лучший регион для ведения бизнеса
Как выбрать новый регион для расширения бизнеса и найти там клиентов
И не закрыться в новом месте через полгода.
Поиск новых рынков, пусть даже в пределах одной страны — ответственная миссия. Причем не важно, идет ли речь об общепите, стоматологии или магазине шуб. Мы поговорили с владельцами трёх очень разных бизнесов и узнали, на какие метрики они смотрят, насколько верят интуицию и в каких ситуациях погода — повод отказаться от новой локации.
Прежде чем открывать новую точку, мы анализируем логистику: наша команда контроля качества один-два раза в месяц должна посетить каждую точку. Сперва открылись в Самаре, затем — в Казани. Между ними 350 км: сотрудник летит в Самару, а оттуда на машине за несколько часов доезжает в Казань.
У нас был неудачный опыт открытия в Кургане: думали, что раз это недалеко от промышленного Челябинска, то и аудитория там похожая. Но оказалось, в Кургане у людей совсем мало денег, мы работали то в ноль, то в небольшой плюс и решили в итоге закрыться.
С тех пор каждый новый регион мы тщательно анализируем: по средней зарплате (минимум 35 тысяч рублей) и градообразующим предприятиям. Так, например, промышленники и нефтяники — разная аудитория: в вахтовых городах хоть и много денег, но они оттуда быстро «уезжают». Хороший пример: Дальний Восток — полное отсутствие инфраструктуры для бизнеса, а денег у людей очень много.
Локация в фастфуде — 99% успеха, и если промахнулся — никакой маркетинг не спасёт.
Поэтому на предварительные исследования не стоит жалеть ни времени, ни денег, ни сил. Чем больше соберёте данных, тем точнее будет ваше попадание. Аудиторию мы анализируем по трафику, можем использовать Wi-Fi-трекеры или даже обычные кликеры — то есть иной раз считаем и вручную. Ещё хорошо работает общение с людьми из своей сферы. Они могут подкинуть инсайдов, которых нет ни в одном официальном исследовании, рассказать о проблемах. Можно даже заходить в рестораны и общаться с их владельцами или просто сотрудниками, чтобы узнать, хватает ли им клиентов, что они предпочитают и как в целом себя чувствует здесь общественное питание.
Раньше мы открывались только на фудкортах, но этот рынок сильно перегрет. В регионах их уже слишком много, аудитории не хватает из-за слишком большого количества ТРК. А в пандемию владельцы провинциальных ТЦ (не все, но большинство) повели себя крайне недоговороспособно: не давали ни отсрочек, ни скидок. Ещё пример: в пределах третьего кольца в не самом популярном ТЦ за 50 м² могут смело просить 800 000 рублей плюс два месяца обеспечительного платежа — каждый на эту же сумму. Получается, ты тратишь 2,5 млн рублей, чтобы просто получить ключи от помещения.
Поэтому теперь мы планируем открываться вне ТЦ. Хотим сделать упор на спальные кварталы — «человейники»: брать в аренду площадь в два раза меньше обычного (около 60 м²) и продавать на доставку, на вынос и в небольшом зале.
На первые два месяца раскрутки нового ресторана закладываем примерно 500 000 рублей. Используем в том числе и нестандартный маркетинг. Так, мы запустили точку напротив университета в Магнитогорске. Одновременно с нами рядом открывался «Леруа Мерлен», и на одном из билбордов они повесили объявление о том, что им срочно нужны сотрудники. Мы арендовали соседний билборд и шлёпнули на него объявление о том, что нам срочно требуются посетители в новый ресторан. Людей это рассмешило, о нас заговорили. Теперь точка растёт на 10-15% в месяц даже в летнее время.
Нашему питерскому бренду пять лет, это семейный бизнес: родители 20 лет занимались производством верхней одежды.
Пальто, плащи и куртки — очень специфический товар: сезонный, погодозависимый. Поэтому первое, на что мы смотрим перед открытием новой точки — климат.
