лучший аудиокодек для лучшего качества
Лучшие сборки кодеков для Windows
Качество аудио и видеоконтента с каждым годом становиться только лучше. Это сопровождается постоянным изменением (усложнением) привычных для нас форматов и появлением на свет принципиально новых расширений файлов. Для их чтения на компьютере необходима установка новых кодеков, которые расшифровывают сигнал сжатого файла и воспроизводят его на устройствах вывода: мониторе и колонках.
Кодеки — это микропрограммы, содержащие инструкции для декодирования (чтения) и изменения исходного файла. Во времена «царствования» первых популярных систем на ядре Windows NT, к которым относится Win 2000 и XP, необходимые для работы кодеки скачивались и устанавливались отдельно. Только что установленная операционная система того времени не умела читать и редактировать медиафайлы с уже привычными для нас расширениями. Ситуация улучшилась вместе с релизом новой Windows 7, уже содержащей необходимый на тот момент стандарт инструкций для кодирования/декодирования файлов. Однако данные программы нередко давали сбои, и их приходилось переустанавливать вручную. Так сборки медиакодеков сохранили свою востребованность вплоть до выхода Windows 10.
Несмотря на распространение современной Windows 10 с полным набором популярных медиакодеков, проблема все еще остается актуальной по нескольким причинам:
В данной статье мы приведем перечень самых популярных сборок кодеков для Windows XP, 7, 8, 10.
K-Lite Codec Pack
О сборке K-Lite Codec Pack знает каждый пользователь, который хоть раз сталкивался с переустановкой пакета кодеков. Она является самой популярной среди доступных в интернете вариантов, и работает даже на устаревших компьютерах любой конфигурации и производительности.
В данной сборке также присутствуют фильтры DirectShow для перекодирования и конвертации медиафайлов. Эта технология позволяет использовать для воспроизведения практически любой сторонний плеер, скачанный из сети. Программа поставляется вместе с набором настроечных утилит и плеерами Media Player Classic Homecinema и KMPlayer.
K-Lite Codec Pack выпускается в нескольких версиях:
Преимущества:
Недостатки:
Shark007 for Windows
Более упрощенная, чем K-Lite, но не менее полезная сборка кодеков Shark007 for Windows предлагает пользователям необходимый набор инструкций для запуска мультимедийного контента на компьютерах под управлением старых и современных версий Виндоус. Данное решение ориентировано на рядовых пользователей, и характеризуется отсутствием встроенного плеера, более скромным перечнем поддерживаемых форматов, простой настройкой и понятным интерфейсом.
Shark007 for Windows относится к разряду «поставил и забыл». В противовес скромным возможностям она ставит высокую стабильность работы и отличную совместимость с системой. Это один из лучших выборов для компьютеров и ноутбуков с низкой производительностью.
Всего существует три издания продукта:
Преимущества:
Недостатки:
Combined Community Codec Pack
Сборка кодеков Combined Community Codec Pack создана силами программистов-энтузиастов с целью устранения «наложения» кодеков (их конфликтов) и упрощения проигрывания наиболее популярных видеоформатов. В составе полного издания «CCCP» есть также и аудиокодеки, кодер ffdshow, плееры ZoomPlayer Free и Media Player Classic Home Cinema, но напрочь отсутствуют фильтры для профессиональной работы с контентом. Несмотря на это, программа является хорошим вариантом для просмотра фильмов и роликов с субтитрами.
На данный момент проект Combined Community Codec Pack закрыт, а последняя его версия датируется 2015 годом. Тем не менее, в нем присутствует поддержка Windows 10 и предыдущих изданий операционной системы.
Преимущества:
Недостатки:
Windows 10 Codec Pack
Изначально сборка кодеков Windows 10 Codec Pack была специально разработана для операционной системы Виндоус 7, и дублировала ее инструкции. Это решение было полезно при непредвиденных вылетах и критических ошибках системы, после которых видео и музыка не могли запуститься. Сейчас программа «обросла» большим количеством кодеков на все случаи жизни, и выпускается в трех версиях для Windows 7, 8 и 10 соответственно.
