В этой статье речь пойдет о пяти бас-гитаристах, которые внесли весомый вклад в развитие отечественной рок-музыки. Игра этих музыкантов была новаторской для своего времени, техничной, концептуальной. В своих музыкальных коллективах они сочиняли музыку, а непросто отбывали номер статиста на сцене, были ведущими музыкантами, занимались популяризацией бас-гитары в нашей стране, гастролировали по всем республикам СССР, а после распада страны продолжили свой рокенрольный путь.
Федор Васильев
Федор Васильев родился в Москве в 1963 году. В детстве родители увидели, что он проявляет интерес к музыке, и отдали его в музыкальную школу на фортепиано. Немногим позже он уже самостоятельно поступает в другую музыкальную школу по классу тромбона.
Под впечатлением от прослушивания западных рок-групп Васильев начал самостоятельно осваивать гитару. Вскоре он переключился на бас-гитару, и с 14 лет стал играть в различных самодеятельных музыкальных коллективах. После окончания школы Федор поступил в Гнесинское музыкальное училище по специальности тромбон, где познакомился с Константином Никольским.
Именно с подачи Константина Никольского Васильев начал на серьезном уровне осваивать бас-гитару.
После непродолжительной концертной деятельности в «Черном кофе» Федор Васильев в 1985 году пришел в Круиз, что стало поворотным моментом в его жизни.
С группой Круиз Васильев отправляется с гастролями за границу, где впервые обращает на себя внимание западных экспертов. В 1987 году представители фирмы «Warwick» признали Федора лучшим басистом фестиваля «Рок-панорама-87» и подарили ему бас-гитару «Warwick Thumb».С тех пор Васильев пристрастился к этим замечательным инструментам.
С 1990 года Федор Васильев играл на бас-гитаре сразу в нескольких группах: «Круиз», «Gain» и «Черный кофе».
С распадом Советского Союза около пяти лет Федор оставался вне сцены. Лишь с 1998 года он возобновил свою деятельность. В начале в составе возрожденного Черного кофе, затем в группе «Белый орел». С началом 2000-х Федор все чаще работал в качестве сессионного музыканта в различных отечественных коллективах.
Игру Федора Васильева всегда отличала техничность, он одним из первых стал играть на бас-гитаре слэпом, применять тэпинг. Он овладел практически всеми приемами звукоизвлечения, обладал отличным чувством ритма и хорошим музыкальным слухом
Виталий Дубинин
Виталий Алексеевич Дубинин родился 9 октября 1958 года в Москве. С детства увлекался музыкой, играл в школьном ансамбле на барабанах, а затем на бас-гитаре. Огромное влияние на становление Виталия, как музыканта, оказали группы The Beatles, Creedence и Elvis Presley.
После знакомства Виталия и Владимира Холстинина (они оба учились в МЭИ) в 1976 году они создают группу «Волшебные сумерки», в которой Дубинин играл на басу и пел. Тогда же Виталий сочинял свои первые песни и приносил в группу, пополняя ее репертуар. До «Арии» Дубинин успел поиграть в группах «Альфа» и «Поющие сердца». Параллельно Виталий учился в Гнесинском училище по классу вокала с 1983 по 1988 гг. Ради успешного продолжения учебы он даже вынужден был приостановить выступление в «Поющих сердцах» в 1984 году.
Именно по протекции Владимира Холстинина, который не хотел приглашать в группу неизвестных ему людей, в «Арию» пришел Виталий Дубинин. По воспоминаниям Холста, когда он приехал на квартиру к Виталию, чтобы послушать его мастерство у него вырвалось лишь тяжелое «Да. » после услышанного терзания акустической гитары, на которой Дубинин пытался исполнить басовые партии «Тореро» и «Бивни Черных скал».
До официального прослушивания в «Арии» оставалось всего …. десять дней. Дубинин на тот момент даже не имел своего инструмента, забросив бас-гитару три года назад, но желание играть в мегапопулярной группе сподвигло его на невозможное. Одолжив у своего знакомого чешскую бас-гитару «Iris», Виталий на 10 дней заперся в своей квартире и плотно засел за фонограммы «Арии». В то время не существовало каких-либо нот и тем более табулатур группы, все партии Дубинину пришлось снимать на слух. Осложняло задачу и то, что Грановский был ну очень классным басистом, и его партии были достаточно техничными для того времени. Виталию пришлось практически заново осваивать бас в короткие сроки.
