лучший российский артхаус последних лет
Русский артхаус — 10 оригинальных авторских фильмов
Если массовое российское кино давно переживает кризис регулярной негативной критики, то авторские фильмы выходят очень даже неплохими. В этом списке собраны наиболее интересные русские артхаусные фильмы, которые были сняты в современной России и в перестроечное время позднего СССР.
Как я провел этим летом
Дата выхода: 2010
Жанр: Драма
Режиссер: Алексей Попогребский
Метеорологическая станция в Северном Ледовитом океане. На ней работают только двое — начальник станции Сергей и стажер Павел, который приехал сюда на трехмесячную практику. Всё что нужно делать Павлу — записывать метеоданные и слушать наставления Сергея. Но из-за случайных обстоятельств между ними начинается конфликт.
Фильм получил множество российских и международных наград (Чикагский, Лондонский и др. кинофестивали). Здесь красивые пейзажи, хорошая актерская игра и атмосфера северной отрешенности
Диалоги
Дата выхода: 2013
Жанр: Драма
Режиссер: Ирина Волкова
Дата выхода: 2005
Жанр: фантастика, драма, комедия
Режиссер: Сергей Лобан
Главный герой — взрослый толстый неудачник, живущий со своей бабушкой. Он ничем не интересуется, кроме как склейкой моделей самолетов. Даже одежду ему покупает бабушка на свой вкус. Так он и живет, пока внезапно, ФСБшники не предложили ему стать подопытным в сомнительном эксперименте, под предлогом “А Родину ты любишь?”.
Одиссея 1989
Дата выхода: 2003
Жанр: Драма
Режиссер: Илья Хотиненко
Главный герой приехал учиться в провинциальный город из деревни. Он по юношески наивен и мечтает стать космонавтом. Практически сразу же он знакомиться с суровой и странной реальностью, которая захватывает его в водоворот событий.
Если не знать, что фильм снят в 2003 году, то можно подумать, что это “документалка” прямиком из конца 80-х. Антураж, окружающая среда, правдоподобная актерская игра, “приколы из 80х” и уже во всю процветающая “гопническая” культура.
Нелюбовь
Дата выхода: 2017
Жанр: Драма
Режиссер: Андрей Звягинцев
Борис и Евгения находятся в стадии развода. Они пока еще официально женаты, но уже каждый имеет отношения на стороне. Их общий сын Алеша оказывается ненужным — никто не хочет его себе оставлять. И, однажды, подслушав ссору родителей ребенок сбегает из дома. На его поиски отправляются и родители и волонтеры.
По сути этот фильм о личных душевных катастрофах, который постепенно становится детективом — мы наблюдаем за людьми, которые уже практически стали друг другу чужими, но вынужденные искать “лишнего” для обоих ребенка.
Здесь великолепная операторская работа — виды наступающей зимы и серости только усиливают эмоциональное восприятие фильма.
Аритмия
Дата выхода: 2017
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Борис Хлебников
Неспешный фильм про врачей скорой помощи в лучших традициях авторского европейского кино. Обычная жизнь семейной пары, где оба любят свою работу, но она забирает у них слишком много не отдавая ничего взамен. Любовь и отношения, нищета, попытки расслабиться в алкоголе и не потому что это очередной стереотип про российскую глубинку — потому что это единственное что им остается. Посмотрите на будни врачей скорой помощи через достойную операторскую работу.
Абориген
Дата выхода: 1988
Жанр: драма
Режиссер: Елена Николаева
Атмосферный фильм с великолепными пейзажами, остовами кораблей и бесконечными реками. В центре сюжета пятнадцатилетний подросток Борька, чей отец утонул и в наследство от отца ему досталась скороходная браконьерская моторная лодка. Борька постоянно убегает из дома и плавает на ней по реке, пытаясь найти себя в этой жизни.
Курьер
Дата выхода: 1986
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Карен Шахназаров
Главный герой фильма Иван только что закончил школу и ждет призыва в армию. Он умен, любит “троллить” взрослых, романтичен, но у него нет никаких целей. Он не знает чего хочет и просто подрабатывает курьером.
Это замечательный фильм о взрослении. В нем много фраз разошедшихся на цитаты. Когда он вышел, то был одним из первых перестроечных фильмов, где главный герой вовсе не герой, а обычный человек.
