лучший инклюзивный детский сад 2020
Подведены итоги VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России»
12 ноября состоялась торжественная церемония закрытия VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Впервые в этом году финал конкурса прошёл в дистанционном формате. В нём приняли участие 40 образовательных организаций из 33 регионов России, по 20 в каждой номинации.
В адрес финалистов конкурса поступил приветственный адрес от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анны Кузнецовой, в котором отмечается «важность и доступность образования, определяющие весь ход дальнейшей жизни ребёнка, выбора профессии, реализации себя в семейной жизни».
«Конкурс является не только площадкой для трансляции лучших практик и обмена опытом, это возможность, увидев изменяющуюся ситуацию в функционировании инклюзивной организации, оперативно перестраивать государственную политику в сфере качественного доступного образования всех без исключения детей», – приветствовала финалистов директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская.
К участникам и гостям конкурса обратилась член Общественной палаты Российской Федерации, первый заместитель председателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства, президент Межрегиональная общественная организация социальной помощи детям «Наши дети» Юлия Зимова и председатели жюри.
Все они отметили важность проведения конкурса, который даёт возможность обмениваться лучшими практиками моделей инклюзивного образования с другими педагогами для дальнейшей эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Лучшим инклюзивным детским садом стал детский сад № 390 (г. Нижний Новгород), второе место занял детский сад № 40 «Солнышко» (г. Коломна), третье место – детский сад № 271 (г. Ижевск).
Победителя в номинации «Лучшая инклюзивная школа» жюри не определило, поэтому было принято решение присудить два вторых места. Второе место заняли средняя общеобразовательная школа № 19 (г. Чита) и основная общеобразовательная школа № 15 (г. Калининград), на третьем месте оказалась средняя общеобразовательная школа № 53 (г. Ижевск).
Генеральным партнёром конкурса – Благотворительным фондом «Галчонок», Московским государственным психолого-педагогическим университетом, Межрегиональным Союзом дефектологов и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учреждены дополнительные номинации.
Благотворительный фонд «Галчонок» в номинации «Уверенный полёт» выделил среднюю общеобразовательную школу № 4 (г. Бердск, Новосибирская область) и Центр развития ребенка – детский сад № 7 (г. Калач, Воронежская область).
В номинации «Лучшая модель психолого-педагогического сопровождения» специалисты из Московского государственного психолого-педагогического университета наградили коллективы средней общеобразовательной школы № 47 (г. Грозный) и Центра развития ребенка – детского сада № 180 (г. Иваново, Ивановская область).
Межрегиональный Союз дефектологов в номинации «Лучшая командная работа по организации психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной образовательной организации» наградил коллективы средней общеобразовательной школы № 7 (г. Назарово, Красноярский край) и детского сада комбинированного вида № 125 (г. Сочи).
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в номинации «Выбираем успех» наградил санаторную школу-интернат № 4 (г. Оренбург) и детский сад «Лукоморье» (г. Михайловка, Волгоградская область).
Детский сад «Солнышко» вошёл в тройку лучших инклюзивных образовательных учреждений России
12 ноября были подведены итоги VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Коломенский детский сад №40 «Солнышко», впервые принимавший в нём участие, занял второе место. Какой проект на суд жюри представляло руководство детского сада?
Ежегодно в конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России» принимают участие образовательные организации, которые наравне с основными реализуют адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, используют в практике инклюзивные подходы. Проводится конкурсная программа по двум направлениям: «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад». Отправить свою заявку на участие в этом году решили и два коломенских образовательных учреждения: школа №16 и детский сад №40 «Солнышко». Оба они успешно прошли первые этапы: муниципальный и региональный, и смогли представить Московскую область на федеральном уровне. К финальному очному этапу были допущены лишь 40 участников, по 20 в каждой номинации, в том числе и детский сад «Солнышко».
