лучший харлей для новичка
Можно ли покупать Harley-Davidson, как свой первый мотоцикл: отзывы владельцев и мнение эксперта
Считается, что первым мотоциклом должно быть что-то малокубатурное и легкое — какая-нибудь классика «чекушка», но никак не тяжелый «объемный» круизер. Мы решили показать, что первым мотоциклом может быть любой, если он — мечта! Для этого поговорили с экспертом и собрали истории реальных людей, которые начали свой путь в мотоциклисты не с чего-нибудь, а с Harley-Davidson.
записала Наталья Умнова
Денис Кузьмичев, Санкт-Петербург
Нет, я не из тех, кто в детстве с пацанами возился в гаражах, ковыряя двухколесную мечту, но где-то после 30 я начал замечать, что с завистью провожаю взглядом людей на мотоциклах. С тех пор каждую весну я хотел байк, но осенью снова забывал о нем.
…Шла моя 37‑я весна без мотоцикла, и я думал, все будет как обычно. Хотя каким-то чудом добрался до мото-школы и взял два урока. Поехать получилось, но «не зацепило» — что и требовалось доказать, решил я: не мое.
Тем же летом я случайно заехал в один черно-оранжевый домик. Открыв двери, я немного «поплыл»: ослепляющий блеск металла и запах кожи сразу начали делать свое дело. Атмосфера «культа» пронизывала. Что-то необъяснимое проникало и заполняло меня. Тот самый «дух свободы»? Не знаю. Я просто влюбился! Как вы уже догадались, я попал в центр Harley-Davidson.
Подошедшему ко мне сотруднику честно признался, что ничего в мотоциклах не понимаю, прав у меня нет и я просто мимо проходил. Тем временем моя «пятая точка» уже плотно сидела на отполированном Harley-Davidson Sport Glide. На тот момент это была новая модель. И я нигде ее раньше не видел. Больше всего меня зацепило, что за несколько секунд, если снять передний обтекатель фары и стильные пластиковые кофры, мотоцикл меняется. Джентльмен, сбросив смокинг, превращается в хулигана. Еще мгновение, пуск, и я ощутил его дыхание, ту легендарную вибрацию, о которой много читал и теперь впервые почувствовал. 107‑й из Милуоки звучал! Менеджер виртуозно повествовал о компании, о мотоцикле и философии легендарного бренда. Возникло ощущение, что мы знакомы с детства. Все мои страхи и убеждения, что первый мотоцикл должен быть попроще, помедленнее, подешевле, были разбиты в пух и прах. Из динамиков в салоне зазвучала Beladonna группы UFO. «Out of reach, out of touch…» Я закрыл глаза и представил, как мчу по дороге на Sport Glide, ветер обдувает меня, звучит 107‑й.
— Покажи его в движении, — попросил я.
— Давай сам! Тебе точно надо попробовать. — И это несмотря на мое волнение и мои два мотоурока. — У тебя получится!
Домой я вернулся другим человеком. И уже через неделю вместе с женой под традиционный выстрел из пушки мы забрали мой новенький Sport Glide.
Иван Бобович, Москва
Однажды утром я проснулся со жгучим желанием купить мотоцикл. Хотя раньше я никогда ими не интересовался и, конечно, у меня не было категории А.
Я полез в интернет, чтобы узнать больше. Смотрел обзоры, читал о всех популярных производителях и скоро обнаружил, что через дорогу от моего дома находится салон Harley-Davidson, который я раньше не замечал. Но теперь-то я знал об этой марке — и именно их новинка Harley-Davidson Roadster пришлась мне по вкусу.
Roadster должен был появиться в РФ осенью 2016 года, но тем летом во время поездки в США я побывал в салоне Harley-Davidson в Далласе и увидел новинку раньше. Я достаточно высокий парень, крупного телосложения, поэтому Roadster оказался мне мал, зато подошел Street Glide…
Вскоре я закончил мотошколу, получил категорию А, приобрел Harley-Davidson Street Glide CVO в цвете Gunship Gray из лимитированной серии — и уже два года наслаждаюсь своей исполненной мечтой, и каждую поездку благодарю Бога за то, что все получилось даже лучше, чем я себе представлял!
