лучший друг пророка мухаммада
Родные и близкие Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
В хадисе благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Кто бы ни полюбил меня, тот полюбил и Аллаха. И кто бы ни повиновался мне, тот повинуется и Аллаху». Поэтому мы должны хорошо знать жизнеописание нашего любимого Пророка (мир ему и благословение).
Предки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
Предками Пророка (мир ему и благословение) со стороны отца являлись: Абдуллах, затем Абдульмутталиб, Хашим, Абдуманаф, Кусайю, Килаб, Муррат, Каабу, Луайю, Галиб, Фихр, Малик, Назар, Кинанат, Хузаймат, Мудрикат, Ильяс, Музар, Низар, Муаадди, Аднан.
Матерью Пророка (мир ему и благословение) была Аминат – дочь Вахба, сына Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).
Братья отца Пророка (мир ему и благословение)
У отца Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Абдуллаха было 11 братьев: Харис, Кусам, Зубайр, Хамзат, Аббас, Абу Талиб, Абу Лахаб, Абдуль Кааба, Хаджл, Зирар, Гайдак. Из них приняли Ислам двое – Хамзат и Аббас.
Сёстры отца Пророка (мир ему и благословение)
У отца Посланника (мир ему и благословение) было шесть сестёр: Байза, Баррат, Атикат, Сафият, Арва, Умаймат. Из них Ислам приняли Сафият и Атикат. Есть учёные, которые утверждают, что Арва тоже приняла Ислам.
Дети Пророка (мир ему и благословение)
У Пророка (мир ему и благословение) было семеро детей – четыре дочери и трое сыновей. Перечислим их по старшинству:
Касим, Зайнаб, Рукия, Фатима, Умму-Кульсум, Абдуллах, Ибрахим.
Первых шестерых детей Мухаммаду (мир ему и благословение) родила Хадиджа, матерью Ибрахима была Марият. Все его дети, кроме Фатимы, умерли раньше него.
Молочные братья и сёстры Пророка (мир ему и благословение)
Молочные братья Пророка (мир ему и благословение): Масрух, Хамза бин Абдульмутталиб, Абу Салама бин Абдульасад аль-Махзуми (последних двоих кормила Сувайба за четыре года до Пророка (мир ему и благословение)), Абдуллах бин аль-Харис, матерью которого являлась Халима ас-Саадийя.
Молочные сёстры: Хузафа, Анисат бинт аль-Харис. Обе они также являлись дочерьми Халимы. («Уюнуль-асар», т.1, с. 90; «Ар-Равзуль-унф», т.1, с. 186).
Имена кормилиц Пророка (мир ему и благословение)
Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) грудью кормили его мать Аминат и кормилицы: Сувайбат, Хавлат (дочь Мунзира), Умму Айман, Халимат (из племени Саад), три женщины по имени Атикат.
Жёны Пророка (мир ему и благословение)
Хадиджа, Савдат, Аиша, Хафсат, Умму Сальма, Умму Хабиба, Сафия, Зайнаб бинт Джахш, Маймуна, Райханат, Хавлат, Зайнаб бинт Хузайма, Марият.
Имена сподвижников, которых ещё при жизни поздравили с предстоящим раем
Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальхат, Зубайр, Сааду, Саид, Абу Убайда, Абдуррахман бин Авф. Кроме них Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обрадовал вестью о предстоящем рае: Хадиджу – мать правоверных, свою дочь Фатиму, Хасана, Хусейна, Ибну Масуда, Укамата и других.
Да одарит Всевышний нас всех искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и поможет нам, следовать ему во всём и да обрадует встречей с ним в раю. Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Мухаммад (мир ему и благословение): последний Пророк
«Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а только Посланник Аллаха и печать пророков. Аллах ведает о всем сущем» (Коран, 33:40)
Вера во всех пророков и посланников Аллаха (Свят Он и Велик) от Адама, включая Нуха, Ибрахима, Худа и Ису (мир им всем), является важным положением в исламе. Действительно, оно входит в состав символов веры мусульманина. Мы верим, что Мухаммад (мир ему) был последним пророком, посланным Аллахом (Свят Он и Велик). Его долгом, подобно долгу предыдущих пророков, было донести послание от Создателя всему человечеству.
Это означает, что законы веры, провозглашаемые ранними пророками, изменялись с прибытием нового. И Мухаммад (мир ему и благословение), как последний пророк Аллаха, передал нам всем завершенную и наиболее совершенную веру, для неукоснительного следования ей.
