лучший альбом гражданской обороны

Госплан Егора Летова: творчество панк-рокера в цифрах Статьи редакции

Рейтинг песен человека-аэропорта и смысл самой популярной из них.

В России продолжается кампания за возвращение музыканта Егора Летова в список кандидатов конкурса «Великие имена России». Его именем призывают назвать аэропорт Омска. В интернете эта инициатива получила большую поддержку, но организаторы конкурса не включили Летова в итоговый список, сославшись на результаты телефонного опроса местных жителей.

Инициатива была зарегистрирована на портале РОИ. В поддержку имени Летова выступили известные личности: Тина Канделаки, Маргарита Симоньян, Виталий Милонов, Сергей Миронов, Марат Гельман, Олег Кашин, Кристина Потупчик и другие. При этом организатор голосования министр культуры Владимир Мединский оговорился, что Летова не включили, потому что называть аэропорты «при жизни» — дурной тон (музыкант умер в 2008 году). Некоторые восприняли активность вокруг имени панк-рокера как скрытую рекламу самого голосования.

Егор Летов — один из самых известных рок-исполнителей России. В Омске он родился, начал музыкальную деятельность и умер. Широкая популярность к группе Летова «Гражданская оборона» пришла в конце 1980-х. Песни того времени издевательски иронизировали над советским режимом, который преследовал Летова.

В топ самых рейтинговых песен в исполнении «Гражданской обороны» сегодня входят записи разных лет: «Всё идёт по плану» (1988), «Моя оборона» (1989), «Про дурачка» (1990), «Без меня» (2004), «Винтовка» (1989), «Зоопарк» (1987).

В научных публикациях выделяют пять этапов творчества Летова. Ко второму периоду, социальной рефлексии, относится «Всё идёт по плану». Она по-прежнему популярна и в музыкальных сервисах, и в качестве материала для каверов. «Всё идёт по плану» пели многие — от неизвестных певцов-любителей и корреспондентки передачи «Вечерний Ургант» до героев сериала «Полицейский с Рублёвки» и группы Massive Attack.

Текст песни «Всё идёт по плану» был написан в 1986 году. Позднее Летову неоднократно приходилось объяснять, что поёт он не от своего имени и не всерьёз, а от лица лирического героя — телезрителя, который смотрит советское телевидение и рассуждает об увиденном.

Аудиоверсию песни для альбома «Всё идёт по плану» Летов записал в январе 1988 года. Тогда её текст совсем не потерял актуальность. Из около 20 сочинённых куплетов Летов выбрал пять самых, по его мнению, удачных. Черновик с остальными позднее он выкинул при уборке. Версия, записанная в домашних условиях, немного отличается от версии, которую Летов пел на концертах: конец оригинального трека занят безумными криками, перемешанными с неясным чтением текстов, что увеличивало издевательский оттенок. В альбоме далее следовала музыка гимна СССР в классическом варианте.

В 1990-х и 2000-х первоначальный смысл песни стали забывать, но группа продолжала исполнять её на концертах из-за большой популярности. К концу 2010-х уже выросло поколение, которое ни дня в СССР не жило. Можно сказать, что «Всё идёт по плану» стала классикой, но чем дальше, тем она непонятнее для молодых слушателей и музыкантов.

Творчество Летова и его соавторов богато на язык. Среди популярных русских рокеров по доле уникальных слов в репертуаре они уступают только группе «Калинов мост» — их показатель чуть выше, чем у Владимира Высоцкого.

Всего в списке Летова и «Гражданской обороны» значатся около 600 песен. Среди них есть и те, которые имеют в названии матерные слова. Но песня с самым большим количеством матерных слов называется прилично — «P.S. Сам (АЙЯ)» (2004): она принадлежит авторству Андрея Машнина, в ней 14 нецензурных слов.

У самого Летова больше 530 опубликованных стихотворений. Если взять только глаголы, существительные и образованные от них прилагательные, то самыми распространёнными словами будут «быть», «земля» и «небо» (основы слов).