Григорий Ширванянц, Москва
О мотоцикле мечтал лет с семнадцати, но ничего конкретного на уме не было, пока не вышел Harley-Davidson V-Rod. После того как увидел его фотографии в журнале — ни на какой другой мотоцикл и смотреть не хотел.
Но прошло больше десяти лет, прежде чем я отправился покупать свой первый мотоцикл — естественно, V-Rod — и в салоне наткнулся на VRSCX Screamin’ Eagle Anniversary Edition с эксклюзивной росписью, заводским тюнингом мотора и табличкой на переднем цилиндре, говорящей, что этот мотоцикл является тридцать седьмым экземпляром из серии в 1400 штук на весь мир.
Сразу после мотошкольной Yamaha YBR125 я сел на мотоцикл с двигателем ровно в десять раз большим по объему — и поехал. С безмерным почтением и уважением.
Все в нем люблю: низкий хищный силуэт, ураганный разгон, задний «валенок» шириной 260 мм, лучший в мире звук из штатного глушителя. И самое главное — уже который год вместе, а я до сих пор каждый раз на него восхищенно оглядываюсь, уходя с парковки!
Иван Панфилов, основатель и инструктор «Мотошколы № 1» в Санкт-Петербурге
При выборе первого мотоцикла нужно учитывать объективные факторы: рост, вес, уверенность в себе. Но необязательно покупать модель «для новичков», если хочется ездить, например, на Harley-Davidson.
Опасность не в мотоцикле, его массе или мощности, а в недостаточности навыков управления. Если вы купили мощный и тяжелый мотоцикл, но полагаетесь только на навыки, полученные во время стандартного обучения на категорию А, или на опыт езды в молодости на «ИЖе», то страха и ошибок будет сложно избежать. Но если на этапе обучения или повышения квалификации вы отработали типичные городские задачи и освоили особенности выбранного мотоцикла, то вероятность совершения грубых ошибок значительно снижается.
Тимур Гимадиев, Казань
Мой первый новенький Harley-Davidson был Fat Boy. Да, несмотря на то, что мне 15 лет — ведь это конструктор Lego.
Я выиграл эту легенду в конкурсе от Harley-Davidson Russia, построив миниатюрную трассу для этого мотоцикла.
Высыпав коробку со своим старым Lego на пол, я начал творить! Подумал, что одной трассы недостаточно, и сделал инсценировку о том, как Уильям Харли и братья Дэвидсон собирают и тестируют один из первых легендарных мотоциклов. Собрал композицию за одну ночь!
Отправил фото в группу, и когда узнал, что выиграл, был вне себя от счастья! Дождался посылки с призом — Lego-моделью Fat Boy — и часами сидел за столом, не спеша, шаг за шагом создавая мечту.
Строить Harley-Davidson и видеть, как постепенно из кубиков получается крутой байк, было очень интересно. Мотоцикл получился большим, массивным и очень детализированным: у него есть и крутящаяся ручка газа, и рычаги тормоза, сцепления, переключения передач, и подножка, и шестерни, и цепь, и даже движущиеся поршни!
Мой первый Harley-Davidson пока красуется на столе, но когда-нибудь он вырастет в настоящий!
Лучший харлей для новичка
Пишу этот пост для тех, кто не сильно в теме Харлеев, но хочет хотя бы «на пальцах» понимать, какие вообще модели бывают и что они из себя представляют. Поэтому — максимально сжато расскажу об этом в формате «минимум времени — максимум информации».
Начну сразу с наглядной картинки.
*Для пуристов — все дисклеймеры и пояснения в конце поста.