В Windows 10 Codec Pack уже включено множество фильтров и декодеров, включая последний ffdshow DirectShow Video Codec. Не забыли и о медиаплеере Media Player Classic — Home Cinema, который также входит в комплект кодек-пака.
Установка сборки происходит в одном из двух режимов: простом и выборочном. Первый Default-вариант для новичков и людей, которые не хотят заморачиваться с настройками. Устанавливая программу по второму сценарию вы сможете сами выбрать необходимые вам кодеки и фильтры, указать аппаратное ускорение для каждого из них и другие параметры.
Преимущества:
Недостатки:
DivX Plus Codec Pack
Кодек-пак DivX Plus Codec Pack создан разработчиками одноименного стандарта кодирования видео и является обязательным компонентом любой современной системы на базе Windows. В отличие от основного продукта компании DivX Pro, данная сборка абсолютно бесплатна, и совместима со всеми современными и устаревшими версиями Виндовс.
Главная «фишка» DivX Plus Codec Pack – превосходная оптимизация и качественное воспроизведение файлов формата DivX или MKV. Благодаря наличию аппаратного ускорения DXVA и полному использованию вычислительной мощности, вы сможете смотреть высококачественные фильмы с высоким разрешением даже на слабых ноутбуках со старым железом.
Помимо инструкций кодек-пак снабжен плеером и конвертером собственной разработки. В нем есть компоненты для корректного отображения субтитров на любом стороннем плеере. Еще DivX Plus Codec Pack может передавать видеосигнал на консоли Xbox 360, Sony PlayStation 3, и на телевизоры.
Преимущества:
Недостатки:
X Codec Pack
Очередной кодек-пак без всяких излишеств, который позволяет запускать все распространенные форматы аудио и видеофайлов. Изначально он назывался XP Codec Pack и предназначался для операционной системы Windows XP. Впоследствии его адаптировали под современные версии ОС: Win 7, 8 и 10.
Данный вариант хорош тем, что не имеет нагромождения профессиональных инструментов, фильтров и другого специального софта. Из дополнительных возможностей — наличие плеера Media Player Classic и утилиты The Codec Detective для просмотра установленных инструкций.
XP Codec Pack устраняет множество ошибок и убирает подтормаживания при воспроизведении фильмов и музыки. При необходимости пользователь может настроить качество звука и видео с помощью встроенного эквалайзера, микшера и других надстроек фильтров.
Преимущества:
Недостатки:
Media Player Codec Pack
Media Player Codec Pack это еще один хороший кодек-пак для воспроизведения фильмов и музыки, предназначенный для нетребовательного пользователя. Название сборки может запутать и дать ложные представления о продукте. Кодек-пак не является медиаплеером, но использует стандартный Windows Media Player (10,11,12) и дополняет его новыми инструкциями. С Media Player Codec Pack вам навряд ли понадобятся сторонние плееры.
Сборка содержит инструкции для запуска видеороликов сжатием стандарта x264, x265, h.265, HEVC, 10bit x265, 10bit x264, AVCHD, AVC, DivX, XviD, MP4, MPEG4, MPEG2. Данного набора будет достаточно для превращения компьютера в полноценный домашний кинотеатр. Важная особенность кодек-пака — возможность проигрывания Blu-Ray фильмов в разрешении 4К.
Программа распространяется в трех версиях:
Во время инсталляции она предложит один из двух вариантов: «Easy Installation» для обычной установки по умолчанию и «Expert Installation» для выборочной установки компонентов и кодеков.
Преимущества:
Недостатки:
Hi-Res музыка по Bluetooth: какой нужен кодек, смартфон и наушники?
Одной из тенденций уходящего года можно смело назвать постепенный отказ производителей от 3,5-мм аудиоразъёма в смартфонах. Правда, многие не верят, что музыку в форматах Hi-Res можно передавать «по воздуху». Так и было, пока не появились качественные технологии передачи беспроводного звука. Чтобы воспользоваться ими, покупателю придётся столкнуться с множеством непонятных аббревиатур — LDAC, aptX, SBC, AAC и другими. Разобраться во всём этом и выбрать подходящие смартфоны и аксессуары вам поможет наша статья.
