лучший кассетный плеер всех времен
Топ 11 советских кассетных плееров
Хочу быть, как Walkman!
Топ 11 советских кассетных плееров
Хочу быть, как Walkman!
Как это обычно бывало в Советском Союзе, на бум портативного аудио, накрывший мир в 1980-х годах, наша промышленность среагировала с некоторой задержкой – первые экземпляры кассетных плееров появились в продаже только к 1985 году. Надо сказать, что качество звука и изготовления у них были весьма средними, однако молодежь была рада и такому вниманию партии и правительства. Тем более что свою основную функцию они все-таки выполняли. Итак, лучшие портативные кассетные плееры времен СССР.
Попытка скопировать у компании Sony новое поколение плеера Walkman осложнилась тем, что в СССР не было необходимых микросхем, поэтому в первой серии использовались транзисторы типа КТ3129/3130. В первой год выпуска корпус у проигрывателя, который производился с конца 1984 года Зеленоградским заводом точного машиностроения, был металлическим, потом металл заменили на пластик. Удивительная деталь – в плеере был встроенный микрофон, который предназначался не для записи, а для использования в качестве слухового аппарата (!).
Очень популярный кассетный проигрыватель с 1985 года выпускал Нововоронежский завод «Алиот». Он работал с 60-ти минутными кассетами, выходная мощность составляла 5 мВт. Перемотка работала только в одном направлении, модель выпускалась в нескольких версиях, в том числе со встроенным УКВ радиоприёмником. Весил плеер 300 граммов.
Продукция Казанского завода радиокомпонентов, год выпуска – 1986. Этот интересный плеер поддерживал перемотку в две стороны, имел электронный и механический автостоп, а также допускал подключение двух пар наушников. Правда, для питания были необходимы 6 батареек аккумуляторного типа. Вес плеера составлял 580 граммов.
А вот это был уже почти западный аппарат! Данный плеер выпускал Рижский радиозавод имени Попова, начиная с 1986 года. В нем уже присутствовал переключатель типа ленты, перемотка кассеты допускалась в двух направлениях, работал автостоп. Батарейки двух типов помещались не только в сам проигрыватель, но и в специальный внешний контейнер, так что «запас хода» у модели был внушительный. Масса аппарата – 0,5 кг.
Самый необычный плеер в нашей подборке, он входил в состав модульной магнитолы Амфитон ААС. То есть проигрыватель просто помещался в центр корпуса, объединявшего в себе активные колонки, и превращался в стационарную деку. При необходимости его можно было извлечь и использовать в качестве плеера. Он поставлялся также отдельно с выносным блоком питания и наушниками, стоил плеер 120 рублей. Производился он с 1987 года несколькими заводами СССР, его даже рекламировали по телевизору.
Неплохой аппарат родом из Великих Лук, его выпускало производственное объединение «Радиоприбор» с 1987 года. Работал плеер от выносного источника питания либо четырех аккумуляторных батареек. Головка поддерживала воспроизведение лент двух типов, в ЛМП был автостоп. Выходная мощность составляла 20 мВт, чего было вполне достаточно для раскачивания комплектных наушников ТДС-13-1. Весил плеер всего 325 граммов и стоил 130 рублей.
Модель производилась Ленинградским производственным объединением им. М.И.Калинина с 1988 года. Это был простой аппарат с возможностью перемотки в одном направлении, автостопа в нем не было, равно как и переключения типов ленты. Поставлялся он в комплекте с головными телефонами ТДС-13-1. Вес аппарата был «не более» 300 граммов.
Довольно продвинутый плеер производства Казанского научно-производственного объединения «Элекон» выпускался с 1989 года. Он поддерживал перемотку ленты в двух направлениях, регулировку громкости отдельно по каждому каналу, а также автостоп и подключение двух пар наушников. Стоила модель 190 рублей и весила 500 граммов.
Еще один простенький плеер производства Владимирского ПО «ТочМаш», в нем была перемотка только в одну сторону, отсутствовал автостоп и поддерживалась лента только первого типа. Зато время непрерывной работы от четырех батареек составляло до 10 часов, в комплект входили наушники, стоил аппарат 120 рублей.
Весьма неплохой кассетный плеер производился с 1990 года Бердским производственным объединением «Вега». Перемотка работала в обе стороны, присутствовал автостоп, для работы требовалось всего три батарейки. В комплект входили наушники Вега Н-23С-1. Цена модели составляла 185 рублей.