Альбом «Всё идёт по плану» как раз завершается отдельной строкой о небе: «А небо всё точно такое же, как если бы ты не продался». Она была написана после предложения Летову сотрудничать с КГБ и является частью стихотворения «Какое небо», входящего в тот же альбом. Как бы ни назвали омский аэропорт, небо над ним будет прежним.

Источник

Хорошо!! (альбом) – Гражданская Оборона

лучший альбом гражданской обороны. Смотреть фото лучший альбом гражданской обороны. Смотреть картинку лучший альбом гражданской обороны. Картинка про лучший альбом гражданской обороны. Фото лучший альбом гражданской обороны«Хорошо!!» – альбом группы «Гражданская Оборона», записанный Егором Летовым в омской «Гр.Об.»-студии летом 1987 года. Изначально распространялся на магнитных лентах (катушках, они же – бобины), в 90-х годах был издан официально на современных носителях. В 2007 году был переиздан на CD в коллекционном исполнении с многочисленными бонус-треками.

История альбома «Хорошо!!»

В авторском комментарии к переизданию 2007 года говорится о том, что материал этого альбома был написан между циклами «Мышеловка» и «Тоталитаризм». По всей видимости, речь идёт об осени 1986 года. Изначально вошедшие в «Хорошо!!» песни входили в альбом «Тоталитаризм», но из-за чрезмерной «громоздкости» были из него исключены и вставлены в новое полотно.

Согласно тогдашней концепции «Гражданской Обороны», хронометраж альбомов не мог превышать или быть менее 30 минут, что равнялось одной стороне бобины (воспроизведение на 19-ой скорости), либо одной стороне часовой магнитофонной кассеты. Изъятие названных выше песен было необходимо не только для «облегчения» «Тоталитаризма», но и для дополнения «Хорошо!!».

Как и другие альбомы «Гражданской Обороны» 1987 года, этот записывался методом последовательного наложения партий с использованием магнитофона «Олимп-033». В первом проходе Егор записывал ударные, затем ритм-гитары, бас и на последнем этапе – голос вместе с соло-гитарой. В момент сведения запись пропускалась через delay-установку.

Оформление альбома «Хорошо!!»

До официального издания альбом распространялся без художественного оформления, оно было сделано лишь в 1996 году. Согласно задумке Егора Летова, на лицевой стороне обложки должно было быть размещено фото женского влагалища, однако реализовать задуманное не удалось. В итоге, кассеты и диски распространялись с предупреждающей надписью о том, что «внешняя часть оригинальной обложки не может быть воспроизведена по причинам морально-этического и юридического характера».

Тем не менее, частично авторское оформление на изданиях 90-х годов всё же было воплощено. В частности, в буклетах магнитофонной кассеты и CD, изданных фирмой «ХОР», были размещены фото обнаженного мужчины с эрегированным пенисом, лицо которого прикрыто фотографией Льва Николаевича Толстого, а также стыдливо прикрывающей лицо руками женщины в эротическом белье. В 2007 году альбом вышел в новом нейтральном оформлении.

Варианты издания альбома

Первое официальное издание «Хорошо!!» появилось в 1996 году. Альбом выпустила на магнитофонных кассетах компания «ХОР». Этот же лейбл в 1999 году выпустил запись на компакт-дисках, к изданию которых также причастна компания Moroz records. Диск вышел в двух вариантах оформления – подарочном (с буклетом) и упрощённом.

В 2007 году альбом был переиздан компанией «Мистерия звука» с бонус-треками. Специально для этого издания материал был оцифрован и пересведён с оригинальных лент. Процедуру выполняли Егор Летов и Наталья Чумакова. В 2015 году запись была переиздана в том же виде музыкальным издательством «Выргород».

Гражданская Оборона – Хорошо!! – слушать

Трек-лист альбома

В комментариях к изданию 2007 года Егор Летов обращает внимание слушателей на некоторые песни. Композиция «Блюз (Никак не называется)» – это ремейк произведения проекта «Посев», входившего в альбом «Сделай сам». Представленная на последнем издании альбома версия песни «Наваждение» была записана в 1988 году во время сессий для альбомов «Так Закалялась Сталь» и «Всё Идёт По Плану». В произведении «Полный п…ц» использована фонограмма из сессии для альбома «Psychedelia Today».