Зачем нужны кодеки?
Если вы слушаете музыку высокого разрешения через проводные наушники, вам не нужно ничего знать о кодеках — всю работу выполняет цифро-аналоговый преобразователь, превращающий последовательность нолей и единиц в музыку. А вот Bluetooth, несмотря на почти четвертьвековую историю, долгое время был далеко не идеальным способом передачи звука. Всё дело в его пропускной способности, втиснуть качественный звук в узкие рамки которой и призваны различные кодеки.
Первая гарнитура компании Nokia, HDW-1, выпущенная в 2002 году
Когда речь зашла о кодеках, многим из вас наверняка придёт на ум аббревиатура A2DP. И это будет неверно: достаточно посмотреть на её расшифровку — Advanced Audio Distribution Profile или «расширенный профиль распространения звука». Профиль — это всего лишь набор функций и возможностей определённого Bluetooth-устройства. Так, поддержка профиля A2DP гарантирует передачу двухканального стереозвука, но ничего не говорит о его качестве и технических характеристиках. А вот уже поверх этого стандарта необходимо использование одного из кодеков, который будет кодировать звук с минимальными потерями.
Sony MDR-1000X с поддержкой самого современного кодека, LDAC
Итак, мы выяснили, что для передачи сжатого звука от смартфона к беспроводным наушникам нам нужен кодек, который будет поддерживаться как самим гаджетом, так и акустикой. Алгоритмы работы кодека — довольно сложная вещь, но, в конечном итоге, для нас важны три характеристики каждого кодека, от которых и зависит звук.
Пропускная способность, которая сверху ограничена пропускной способностью самого протокола Bluetooth. В Bluetooth 4.0, работающего в «чистом» режиме без задействования стандарта IEEE 802.11 для увеличения скорости, пропускная способность составляет всего 1 Мбит/с — такова плата за низкое энергопотребление радиомодуля. При всём этом, даже битрейт оцифрованного CD-аудио составляет 1,4 Мбит/с, не говоря уже о записях более высокого разрешения.
Битрейт различных форматов аудио
Частота дискретизации. Фактически, это число показывает, на какое количество отрезков за одну секунду мы разбиваем исходный аудиопоток для его последующего кодирования.
Сравнение низкой и высокой частоты дискретизации при кодировании звука
Разрядность, иногда также называемая битностью. Разрядность аудиозаписи определяет, сколько бит и уровней квантования необходимо для кодирования каждого отрезка. Как правило, для увеличения качества звука и его более точной передачи используется одновременное увеличение частоты дискретизации и разрядности. Исключением является формат DSD, который при разрядности всего в 1 бит имеет огромную частоту дискретизации 5644,8 кГц.
Сравнение импульсно-кодовой модуляции PCM (применяется в большинстве форматов) и DSD
Зная это, мы можем перейти непосредственно к кодекам, чтобы выяснить, какие они вообще бывают и какие возможности предлагают слушателю.
Какие кодеки существуют и чем различаются?
SBC — самый первый Bluetooth-кодек, который появился одновременно с A2DP и поддерживается абсолютно всеми устройствами, в которых используется этот профиль. Его характеристики достаточно скромны: битрейт 328 кбит/с при частоте дискретизации 48 кГц. Этого впритык хватает для передачи звука в формате mp3, но недостаточно для любых мало-мальски качественных записей.
Битрейт Bluetooth-кодеков
aptX — второй по хронологической шкале кодек, разработка компании Qualcomm, берёт своё начало задолго до появления Bluetooth. Его характеристики лишь немногим лучше по сравнению с SBC: aptX позволяет кодировать звук на частоте 44,1 кГц при разрядности 16 бит, обеспечивая битрейт до 352 кбит/с. Несмотря на это, aptX по качеству передаваемого звука уже смог вплотную приблизиться к CD-аудио. Одним из расширений этого кодека стал aptX Low Latency, снизивший задержки звука со 100–150 мс у SBC до всего 40 мс, что немаловажно при просмотре видео и играх с Bluetooth-наушниками. Сейчас поддержку aptX можно встретить в огромном количестве устройств, за исключением продукции компании Apple.