В достоверном хадисе Абдулла бин Амр ибн Ас сказал:
«Однажды Пророк вышел из своего дома и присоединился к нам. Он вёл себя так, что у нас возникло впечатление, будто бы он собрался покинуть нас. Он сказал: «Я – Мухаммад, неграмотный пророк Аллаха» и повторил своё утверждение три раза. Затем он утвердил: «После меня не будет более пророка»» (Ахмад)
Это означает ясное объяснение тому, что наш Пророк (мир ему и благословение) являлся печатью всех пророков, как пояснил Аллах в нескольких стихах Священного Корана.
Мухаммаду (мир ему) было 40 лет, когда во время одного из его ежегодных уединений перед ним явился Ангел Джибриил и объявил о том, что Аллах (Свят Он и Велик) избрал его своим Посланником. Это было первым откровением, открывшимся Мухаммаду (мир ему).
«Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь твой Господь – самый великодушный, который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал»(Коран, 96:1-5).
Когда после этого события Мухаммад (мир ему и благословение) вернулся домой, он рассказал о случившемся Хадидже, своей жене. Он сильно боялся, что это было действие злых духов, однако жена успокоила его, сказав, что человека, столь великой щедрости и доброты, как он, Аллах (Велик Он) всегда будет оберегать от всякого зла.
После этого первого откровения довольно долго более не следовало никаких вестей. Однако, с тех пор, как Ангел Джибриил вернулся с новыми откровениями, они сопровождали Мухаммада (мир ему) всю его жизнь.
Аллах (Свят Он и Велик) предписал Мухаммаду, последнему Пророку, проповедовать истинную религию, призывать людей выступить против всех греховных обычаев и почитать никого другого, кроме Аллаха (Свят Он и Велик). Пророк втайне начал проповедовать, сначала среди ближайших друзей и родственников.
Первым, кто последовал за Мухаммадом (мир ему и благословение) и обратился в ислам, была его жена Хадиджа, поддержавшая своего мужа во всём до самой своей смерти. Среди остальных ранее всего обращенных в ислам были Али бин Аби Талиб, Зайдбин Хариса, Абу Бакр. Хотя в первые дни Ислам распространялся тайно, число последователей Мухаммада (мир ему) начало постепенно расти.
Потом, когда нашему Пророку пришел наказ Аллаха (Свят Он и Велик) всенародно призвать людей к исламу, истинной религии, абсолютное большинство жителей Мекки приступило к гонениям на Мухаммада и его последователей. Вскоре их положение резко ухудшилось, особенно из-за притеснений со стороны людей, наиболее преданных верованиям своих предков. То было время, когда они твердо верили в божества Ал-Лат, Аль-Узза, и Аль-Манат. Гонения вскоре достигли такой степени, что Пророк и его сподвижники были вынуждены переселиться в Медину и начать новую жизнь там.
Переселение в Ятриб (старое название Медины) оказало огромное влияние на жизнь Пророка (мир ему и благословение) и на ислам. Медина была первым городом, принявшим ислам, и именно в Медине была основана первая мусульманская община. Народ Ятриба приветствовал Пророка (мир ему) и мусульман и даже избрал его главой всех вождей общин города, который стал отныне называться «Город Пророка».
Однако это не означает, что в дальнейшем путь, избранный Мухаммадом (мир ему и благословение) для проповедования истинной веры Аллаха, был лёгок. Курейшиты и некоторые арабские племена продолжали свои нападения на мусульман, из-за чего между ними часто завязывались сражения. Были также лицемеры, выдававшие себя за мусульман, и в то же время готовившие сговор против Пророка (мир ему) и его последователей. Среди известных сражений, произошедших в течение жизни Мухаммада (мир ему), были битва при Бадре, битва при Ухуде, битва при Хандаке, битва при Хунайне.
После битвы при Хандаке сила Мухаммада (мир ему и благословение), Посланника Аллаха стала страшить курейшитов. Тем временем Пророк размышлял о том, как приумножить могущество Ислама. Так Пророк решил совершить хадж вместе с 15 000 своих сторонников в Мекку. Курейшиты в Мекке решили встать на его пути, вынудив мусульман избрать другую дорогу, ведущую в Худайбийа, расположенную на юге Мекки.