Песня «Красное знамя» написана Егором Летовым в соавторстве с Е.Семерниным.

Бонусы на издании 2007/2015 годов

В качестве дополнительных материалов для этого альбома впервые публикуется запись, являющаяся демо к «Красному Альбому». Это – полуакустический альбом, записанный в ОмГУ Егором Летовым и Евгением Филатовым.

Участники записи альбома

«Хорошо!!» был целиком и полностью записан Егором Летовым единолично.

В записи бонус-треков принимал участие:

Источник

10 главных песен Егора Летова

Твор­че­ство Его­ра Лето­ва соче­та­ет несо­че­та­е­мое. Эле­мен­ты гараж­но­го рока и «гараж­но­го» зву­ча­ния сохра­ни­лись в его твор­че­стве даже в 2000‑е: сту­дия «ГрОб-рекордс», где запи­сы­ва­лись аль­бо­мы груп­пы «Граж­дан­ская обо­ро­на», рас­по­ла­га­лась пря­мо в омской квар­ти­ре Лето­ва, изряд­но потре­пав нер­вы сосе­дям за дол­гие годы суще­ство­ва­ния. Куда там самым попу­ляр­ным рус­ским роке­рам, мота­ю­щим­ся с эти­ми целя­ми на элит­ные бри­тан­ские и аме­ри­кан­ские сту­дии! При этом мно­гие из них могут поза­ви­до­вать поэ­ти­че­ско­му талан­ту омско­го само­род­ка, в текстах кото­ро­го на поря­док выше про­цент уни­каль­ных слов, чем у «Маши­ны вре­ме­ни», «Аква­ри­ума», «Спли­на» и мно­гих других.

Его­ра Лето­ва оди­на­ко­во любят и нена­ви­дят «пра­вые» и «левые» всех мастей за меняв­ши­е­ся поли­ти­че­ские увле­че­ния: вот, напри­мер, Чубайс недав­но демон­стра­тив­но отка­зал­ся читать сти­хо­тво­ре­ния музы­кан­та. Его пес­ни орга­нич­но смот­рят­ся в испол­не­нии дво­ро­вых гита­ри­стов — при том, что его тек­сты ста­но­вят­ся пред­ме­том серьёз­ных науч­ных иссле­до­ва­ний, кон­фе­рен­ций и сбор­ни­ков. Летов так и остал­ся нон­кон­фор­ми­стом и нефор­ма­лом, а его имя уже после смер­ти вышло из под­по­лья и ста­ло брен­дом род­но­го Омска, где даже в шут­ку пред­ла­га­ли пере­име­но­вать мест­ный аэро­порт в его честь.

лучший альбом гражданской обороны. Смотреть фото лучший альбом гражданской обороны. Смотреть картинку лучший альбом гражданской обороны. Картинка про лучший альбом гражданской обороны. Фото лучший альбом гражданской обороны

VATNIKSTAN после обзо­ра деся­ти глав­ных песен Высоц­ко­го и БГ пред­став­ля­ет ана­ло­гич­ный спи­сок хитов из репер­ту­а­ра Лето­ва. Без­услов­но, и в этот раз выбор может пока­зать­ся субъ­ек­тив­ным, но в нём рав­ным обра­зом при­сут­ству­ют как ран­ние, так и позд­ние пес­ни лиде­ра «ГрО­ба», что убеж­да­ет в одном — как бы ни кор­рек­ти­ро­ва­лись его взгля­ды и его стиль, он всё рав­но про­дол­жал тво­рить. А мы про­дол­жа­ем его слу­шать и сегодня.