aptX-HD или aptX Lossless — улучшенная версия кодека aptX, которая отвечает минимальным требованиям аудио Hi-Res. Этот кодек использует динамическое кодирование звука, при котором большая часть аудио кодируется без потерь, а когда это невозможно — с минимальными потерями. aptX HD использует частоту дискретизации 48 кГц, которая, при разрядности 24 бита, даёт пропускную способность 576 кбит/с. Представлен этот кодек был только в прошлом году и пока не обзавёлся большим количеством поддерживаемых устройств. Найти aptX HD можно во флагманах компаний LG, Sony, Huawei и некоторых других, но ни один из гаджетов Samsung поддержку кодека пока не получил. Разумеется, для aptX HD понадобятся и соответствующие наушники, но их пока можно буквально пересчитать по пальцам.
LG G5 — первый смартфон с поддержкой aptX HD
AAC — кодек, используемый в продуктах Apple. В отличие от остальных кодеков, перечисленных в этой статье, AAC не ограничивается Bluetooth и применяется в самых разных устройствах для кодирования звука. Однако яблочная компания отдала предпочтение именно AAC, который в своей Bluetooth-реализации обеспечивает битрейт 264 кбит/с при частоте дискретизации 44,1 кГц. Изначально перед кодеком вовсе не ставилась задача прослушивания музыки высокого качества: он всего лишь должен был обеспечивать лучшее, по сравнению с mp3, качество при меньшем битрейте и размере файлов. Качество звука AAC можно сравнить с aptX, но наушники с поддержкой этого кодека распространены не так хорошо, поэтому наличие его поддержки обязательно стоит проверять перед покупкой.
Само собой, поддержку AAC имеют фирменные Apple AirPods
LDAC — кодек, разработанный компанией Sony. LDAC обеспечивает частоту дискретизации 96 кГц и разрядность 24 бита, что даёт впечатляющую пропускную способность 990 кбит/с. Это делает кодек наиболее прогрессивным на данный момент: LDAC может обеспечить передачу аудио более качественного, чем CD-формата. Пока поддержка LDAC ограничивается гаджетами самой Sony, но есть и хорошие новости: кодек включён в проект AOSP начиная с версии 8.0 Oreo, и любая компания сможет использовать его в своих смартфонах после прохождения бесплатной сертификации. А вот производителям наушников, колонок и другой акустики всё-таки придётся раскошелиться на лицензионные отчисления, поэтому будущее LDAC всё ещё туманно.
Демонстрация возможностей LDAC: звук с частотой дискретизации 96 кГц и битрейтом 4,5 Мбит/с передаётся без потерь
Так какой кодек лучше?
Конечно, лучшим кодеком следует считать тот, который может обеспечить передачу аудио наивысшего качества. Строго говоря, однозначного определения аудио Hi-Res (High-Resolution) не существует, но большинство экспертов считают, что звук высокого разрешения должен превосходить по качеству CD-аудио. Последнее, как мы помним, имеет частоту дискретизации 44,1 кГц и разрядность 16 бит. Однако некоторые подходят к определению аудио Hi-Res более строго, относя к нему записи, сделанные с частотой дискретизации не менее 88,2 кГц и имеющие разрядность 24 бита. Так что, из имеющихся Bluetooth-кодеков, самым строгим определениям пока соответствует только малораспространённый LDAC. Более скромный по характеристикам aptX HD попадает под определение аудио Hi-Res частично, но имеет большую распространённость, а потому в ближайшее время наверняка станет основным Bluetooth-кодеком высокого разрешения.
Но стоит ли гнаться за максимальными характеристиками? Любой кодек, в том числе и LDAC, с потерями сжимает звук, чтобы понизить битрейт до максимально допустимого для конкретного кодека. Сжатие с потерями осуществляется двумя способами. Первый — обрезание неслышимых человеческим ухом частот. Второй способ заключается в использовании переменной разрядности при кодировании звука. Пик восприятия звука человеком находится в области 3 кГц — эта область в кодеках Hi-Res кодируется 24 битами, в то время как на границах слышимости разрядность может быть понижена до 12 бит. Возможно, какой-то процент людей с идеальным слухом и окажется недовольным результатом, но не стоит забывать, что Bluetooth предназначен для прослушивания музыки дома и в дороге, а не для студийного качества.
