лучшие учебные заведения снг
Рейтинг лучших университетов стран СНГ
Рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) — глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших университетов мирового значения по версии британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS). Считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов. Разработан в 2004 году Quacquarelli Symonds совместно с британским изданием Times Higher Education.
Рейтинг оценивает университеты по следующим показателям: активность и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал, преподавание и интернационализация. Эти показатели охватывают ключевые стратегические миссии университетов мирового значения, за которые они отвечают перед участниками процесса: академическим сообществом, работодателями, учащимися и их родителями. Ниже в рейтинге опубликованы лучшие ВУЗы на пространстве СНГ. Туда попали университеты из России, Украины, Беларуси, Казахстана и Азербайджана. Все не вошедшие учебные заведения не набрали достаточного количества баллов для попадания в рейтинг. Так, не смогли попасть в рейтинг из-за низких показателей ВУЗы Грузии, Армении, Молдовы, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. При составлении рейтинга за основу было взято оригинальное исследование QS World University Rankings, из которого мы выделили все «наши» учебные заведения, и определили лучших из них.
№ | Университет | Страна | Общий рейтинг | Академическая репутация | Репутация у работодателей | Преподавание студентам | Международное обучени | Иностранные преподаватели | Научное цитирование преподавателей |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | МГУ им. Ломоносова | Россия | 62.3 | 71.3 | 78.2 | 99.7 | 16.6 | 73.1 | 6.7 |
2 | Казахский национальный университет имени аль-Фараби | Казахстан | 41.3 | 33.4 | 48.9 | 99.3 | 34.4 | 23 | 1.2 |
3 | Санкт-Петербургский государственный университет | Россия | 39.2 | 35.3 | 31.3 | 95.2 | 6 | 31.8 | 4.8 |
4 | Новосибирский государственный университет | Россия | 38.7 | 28.6 | 34.7 | 90.5 | 6 | 51.2 | 13.7 |
5 | Томский государственный университет | Россия | 35.8 | 19.2 | 21.1 | 99 | 25.6 | 82.9 | 3.4 |
6 | МГТУ им. Баумана | Россия | 34.5 | 19.7 | 55.2 | 100 | 3.4 | 11.7 | 1.2 |
7 | Московский физико-технический институт | Россия | 33.6 | 14.1 | 29.2 | 99 | 28.1 | 40 | 8.7 |
8 | НИЯУ МИФИ | Россия | 32.1 | 9.9 | 20 | 96.1 | 44.1 | 72.6 | 5.1 |
9 | ВШЭ | Россия | 31.6 | 19.4 | 28.8 | 96.6 | 10.3 | 14.5 | 1.7 |
10 | Белорусский государственный университет | Беларусь | 30.8 | 16.4 | 30.8 | 95.3 | 9 | 24.4 | 1.7 |
11 | МГИМО | Россия | 30.7 | 10.1 | 31.9 | 99.6 | 13.1 | 52.1 | 1 |
12 | Томский политехнический университет | Россия | 29.4 | 9.2 | 20.1 | 89.1 | 20.5 | 81.7 | 3.3 |
13 | Евразийский национальный университет им. Гумилёва | Казахстан | 28.5 | 13.2 | 21.4 | 96.1 | 24.5 | 5 | 1.4 |
14 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | Россия | 28 | 9.9 | 14.7 | 87.8 | 17.1 | 69.9 | 2.7 |
15 | Уральский федеральный университет | Россия | 27.5 | 14.7 | 14.7 | 88.5 | 14.3 | 25.7 | 1.9 |
16 | Казанский университет | Россия | 26.2 | 17.2 | 9.3 | 77.1 | 6.9 | 39 | 2.8 |
17 | РУДН | Россия | 25.9 | 10.1 | 16.1 | 75.7 | 5.6 | 90.3 | 1.3 |
18 | Казахский национальный технический университет им. Сатпаева | Казахстан | 25.2 | 11.9 | 24.8 | 87.3 | 1.6 | 2.1 | 1.2 |
19 | МИСиС | Россия | 24.7 | 8.9 | 17.9 | 75.1 | 8.7 | 54.9 | 5.2 |
20 | Южно-Казахстанский государственный университет им. Ауэзова | Казахстан | 24.5 | 8 | 8.5 | 92.6 | 21 | 12.6 | 1 |
21 | Харьковский национальный университет им. Каразина | Украина | 24.4 | 12.5 | 8.2 | 70.7 | 1.5 | 79.4 | 1.8 |
22 | Саратовский государственный университет | Россия | 99.4 | 14.9 | |||||
23 | Университет ИТМО | Россия | 74.2 | 17.2 | 36.9 | ||||
24 | Южный федеральный университет | Россия | 87.9 | 16.8 | |||||
25 | Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко | Украина | 18.8 | 60.6 | |||||
26 | Дальневосточный федеральный университет | Россия | 79.8 | 20 | 42.6 | ||||
27 | Киевский политехнический институт | Украина | 61.9 | ||||||
28 | Алтайский государственный университет | Россия | 82.2 | 29.3 | |||||
29 | Нижегородский государственный университет им. Лобачевского | Россия | 64.7 | 14.8 | |||||
30 | Харьковский политехнический институт | Украина | 57.3 | ||||||