Плеер оригинальной конструкции, в котором прижиной ролик и головка воспроизведения расположены в верхней крышке. Наверное, именно поэтому в модели отсутствовала функция перемотки. Производилась она Харьковским приборостроительным заводом им. Т.Г. Шевченко, плеер поставлялся со специальной клипсой для крепления на одежде. Вес аппарат не превышал 500 граммов.
5 лучших плееров Sony Walkman в истории
Самый портативный звук в галактике!
5 лучших плееров Sony Walkman в истории
Самый портативный звук в галактике!
Портативные кассетные плееры Sony впервые появились в продаже в 1979 году, однако поначалу они не носили легендарного имени Walkman. Оно прижилось постепенно, и только к концу срока продаж первой модели TPS-L2 на корпусе проигрывателя стали указывать название, постепенно начавшее обозначать весь класс переносных кассетных плееров. Конечно, помимо Sony подобную технику делали и другие производители, и весьма неплохо, однако все же законодателем моды всегда оставалась данная японская корпорация. В нашем материале мы вспомним самые интересные модели плееров, обеспечившие расцвет формата.
Вторая версия Walkman, появившаяся в продаже через два года после премьеры формата, уверенно отобрала у TPS-L2 звание «самого маленького» плеера в мире. Ее размер лишь незначительно превышал размер самой компакт-кассеты, однако функциональное оснащение совершенно не пострадало. С другой стороны, существенное уменьшение привело к тому, что от оригинальной модели неизменным остался только мотор, остальное пришлось создавать заново. В результате кнопка функции hot line переместилась на провод для наушников, а клавиши управления воспроизведением переехали на фронтальную крышку. Доступ к батарейкам теперь осуществлялся изнутри кассетного отсека, так что те теперь не могли случайно выпасть, что иногда случалось с первым поколением проигрывателя. Поскольку корпус стал столь миниатюрным, установить на нем клипсу для крепления плеера на поясе не получилось, и тогда был придуман специальный держатель, при помощи которого Sony WM-2 можно было надежно разместить на разных деталях одежды. Конструкция получилась настолько удачной, что второе поколение плеера побило все рекорды продаж – было продано более полутора миллионов экземпляров.
Модель третьего поколения плееров Walkman с «прямым приводом» отличалась поддержкой всех возможных систем Dolby NR, включая версию С. Она даже заслужила звание «профессиональной», хотя встречалась и на потребительском рынке. Помимо новейшей системы Dolby C NR, впервые реализованной в портативном плеере (для чего Sony понадобилось самостоятельно создавать специальные микросхемы), здесь была установлена уникальная для портативной техники лазер-аморфная воспроизводящая головка, отличавшаяся повышенной износостойкостью. Все эти действия были предприняты для того, чтобы вывести технические характеристики плеера, прежде всего, с точки зрения динамического диапазона, на уровень набиравшего тогда обороты компакт-диска. Кроме того, здесь появился линейный выход, позволявший соединять Sony WM-DC2 со стационарным усилителем.
Портативный двухкассетник! Именно это было главной фичей Sony WM-W800. Первая и единственная модель Walkman с возможностью перезаписи с одной кассеты на другую. Технически плеер представлял собой два механизма от проигрывателя WM-10, объединенных в одном корпусе. Ведущая дека поддерживала воспроизведение и запись на все типы ленты, включая хром и металл, в то время как вторая работала только с ферритовой. Здесь также был встроенный записывающий микрофон. Из-за сложной и материалоёмкой конструкции плеер получился очень дорогим и продавался плохо, поэтому он так и остался единственным двухкассетным Walkman в истории, хотя другие производители продолжали выпускать свои версии похожих аппаратов.
Уникальная по своей компактности модель Walkman даже по сегодняшним меркам. Только представьте себе – ее размеры были меньше размеров самой кассеты! Для того чтобы вставить кассету внутрь плеера, корпус WM-10 приходилось раздвигать. Создание Sony WM-10 потребовало от японских инженеров разработки специального миниатюрного бесщеточного мотора, похожего на те, что использовались тогда в проигрывателях винила, только во много раз меньше. Плюс он должен был уметь вращаться с гораздо большей скоростью. Еще одна проблема заключалась в количестве батареек. Размеры не позволяли отвести место для двух пальчиковых батареек формата АА, поэтому было принято решение оставить только одну, а для повышения напряжения до нужного уровня использовался специальный повышающий преобразователь. Несмотря на миниатюрные размеры, функционально это был полноценный плеер, поддерживающий все типы лент и оснащенный системой Dolby B NR.