Таким образом, мусульмане и курейшиты стали друг против друга, однако старались избежать столкновения. Курейшиты посылали одну делегацию за другой на переговоры с Мухаммадом (мир ему). Возвращаясь, каждая делегация выражала уважение и благоговение перед ним и советовала вождям курейшитов позволить Мухаммаду (мир ему и благословение) и его последователям совершить хадж к Священному Дому Аллаха. Со своей стороны, Пророк (мир ему) послал к курейшитам Утмана бин Аффана, чтобы убедить их, что целью прихода его сторонников в Мекку является лишь совершение паломничества, однако они бросили Утмана в темницу.
С того времени у Посланника Аллаха (мир ему) не оставалось иного выбора кроме, как призвать своих последователей готовиться к войне против курейшитов. Об этом событии говорится в Коране:
«Аллах был доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом. Ему было ведомо, что у них в сердцах, и Он ниспослал им [душевный] покой и вознаградил их близкой победой» (Коран, 48:18)
Прослышав об этом, курейшиты послали Пророку (мир ему и благословение) еще одну делегацию во главе с Сухайлем бин Амру, и вскоре они заключили договор о мире, известный отныне, как Договор Худайбийи, который обе стороны обязались соблюдать в течение 10 лет. В соответствии с договором Пророк (мир ему) и его последователи должны были покинуть Мекку без совершения хаджа, но они получали право вернуться на следующий год для совершения паломничества при условии, что пробудут в Мекке не более трёх дней.
На восьмой год Хиджры курейшиты нарушили Договор Худайбийи, и Мухаммад начал готовить к войне войско, насчитывавшее 10000 его сторонников. На своём пути в Мекку они повстречали Абу Суфияна, который решил принять ислам. С помощью Аллаха (Свят Он и Велик) Пророк и его последователи сумели войти в Мекку безо всякого сопротивления со стороны курейшитов. Мухаммад направился к Каабе, и все божества в округе были уничтожены. Так Мекка приняла власть мусульман, и с тех пор множественные племена и люди приходили издалека в это священное место, чтобы принять прекрасную веру Ислам. Это до известной степени способствовало распространению ислама на все континенты мира.
Мухаммаду (мир ему) были дарованы Аллахом (Свят Он и Велик) многие чудеса, позволившие вознестись ему и его народу. Откровение Священного Корана Мухаммаду (мир ему и благословение) было главным чудом, поскольку он не умел ни читать, ни писать. Никто из арабов не сумел превзойти или приблизиться в своём творчестве к прекрасному языку и стилю кораническому.
Итак, нам стало известно, что, когда Мухаммад стал Пророком, люди в Мекке выступили против него, хотя до того времени все они считали его человеком великой чести и ума. Наш Пророк и его преданные последователи подверглись страданиям, оскорблениям и физическим расправам от тех, кто отказался отречься от верований своих предков.
И все же, как лидер, избранный Аллахом (Свят Он и Велик), Мухаммад оказался сильным человеком, готовым на все во имя истинной веры ислам. Вначале он переселился в Медину, но позже вновь сумел покорить Мекку. С тех времен ислам продолжил победное шествие по всему миру. Не было более иного пророка после смерти Мухаммада, передавшего людям ислам, последнюю религию, ниспосланную Аллахом (Свят Он и Велик) всему человечеству.
Лучший друг пророка мухаммада
Братьям на заметку 🙂
81 способ выиграть любовь вашей жены
41. Помогите ей найти и укрепить свои внутренние силы и навыки.
42. Уважение, если она была не в настроении для близости, в пределах границ Halaal.
43. Помогите ей заботиться о детях.
44. Делайте ей подарки своим языком, говорите ей комплименты.
45. Ешьте вместе.
46. Дайте ей знать, что Вы собираетесь в поездку или возвращаетесь из путешествия.
47. Не уезжайте из дома в гневе.
48. Сохраняйте тайну частной жизни дома.
49. Поощряйте друг друга в религии.
50. Уважайте и выполните ее права на Вас.
71. Спросите ее, если ей хотелось бы пригласить своих подруг к себе, собрать только женщин и устраить обед.
72. Просите, чтобы она посылала подарки своим родителям и родным братьям.
73. Помогите ее родителям заплатить долг. Пошлите ее бедным родственникам немного денег.
74. Напишите любовную записку или стихи и положите их в книгу, которую она читает.