31 | Самарский национальный исследовательский университет им. Королёва | Россия | 60.4 | ||||||
32 | Национальный университет «Львовская политехника» | Украина | 50.1 | ||||||
33 | Сумский государственный университет | Украина | 48.3 | 34.2 | |||||
34 | Новосибирский государственный технический университет | Россия | 44.7 | ||||||
35 | РЭУ имени Г. В. Плеханова | Россия | 19.3 | 40.6 | 18.3 | ||||
36 | Сибирский федеральный университет | Россия | |||||||
37 | Южно-Уральский государственный университет | Россия | 46.8 | 20.7 | |||||
38 | Воронежский государственный университет | Россия | 40.2 | 18.1 | |||||
39 | Бакинский государственный университет | Азербайджан | 38.4 | ||||||
40 | Белорусский национальный технический университет | Беларусь | 20.3 | 39 |
Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа деятельности учебных заведений, аудированных данных (включая информацию по индексу цитирования из базы данных Scopus, крупнейшей в мире библиометрической базы данных научных публикаций), а также данных глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах. Ниже представлены количественные и качественные показатели, по которым проводится оценка деятельности университетов.
ПОКАЗАТЕЛЬ | ВЕС |
---|---|
Индекс академической репутации ВУЗа. Показатель включает данные глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества, который отражает мнения руководства университетов, профессоров и преподавателей, ведущих научно-исследовательскую деятельность, о том, в каких учебных заведениях мира научные исследования по их сфере компетенций проводятся на самом высоком уровне. Учитываются данные за последние три года. | 0.4 |
Индекс репутации ВУЗа среди работодателей. Показатель включает данные глобального экспертного опроса представителей организаций-работодателей, охватывающих все основные индустрии и имеющих размер от ста сотрудников и выше. В рамках опроса изучаются мнения руководства организаций-работодателей о профессиональной компетенции выпускников ВУЗов, принятых ими на работу. | 0.1 |
Соотношение профессорско-преподавательского состава ВУЗа и численности обучающихся. Показатель включает данные о соотношении профессорско-преподавательского состава к числу студентов и содержит как сведения самих ВУЗов, так и сведения государственных организаций, курирующих сферу образования. | 0.2 |
Индекс цитирования научных работ преподавательского состава ВУЗа по отношению к численности преподавательского состава. Показатель включает соотношение общей цитируемости научных публикаций и общей численности преподавателей и исследователей, работающих в ВУЗе на условиях полной занятости на протяжении как минимум одного семестра. Индекс цитирования научных работ оценивается на основе библиометрической базы данных Scopus. Учитываются данные за последние пять лет. | 0.2 |
Доля иностранных преподавателей ВУЗа по отношению к общей численности преподавательского состава. Показатель включает долю иностранных преподавателей, работающих в ВУЗе на условиях полной занятости (по эквиваленту полной ставки) и проводящих в университете не менее одного семестра. | 0.05 |
Доля иностранных студентов по отношению к общей численности обучающихся в ВУЗе. Показатель включает долю иностранных студентов, обучающихся в ВУЗе по программам полного цикла обучения. Учитываются студенты, являющиеся гражданами стран, отличных от страны обучения, обучающиеся не менее одного семестра и не являющиеся студентами по обмену. | 0.05 |
В опросе представителей международного академического сообщества (QS Global Academic Survey) принимают участие профессора и руководители университетов со средним стажем в науке 19,6 лет. Среди них ведущие учёные и ректора более 500 университетов. Респондент может назвать до 30 университетов, не называя ВУЗа, в котором он служит. Опрос проводится в пяти предметных областях: естественные науки, социальные науки, гуманитарные науки и искусство, науки о жизни, инженерные науки и технологии. В опросе представителей работодателей (QS Global Employer Survey) принимают участие несколько тысяч компаний из более чем 90 стран мира. Описание методологии подбора экспертов, полная разбивка респондентов по странам, занимаемым позициям и индустриям представлена на сайте проекта по результатам очередного сравнительного исследования.
