уклониться с помощью разных оговорок, такими как ремонт, а не полная замена. А еще в гарантийном талоне можно найти условия о том, как батарея должна заряжаться и разряжаться, а вы потом попробуйте доказать продавцу, что вы делали все правильно, согласно инструкции.
По этой причине вы должны внимательно читать мелкий шрифт и не предполагать, что устройство с вдвое большим гарантийным сроком обязательно будет в два раза лучше.
Требования к жизненному циклу литиевой батареи
Мы не смогли проверить утверждения о циклическом сроке службы батарей, которые мы тестировали, но все они находятся в диапазоне от 2500 до 5000 при 80% глубине разряда, так что вряд ли все они ошибаются.
Но мы пошли дальше и спросили наших поставщиков от куда они взяли эти цифры про циклический срок службы своих литиевых аккумуляторов. Большинство признало тот факт, что фактически батарея никогда не тестировалась в течении всего цикла в 5000 зарядов/разрядов, т.к. для этого потребовалось бы около 10 лет. Цифры, которые вы видите в технических характеристиках батареи основаны на других цифрах, которые были предоставлены заводом изготовителем отдельных элементов каждой батареи.
И здесь возникает одна из возможных проблем с литиевыми батареями. Почти всё производство литиевых элементов находится в азиатском регионе (Китай, Тайвань, Корея и т.д.), и стандарты производства и нормы безопасности при их изготовлении трудно проверить. Хотя существует международный стандарт для транспортировки (UN38.3), насколько мы можем судить, существует мало – если вообще есть – международно согласованных стандартов для производства аккумуляторных батарей.
Это не означает, что испытанные нами батареи небезопасны, но мы бы посоветовали вам обратиться к поставщику любой аккумуляторной батареи, которую вы собираетесь купить, с просьбой предоставить вам соответствующие отчеты об испытаниях, подтверждающие соответствие требованиям и нормам безопасности в вашей стране.
Результаты тестирования литиевых аккумуляторов
Sterling AMPS 60 & и AMPS 100
Компания Sterling уже много лет занимается производством и поставками зарядных устройств и инверторов, и один из их крупнейших рынков – это аварийные транспортные средства, которые используют свои инверторы для питания растущего массива оборудования 240V, используемого сегодня. Обеспокоенные низкой производительностью свинцово-кислотных аккумуляторов при использовании на больших токах и до низкого уровня глубокого разряда, они начали искать альтернативы. Наряду с литиевыми батареями моделей AMPS они также поставляют зарядные устройства для зарядки батареи от батареи, что позволяет генератору автомобиля быстро перезаряжать АКБ.
Эти два аккумулятора показали замечательные результаты в испытании на разряд 100А/60А, обеспечивая 119 Ач и 77 Ач соответственно, что на 20% выше их номинальной мощности. 60-ая модель сохранила эту производительность на 95А, но 100-ая упала на 150А, выдавая только 55 Ач. Sterling прописал это в BMS в 100-ой модели для отключения её достаточно рано, не давая ей сильно разрядиться. При тестировании максимальных значений тока эти батареи показали аналогичные результаты, 60-ая выдала 120А в течение пяти минут, но 100-ка – только 160А. Внутри каждая из них состоит из четырех призматических ячеек; так же есть съемный ремень для переноски.
Super B Epsilon 90
Super B был самым дорогим устройством на тесте, но и показал один из лучших результатов. Его номинальная ёмкость составляет всего 90А, но он поддерживает ее при разряде 25А, 100А и 150А. Он также смог выдать 190А в течение пяти минут. Такие данные говорят о том, что этот литиевый аккумулятор имеет многоцилиндровое расположение ячеек внутри.
Внешне он имеет две ручки для переноски, которые складываются заподлицо, а также этикетки с его полной спецификацией и мерами предосторожности. Когда мы его получили, его напряжение было низким, это делается специально для транспортировки. Но в комплекте идет шестигранный ключ, с помощью которого открывается специальная пластиковая панель, под которой расположились несколько переключателей, с помощью которых восстанавливается нормальное, рабочее состояние аккумулятора.
Так же в комплекте поставляется USB-накопитель с полным руководством пользователя, а фирменное приложение позволяет контролировать заряд батареи с вашего телефона через Bluetooth. К сожалению, на клеммах аккумулятора нет цветового кодирования, и вам придется внимательно вглядываться в символы, выбитые на черном пластиковом корпусе.
Компания базируется в Голландии и проводит собственные внутренние испытания на производительность и разряд литиевых аккумуляторных батарей, а также внешние испытания на соответствие требованиям безопасности. Но сами внутренние ячейки поставляются из Китая.