Мы компания из Санкт-Петербурга: в ветреную и промозглую погоду горожанам нужна комфортная верхняя одежда. Помимо Питера, мы стремились открыть магазины в Москве и Калининграде. Последний очень похож на Питер: те же дождь и ветер. К тому же, он прямо рядом с Европой: местная молодёжная аудитория хорошо понимает наш продукт. Мы пробовали открывать магазины в Казани и Самаре, но там короткое межсезонье — потребности в пальто и плащах почти нет. В Екатеринбурге нас приняли хорошо: много конкурентов сформировали культуру потребления красивой и комфортной верхней одежды, а местная суровая погода обеспечивала постоянный спрос.
В каждом городе у нас была особая стратегия для поиска локаций. Мы не открываемся в пространствах меньше 100 м²: иначе не сможем представить всю линейку. Потолки должны быть от трёх метров: чтобы уместить вещи в два ряда. При этом мы экономим на пространстве для примерочных: пальто можно мерить прямо в зале.
Изначально мы делали ставку не на проходимость, а на релевантность аудитории.
Так, в Питере открыли точку в креативном молодежном кластере. И это оказалось хорошей идеей: конверсия в покупателей там — 88%. Люди приходят к нам целенаправленно, иногда — приезжают с другого конца города. Это коренным образом отличает питерцев от москвичей: в столице даже магазин в центре города будет работать в основном на аудиторию ближайших районов.
В Калининграде, которые подходил нам климатически, мы не нашли подходящих креативных пространств и выбрали прямо противоположную локацию — многолюдный торговый центр. Хотя не совсем понимали, как работать с «холодным», нецелевым трафиком. В ТЦ, как правило, всегда довольно высокие ставки, поэтому приходится аккуратнее балансировать бюджет: если аренда обходится дорого, нужно урезать затраты на маркетинг.
Доля наших онлайн-продаж — всего 5–7%, поэтому бюджет мы тратим на раскрутку физических точек. Основной канал привлечения — всё ещё Instagram (таргетинг и блогеры), хотя сейчас мы стараемся использовать разные соцсети, SEO и контекст. Дело в том, что конкуренция в Instagram высокая, вовлечение пользователей — снижается: многие привыкли пролистывать рекламу. От таргетинга в Facebook мы отказались совсем: слишком сложный для нас канал. При этом затраты на раскрутку новой точки за последнее время тоже выросли: с 5% до 12% от оборота.
Сегодня у нас пять магазинов в пяти регионах. Изначально мы планировали расширяться, открывая в новом регионе по одному магазину, но скорректировали стратегию: в крупных городах, где нам понравилось работать, будем открывать сети.
Не так давно мы решили открыть новую клинику в Сочи. Большое количество состоятельных людей — предпринимателей, программистов, владельцев бизнесов — после ковида туда переехали. Для потенциального клиента зубной клиники пломбы, импланты и виниры примерно везде кажутся одинаковыми (на самом деле нет), и главный критерий при выборе стоматологии — сервис. С учетом того, что сервис в Сочи почти отсутствует, он показался нам перспективным городом для расширения бизнеса.
В нашем бизнесе важно правильно выбрать помещение: нужно много электроэнергии, хорошая вентиляция, высокие потолки. Есть и банальные требования СанПиНа. Важно оценить соседство и понять, не будет ли ваш бизнес кому-то мешать: по закону, если мы — медицинское учреждение, встанем рядом с рестораном, у него могут отобрать лицензию на алкоголь. Это конфликт интересов. Транспортная доступность, удобная парковка, простая навигация — это тоже влияет на выбор клиента.
Один из главных каналов нашего продвижения — рекомендации.
За последние 3 месяца мы привлекли 1030 первичных пациентов, из них 85% пришли по советам друзей и знакомых. На маркетинг мы тратим не более 5% от оборота. Сюда входит все — от сайта до иллюстраций в Instagram и зарплаты самого маркетологов. У меня относительно большой Instagram-канал: 160 тысяч подписчиков используют его как журнал для информирования. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы просить своих друзей — успешных людей из разных сфер — рекомендовать нас в Instagram, если сервис им понравился. При расширении в регион, где о вас никто не знает, подкрепление со стороны тех, кому ваша потенциальная аудитория доверяет — очень важно.
Перед тем, как выходить в новый регион, оцените его ВВП и емкость рынка. В сервисе Билайн Бизнес, к примеру, можно найти look-alike тех людей, которые посещают рестораны, дорогие магазины, салоны красоты. По заданным параметрам на карте можно «смэтчить» свою аудиторию «не с твоей», и таким образом выбрать город.