Оказалось, что Владимир Холстинин привел в группу не просто хорошего музыканта, но и классного композитора и бэк-вокалиста. Виталий Дубинин написал просто потрясающую композицию «Улица роз» для нового альбома «Герой Асфальта». На этой пластинке Виталий так же выступил соавтором композиций «Наслужбе силы зла», «Герой асфальта», «Дай руку мне», «Баллада о древнерусском войне». Представляет себе: человек только пришел в группу и уже заявил о себе как композитор, отметившись в 5 из 7 композиций альбома.
На всех последующих альбомах Дубин становится основным композитором Арии, выступая либо как автор музыки, либо как соавтор Холстинина/Кипелова/Маврина/Житнякова.
По воспоминаниям Виталия он начинал играть в 70-е годы на чешской бас-гитаре «Jolana» (внешне инструмент походил на легендарный «Rickenbacker» 4001). В «Альфе» Дубинин играл на Jazz Bass, вероятнее всего «самопальном», а вот пределом его мечтаний долгое время оставался Fender Precision Bass. Эта модель и является его основным концертным инструментом по сей день (в туры он возит с собой Fender Precision Bass 1979 года и Fender Precision Bass 2002 года). В коллекции Виталия присутствуют и другие инструменты, с которыми его можно иногда увидеть Aria Pro 2 Custom Shop, Dean. 1980. ML, а так же пятиструнные бас-гитары. По заявлению Дубинина за универсальность предпочтение он всегда отдавал бас-гитарам Fender.
Придя в «Арию» практически «зеленым» басистом, Виталий Дубинин многократно повысил свое мастерство. Он перешел от игры медиатором к пальцевой технике, стал прогрессировать от альбома к альбому. По праву его можно назвать одним из лучших бас-гитаристов России, играющих в стиле хеви-метал
Александр Грановский
Алик Грановский родился в Москве в 1959 году. С детства играл на скрипке, фортепиано и контрабасе. Примерно с подросткового возраста Алик увлекся бас-гитарой, а хорошая музыкальная база позволила ему в совершенстве овладеть этим инструментом.
Первым серьезным коллективом Грановского стала группа «Альфа», где он познакомился с гитаристом Владимиром Холстининым. В 1985 году Грановский и Холстинин создали группу «Ария», которая оказала колоссальное влияние на судьбу каждого из этих музыкантов.
В 1987 году вместе с Андреем Большаковым, Кириллом Покровским и Игорем Молчановым Грановский образовал группу «Мастер», которая стала играть трэш-метал. С 1993 года и до сих пор Грановский является единственным бессменным участником группы и ее лидером, сердцем «Мастера».
Игорь Куприянов
Игорь Куприянов родился в Москве в 1959 году. Музыкой стал увлекаться с детства. Ещё в школе в 1972 Игорь собрал свою первую группу «Афалины». В состав группы вошли: Игорь Куприянов — вокал, бас, Игорь Гизатов — барабаны, затем Виктор Калашников, Владимир Титкин— гитара, Сергей Живопыров — гитара. Вторая группа называлась «Арсис», в её состав входили: Игорь Куприянов — вокал, бас, Алексей Богомолов — вокал, гитара, Виктор Котелевский — клавишные, Сергей Кудаев — барабаны.
В 1986 Куприянов прослушивал гитаристов в новый проект. Пришёл гитарист по прозвищу «Костыль», который впоследствии играл в «Коррозии Металла». Он познакомил Игоря с Дмитрием Варшавским. Куприянов с 1986 по 1990 год в качестве бас-гитариста, вокалиста и бэк-вокалиста, автора и соавтора музыки и текстов, записывает с группой «Чёрный Кофе» четыре самые продаваемые пластинк. После ухода из проекта Варшавского Куприянов стал заниматься своим сольным творчеством.
По опросам газеты «Московский комсомолец» в 1988 году Игорь Куприянов занял третье место среди лучших басистов СССР. Его игра на бас-гитаре отличается техничностью, Игорь отличный композитор и вокалист.