Итак, если говорить совсем просто (даже по картинке видно, что это значительное упрощение), то усредненная по периоду 1984-2017 годов «классическая» линейка Harley состоит всего из 4 типов моделей:
1) Sportster
2) Dyna
3) Softail
4) Touring
Внутри же каждого типа (семейства) существует большое количество конкретных моделей, которые обычно друг от друга отличаются «обвесом» — колесами, рулями, вилками, обтекателями (в случае Touring), но имеют практически одинаковую базу (рама, двигатель, общие технологические решения).
Sportster — самые маленькие, легкие и дешевые мотоциклы производителя, с относительно небольшим (для HD) объемом двигателя (883 и 1200 куб. см). Из-за этого некоторые считают их моделями для девушек и новичков, хотя по факту они таковыми не являются и более того, само название намекает на то, что это наиболее «спортивная» линейка в этом списке. Это не мешает иногда грубо делить все классические модели HD всего на два класса — Sportster и Big Twin (Dyna, Softail, Touring).
Dyna — «входной билет» в мир Биг Твинов. И, опять-таки, наиболее спортивный из них. В некотором роде можно даже воспринимать Дайну как увеличенный Спортстер. Если спросить у человека «со стороны», какой образ у него возникает в голове при слове «чоппер» (мы-то знаем, что это на самом деле «крузер») — он с высокой долей вероятности опишет именно Дайну. С 2018 года HD перестал производить эту линейку и влил ее в семейство Softail.
Softail — попытка HD сделать «олдскул» — а именно, мотоцикл, выглядящий так, будто у него нет задней подвески («сухарь») с прямой и гармоничной линией рама-маятник. При этом, задняя подвеска на самом деле есть, но в силу конструкции работает она несколько хуже классических двусторонних амортизаторов, которые используют Sportster, Dyna и Touring. Зато внешне мотоцикл очень выделяется — низкий профиль, чистые линии.
Touring — как и следует из названия, мотоциклы для путешествий. Наиболее тяжелые и комфортные из всего модельного ряда. Обычно характеризуются наличием ветрозащиты и кофров в стоке, а также двух тормозных дисков спереди.
Но список был бы неполным, если бы я не упомянул и другие (менее «классические») семейства:
1) CVO (Custom Vehicle Operations) — по сути, заводская мелкосерийка, основанная на моделях Big Twin. Самые топовые компоненты, краска толщиной в дюйм и двигатели большего объема
2) V-Rod — драгстеры с двигателями жидкостного охлаждения, спроектированными в сотрудничестве с Porsche
3) Street — мотоциклы «бюджетной» линейки с двигателем жидкостного охлаждения, модели которой, предназначенные для продажи не в США/Канаде, собираются в Индии
4) Trike — трайки (трехколесные мотоциклы)
*Как и обещал, для пуристов) Цель поста — краткое описание всего модельного ряда HD в том виде, в котором он чаще всего встречается (мотоциклы 1984-2017 годов). Где-то пришлось упростить, где-то слукавить, где-то допустить неточность для упрощения повествования. И наверняка почти в каждой линейке найдутся исключения из правил, но я на них махнул рукой. Ибо нет ничего хуже, чем пятничным вечером расписывать всю модельную линейку HD с рассказом о том, откуда берется такая аббревиатура в названии модели, как например FLHTCUL)
Harley-Davidson для начинающих.
Сегодня производители различных марок мотоциклов, наконец, пришли к тому, что теперь нужно не только удержать своих покупателей в возрастной группе от 25 и выше, но и начинать работу по привлечению будущих мотоциклистов, которые только собираются поставить свои два колеса на дорогу.
Тенденция к этому впервые просматривается среди японских производителей Yamaha, Honda и Kawasaki. Начав выпускать свои шедевры в категории «четвертушек»: дорожников и спортбайков, они сегодня активно развивают утерянный ранее сегмент, планируя выпуск «трехсоток».