Сделать выход на новые рынки легче поможет сервис «Билайн.Геоаналитика». С ним бизнес сможет вычислить, в каком месте города наружную рекламу увидит больше всего потенциальных клиентов — сервис сегментирует их по полу, возрасту, доходу, интересам и месту жительства.
Проверить, как работает сервис можно тут. «Билайн.Геоаналитика» будет полезна как малому и среднему бизнесу, так и крупному, в том числе федеральному. Одни смогут получить решения под ключ и начать пользоваться картой с оценкой проходимости сразу. Другим «Билайн» поможет кастомизировать сервис под конкретные запросы, если стандартных параметров недостаточно.*
* Агрегированные статистические отчеты по динамике перемещения групп пользователей, исключающие передачу сведений о конкретных пользователях, их местонахождении. Услуга предоставляется при условии наличия согласия на обработку данных и получение рекламы.
Названы лучшие города для развития малого бизнеса
Рейтинг городов России по условиям для развития малого и среднего предпринимательства составило КБ «Стрелка».
За границей малое и среднее предпринимательство в небольших населенных обычно прибыльнее, чем в крупных. В России, как выяснилось, наоборот: у предпринимателей меньше шансов сделать бизнес в малых городах прибыльным, несмотря на невысокие издержки и низкую конкуренцию по сравнению с более крупными городами. Это может быть связано с недостаточным платежеспособным спросом, отмечают авторы исследования. В малых городах МСП на душу населения в 2 раза меньше, чем в городах-миллионниках. А прибыльных компаний из числа МСП в небольших населенных пунктах на 8% меньше, чем в крупнейших городах.
Среди крупнейших городов по наилучшим условиям для МСП лидируют Москва, Екатеринбург, Казань, Санкт-Петербург и Челябинск. При этом Москва набрала заметно меньше баллов (78), чем лидеры списка из числа малых городов (в частности, Иннополис набрал 98 баллов из 100 возможных).
На развитие МСП в городе влияет диверсификация экономики, развитие креативных отраслей, качество городской среды и транспорта. К примеру, росту числа МСП способствует в том числе развитая транспортная и пешеходная инфраструктура (чем больше в городе пешеходных переходов, тем благоприятнее пространство для развития малого бизнеса).
10 самых комфортных для ведения бизнеса городов России
Сейчас, когда в регионах России введены меры самоизоляции, бизнес переживает тяжелые времена. Далеко не все компании могут функционировать удаленно, поэтому многие оказались на грани краха.
Эксперты сервиса бронирования жилья для отдыха Tvil.ru провели опрос среди пользователей социальных сетей, которые ответили на вопрос о том, какой город они считают самым комфортным для ведения предпринимательской деятельности.
Ниже мы расскажем о 10 самых комфортных городах для ведения бизнеса.
40,51% опрошенных проголосовали за Москву, назвав столицу самым комфортным городов для ведения бизнеса. Это неудивительно, так как Москва предоставляет огромные возможности, развитую инфраструктуру, а также доступ к самым состоятельным клиентам.
На втором месте оказался город Сочи, за него проголосовали 15,19% опрошенных. Это крупнейший курортный город страны, важный транспортный узел, а также культурный и экономический центр на юге России.
На третьем месте оказался Санкт-Петербург. Санкт-Петербург — важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел.
Санкт-Петербург — самый северный в мире город с населением более одного миллиона человек.
За Севастополь проголосовали 10,13% опрошенных. Севастополь – не только важный курортный центр, но также и промышленный город со множеством предприятий.
За столицу Татарстана проголосовали 7,59% опрошенных. Казань — крупнейший по численности населения город в Приволжском федеральном округе и на реке Волге. Это один из крупнейших экономических, научных, образовательных, религиозных, культурных и спортивных центров России.
5,06% назвали Ялту самым комфортным городом для ведения бизнеса. Ялта – это прежде всего важный туристический центр Крыма с богатой историей и культурным наследием.
Екатеринбург – важный экономический, промышленный, культурный и туристический центр Урала. Этот город занимает уникальное географическое положения, что дает возможности получить доступ как к клиентам в азиатской, так и в европейской части России.