75. Если она говорит Вам кое-что, что она только что изучила из Курана или хадисов, не отгоняйте ее или высмеивайте ее усилия, вместо этого прислушайтесь к ней и ее словам.
76. Посадите огород со всеми видами трав, в которых она нуждается для приготовления пищи.
77. Принесите котенка для нее, если ей это нравится.
78. Обновите ее PC или ноутбук или дайте ей новый мобильный телефон.
79. Научитесь делать специальную технику массажа и удивите ее вашим новым навыком.
80. Учите ваших детей уважать и чтить свою мать.
81. Относитесь с юмором, когда она делает ошибку на кухне (как-то, когда она положила слишком много соли или сожгла сдобу).
Признаки слабости веры
1. Совершение грехов без ощущения чувства вины.
2. Жестокосердие и нежелание читать Коран.
3. Леность в совершении благих дел (например, постоянное опоздание на молитву).
4. Пренебрежение сунной.
5. Скачки настроения: огорчение из-за мелочей, частая раздраженность и обеспокоенность.
6. Отсутствие каких-либо ощущений при прослушивании сур Корана, например, тех, в которых Аллах предупреждает нас о наказании или обещает благие известия.
7. Ощущение трудности в поминании Аллаха или чтении зикра.
8. Отсутствие внутреннего негодования, когда что-либо совершается не в согласии с шариатом.
9. Желание иметь положение в обществе и богатство.
10. Жадность и скупость, нежелание расставаться с богатством.
11. Веление другим совершать благие дела и несовершение их самому.
12. Ощущение удовольствия, когда у других что-то не складывается.
13. Уверенность в том, что что-то является или харамом, или халялем без необходимости избегать макрух (порицаемое).
14. Насмешки над людьми, которые совершают простые благодеяния, например, убирают в мечети.
15. Отсутствие интереса к положению мусульман.
16. Отсутствие чувства ответственности за распространение ислама.
17. Любовь к спорам ради спора, без каких-либо доказательств.
18. Поглощение земной жизнью, мирскими делами, сожаление только при потере чего-либо материального.
19. Поглощение и одержимость самим собой.
Как поднять иман, укрепить веру?
1. Читайте и размышляйте над смыслами Корана. Это создает спокойствие и смягчает сердце. Для получения оптимальной пользы помните, что с вами говорит Аллах. В Коране описываются различные категории людей; подумайте, к какой принадлежите вы.
2. Осознайте величие Аллаха. Все находится в Его власти. Все, что мы видим, указывает на Его величие. Все происходит только по Его соизволению. Аллах за всем следит, даже за черным муравьем на черной горе в черную безлунную ночь.
3. Старайтесь получить знания хотя бы об основном, что нужно в жизни, например, как правильно совершать омовение. Знайте значение имен Аллаха и Его атрибутов. Люди, у которых есть таква (богобоязненность) – это те люди, у которых есть знание.
4. Посещайте собрания, на которых поминают Аллаха. На таких собраниях нас окружают ангелы.
5. Увеличивайте количество благих деяний. Одно благое деяние ведет к другому. Аллах облегчает этот путь для тех, кто дает милостыню. Благие деяния нужно совершать постоянно, а не время от времени.
6. Опасайтесь жалкого конца вашей жизни; воспоминание о смерти – это разрушитель удовольствий.
7. Помните о Последней жизни, о пребывании в могиле, о том, как будет происходить суд, будем ли мы обитателями рая или ада.
8. Читайте дуа, осознавайте, что мы нуждаемся в Аллахе. Будьте скромными. Не привязывайтесь к материальному в этой жизни.
9. Наша любовь к Аллаху (Свят Он и Велик) должна проявляться в делах. Мы должны надеяться, что Аллах примет наши молитвы, и всегда опасаться совершить что-либо, неугодное Ему. Ночью, перед сном, проанализируйте поступки, совершенные за день.
10. Осознайте влияние грехов и непослушания – наша вера возрастает при совершении благих деяний и падает при совершении дурных поступков. Все, что случается, происходит по воле Аллаха. Когда с нами случается несчастье – это тоже по воле Всевышнего. Это – прямое следствие непослушания Аллаху.
30 Первых в Исламе.
