лучший гамлет всех времен
Лучший гамлет всех времен
Редакция портала «Русский мир»
11.02.2019
Картина советского режиссёра Григория Козинцева «Гамлет» с Иннокентием Смоктуновским в главной роли заняла второе место в списке лучших экранизаций произведений Уильяма Шекспира по версии сайта британского издания The Guardian. В двадцатку вошла и другая шекспировская лента Козинцева «Король Лир», её расположили на одиннадцатой строчке рейтинга.
Интересно, что в тройку лучших экранизаций национального британского классика эксперты The Guardian не включили ни одного английского фильма. Первое место занял фильм японского режиссёра Акиры Куросавы «Трон в крови», поставленный по пьесе «Макбет». На втором расположился «Гамлет» Григория Козинцева, а на третье британцы поставили картину американского режиссёра Орсона Уэллса «Полуночные колокола» о похождениях знаменитого шекспировского героя Джона Фальстафа.
В аннотации к советскому «Гамлету» The Guardian отмечает: «Забудьте экранизации Лоуренса Оливье и Кеннета Браны, лучшее киновоплощение датского принца создал русский режиссёр». Далее рассказывается биография исполнителя роли Гамлета Иннокентия Смоктуновского, который прошёл войну, что помогло сделать роль более глубокой и насыщенной. Вместе с тем The Guardian называет Гамлета в исполнении Смоктуновского «мальчишеским и растерянным».
В аннотации к «Королю Лиру» того же Григория Козинцева британские журналисты называют сцену, в которой крестьяне длинной вереницей бредут к королевскому дворцу, одной из величайших в экранизациях шекспировских произведений.
Лучший Гамлет мира. Судьба великого Иннокентия Смоктуновского
Его до сих пор называют гением, его портрет висит в Великобритании, как портрет одного из лучших Гамлетов в мире, его Мышкина до сих пор не переспорил ни один артист… при этом о дурном характере Смоктуновского слагали легенды, но никто не отказывался с ним работать.
ТАСС/Мастюков Валентин
Помимо Иннокентия, в семье воспитывалось еще пятеро детей. Многочисленной семье приходилось голодать. За более сытой жизнью Смоктуновичи отправились в Красноярск. Там главе семейства удалось устроиться в порт грузчиком, а маме пришлось пойти на колбасный завод, откуда женщина была вынуждена воровать кости с остатками мяса – чтобы сварить хоть какой-то бульон для большой семьи.
В подростковом возрасте Иннокентий увлекся театром.
Он даже научился мастерски подделывать билеты для того, чтобы проходить на постановки Красноярского драматического театра имени Пушкина. Мальчишка скоро стал мечтать выйти на сцену. Записался в драмкружок и был оценен по достоинству… Но подросшему Кеше скоро стало не до увлечений: надо было помогать родителям.
После школы Смоктуновский поступил в фельдшерско-акушерском училище, пытаясь получить профессию, которая его прокормит. Параллельно с этим посещал курсы киномехаников: мечта молодого человека не отпускала. А когда учеба подходила к концу, до Красноярска добрались трагические известия – началась война.
ВОЙНА
Рядом с нами (1957)
В числе первых будущий актер отправился на фронт. Участвовал в жестоких сражениях и помогал в медпункте. Позднее он расскажет приятелям по театру, как однажды оказался в числе четырех выживших из 150-ти – после беспощадного боя, как попал в плен, где кормили баландой из кишок животных, в которых оставался их кал, как бежал из плена во время перегона и только случай спас его от фашиста-надзирателя, отправившегося на поиски беглеца.
Истощенного солдата выходила крестьянская семья, к которой он испытывал глубокую благодарность и с которой поддерживал отношения до самой смерти.
Сумевший после восстановления добраться до своих, Смоктуновский был зачислен в партизанский отряд. Это и спасло его от новых лагерей – теперь уже тех, что организовывали для бывших пленных в СССР. Когда в 1945 году была объявлена победа, военные зашептались, что первыми демобилизуют поляков.
И Смоктунович быстро изменил окончание своей фамилии, и был переведен в один из польских отрядов, где, по его воспоминаниям, считался идиотом – не понимал команд. На самом деле Иннокентий Михайлович просто не знал языка. Впрочем, совсем скоро его действительно демобилизовали.