По неподтвержденным данным, которые частенько встречаются в интернете, на форумах и в комментариях читателей, Игорь приходится двоюродным братом Валерию Кипелову.
Анатолий Крупнов
Замыкает пятерку лучших бас-гитаристов Анатолий Крупнов,Анатолий родился в Москве в 1965 году. С детства увлекался музыкой, учился в музыкальной школе по классу скрипки. После окончания школы уверенно решил посвятить свою жизнь музыке, а в качестве «своего» инструмента Анатолий выбрал бас-гитару, находясь под влиянием бас-гитариста и вокалиста группы «Motorhead»Лемми Килмистера. Эта группа оказала огромное влияние на становление Крупнова как музыканта, особенно в 80-е годы.
В 1984 году Анатолий собрал группу с символичным названием «Черный обелиск». Буквально за несколько лет, во многом благодаря харизме Крупнова, группа стала культовой. В 1988 году Анатолий Крупнов перешел в популярную тогда группу «SHAH», играющую в стиле трэш-метал. В этом коллективе значительно выросло мастерство Крупнова, как бас-гитариста. Скоростной стиль требовал от басиста отменной техники, над которой Анатолию пришлось усиленно поработать. В 1990 году Крупнов возродил «Черный обелиск». К этому времени он стал профессиональным музыкантом, за его плечами были гастроли за рубежом, накопленный материал для своего альбома и большой опыт.
Альбом «Стена» стал прорывом для Анатолия Крупнова. Песни альбома монументальны подобно названию группы. За Анатолием закрепилось амплуа серьезного музыканта, а его игру на бас-гитаре признали виртуозной.
Далее последовали многочисленные гастроли и сотрудничество с группами «ДДТ» и «Неприкасаемые». К сожалению, в 1997 году в возрасте 31 год Анатолий Крупнов скончался от инфаркта, находясь буквально на пике своей карьеры.
В 2019 году вышел документальный фильм «Анатолий Крупнов. Он был»
Трейлер фильма «Анатолий Крупнов Он был!»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Ну понятно, Вам 100 лет, а мне 53. Вы, вероятно лично встречались с Хендриксом. Имею музыкальное образование (по клавишам), а вот Зинчук вообще в Книге рекордов Гинесса.
за Зинчука да, быстрее всех извлекает звуки, но я считаю это техника, а не величие. Хендрикса не знаю, по ходу он не из средней полосы, но вот уж в чём величие, если не ошибаюсь, Вовы Кузьмина?
Вова Кузьмин до появления Серёжи Маврина (лично знаком) журналом Metal Hammer признавался лучшим гитаристом СССР.
тю, для немцев самый лучший генсек СССР горбатый, но является ли это истиной? Маврина не знаю, но сейчас пару треков послушал, по моему уровень его вокала гораздо выше, чем у Кузьмина. Нет, я ни чуть не скабредничаю, по поводу этих парней, просто у меня другой идеал великого гитариста)
При чём здесь вокал? Меряется умение играть на гитаре. Маврин вообще не пел никогда, какой его вокал Вы слушали? Кузьмин точная копия Блэкмора, какие могут быть вопросы?
упс, а кого же я тогда сейчас слушал? » Популярные треки исполнителя Сергей Маврин». кстати про умение играть, глядани и послушай несколько тем. а, ну и выскажи своё мнение.
А это кто? Ну и при чём здесь умение играть на акустике и на электрогитаре? Абсолютно разные навыки. Похоже Вы гитару в руках никогда не держали.
Так гитары разные. Акустика и электрогитара это как Формула1 и Электроформула.
не согласен, формула1 и проч. — это спорт! А гитара, будь она акустика или электро — она и в африке гитара, т.е. музыка, т.е. искусство. Ладно, бог с ней с акустикой и электро А, и да, гитару я не держал, по этому я как обыватель и спросил изначально в чём величие? Я вижу и слышу как один играет и поёт и как другой, так вот последний для меня более великий)
Ну не о чем говорить. Я музыкант, Вы обыватель.
При чём здесь вокал? Меряется умение играть на гитаре. Маврин вообще не пел никогда, какой его вокал Вы слушали? Кузьмин точная копия Блэкмора, какие могут быть вопросы?