Скажи мне, кто твой друг
Спрашивайте не о человеке, а о его друзьях. (Арабская поговорка)
Смысл этой поговорки в том, что если хотите узнать о человеке – его характере, привычках, надежности и пр., – то узнавать нужно не о нем самом, а о тех, в чьей компании он находится. Если его товарищи – хорошие, то, даст Аллах, и он будет хорошим, порядочным человеком. Если же он водится с людьми, привычными к порокам и грехам, или теми, чей характер и нравственность оставляют желать лучшего, то и о нем обычно судят соответствующе.
Кузнечный цех или парфюмерная лавка
Пророк ﷺ подчеркивал важность того, что водиться следует лишь с хорошими людьми. Как сообщается, он сказал:
Человек следует пути своего друга. Будьте же внимательны к тому, с кем вы дружите. (Абу Дауд. Сунан. – Хадис 4833)
В другом хадисе хороший друг сравнивался с торговцем мускусом. Человек либо получит от него мускус в подарок, либо купит у него мускус, либо хотя бы насладится приятным ароматом благодаря близости к нему. То есть от такого друга одна лишь польза. Плохой же друг подобен кузнецу: либо спалит вам одежду из-за искр и углей, летящих из печи, либо, как минимум, вы будете вдыхать токсичный дым. (Бухари. Сахих. – Хадис 2101)
В общем, вреда от дружбы с плохим человеком не избежать. Просто тот факт, что водитесь с таким человеком, окажет на вас негативное влияние.
Еще одна пословица гласит: «Друг познается в беде». Представьте, что вы оказались в беде в дороге и хотите добраться до дома. Появляется друг и предлагает подвезти вас, после чего оставляет вас у двери вашего дома. Это действительно настоящий друг. Но что если он подвезет вас, но лишь до двери вашего врага? Вам явно это не понравится, и его слова о дружбе сочтете в этом случае ложью.
Наша главная потребность – безопасно добраться до своего дома, которым является рай. Кто помогает нам в нашем путешествии по Прямому Пути, тот – наш настоящий друг. А кто ведет нас к гнездам пороков, поощряет наши грехи и «помогает» окунуться в аморальные поступки, тот бросает нас у двери нашего самого худшего врага. Такой «друг» – либо полный невежда, думающий, что оказывает услугу, а на самом деле уничтожающий своего товарища, либо волк в овечьей шкуре. Он изображает из себя друга, хотя является скрытым врагом.
Дружба – понятие двустороннее. Нужно не только выбирать хороших друзей, но и самому быть хорошим другом. Под предлогом дружбы не толкайте людей к уничтожению их земной жизни и разрушению благополучия на том свете, побуждая к грехам и прививая им плохие привычки. При этом, впрочем, и сами будьте осторожны в выборе друзей. Друг либо возвысит вас, либо разрушит.
Лучший друг пророка мухаммада
Пророк Мухаммад глазами немусульман. (Источник фото: unsplash.com)
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) – уникальная личность не только в истории Ислама, но в истории всего человечества. Эта личность оставила неизгладимый след в жизни мусульманской общины по всему миру, явив собой пример истинного мусульманина.
Его вклад в становление и развитие общества оказался настолько велик, что его просто нельзя оставить без внимания. Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) был настолько разносторонним человеком, обладающим целым набором прекрасных качеств, что оказал определённое влияние на людей, которые очень далеки от Ислама. И сегодня мы хотим рассказать о том, какую роль сыграл Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) в жизни немусульман.
Денисон пишет в своей книге «Эмоции как основа цивилизации»: «В пятом и шестом веках цивилизованный мир находился на грани хаоса. Старые эмоциональные культуры, которые сделали цивилизацию возможной, поскольку дали человеку чувство единства и почтения к своим правителям, разрушились, и не было ничего, что могло бы занять освободившееся место… Тогда казалось, что великая цивилизация, на создание которой ушло четыре тысячи лет, находится на грани распада и что человечество, скорее всего, вернётся к тому состоянию варварства, когда каждое племя и секта противостояли друг другу, а закон и порядок были чем-то из разряда фантастического.
Христианство создавало лишь разделение и разрушение вместо необходимого миру единства и порядка. Цивилизация, подобная гигантскому дереву, чья листва достигла всего мира, находилась на грани, сгнив до самой своей сердцевины. Была ли какая-то эмоциональная культура, которую можно было бы привнести, чтобы вновь собрать человечество в единое целое и спасти цивилизацию? Именно среди арабов родился человек, который должен был объединить весь известный мир Востока и Юга».