Окраина
Дата выхода: 1998
Жанр: драма, притча, роуд-муви
Режиссер: Пётр Луцик
Этот фильм был снят в конце 90-х и он про девяностые, но стилистически выглядит как кино 30-х годов. Даже персонажи похожи на Чапаева и его команду.
В “Окраине” рассказывается история о фермерах, чьи земли по разным схемам выкупила нефтяная компания. Герои вчетвером отправляются в путь на мотоцикле с коляской в поиске виноватых.
Зеленый слоник
Дата выхода: 1999
Жанр: триллер, ужасы, чернуха
Режиссер: Светлана Баскова
Куда без этой расошеднейся на цитаты чернушной классики? Самый отвратительный по содержанию фильм, который сняли в России. Мемы по нему до сих производятся в промышленных масштабах.
Но а если серьёзно — то первую половину еще смотреть можно. Слушать эти безумные диалоги, даже над чем-то смеяться. Что происходит потом — дикий Ад и Вакханалия.
На этом список русских артхаусных фильмов завершен. Приятного просмотра!
ТОП Российского артхаус кино
Предлагаем Вашему вниманию наш ТОП Российского артхаус кино, составленный на основе рецензий кинокритиков и оценок зрителей.
Индустрия кино — сфера для творческого выражения мыслей и идей в уникальной форме искусства.
Среди многообразия жанров одним из наиболее интересных, загадочных и философичных является артхаус. Он включает в себя фестивальные кинокартины, авторские работы классиков мирового кинематографа, кино этнических и сексуальных меньшинств.
Авангардные картины интеллектуальны и высокодуховны, в отличие от коммерческих фильмов, основная задача которых — развлечь. Артхаус кино предназначено не для широкой аудитории, однако способно вызвать эмоциональный отклик, заставив пересмотреть свои взгляды на жизнь и пошатнув внутренний мир самого скептически настроенного циника.
1. Лиля навсегда / Lilja 4-ever
Рейтинг: | Кинопоиск: 7.5 / IMDB: 7.8 |
Категория: | Драма, Криминал |
Страна: | Россия, Швеция, Дания |
Время: | 01:44:00 |
Сборы в мире: | $1 007 747 |
Премьера: | 17.04.2003 |
Режиссёр: | Лукас Мудиссон |
Открывает наш ТОП Российского артхаус кино, острая социальная драма режиссёра из Швеции Лукаса Мудиссона. «Лиля навсегда» снята в чужой для него стране.
Актёрский состав картины представлен большим количеством российских исполнителей, основное действие фильма также происходит на территории постсоветской республики, а музыкальная составляющая «Lilja 4-ever» — хиты наших провокационных и скандальных групп.
Депрессивная и трогательная история Лили основана на реальных событиях, когда в злосчастных 90-ых, в условиях рухнувшей морали последнего десятилетия двадцатого века, многие молодые девушки были вынуждены идти на крайние меры, поступаться принципами и буквально продавать себя за право на выживание.
Но эта история вовсе не о проституции и наркомании, развращённом обществе или падении человеческих ценностей. Фильм повествует о неизбежности падения, которое претерпела наша страна. Это депрессивный рассказ о созданной растерянной властью или же самими, потерявшими всякую надежду, людьми, социальной клетке, в которой невыносимо горько существовать и откуда бесполезно пытаться выбраться.
«Рассказ» юной Лили не сможет оставить равнодушным и навсегда отпечатается слезами сострадания в сердцах зрителей. А финальная сцена картины под композицию «Mein Herz brennt» легендарных Rammstein пронзит своей мрачной атмосферой.
2. Жить
Рейтинг: | Кинопоиск: 7.4 / IMDB: 7.2 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия |
Время: | 01:12:00 |
Сборы в мире: | $11 661 |
Премьера: | 3 ноября 2010 |
Режиссёр: | Юрий Быков |
Фильм «Жить» не просто авангардное российское артхаус кино.
Полнометражный дебют Быкова снят в редком жанре драматического боевика. По сути это жёсткое кино про мужские разборки с акцентом на характеры и вытекающие из них отношения персонажей в экстремальных обстоятельствах.