Исходя из статистических данных, начинающий райдер выбирая для себя какой-то бренд, впоследствии редко меняет его на другой. Из этих же соображений, конструкторы легендарного Harley-Davidson решили выпустить специальные модели своих мотоциклов, предназначенных именно начинающим мотоциклистам и поклонникам своего бренда. Размышляя об этом, Harley-Davidson вступили в борьбу за будущих райдеров, полагая, что новичок сев однажды на Star Bolt или же, например, Kawasaki W800, поднаторев, пересядет на роскошный круизер выбранного бренда в начале своего пути. И это вовсе не страхи, казалось бы и без того успешной многие годы компании. Это реально, ведь качество выпускаемых многими производителями мотоциклов высоко-конкурентное.
Продажа нового Harley-Davidson Street 750 в первую очередь ожидается в США, Португалии, Испании, Индии и Италии. В Россию официально мотоцикл попадет по прогнозам не ранее 2015 года.
Думая о существующей линейке мотоциклов в Harley-Davidson, компания поняла, что даже наиболее миниатюрный среди всех Harley-Davidson 883 Sportster не подойдет для начинающего райдера, так как явно тяжеловат. Harley-Davidson Street 750 – напротив, воплотил в себе все удобства и пожелания, чтобы стать отличным мотоциклов для новичка. Вес данного агрегата составил 218 кг.
Говоря о технических характеристиках новой модели, Harley-Davidson Street 750 обладает V-образным двигателем с жидкостным охлаждением системы «Revolution X» на 749 кубов.
На тест-драйве, усевшись на Street 750, тут же понимаешь, что он большим только кажется. Расположение на нем довольно компактное и он имеет высоту по седлу 700 м. Вследствие этого расположение подножек не вполне будет удобным для высоких водителей, потому что колени могут оказаться немного в комичном положении – выше бензобака. Также и рулевые ручки на Street 750 оказались неожиданно близко. Вероятно, конструкторы Harley-Davidson предположили, что молодые новички мотоциклисты по статусу и ростом не велики. Хотя, большая часть представительниц прекрасной половины, вряд ли обратит на вышеперечисленное внимание, так как Street 750 придется любой из них в пору. Но мужчинам не стоит после всего сказанного списывать новую модель Harley-Davidson в ранг девчачьих, так как в этом мотоцикле не менее 53 лошадей мощности, что вполне подойдет начинающему райдеру любого пола.
Купил три Harley-Davidson, два оставил. Рассказываю, какой больше понравился и почему
Мы уже рассказывали, почему первым мотоциклом не обязательно должен быть малокубатурный классик, а может быть даже тяжелый круизер Harley-Davidson, например. Сейчас продолжим тему и расскажем, что происходит после слов «и жили они долго и счастливо».
Задолго до покупки первого мотоцикла я понимал, байк какого производителя должен стоять у меня в гараже. Harley-Davidson — это не просто два колеса, двигатель, рама и руль. Это образ жизни, а главное — стоковый «Харли» — это чистый холст, на котором владелец может изобразить всё, что только придет в голову. Благо, выбор заводского тюнинга, как оригинального производства, так и от сторонних компаний, огромен, а в случае, если хочется чего-то необычного, в России достаточное количество мастеров, способных прийти на помощь.
Сегодня у меня два Harley: Dyna Fat Bob и Road Glide Special 2019 года. Это два абсолютно разных мотоцикла — как по философии, так и по характеру.
Почему именно они? До покупки Fat Bob я владел V-Rod с компрессором, и он дарил незабываемые эмоции… в те редкие моменты, когда не стоял в сервисе либо не остывал после перегрева. Виной всему был именно компрессор. Несмотря на то, что на момент покупки «дайны» уже начали появляться новые модели Softail, хотелось попробовать «настоящий» Harley с классической компоновкой, способный как следует «дернуть» со светофора и в то же время позволяющий доехать до ближайшего Подмосковья без сильного дискомфорта.
Harley-Davidson Dyna Fat Bob
После покупки я произвел тюнинг впускной и выхлопной систем, установил спортивные амортизаторы и валы двигателя, благодаря чему мотоцикл поехал действительно бодро. Мероприятие это не из дешевых, но и мотоцикл для меня не просто игрушка выходного дня — это полноценный транспорт на каждый день, позволяющий весной, летом и осенью экономить по нескольку часов в день.