В своём труде «История мавританской империи в Европе» Скотт пишет: «Если целью религии является воспитание нравственности, уменьшение зла, содействие человеческому счастью, расширение человеческого интеллекта, если совершение добрых дел принесёт пользу в Великий день, когда человечество будет призвано к своему окончательному расчёту, то не будет ни непочтительным, ни неразумным признать, что Мухаммад действительно был апостолом Бога».
Секрет харизмы пророка Мухаммада (мир ему)
А так описывал Посланника (мир ему и благословение Всевышнего) Уильям Мьюир в своём произведении «Жизнь Мухаммада»: «Его фигура, хотя и немного выше среднего роста, была величественной и властной. Глубина чувств в его тёмных чёрных глазах и победное выражение лица завоёвывали доверие и любовь незнакомцев, даже с первого взгляда.
Его черты часто разглаживались в улыбке, полной благодати и снисхождения. Он был, как говорит восхищённый последователь, самым красивым и храбрым, самым умным и великодушным из людей. Казалось, солнечный свет сиял на его лице. Его походка была подобна походке человека, быстро спускающегося с холма. Когда он спешил, то с трудом можно было поспевать за ним. Он никогда не оборачивался, даже если его мантия зацеплялась за колючий кустарник.
Тщательный и щепетильный во всех своих действиях, он любую работу, за которую брался, всегда доводил до конца. Эта же привычка пронизывала его манеру общения с людьми. Если он поворачивался в разговоре к другу, то поворачивался не частично, а всем своим лицом и всем телом. Он никогда не отпускал первым руку своего собеседника, не прерывал первым разговор. Он всегда делал всё сам. Если подавал милостыню, то собственноручно вкладывал её в руки просителя.
Он помогал женам по хозяйству, чинил одежду, привязывал коз и даже сам ковал сандалии. Его обычное платье было сшито из простой белой хлопчатобумажной ткани, как и у его соседей. Мухаммад со своими женами жил, как мы уже видели, в ряду низких и уютных домиков, построенных из необожжённого кирпича, квартиры разделялись стенами из пальмовых ветвей, грубо намазанных грязью, а на месте дверей и окон были занавешены кожаные или чёрные куски ткани.
Примечательной чертой была вежливость и учтивость, с которыми Мухаммад обращался даже с самыми незначительными из своих последователей. Скромность и доброта, терпение, самоотречение и великодушие пронизывали его поведение и вызывали у людей к нему чувства любви и благоговения. Мухаммад не любил говорить «нет». Если он не мог ответить просителю утвердительно, то предпочитал молчание. Он никогда не отказывался от приглашения в дом, даже если его звал самый простой человек, и не отказывался от предложенного подарка, даже самого маленького.
Мухаммад был справедлив и умерен. Не было у него и недостатка в умеренности по отношению к своим врагам. Долгая и упорная борьба с его притязаниями, которую вели жители Мекки, могла бы побудить Мухаммада более жёстко поступить со своими соперниками. Но он, за исключением нескольких преступников, даровал всеобщее помилование; и, благородно предав забвению память о прошлом, со всеми его насмешками, оскорблениями и преследованиями, относился даже к самым ярым противникам с милостивым и даже дружеским уважением. Не менее заметна была снисходительность, проявленная к Абдалле и недовольным жителям Медины, которые в течение стольких лет упорно препятствовали его планам и сопротивлялись его власти…»
Величие пророка Мухаммада (ﷺ) в трудах французского католика
Говоря об откровениях и снах пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), Глабб рассуждает: «Какое бы мнение ни сложилось у читателя, когда он дойдёт до конца этой книги, трудно отрицать, что призыв Мухаммада имеет поразительное сходство с бесчисленными другими описаниями подобных видений, как в Ветхом и Новом Заветах, так и в опыте христианских святых, возможно, также индусов и последователей других религий. Более того, подобные видения часто отмечали начало жизни, исполненной великой святости и героической добродетели.
Приписывать подобные феномены самообману едва ли представляется адекватным объяснением, поскольку они были пережиты многими людьми, разделёнными друг от друга тысячелетиями и тысячами миль расстояния, которые, по-видимому, даже не слышали друг о друге».
Говоря о переселении сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) в Абиссинию, писатель отмечает: «Этот список, по-видимому, включал в себя почти всех лиц, принявших ислам, и посланник Бога должен был остаться с гораздо меньшей группой приверженцев среди обычно враждебных жителей Мекки, что доказывает, что он обладал значительной степенью морального мужества и убеждённости».