Mastervolt MLI-E
Mastervolt – одна из крупнейших компаний на мировом рынке морской электроэнергии, предлагающая широкий ассортимент зарядных устройств, инверторов и аккумуляторов. У них уже несколько лет есть большие литиевые батареи на 24 В, установленные на многих самых больших парусных яхтах и суперяхтах, но это их первый автономный блок на 12 В. На самом деле, если не обращать внимание на цвет пластиковых ручек, он очень похож на Super B Epsilon 90 (см. выше).
Конечно, показатели производительности почти идентичны, и все те же комментарии по поводу корпуса и BMS подходят как для Super B Epsilon 90 так и для Mastervolt MLI-E, включая отсутствие цветовой кодировки на клеммах. Mastervolt утверждает, что эта батарея состоит из 240 цилиндрических элементов, и она произведена, собрана и испытан в Нидерландах.
И этот литиевый аккумулятор, и Super B имеют идентичный светодиодный дисплей на верхней панели, показывающий состояние заряда и предупреждающий вас о низком напряжении, и оба они предлагают вам приложение для мониторинга батареи через Bluetooth с помощью вашего смартфона.
Transporter Energy
Transporter – это европейское подразделение американской компании Dragonfly Energy, которая занимает лидирующее место на рынке кемперов, автофургонов и домов на колесах (RV). Вся его продукция собирается и тестируется в США.
Этот Transporter, на нашем сегодняшнем тесте, представляет собой многоцилиндровую аккумуляторную батарею, состоящую из ячеек типа 18650. Он снабжен съемным ремнем для переноски. Внешне он отличается от всех остальных батарей на нашем испытании наличием медных наконечников с гайками и болтами для соединения положительного и отрицательного кабелей, в отличие от утопленных резьбовых клемм из нержавеющей стали. Transporter заявляет, что это дает лучшее электрическое соединение и позволяет избежать деформацию внутреннего соединения с ячейками, если вы перетянете болты или если они проржавеют после нескольких лет эксплуатации в соленой воде.
Литиевый аккумулятор Transporter Energy хорошо показал себя в работе до 100А, но если ток превышал это значение, даже на 1А, то через 30 секунд BMS выключался и не сбрасывался до тех пор, пока вы не подадите напряжение заряда. Это явно конструктивное решение, предназначенное для предотвращения повреждения батареи в случае повторной длительной перегрузки, но это кажется излишней перестраховкой.
Victron Smart 100
Victron – еще один крупный игрок на мировом рынке портативных источников питания, включая морские, автономные и резервные источники питания, с зарядными устройствами, инверторами, контроллерами солнечных панелей и широким спектром батарей.
До сих пор их литиевые батареи требовали отдельного внешнего BMS (блока управления), и Smart 100 – такой же, но нам говорят, что скоро появятся новые автономные блоки. Внутренние ячейки это четыре больших призматических блока, с активным непрерывным балансированием. Аккумуляторы собираются в Китае или Восточной Европе, но компания проводит собственные внутренние испытания.
Внешне устройство не снабжено цветовым кодированием клемм, только рельефные символы, и отсутствует какой либо удобный способ поднять его, кроме крошечного гребня по периметру верхней части корпуса.
Аккумулятор Victron Smart 100 показал превосходную производительность, побил все рекорды на 25А, 100А и 150А, и обеспечивая 205А в течение пяти минут, и у него есть телефонное приложение для мониторинга заряда батареи.
Relion RB100 и RB100HP
Relion – это еще одна американская компания с широким ассортиментом литиевых батарей 12В, 24В и 48В, все они сделаны в Китае, и постоянно выходят новые модели под этим брендом. Компания поставляет литиевые аккумуляторы на все внешние рынки и имеет своё собственное подразделение по разработке.
Две батареи на нашем тесте различаются только своими максимальными текущими возможностями, и, как мы понимаем, они имеют идентичную внутреннюю многоцилиндровую конструкцию, но разными настройками BMS. Наши предположения были подтверждены в наших тестах, причем оба они были близки к своим номинальным мощностям на 25А и 100А, но RB100 выдавал всего 82 Ач на 150A, по сравнению с 102 Ач у RB100HP.
На максимальных токах была та же разница: 178А для RB100 и 198А для версии с индексом HP.
RB100 имеет пару складных пластиковых ручек, в отличие от RB100HP, у которого есть ремень для переноски.
3 Lion 3L-100
Аккумуляторы 3 Lion поставляются компанией NDS, которая базируется в Италии и является одним из крупнейших европейских игроков на рынке автономных сетей, с широким ассортиментом зарядных устройств, инверторов, солнечных панелей, контроллеров и литиевых батарей, предназначенных для рынка RV (кемперов, автофургонов и т.п.), а также для лодок и лодочных электромоторов.