Ну вы здесь батенька перегнули! Где Кузьмин и где Блэкмор ему до него ой как далеко Скажу сразу Кузьмин с его динамиком мне нравится
Андрей Осипович Сихра (1773 – 1850) — российский гитарист-виртуоз, композитор и педагог. По происхождению чех. Родился в семье учителя музыки. В конце 90-х гг. концертировал как виртуоз-арфист. С 1801 (по другим данным, с 1802) жил в Москве, а в 1813 (или 1820) переехал в Петербург. Считается основателем русской гитарной школы. Автор произведений для 7-струнной гитары («Русские песни с вариациями» и др.), множества переложений и школы для 7-струнной гитары.
Сихра (Андрей Осипович) – арфист и главным образом гитарист-виртуоз. В конце 90-х годов XVIII столетия сделал в Вильно (официальное название города Вильнюс до 1939 г.) первый опыт устройства семиструнной гитары, привез ее в Москву, там усовершенствовал и, переселившись после 1812 года в Петербург, вплоть до своей смерти пропагандировал этот инструмент.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Марк Данилович Соколовский (1818 – 1883) Видное место в отечественной музыкальной культуре принадлежит замечательному русскому гитаристу-виртуозу XIX века Марку Даниловичу Соколовскому. Тридцатипятилетняя концертная деятельность Марка Соколовского оставила глубокий след в истории исполнительства на гитаре. Его выступления с огромным успехом проходили в крупнейших музыкальных центрах Европы, в Москве, Петербурге и многих других городах России. В Германии его называли «великим артистом», во Франции — «Паганини гитары», в Англии — «королем гитары», в Польше—«Костюшко гитаристов». Исполнительское искусство прославленного музыканта отличалось тонким чувством стиля, богатством тембровых красок, нежной певучестью, яркой эмоциональной выразительностью, виртуозной техникой.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Михаил Тимофеевич Высотский (ок.1791 – 1837) — русский гитарист-виртуоз и гитарный композитор. Игре на гитаре учился у С. Н. Аксенова. Увлекался классиками, особенно Бахом, фуги которого пытался перекладывать для гитары. Это отразилось на серьезном и благородном стиле его гитарных сочинений: большей частью фантазии и вариации на русские народные темы (циклы из 4—5 вариаций, обрамлённые «заставками» и «концовками»), есть и переложения для гитары пьес В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Дж. Филда (с которым музыкант был близок) и др. Из них напечатано 83; издана также его «Практическая и теоретическая школа для гитары» (1836).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Николай Петрович Макаров (1810 – 1890) — известный русский гитарист-концертант. Родился в 1810 году в городе Чухломе Костромской губернии. Детские годы провел в имениях отца и тетки М. П. Волконской. Служил офицером в армии. С детства играл на скрипке. В 28 лет увлекся гитарой, в период пребывания в военной академии в Варшаве учился играть на 6-струнной («испанской») гитаре, и, занимаясь по десять-двенадцать часов ежедневно, вскоре добился значительных успехов. Первый концерт Макарова состоялся в 1841 году в Туле, в зале Дворянского собрания, где он сыграл первую часть 3-го концерта М. Джулиани. В 1852 году Макаров едет за границу, где встречается с крупнейшими гитаристами Европы: Цани ди Ферранти, М. Каркасси, Н. Костом, Й. К. Мертцем, гитарным мастером И. Шерцером.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Семен Николаевич Аксенов (1784 или 1790 – 1853) Русский гитарист-семиструнник, композитор. Родился в Рязани. Брал уроки игры на гитаре у А.О. Сихры и считался лучшим его учеником, хотя и расходился в ряде вопросов со своим учителем. Семиструнную гитару считал инструментом более певучим и выразительным, чем изобразительным (как то полагал Сихра). Писал фантазии, романсы, вариации и попурри на русские народные песни. Именно русские мелодии, а не классика, как у Сихры, составляют основу его гитарных обработок. Ввел в технику гитарной игры так называемый «певучий стиль» (legato) и открыл способ играть флажолетом на всех нотах.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Владимир Иванович Морков (1801 – 1864) – русский гитарист. Игре на гитаре обучался у А.О Сихры, посвятившего ученику свою «Теоретическую и практическую школу для семиструнной гитары».