— 3 ноября нам позвонили из министерства просвещения и сообщили радостную новость, что мы стали лауреатами. Для нас это действительно было неожиданно, потому что первый раз такой масштабный конкурс, это очень волнительно, и это очень достойно. Мы готовились в таком режиме, достаточно авральном, потому что третьего позвонили, а девятого у нас началась уже защита проектов. Защита происходила на этот раз в заочном режиме, но на открытой платформе, слушать могли все желающие, все подключались. Это была защита проекта в течение 10 минут, и затем работа экспертного жюри, которые задавали ну очень сложные вопросы.
Как признаётся заведующая детским садом Наталья Юрьевна Власова, попасть в тройку лидеров она никак не ожидала. Однако судьи высоко оценили её проект под названием «Модель инклюзивной практики «Мир в подарок», в основе которой лежит системообразующий подход к образовательной деятельности «Гостевая педагогика».
— Принято считать, что инклюзивное образование – это образование для детей, когда вместе воспитываются дети с ограниченными возможностями и, так называемые, нормально развивающиеся дети. Поскольку мы уже много лет работаем именно в таком режиме, мы пришли к выводу, что это не совсем правильная подготовка. Инклюзивное образование – это особое образование для особых детей, а особые дети у нас все. Смысл инклюзивного образования – не делить детей на категории: есть у него диагноз, нет у него диагноза. Просто все дети жить, воспитываться, изучать жизнь, изучать её реалии должны вместе, а вот образование – это уже забота педагога, как этого ребёнка чему-то научить. Именно эту особенность мы и показывали в своём проекте. Мы воспитываем детей, не делая акценты, что этот такой, этот такой. Дети же наши открыты и мобильны, и лояльны. Они, когда маленькие, они не понимают, что этот плохо видит, а этот хорошо, этот умный, а этот неумный, они не делят детей на категории. И именно этим мы должны пользоваться, чтобы воспитать в них человечность. Это именно особенность дошкольного периода, когда мы в детях закладываем ценности.
Помимо взаимодействия воспитанников друг с другом, в детском саду большое внимание уделяется и общению детей с окружающим миром. В рамках «Гостевой педагогики» ребята часто ходят на экскурсии, знакомятся со своим городом, общаются с интересными людьми, которые приходят к ним в гости.
— И ещё очень важный момент, это была особенность нашей практики, то, что не прозвучало ни у кого. Мы сказали о том, что наши дети растут вместе, и жить они будут вместе, и поэтому проблемы, которые есть на нашей планете, в нашей стране, в нашем городе, они должны видеть и решать учиться вместе. Одна из таких проблем, важнейшая сейчас, это экологическое образование, а в современной интерпретации это экологическое образование для устойчивого развития. Очень актуальная тема, которую сейчас ещё не очень все понимают, но эта тема взята нами уже давно, и мы сейчас являемся федеральной экспериментальной площадкой ещё по этой теме.
В награду за второе место организаторы конкурса пообещали подарить детскому саду интерактивный стол. В этом году сад «Солнышко» расширился, к нему присоединились два отделения: «Чебурашка» и «Жемчужинка». Сейчас здесь воспитываются 655 детей, из них 250 – ребята с ограниченными возможностями здоровья. При этом в детском саду все воспитанники ходят в общие группы, имея возможность общаться с разными детьми, учиться уважению, дружбе и взаимопомощи.
Новости
Всероссийский конкурс лучших инклюзивных организаций
9−12 ноября 2020 года в формате онлайн-трансляции прошла очная часть федерального этапа VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2020». Конкурс был организован и проведен Министерством Просвещения Российской Федерации в целях повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, а также распространения позитивного педагогического опыта. В конкурсе принимали участие образовательные организации, которые наравне с основными реализуют адаптированные образовательные программы, которые используют в практике инклюзивные подходы.
Конкурс проводился по двум номинациям.