Сюжет раскрывает сущность человеческого бытия, как набор примитивных ценностей, запертых между явлениями жизни и смерти. Отношения между людьми здесь показаны в скудных диалогах, а поведение человека уподобляется животному. Действие фильма развивается на лоне живописных русских пейзажей, в простой забытой глухой деревеньке, затерявшейся между лесов и полей.
При просмотре «Жить» зритель остаётся уверенным только в одном — вечна и незыблема лишь красота природы, безмолвная и безмятежная, неподвластная безжалостному течению времени.
3. Волчок
Рейтинг: | Кинопоиск: 6.97 / IMDB: 7.0 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия |
Время: | 01:25:00 |
Сборы в России: | $57 517 |
Сборы в мире: | $57 358 |
Премьера: | 01.10.2009 |
Режиссёр: | Василий Сигарев |
Кинокартина «Волчок», прославившая режиссёра Сигарева, — тоскливая история о материнской нелюбви, безотцовщине и неправильном детстве девочки без имени, рассказанная чистым закадровым голосом.
Простая, провинциальная, житейская и жуткая: разруха, равнодушные люди, водка — стакан за стаканом, беспорядочные связи и отражение русской действительности, не самой примечательной, но существующей.
Создаётся впечатление, что безымянное поселение, в котором происходят события, — совсем не город, а виртуальное пространство, демонстрационный полигон, эмулятор реальности, созданный по ключевым словам: «Россия», «девяностые», «низкий уровень жизни», «проституция», «ГАЗ-24» и так далее (полный текст рецензии кинокритика Тимофея Самарина читайте здесь).
Сила детских и наивных чувств к жестокой матери позволяют несчастному ребёнку верить в благоприятный исход даже тогда, когда мама бросает девочку, в очередной раз отправившись в погоню за лучшей для себя жизнью. Маленькая «девочка-волчок» ещё не способна отличать добро от зла, любовь от ненависти, милосердие от бесчеловечности, потому её образ здесь — воплощение абсолютного света, который не должен погаснуть даже в самой жуткой тьме.
Зрителю хочется верить, что под личиной озлобленной и обездоленной матери скрывается обычная женщина, некогда познавшая предательство мужчины и теперь вымещающая свои обиды на беззащитной дочери. Кажется, что настанет момент просветления, когда материнский инстинкт одержит верх над эгоизмом. Однако, автор убеждает нас в обратном — в силу своего характера, эта особа не способна любить никого, кроме себя.
Однажды её возвращение состоится, только глупо от него чего-то ждать. Она не одумается, не смягчится, ненависть и немота не пройдут…
Фильм жесток, но необычайно правдив. Возможно, в таком же ледяном лабиринте живём и все мы, но как найти из него выход, авторы «Волчка» нам, к сожалению, не подсказывают.
4. Настройщик
Рейтинг: | Кинопоиск: 7.62 / IMDB: 7.7 |
Категория: | Драма, Комедия |
Страна: | Россия, Украина |
Время: | 02:34:00 |
Сборы в России: | $139 000 |
Премьера: | Мир: 06.09.2004, РФ: 07.04.2005 |
Режиссёр: | Кира Муратова |
Эта картина по праву занимает место в ТОП Российского артхаус кино. Режиссёрская работа Киры Муратовой гениальна. Её живые, изящные и трогательные картины любят за особое мировоззрение, революционность, остроумие, фирменные персонажи, неслучайные эпизоды, детали.
С волшебной и обнадёживающей фразы «Я с тобой ещё поживу…» начинается артхаус кино «Настройщик», но магия произнесённых слов тут же обрывается резким и болезненным «…ещё некоторое время». Элегантное и талантливое актёрское исполнение Ренаты Литвиновой, её тонкие манеры, завораживающие жесты тонких рук и неподражаемая дикция с придыханием будто олицетворяют чистую красоту, отрешённую, возвышающуюся
над мирским. Её героиня не просто живёт, она играет с самой жизнью по своим правилам, не привязываясь к людям и никому ничего не обещая.
Сюжет фильма о «криминальных любовниках», где один любит, а другая позволяет себя любить, стара как мир, но по-муратовски пикантна и глубока. За внешним конфликтом спрятан внутренний, и его звучание безошибочно указывает на мастерство создательницы.
«Настройщик» — настоящая гордость российского артхаус кино, поскольку Муратова смогла рассказать простое сложным языком, но при этом так, что была понята всеми.