Заводя речь о переселении Мухаммада (мир ему) из Мекки в Медину, когда ему пришлось бежать, как беглецу, чья жизнь была в большой опасности, он отмечает: «Когда беглецы шёпотом попрощались с сыном и дочерью Абу Бакра у входа в пещеру на горе Таур и верблюды бесшумно удалились в темноту под яркими арабскими звёздами, занавес поднялся над одной из величайших драм в истории человечества. Как мало понимали Цезарь или Хосров, окружённые своими огромными армиями и вовлечённые в долгую и ожесточенную войну за мировое господство (как они думали), что четыре оборванных араба, молча скачущих по голым горам Хиджаза, собираются начать движение, которое положит конец их великим имперским владениям».
У. Монтгомери Уотт, известный востоковед, следующим образом описывал личность и характер Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) в своей работе «Мухаммад в Медине»: «Мы можем выделить три великих дара Мухаммада, каждый из которых был необходим для полной реализации его личности. Во-первых, есть то, что можно назвать даром провидца. Сделанные через него откровения арабскому миру представляли собой идеологическую основу, в рамках которой стало возможным разрешение существующей в то время социальной напряжённости. Создание такой структуры включало в себя как понимание фундаментальных причин социального недуга того времени, так и гениальное выражение этого понимания в форме, способной взволновать слушателя до глубины его естества.
Во-вторых, есть мудрость Мухаммада как государственного деятеля. Концептуальная структура, обнаруженная в Коране, была всего лишь рамкой. Эти рамки должны были способствовать формированию конкретной политики и конкретных институтов. В этой книге много говорилось о дальновидной политической стратегии Мухаммеда и его социальных реформах. Его мудрость в этих вопросах проявляется в быстром распространении влияния и превращении небольшого государства в мировую империю, а также в приспособлении его социальных институтов ко многим различным условиям и их продолжении в течение тринадцати столетий.
В-третьих, это его умение и такт как администратора и его мудрость в выборе людей, которым можно поручить административные обязанности. Здравые институты и здравая политика не смогут пойти дальше, если исполнение дел будет ошибочным и неуклюжим. Когда Мухаммад умер, государство, которое он основал, было действующим концерном, способным выдержать шок от его гибели, и, как только оно оправилось от этого шока, то расширилось с поразительной скоростью.
Чем больше размышляешь об истории Мухаммада и раннего ислама, тем больше поражаешься огромности его достижений. Обстоятельства подарили ему такую возможность, какую мало кто имел, но этот человек полностью соответствовал своему часу, своему времени. Если бы не его дары провидца, государственного деятеля и администратора, а также не его вера в Бога и твёрдая вера в то, что Бог послал его, значительная глава в истории человечества осталась бы незаписанной. Я надеюсь, что это исследование его жизни поможет по-новому оценить одного из величайшего сынова человечества».
Примечательно, что так Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) описывал человек, который относился к последнему из пророков далеко не самым благосклонным образом. Это может говорить лишь о величии личности Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).
Преподобный Босуэлл Смит
«Глава государства и церкви, он был Цезарем и папой в одном лице, но он был папой без его притязаний и Цезарем без легионов Цезаря, без постоянной армии, без телохранителей, без дворца, без постоянного дохода. Если когда-либо человек имел право править по праву Божьему велению, то это был Мухаммад, ибо он обладал всей властью».
Современный исследователь Ислама Карен Армстронг пишет в своей книге: «Мухаммаду пришлось начинать практически с нуля и прокладывать себе путь к монотеистической духовности. Когда он начинал свою миссию, беспристрастный наблюдатель не дал бы ему ни единого шанса. Такой человек мог бы сказать, что арабы просто не были готовы к монотеизму: они не были достаточно развиты для такого сложного видения. На самом деле, попытка ввести его в большом масштабе в этом жестоком, ужасающем обществе может быть чрезвычайно опасной, и Мухаммеду повезёт, если он спасется своей жизнью.
Действительно, Мухаммед часто подвергался смертельной опасности, и его выживание было почти чудом. Но ему это удалось. Арабы были готовы вступить в новую фазу своей истории».
«Если когда-либо кто-либо на этой земле нашёл Бога; если когда-либо кто-либо посвятил свою жизнь Богу с самым чистым и святым рвением, то, без сомнения, этот человек был святым пророком Аравии».