3,8% опрошенных проголосовали за Ростов-на-Дону, назвав этот город самым привлекательным для ведения бизнеса. Ростов-на-Дону — один из крупнейших экономически развитых городов юга России.
2,53% опрошенных назвали Нижний Новгород комфортным городом для ведения бизнеса. Это важный экономический, исторический и культурный, промышленный и туристический центр Поволжья.
Замыкает десятку Калининград – за него проголосовали 1,27% опрошенных. Город является крупным транспортным узлом: железные и шоссейные дороги; морской и речной порты; международный аэропорт Храброво. В Калининграде расположен штаб Балтийского флота ВМФ России. Калининград входит в число 25 крупнейших промышленных центров России.
5 причин, почему делать бизнес в регионах выгоднее
Принято считать, что вся деловая жизнь — в столицах. Многие в поисках счастья уезжают в Москву или Санкт-Петербург, аргументируя это тем, что в крупных городах больше возможностей. Но в регионах их тоже немало. Везде живут люди со своими проблемами. И если вы можете решить их, они будут готовы платить вам. Стоит только взять на себя ответственность и пойти не тем путем, каким идут все.
1. Можно сделать дешевле и лучше
В регионах легче сделать дорогой продукт при минимуме затрат. Особенность больших городов, мегаполисов в том, что в основе зарплаты лежит стоимость аренды жилья и средней потребительской корзины. В Москве эти суммы априори завышены. В итоге мы получаем ситуацию, когда даже не самый эффективный и высококвалифицированный специалист обходится достаточно дорого.
В регионах гораздо легче найти людей с золотыми руками или классных профи по вполне адекватной цене. При этом, если система выстроена правильно, конечный продукт получается ценным, поэтому спрос на него будет и в Москве, и в других регионах, и даже за рубежом.
2. Географическое положение может стать конкурентным преимуществом
Я работаю по всей России — от Калининграда до Владивостока, а также с Казахстаном и Монголией. И это лучшее месторасположение с точки зрения моего бизнеса: доставка в Москву мне обходится примерно во столько же, сколько и доставка на Дальний Восток.
У нас в стране так заведено, что транспортировка товара с Запада на Восток, как правило, дороже, чем наоборот. Так, доставка одной еврофуры от Москвы до Новосибирска стоит 120 000 руб., в то время как обратно товар можно увезти за 40 000 на той же машине. Иными словами, если бы я работал в Москве, работать с заказчиками из Сибири мне было бы куда сложнее.
3. В регионах легче стать первопроходцем
Все новые идеи, новые тренды сначала приходят в Москву, а потом уже распространяются в регионах. И это целый кладезь идей для наблюдательных людей, которые ездят по делам в столицу, за границу. Так, например, когда я был в Москве, мне понравилась идея автомойки при торговом центре. Это очень удобно: ты ходишь по магазинам, пьешь кофе или идешь в кино, а в это время твоя машина моется. К примеру, в нашем городе пока такого нет, и я был бы рад, если бы в Новосибирске появилась такая автомойка.
Идеи — ничто без воплощения, так что я не считаю это воровством. Я и сам вводил в своей компании решения, которые подглядел во время поездок в Германию и Австрию.
4. В своем городе легче решать вопросы
Если город не очень большой, социальная сеть компактнее — для решения любого вопроса легче позвонить знакомым, друзьям. Все-таки Россия — страна с азиатским уклоном, у нас принято работать по принципу «брат-сват», и в этом есть свои плюсы. Тебе гораздо легче доверять знакомому знакомого, нежели людям с улицы при заказе подряда или решении других вопросов.
Вообще, делать бизнес легче там, где есть связи, там, где ты знаешь нужных людей. Когда москвичи приезжают в регионы, на них смотрят как на врагов и автоматически заламывают для них высокие цены. Быть своим в регионе выгоднее.
5. Дома есть поддержка
Любой бизнес — это стресс. Сконцентрироваться на рабочих задачах гораздо легче, если с тобой рядом близкие, родители, семья, друзья. Для бизнесмена чрезвычайно важно, чтобы у него был прикрытый «тыл». Если ты родился в Краснодаре, где остались твои семья-друзья, а бизнес ты решил делать в Москве, есть риск, что в какой-то момент тебя «накроет». Один в поле не воин.