Владимир Морков – автор «Полной школы для семиструнной гитары, с приложением пьес для вновь усовершенствованной десятиструнной гитары c указанием ее строя» (1862) и целого ряда сочинений и переложений для своего инструмента (в том числе транскрипций нескольких сочинений Джулиани и Мертца). Написал «Исторический очерк русской оперы с самого ее начала по 1862 год» (С.-Петербург, 1862 [1899]), в котором рядом с ценными, подчас единственными указаниями, встречается много очевидных ошибок.
Михаил Александрович Стахович (1819 – 1858) – гитарист-дилетант, поэт, писатель, собиратель русских народных песен, ученик М. Т. Высотского и А.О. Сихры. Родился в селе Пальна Елецкого уезда Орловской губернии России. Происходил из древнего дворянского рода, который упоминается в родословных книгах Полтавской, Черниговской, Московской и Орловской губерний. Первоначальное воспитание и образование получил домашнее, под наблюдением гувернера-француза. В 1841 г. окончил словесный факультет Московского университета. По его окончании несколько лет путешествовал за границей, а по возвращении в Россию занялся литературой, музыкой и изучением фольклора. Автор первого печатного труда по истории русской гитары, очерка «История семиструнной гитары», который был впервые напечатан в журналах «Москвитянин» в 1854 году и «Якорь» – в 1858 году, а также издан отдельной брошюрой в издательстве Ф. Стелловского в 1864 году.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Валериан Алексеевич Русанов (1866 – 1918) – русский гитарист, композитор, педагог, музыкальный писатель и музыкально-общественный деятель. Внес очень большой вклад в дело популяризации гитары в России. По разносторонности его деятельности в области гитары представляет уникальное явление. Гитарист-педагог, композитор (написал около 300 сочинений), историк гитары, редактор-издатель журнала «Гитаристъ» (1904-1906), редактор журнала «Музыка гитариста» 1907-1908 годах, журналист того же журнала, а также журнала «Аккорд» в 1911 и 1913, 1914 годах, руководитель гитаристов Московского общества мандолинистов и гитаристов и организатор гитарных «Сред» в нем, дирижер оркестра народных инструментов Московского общества любителей игры на народных инструментах и любителей светского пения, гитарист-исполнитель, общественный музыкальный деятель; ни до, ни после него не только в России, но и во всем гитарном мире история гитары не знала и не знает такого деятеля.
Павел Федосеевич Белошеин (1799 – 1869) – русский гитарист, композитор. Ученик А. О. Сихры и М. Т. Высотского. Выступал в концертах. Переложил для гитары народные песни и городские романсы («Как у наших у ворот», «Посеяла я лебеду» и другие), отрывки из опер. Автор многочисленных полонезов, вальсов, кадрилей и других танцевальных пьес. Был известен как автор мелких гитарных пьес, помещавшихся в музыкальных журналах 20-х годов XIX века. Некоторые его оперные переложения и обработки народных песен выходили и отдельными изданиями. Издавал в Петербурге «Журнал для семиструнной гитары».
Иван Егорович Ляхов (1813 – 1877) – русский гитарист, композитор, педагог. Один из самых даровитых гитаристов своего времени и самых преданных гитарному искусству музыкантов. В годы своего студенчества брал уроки по гитаре у М.Т. Высоцкого, позже у А.О. Сихры, а по теории музыки – у А.И. Дюбюка. По профессии был ветеринарным врачем, окончил Московскую медико-хирургическую академию. До 1872 года служил по различным ведомствам, после чего вышел в отставку. Был твердым, гордым человеком, всегда нуждался. Славился в Москве как непревзойденный гитарист-виртуоз и композитор. Один из первых ввел добавочные басы к гитаре, использовал перестрои и нововведения, стремился усилить звучность инструмента и т.д. Наряду с оригинальными музыкальными сочинениями И. Ляхову принадлежат обработки народных песен, переложения для гитары популярных романсов. Концертировал эпизодически (как солист и в дуэтах с другими гитаристами, в т.ч. с П.Ф. Белошеиным, а позже с А.К. Голиковым).