После технического тюнинга я перешел к различного рода украшательствам — это такая болезнь владельца Harley, которой очень тяжело не заразиться. Сначала меняешь ручки, потом подножки, потом руль — и вот уже твой байк, полностью разобранный, стоит на покраске и готовится к выставке кастом-мотоциклов.
Но когда в моей жизни появился H.O.G. (Harley Owners Group — клуб владельцев мотоциклов H-D) — я состою в West Field Chapter Moscow Russia — и начались действительно длинные поездки в другие города, спина не сказала мне «спасибо» за жесткие спортивные амортизаторы Fat Bob’a, и при всей моей искренней любви к этому орущему и вибрирующему куску железа встал вопрос о покупке более комфортного мотоцикла.
Harley-Davidson Road Glide Special
Я выбрал Road Glide Special, потому что, в отличие от Street Glide и других «электричек», его «морда» висит на раме, а не на руле, соответственно, рулить таким мотоциклом легче. Двух действительно вместительных задних кофров мне хватает, чтобы сложить необходимые для поездки вещи, а если что-то не влезает, всегда можно закрепить сумку на заднем багажнике. Так как большую часть времени я езжу один, сейчас на байке установлено соло-седло, но сохраняется возможность быстро прикрутить подушку и комфортную спинку для супруги.
Туринговый Harley (да и не только туринговый) — это настоящая черная дыра, способная поглотить абсолютно любой бюджет. Выкатываешься на тест-райд, и сначала кажется, что в мотоцикле есть абсолютно всё, чего может пожелать райдер, а потом выясняется, что руль мог бы быть поудобнее, седло вроде ничего, но после каждой мойки впитывает влагу, и стекло неплохо бы заменить, поставить ручки с обогревом, защитить ноги от дождя нижними обтекателями, а стоковую аудиосистему не слышно на скорости выше 100 км/ч — надо менять…
И вот твой новый мотоцикл с исправной периодичностью отправляется в сервис на доработки. А потом выясняется, что Road Glide, этот огромный крейсер, вполне комфортно чувствует себя в городе, а значит, можно провернуть все те же махинации с впуском, выпуском и двигателем, что и с Fat Bob’ом — тогда он еще и ехать задорно будет!
Road Glide стал для меня действительно универсальным мотоциклом: на нем одинаково комфортно как догонять убегающее за горизонт солнце по загородной трассе, так и прорываться на деловую встречу по центру Москвы, разгоняя машины в междурядье рокочущим выхлопом. Признаюсь, реализовывать хотелки по тюнингу весьма недешево, но если нужно просто содержать мотоцикл в исправном техническом состоянии, вполне можно уложиться в 15–16 тысяч рублей в год. Перед каждым сезоном, вне зависимости от пробега, я выполняю замену моторного масла и фильтра, провожу обслуживание фильтра нулевого сопротивления и обязательно делаю протяжку всех болтов.
Человек, далекий от мира американских мотоциклов, наверняка покрутит пальцем у виска и сочтет все эти нюансы за минусы: какие-то вибрации, постоянные доработки — да ну его! Но на самом деле во всем этом и заключается прелесть «Харли» — возможность сделать уникальный мотоцикл для себя, мотоцикл с характером, мотоцикл, с которым ты общаешься практически как с живым существом! И на это абсолютно не жалко денег! А еще обладание Harley-Davidson дает доступ в сообщество Harley Owners Group, где ты можешь найти себе друзей по интересам и открыть для себя совершенно новый мир, полный путешествий и новых встреч.
Знакомство с Harley-Davidson
Продолжаю мотоциклетную тему, кому неинтересно — можно смело проматывать ленту.