Составители рейтинга подчёркивают, что волатильность ТОП-100 университетов в QS World University Rankings заметно ниже, чем в большинстве других подобных рейтингов, что отражает зрелость и надёжность используемой методологии. QS является членом Observatory on Academic Ranking and Excellence (IREG), регулирующего органа для организаций, составляющих рейтинги высших учебных заведений. Авторы проекта указывают, что исследовательская команда QS работает максимально объективно, все данные и методология рейтинга доступны для внешнего аудита.
Отличники независимых государств
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» впервые подготовило рейтинг высших учебных заведений СНГ. Лучшими на постсоветском пространстве оказались российские и украинские вузы
С распадом СССР некогда единая система высшего образования подверглась серьезной трансформации, проходившей по-своему в каждом из постсоветских государств, а многочисленные связи между вузами оказались разорваны. Подготовленный агентством «Эксперт РА» рейтинг вузов СНГ не только первый международный список, учитывающий сходства и различия систем высшей школы на постсоветском пространстве, но и серьезная заявка на создание комплексной системы координат для оценки качества высшего образования на территории бывшего Союза.
Оценка качества образования (подчеркнем: именно образования, а не научной деятельности или какого-то иного критерия) стала ключевым параметром при присвоении рейтинга не случайно: подавляющее большинство успешных и востребованных вузов стран СНГ, в отличие от университетов англосаксонской модели, исторически сильны высоким качеством образовательного процесса, а не уровнем научных исследований и коммерциализации технологий. Рейтинг опирается как на статистические данные, так и на результаты опроса свыше 5,5 тыс. респондентов — преподавателей, работодателей, ученых, студентов и выпускников.
В список лучших вошло 153 вуза, представляющих Россию, Украину, Казахстан, Белоруссию, Молдавию, Узбекистан, Азербайджан и Киргизию (см. таблицу).
Знаки отличия
В большинстве стран СНГ сфера высшего образования претерпела существенные изменения по сравнению с советской системой организации высшей школы. Акцент этих изменений в зависимости от страновой принадлежности вуза затронул разные аспекты жизни постсоветской высшей школы.
Агентство «Эксперт РА» постаралось максимально полно учесть все эти различия при разработке методологии исследования, которая была скорректирована после консультаций с вузами стран СНГ.
Определяющей тенденцией для высшей школы в СНГ можно назвать переход на систему подготовки специалистов по двухуровневой схеме «бакалавр — магистр», соответствующей принципам Болонского процесса. На новую систему участники рейтинга из Азербайджана, Молдавии и Узбекистана перешли полностью, вузы Казахстана — почти полностью. Россия же сохраняет высокий процент сквозных пятилетних программ подготовки специалистов. А вот белорусские вузы по-прежнему верны традиции советской высшей школы: подавляющая доля студентов обучается для получения квалификации специалиста.