Мечты заняться театральной деятельностью рухнули, когда бывшего военнопленного назвали «неблагонадежным» и запретили жить и работать в 39 крупных городах страны. Свою театральную карьеру он начинал в Норильском заполярном театре, продолжал в Русском драматическом театре в Махачкале и Сталинградском театре имени Горького. Актеру пришлось ждать реабилитации и восстановления в правах, чтобы попасть в Москву.
СТОЛИЦА
Как он лгал её мужу (1956)
Когда, наконец, уже взрослым мужчиной, Смоктуновский добрался до столицы, чтобы реализовать свою детскую мечту, его отказывались брать в театры. Ничего личного, просто мест не было. Только Ленком, оценив способности талантливого Иннокентия Михайловича не смог ему отказать. Но и взять было некуда. Пришлось соглашаться на внештатную работу на вторых ролях.
Параллельно с подмостками он впервые начал появляться на съемочных площадках.
Но роли были совсем маленькими, незначительными. Чтобы выжить, первое время актеру пришлось распродавать свои вещи, питаться и ночевать у друзей. Спасла его очаровательная художница и гримерша Суламифь Кушнир. «Она его воспитала и стала на всю жизнь женой и матерью», — говорили о паре Смоктуновский-Кушнир в Ленкоме.
Они поженились в 1955 году, спустя год у них родилась дочь, которая через полгода умерла. В 1957 году супругам все-таки удалось обзавестись потомством – на свет появился их сын Филипп, который впоследствии станет переводчиком. А через восемь лет — дочь Мария, ставшая успешной балериной. Сейчас она уже на пенсии, работает в Музее МХАТа.
АКТЕР ТЕАТРА
Москва – Кассиопея (1973)
Первый успех к Смоктуновскому пришел не в Москве. Талантливого юношу заметил Товстоногов, который уже не первый месяц искал актера на роль Мышкина. Неприметного юношу ему посоветовал кто-то из труппы. Увидев Смоктуновского, Товстоногов, наконец, прекратил поиски артиста и приступил к постановке. Органично вписавшийся в этот образ Смоктуновский с первого спектакля покорил театральную публику Санкт-Петербурга и произвел фурор в среде критиков.
Историки театра приравняли отзывы критиков к статьям Белинского о Гамлете-Мочалове.
Считается, что впервые с тех времен пресса фиксировала каждый шаг актера на сцене, давала ему самые развернутые и лестных характеристики. На диковинного Мышкина приезжали со всего Советского Союза. Не один зритель назвал постановку «самым сильным потрясением в жизни». Публика была покорена, а имя Иннокентия Михайловича прогремело на всю страну.
Однако режиссер фиксировал не только особый талант, но и такую же, из ряда вон выходящую неуживчивость, строптивость нрава Смоктуновского. Спустя несколько лет блестящей работы, терпение Товстоногова не выдержало. Популярный артист стал востребованным и в кино и однажды из-за съемок на три недели опоздал на репетиции «Горе от ума». После конфликта с Товстоноговым на этой почве, актер ушел из БДТ. Спустя время он говорил, что погорячился и что мечтает сыграть Чацкого, но режиссер измен не прощал.
КИНОЗВЕЗДА
Гамлет (1964)
После яркого выхода в роли князя Мышкина кинорежиссеры завалили Смоктуновского предложениями. Удачей стал его Илья Куликов в ленте «Девять дней одного года», настоящим творческим взрывом – Гамлет в одноименном фильме Григория Козинцева. Портрет из этого кинофильма появился среди фотографий лучших актеров-«Гамлетов» в Великобритании.
Портрет эталонного «Гамлета» — Лоуренса Оливье, воплотившего шекспировского персонажа на 14 лет раньше, и портрет Смоктуновского теперь висят рядом.
А сам знаменитый британец о работе русского актера отозвался самым теплым образом, признавшись, что, будь он чуть старше, его сердце могло бы не выдержать эмоций, который он испытал, посмотрев фильм. Роль отметила и Британская киноакадемия, вручив Смоктуновскому своего рода британский «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Берегись автомобиля (1966)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
20 лучших Гамлетов всех времен в одном видео
Чарли Чаплин, Владимир Высоцкий, Бенедикт Камбербатч и еще семнадцать исполнителей роли Гамлета читают «Быть или не быть» в новом видео «Афиши Daily».