Итак, после успешной сдачи экзамена я углубилась в мотоциклетный вопрос, чтобы понять, насколько мне это интересно в долгосрочной перспективе. Погода в мае частенько была так себе, с дождями и +10 градусами за бортом, поэтому я регулярно доезжала только до парковки в ближайшем парке и отрабатывала там низкоскоростные манёвры. Помимо привычных видео на youtube на автомобильную тему стала смотреть и обучающие ролики про управление мотоциклом, худо-бедно пытаясь претворить это в жизнь (речь не про высокоскоростное прохождение извилистых поворотов, а про повышение уровня внимательности и базовые навыки контроля). Потом пришла другая напасть — аномальная жара, и вот я снова могу выезжать только по вечерам, когда чуть попрохладнее.
На выходных при вылазках на более дальние расстояния и на местные дороги с ограничением в 80 км/ч и выше стало ясно, что меня просто сдувает с мотоцикла, и без ветрового стекла мне не обойтись, поэтому докупили условный «щиток», который хотя бы убирает воздушные потоки от груди.
Постепенно пришло понимание, что мотоцикл выбивает меня из привычного графика и «заставляет» покидать дом. С машиной всё просто — надо поехать в магазин за хлебушком, сел и прокатился. Потом можно пару недель не ездить вообще, и когда снова садишься за руль — навыки никуда не исчезают. А с моим уровнем умения ездить на мотоцикле и после одной недели перерыва садишься ну не то, чтобы как в первый раз — но прямо чувствуешь, что навыки «заржавели». Поэтому ездить надо регулярно, желательно каждый вечер, и это постоянно отнимает какое-то время, потому что в магазин или по делам ты не поедешь — я как-то пока не готова раскошеливаться на огромные мотоциклетные сумки, чтобы навьючивать стального «ишака». Воруют здесь мотоциклы только в путь, поэтому надолго его нигде без присмотра тоже не оставишь. В итоге надо выезжать и бесцельно кататься, даже если устала/жарко/ещё что-нибудь. Это, пожалуй, самый большой недостаток.
Ну и, наверное, из серьёзных неожиданных минусов всё, я даже умудрилась более-менее прикладной плюс найти — постепенно начинаю получше разбираться в городе без навигатора, хотя раньше ездила только по GPS.
Что касается отношения на дорогах, то есть две категории людей: те, кто не понимает, что не надо мотоцикл сзади подпирать, не надо его выжимать из полосы и прочее, и те, кто специально оставляет большие дистанции, чтобы дать возможность мотоциклисту спокойно перестроиться. В целом, ничего из ряда вон (тьфу-тьфу-тьфу) не встречала.
Моего мотоцикла мне в целом и в общем хватает, его преимущества — он лёгкий (по сравнению со многими другими) и манёвренный, да и места занимает немного, поэтому мы ухитряемся его ставить в гараже перед БМВ (правда, я из-за этого на Пятачке стала очень редко ездить).
Пару раз я на Сузуки глохла, потому что забывала открыть «краник», «обсыхала» один раз случайно, второй раз эксперимента ради — зато теперь точно знаю, что на запасе топлива «до резерва» он проезжает где-то 200 км и укладывается в паспортный расход топлива 4.5-5 л/100 км. Вообще, S40 Boulevard очень удобен для новичка: тяги на низах у него столько, что заглохнуть при начале движения довольно проблематично (со мной такого не происходило), более того, как-то раз мне пришлось стартовать со второй передачи, потому что я забыла переключиться перед остановкой, и ничего — Сузуки нормально вытянул. Но, как это водится, стало интересно, «а что ещё дают?». Фейсбук теперь подслушивает не только разговоры, но и мысли, поэтому недели три назад мне попалась на глаза реклама об организации туров на Harley-Davidson какой-то конторой, самый короткий тур был однодневным. И тут выяснилось, что дилер HD в принципе сдаёт мотоциклы в аренду, причём день аренды выходит дешевле, чем через стороннюю контору.
Сначала я туда поехала «на разведку», чтобы понять, смогу ли я вообще хотя бы с подножки вертикально поднять их мотоциклы. Место оказалось очень милым, с дружелюбными работниками, которые дали мне посидеть на нескольких мотоциклах и «примериться» к их весу. Ну, что могу сказать… Low Rider я ещё осиливаю.