Василий Петрович Лебедев (1867 – 1907) – выдающийся русский гитарист-виртуоз на 6 и 7-струнной гитарах, педагог. Родился в Канятовске, Самарской губернии, в 1867 году. Ученик известного русского гитариста И. Ф. Деккер-Шенка (1825-1899). Успешно концертировал в Петербурге и других городах России. В 1900 году выступал с оркестром русских народных инструментов В. В. Андреева – Великорусским оркестром – в Париже на Всемирной выставке. Пресса отметила большой успех артиста. Лебедев был первым исполнителем в России партии гитары в Квартете для гитары, скрипки, альта и виолончели Н. Паганини. Преподавал в Петербурге в общедоступных музыкальных классах Педагогическом музее и в частях военного округа.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Борис Павлович Хлоповский (1938 – 1988) Родился 5 апреля 1938 г. в Подмосковье, умер в 1988 г. от болезни сердца. В 1950 гг. занимался на семиструнной гитаре под руководством Ф.Г. Игнашина, Грушецкого (ученика М.Ф. Иванова), затем в музыкальной школе г. Бабушкина в классе преподавателя Е. Грачёвой. После службы в армии в 1960-х гг. Борис Хлоповский поступил в училище им. Гнесиных в класс семиструнной гитары (Л. А. Менро), а в 1966 году окончил училище по классу 6-струнной гитары (преп. А. В. Кабанихин – Борис Хлоповский был одним из первых учеников этого выдающегося педагога, после открытия им в 1961 г. класса шестиструнной гитары).
Василий Михайлович Юрьев (1881 – 1962) – гитарист-семиструнник, музыкальный педагог, композитор. Внес большой вклад в литературу семиструнной гитары, автор оригинальных пьес, переложений для семиструнной гитары русской, советской и зарубежной классики, обработок народных песен, и составитель множества различных гитарных сборников. Учился у гитариста-педагога Александра Соловьева. За годы учебы познакомился с обширным концертным репертуаром семиструнной гитары, включая «Экзерциции» (концертные этюды) Андрея Сихры, пьесы предельной технической трудности. В 1903 году начал активную исполнительскую деятельность. Одновременно преподавал гитару в обществе «Музыка и пение», некоторое время работал в цыганском театре «Ромэн», а с 1936 года в Государственном русском народном оркестре (с 1946 – имени Н.П. Осипова). Выпустил школу (1939, М.Ф. Иванов и В.М. Юрьев) и самоучитель игры для семиструнной гитары (1957, 1958), которые неоднократно переиздавались. Среди его учеников А.В. Ширялин.
Василий Иванович Яшнев (1879-1962) – русский музыкант, гитарист-педагог, композитор, общественный деятель. Родился 31 декабря 1879 года в Петербурге. В юности самостоятельно научился играть на гитаре. В молодые годы написал несколько романсов, которые издали в частной типографии и исполнялись на концертах. Испытывая недостаток в музыкально-теоретических знаниях обратился за советом к профессору Петербургской консерватории Н.А. Соколову, который, посмотрев его композиции, посоветовал поступить в консерваторию. В 1913 году В.И. Яшнев окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции. Его учителями были Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, Н.А. Соколов. Как композитором В.И. Яшневым созданы опера «Тяжелые времена», симфонические поэмы, фортепианные пьесы и романсы. Увлеченно заниматься гитарой начал в 1926 году под воздействием игры А. Сеговии. Консультировался у Петра Исакова. Преподавал в Третьем ленинградском музыкальном техникуме и во Дворце пионеров.
Михаил Фёдорович Иванов (1889 – 1953) – русский гитарист-семиструнник, композитор, педагог. Учился в Московской консерватории (фортепьяно, теория), уроки игры на гитаре брал у А.П. Соловьева и Ф.Ф. Пелецкого. Как гитарист концертировал в Москве. Работал концертмейстером в различных ансамблях русских народных инструментов. Автор более 80 оригинальных сочинений и переложений для гитары, некоторые из которых были опубликованы в журнале «Гитара и гитаристы» (1922-1925), а также «Школы» и самоучителя игры на семиструнной гитаре. Автор книги «Русская семиструнная гитара» (М.-Л., Музгиз, 1948). В течение нескольких лет работал бухгалтером в г. Балашихе Московской области. Упоминается в нескольких зарубежных музыкальных словарях и справочниках.