1. Зоопарк («Поганая молодёжь», 1985)

Егор Летов собрал первую рок-груп­пу в 1982 году, когда ему было 18 лет. Она про­во­ка­ци­он­но назы­ва­лась «Посев» в честь эми­грант­ско­го жур­на­ла Народ­но-тру­до­во­го сою­за рус­ских соли­да­ри­стов — поли­ти­че­ской орга­ни­за­ции наци­о­на­ли­сти­че­ско­го тол­ка. Ника­кой пра­вой идео­ло­гии музы­ка Лето­ва не нес­ла, это был баналь­ный про­тест несо­глас­ной «пога­ной» моло­дё­жи кон­ца эпо­хи застоя. Запи­сав боль­ше деся­ти (!) аль­бо­мов за пару лет, груп­па рас­па­лась, а на её облом­ках в кон­це 1984 года появи­лась «Граж­дан­ская оборона».

В квар­тир­ных усло­ви­ях, в основ­ном из сочи­нён­ных ранее для «Посе­ва» песен, был запи­сан пер­вый аль­бом, кото­рый, в общем, отра­жа­ет бун­тар­ские настро­е­ния моло­дой груп­пы. Одной из ком­по­зи­ций, кото­рую Летов не забыл и часто испол­нял на кон­цер­тах вплоть до смер­ти, стал «Зоо­парк». Пес­ня весь­ма пози­тив­ная, и с жела­ни­ем лири­че­ско­го героя «уйти из зоо­пар­ка», что­бы «най­ти таких, как я, сума­сшед­ших и смеш­ных, сума­сшед­ших и боль­ных», хочет­ся согла­сить­ся даже сегодня.

В аль­бо­ме — под номе­ром 12:

И позд­нее кон­церт­ное исполнение:

2. Всё идёт по плану («Всё идёт по плану», 1988)

Эта пес­ня не нуж­да­ет­ся в пред­став­ле­нии. Кажет­ся, что её зна­ют во всех угол­ках нашей необъ­ят­ной роди­ны, и для мно­гих Егор Летов и «Граж­дан­ская обо­ро­на» — это «Всё идёт по пла­ну», и боль­ше ничего.

В одном из сбор­ни­ков сти­хов Лето­ва текст «Всё идёт по пла­ну» дати­ро­ван 1986 годом. Выхо­дит, что он напи­сал его вско­ре после трёх­ме­сяч­но­го при­ну­ди­тель­но­го лече­ния в псих­боль­ни­це и ещё до гром­ко­го выступ­ле­ния на Ново­си­бир­ском рок-фести­ва­ле в 1987 году, после кото­ро­го о «Граж­дан­ской обо­роне» ста­ли гово­рить по всей стране. Дей­стви­тель­но, не самый пози­тив­ный год в био­гра­фии Лето­ва. Вот как он опи­сы­вал обсто­я­тель­ства созда­ния текста:

«Я смот­рел очень дол­го теле­ви­зор… Мне было страш­но хуё­во (не пом­ню поче­му). Но у меня почти все пес­ни рож­да­ют­ся в состо­я­нии, в общем, таком… Я смот­рел теле­ви­зор и… не пом­ню, какое там [шло] дерь­мо. А после это­го я про­сто при­шёл в ком­на­ту, сел и у меня пошёл такой поток изнут­ри, что я про­сто взял и стал под­ряд запи­сы­вать. Она, по прав­де, длин­ная была первоначально…

То есть, пес­ня не про Лени­на ника­ко­го там, ни про ком­му­низм, ни про КГБ. А от име­ни чело­ве­ка, кото­рый при­хо­дит домой и начи­на­ет там кула­ком по сто­лу сту­чать или голо­ву на руки повесит…

Вокруг этой пес­ни столь­ко было наве­ша­но — каких-то лозун­гов поли­ти­че­ских, каких-то там фило­со­фий. Про­сто пес­ня совсем, в общем-то, не про то».

