лучший опыт зарубежных стран в дошкольное образование россии
Семинар для воспитателей и педагогов ДО «Система дошкольного образования за рубежом. Плюсы и минусы»
Ольга Острикова
Семинар для воспитателей и педагогов ДО «Система дошкольного образования за рубежом. Плюсы и минусы»
Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию представлен обзор систем дошкольного образования некоторых зарубежных стран.
Система дошкольного образования Германии
В законах Германии закреплено право на бесплатное дошкольное образование. Дети имеют право посещать ясли уже с четырёхмесячного возраста. Этим правом пользуется большинство немцев. Так как немецкий менталитет не предусматривает того, что старшее поколение бабушек и дедушек при появлении внуков уходят на пенсию и сидят с ними дома, родителям приходится отдавать детей в детские сады.
Я попыталась разобраться в их концепциях и сегодня расскажу о наиболее интересных, на мой взгляд, детских садах.
1. Waldkindergarten (от немецкого Wald – лес, Kindergarten — детский сад). Идея таких детских садов родилась в Скандинавии. Чаще всего, такой сад располагается в лесу. Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала. Детям прививается любовь и бережное отношение к природе.
2. Bauernhofkindergarten (от немецкого Bauernhof – крестьянский двор, подворье Кindergarten – детский сад). Такой сад располагается при крестьянских хозяйствах, фермах или вблизи них. Дети, в силу своих возможностей, помогают фермерам ухаживать за животными, выращивать овощи и фрукты на огороде и в саду.
3. Reggio-Kindergarten. Концепция этого детского сада родилась в итальянском городке Режио-Эмилио, отсюда и их название. Такого рода ДОУ напоминают свои строением небольшой городок с «ярмарочной площадью»-главным холлом посередине и выходами в другие «кварталы»-комнаты. В детских садах такого типа среду, в которой находятся дети, называют главным воспитателем. Каждое утро дети и все воспитатели собираются в главном холле и обсуждают предстоящий день, а затем все расходятся по комнатам. Одна комната может быть посвящена строительству и конструированию, здесь дети играют в кубики, собирают конструктор и т. д. Есть комната для занятий рисованием, чаще всего там просто стоит краска и на стенах висят листы ватмана. Детей одевают в специальные костюмы,и они могут рисовать везде: на стенах, на полу, друг на друге. Есть комнаты для занятия ремеслами, комнаты — музыкальные салоны и т. д. Воспитатель в таких садах лишь помогает ребенку осваивать пространство.
4. Freinet-Kindergarten. Это направление в дошкольной педагогике получило свое название от фамилии итальянской семейной пары, которая разработала особый подход к воспитанию детей. Основным принципом этого подхода является полная свобода и самостоятельность ребенка. В Фрайнет-садах дети сами решают, что и когда они будут делать, во что играть, чем заниматься, когда кушать и спать. На так называемых «детских конференциях» ребята сами устанавливают правила поведения в пределах детского сада. Большое внимание в таких учреждениях уделяется творчеству, сюжетно-ролевым играм, экспериментам, экскурсиям на природу или предприятия и организации города.
5. Интеграционные детские сады. Такого рода ДОУ предполагают совместное нахождение здоровых детей и детей с физическими или психическими отклонениями. Для обычных детей это прекрасная возможность научиться терпимости, толерантности и уважению, а для детей с ограниченными возможностями – не быть оторванными от социума, учиться общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. Может, именно благодаря огромному количеству таких детских садов и школ, в Германии прекрасные условия для жизни, учёбы и самореализации людей-инвалидов.
6. Интернациональные детские сады. Это вид ДОУ создан для эмигрантов и, чаще всего, самими эмигрантами для своих детей. В Германии очень много турко-немецких, еврейских, русско-немецких детских садов. Концепция этих учреждений основана на принципах билингвальности. То есть в группах с детьми постоянно находятся два воспитателя, один, носитель родного для детей языка, и второй, разговаривающий на немецком языке. Таким образом, дети не забывают язык той страны, откуда родом их родители, и изучают немецкий язык. Русско-немецкие детские сады чаще всего используют программы российских авторов, есть занятия и традиционные для России праздники, такие как Масленица, 8 марта и Новый год.