Впервые в этом году финал конкурса прошёл в дистанционном формате. К очной части федерального этапа были допущены финалисты заочной части — 40 образовательных организаций из 33 регионов России, по 20 в каждой номинации.
В адрес финалистов конкурса поступил приветственный адрес от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анны Юрьевны Кузнецовой, в котором отмечается «важность и доступность образования, определяющие весь ход дальнейшей жизни ребёнка, выбора профессии, реализации себя в семейной жизни».
Финалистов приветствовала также директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Павловна Фальковская.
К участникам и гостям конкурса обратилась член Общественной палаты Российской Федерации, первый заместитель председателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства, президент Межрегиональная общественная организация социальной помощи детям «Наши дети» Юлия Константиновна Зимова и председатели жюри.
В этом году председателем жюри «Лучший инклюзивный детский сад-2020» была директор Института специального образования и психологии, заведующая кафедрой логопедии ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»; член Экспертного совета по специальному образованию при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ; доктор педагогических наук, профессор Оксана Георгиевна Приходько. В приветственном слове она отметила важность проведения конкурса, который даёт возможность обмениваться лучшими практиками моделей инклюзивного образования с другими педагогами для дальнейшей эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В состав жюри в номинации «Лучший инклюзивный детский сад-2020» также входила доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Аща Айирмагомедовна Гусейнова.
В своём выступлении на торжественной церемонии закрытия Оксана Георгиевна отметила, что для многих детей с особыми образовательными потребностями включение в инклюзивную образовательную среду может стать лучшим началом жизненного пути, поэтому важно предоставить им такую возможность.
Лучшим инклюзивным детским садом стал детский сад № 390 (г. Нижний Новгород), второе место занял детский сад № 40 «Солнышко» (г. Коломна, Московской области), третье место — детский сад № 271 (г. Ижевск).
Генеральным партнёром конкурса — Благотворительным фондом «Галчонок», Московским государственным психолого-педагогическим университетом, Межрегиональным Союзом дефектологов и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учреждены дополнительные номинации.
Там, за окном. Опыт лучшего инклюзивного детского сада России доказывает: изменить сознание социума можно
«Окно в мир» давно стало расхожим выражением, и, произнося его, большинство даже не задумываются о том, что для кого-то это далеко не фигура речи, а в прямом смысле слова обозначение действия. Например, в детском саду №5 Невского района Санкт-Петербурга по-настоящему распахивают «ставни» для детей с особенностями здоровья. Увы, «ставни» – это далеко не образ. Еще 20 лет назад в детских учреждениях, впервые столкнувшись с такими детьми, предлагали полностью изолировать их от других ребят, дабы те не пугались. Как грустно улыбается заведующая детским садом №5 заслуженный учитель РФ Людмила Грызлова, в практике работы с детьми с ОВЗ было все, в том числе неприятие их взрослыми людьми – педагогами.