В нача­ле 1988 года Летов запи­сал целых три аль­бо­ма, отче­го, конеч­но, они не выиг­ра­ли в каче­стве запи­си. Но в слу­чае с глав­ным хитом груп­пы, кото­рый вошёл в одну из пла­сти­нок, каче­ство зву­ка не име­ло ника­ко­го зна­че­ния. Титу­лы «эпо­халь­но­го» про­из­ве­де­ния, «гим­на поко­ле­ния» и даже фольк­лор­ное твор­че­ство в виде допол­ни­тель­ных куп­ле­тов (один из самых извест­ных: «Моя мили­ция меня бере­жёт, сна­ча­ла сажа­ет, а потом сте­ре­жёт…») — в чём при­чи­на тако­го успе­ха? Навер­ное, в про­сто­те и при этом искрен­ней злоб­но­сти абсурд­но­го тек­ста, а заод­но и в баналь­ной музы­ке из повто­ря­ю­щих­ся четы­рёх аккордов.

В аль­бо­ме — под номе­ром 16:

Несмот­ря на то, что Летов устал от попу­ляр­но­сти пес­ни, он почти все­гда испол­нял её на кон­цер­тах. Его жена и бас-гита­рист­ка «ГрО­ба» Ната­лья Чума­ко­ва так пере­да­ва­ла его сло­ва: «…Вот мы при­е­ха­ли в этот город един­ствен­ный раз — и как не сыг­рать её этим людям? Они, может быть, всю жизнь меч­та­ли эту пес­ню услы­шать». Поэто­му послу­ша­ем и мы:

И ещё в кра­си­вом инстру­мен­таль­ном переложении:

И даже в симфоническом:

3. Моя оборона («Здорово и вечно», 1989)

«„Здо­ро­во и веч­но“ я напи­сал, пре­бы­вая в нату­раль­ном тран­со­вом, одер­жи­мом состо­я­нии, очень близ­ком, „цер­ков­но-кано­ни­че­ски“ выра­жа­ясь, к бес­но­ва­нию», — гово­рил Летов об этом аль­бо­ме. В него попал шедевр «Моя обо­ро­на», кото­рый, как и «Всё идёт по пла­ну», стал одной из песен для народ­ных завы­ва­ний под гита­ру и паро­дий­ных пере­пе­вок. По сло­вам бра­та Его­ра, сак­со­фо­ни­ста Сер­гея Лето­ва, «пласт­мас­со­вый мир» — это пласт­мас­со­вые игруш­ки, кото­рые в огром­ном коли­че­стве были у них в детстве.

лучший альбом гражданской обороны. Смотреть фото лучший альбом гражданской обороны. Смотреть картинку лучший альбом гражданской обороны. Картинка про лучший альбом гражданской обороны. Фото лучший альбом гражданской обороныВо вто­рой поло­вине 1980‑х годов Его­ра Лето­ва (сле­ва) чаще все­го ещё мож­но было наблю­дать без боро­ды. Более при­выч­ный образ появил­ся позже.

И прав­да, текст пес­ни содер­жит какие-то дет­ские обра­зы — кораб­лик, мячик, сол­неч­ный зай­чик. Но дет­ской сама пес­ня от это­го не ста­но­вит­ся, и под «пласт­мас­со­вым миром» мы неред­ко пони­ма­ем суро­вую реаль­ность, кото­рая лома­ет наши иде­а­ли­сти­че­ские, почти дет­ские пред­став­ле­ния о жизни.

В аль­бо­ме — под номе­ром 3:

Бла­го­да­ря лако­нич­но­сти тек­ста и его фило­соф­ской отстра­нён­но­сти «Моя обо­ро­на» непло­хо зву­чит в нето­роп­ли­вом аку­сти­че­ском исполнении:

При этом и пол­но­цен­ное дина­мич­ное испол­не­ние песне не вредит:

«Моя обо­ро­на» — одна из самых попу­ляр­ных песен Лето­ва для кавер-вер­сий, при­чём чаще имен­но в жёст­кой «рокер­ской» вер­сии. Ска­жем, такой вари­ант испол­нял Шнур в соста­ве сво­е­го сайд-про­ек­та «Рубль»:

4. Русское поле экспериментов («Русское поле экспериментов», 1989)