Порог чувствительности человеческого уха (синяя линия) и зависимость разрядности LDAC от частоты
Из рисунка выше видно, что LDAC поддерживает 16 частотных полос шириной 1 кГц, понижая при кодировании звука его разрядность на 1 бит на каждые 6 дБ порога слышимости. Для сравнения, aptX HD поддерживает всего четыре частотные полосы, что и делает этот кодек менее эффективным по сравнению с LDAC.
Частота дискретизации, кГц / Битрейт, кбит/с
Кодирование аудио с потерями. Что к чему?
Внимание: это старая версия статьи, новая доступна на моём сайте.
Эволюция кодирования аудио
На дворе 2011-й год, с момента появления первого MP3 кодировщика прошло уже 17 лет. Но то, что большинство из нас до сих пор спокойно слушает музыку в формате MP3 — вовсе не значит, что прогресс всё это время топтался на месте. И это касается не только развития алгоритма кодирования MP3, но и эволюции кодирования аудио с потерями вообще — в виде новых, более совершенных кодеков, действительно позволяющих получить лучшее качество при меньшем размере. Такие форматы как OGG Vorbis, AAC, WMA, Musepack давно оставили позади устаревший MP3 с его многочисленными ограничениями и недостатками.
Параллельно, всё большие обороты набирает кодирование без потерь (lossless). Но из-за больших объемов данных на сегодняшний день оно всё еще непригодно для полномасштабного использования — особенно для портативных устройств с ограниченным объемом памяти, для потокового вещания в сети, и просто для быстрого обмена музыкой в интернете (надо признать, что не у всех и не всегда под рукой есть 100-мегабитный доступ в интернет).
И так, MP3 устарел, и ему определенно созрела замена. Только как быть пользователю непосвященному, но желающему добиться максимально качественного звучания с минимальными затратами объемов памяти? Ведь альтернативных кодеков довольно много (как минимум 3 из них действительно достойны внимания): Apple продвигает с помощью своего iTunes Store формат AAC (Advanced Audio Coding — позиционируется как преемник MP3), Microsoft — свой собственный лицензируемый WMA (Windows Media Audio), кроме того, всё большую известность приобретает OGG Vorbis, а особо просветленные используют даже такой формат как Musepack. Который из этих кодеков выбрать?
Однозначного ответа на этот вопрос нет — и именно поэтому я пишу сию статью.
Как определиться?
Выбор того или иного кодека зависит от конкретной задачи. А именно:
1. От оборудования и ПО, с помощью которого будет воспроизводиться звук. Т.е. от наличия поддержки того или иного формата аудио, а также качества воспроизведения (им желательно руководствоваться при выборе битрейта).
2. От объема памяти, который будет выделен под конечный материал. Соответственно подбирается больший или меньший целевой битрейт/качество.
Ну и, конечно же, необходимо кроме формата и битрейта подобрать оптимальный кодировщик и параметры кодирования. При этом надо понимать, что различные форматы/кодеры по-разному проявляют себя на разных диапазонах битрейта.
Таким образом, алгоритм примерно следующий:
1) Выяснить, какие форматы поддерживает целевое устройство.
2) Определиться, сколько места вы сможете выделить под аудио материал, а также определить суммарную продолжительность аудио предназначенного для кодирования.
3) Вычислить нужный битрейт по формуле: битрейт = дисковое_пространство(в килобитах) / суммарная_продолжительность(в секундах).
4) В соответствии с битрейтом выбрать из поддерживаемых форматов оптимальный (об этом далее).
5) Подобрать наилучший кодер и параметры к нему.
Подробнее о наших героях
OGG Vorbis
Ogg Vorbis — это относительно новый универсальный формат аудио компрессии, официально вышедший летом 2002 года. Он принадлежит к тому же типу форматов, что и МР3, AAC, VQF и WMA, то есть к форматам компрессии с потерями. Психоакустическая модель, используемая в Ogg Vorbis, по принципам действия близка к МР3 и иже с ними, но и только — математическая обработка и практическая реализация этой модели в корне отличаются, что позволяет авторам объявить свой формат совершенно независимым от всех предшественников.