Правда, говорит об этом Людмила Николаевна без упрека, потому что общение и работа с детьми с ОВЗ действительно требуют любви к ним, как бы пафосно это ни звучало. В учреждениях, где обучаются или живут такие ребята, случайных людей быть не может. 23 года назад ее желание открыть на базе своего детского сада особую группу тоже было продиктовано любовью и состраданием. Как-то она побывала на празднике, организованном для детей с ОВЗ, и пообщалась с родителями. Мамы, а в большинстве своем это были именно мамы, поскольку многие папы спешно устранились от воспитания, рассказали, что гулять им приходится ночью, потому что днем родители здоровых детей выгоняют их с детской площадки.Но время – неустанный лекарь – врачует и эти раны, заодно постепенно меняя общественное сознание. Сегодня в детском саду №5 воспитываются и обучаются почти 200 ребят, более 90 из которых дети с ОВЗ. Причем здесь много ребят с ДЦП, с синдромом Дауна, с генетическими заболеваниями, и тем не менее выстраивается очередь из родителей здоровых детей, которые хотят записать ребенка именно в «пятерку». Таким родителям на каждом родительском собрании Людмила Николаевна говорит: «Вы лучшие» – и объясняет почему: «Только у всех нас вместе получится изменить сознание социума».Вообще взаимодействию с родителями в детском саду уделяют огромное внимание. Как выразилась Людмила Грызлова, с родителями первых пяти воспитанников с ОВЗ она практически прожила жизнь. Каждой семье требовалась психологическая поддержка, потому что, что бы ни говорили, а любая женщина при рождении больного ребенка испытывает шок. Ни в одной такой семье даже речи не заходило о том, чтобы рожать второго и третьего ребенка. Причем полная чушь, когда утверждают, что дети с ОВЗ рождаются в семьях, где пьющие родители или родители-наркоманы. Ни в прошлом, ни сейчас в «пятерке» нет ни одной асоциальной семьи. К сожалению, от такой ситуации не застрахован никто. Поэтому с непередаваемой радостью педагоги «пятерки» встретили новость о первой семье, которая решилась после рождения ребенка-инвалида на вторые роды. Сегодня таких семей все больше и больше. Родителям удалось перейти грань страха, и, без сомнения, во многом этому помогло общение с педагогами «пятерки».Кроме того, по словам и. о. заместителя заведующей Ирины Вечкановой, семейно-центрированная модель, которую реализуют в детском саду №5, помогает менять родительские установки, к примеру, с позиции «нам плохо, нам все должны» на позицию «мы партнеры и вместе участвуем в реабилитации ребенка». Объединению, дружбе, оптимизму способствует то, что почти 50% родителей детей с ОВЗ входят в состав управляющего совета детского сада. Также все родители включены в различные проекты, которых в «пятерке» великое множество. Такая родительская интеграция – это зеркальное отражение детской интеграции, которая в детском саду применяется в разных формах. Например, пребывание ребенка с ОВЗ в группе здоровых детей, или межгрупповое общение детей с ОВЗ, или участие детей с ОВЗ в совместных праздниках, проектах, занятиях, или дистанционное общение и т. д. К слову, дистанционное сопровождение осуществляется, когда ребенок в силу тяжести заболевания находится дома или на реабилитационном лечении, но хочет знать, какие проекты происходят в саду, поиграть в игры, в которые играют его сверстники в группе.Людмила Грызлова по праву гордится своим коллективом и не устает повторять, что именно благодаря самоотверженной работе коллег, «окно в мир» для детей с ОВЗ и их родителей становится все шире. Примечательно, что в «пятерке» есть несколько мам детей с ОВЗ – воспитателей. Более того, сюда активно приходит работать молодежь. Возможно, притоку молодых способствует предельная открытость дошкольной организации. На ее базе проводятся различные семинары, конференции, праздники. За последние 5 лет мероприятия в ДОО посетили более 3 тысяч специалистов. Кроме того, здесь проходят педагогическую практику студенты профильных вузов и колледжей. Такая практика многим помогает осознать, готовы ли они работать в инклюзивном детском саду или в школе, где есть инклюзивные классы.В структуре детского сада также есть центр сопровождения, который создан и для детей, и для семьи в целом, чтобы они получали квалифицированную коррекционную помощь и консультации. Здесь родитель обучается вместе с ребенком, и поскольку состояние здоровья ребенка может быть достаточно тяжелым, то родителей не отпускают в «свободное плавание». В центре возможно и домашнее визитирование детей, которые не могут прийти в детский сад, например онкобольные или дети с генетическими заболеваниями.