Кристофер Пламмер
Главная роль в «Гамлете в Эльсиноре», телеверсии шекспировской трагедии Би-би-си 1964 года, — одна из первых работ начинающего театрального актера Кристофера Пламмера. Спустя год славу ему принесла роль в бродвейском хите «Звуки музыки». Сегодня имеющий примерно все кинопремии мира 86-летний канадец играет мудрых стариков в «Играх разума» и «Воображариуме доктора Парнаса».
Владимир Высоцкий
Спектакль Юрия Любимова «Гамлет» 1971 года начинался с выхода Владимира Высоцкого. Исполнив собственную песню на стихотворение Пастернака «Гамлет», тот разбивал гитару о подмостки; это означало, что теперь на сцене не поэт-песенник, а датский принц. Вот тут можно посмотреть видеозапись с репетиций.
Олег Янковский
В ленкомовской версии «Гамлета» 1986 года монолог «Быть или не быть» был ключевым. Олег Янковский здесь превращался в хладнокровного бескомпромиссного мстителя. На перестроечное коллективное сознание такой Гамлет воздействовал примерно как «Перемен» группы «Кино».
Лоренс Оливье
Каноническая киноверсия «Гамлета» — фильм одного из главных актеров ХХ века Лоренса Оливье. Снятый в 1948 году фильм выстроен на почти физиологическом эффекте присутствия. Перед монологом «Быть или не быть» камера через затылок заплывает Гамлету в мозг.
Чарли Чаплин
Политическая комедия Чарли Чаплина «Король в Нью-Йорке» 1957 года к Шекспиру отношения не имеет. Монолог «Быть или не быть» по сюжету читает на светском вечере сбежавший в Америку бывший диктатор из Восточной Европы.
Пьер Картонне
Французский Гамлет — явление редкое. Наиболее заметный спектакль последнего времени — хипстерская истерика в бассейне, с видеоартом и артистами с синдромом Дауна, сочиненная Давидом Бобе в 2010 году. Сегодня такого же «Гамлета» можно найти в репертуаре «Гоголь-центра». В главной роли — Филипп Авдеев, повторяющий партию француза Пьера Картонне.
Аста Нильсен
Датские режиссеры Свенд Гаде и Хайнц Шалль по сути экранизировали одну из самых одиозных трактовок «Гамлета», согласно которой принц родился женщиной, но скрывает это, чтобы сохранить право на трон. В главной роли звезда немого кино Астра Нильсен. До Нильсен в этой партии выходила, например, Сара Бернар и даже умудрилась зафиксировать этот опыт на пленку, несмотря на то что на дворе стоял 1900 год.
Михаил Чехов
Незадолго до эмиграции любимый ученик Станиславского сыграл Гамлета в театре МХАТ 2-й (сейчас здесь находится РАМТ). Фрагмент монолога 1924 года был записан на фонограф по поручению исследователя художественной речи Сергея Берштейна. Неестественная манера здесь — не образец архаики, а эксперимент команды театральных новаторов.
Мел Гибсон
На англо-французскую экранизацию Шекспира в 1990 году шли, чтобы увидеть звезду из «Безумного Макса» и «Смертельного оружия» в роли Гамлета. Франко Дзеффирелли пробовал применить опыт Мела Гибсона в боевиках; лучше всего это получилось в сцене дуэли. «Классический» эпизод в биографии австралийского киногероя по сей день остается единичным.
Ричард Бертон
Сверхпопулярный актер 1960-х входит в сотню величайших британцев наравне с Шекспиром; ровесник «драматургии отверженных», выдающийся бунтарь. Бродвейский спектакль «Гамлет» с его участием выдержал рекордные 136 вечеров подряд.
Иннокентий Смоктуновский
Юрий Деточкин из «Берегись автомобиля» неспроста выходит на любительскую сцену в роли Гамлета. Ведь для современников Иннокентий Смокнутовский, двумя годами ранее сыгравший в великой экранизации Григория Козинцева, стал главным Гамлетом поколения. Эпизод «Быть или не быть» решен режиссером буквально как внутренний монолог.