Благодаря этому аккумулятор поставляется в комплекте с многофункциональным блоком управления и дисплеем, который принимает питание от каждого источника-генератора переменного тока двигателя, солнечных панелей и зарядного устройства – балансируя потребность батареи, а затем распределяет его по различным розеткам, причем все функции отображаются на жидкокристаллическом дисплее. Все это входит в его стоимость.
Внешне эта батарея была похожа на несколько других в сегодняшнем тесте, видимо, что многие из них вполне могут быть произведены на одно и той же китайской фабрике. Положительные и отрицательные клеммы имеют цветовую маркировку. Внутри он состоит из 132 цилиндрических ячеек.
Производительность была выше номинального значения при 25А, близка к 100А, но только 82 Ач при 150А. максимальный ток составлял 190А в течение пяти минут.
EZA 100 и EZA 130
Французская компания EZA является одним из крупнейших игроков на неэлектрифицированном рынке автофургонов и домов на колесах. 100-ая модель EZA собрана из призматических китайских ячеек, но они собраны в Европе и имеют прочный металлический корпус по сравнению с пластиковым у всех остальных аккумуляторов. Клеммы расположены близко друг к другу, и вам нужно будет быть осторожным с вашим гаечным ключом при их подключении. Блок имеет внутреннюю BMS, и множество световых индикаторов на верхней панеле, которые показывают состояние этой литиевой батареи.
Производительность близка к его номинальному показателю при 25А и 100А, но поскольку его не рекомендуют разряжать током выше 100А, мы не стали идти против слов производителя и устраивать ему стресс-тест.
EZA130 – это очень солидный и сложный агрегат в металлическом корпусе, опять же разработанный для рынка RV и собранный во Франции. У него два входа и два выхода и предназначен для подключения к входам от генератора переменного тока двигателя, а также к рядам солнечных панелей и сетевого зарядного устройства.
Эти две розетки способны обеспечить стандартные требования оборудования на 12 В плюс есть еще и инвертор. Внутри есть встроенное зарядное устройство для заряда батареи от батарее, предназначенное для использования с новейшими автомобильными интеллектуальными генераторами переменного тока. Есть и контроллер для заряда от солнечных панелей. А аккумуляторе EZA130 предусмотрена система отключения при длительном простое.
Производительность была на уровне 25А и 130А, но опять же это был его максимум, который аккумулятор может выдавать на разряд.
Lifos 68
Lifos – новый игрок на рынке литевых аккумуляторов. Не смотря на то, что его номинальная ёмкость ниже всех остальных, а это 100 Ач, мы все таки взяли его на тест, т.к. такие батареи могут пригодиться для небольшой трейлерной лодки или для питания маломощного лодочного электромотора, который установлен на легкую надувную лодку. Но Lifos выпускает и более мощные модели аккумуляторных батарей.
У Lifos 68 есть аккуратная складная пластиковая ручка, а его клеммы сделаны из латуни в форме конусов. К ним удобно подключать как зажимные контакты, так и кольцевые с затягивающими болтами. Что до его внутренностей, то там расположились четыре призматические ячейки. Все аккумуляторы Lifos производятся на заводах в Китае по лицензии головной компании.
Производительность была на уровне или близка к его номинальным показателям при 25А и 65А, но при токе выше 70А он отключился в соответствии со своей спецификацией.