В странах СНГ нет единого мнения по поводу еще одного острого вопроса: необходимо ли переводить вузы в формат бизнес-структур, как это сделано, например, в США и Великобритании.
В Казахстане к этому идут ускоренными темпами, в результате подавляющая часть студентов обучается на платной основе, государственные же субсидии достаются ограниченному числу абитуриентов. В России и Белоруссии пока что превалирует обучение за счет госсредств, но при этом российские вузы усиленно понуждаются к зарабатыванию средств, в том числе с помощью коммерциализации научных результатов — патентования, лицензирования, создания малых инновационных предприятий. В то же время на Украине отношение к коммерциализации технологий, как и в целом к зарабатыванию денег вузами, гораздо более сдержанное. Инновационных компаний, созданных при университетах, здесь единицы. Кроме того, законодательством Украины не предусмотрено создание эндаумент-фондов, в то время как в России и Казахстане практика привлечения средств выпускников на развитие университетов набирает обороты.
Табель о рангах
Рейтинг обнаружил, что наибольшее количество вузов, вошедших в итоговый список лучших учебных заведений, сосредоточено в России (95 вузов) и на Украине (33; см. график 1). Следом идут вузы Белоруссии (10) и Казахстана (9). Наиболее высокие рейтинговые классы A и B присвоены 15 вузам из России, трем вузам Украины (Киевский национальный университет им. Т. Г. Шевченко и два политехнический университета — Киевский и Харьковский), а также Белорусскому государственному университету. Рейтинговые классы вузов стран с наибольшим числом вузов-участников отражены на графике 2.
Все попавшие в рейтинг вузы распределены по пяти рейтинговым классам от А до Е, где класc А означает исключительно высокий уровень подготовки выпускников, В — очень высокий уровень, а рейтинговые классы C, D и E отражают высокий, приемлемый и достаточный уровни подготовки выпускников соответственно (см. «Как составлялся рейтинг»).
В классе А представлен всего один вуз — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. И это вполне обоснованно: по своим показателям МГУ заметно превосходит ближайших конкурентов. Например, количество цитирований на одну статью (по SCOPUS, с 2009 года) в ведущем вузе России составляет 2,38, тогда как среднее значение для участников группы В — 1,19. Можно также отметить, что финансирование МГУ проходит отдельной строкой в федеральном бюджете. К тому же ведущий вуз России стабильно попадает в международные рейтинги университетов, а также занимал первую строчку в рейтинге лучших вузов России, подготовленном агентством «Эксперт РА» по итогам 2012 и 2013 годов (подробнее см. «Эксперт» № 46 за 2012 год и № 36 за 2013 год).
Большинство вузов, занявших верхние строчки в рейтинге, представляют столичные города. Среди университетов СНГ классов А и В доля учебных заведений из Москвы, Киева и Минска составляет 63%. Чем ниже рейтинговый класс, тем меньше представленность вузов из столиц: среди вузов класса С их меньше половины (45%), среди вузов класса D — около трети (31%); наконец, среди вузов класса Е столичную прописку имеет только каждый десятый вуз.
Вузы — лидеры рейтинга обеспечивают высокое качество образования, что в свою очередь подтверждается оценками работодателей, охотно нанимающих на работу выпускников ведущих вузов.
Так, по востребованности работодателями все вузы классов А и В отнесены к уровню I (высокая востребованность работодателями выпускников вуза). Лидеров рейтинга отличает также высокий уровень научно-исследовательской активности (почти всегда это уровень I).
Еще одной ярко выраженной отличительной особенностью лидеров рейтинга является высокая стоимость платного обучения: у вузов класса В она в среднем эквивалентна 4,6 тыс. долларов в год, в то время как для класса С — 3,3 тыс. долларов, а для класса D — 2,9 тыс. долларов. Интересно, что в первой двадцатке вузов СНГ с наиболее высокой стоимостью платного обучения 19 вузов представляют Россию и лишь один — Казахстан (университет КИМЭП в Алма-Ате).
Университеты класса С успешнее других привлекают иностранных студентов: средняя доля обучающихся из-за рубежа в вузах — участниках рейтингового класса С составляет 9,7%, что почти вдвое выше, чем в среднем у вузов классов В (5,6%) и D (4,4%).