Тацуя Фудзивара
Японский мэтр актуального театра Юкио Нинагава уместил шекспировскую трагедию в клетку. Это уже вторая его версия «Гамлета» за последние 12 лет, в обеих заглавную роль сыграл звезда экранизаций манги — Тацуя Фудзивара.
Михаил Трухин
В «Гамлете» Юрия Бутусова в МХТ им. Чехова встретились давние друзья по Петербургской театральной академии: Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Михаил Трухин. Разухабистое шоу в духе концертов Тома Уэйтса постепенно перерастало в неумолимое столкновения трагических метафор. В «Быть или не быть», например, Гамлет Трухина второй раз повторяет монолог, обращаясь к покойной Офелии. В следующем эпизоде все умрут.
Ларс Айдингер
Самый резонансный «Гамлет» европейских подмостков последнего десятилетия поставлен Томасом Остермайером в 2008 году для Авиньонского фестиваля. Принц датский в исполнении Ларса Айдингера жует землю, бегает по головам зрителей и переживает приступы синдрома Туретта, то есть теряет контроль над собственным речевым аппаратом и случайно говорит правду.
Эдриан Лестер
Самый рассудительный Гамлет — Эдриан Лестер в интернациональном спектакле Питера Брука 2003 года. По случаю 400-летия со смерти Шекспира Лестер специально для The Guardian повторил монолог «Быть или не быть».
Евгений Миронов
В спектакле «Гамлет. Коллаж», поставленном в Театре наций канадским визионером Робером Лепажем, всех персонажей шекспировской трагедии играет Евгений Миронов. И Гамлета в том числе. Технологически ему в этом очень помогает единственное место действия — пустой вращающийся куб, стены которого состоят из видеоэкранов.
Андрюс Мамонтовас
Исполнитель главной роли в шедевре Эймунтаса Някрошюса 1997 года на момент премьеры вообще не был актером. Андрюс Мамонтовас — литовский рок-идол, фронтмен группы Foje, а в 2006 году даже занял шестую строчку на «Евровидении». Его Гамлет произносит «Быть или не быть», стоя под ледяной люстрой (которую только что торжественно установил здесь призрак его отца); капли талого льда пропитывают бумажную рубаху; наступает катарсис.
Бенедикт Камбербатч
Ни у одного сценического «Гамлета» в истории не было столько зрителей одновременно. Премьерную серию спектакля театра «Барбикан» с Бенедиктом Камбербатчем в главной роли транслировали этой осенью по всему миру, включая Россию. Доходя до слов «Так всех нас в трусов превращает мысль», кумир миллионов сотрясается от нахлынувших слез — не от слабости, но от ужаса.
Александер Моисси
Албанец, обучившийся пению в Вене, обрел славу в Берлине. В 1910 году Александр Моисси сыграл Гамлета в спектакле реформатора Макса Райнхардта, объехав с постановкой всю Европу и Америку. Его Гамлет в разгар Первой мировой войны был не немцем, а представителем человечества.
Кеннет Брана
В режиссерском послужном списке британского актера Кеннета Браны, состоящем преимущественно из переосмыслений классики, «Гамлет» 1966 — самое видное достижение. Помимо собственно Браны, сыгравшем в собственном фильме центральную роль, в экранизации участвуют, например, Кейт Уинслет, Жерар Депардье и Робин Уильямс.
Арнольд Шварценеггер
Памятный эпизод из комедийного боевика «Последний киногерой»: Арнольд Шварценеггер появляется в роли Гамлета, расстреливает недоброжелателей из «узи» и взрывает все к чертовой матери.
Кристофер Пламмер
Главная роль в «Гамлете в Эльсиноре», телеверсии шекспировской трагедии Би-би-си 1964 года, — одна из первых работ начинающего театрального актера Кристофера Пламмера. Спустя год славу ему принесла роль в бродвейском хите «Звуки музыки». Сегодня имеющий примерно все кинопремии мира 86-летний канадец играет мудрых стариков в «Играх разума» и «Воображариуме доктора Парнаса».
Владимир Высоцкий
Спектакль Юрия Любимова «Гамлет» 1971 года начинался с выхода Владимира Высоцкого. Исполнив собственную песню на стихотворение Пастернака «Гамлет», тот разбивал гитару о подмостки; это означало, что теперь на сцене не поэт-песенник, а датский принц. Вот тут можно посмотреть видеозапись с репетиций.