Петр Спиридонович Агафошин (1874-1950) — замечательный русский гитарист, один из первых педагогов на шестиструнной гитаре. П.С.Агафошин родился в селе Пирогово Рязанской губернии в крестьянской семье. Страсть к гитаре унаследовал от отца (первоначально играл на семиструнной гитаре). Переехав в Москву, Петр Агафошин совершенствовал игру на любимом инструменте самостоятельно, лишь изредка пользуясь советами преподавателей, среди которых был Валериан Русанов – редактор московского журнала «Гитарист», автор книги о прекрасном русском гитаристе-самородке М.Т. Высотском.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912 – 1973) – выдающийся русский советский гитарист, композитор, дирижер, педагог, автор «Школы игры на шестиструнной гитаре», один из немногих советских музыкантов-гитаристов, удостоенных звания заслуженного артиста РСФСР (1959). Учился в музыкальном техникуме имени Октябрьской революции у Петра Спиридоновича Агафошина (шестиструнная гитара), затем в Московской консерватории (курсы повышения квалификации). Сыграл огромную роль в развитии шестиструнной гитары в России.
Выступал как солист и в ансамбле с певцами (Н. А. Обуховой, И. С. Козловским. С 1932 года работал на Всесоюзном радио. В 1939 году получил 2-ю премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В 1939–45 гг. дирижёр Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. В 1947–52 годах дирижер Русского народного хора и оркестра народных инструментов Всесоюзного радио.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Владимир Станиславович Сазонов (1912 –1969) – российский гитарист и композитор. До 11 лет стремления к музыке не чувствовал, лишь в 1923 году стал играть на балалайке, а в 1926 году перешел на мандолину и поступил в детский домровый оркестр. В 1928 году, будучи в Москве, впервые услышал игру гитариста В. Бегунова, который мастерски владел своим инструментом, и, под влиянием этой встречи, стал увлеченно заниматься гитарой. В 1929 году поступил в коллектив неаполитанского состава, которым управлял виртуоз-мандолинист Н.Д. Розов. В этом оркестре В. Сазонов познакомился с нотами и стал усиленно заниматься гитарой, интересуясь гитарной музыкой в сочинениях А. Сихры, М. Высотского, А. Соловьёва и др.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Сергей Дмитриевич Орехов (1935—1998) – выдающийся русский гитарист-семиструнник (свободно владел также шестиструнной гитарой, но публично не выступал). Совмещал в себе гениальный дар импровизатора, исполнителя и композитора. Много сделал для создания русского национального гитарного репертуара. Автор многочисленных обработок для гитары русских народных песен и романсов. Родился в Москве в 1935 году. Гитарой стал заниматься довольно поздно – в начале 50-х гг. Сначала самостоятельно, а затем брал частные уроки у гитариста Владимира Митрофановича Кузнецова (1887-1953), написавшего в свое время книгу «Анализ строя шести- и семиструнной гитары» (М., 1935), и у которого учились очень многие московские гитаристы. Посещал кружок у гитарного энтузиаста В.М. Ковальского.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Пётр Иванович Исаков (1886-25.04.1958) – известный российский гитарный педагог и исполнитель. Родился в Крыму, в деревне Алсу. После окончания хорового отделения музыкального училища в Севастополе продолжил обучение музыке в Петербурге, куда переехал в 1910 году. В 1895 году Исаков начал самостоятельно изучать игру на семиструнной гитаре по школе Сихры, Моркова и др., в течение 2-х лет проиграл всю ее литературу, и дал первый самостоятельный концерт; затем перешел на шестиструнную гитару. В 1913 году был приглашен в Зимний дворец – обучать игре на гитаре детей императора Николая II. Часто играл на благотворительных концертах. После революции жил в маленькой комнате доставшейся ему от собственной квартиры, ставшей коммунальной. При этом продолжал заниматься исполнительской и преподавательской деятельностью.