Наиболее широко представлены в рейтинге вузов СНГ учебные заведения рейтингового класса D — 64 участника (для сравнения: вузов класса Е в рейтинге 50).
Как правило, они уступают конкурентам более высокого рейтингового класса по условиям обучения и по научной активности заведения. К примеру, один преподаватель в вузах класса D приходится на 12 студентов, в вузах классов C и В — в среднем на 10 и 9 студентов соответственно. Количество научных публикаций с 2009 года у вузов класса D составляет 0,2 на единицу научно-педагогических работников, тогда как в вузах классов C и В она существенно выше (0,38 и 0,82 на одного НПР).
Наконец, вузы класса Е, как правило, характеризуются достаточно скромной популярностью у абитуриентов: к примеру, доля студентов из зарубежья в них в среднем составляет 2%, да и стоимость обучения невысока: 1,9 тыс. долларов в год. Относительно невысокий интерес к вузам класса Е частично объясняется тем, что 90% этих вузов расположены за пределами столиц стран СНГ.
Технари в цене
Важный вывод, следующий из рейтинга: технари по-прежнему в цене у работодателей. Выпускники ведущих технических вузов более востребованы на рынке труда, чем управленцы, экономисты и гуманитарии. Так, по уровню востребованности выпускников работодателями наивысшая оценка (уровень I) присвоена 31 вузу. Из них 17 — технические, 9 — многопрофильные университеты, и только 5 учебных заведений фокусируются на подготовке экономистов.
Успехи вузов СНГ по привлечению студентов из-за рубежа пока довольно скромны по сравнению, например, с успехами британских, американских и австралийских вузов. Лишь у 21 вуза из списка лучших доля иностранных студентов превышает 10%. При этом характер привлеченного контингента может принципиально различаться: так, Томский политехнический университет, МФТИ и Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова делают упор на привлечение студентов из стран СНГ, а, к примеру, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького и Международный независимый университет Молдавии — на обучающихся из стран дальнего зарубежья (см. график 3). Примечательно, что наибольшую популярность у зарубежных студентов сегодня имеют медицинские вузы: среди 15 учебных заведений с самой высокой долей иностранцев насчитывается шесть медицинских вузов, пять многопрофильных университетов, три технических вуза, а также МГИМО.
Конкуренция вузов СНГ за «головы из-за рубежа» плавно нарастает, что в первую очередь видно на примере магистратуры. Магистерские программы ведущих вузов СНГ постепенно приобретают международный характер: в 15 вузах из списка агентства «Эксперт РА» доля иностранцев в магистратуре превышает 25% (см. график 4). Причем такая особенность наблюдается в разных странах СНГ: довольно внушительный процент магистрантов из-за рубежа отмечен в вузах России, Украины, Белоруссии и Молдавии.
Как составлялся рейтинг
Методологические подходы агентства «Эксперт РА» для формирования рейтинга вузов стран СНГ обсуждались на заседании Совета по образованию при интеграционном Комитете ЕврАзЭС и получили высокую оценку участников. На первом этапе подготовки в июне 2013 года был сформирован шорт-лист вузов: на основании рейтинга Webometrics в него включены лучшие вузы Белоруссии, Казахстана, России, Украины и других государств Содружества. При отборе российских вузов применялся дополнительный фильтр: вуз исключался из шорт-листа в случае, если он не входит в топ-100 рейтинга вузов России агентства «Эксперт РА». Из выборки были исключены вузы творческой и спортивной направленности, а также учебные заведения, готовящие специалистов для силовых структур.
Для участия в рейтинге включенным в шорт-лист университетам требовалось заполнить анкету. Наряду с анкетированием использовались наукометрические данные и результаты опросов свыше 5,5 тыс. респондентов — представителей академических, научных кругов, а также работодателей, студентов и выпускников вузов.