Назва­ние этой пес­ни тоже ста­ло кры­ла­тым выра­же­ни­ем, хотя, в отли­чие от двух преды­ду­щих, вряд ли мно­гие смо­гут вос­про­из­ве­сти на память очень длин­ный текст дан­ной ком­по­зи­ции. Зато раз­би­рать её с точ­ки зре­ния пост­мо­дер­нист­ско­го цити­ро­ва­ния очень любо­пыт­но: тут вам и отсыл­ка к Бер­тра­ну Рас­се­лу («веч­ность пах­нет нефтью»), и образ дебют­ной пове­сти «Посто­рон­ний» Аль­бе­ра Камю («искус­ство быть посто­рон­ним»), и иска­жён­ные цита­ты рус­ских поэтов («сея­ли разум­ное, доб­рое, веч­ное» из Некра­со­ва). В ито­ге сту­дий­ная запись на одно­имён­ном аль­бо­ме зани­ма­ет 14 минут — насто­я­щее фило­соф­ское раз­мыш­ле­ние о судь­бах Рос­сии. В 1990 году Егор Летов сказал:

«Я вооб­ще заме­чаю, что подо­шёл к неко­ей услов­ной гра­ни — к неко­е­му, как бы выс­ше­му для меня уров­ню кру­тиз­ны, за кото­рым сло­ва, зву­ки, обра­зы уже „не рабо­та­ют“, вооб­ще, всё, что за ним — уже не вопло­ти­мо (для меня, во вся­ком слу­чае) через искус­ство. Я это понял, когда напи­сал „Рус­ское поле экс­пе­ри­мен­тов“. Оно для меня — вышак. Пре­дел. Крас­ная чер­та. Даль­ше — у меня нет слов, нет голоса».

Кро­ме ощу­ще­ния, что твор­че­ство дошло до пика и «выдох­лось», Лето­ва на рубе­же 1980–1990‑х годов ста­ла бес­по­ко­ить рас­ту­щая попу­ляр­ность груп­пы. Он не хотел пре­вра­щать её в ком­мер­че­ский про­ект, и в ито­ге «Граж­дан­ская обо­ро­на» была рас­пу­ще­на. Послед­ний аль­бом до роспус­ка — «Инструк­ция по выжи­ва­нию» (1990) — состо­ял даже не из песен Лето­ва, он высту­пил толь­ко в каче­стве соли­ста. Одним сло­вом, на тот момент дей­стви­тель­но мог­ло казать­ся, что «Рус­ское поле экс­пе­ри­мен­тов» и как аль­бом, и как послед­няя пес­ня — это финаль­ный аккорд быст­рой, но очень пло­до­ви­той музы­каль­ной эпо­пеи «ГрО­ба».

В аль­бо­ме — под послед­ним номе­ром 10:

Сто­ит отме­тить, что мно­гие позд­ние испол­не­ния ста­рых песен «ГрО­ба» отли­ча­ют­ся выдер­жан­ным про­ник­но­вен­ным голо­сом зре­ло­го Лето­ва. Впе­чат­ле­ния от запи­сей 1980‑х и 2000‑х в ито­ге полу­ча­ют­ся немно­го разными:

Для раз­но­об­ра­зия так­же послу­шай­те люби­тель­скую запись совсем не люби­тель­ской по вир­ту­оз­но­сти вер­сии пес­ни на аккордеоне:

5. Самоотвод / Про окурок и курок («Прыг-скок», 1990)

Куда же рус­ско­му року без суи­ци­даль­ной темы? «Само­от­вод», он же извест­ный под назва­ни­ем «Про оку­рок и курок», был напи­сан ещё на пике твор­че­ства «ГрО­ба», но, как гово­рил сам Летов, пес­ня «дол­го плу­та­ла по вся­ким полу­с­бор­ни­кам, неза­слу­жен­но ни в какой аль­бом так и не попав» (толь­ко затем, при позд­нем пере­из­да­нии «Бое­во­го сти­му­ла» 1988 года её вклю­чи­ли в ука­зан­ную пла­стин­ку). Тем вре­ме­нем исто­рия «Граж­дан­ской обо­ро­ны» вре­мен­но оста­но­ви­лась, и Летов создал дру­гую груп­пу — «Егор и Опиз­де­нев­шие». От подо­бия панк-рока не оста­лось и сле­да: сти­ли­сти­ка музы­ки, тек­стов и даже оформ­ле­ния обло­жек теперь отсы­ла­ла к пси­хо­де­ли­че­ским обра­зам хип­пи 1960‑х.