Главное неоспоримое преимущество формата Ogg Vorbis — это его полная открытость и свободность. Более того, в нем использована новейшая и наиболее качественная психоакустическая модель, из-за чего соотношение битрейт/качество значительно ниже, чем у других форматов. Как результат — качество звука лучше, но размер файла меньше.
В формате имеется большое количество достоинств. Например, формат Ogg Vorbis не ограничивает пользователя только двумя аудио каналами (стерео — левый и правый). Он поддерживает до 225 отдельных каналов с частотой дискретизации до 192kHz и разрядностью до 32bit (чего не позволяет ни один формат сжатия с потерями), поэтому Ogg Vorbis великолепно подходит для кодирования 6-ти канального звука DVD-Audio. К тому же, формат OGG Vorbis — sample accurate. Это гарантирует, что звуковые данные перед кодированием и после декодирования не будут иметь смещений или дополнительных/потерянных сэмплов относительно друг друга. Это легко оценить, когда вы кодируете non-stop музыку (когда один трек постепенно входит в другой) — в итоге сохранится целостность звука.
Возможностью потокового вещания сейчас никого не удивишь, но у этого формата она заложена с самых основ. Это дает формату достаточно полезный побочный эффект — в одном файле можно хранить несколько композиций с собственными тегами. При загрузке такого файла в плеер должны отобразиться все композиции, будто их загрузили из нескольких различных файлов.
Отдельно стоит упомянуть достаточно гибкую систему тегов. Заголовок тегов легко расширяется и позволяет включать тексты любой длины и сложности (например, текст песни), перемежающиеся изображениями (например, фотография обложки альбома). Текстовые теги хранятся в UTF-8, что позволяет писать хоть на всех языках одновременно и исключает возможные проблемы с кодировками. Это значительно удобнее различных ухищрений типа id3 тегов.
Ogg Vorbis по умолчанию использует переменный битрейт, при этом значения последнего не ограничены какими-то жесткими значениями, и он может варьироваться даже на 1kbps. При этом стоит заметить, что форматом жестко не ограничен максимальный битрейт, и при максимальных настройках кодирования он может варьироваться от 400kbps до 700kbps. Такой же гибкостью обладает частота дискретизации — пользователям предоставляется любой выбор в пределах от 2000Hz до 192000Hz.
Ogg Vorbis был разработан сообществом Xiphophorus для того, чтобы заменить все платные запатентованные аудио форматы. Несмотря на то, что это самый молодой формат из всех конкурентов МР3, Ogg Vorbis имеет полную поддержку на всех известных платформах (Windows, PocketPC, Symbian, DOS, Linux, MacOS, FreeBSD, BeOS и др.), а также большое количество аппаратных реализаций. Популярность на сегодняшний день значительно превосходит все альтернативные решения.
Стоит заметить, что Ogg Vorbis является всего лишь небольшой частью мультимедиа проекта Ogg Squish, в который также входят свободные кодировщики: Speex — для сжатия голоса; FLAC — для сжатия звука без потерь; Theora — для сжатия видео.
Musepack
При этом материал должен быть предварительно преобразован в моно и ресемплирован до частоты 22050 Гц (желательно ресемплером SoX). На выходе получим обычное Low Complexity AAC с битрейтом около 25 кбит/с.
Для музыки в этом диапазоне тоже есть варианты:
1) Nero AAC. Тут никаких преобразований не нужно:
На выходе — High Efficiency AAC v2 (с параметрическим стерео и синтезом ВЧ),
35 кбит/с. Прекрасный вариант для какого-нибудь интернет-радио. Только тут надо не забывать, что декодер в плеере должен поддерживать HE-AACv2, иначе получите полное отсутствие ВЧ и монофонию.
2) OGG Vorbis AoTuV — данная модификация libvorbis включает усовершенствование алгоритма кодирования с низкими битрейтами и, даже без технологии SBR, не сильно уступает HE-AACv2. Командная строка:
Полученные таким образом файлы должны быть полностью совместимы со стандартными декодерами OGG Vorbis. Битрейт — аналогичный — около 35 кбит/с.