В следующей статье мы расскажем о проигрывателях других марок, которые конкурировали с Sony Walkman в 1980-е годы.
На чем сегодня слушать компакт-кассеты? Топ-10 новых устройств
Бумбоксы, портативные плееры и стационарные деки
На чем сегодня слушать компакт-кассеты? Топ-10 новых устройств
Бумбоксы, портативные плееры и стационарные деки
Популярность формата компакт-кассеты продолжает расти, причем не только среди тех из меломанов, которые застали времена его расцвета, но и среди молодежи. Да еще и музыкальные лейблы начали выпускать практически все новые релизы на кассетах. Однако не все готовы заниматься поиском и обслуживанием старых дек и плееров. Для них мы собрали десятку самых интересных устройств для воспроизведения и записи компакт=кассет, которые сегодня можно купить новыми.
Philips AZ328
Цена – 79,99 долларов США
Компактный бумбокс выдержан в стилистике 1990-х годов, и включает в себя, помимо кассетной деки с карманом на передней панели, проигрыватель компакт-дисков, порт для USB-флешек и FM-тюнер с цифровой индикацией. Есть также гнездо 3,5 мм для внешних источников сигнала. Клавиши управления магнитофоном окрашены в желтый цвет и находятся непосредственно над ЖК-дисплеем. Колесики поиска эфирных станций и регулировки громкости вынесены на боковые стенки, акустические системы построены на широкополосных динамиках.
Panasonic RX-D55GC-K
Цена – 149 долларов США
Настоящий долгожитель рынка кассетных магнитол, это модель продается уже на протяжении 20 лет! Визуально наиболее близкая к классической аппаратуре позднего периода, она умеет также воспроизводить треки МР3 с USB-накопителей и располагает таймером и будильником. Встроенный усилитель выдает 2 х 10 Ватт. За цифровую обработку сигнала и присутствие в саунде басовой составляющей здесь отвечают фирменные контуры Harmonic Enhancer, Extra Bass System, Power Blaster. В комплект поставки входит и пульт дистанционного управления.
Studebaker Sound Station SB2140
Цена – 199,88 долларов США
Импозантный аппарат с большими стрелочными индикаторами выпускается в трех цветах – черном, красном и розово-золотом. Номинальная мощность встроенных двухполосных акустических систем составляет 2 х 5 Ватта, они построены на двух 4-х дюймовых СЧ-НЧ динамиках и двух дюймовых твитерах. Золотистым цветом подсвечиваются как сами драйверы, так и большие индикаторы, расположенные над динамиками. Помимо кассетной деки, на передней панели находится вертикальный CD-проигрыватель. Модуль Bluetooth предназначен не только для стриминга с телефона, но и для подключения беспроводных наушников. Весит магнитола целых 6 килограммов, а портативность ей обеспечивает мощный встроенный аккумулятор.
Victrola VBB-10-SLV
Цена – 100 долларов США
Магнитола полностью выдержана в стилистике моделей 1980-х годов, однако оснащение вполне современное – беспроводное подключение по Bluetooth, запись радиопрограмм напрямую на USB, слот для SD карт. Модель оснащена двухполосными стереофоническими колонками, имеет вход 3,5 мм и выход на наушники. Кассетная дека имеет широкое окошко, на передней панели также находятся светодиодные индикаторы уровня сигнала и цифровые часы. Работает модель от сети или от восьми батареек типа D.
GPO Brooklyn
Цена – 299 долларов США
Данный серьезно выглядящий аппарат внешне напоминает дорогие магнитолы 80-х годов прошлого века. Здесь есть полный набор всего, чего только попросит душа любителя винтажных гетто-бластеров. Большие двухполосные динамики, кассетная дека с автостопом и счетчиком ленты, CD-проигрыватель, светодиодный индикатор уровня сигнала, усилитель по 40 Ватт на канал, и т.д. Присутствует даже небольшой цифровой дисплей.
Studebaker Walkabout
Цена – 35 долларов США
Симпатичный кассетный плеер, выпускающийся в нескольких цветах. Вариант черно-золотого цвета – просто лучший друг модных парней! Роскошный внешний вид, стилизация под 1950-е годы, входящие в комплект батарейки, надежная клипса для крепления на одежде – что еще нужно для полного счастья? Разве что перемотка в обратном направлении, но ее добавить забыли… Кстати, для девушек эта же модель выпускается в розово-золотой расцветке.