Сравнительная таблица характеристик и результатов тестирования литиевых аккумуляторных батарей
АКБ | Ёмкость (Ач) | Постоянный ток (А) | Макс.ток в течении 30 сек. (А) | Результаты тестирования | Циклов при 80% глубоком разряде | Габариты (мм) | Вес (кг.) | Цена (£) | Гарантия (лет) | |||
Ач @25А | Ач @100А | Ач @150А | Макс.ток в течении 5 мин. | |||||||||
3 Lion 3L-100 | 100 | 100 | 100 | 103 | 99 | 82 | 190 | 2500 | 337x175x190 | 13.3 | 1299 | 3 |
EZA 100 | 100 | 100 | 130 | 96 | 95 | – | 100 | 2000+ | 320x130x250 | 15.1 | 1299 | 2 |
EZA 130 | 130 | 125 | 195 | 130 | 133* | – | 155 | 2000+ | 380x265x200 | 25 | 2995 | 3 |
Lifos 68 | 68 | 60 | 80 | 68 | 65** | – | 70 | 3700 | 258x175x200 | 7.8 | 699 | 5 |
Mastervolt 90 | 90 | 200 | 350 | 90 | 90 | 88 | 190 | 5000 | 353x175x190 | 13.5 | 1530 | 2 |
Relion 100 | 100 | 100 | 200 | 99 | 98 | 82 | 178 | 5000 | 329x172x223 | 13.5 | 1000 | 5 |
Relion 100HP | 100 | 100 | 800 | 103 | 102 | 102 | 198 | 5000 | 329x172x223 | 13.5 | 1000 | 5 |
Sterling 60 | 60 | 60 | 120 | 76 | 77*** | 78*** | 120 | 4000 | 260x160x210 | 10 | 599 | 5 |
Sterling 100 | 100 | 100 | 200 | 120 | 119 | 55 | 160 | 4000 | 330x215x170 | 14.5 | 1250 | 5 |
Super B 90 | 90 | 200 | 350 | 90 | 91 | 88 | 190 | 5000 | 353x175x190 | 13.5 | 1860 | 3 |
Transporter 100 | 100 | 100 | 200 | 96 | 95 | – | 100 | 5000 | 324x173x229 | 13.1 | 1195 | 10 |
Victron 100 | 100 | 200 | 200 | 104 | 103 | 102 | 205 | 2500 | 321x152x197 | 15 | 1465 | 2 |
*при 130А, **при 65А, ***при 60А, ***при 95А |
Выводы по результатам тестирования
Проще говоря, все испытуемые батареи работали в пределах 3-4 Ач от заявленной максимальной мощности при 25А и 100А, а некоторые даже достигали этой величины при 150А.
Кроме того, когда литиевая батарея разряжается, ее напряжение остается почти постоянным, только падая в течение последних 10% времени работы. Напротив, напряжение свинцово-кислотной батареи падает почти по прямой линии, поэтому фактическая мощность, доступная в литиевой батарее, больше.
Тем не менее, даже несмотря на то, что цены падают, средняя стоимость для литиевых аккумуляторных батарей все еще кусается, т.к. это более чем пятикратная разница по сравнения с эквивалентными по ёмкости свинцово-кислотными батареями.
Но если смотреть с практической стороны, то вы получите в десят раз больше рабочих циклов и за счёт этого итоговая стоимость жизни одной литиевой батареи будет в два раза ниже свинцово-кислотной. Так же литиевые аккумуляторы легче, вес их примерно в два раза ниже свинцово-кислотных
Какой литиевый аккумулятор лучше подойдет для моей лодки и моего мотора?
Обычно в наших тестах мы стараемся предложить наилучшей цена/качество, но в этом случае нет ни одного явного победителя, и ни одного тестового результата, которое мы могли бы справедливо отметить как выдающийся.
Например, батареи Sterling выдают больше Ампер Часов, но Victron, Super B Epsilon, Mastervolt и Relion 100HP дают вам более высокие постоянные токи.
Все аккумуляторы почти точно соответствуют своей номинальный ёмкости в Ач, в пределах наших тестовых допусков, но заявленный срок службы в циклах заряда/разряда варьируется. Ни один из этих показателей жизненного цикла не может быть проверен в рамках нашего тесте и, возможно, был определен с использованием различной глубины разряда батарей. Но в любом случае все производители рассчитывают дать вам не менее 2000 циклов, что для большинства будущих потребителей, вероятно, составит не менее 20 лет нормальной эксплуатации.
Цены на литиевые аккумуляторы с течением времени могут меняться, в зависимости от конъюнктуры рынка, поднимающегося спроса в начале сезона и падением цен ближе к осени.
Общепризнано, что те, у кого многоячеистая конструкция литиевой батареи, получат более длительный конечный срок службы, но по более высокой цене, и опять же всё это относительно и вряд ли будет иметь значение при редком использовании батареи, но может стать более важным фактором для ежедневной эксплуатации на рабочем месте, в ГИМС или еще где.
Стоят ли литиевые батареи своих денег?
Итак, подойдёт ли литий для вас? Ну, если быть реалистом, то если вы используете спускаете лодку на воду только 10-20 раз в год и просто включаете от аккумулятора огни и навигационное оборудование, то свинцово-кислотная вам точно подойдёт, вероятно, вы выиграете по соотношению цена/качество.
Просто купите самый лучший гелевый свинцовый аккумулятор, держите его постоянно заряженным, не допускайте глубокого разряда и он легко прослужит вам более 10 лет.
Но как только вы начнете выходить на воду чаще, станете использовать на своей лодки больше электрооборудования, захотите оснастить своё судно лодочным электромотором повышенной мощности, то литиевый аккумулятор будет единственным разумным выбором для вас. В плюс к такому выбору можно отметить то, что постепенно цены на литиевые АКБ падают с совершенствованием процесса производства, выходом новых моделей и повышением общей конкуренции на этом рынке.
По материалам журнала “Practical Boat Owner”