Безусловно, в Германии также распространены и Вальдорфские детские сады и сады, работающие по системе Монтессори. Но, думаю, о них и так много информации. Тем более что сейчас эти методики распространены и в России.
Детский сад в США: история и современность
В Америке, как и в большинстве крупных развитых капиталистических стран, каждый детский сад вправе иметь свою программу. Интерес типичный подход к обучению грамоте. Здесь уместно будет сравнить буквари и азбуки отечественные и зарубежные. И опять мы будем говорить не о полиграфии, не о художественном уровне учебных изданий, а о содержании. Первые страницы наших азбук малоинтересны детям. Разве интересно детям читать, что «Мама мыла раму». Ведь наряду с изучением букв мы должны решить с вами не менее, а более важную задачу – воспитать интерес к книге, к чтению. А начальные страницы американских букварей отражают следующие темы,к примеру: «Продаю мороженое», «Налаживаю детскую железную дорогу», «Преподносят подарок», «Дети веселятся, бегают, прыгают». Авторы азбук – педагоги и психологи полагают, что полезнее во всех отношениях дошкольникам научиться читать слова «бегать», «прыгать». А для подростковой детворы, к слову сказать, в книге для чтения имеет место тема нищеты, убожества (наряду с другими). И опять считается, что ребенок должен знать все стороны жизни, в том числе горькую правду.
Центральное место в системе американского дошкольного воспитания занимает формирование трудолюбия. Начинается воспитаниетрудолюбия с широкой темы: «Как трудятся взрослые». И, конечно, с этой целью проводятся целевые экскурсии. Во время таких экскурсий воспитатель фотографирует ее отдельные моменты. Кроме того, сама экскурсия организуется таким образом, что в ее ходе вопросы задают и профессионалы (продавцы, библиотекари, птичники, и дети.В стране существует неписаный ритуал: если пришел в гости детский сад – значит, дети получают подарки – результаты труда взрослых. Последним этапом экскурсии обязательно является совместное составление самодельной книжки (фото + рисунки + рассказы).
Где-то с 4-5 лет в группах ежедневно работают 10 дежурных. Первый отвечает за порядок в книжном уголке, второй – за подготовку к прогулке, третий – звонит в колокольчик, приглашает на занятия, четвертый – закрывает вместе с воспитателем дверь группы, пятый – носит ключ от группы на прогулке (это вырабатывает чувство ответственности, шестой – помогает воспитателю с больными детьми, седьмой – дежурит по столовой, восьмой – отвечает за игрушки, девятый – отвечает за спальную комнату, десятый – сообщает, к кому пришли родители. На табличке под десятью картинками – 10 фотографий. Ежедневно воспитатель выносит благодарность каждому дежурному.
И еще один пример.У нас принято добиваться от ребенка результата своего труда: сделать лодочку или домик. Дошкольникам всегда нравится сам процесс делания чего-либо, а не его результат. И эта психологическая особенность учтена в детских садах Америки.На вопрос: «Что ты делаешь?»— ребенок отвечает: «Забиваю гвозди», «Режу огурцы»…
Социальные проблемы и тенденции развития сферы дошкольного образования в Японии.