5. Как меня зовут
Рейтинг: | Кинопоиск: 6.02 / IMDB: 6.4 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия, Украина |
Время: | 01:30:00 |
Бюджет: | $1 200 000 |
Сборы в России: | $55 359 |
Премьера: | 27.11.2014 |
Режиссёр: | Нигина Сайфуллаева |
«Как меня зовут» — авангардный взгляд на извечную проблему отношений между отцами и детьми.
Это артхаус кино, взявшее «Специальный диплом жюри» на Кинотавре и попавшее в прокат, погружает зрителей в социальную драму о людях, нуждающихся в любви и заботе.
Две столичные подружки Оля и Саша едут в Крым, чтобы Оля познакомилась со своим отцом, которого никогда не видела. В последний момент она хочет отказаться от этой затеи, но подруга предлагает выдать себя за неё, поскольку отчаянно нуждается в мужском внимании. В результате мы наблюдаем за трагедией двух совершенно разных, но в чём-то похожих недолюбленных девочек, выросших без отцов. Едкий сюжет фильма в сочетании с острой иронией автора воспринимается как режиссёрская шутка о поколении распутных подростков.
Драматическая сторона картины раскрывается в мрачной динамике, всё больше сгущая краски над судьбами главных героев. Центральное трио персонажей в исполнении молодых и талантливых Александры Бортич, Марины Васильевой и харизматичного Константина Лавроненко отлично справляются со своей задачей открыть зрителям глаза на важность семейных ценностей и влиянии воспитания на развитие личности не только ребёнка, но и самих родителей.
И пусть финал картины сомнителен, её следует признать достойным дебютом, заслуживающим зрительского внимания и подтверждающим, что российский кинематограф всё ещё жив.
6. Небо. Самолет. Девушка
Рейтинг: | Кинопоиск: 7.13 / IMDB: 6.7 |
Категория: | Драма, Мелодрама |
Страна: | Россия |
Время: | 01:26:00 |
Сборы в России: | $314 195 |
Премьера: | Мир: 02.09.2002 |
Режиссёр: | Вера Сторожева |
«Небо. Самолёт. Девушка» с Ренатой Литвиновой в главной роли — простое и воздушное во всех смыслах российское артхаус кино, снятое по пьесе Эдварда Радзинского и впервые экранизированное в 1968 году. В этом ремейке Литвинова и автор сценария, и продюсер, и исполнительница главной роли.
Авторы картины создали особую элегантную атмосферу, где герои случайно знакомятся, проводят некоторое время вместе и навсегда расстаются. В сухих разговорах сдержанные мужчины пытаются неловко иронизировать, а мечтательные девушки грезят об искренней и чистой любви.
На экране перед нами предстают две девушки-стюардесcы, не похожие друг на друга, как небо и земля. Одна из них представляет классической образ простой русской женщины, мечтающей о семье, но обречённой на вечное одиночество. Скованное бытовыми путами, сознание героини, превращает её в настоящую мещанку, неспособную испытать счастье. Другая девушка пребывает в состоянии бесцельного поиска, буквально мечется между небом и землёй, ей сложно встретить своего единственного, сложно влюбиться и отдаться ему без остатка. Это другой тип обречённой женщины, на таких не женятся. Прощаясь, она каждый раз прощается навсегда. Однако любовь выступает здесь единственной движущей силой, как мечта и самое светлое чувство на земле.
Это женское, нежное и вычурное кино. Если вы любите Ренату Литвинову, вполне вероятно, что оно вам понравится.
7. Все умрут, а я останусь
Рейтинг: | Кинопоиск: 5.73 / IMDB: 6.4 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия |
Время: | 01:20:00 |
Бюджет: | $1 500 000 |
Сборы в России: | $235 432 |
Сборы в мире: | $270 934 |
Премьера: | 21 мая 2008 |
Режиссёр: | Валерия-Гай Германика |
«Все умрут, а я останусь» — российское артхаус кино Валерии-Гай Германики, режиссёра с особым взглядом на кинематограф.
Но готовы ли юные и необузданные подростки нести ответственность за последствия своих действий? И как теперь их искалеченный аморальностью всего окружающего разум сможет продолжать извечную борьбу за право выражения собственного «я»?
Посмотрев фильм, каждый из вас ответит на это вопрос по-своему.