Вузы распределены по пяти рейтинговым классам от «А» до «Е», где класc «А» означает исключительно высокий уровень подготовки выпускников, «В» – очень высокий уровень, а рейтинговые классы «C», «D» и «E» отражают высокий, приемлемый и достаточный уровни подготовки выпускников соответственно.
Определение рейтингового класса вуза происходило исходя из условий для получения качественного образования в этом заведении, востребованности его выпускников работодателями и уровня научно-исследовательской активности вуза. Значение данных ключевых параметров определялось по показателям, характеризующим важнейшие аспекты деятельности университета. Так, параметр «Условия для получения качественного образования» определялся группами «Уровень преподавания», «Международная интеграция», «Востребованность среди абитуриентов». Параметр «Уровень востребованности выпускников работодателями» определялся группами «Качество карьеры выпускников» и «Сотрудничество с работодателями». Уровень научно-исследовательской активности определялся группами «Инновационная активность» и «Научные достижения».
Составлен свежий рейтинг ВУЗов России и стран СНГ
27 марта 2014 года
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» при поддержке Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело» впервые подготовило рейтинг высших учебных заведений Содружества Независимых Государств.
Общие сведения
На первом этапе подготовки данного рейтинга университетов СНГ в 2013 году агентство «Эксперт РА» сформировало шорт-лист: на основании рейтинга «Webometrics» в который включены лучшие университеты государств содружества. Достаточные основания для включения вуза в шорт-лист: если вуз является одним из трёх наиболее высоко оцененных университетов страны по рейтингу «Webometrics» или если вуз входит в топ-5000 университетов мирового рейтинга «Webometrics». Для российских вузов был применён дополнительный фильтр отбора: высшее учебное заведение исключалось из шорт-листа если он не входил в топ-100 рейтинга вузов России «Эксперта РА».
В нижеследующий список вошли 153 вуза, представляющих Российскую Федерацию, Украину, Казахстан, Белоруссию, Молдавию, Узбекистан, Азербайджан и Киргизию. Рейтинг опирается как на статистические данные, так и на результаты опросов свыше 5,5 тысяч респондентов — преподавателей, работодателей, ученых, студентов и выпускников. Все попавшие в рейтинг вузы распределены по пяти рейтинговым классам от А до Е, где класс А означает исключительно высокий уровень подготовки выпускников, В — очень высокий уровень, а рейтинговые классы C, D и E отражают высокий, приемлемый и достаточный уровни подготовки выпускников соответственно.
В классе А представлен один вуз — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. По своим показателям МГУ заметно превосходит ближайших конкурентов, к тому же этот ведущий вуз России стабильно попадает в международные рейтинги университетов, а также занимает первую строчку в рейтингах лучших вузов России, подготовленных «Экспертом РА» в 2012 и 2013 годах.
В рейтинговый класс В вошли 18 вузов, помимо российских учебных заведений в нем представлены три вуза из Украины и один из Беларуси.
Ключевым фактором для присвоения рейтинга является оценка качества образования, а не научной деятельности. Подавляющее большинство успешных и востребованных вузов стран СНГ, в отличие от университетов «англосаксонской» модели, исторически сильны высоким качеством образовательного процесса, а не уровнем научных исследований и коммерциализации технологий.
В ходе исследования аналитики «Эксперт РА» пришли к выводу, что в странах СНГ нет единого мнения по вопросу перевода вузов в формат бизнес-структур. В Казахстане к этому стремятся ускоренными темпами, тогда как в России и Беларуси пока что превалирует обучение за счет государственных средств. При этом российские вузы усиленно понуждаются к зарабатыванию средств, в том числе с помощью коммерциализации научных результатов — патентования, лицензирования, создания малых инновационных предприятий. В то же время на Украине отношение к коммерциализации технологий, как и в целом к зарабатыванию денег вузами, более сдержанное.
Также аналитики отметили, что успехи вузов СНГ по привлечению студентов из-за рубежа пока довольно скромны, по сравнению, например, с британскими, американскими и австралийскими вузами. Лишь у 21 вуза из списка доля иностранных студентов превышает 10 %. Наибольшую популярность у зарубежных студентов сегодня имеют медицинские вузы.