Олег Янковский
В ленкомовской версии «Гамлета» 1986 года монолог «Быть или не быть» был ключевым. Олег Янковский здесь превращался в хладнокровного бескомпромиссного мстителя. На перестроечное коллективное сознание такой Гамлет воздействовал примерно как «Перемен» группы «Кино».
Лоренс Оливье
Каноническая киноверсия «Гамлета» — фильм одного из главных актеров ХХ века Лоренса Оливье. Снятый в 1948 году фильм выстроен на почти физиологическом эффекте присутствия. Перед монологом «Быть или не быть» камера через затылок заплывает Гамлету в мозг.
Чарли Чаплин
Политическая комедия Чарли Чаплина «Король в Нью-Йорке» 1957 года к Шекспиру отношения не имеет. Монолог «Быть или не быть» по сюжету читает на светском вечере сбежавший в Америку бывший диктатор из Восточной Европы.
Пьер Картонне
Французский Гамлет — явление редкое. Наиболее заметный спектакль последнего времени — хипстерская истерика в бассейне, с видеоартом и артистами с синдромом Дауна, сочиненная Давидом Бобе в 2010 году. Сегодня такого же «Гамлета» можно найти в репертуаре «Гоголь-центра». В главной роли — Филипп Авдеев, повторяющий партию француза Пьера Картонне.
Аста Нильсен
Датские режиссеры Свенд Гаде и Хайнц Шалль по сути экранизировали одну из самых одиозных трактовок «Гамлета», согласно которой принц родился женщиной, но скрывает это, чтобы сохранить право на трон. В главной роли звезда немого кино Астра Нильсен. До Нильсен в этой партии выходила, например, Сара Бернар и даже умудрилась зафиксировать этот опыт на пленку, несмотря на то что на дворе стоял 1900 год.
Михаил Чехов
Незадолго до эмиграции любимый ученик Станиславского сыграл Гамлета в театре МХАТ 2-й (сейчас здесь находится РАМТ). Фрагмент монолога 1924 года был записан на фонограф по поручению исследователя художественной речи Сергея Берштейна. Неестественная манера здесь — не образец архаики, а эксперимент команды театральных новаторов.
Мел Гибсон
На англо-французскую экранизацию Шекспира в 1990 году шли, чтобы увидеть звезду из «Безумного Макса» и «Смертельного оружия» в роли Гамлета. Франко Дзеффирелли пробовал применить опыт Мела Гибсона в боевиках; лучше всего это получилось в сцене дуэли. «Классический» эпизод в биографии австралийского киногероя по сей день остается единичным.
Ричард Бертон
Сверхпопулярный актер 1960-х входит в сотню величайших британцев наравне с Шекспиром; ровесник «драматургии отверженных», выдающийся бунтарь. Бродвейский спектакль «Гамлет» с его участием выдержал рекордные 136 вечеров подряд.
Иннокентий Смоктуновский
Юрий Деточкин из «Берегись автомобиля» неспроста выходит на любительскую сцену в роли Гамлета. Ведь для современников Иннокентий Смокнутовский, двумя годами ранее сыгравший в великой экранизации Григория Козинцева, стал главным Гамлетом поколения. Эпизод «Быть или не быть» решен режиссером буквально как внутренний монолог.
Тацуя Фудзивара
Японский мэтр актуального театра Юкио Нинагава уместил шекспировскую трагедию в клетку. Это уже вторая его версия «Гамлета» за последние 12 лет, в обеих заглавную роль сыграл звезда экранизаций манги — Тацуя Фудзивара.
Михаил Трухин
В «Гамлете» Юрия Бутусова в МХТ им. Чехова встретились давние друзья по Петербургской театральной академии: Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Михаил Трухин. Разухабистое шоу в духе концертов Тома Уэйтса постепенно перерастало в неумолимое столкновения трагических метафор. В «Быть или не быть», например, Гамлет Трухина второй раз повторяет монолог, обращаясь к покойной Офелии. В следующем эпизоде все умрут.