3) WMA 10 Pro. Для таких случаев у Microsoft тоже есть что-то наподобие SBR (синтез ВЧ), звучит не так плохо, как могло бы. Правда битрейт чуть выходит за рамки — 48 кбит/с.
Учтите, что старые (особенно «железные») декодеры не поддерживают WMA 10. Для такого случая можно использовать WMA 9.2 (кодер тот же), правда, его качество на низких битрейтах значительно хуже.
Низкий битрейт,
Изначально я думал сразу перейти к более высоким скоростям. Но так как совсем недавно на hydrogenaudio.org прошло сравнение кодеров именно на этом битрейте, грех его пропустить.
1) QuickTime AAC — победитель (если не считать новоиспеченный Opus/CELT) того самого теста. Ниже указаны настройки для кодера QAAC:
На выходе имеем HE-AAC (с SBR, но без Parametric Stereo), что должно поддерживаться различными iPod’ами и тому подобным.
2) OGG Vorbis AoTuV — хоть и оказался довольно далеко от QAAC, но всё же:
3) И на всякий случай WMA 10 Pro:
Для старых декодеров — WMA 9 Standard:
Чуть выше,
А этот битрейт я рассматриваю уже из-за Vorbis.
1) Как показали тесты, лучше всего с ним справляется кодер OGG Vorbis AoTuV:
Используемый профиль — HE-AAC.
Стандарт де-факто, 128 кбит/с
Интересный факт: многие утверждают, что для MP3 128 кбит/с — «пограничный битрейт», с которого начинается неотличимое от оригинала качество. Пожалуй, это так… для пластмассовых китайских колонок с блатняком. Реально же этот порог находится где-то около 200 кбит/с, при чем новые форматы дают на этом битрейте более стабильное качество.
Современным кодерам эту планку в 128 кбит/с удалось занизить чуть ли не в два раза (опять же, по заявлениям разработчиков). Но, тем не менее, если у вас более-менее приличная акустика (или наушники), на сложных фрагментах разницу можно уловить и при 128 кбит/с.
Профиль — обычный AAC LC.
Для старых декодеров — WMA 9 Standard:
В этом диапазоне разница межу кодерами Nero, QuickTime AAC и Vorbis практически сходит на нет. Но здесь уже на сцену выходит тот самый Musepack. Как раз на этих битрейтах начинает проявляться его преимущество (за счет необычайно гибкого VBR режима, а также принципиально другого алгоритма сжатия):
Порог прозрачности:
То, о чем я говорил. При этом битрейте практически все кодеры дают прозрачный для большинства слушателей звук. И именно этот диапазон является оптимальным в плане размер/качество.
Кстати, у LAME MP3 в этом районе тоже находится подобный порог (VBR V2), но у этого кодека очень большие проблемы с пре-эхом (искажения предшествующие резким всплескам сигнала), а на слух часто ощущается Noise Shaping (шумы от ошибок квантования таким образом переносятся в высокочастотную область).
У таких же кодеков, как Vorbis, AAC и MPC на этом пороге начинается четкая прорисовка в композициях даже фоновых шумов.
WMA 9 Standard, максимальный битрейт воспринимаемый старыми декодерами:
Разумный максимум:
225 кбит/с повышение битрейта чаще всего уже не дает слышимого прироста качества, а размер файлов, естественно увеличивается. Но всё же, для особенно сложных композиций (и хорошей аппаратуры/ушей) существуют более высокие настройки качества. На этих битрейтах для таких кодеров как Museppack и Vorbis мне даже не удалось найти киллер-семплов (проблемные семплы, на которых явно проявляются недостатки алгоритма кодирования). И так:
Опережая ваши вопросы: да, для некоторых из этих кодеров существуют и более высокие настройки качества, но дальнейшее их повышение уже не имеет никакого смысла. Разве что вам действительно не важен объем занимаемый музыкой памяти, а поддержкой lossless ваше устройство не располагает.
Вот, собственно, и всё, чем я хотел с вами поделиться. Пробуйте, комментируйте, задавайте вопросы.