Возвращаясь опять же к теме распахнутых «окон», важно понимать, что детей с нарушениями в развитии рождается много, поэтому нужно создавать такие условия для их адаптации, социализации, реабилитации, чтобы и ребенок, и его родители понимали, что жизнь после детского сада или школы не заканчивается. В Невском районе подумали о дальнейшей перспективе для таких семей. По окончании школы любой выпускник с ОВЗ может посещать районный реабилитационный центр, где обязательно найдет себе занятие по душе.Людмила Грызлова мечтает, что в этом году, к слову, юбилейном для детского сада – ему исполнится 40 лет, будет проведена очередная встреча выпускников с разными стартовыми возможностями. Многие из ребят с успехом окончили школу, поступили в вузы, добились хороших результатов в профессиональном плане, женились и вышли замуж и т. д. Послушать их истории победы и увидеть примеры жизнелюбия, перспективу роста будет полезно как нынешним воспитанникам, так и родителям.Впрочем, позитива в детском саду №5 и так хватает. За 23 года работы со сложным контингентом здесь научились искренне радоваться даже крошечному шагу вперед. Для кого-то из детей это первый рисунок, для кого-то – первое слово, для кого-то – первая улыбка или жест. Любая из этих ступенек ведет к тому самому заветному «окошку», на котором нет ставней и уже нет замков.Более чем 20-летний опыт работы с детьми с ОВЗ оценили на недавнем Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России». Детский сад №5 Невского района Санкт-Петербурга был признан победителем в номинации «Лучший инклюзивный детский сад».- Участие в конкурсе дало нам возможность не только продемонстрировать свои достижения, но и увидеть, как работают в этом направлении по всей России, – говорит Людмила Грызлова. – У многих коллег есть очень интересные наработки. Соревновательный дух не помешал нам всем подружиться. Осенью мы ждем к себе в гости педагогов из Ямало-Ненецкого автономного округа, которые хотят ознакомиться с нашей работой. Им очень понравился такой яркий пример интеграции, как ансамбль «Разноцветный серпантин» (танцы на колясках), в котором ребята с ОВЗ танцуют вместе с их нормально развивающимися сверстниками. Наш «Разноцветный серпантин» уже имеет серьезные награды всероссийского и международного уровней, а курирует коллектив президент Федерации спортивных танцев на колясках чемпионка Елена Лозко.Вообще достижений у педагогического и детского коллектива «пятерки» действительно очень много. Для их перечисления не хватит страниц газеты, но, пожалуй, тот главный приз, ради которого здесь трудятся все взрослые, – это радостный взмах ресниц или несмелый приветственный жест маленького человека, которому еще предстоит узнать и поверить, что мир за «окном» светел и безграничен.Санкт-Петербург
Минпросвещения проводит VII Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России»
К участию приглашаются образовательные организации, которые наравне с основными реализуют адаптированные образовательные программы, используют в практике инклюзивные подходы.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
Испытание проходит в два этапа.
Региональный этап завершается не позднее 17 апреля 2020 года – его победители (по одной образовательной организации в номинации от каждого субъекта) принимают участие в заочной части федерального этапа конкурса (с 20 апреля по 29 мая 2020 года).
К очной части федерального этапа будут допущены не более 20 образовательных организаций в каждой из номинаций с наибольшим количеством баллов. Она состоится 8–9 июня в Москве.
Минпросвещения России проводит целенаправленную работу по созданию необходимых условий для получения детьми с ОВЗ качественного доступного преемственного образования, в том числе через проведение конкурсов для педагогических работников и образовательных организаций. Конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» позволит выявить лучшие практики инклюзивного образования, активизировать работу образовательных организаций по включению детей с ОВЗ в систему общего образования.
Подробнее о конкурсе – в Положении о VII Всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа России».
Справочно
Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» проводится Министерством просвещения Российской Федерации в целях повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, а также распространения позитивного педагогического опыта в этой сфере.
В 2019 году лучшей инклюзивной школой в стране признана средняя школа № 3 городского округа г. Михайловка Волгоградской области, лучшим инклюзивным детским садом – детский сад № 7 «Созвездие» г. Чебоксары Чувашской Республики. В финале конкурса приняли участие 40 образовательных организаций из 31 региона России.