лучший альбом гражданской обороны. Смотреть фото лучший альбом гражданской обороны. Смотреть картинку лучший альбом гражданской обороны. Картинка про лучший альбом гражданской обороны. Фото лучший альбом гражданской обороныТакое ощу­ще­ние, что эта фото­гра­фия сня­та в Аме­ри­ке эпо­хи хип­пи, а не в Рос­сии нача­ла 1990‑х.

В подоб­ный кон­текст непло­хо ложи­лась и пес­ня «Само­от­вод» про само­убий­ство Вла­ди­ми­ра Мая­ков­ско­го. От гитар­но­го соло при­шлось отка­зать­ся, но есть мне­ние, что так ста­ло даже луч­ше. Лири­че­ско-аку­сти­че­ский вари­ант — под номе­ром 12:

Ну а дина­мич­ный кон­церт­ный вари­ант воз­об­нов­лён­ная «Граж­дан­ская обо­ро­на» не раз испол­ня­ла позже:

6. Свобода («Сто лет одиночества», 1992)

Пес­ня «Сво­бо­да» напи­са­на уже для про­ек­та «Егор и Опиз­де­нев­шие» как бонус к аль­бо­му «Прыг-скок». В аль­бом она попасть не успе­ла и откры­ла сле­ду­ю­щую пла­стин­ку, «Сто лет оди­но­че­ства». Имен­но поэто­му у неё такое дол­гое вступ­ле­ние, во вре­мя кото­ро­го участ­ник груп­пы Кон­стан­тин Ряби­нов сту­чал меди­а­то­ром по стру­нам фортепиано.

лучший альбом гражданской обороны. Смотреть фото лучший альбом гражданской обороны. Смотреть картинку лучший альбом гражданской обороны. Картинка про лучший альбом гражданской обороны. Фото лучший альбом гражданской обороныРуко­пись пес­ни «Сво­бо­да»

Пес­ня полу­чи­лась весь­ма гар­мо­нич­ной: три куп­ле­та, чёт­кий рефрен и, конеч­но же, сама тема сво­бо­ды, без кото­рой немыс­ли­ма рок-музы­ка. Так полу­чил­ся хит, кото­рый не забыл­ся и после закры­тия груп­пы «Егор и Опизденевшие».

В аль­бо­ме — под номе­ром 1:

Разу­ме­ет­ся, не обо­шлось и без более жёст­кой кон­церт­ной обработки:

7. Про дурачка («Солнцеворот», 1997)

Так опи­сы­вал исто­рию созда­ния пес­ни Егор Летов. Дей­стви­тель­но, в ней очень мно­го ими­та­ции под рус­ский фольк­лор, а фолк-моти­вы — ещё одна чер­та хип­пи-пси­хо­де­ли­ки пери­о­да «Его­ра и Опиз­де­нев­ших». Тем не менее, в заго­лов­ке ока­зал­ся дру­гой аль­бом, посколь­ку став­ший хитом «Дура­чок» стал в какой-то мере связ­кой про­ек­та Лето­ва пер­вой поло­ви­ны 1990‑х годов и воз­об­нов­лён­ной «Граж­дан­ской обо­ро­ны», про­крав­шись заслан­ным казач­ком в хоро­шей аран­жи­ров­ке в пер­вый аль­бом из дило­гии «Солн­це­во­рот» / «Невы­но­си­мая лёг­кость бытия».