Ларс Айдингер
Самый резонансный «Гамлет» европейских подмостков последнего десятилетия поставлен Томасом Остермайером в 2008 году для Авиньонского фестиваля. Принц датский в исполнении Ларса Айдингера жует землю, бегает по головам зрителей и переживает приступы синдрома Туретта, то есть теряет контроль над собственным речевым аппаратом и случайно говорит правду.
Эдриан Лестер
Самый рассудительный Гамлет — Эдриан Лестер в интернациональном спектакле Питера Брука 2003 года. По случаю 400-летия со смерти Шекспира Лестер специально для The Guardian повторил монолог «Быть или не быть».
Евгений Миронов
В спектакле «Гамлет. Коллаж», поставленном в Театре наций канадским визионером Робером Лепажем, всех персонажей шекспировской трагедии играет Евгений Миронов. И Гамлета в том числе. Технологически ему в этом очень помогает единственное место действия — пустой вращающийся куб, стены которого состоят из видеоэкранов.
Андрюс Мамонтовас
Исполнитель главной роли в шедевре Эймунтаса Някрошюса 1997 года на момент премьеры вообще не был актером. Андрюс Мамонтовас — литовский рок-идол, фронтмен группы Foje, а в 2006 году даже занял шестую строчку на «Евровидении». Его Гамлет произносит «Быть или не быть», стоя под ледяной люстрой (которую только что торжественно установил здесь призрак его отца); капли талого льда пропитывают бумажную рубаху; наступает катарсис.
Бенедикт Камбербатч
Ни у одного сценического «Гамлета» в истории не было столько зрителей одновременно. Премьерную серию спектакля театра «Барбикан» с Бенедиктом Камбербатчем в главной роли транслировали этой осенью по всему миру, включая Россию. Доходя до слов «Так всех нас в трусов превращает мысль», кумир миллионов сотрясается от нахлынувших слез — не от слабости, но от ужаса.
Александер Моисси
Албанец, обучившийся пению в Вене, обрел славу в Берлине. В 1910 году Александр Моисси сыграл Гамлета в спектакле реформатора Макса Райнхардта, объехав с постановкой всю Европу и Америку. Его Гамлет в разгар Первой мировой войны был не немцем, а представителем человечества.
Кеннет Брана
В режиссерском послужном списке британского актера Кеннета Браны, состоящем преимущественно из переосмыслений классики, «Гамлет» 1966 — самое видное достижение. Помимо собственно Браны, сыгравшем в собственном фильме центральную роль, в экранизации участвуют, например, Кейт Уинслет, Жерар Депардье и Робин Уильямс.
Арнольд Шварценеггер
Памятный эпизод из комедийного боевика «Последний киногерой»: Арнольд Шварценеггер появляется в роли Гамлета, расстреливает недоброжелателей из «узи» и взрывает все к чертовой матери.
Быть или не быть
Ретроспектива «Гамлетов» через главный философский вопрос
Рабочие условия Шекспира
Как одышка актеров влияет на текст пьес и как избавиться от трупов, если в театре не выключается свет
Как одышка актеров влияет на текст пьес и как избавиться от трупов, если в театре не выключается свет
«Гамлет» для пьяных
Чем «Гамлет» нравился матросам и как появилось литературное пиратство
Чем «Гамлет» нравился матросам и как появилось литературное пиратство
Чем комедия хуже трагедии
Какова природа юмора Шекспира и почему его комедии так не похожи на комедии других авторов
Какова природа юмора Шекспира и почему его комедии так не похожи на комедии других авторов
Злодеи в истории Англии
Почему шекспировские тираны так привлекательны
Почему шекспировские тираны так привлекательны
Все еще нет повести печальнее
Как историю о Ромео и Джульетте трактовал Шекспир и как ее трактуют современные режиссеры
Как историю о Ромео и Джульетте трактовал Шекспир и как ее трактуют современные режиссеры
Русский Гамлет
Почему именно этот герой так важен для русского зрителя и почему сейчас не время для «Гамлета»
Почему именно этот герой так важен для русского зрителя и почему сейчас не время для «Гамлета»
Завещание Шекспира
Почему Шекспир замолчал после «Бури» и можно ли спасти мир с помощью искусства и милосердия
Почему Шекспир замолчал после «Бури» и можно ли спасти мир с помощью искусства и милосердия
Подписка на еженедельную рассылку
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Подписка
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день