В японском обществе образованию всегда придавалось большое значение. Престижной считалась и считается профессия учителя. Однако до 70-х годов детей до 6-ти лет принято было воспитывать дома: замужние женщины тогда, как правило, не работали. Ситуация изменилась в конце 70-х годов. Женщины стали наниматься на работу. Многие родители стали отдавать своих детей в детские сады с целью подготовки их к школе. Кроме традиционного дошкольного образования (основы письма, счета, чтения, музыки, ручного труда, японцы уделяют огромное, если не первостепенное, внимание психологической адаптации детей к предстоящей школьной жизни, к процессу обучения как форме коллективного взаимодействия.И интересно следующее:
— в детских садах практикуется целенаправленное воспитание лидеров. Каждый ребенок неоднократно становится лидером. За него голосуют, о нем все высказывают свое мнение прямо и открыто;
— огромное значение придается трудовому воспитанию. Вот что, к примеру,обязан делать ребенок 4-х лет:
— утром прикрепить себе значок дежурного;
— проверить численность детей в группе;
— раздать материал для занятий;
— при подготовке к приему пищи вытереть столы, накрыть их, обслужить сидящих за столом, убрать посуду после еды;
— перед возвращением домой снять значок дежурного и передать его следующему (без напоминания воспитателя). Так воспитывается организованность. А дети 5 лет убирают двор детского сада. Причем каждый ребенок занят этой работой в общей сложности 30 мин. в неделю;
— в японских детских садах ценится красота, художественное воспитание детей. Обращаетна себя внимание декоративное убранство: стены часто драпируют паласами или цветными тканями, на которых легко прикрепляется детский рисунок. В оформлении преобладает сочетание глины, камня, дерева, сухостоя, пенопласта. В помещениях и на площадках с потолков свисают и покачиваются бумажные или пластиковые фонари, рыбы, драконы. На этом фоне идет разнообразная изобразительная деятельность. Занятия рисованием проводятся не только за столами. Нередко они переносятся в песочницы. Дети рисуют на песке иероглифы и изображения, а затем разворачивают вокруг этого драматизации. Крайне редко пользуются педагоги в изобразительном искусстве образцом (как это очень часто делается у нас). Вместо него превалируют описания, игры-загадки, игрушки, движения детей, предметы искусства и другой иллюстративный материал.
Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн – государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.
Другой вид детских садов – етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.
Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад,то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.
Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой.
Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.
В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.
Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.
Вывод: Таким образом, на немногочисленных примерах убеждаемся в том, что за рубежом в системе дошкольного воспитания действует непреложный закон – ЛЮБИТЬ И ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА, ВСЕЛЯТЬ В НЕГО УВЕРЕННОСТЬ В СВОИХ СИЛАХ. Этот закон на деле готовит детей не только к школе, но и ко всей последующей жизни.
1. Фесюкова Л. Б. От трех до семи. ООО «Издательство АТС», 2000
2. Куликова Т. А. «Современные системы дошкольного образования за рубежом»
3. Протасова Е.США: Проблемы дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание № 11, 1998; № 1, 1999.
4. Сорокова М. США,Германия: общие подходы к воспитанию и образованию // Дошкольное воспитание № 1, 2000.
5. Турченко В. Из опыта работы в немецком детском саду // Дошкольное воспитание № 6, 2006.
6. Фуряева Т. Педагогика детства за рубежом: опыт сравнительного исследования // Дошкольное воспитание № 1, 2006.
Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования «ФГОС — Знатоки образования» Цель: Обеспечить понимание педагогами ДОО содержания и особенностей ФГОС ДО. Задачи: 1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов.
Консультация для родителей «Плюсы и минусы совместного сна ребенка с родителями?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Росинка» Консультация для родителей «Плюсы и минусы.
Консультация для родителей «Влияние гаджетов на детей — плюсы и минусы» Влияние гаджетов на детей: плюсы и минусы Достаточно сложно представить современную семью без различных гаджетов: смартфонов, компьютеров,.
Консультация для воспитателей «Сингапурская система образования в развитии речи дошкольников» В этом учебном году я познакомилась с сингапурской методикой образования. В моем понимании, Сингапурская система обучения это ничто иное,.
Консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Рисование с детьми методом тычка» Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми.
Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» Опросник «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» Цели: самоанализ педагогами профессиональных затруднений в общении с родителями.
Реферат «Особенно развития инклюзивного образования в России и за рубежом» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» с. Большеустьикинское Муниципального района Мечетлинский.
«Интеграция зарубежного опыта в практику
В мировом образовательном пространстве в настоящее время происходит изменение представлений о сущности и целях образования. Это вызывает потребность в поиске иных подходов к организации образовательного процесса, определении способов обеспечения возможности саморазвития и самореализации личности. Демократизация национальных систем ведет к смене парадигмы образования, в рамках которой человек становится все более активным субъектом преобразований в образовании.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в последней четверти ХХ века в мире произошли кардинальные перемены, обусловленные процессом глобализации. В рамках этого процесса интеграция становится краеугольным камнем всех преобразований в образовании. Это обуславливает вступление национальных систем образования в непрерывный процесс реформирования, главной целью которого является повышение качества образования в процессе диалога разных национальных систем образования. Современное общество, все острее ощущает необходимость в воспитании активного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность и умеющего жить в условиях свободы, но при этом ориентированного на общечеловеческие ценности, на взаимосвязь с миром и достижениями цивилизации. В этой связи, наряду с использованием достижений отечественной педагогики актуальным для современного российского образования оказывается зарубежный опыт, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики.