DIGITNOW! Bluetooth Walkman
Цена – 50 долларов США
Наверное, это наиболее полно отвечающий современным требованиям портативный кассетный плеер. Его основная фича – наличие модуля Bluetooth, позволяющего слушать любимые кассеты не только через проводные затычки, но и беспроводные наушники, а также портативные колонки. Причем для подключения к ближайшим Bluetooth-устройствам будет достаточно просто нажать кнопку PLAY. Еще одна полезная функция – автоматический реверс с двумя режимами работы. Для питания понадобятся батарейки либо внешний сетевой адаптер.
Toshiba Aurex TY-AK1
Цена – 320 долларов США
Бумбокс от возрожденного бренда Aurex оснащен и кассетной декой, и CD-плеером, и радиоприемником, и USB-портом, и слотом SD для носителей информации. В нем применен сверхсовременный механический привод, скомбинированный с фирменной технологией UpСonvert улучшения качества воспроизведения с ленты. Причем, что редко для сегодняшних магнитол, аппарат может работать и с кассетами второго типа на основе диоксида хрома, плюс он оснащен системой шумоподавления Dolby B. Весит бумбокс 4 килограмма.
Marantz Professional PMD-300CP
Цена – 190 долларов США
Двухкассетная дека профессионального подразделения Marantz имеет АЧХ от 40 до 15 000 Гц и может работать с кассетами первого и второго типов. Модель оснащается парой мощных сервомоторов с функцией быстрой перемотки. Присутствует и необходимые в наше время аналого-цифровой преобразователь и порт USB. Они позволяют захватывать сигнал с ленты и выводить его в формате РСМ 16 бит/48 кГц. На борту есть Dolby B.
Tascam 202 mk VII
Цена – 499 долларов США
Седьмое поколение популярной деки на сегодня является лучшим новым устройством на рынке для записи и воспроизведения компакт-кассет. Аппарат абсолютно универсален – он работает с кассетами всех типов, включая Metal. Модель оснащается новым транспортным механизмом, присутствует и АЦП для захвата сигнала и интерфейс USB для вывода цифрового потока на компьютер. Система шумоподавления – Dolby B, в комплект входит пульт ДУ. Весит дека 5,4 килограмма.
Древности: вторая жизнь кассетного портатива
2003 год. Я совершаю вояж в известный многим мелкооптовый магазин электроники в Москве, выкладываю наличные за CD/MP3-плеер. С собой беру переносной кассетник: не ехать же в метро в тишине. Не выходя из магазина открываю коробку, вставляю самописный компакт-диск — десять часов музыки — и на обратном пути наслаждаюсь цифровым звуком, без шумов, вибраций, искажений, зажеваной ленты, идеально! Убираю старый плеер в дальнюю коробку, туда же кидаю сумку с кассетами. Моя личная эпоха аудиокассет заканчивается, но в 2018 году наступает ренессанс. Зачем, почему? Прежде всего из-за ностальгии по ушедшим временам, но еще и с целью изучить устаревшие технологии, подробнее, чем это было возможно в девяностых.
Переносной кассетный плеер в моей жизни стал первым устройством, с помощью которого я сам решал, какую музыку мне слушать. В комбинации с домашним пишущим магнитофоном это был и некий способ самовыражения — через создание сборников любимой музыки, запись с радио и микрофона. Компьютер, окончательно раскрепостивший мой творческий потенциал, появился позже. Сейчас наверное трудно это понять: подумаешь, слушать музыку, которую хочется… Бери смартфон и слушай! Но в начале девяностых, когда даже музыкальное радио в моей провинции было одно-единственное, это была революция.
Жертвой революции стало качество звука. Увы, даже если сейчас попытаться сделать компактный проигрыватель аудиокассет, придется идти на компромиссы: в такой технике размер имеет значение, и уменьшая диаметр тонвалов, шестеренок и роликов, урезая питание усилителя, вы неизбежно потеряете в качестве звука. Поэтому, в отличие от первой моей публикации, где мы слушали музыку хорошо, сегодня мы будем слушать ее скорее плохо. Этот пост — про устаревшие технологии, растущие еще с докомпьютерных времен, теплый ламповый звук и приятные воспоминания о молодости, разбавленные объективными измерениями и графиками.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме. В канале выложены оцифровки записи со всех пяти плееров, если вам интересно сравнить.
Другие статьи по теме:
Рождение персонального аудио
В отличие от катушечных магнитофонов и виниловых проигрывателей, кассетная техника была умеренно компактной практически с самого начала. Уже в конце шестидесятых, на самом старте формата появились портативные рекордеры, известные как shoebox, за идеальное совпадение по габаритам с некрупной обувной коробкой.