Есть и другой вид поддержки — от государства: различные гранты и субсидии. Я не сторонник таких вещей, потому что если человек однажды получил грант, то его мозг начинает думать в этом направлении — где бы чего урвать, а не о том, как развивать бизнес, ведь рискует он не своими деньгами.
Предприниматель — это человек, который замечает несовершенства и знает, как их исправить. И совершенно не важно, где это делать.
Вадим Кулубеков, основатель новосибирской компании «Ависта Модуль», победитель международной премии в сфере предпринимательства
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Исследование: в каком регионе выгоднее вести микро- и малый бизнес
Технологическая образовательная компания для предпринимателей Like Центр и общероссийская общественная организация «Деловая Россия» провели совместное исследование финансовых показателей микро- и малого бизнеса, которое показало регионы, в которых предприниматели зарабатывают больше всего.
Исследование также выявило регионы-лидеры по количеству действующих предпринимателей из сферы микро- и малого бизнеса в процентном соотношении от общей численности населения. Так, наибольшая концентрация предпринимателей, ожидаемо, в Москве и Санкт-Петербурге. За ними следуют Калининградская, Новосибирская и Свердловские области.
В рамках второго этапа исследования был проведен опрос предпринимателей, который отразил разницу в предпринимательском климате Москвы и регионов. Абсолютное большинство столичных предпринимателей (89%) оценили потребительский спрос на свои товары и услуги как выше среднего. Бизнес в регионах, напротив, указывает на низкий спрос — так считают 49% от опрошенных региональных предпринимателей. При этом уровень конкуренции предприниматели в регионах склонны оценивать выше, чем их столичные коллеги. 87% региональных представителей микро- и малого бизнеса назвали конкуренцию высокой и средней, в то время как в Москве об этом говорят только 60% предпринимателей, а 40% находят конкуренцию низкой. Примечательно, что в регионах предприниматели меньше тратят на продвижение: только 17% региональных бизнесменов закладывают в маркетинговый бюджет 10-30% от выручки, тогда как в Москве подобной тактики придерживается треть предпринимателей.
«Микро- и малый бизнес в регионах имеет хорошие перспективы развития. За пределами столицы, как правило, фактическая конкуренция ниже, расходы на оплату труда и аренду площадей — меньше. 80% студентов Like Центра — представители регионов. И мы наблюдаем, как с каждым годом все чаще в регионах рождаются интересные и перспективные проекты, которые со временем из небольших местечковых бизнесов вырастают в сильные компании, заметные в масштабах страны», — комментирует Василий Алексеев, генеральный директор технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр.
«Согласно ежемесячному исследованию настроений малого и среднего предпринимательства, деловая активность предпринимательского сообщества в марте и апреле текущего года продолжила плавный рост и составила 52,2 пункта — такие показатели последний раз отмечались до пандемии, в I полугодии 2019 года.
Предприниматели поддерживают высокий уровень инвестиционной активности, в большей степени концентрируясь на развитии уже действующих проектах, а достижение и даже превышение показателей допандемийного 2019 года позволяет делать выводы об уверенном восстановлении деятельности предпринимателей», — отметила Елена Киселева, руководитель подкомитета «Деловой России» по градостроительной политике в субъектах РФ.
Справка
Как считали: Исследование микро- и малого бизнеса проходило в два этапа. В рамках первого этапа был проведен анализ финансовых показателей юридических лиц на основе данных системы «СПАРК-Интерфакс».
Использовалась следующая градация предприятий по выручке:
В рамках второго этапа был проведен опрос предпринимателей. Исследованию подлежали оценка предпринимателями условий ведения бизнеса в регионе. Выборка — 2100 начинающих и действующих предпринимателей из 75 регионов страны.
Like Центр — технологическая образовательная компания для начинающих и действующих предпринимателей. За 6 лет обучение по программам компании прошли более 480 тысяч человек. В 2019 году образовательная программа Like Центра «Скорость» была рекомендована Министерством экономического развития РФ для обучения предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса и лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность. В 2020 году компания попала в топ-100 инновационных EdTech-компаний России и СНГ, согласно исследованиям аналитической компании HolonIQ. По итогам 2020 года Like Центр занял 6-е место в рейтинге крупнейших EdTech-компаний России, опубликованном РБК.