В аль­бо­ме «Лун­ный пере­во­рот» (позд­нем пере­из­да­нии «Солн­це­во­ро­та») — под номе­ром 8:

Запись с послед­не­го кон­цер­та «Граж­дан­ской обо­ро­ны» 9 фев­ра­ля 2008 года в Екатеринбурге:

8. Пой, революция! («Невыносимая лёгкость бытия», 1997)

В основ­ном дило­гия «Солн­це­во­рот» / «Невы­но­си­мая лёг­кость бытия» запом­ни­лась вни­ма­ни­ем Лето­ва к соци­аль­но-поли­ти­че­ской про­бле­ма­ти­ке. Собы­тия пер­вой поло­ви­ны 1990‑х годов не оста­ви­ли его рав­но­душ­ным, и он сна­ча­ла поучаст­во­вал в созда­нии Наци­о­нал-боль­ше­вист­ской пар­тии, полу­чив на руки один из пер­вых парт­би­ле­тов этой орга­ни­за­ции, а затем стал под­дер­жи­вать Вик­то­ра Анпи­ло­ва и его сто­рон­ни­ков. «Левая» тема­ти­ка нашла отра­же­ние в кон­крет­ных пес­нях, и наи­бо­лее пря­мо­ли­ней­ной и зна­ко­вой мож­но назвать «Пой, революция!».

На пла­стин­ке пес­ня появи­лась толь­ко в 1997 году, а сочи­не­на была ещё в 1994‑м. Тогда Егор Летов сме­ло заявлял:

В аль­бо­ме «Снос­ная тяжесть небы­тия» (пере­из­дан­ной вер­сии «Невы­но­си­мой лёг­ко­сти бытия») — под номе­ром 1:

Несмот­ря на то, что «рево­лю­ци­он­ный» пери­од «Граж­дан­ской обо­ро­ны» очень быст­ро про­шёл, нель­зя прой­ти мимо этой увле­чён­но­сти Лето­ва. Она про­яви­лась не толь­ко в двух аль­бо­мах, затем пере­из­дан­ных под назва­ни­я­ми «Лун­ный пере­во­рот» и «Снос­ная тяжесть небы­тия», но и в пла­стин­ке каве­ров совет­ских песен «Звез­до­пад» (2002), а так­же в частом испол­не­нии на кон­цер­тах бое­вой «И вновь про­дол­жа­ет­ся бой»:

9. Долгая счастливая жизнь («Долгая счастливая жизнь», 2004)

В ито­ге макет это­го мира ока­зал­ся силь­ней, и поли­ти­че­ский запал Лето­ва исчез. На его место при­шло разо­ча­ро­ва­ние и депрес­сия сере­ди­ны 2000‑х годов в новой дило­гии — «Дол­гая счаст­ли­вая жизнь» и «Реани­ма­ция». Цен­траль­ная пес­ня пер­во­го аль­бо­ма откро­вен­но изде­ва­ет­ся над слу­ша­те­лем, назы­вая дол­гой счаст­ли­вой жиз­нью отсут­ствие празд­ни­ков, вдох­но­ве­ний, гори­зон­тов и пре­ступ­ле­ний. Сло­во автору:

В аль­бо­ме — под номе­ром 8:

10. Сияние («Зачем снятся сны?», 2007)

«Сия­ние», как уже ска­за­но, выде­ля­ет­ся на общем фоне мело­дич­но­стью в сти­ле колы­бель­ной. В ней нет ни нена­ви­сти, ни соци­аль­щи­ны, ни депрес­сии. Зато есть какое-то уми­ро­тво­ре­ние. Навер­ное, имен­но такое завер­ше­ние и долж­но быть в музы­каль­ном пути чело­ве­ка, кото­рый так и не нашёл себе места в рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти, но создал в сво­их пес­нях какую-то дру­гую дей­стви­тель­ность. Куда и пере­нёс­ся после смер­ти — гово­ря сло­ва­ми из дру­гой пес­ни аль­бо­ма, «сна­ру­жи всех измерений».

В аль­бо­ме — под номе­ром 5:

Не забудь­те послу­шать ком­мен­та­рий само­го Лето­ва перед фраг­мен­том кон­церт­ной записи:

Читай­те дру­гие ста­тьи из мини-цик­ла о глав­ных пес­нях рус­ских музыкантов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *