лучшие японские катушечные магнитофоны
7 выдающихся катушечных магнитофонов из Японии
Шедевры винтажной техники
7 выдающихся катушечных магнитофонов из Японии
Шедевры винтажной техники
На фоне набирающего обороты катушечного ренессанса и появляющихся на рынке новых моделей бобинников, мы решили вспомнить все лучшие магнитофоны и деки, выпускавшиеся в разных странах на пике популярности формата. Начнем со страны Восходящего Солнца и тех моделей, о которых подавляющее большинство меломанов в СССР могло только мечтать.
Один из самых красивых и популярных магнитофонов 1980-х годов. Это была чисто бытовая машина, поэтому, как и во всех «хайфайных» аппаратах, скорость ее была ограничена 19 см/с. Поздние версии получили систему шумоподавления dbx, что самым положительным образом отразилось на звучании – соотношение сигнал/шум на частоте 1000 Гц доходило до 128 дБ! Четырехдорожечный магнитофон оснащался шестью фирменными «акаевскими» головками GX – две записывающие, две стирающие и две воспроизводящие. Весил AKAI GX-747 23,2 килограмма и появился в продаже в 1981 году, то есть на закате века катушечников.
Довольно редкая полупрофессиональная двухблочная модель была выпущена в 1976 году и включала в себя предварительный усилитель. Она поддерживала полный набор скоростей – 9,5, 19 и 38 см/сек, а также двухдорожечную запись и четырехдорожечное воспроизведение. Магнитофон был гораздо менее известен на рынке, чем аппараты серии GX, хотя и относился к высшему эшелону катушечной иерархии. Правда, и стоил он в два раза дороже.
Легендарная серия катушечных магнитофонов Technics, в которую входили множество версий, различавшихся между собой скоростями воспроизведения и записи, встроенными предварительными усилителями, цветом исполнения, и так далее. Общим в них было использование трех мощных моторов с прямым приводом, а также уникальный лентопротяжный механизм Isoloop – при прохождении через него лента совершает поворот на 180 градусов вдоль своей оси. Его оригинальная конструкция обеспечивала исключительно стабильное натяжение ленты. Первая версия Technics RS-1500U вышла на рынок в 1976 году.
Данная модель также появилась в продаже в 1976 году, и под разными индексами просуществовала до 1982 года. Трехмоторная конструкция была оснащена тремя фирменными головками и записывала и воспроизводила сигнал на двух скоростях – 19 и 38 см/сек. Головки были напрямую подключены к предварительному усилителю на FET транзисторах со стрелочными индикаторами. Максимальный диаметр используемых катушек – 26,5 см, формат ленты – обычный бытовой ¼ дюйма. Весила машина 26,5 килограммов.
Топовый катушечный магнитофон фирмы вышел в 1974 году и обеспечивал частотный диапазон вплоть до 40 килогерц! И это в эпоху до Dolby! Правда, цена Sony TC-880-2 составляла порядка 3000 долларов США, что для тех лет было просто невероятной суммой для магнитофона. Весил бобинник в сборе с предварительным усилителем больше 36 килограммов, а количество произведенных экземпляров, судя по всему, не превышало 600 штук. И это с учетом того, что последние аппараты были проданы в США в 1982 году.
Двухблочный аппарат состоял из двух частей – транспорта RU-11 и предварительного усилителя для записи и воспроизведения TAU-11. Модель поддерживала две скорости – 19 и 38 см/секунду, настройки эквалайзера при записи можно было выбирать для стандартов NAB и IEC. Наличие микрофонного входа с аттенюатором упрощало процесс. Шасси Pioneer RT-2022 состояло из нескольких литых рам, скрепленных между собой болтами. Существовала также четырехдорожечная и четырехканальная версия модели под названием Pioneer RT-2044. Продавался данный магнитофон с 1975 по 1980 год по цене более 1000 долларов США.
Роскошная машина золотого века компании TEAC существовала в нескольких версиях, включая двухблочную компоновку с суффиксом RX. Общим было применение трех двигателей постоянного тока, трех головок и возможность воспроизведения четырехдорожечных записей. Версия под номером 7300 для западного рынка была лишена данной функции. Модель была выпущена в 1976 году и весила 28 килограммов. И по сей день она является одним из самых любимых японских аппаратов у поклонников винтажных катушечных магнитофонов.
Бобинники: десять культовых катушечных магнитофонов — рассказываем и показываем
Ранее мы писали об истории появления бобинников в мире и СССР. Сегодня — расскажем про винтажные аппараты, за которыми продолжают гоняться коллекционеры.
Фото MIKI Yoshihito / CC / Магнитофон TEAC A-4010
TEAC A-4010
Четырехдорожечный TEAC A-4010 1966 года выпуска стал одной из наиболее продаваемых моделей японской компании Tascam. Магнитофон поддерживал 7-дюймовые катушки и имел функцию автоматической перемотки — для обозначения конца ленты, на него нужно было наклеить кусочек фольги.
В 1967 году, чтобы увеличить продажи, Tascam открыли фирменные сервисные центры в США. Их надежды оправдались: всего в мире было продано более 200 тысяч устройств этой серии. На основе A-4010 создали ещё две модели: A-4010S и A-4010SL, и они выпускались до 1972 года.
Пользователи хвалили TEAC A-4010S за простоту использования и технические характеристики, которые превосходили заявленные производителем. Диапазон воспроизводимых частот при скорости движения ленты в 7½ IPS варьировался от 35 до 19 000 Гц. После успеха серии марка продолжила выпускать катушечные магнитофоны, и новые модели выходили вплоть до 1992 года.
Akai GX-77
GX-77 выпускался с 1981 по 1985 год. Магнитофон мог воспроизводить катушки размером до 7 дюймов и поддерживал новый формат пленки — EE (Extra Efficiency). Этот формат создавался с целью улучшить звучание аудиокассет, и в нем использовался диоксид хрома.
Модель также известна своим внешним видом. За дизайн проигрывателя в 1982 году создателям вручили японскую премию Good Design. В обзорах GX-77 хвалят за легкость управления и хорошее качество звука. Поэтому магнитофоны пользовались спросом, и на eBay до сих пор можно найти в продаже как сами аппараты, так и комплектующие к ним.
Дальнейшего развития GX-77 не получил. В 1985 году Akai полностью прекратила производство катушечных магнитофонов открытого типа.
«Маяк-001»
Первым магнитофоном высшего класса в СССР стал «Маяк-001-стерео». Его создали на основе опытной модели «Юпитер» в 1973 году. Производили аппараты на заводе «Маяк» в Киеве, на котором в 1950-м изготовили первые советские магнитофоны под маркой «Днепр». Завод выпускал всего по тысяче «Маяков» в год, и потому они были в дефиците. Комплектующие для магнитофонов закупали за границей.
«Маяк-001» проигрывал и записывал звук в форматах моно и стерео. В 1974 году это устройство получило золотую медаль на международной выставке.
На его основе в 1984 году создали магнитофон «Маяк-003-стерео», который воспроизводил расширенный диапазон частот. Следующую модель высшего класса «Маяк-005-стерео» выпустили ограниченной серией (примерно 20 штук), и после этого на заводе производили только магнитофоны более низкого уровня.
«Электроника-004»
Магнитофонную приставку «Электроника-004» собирали в 1983 году на Фрязинском заводе «Рений», который до конца 70-х выпускал только продукцию военного назначения.
«Электроника-004» была клоном швейцарских магнитофонов Revox. Полностью заменить зарубежные комплектующие сначала не получалось. Руководство завода настаивало, чтобы инженеры использовали конденсаторы К-50-6 производства Армении, но их качество оставляло желать лучшего. В итоге замену им все же нашли — компоненты начали поставлять из Днепропетровска.
Позже документацию на «Электронику-004» передали на заводы в Саратов и Киев, и модель начали выпускать на трех предприятиях.
При скорости движения ленты в 19,05 см/с, рабочий диапазон «Электроники» составлял от 31,5 до 22000 Гц. С 1984 года на базе этого устройства выпускался многоканальный регистратор оперативной диспетчерской связи под названием «Электроника-004Д».
«Олимп-004-стерео»
Магнитофонная приставка высшего класса «Олимп-004-стерео» вышла в 1985 году и стала одним из наиболее технически совершенных советских катушечных проигрывателей. Аппарат выпускали на Кировском электромашиностроительном заводе им. Лепсе. Приставка вышла в разгар популярности кассетных магнитофонов и была рассчитана на покупателей, ценящих качество звука.
Завод им. Лепсе сотрудничал с Фрязинским предприятием, и потому в основе «Олимпа» лежит тот же магнитофон Revox. По характеристикам аппарат похож на «Электронику-004». Основные отличия — отсутствие автоматического реверса и наличие электронного счетчика расхода ленты.
Наряду с «Электрониками», «Олимпы» часто вспоминают на форумах любителей аудиооборудования как лучшие советские магнитофоны. Эти модели и сейчас довольно популярны среди энтузиастов.
Revox A77
Компания Studer-Revox выпускала преимущественно студийное оборудование. На их магнитофоны записывались такие музыканты и группы, как Боб Дилан, The Beatles и Pink Floyd. С 1960 года компания начала выпускать электронику для дома. Частью этой серии стал и Revox A77, который вышел в 1967 году.
Фото Wikimedia / CC
Revox считают A77 своей самой успешной моделью. Всего компания продала 150 тыс. таких магнитофонов. Последняя, четвёртая, модификация аппарата вышла в 1974 году и продолжала выпускаться до 1977. Магнитофон имел множество вариаций: с разным количеством дорожек для записи и с разными скоростями движения ленты.
В 1977 году вышла другая успешная модель от Revox — B77. Обе модели отличаются надежностью и долговечностью, поэтому их все еще можно найти на аукционах, где они пользуются спросом.
Pioneer RT-909
RT-909 стал последним из катушечных магнитофонов компании Pioneer. Хотя модель производилась в Японии, на домашнем рынке она не продавалась, и все RT-909 шли на экспорт (с 1978 по 1984 год).
Проигрыватель рекламировался как устройство, «в котором есть любая мыслимая функция». В нём были системы контроля скорости пленки и высоты звука, автоматическая обратная перемотка и автоповтор. Магнитофоны этой модели продолжают покупать и восстанавливать.
Technics RS-1500U
RS-1500U любим по сей день. Проект The Tape Project, издающий классическую музыку на пленке, использовал RS-1500U для мастеринга.
Tandberg TD 20A
Норвежская компания Tandberg занималась аудиооборудованием ещё с 1933 года. Её аппаратами для записи пользовался даже Джон Кеннеди. TD 20A вышел в 1977 году и стал одним из последних катушечных проигрывателей компании. Аппарат позиционировали как технику для «продвинутого любителя».
Одним из основных новшеств в TD 20A была возможность записи на «металлическую» пленку Metafine. Рабочий слой такой магнитной ленты содержал чистые порошки металлов вместо их оксидов. Магнитофон поддерживал катушки размером до 10 дюймов и две скорости движения ленты с опциональной третьей: 9,5 см/с, 19,05 см/с и 38,1 см/с.
Позже в серии выпустили ещё две модели: TD 20A-SE и TD 20-SES. Магнитофон остается востребован и в наши дни — любители аудио называют его одним из лучших бобинников.
Sony TC-880-2
Модель вышла в 1974 году. Это был технически продвинутый магнитофон для своего времени со скоростями движения ленты 19 и 38 см/с, и частотным диапазоном до 40 кГц (при максимальной скорости). Аппарат мог похвастаться точными индикаторами уровня громкости, инструментом синхронизации дорожек, а также наличием цепей фазовой компенсации.
В нашем Telegram-канале больше интересного об акустике и аудиогаджетах:
Кино на пластинках
Необычная портативка
Гид по встраиваемой акустике
Что такое HD-винил
Необычные аудиогаджеты