В конце ХХ века система отечественного образования обратилась к поиску новых парадигм развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов. В этой связи наметилась и получила развитие тенденция повышения интереса к теоретическому осмыслению наследия зарубежных представителей гуманистической педагогики XX века и осуществлению попыток практического применения созданных ими образовательных моделей в современных условиях.
Таким образом, гуманистическая направленность российского образования создала благоприятные условия для осмысления потенциала зарубежной гуманистической педагогики.
Вместе с тем, распространение и практическое использование зарубежных педагогических систем и технологий закономерно поставило перед российскими педагогами ряд сложных вопросов, связанных с проблемой их адаптации, а также определением возможности и пределов их авторской интерпретации отечественными педагогами.
К таким вопросам, прежде всего, следует отнести:
корреляцию философских и религиозных оснований западных педагогических систем с российским педагогическим менталитетом и традициями;
соотнесение западных педагогических технологий с образовательными технологиями, уже имеющимися в России;
разработку технологии переноса западных педагогических систем в российское образовательное пространство;
поиск путей подготовки российских педагогов к использованию в своей практике положений и технологий зарубежных педагогических систем.
Хотя в реализации данного блока проблем на протяжении последнего времени и было совершено существенное продвижение, эти актуальные вопросы далеки от своего решения и остро стоят в настоящее время. Рефлексия данного противоречия объективно предполагает решение актуальных и значимых задач: теоретического переосмысления процесса взаимодействия отечественных и западных педагогических систем на протяжении второй половины ХХ века; поиска путей адекватного практического использования заложенных в них идей в современном российском образовательном пространстве.
Россия должна выработать, рассматривая интеграцию как одну из стратегических задач развития общественных свою модель в русле адаптации идей отечественных и зарубежных исследователей к культурным традициям и нормам российского общества. Пришедшие в начале 90-х годов ХХ в. на российскую почву процессы педагогической интеграции чаще всего не в состоянии решить данной проблемы, поскольку интеграционные процессы рассматриваются и инициируются с узких позиций специальной педагогики, занимающейся, главным образом, вопросами образования детей с ограниченными возможностями. Идея же подлинной педагогической интеграции подразумевает защиту интересов как детей с ограниченными возможностями, так и здоровых детей. Для реализации этой идеи необходимо вывести интегрированное обучение и воспитание из тесных рамок специального образования и объединить усилия педагогов, врачей и психологов.
Это тем более актуально, что наряду с позитивными результатами практического применения западных педагогических систем, прошедшие два десятилетия рельефно выявили значительную опасность ряда зарубежных религиозно-философских систем и технологий, использовавшихся в сфере российского образования, например таких, как мунизм, сайентология и др.
Сложившееся положение предполагает выработку защитных механизмов против подобных деструктивных образовательных систем. И, вместе с тем, стимулирование теоретического осмысления и практического использования зарубежных гуманистических педагогических систем, способствующих гуманизации образования, созданию в России гражданского общества. Такой подход, в частности, предполагает разработку механизмов адаптации западных педагогических систем в российском образовательном пространстве.
В целом можно констатировать, что, несмотря на актуальность проблемы осмысления и использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании второй половины ХХ века, к ней не был разработан и применен комплексный подход. Не были установлены критерии адаптации и условия практического использования западных педагогических систем к отечественной школе и педагогике рассматриваемого периода. Все это снижает эффективность и затрудняет достижение продуктивности теоретического осмысления и практического использования зарубежных педагогических систем в отечественном образовании.
Можно констатировать, что в российском образовании складывался и институциональный, и кадровый потенциал, готовый теоретически осмысливать и использовать западные педагогические системы и технологии, апробировать пути их интеграции с российским образованием.
педагогическую теорию и практику, инфраструктуру медицинской и психологической реабилитации, но и общество в целом. Тем самым синтез таких явлений, как реабилитация развития и педагогическая интеграция, оказывается нам совсем нечуждым. Наши великие соотечественники внесли свой весьма существенный вклад в развитие всечеловеческой идеи гуманизма.
Положительный опыт реализации концепции реабилитации развития и совместного обучения детей с различными образовательными возможностями в Мюнхенском детском центре обогащает отечественную науку и практику технологией этого процесса (обучение и привлечение к интеграционным процессам родителей в качестве сотерапевтов, междисциплинарное сотрудничество педагогов, психологов и педиатров в организации диагностико-терапевтических мероприятий, внедрение идей Монтессори-педагогики в процесс реабилитации развития, обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями). Я считаю, что этот опыт следует использовать в практике современной российской системы образования и здравоохранения, которые в данном случае объединятся НА БЛАГО РЕБЕНКА. Очевидно, что для внедрения подобных идей требуется преодолеть ряд барьеров интеграции, среди которых важнейшими являются:
– профессиональная неготовность и некомпетентность специалистов и отсутствие соответствующих образовательных учреждений;
– недостаточный уровень материально-технического обеспечения и недостаточность учебно-методической литературы;
– непонимание со стороны министерств и ведомств;
– неприятие и низкий уровень толерантности в обществе;
– разобщенность международного педагогического сообщества в отношении данной проблемы.
В связи с этим перспективным видится комплексное исследование проблемы реабилитации развития и педагогической интеграции на стыке педагогики, медицины и психологии. Невозможно жить дальше в тупиковых условиях самоизоляции, обособления, агрессии и недоверия. Расширение границ нашего сознания и восприятия социальных проблем за счет преодоления стереотипов мышления будет способствовать не только решению данной проблемы, но и выведению человечества на новый уровень развития.
В месте с тем, институт коррекционной педагогики РАО считает, что проведение взвешенной скоординированной политики в области образования, обеспечивающей в равной мере дальнейшее развитие как системы специального обучения, так и интеграционных процессов, позволит не на словах, а на деле обеспечить право родителей на выбор образовательного маршрута особого ребенка. Подлинная интеграция в образовании может состояться лишь в том случае, если специалисты, работающие в системе общего и специального обучения, сами смогут прекратить противостояние и объединиться. Это нужно нам, взрослым, но еще больше в нуждаются дети.
1.Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и переспективы
Роль и особенности среды в образовании детей дошкольного возраста в России и за рубежом
Ирина Смирнова
Роль и особенности среды в образовании детей дошкольного возраста в России и за рубежом
В настоящее время сложились системы дошкольного образования в большинстве стран мира. Нужно отметить, что система дошкольного образования в любой стране развивалась менее интенсивно, чем система образования в целом. В разных странах уровень дошкольного образования неодинаков.
Это объясняется многими причинами:
— отношением государства и общества к воспитанию дошкольников;
-социально-экономической ситуацией в обществе;
— традициями и культурой страны;
По требованиям ФГОС мы должны разрабатывать РППС в ДОО учитывая индивидуальные и психологические потребности детей. К сожалению, на данный момент в России детям в государственных детских садах не хватает психологического комфорта в развивающей среде, в связи с тем, что слишком большое количество детей в группе, а помещение всего лишь одно и заставлено кроватями и шкафами.
Весьма ограниченным остается психологическое пространство. В одной группе ребенку предоставляется обычно два-три маленьких уголка для ролевой игры, к тому же зачастую разделенной по гендерному принципу. Это лишает ребенка и возможности выбора и реализации индивидуальных, а зачастую и социальных задач развития. В традиционной системе ребенок просто лишен права выбора. Он, как и воспитатель, подчиняясь общепринятым правилам, выполняет режимные моменты, делает то, что от него требуют и принимает то, что ему предлагают в готовом виде. При такой позиции ведомого человек не может почувствовать самого себя; он не осознает своих желаний, переживаний, не выделяет себя из общей группы. Все это изначально лишает ребенка инициативы, самостоятельности и ответственности за свои действия
Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей.
Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей,посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности.
Необходимо обеспечивать насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды.
Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя, и только тогда среда станет условием для развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей- куча песка» (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.