Это была портативная, но не персональная техника, и заточенная скорее на запись голоса, а не на прослушивание музыки. По-настоящему персональными кассетные плееры стали в конце семидесятых. В прошлом году отмечали сорокалетие первого портативного плеера Sony Walkman — модели TPS-L2 1979 года, получившей дополнительную популярность после выхода фильма Guardians of the Galaxy в 2014 году.
Плеер с трудом помещался в большой карман, а его создатели еще не до конца понимали, что сотворили, и пытались соорудить какую-то социализацию. Два выхода на наушники для прослушивания вдвоем. Остатки схемы записи от соседней модели приспособили для прослушивания происходящего снаружи, или, как писали в журнале Billboard, для переговоров между слушателями без отключения музыки (зачем?). За следующие 10 лет технология производства компактных кассетных плееров устаканилась: их научились делать с габаритами не больше кассеты, а в одном случае даже смогли сделать устройство меньше, чем носитель. Все самые легендарные портативные плееры были выпущены тогда. Проблема в том, что я их успешно пропустил: до моей деревни прогресс добирался с большим опозданием.
Настолько большим, что первое кассетное устройство появилось у нас в семье в 1987 году, а до этого правили бал винил и бобины. И это был вовсе не портатив, а здоровенная многокилограммовая условно переносная магнитола Рига-110. Этот обзор также посвящен «средненьким» устройствам, такой праздник нищебродства. Про «топчик» я напишу отдельно. Первая попытка оснастить меня персональным аудиоплеером была предпринята родителями в 1990 году, при помощи плеера International, на самом деле — типичного представителя китайского ноунейма.
Картинка из интернетов, мой экземпляр не сохранился. Поделюсь запоздалым советом: чем крупнее на корпусе выведено слово «Stereo», тем выше вероятность, что плеер монофонический. Это был простейший аппарат, умевший воспроизводить кассеты или перематывать их вперед. Перемотка в другую сторону отсутствовала — переверните кассету или воспользуйтесь environment-friendly способом перемотки шариковой ручкой.
Самой большой проблемой было отсутствие инфраструктуры, а именно — доступность только советских солевых батареек АА, от которых аппарат работал минут десять. И еще полчаса на половинной скорости. Пофиг, я был готов слушать его даже так, настолько это было круто. Еще до появления персонального компьютера это было первое устройство, с которым я сам мог решать — какой контент мне употреблять. В комплекте с домашним рекордером я мог создавать свои записи, и больше не зависел ни от домочадцев, желающих слушать что-то другое, ни от диджея на радио.
Самое интересное, что этот примитивный набор деталей оказался и самым живучим. По-настоящему крутые портативные плееры остались в прошлом, а вот такой базовый — живет, хоть сейчас покупай с доставкой из Китая. Даже если вы захотите сделать что-то более качественное — не получится, так как механизм для создания кассетного магнитофона сейчас выпускается один. С небольшими модификациями он идет и в настольные устройства, и в переносные. В прошлом году довольно широко обсуждали «ренессанс» портатива, когда кто-то собрал денег на Kickstarter и выпустил портативный кассетник с модулем Bluetooth для подключения современных наушников. Не ведитесь, по своим характеристикам этот аппарат невероятно уныл. Как и мой «интернешнл» тридцатилетней давности, он монофонический. Разве что батарейки за прошедшее время стали гораздо качественнее и доступнее. Такой вот замкнутый круг технического несовершенства.
Фигура первая. Sony WM-FX153
Начну обзор своих устройств с немногим более качественного кассетного плеера Sony, очень похожего на мой первый «нормальный» плеер, приобретенный в конце 1994 года. До этого я страдал, нося на ремне огромный китайский кассетник с радио и динамиком, весивший под килограмм. Sony WM-FX153 — чуть более современная модель 1996 года выпуска (здесь и далее даты примерные, взятые из сервисных руководств). В ней есть почти всё, необходимое тинейджеру из девяностых для погружения в персональную музыкальную нирвану. Относительно компактные размеры: помещается в карман куртки. Встроенный радиоприемник: когда надоест слушать ограниченный набор кассет, или если сели батарейки — на остатках заряда радио работает еще 2-3 часа. Усиление басов: компенсировать убогие характеристики комплектных наушников. В моем оригинальном плеере был еще и автореверс: не надо переворачивать кассету вручную.
Автореверс и в FX153 конструктивно заложен: обратите внимание на два тонвала, соединенных с мотором приводным ремнем. Плеер собран без использования гвоздей винтов, половинки корпуса скреплены пластиковыми защелками, разбирать его — целая история. Внутри все очень просто: тонвал, набор шестерней, пластмассовые тяги от кнопок, выставляющие шестерни в нужное положение для воспроизведения и перемотки. Простейший механизм автостопа… и собственно всё. Я разобрал плеер, чтобы выяснить, почему иногда нет звука в левом наушнике, но оказалось, что это не баг, а норма. Расхлябанный кажется с завода пластмассовый механизм требует «дожатия» кнопки воспроизведения, и тогда все работает правильно.
Большинство регулировок на плате отвечают за подстройку радиоприемника, для кассеты подстроечный резистор один: скорость воспроизведения. В середине девяностых большим преимуществом похожего плеера стало наличие в комплекте двух никель-кадмиевых аккумуляторов и внешнего зарядного устройства. Плеер с батарейками честно прослужили мне почти четыре года, пока от почти каждодневной эксплуатации не вышел из строя механизм. В современной коллекции WM-FX153 — один из двух плееров, который вообще не потребовал обслуживания. Его подарил коллега, плеер явно много эксплуатировался, судя по шрамам на корпусе, но он пока жив и не планирует сдаваться. Основным его недостатком является звон от мотора, проникающий в наушники и хорошо слышимый на небольшом уровне громкости.
Важным преимуществом таких плееров было наличие встроенной клипсы для ношения на ремне. Увы, эти пластмассовые штуки очень быстро ломались: я оторвал ее на своем Walkman кажется на третий день эксплуатации. Пытался посадить на клей, восстановить хлипкое крепление паяльником, но тщетно. Решил проблему мой дед, в 1997 году соорудивший по моей просьбе стальную прищепку. Клипса была приклепана к корпусу, и мне пообещали, что она переживет сам плеер — так и вышло.
Фигура вторая. Sony WM-FX491
Перейдем к самому современному плееру в коллекции — модели Sony WM-FX491 2000 года. Этот экземпляр я купил новым, в коробке и с наклейками на корпусе. Выглядит этот плеер гораздо моднее, чем FX153, но пусть внешний вид вас не обманывает. По конструкции он мало чем отличается от более древнего устройства — это все еще бюджетная модель.
Главным отличием стало электронное управление воспроизведением и радиоприемником. Корпус по-прежнему держится на защелках, но усилен двумя винтами. Кассетный механизм стал чуть сложнее: в FX153 вы подводите считывающую голову и ролик к ленте путем нажатия на кнопку воспроизведения, здесь за это отвечает качающаяся шестерня. В зависимости от направления вращения мотора мы либо активируем режим воспроизведения, либо переключаем режимы работы. В этом плеере есть автореверс, а значит надо переключаться между парами считывающих головок в зависимости от того, в какую сторону перематывается лента. За это отвечает механический переключатель на плате, а автостоп и реверс активируются с помощью оптического датчика: он отслеживает вращение одного из роликов. Если вращение остановилось (кончилась лента в кассете или ее зажевало), надо остановить воспроизведение или переключиться на другую сторону, в зависимости от настроек.
Никаких переключателей на корпусе нет: все настройки задаются кнопками на передней панели, текущие режимы отображаются на экране. Туда же выводится частота радиоприемника, есть возможность запомнить несколько радиостанций и настраиваться на них чуть быстрее. Почти 20 лет хранения не пошли на пользу тонкому приводному ремню: его пришлось менять, иначе детонация при воспроизведении зашкаливала. После обслуживания параметры оказались хуже, чем у более древнего WM-FX153. В кассетном портативе часто бывает так, что чем примитивнее конструкция, тем лучше работает плеер. Зато нет шумов от мотора при воспроизведении.
Фигура третья. Aiwa PX447
Этот плеер 1995 года наиболее пригодный к эксплуатации в моей коллекции. Все работает, неисправность была одна и ее внесли предыдущие владельцы — закрутили в корпус длинный винт, который не давал закрыть крышку. Один из двух в моей коллекции настоящих тонких плееров, мечта тинейджера из девяностых. За счет чего обеспечили компактные размеры, чуть больше кассеты? Прежде всего, отказались от подвода головки к плееру.
Конструкция фиксированная, по очереди прижимаются к тонвалам только прижимные ролики, для смены направления движения. Сборка из головки и роликов намертво прикручена к крышке и открывается вместе с ней: вставляете кассету, закрываете и на свое место встают два микроскопических тонвала. Это простой, но крайне удобный плеер, который запросто помещается даже в карман джинсов. Единственным его недостатком является использование батареек ААА. Самая бесполезная фича: механический переключатель предустановленных режимов эквалайзера, который в любом положении кроме Flat снижает качество звука с приемлемого до отвратительного.
Фигура четвертая. Panasonic RQ-SX33
Больше всего 25 лет назад я мечтал о подобном плеере. Увы, видел такой только у одного удачливого одноклассника в школе, но сам не владел. Функционально это самый топ кассетного портатива. Сенсорное управление, автореверс, проводной пульт, чтобы не требовалось доставать сам аппарат из кармана. Металлический корпус, шикарный внешний вид.
В Panasonic была обнаружена еще одна ранее неизвестная мне особенность: крышка при открытии складывается и таким образом обеспечивает максимально удобное попадание кассетой в плеер.
В 2020 году это все сомнительные преимущества. Максимальную компактность здесь обеспечили переходом на плоские аккумуляторы типа gumstick (NH-14WM). Купить их можно, но потребуется еще и специализированная зарядка. Главное: рабочее напряжение плеера — не три вольта, а полтора, точнее — аккумуляторные 1,2В. От одного аккумулятора работает мотор, вращается лента, усиливается сигнал, работает усилитель для наушников. В общем, надо расставлять приоритеты и не всегда на первое место ставился качественный звук.
Добавим к этому жуткую детонацию, заметную невооруженным взглядом ухом, несмотря на внешне прекрасное состояние плеера, им явно пользовались мало. Разобрать плеер для замены приводного ремня — это была целая история. Определенно это самый сложный механизм из всех плееров моей коллекции. Здесь и знакомый мне по FX491 оптический датчик, и соленоид, переключающий режимы работы плеера, есть датчики автоматического выбора типа ленты. Еще один способ уменьшения толщины механизма — припаять мотор и датчики к плате. Для замены ремня требуется отпаять эти контакты и аккуратно снять плату, не повредив при этом тонкий шлейф от головки воспроизведения. При сборке нужно проверить положение переключателя реверса, иначе его запросто можно сломать.
Это надежная и обслуживаемая конструкция: никаких пластиковых креплений, все собрано на винтах, максимально крепко и без люфта. Замена ремня уменьшила детонацию в два раза, но все равно самый модный плеер показал самый худший результат. Возможно это связано с состоянием прижимных роликов, но скорее всего это просто следствие миниатюризации там, где она идет во вред. В итоге SX33 остается музейным экспонатом: работает, но не радует. Даже пультом я толком воспользоваться не могу, так как к нему намертво прикручены штатные наушники, а свои подключить нельзя (можно напрямую к плееру). Это отличный кассетный портатив 1995 года выпуска, но в 2020 году у меня иные приоритеты. Пользоваться я предпочитаю самым крупногабаритным плеером. Вот этим:
Фигура последняя. Sony WM-DD22
Лучший плеер в подборке и одновременно самый старый: 1988 год. Один из самых дешевых плееров в серии DD — что иногда неправильно расшифровывается как Direct Drive. На самом деле это Disc Drive, и вот почему:
Мотор плеера расположен перпендикулярно тонвалу, и прижимается к нему через резиновое кольцо. Таким образом мотор подключен без применения пассиков: приводной ремень здесь передает момент только для подмотки ленты. Он слегка подустал за 32 года, но для перемотки и воспроизведения его достаточно. Нестандартная механика, впервые предложенная Sony в самом начале восьмидесятых — это торжество минимализма. Пара пластмассовых тяг, один контакт для включения мотора, одна шестерня для перемотки ленты в одном из двух направлений.
Недостаток понятный: большие размеры. Но в данном случае это скорее преимущество: прижимной ролик здесь не микроскопический, а почти соответствующий габаритам в стационарной технике. Большой тонвал обеспечивает равномерность лентопротяга, и достойный для любой кассетной техники коэффициент детонации. На корпусе три переключателя: тип ленты, усиление басов, никогда никем не используемая система ограничения громкости. Увы, мощность выхода на наушники здесь такая же, как и в более компактных устройствах. В более дорогих моделях серии WM-DD использовали схему посложнее, и качество там повыше. Но и здесь ничего, бывало и хуже.
Ненаучный замер параметров
Как можно сравнить кассетный портатив между собой, не на слух, а как-то поточнее? С помощью эталонной кассеты я определил для каждого устройства коэффициент детонации, измерил отклонение от «правильной» скорости. Требования для портативной техники по обоим параметрам у меня были невысокие: детонацию в пределах 0.15% трудно заметить на слух, так же сложно распознать небольшое расхождение скорости воспроизведения. Для измерения параметров воспроизведения я использовал программу RMAA, и наверное делал это последний раз. Есть стандартные методики измерения качества звука для магнитной записи, которые в RMAA не соблюдены. Но для примерного сравнения достаточно. Вот что вышло:
Я выбрал три параметра для сравнения: равномерность амплитудно-частотной характеристики (воспроизводим синусоидальный сигнал одинакового уровня, но меняем частоту от 20 до 20000 герц, измеряем уровень сигнала на выходе), коэффициент нелинейных искажений (воспроизводим сигнал с частотой 1 Кгц максимального уровня, измеряем уровень компонентов сигнала, отсутствующих в исходной записи) и уровень шума (ничего не воспроизводим, измеряем шум ленты и самого устройства). Тестовый сигнал RMAA был записан на ленту второго типа на стационарной более-менее неплохо настроенной кассетной деке — это наверное носитель максимального качества для портатива.
Вот что получилось. Я примерно измерил частотный диапазон, который каждое устройство способно воспроизводить, в пределах ±3дБ, в таблице приведены нижняя и верхняя границы, добавил результаты измерений коэффициента детонации, THD и уровня шума. Можно сравнить результаты между разными плеерами, и также между ними и стационарным устройством заведомо более высокого качества. Таблица доступна здесь. В целом плееры показали примерно одинаковый результат среднего качества. Стало понятно, что в WM-FX153 желательно подрегулировать положение воспроизводящей головки, а предпочитаемый WM-DD22 генерирует очень много искажений. Все плееры измерялись на максимальной громкости, что не совсем честно: на типичном среднем уровне громкости шумов будет гораздо выше. Panasonic RQ-SX33 показал самую ровную АЧХ, но в реальности его звук все равно не радует из-за высокой детонации.
На реальном звуковом материале «удовлетворительно» выступили все, кроме WM-FX153, и то скорее всего он «сожрал» все высокие частоты из-за неправильного азимута.
Великий и ужасный МегаБас
Так или иначе усиление басов присутствует во всех плеерах, кроме WM-DD22. В девяностые это была важная фича, которая делала слегка веселее звучание как достаточно унылой техники, так и наушников со скромными характеристиками. Сейчас, когда в моде музыкальный пуризм, Mega Bass кажется излишним даже в ретротехнике. Действительно, современные наушники на голову выше всего, что было доступно за небольшой бюджет четверть века назад. Но дело не только в том, чтоб «качало». Давайте посмотрим на измерения Sony WM-FX153:
Белый график — без улучшайзеров, здесь заметно практически полное отсутствие высоких частот. Зеленый график — измерения с Mega Bass на максимальной громкости. Голубой — на 50% громкости. Важно измерять именно так, потому что усиление низкочастотного диапазона зависит от громкости — чем тише, тем больше баса, и наоборот. При обычном уровне громкости диапазон примерно то 50 до 170 Гц «усилен» на 5 децибел. Но происходит также усиление высокочастотного диапазона, и выходит так, что с Mega Bass плеер Sony показывает куда более ровную частотную характеристику, чем без него. То есть разработчики кассетного портатива таким образом компенсировали и плохо записанные ленты, и отчасти эффект от неправильно установленной считывающей головки. И правда, с «мегабасом» этот плеер звучит мощнее и вовсе не уныло, в отличие от «правильного» режима воспроизведения. Правда, на средней громкости явно заметен шум мотора и простой схемы усиления. Посмотрите на замеры уровня шума ниже: в паузах между треками в ваших наушниках будут хорошо заметны все недостатки этого дешевого устройства. Отвратительно!
Самое яркое «кассетное» воспоминание у меня приходится где-то на 1996 год, когда зимой, в страшную рань мне нужно было встретить родственника на вокзале. Зима, девяностые на дворе, толпа людей на остановке общественного транспорта, освещаемая только фарами машин и луной. Набитый донельзя троллейбус шлифует колесами полосы льда на дороге, внутри призрачное тепло от дыхания людей и толстый слой льда на окнах, с круглыми дырочками, наблюдать за обстановкой снаружи: почти космический корабль в открытом космосе. Довольно мрачное было бы воспоминание, но я устроился поудобнее на чьей-то спине, включил магнитофон и создал себе посреди личного и общественного хаоса маленький островок тепла.