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Никифор Кузьмич Слепухов (1867 – 1928) – русский музыкант, гитарист. Рано потерял отца и в 9-летнем возрасте был определён своей матерью в Воронежский монастырь, где работал на свечном заводе и, имея хороший голос, пел в церковном хоре. Регент монастыря, обративший внимание на хорошие вокальные данные и незаурядные музыкальные способности мальчика, устроил его учиться играть на скрипке. Учился Слепухов, вероятнее всего, в открытых пианистом М.К. Гамбургом в 1879 году новых Воронежских музыкальных классах. Игре его обучал Лев Григорьевич Малкин, окончивший Московскую консерваторию. Вскоре ученик достиг такого высокого исполнительского уровня, что учитель сам отвез его в Москву, где юноша в 1890 году поступил в консерваторию по классу скрипки. Однако молодой Слепухов, не имея средств для обучения в этом классе, был вынужден перейти в класс контрабаса, в котором не только обучали бесплатно, но и платили стипендию. В возрасте 27 лет он окончил консерваторию, получив музыкальное и общее образование. В мае 1894 года Никифор Слепухов поступил контрабасистом в оркестр московского Малого театра, а спустя несколько лет перешел на работу в оркестр московского Большого театра.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Евгений Дмитриевич Ларичев (род. 13 января 1934 года в Москве) – русский гитарист-исполнитель, композитор и педагог. Окончил Музыкальное училище при Московской консерватории им. П.И. Чайковского по классу гитары А.М. Иванова-Крамского. С 1959 г. – солист Москонцерта. Выступал с гастролями во многих городах России и бывшего СССР. Автор «Самоучителя игры на шестиструнной гитаре», оригинальных сочинений, переложений и обработок, составитель многих сборников для гитары.
Фирмой «Мелодия» были выпущены грампластинки с записями игры Е. Ларичева.
Анатолий Владимирович Ширялин (1938 – 2011) – российский гитарист-исполнитель, композитор, педагог, философ, писатель и художник, автор оригинальных пьес и обработок для семиструнной гитары. Ученик В. М. Юрьева. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (1997), член Союза писателей России. Автор книг: «Школа игры на семиструнной гитаре» (М.: Музыка, 1991; в соавт. с Л.А. Менро), «Поэма о гитаре» (М.: Молодежная эстрада, 1994), «Сага о великом гитаристе» (о Сергее Орехове, М.: Кириллица, 2003).
Александр Камиллович Фраучи (1954-2008) – один из лучших российских классических гитаристов-исполнителей и педагогов. Родился 4 января 1954 года в г. Ростове Ярославской области. Первые шаги в музыке начал делать под руководством отца – Камилла Артуровича Фраучи – известного скрипача и педагога. Играть на гитаре начал в 11-летнем возрасте, до этого 3 года занимаясь на скрипке. Перед поступлением в музыкальное училище брал частные уроки у Н.А. Ивановой-Крамской и А.М. Иванова-Крамского. В 1969 году поступил в Центральную музыкальную школу при Консерватории им. П.И. Чайковского в Москве, где полгода занимался у А.М. и Н.А. Ивановых-Крамских, а после смерти в 1973 году А.М. Иванова-Крамского продолжал и заканчивал обучение в классе Н.А. Ивановой-Крамской (1973).
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Юрий Васильевич Воронцов. (1914 – 2002) – воронежский гитарист, композитор, музыковед и педагог. Заслуженный работник культуры РСФСР (1976). Член Союза композиторов СССР (1962), почетный член Союза композиторов России (2000). Родился и жил в Воронеже. Окончил физико-математический факультет Воронежского государственного университета. По классу гитары учился у П.С. Агафошина и Л.В. Девятова. В 1939 г. стал дипломантом I Всесоюзного конкурса-смотра исполнителей на народных инструментах. Во время войны участвовал во фронтовых концертных бригадах. После войны преподавал в воронежском музыкальном училище: вел класс гитары, сольфеджио, гармонию, народное творчество. Окончил композиторское отделение института им. Гнесиных.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >>
Александр Петрович Соловьев (1856 – 1911) – русский гитарист-семиструнник, гитарный педагог. Играть на гитаре учился самостоятельно, тем не менее внес значительный вклад в русскую профессиональную школу. Автор получившей широкую известность Школы для семиструнной гитары (1896). Для своего времени Школа Соловьева была ценным учебным пособием, пригодным и в качестве самоучителя. Была переиздана в 1925-28 гг.: «Школа-самоучитель для семиструнной гитары по нотной системе»: