лучший менеджер по качеству
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь
Конкурс «Лучший менеджер по качеству»
опубликовано 23.04.2021 12:29
Конкурс «Лучший менеджер по качеству» проводится в соответствии с постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 30.12.2005г. № 61 ежегодно, начиная с 2006 года.
В 2015 г. Постановлением Госстандарта от 10 апреля 2015 года № 21 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения конкурса «Лучший менеджер по качеству» и поощрения победителей и Инструкции о порядке проведения конкурса «Лучшая дипломная и научно-исследовательская работа студентов в области менеджмента и контроля качества» и поощрения победителей» утверждена новая Инструкция по конкурсу «Лучший менеджер по качеству».
В конкурсе могут принимать участие менеджеры по качеству, представляющие организации, имеющие сертифицированные системы менеджмента качества и работающие по направлению менеджмента качества не менее трех последних лет и обладающих высоким профессиональным уровнем. Повторное участие в конкурсе допускается не ранее чем через три года.
Конкурс проводится для менеджеров по качеству в номинациях в зависимости от направления деятельности и численности работающих:
Организация, представляющая своего менеджера по качеству для участия в конкурсе, должна подать до 31 августа года участия в конкурсе заявку, анкету участника и отчет о его работе в области менеджмента качества, таблицу оценки деятельности участника конкурса и копию платежного поручения об оплате регистрационного взноса в секретариат.
Оценка представленных документов проводится конкурсной комиссией по следующим критериям: практические результаты функционирования системы менеджмента качества организации; личный вклад участника конкурса в ее разработку, внедрение и совершенствование; его научная и практическая деятельность в области менеджмента качества и системного менеджмента, в том числе фактическое участие в работе международных и/или национальных технических комитетах по стандартизации.
Вручение дипломов победителям конкурса осуществляется на церемонии награждения.
Информация о победителях конкурса публикуется в средствах массовой информации, размещается в глобальной компьютерной сети Интернет на сайтах Госстандарта и БелГИСС.
Менеджер по качеству
В последнее время тема качества переросла в нечто большее.
Менеджер по качеству (Quality Manager) – управленец, отвечающий за создание и поддержание системы, стимулирующей высокое качество продукции или услуг компании. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Должность менеджера по качеству может называться по-разному: директор по качеству, заместитель директора по качеству, начальник отдела качества. Но во всех вариантах слово «качество» остаётся ключевым.
Разумно было бы предположить, что он занимается техническим контролем: следит, соблюдается ли технология, и хороша ли эта технология сама по себе, соответствует ли она требованиям прочности, санитарным нормам и пр. Это правда, но не вся.
«Идеальное управление»
Современный менеджмент качества – это внедрение в компании методов работы, повышающих качество руководства, потому что без этого невозможно добиться и хорошего качества продукции. Иными словами, управление качеством – это не узкий участок работы, а общность нескольких направлений – так называемая система менеджмента качества (СМК). По-английски – Quality System Management (QSM).
Конечно, в эту систему входит и контроль качества продукции как таковой. Но кроме этого она включает участие в разработке товара / услуги, маркетинг, работу с поставщиками, бесперебойную работу складов, организацию продаж, поддержку потребителей (гарантии, техподдержка, консультации), технику безопасности на производстве, безопасность для окружающей среды и мн. др.
Менеджер по качеству отвечает за то, чтобы все процессы на предприятии были отлажены и «смазаны», и каждый сотрудник отвечал за качество на своём конкретном участке. Для этого сотруднику должно хватать квалификации, а значит, менеджер по качеству следит и за уровнем подготовки нанимаемых специалистов. Чем крупнее корпорация, тем важнее контроль, и менеджер стремится его максимальному качеству.
Менеджер по качеству не управляет всеми сотрудниками, его задача – выстроить оптимальную схему взаимодействия и управления. Как раз для этого он и внедряет СМК, оценивает как она работает, организует мониторинг качества выпускаемой продукции и услуг, разработку внутренних регламентов, взаимодействует с контролирующими и консультирующими организациями, организует процесс сертификации. В этом ему помогают сотрудники отдела качества.
Знак качества
Даже самое замечательное управление не имеет смысла, если оно не улучшает положения компании на рынке. И это положение напрямую связано с качеством товара и услуг, а также с репутацией компании среди партнёров и потребителей. Поэтому так важно, чтобы продукция компании была сертифицирована, а качество работы соответствовало стандартам. Причём стандарты бывают отечественные и зарубежные. Например, отечественным стандартом является ГОСТ РФ (Государственный стандарт Российской Федерации).
Но если фирма хочет работать не только в России, если она заинтересована в инвесторах (для которых вопросы качества также важны), ей приходится сертифицироваться по международным стандартам. Например, по стандарту ISO, разработанному Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization). Менеджер по качеству должен понимать требования, которые предъявляют отечественные и западные сертификационные органы.
Сертификат – это документ, подтверждающий, что продукция или вся организационная система организации соответствует требованиям безопасности и общепринятых регламентов. Своего рода знак качества. Сертификация может быть обязательной и добровольной. В России обязательной сертификации подлежит выпуск товаров, влияющих на состояние здоровья, окружающей среды, имущества. Например, лекарства, автомобильное топливо, выключатели и регуляторы освещения и пр. Однако современные компании всё чаще стремятся к добровольной сертификации. Почему? Они хотят подтвердить свой высокий уровень, чтобы повысить доверие потребителей, потенциальных партнёров и инвесторов.
Чтобы соответствовать тому же ISO, предприятия должна тщательно следовать подробнейшим инструкциям этого стандарта. Сначала нужно выявить собственные огрехи (для этого проводится аудит) и внести коррективы в свою работу. Обычно для облегчения процесса приглашают специалистов по подготовке сертификации ISO. Существует немало фирм, занимающихся этим профессионально.
Когда всё готово, можно приглашать комиссию из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Россстандарт). Эта организация ведает выдачей сертификатов, в том числе международных, в России. Помимо международных систем оценки качества, имеют значение и отраслевые стандарты. Например, в пищевой промышленности их больше десяти, и они время от времени меняются.
Менеджеру по качеству приходится знакомиться с ними, при необходимости он консультируется с сотрудниками Росстандарта и др. специалистами.
Рабочее место
Менеджер по качеству необходим на производствах, транспортных компаниях, в авиации, и др., и пр. Должность начальника отдела по качеству в компании с уже разработанными системами и процедурами качества – это дело ответственное и требует хорошего уровня подготовки. Но если требуется создать СМК с нуля, с такой работой может справиться только специалист высочайшего профессионального уровня.
Оплата труда
Зарплата менеджера по качеству на 13.10.2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Компании, где можно работать менеджером по качеству
Важные качества
Профессия менеджер по качеству требует от человека лидерских качеств, хорошего интеллекта, аналитических способностей, цепкой памяти, ответственности, умения налаживать контакт с людьми независимо от их положения.
Знания и навыки
Менеджер по качеству должен хорошо понимать бизнес-процессы отрасли, в которой он работает, представлять особенности и проблемы производства (или оказания услуг), знать законы, регулирующие отрасль, знать основные требования стандартов, уметь соотносить требования отечественной и зарубежной стандартизации, проводить внутренний аудит деятельности компании.
10 must-have качеств на заметку начинающему менеджеру продукта
В некоторых компаниях количество менеджеров и тим лидов кажется неоправданно большим. Почему роль эффективного менеджера сегодня становится все популярнее, и какие качества помогут рядовому сотруднику быстро превратиться в грамотного управленца? Это зависит от сферы деятельности компании, ее роста и специфики рынка, но, в целом, хорошего менеджера можно “распознать” по его личностным и профессиональным характеристикам еще задолго до необходимости “закрыть” вакансию.
Эффективное управление требует набора важных качеств: организационных, аналитических, административных. Часто важную роль для управленца играет его личные человеческие качества и обаяние. Достаточно ли иметь командный голос и уметь четко ставить задачи? Очевидно — нет. Чтобы называться идеальным менеджером, необходимо обладать многими навыками и талантами, тем более, что с каждым днем требования и ожидания от должности или профессии растут.
У каждого менеджера в структуре компании свои функции, требования и обязанности.
Как определить хорошего менеджера из дюжины претендентов? Если погрузиться в детали, то можно выделить 30, 40 или даже 50 важных качеств. В сокращенном списке мы выделили 10 самых основных. Возможно, какие-то из них навсегда останутся и забудутся в 2018 году и уже не будут играть принципиальной роли, но, думается, большинство качеств успешного руководителя будут актуальны и через полвека.
10 качеств эффективного менеджера
Лидерство
Лидер — это человек, который может заставить других делать то, что им не нравится, и при этом делать вид, что им нравится это делать.
Гарри Трумэн
Лидерство является одним из самых важных и естественных качеств для любого менеджера. Его наличие подразумевает способность четко организовывать, направлять и приводить команду к успеху и результативности. Хороший лидер всегда знает, когда, как и чем мотивировать своих коллег.
Что почитать: “Победитель”, Джек Уэлч, Сьюзи Уэлч
Командная игра
Здесь самое банальное, но эффективное сравнение со спортом. Любая команда состоит из людей, которые стремятся достичь своих личных целей, а также целей команды. Если каждый будет сам за себя. результата не получится. Важно всегда чувствовать поддержку и нацеленность на общий результат. Даже 15-минутное ежедневное собрание в Agile команде может стать отличным поводом сплотить людей и “сгладить” межличностные “неровности”.
Хороший менеджер всегда должен быть частью команды, чтобы найти ее сильные стороны и вовремя предотвратить слабые места.
Что почитать: “Полная вовлеченность”, Брайан Трейси
Стратегическое мышление и ориентация на результаты
Управленец, ориентированный на конкретные результаты, постоянно мотивирован и показывает команде правильный путь развития.
Для этого нужны сильный характер, конкурентоспособность и здоровые амбиции. Менеджеры, ориентированные на результат, всегда стремятся превзойти общеизвестные стандарты и стать лучше.
Целеустремленность и настойчивость
Иногда для достижения командной цели необходимо “пробивать” самые прочные стены. Эффективному менеджеру всегда нужно быть уверенным в своих силах и поддержке команды. В управлении очень важно грамотно выражать свое мнение, когда это необходимо, чтобы иметь возможность влиять на других.
Руководители продуктов и проектов знают, как важно уметь успешно вести переговоры, заключать сделки и достигать сложных договоренностей.
Что почитать: “Начинай с малого”, Оуэйн Сервис, Рори Галлахер
Делегирование
Быть управленцем не означает делать все самостоятельно, даже включая серьезные вопросы высшего уровня. В управлении важно уметь делегировать, чтобы коллеги умели равнозначно выполнять определенную работу и при необходимости заменить менеджера. Следует грамотно и постепенно расширять возможности сотрудников, сперва делегируя им простые задачи, постепенно переходя к более сложным.
Предоставление членам вашей команды дополнительных обязанностей заставит их почувствовать себя более мотивированными и самостоятельными в принятии решений.
Что почитать: “50 уроков на салфетках”, Сергей Потапов
Эффективная коммуникация
Разделяй и властвуй — мудрое правило, но «объединяй и направляй» — ещё лучше.
Иоганн Вольфганг Гете
В управлении любой командой важно всегда держать дверь открытой. Пусть коллеги знают, что, если у них возникли какие-то проблемы, вы готовы их выслушать. Открытая коммуникация поможет вам и вашей команде быстрее решить проблемы и неотложные вопросы.
Что почитать: «Включаем обаяние по методике спецслужб», Джек Шафер и Марвин Карлинс
Умение завоевать доверие команды
Опытные менеджеры постоянно должны спрашивать себя: доверяет ли мне моя команда?
Любой сотрудник желает, чтобы его лидер выполнял обещания и держал в курсе событий, своевременно оповещал в случае изменения планов и направлений.
Зарабатывая доверие, вы получите уважение, которое считается основополагающим в любом менеджменте.
Что почитать: “Советник, которому доверяют”, Дэвид Майстер, Роберт Галфорд, Чарльз Грин
Прозрачность
Часто решения могут быть сложными, особенно во время крупных обновлений или критических изменений внутри компании или продукта, поэтому менеджеры должны своевременно информировать свою команду, а не затаивать текущее положение дел, каким бы оно ни было.
Открытая позиция и честность повышает уровень доверия и статус руководителя в глазах команды. Конечно, без конфиденциальных вопросов не обходится ни один бизнес, но то, что не является таковым, должно доносится до всех членов команды вовремя.
Рискованность
Достижение целей не всегда дается легко. Разумеется, следуя проверенным и простым путям, можно выполнять задачи и получать заветный результат.
Однако иногда следует поощрять риск и эксперименты. Безопасность и принятые правила игры, конечно, обеспечат успех. Но часто приходится рисковать и действовать не по правилам. Возможные ошибки и проступки — это тоже школа, необходимая для навыков хорошего управления.
Умение вовремя отдохнуть
Опытные управленцы ценят важность досуга, ведь без хорошего отдыха часто сложно построить продуктивную работу. Рутина и бесконечная занятость — это не повод не отдохнуть. Часто в зоне ответственности управленца — организация или инициирование тимбилдингов, неформальных мероприятий, митингов и командообразующих активностей, решающих спорные вопросы. Все это помогает получить больше обратной связи и корректировать процессы управления.
Что почитать: “Душа организации”, Ричард Гэлэгер
Примерить роль идеального менеджера получится только со временем. Вряд ли найдется много талантов, которые приходят в крупные компании или стартапы и сразу же становятся блестящими управленцами. Многие терпят фиаско на старте, кому-то не хватает азарта и заинтересованности спустя несколько лет активной работы. В менеджменте важно развитие, поэтому каждому молодому управленцу следует постоянно возвращаться к вышеперечисленным качествам и всячески стимулировать их развитие.
А как у вас обстоят дела с навыками управления?
Качества продажника, или как не ошибиться при найме
Так уж случилось, что я довольно давно работаю на руководящих должностях в отделах продаж и более чем за 10 лет успел поработать как в продажах b2bна длинном цикле сделки, так и в b2c на цикле сделки от нескольких минут до нескольких дней.
Практически всегда передо мной стояла задача ротации текущих сотрудников отдела продаж, масштабирования отдела или замены неэффективных работников эффективными.
Мои друзья и знакомые, которые так или иначе имеют отношение к работе с персоналом часто спрашивают: «На что ты обращаешь внимание при найме продажников? Какие качества ты оцениваешь, что считаешь обязательным, а чем можно пренебречь?»
И это действительно важный вопрос. Как оценить продажника на собеседовании? Сломана куча копий и написана тонна инструкций по оценке кандидатов, однако в большинстве своем текучка в отделах продаж компаний говорит о том, что этот вопрос далек от разрешения.
Оговорюсь сразу, я не профессиональный психолог и не сотрудник какого-то крутого HR агентства, поэтому академических знаний у меня в этом направлении нет. Зато есть личный опыт, плюс какие-то тренинги и семинары, еще где-то чего-то понахватался, протестировал и могу сказать, что работает у меня.
Также, я должен сказать в самом начале, что не открою Америку и не дам каких-то откровений. Ниже я постараюсь аргументированно ответить на вопрос «без чего соискатель никогда не сможет быть эффективным менеджером по продажам?»
При найме любого нового сотрудника мы хотим наиболее полно его распознать и спрогнозировать, чтобы точно взять того, кто «выстрелит».
При этом, нанимая дизайнеров, программистов, разработчиков, инженеров, юристов, делопроизводителей и т.д., мы всегда можем дать тестовое задание, которое хоть как-то отражает квалификацию кандидата.
При этом какое тестовое задание дать продажнику? При словах «продай мне эту ручку» любому опытному кандидату хочется или рассмеяться в лицо HR, или встать и уйти (и это серьезно), а неопытный начинает лепетать что-то про то, какая она красивая и замечательная и что нужно же чем-то подписывать документы и т.д. и т.п.
Дает ли это хоть какую-то объективную оценку кандидата? Естественно нет.
Так как же нанимать продажников и как оценивать их квалификацию?
При этом сколько мы обычно ищем менеджера по продажам? Правильно – месяцами.
Как много прошедших такой отсев и так долго нанимаемых менеджеров оказываются эффективными для компании? Правильно – единицы.
Почему же так происходит, если работа такая простая и при этом по сути денежная?
Не секрет, что меланхолик навряд ли сможет эффективно справляться с ролью менеджера по продажам, равно как холерик навряд ли усидит бухгалтером долгое время.
И если различные теории о психотипах могут вызывать обсуждения и не восприниматься на веру, давайте укажем те основные необходимые черты, без которых человек не сможет быть менеджером по продажам.
Это не касается понятных вопросов и вещей о квалификации, опыте, какой-то теории продаж, образовании и тд, это про качества, которые невозможно (или практически невозможно) приобрести.
Я выделил всего четыре, это коммуникабельность, стрессоустойчивость, позитивный взгляд на мир, быстрая обучаемость. Это минимальный маст хэв набор, без которого эффективным продажником, по моему мнению, не стать.
Теперь подробнее о том, что я подразумеваю под этими качествами:
Коммуникабельность – менеджер по продажам просто обязан любить общение, иначе его придется заставлять звонить, ездить на встречи и общаться с клиентами. Даже те, кто любит общение иногда нуждаются в стимуле, что уж говорить об остальных. При этом давайте не путать коммуникабельного человека и сплетника (цу). Первый тем и отличается от второго, что всегда понимает зачем и что он говорит: посмеяться, обсудить, получить совет, дать совет, донести какую-то информацию, выслушать мнение любая цель лучше, чем просто в курилке перемыть кости Машке из бухгалтерии, которая раньше была злая-злая, а сейчас вроде подобрела. Чтобы ее проверить, достаточно поговорить с кандидатом на отвлеченные темы и посмотреть как он поддерживает разговор, как он задает тему и насколько развернуто отвечает на вопросы.
Стрессоустойчивость–любой менеджер должен уметь улыбаться даже тогда, когда клиент его откровенно бесит, может сдержаться под иногда хамскими выпадами клиента и перевернуть даже не совсем позитивный разговор в свою пользу одновременно при этом может сосредоточиться и трезво оценить ситуацию в условиях жестких сроков или не совсем благоприятных условий. Чтобы оценить стрессоустойчивость я предпочитаю проводить мини стресс-опрос в лайтовом формате – много разных вопросов начинающихся с «а почему вы решили?», «почему вы так думаете?», «уверены ли вы в?» и т.д. Например «а почему вы решили работать продажником?», «а как вы оцениваете свой результат?», «почему вы решили, что ваш результат достаточно хорош?», «уверены ли в том, что вы профессионал?». Не знаю, как это называется в клинической психологии, но по опыту могу сказать, что если кандидат отвечает на эти вопросы спокойно – проходит, если начинает юлить, запиннаться, сбиваться с мысли – лучше не стоит его брать.
Касательно отношений с клиентами: я не встречал ни одной компании, в которой не было бы определенного количества клиентов, идеалы и ценности которых вы не разделяете, а уж тех, кому любой менеджер с радостью указал бы направление в дальнем пешем путешествии можно перечислять достаточно долго… Но это и отличает хорошего менеджера от того, кто не на своем месте – хороший менеджер не принимает близко к сердцу рабочие ситуации, воспринимает таких людей с небольшой долей вовлеченности и понимает, для чего он с ними общается. При этом хороший менеджер, поскольку не вовлечен эмоционально, может трезво оценивать ситуацию и знает, когда можно надавить на клиента, а когда следует немного прогнуться.
Позитивный взгляд на окружающий мир– человек, который по своему мировоззрению фокусируется на разворованной стране, коррумпированных чиновниках, растущих ценах и плохой погоде, в принципе не может быть эффективным коммуникатором. Потому что подавляющее большинство людей не хочет воспринимать негативную энергетику, которую данный индивид так или иначе передает в разговоре. Так уж мы устроены, гонцу, который приносил плохие вести отрубали голову, гонцу с хорошими новостями обеспечивали хороший ужин и отдых. Здесь также для оценки достаточно пообщаться с менеджером о каких-то глобальных вещах и станет понятно как он относится к окружающему миру.
Быстрая обучаемость— это одна из важнейших черт менеджера по продажам, которую зачастую забывают наниматели. Думаю, никто не будет спорить с тем, что менеджер при коммуникации с клиентом, должен понимать его бизнес, видеть (понятно поверхностно) как устроен заработок клиента, понимать, для чего клиент обратился в компанию менеджера и где еще ему помочь. Таким образом, продажник формирует образ не безразличного «впаривателя», а становится более близким клиенту, становится рядом с его кругом доверия, в идеале переходит в разряд консультанта. А как можно ориентироваться в десятках бизнесов и отраслей? Только если ты можешь быстро усваивать новую информацию и у тебя в принципе широкий кругозор. А иначе шаблонными фразами, менеджер только рискует показать клиенту свою некомпетентность. Для оценки этого качества достаточно пораспрашивать кандидата о том, что он недавно изучил, чем интересуется и как относится к самообразованию
Да действительно, неплохо было бы еще и знать, что менеджер финансово замотивирован, не уйдет от тебя ни при каких обстоятельствах, реально, а не на словах обладает описанными в резюме компетенциями и принесет тебе 100500 миллионов, однако на 100% быть уверенным в том, что нанимаемый человек будет эффективным на собеседовании невозможно. Именно поэтому и нужны тестовые продажи как можно скорее, сразу после периода адаптации, однако это совсем другая история.
А что вы оцениваете при найме продажников в первую очередь?
Насколько вы согласны со мной, или же считаете, что все это чушь, вода и есть намного более эффективные критерии отбора?