лучший саб 10 дюймов

Большой тест восьми 10-дюймовых сабвуферов ценовой категории «выше среднего». ЧАСТЬ 1

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Этот большой тест задумывался давно, но собрать участников в одно время и в одном месте оказалось непросто. Да и в этот раз кое-кого пришлось пропустить. Но детально разобрать и попробовать восемь сабвуферных динамиков – тоже немало, к тому же на тест ушёл далеко не один день. Впрочем, буду откровенен, получил удовольствие от хорошей техники. Итак, готовьтесь, сейчас будет много букв. А кому не терпится – переходите сразу к выводам во второй части отчёта.

Первым делом, выражаю благодарность компаниям за предоставленные на изучение сабвуферы: «Алком» (Eton), «Бонанза» (Alpine), «ММС» (Morel, DLS, Ground Zero), «Мобильные Медиа Системы» (RS Audio) и «Чернов Аудио» (JL Audio, Hertz). Список участников сформировался следующим образом. Для ориентира сразу же указываю рекомендованные цены на момент теста.

Alpine X-W10D4 (23390 руб.)
Morel Ultimo Titanium SC 104 (24990 руб.)
JL Audio 10W3v3-4 (26650 руб.)
Hertz MP 250 D2.3 (26800 руб.)
RS Audio Spirit 10 SVC (26900 руб.)
ETON Force F10 (29000 руб.)
DLS Nordica 10i (34990 руб.)
Ground Zero GZPW 10SQ (34990 руб.)

Как и при прошлом тестировании, я не ставил задачи выявить «хороших» и «плохих». Потому что один покупает саб показывать «резы», другому добротный бас-расколбас нужен, третий тонкие аудиофильские флюиды собирается ловить. А четвёртый и вовсе не знает, чего хочет. В общем, главная задача – определить, что и для чего подойдёт лучше.

КАК ТЕСТИРОВАЛОСЬ И ЧТО ИЗМЕРЯЛОСЬ

Первое – это параметры Тиля-Смолла. Их снимал после разминки сабвуферов (аккуратный «мануальный» массаж центрирующей шайбы до устранения характерного хруста и несколько часов разминки на свип-тоне 20-80 Гц с амплитудой около сантиметра или чуть больше). Обычно этого достаточно, чтобы параметры начинали стабилизироваться, их можно было сравнивать с заявленными и приступать к оценке на слух. Если чувствовал, что сабвуфер в целом соответствует заявке, но требует более длительной разминки, дальнейший расчёт проводил по заявленным параметрам или продолжал разминать динамики дальше.

Второе – собственные АЧХ и ФЧХ динамиков (без учёта оформления). Их снимал для понимания резонансов в подвижных системах. В пределах рабочего диапазона обычно всё хорошо, а вот выше по частоте часто бывают всплески, которые могут придавать басу «окрашенность» и усложнять настройку. Графики гармонических искажений в этот раз постарался привести к более наглядному виду.

Третье – моделирование работы сабвуферов в автомобиле. Как обычно, использовал усреднённую характеристику для салонов, выведенную в 1996 году Томом Ньюзеном (американский журнал Car Stereo Review) и подтверждённую экспериментально в начале 2000-х журналом «Автозвук». Практика показала, что методика вполне рабочая.

Четвёртое – прослушивание. Динамики ставились в ЗЯ, объём подгонялся по результатам расчётов. Предварительная оценка возможностей проводилась в лаборатории, для частотного раздела с акустическими системами использовался процессор (артикуляцию и контроль самого саба так вполне можно оценить, подобная методика использовалась ещё в «бумажном» журнале Car&Music). Потом всё это проверялось ещё и в реальном автомобиле – седан, сабвуфер в багажнике, динамик направлен вперёд, в подлокотник заднего сиденья.

Динамик брутальный, за его минимальной глубиной тут явно не гнались. Плюс имеется осевой канал в магнитной системе, который перекрывать не рекомендуется, так что, прикидывая глубину корпуса, накиньте к высоте динамика ещё пару сантиметров. Защитный гриль идёт в комплекте, его крепление имеет собственное название Twist Lock – нужно прижать кольцо и немного повернуть. Фиксируется крепко, сетка не звенит, всё добротно и надёжно.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Композитный материал конуса диффузора в описании указан как Kevlar Rohacell, центральный колпачок – полипропилен. Многоволновый сантопреновый подвес H.A.M.R. (High Amplitude Multi Roll), как заявлено, имеет высокую линейность механических характеристик при большом смещении диффузора. А линейный ход здесь, кстати, огромный – по 24 мм в каждую сторону, т. е. солидные 48 мм от края до края. Механический, разумеется, ещё больше. При больших ходах есть лёгкие струйные шумы от вентиляционных отверстий под центрирующей шайбой, но с лицевой стороны ничего лишнего. Нижний подвес состоит из двух центрирующих шайб с прогрессивным профилем. Звуковая катушка имеет диаметр 65 мм (2,6 дюйма). В магнитной системе использован короткозамкнутый виток. Судя по картинкам в описании, одна из его задач – корректировать магнитный поток в зазоре, чтобы получить максимальную симметрию (для длинноходных сабвуферов это непростая задача).

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Конструктивные особенности Alpine X-W10D4:
Номинальный импеданс – 4+4 Ом
Диаметр звуковой катушки – 65 мм (2,6 дюйма)
Высота магнитного зазора – н. д.
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 24 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – 650-900 Вт на 2 Ом

Динамик можно отнести к «тяжеловесам» – подвижная система одна из самых увесистых в этом тесте. Но и мотор ни разу ни хлюпик. В итоге получается сабвуфер с могучим и напористым характером. Он требует чуть более длительной разминки, чем обычно, так что если вначале заиграет не так, как ожидалось, не торопитесь с выводами. Главное, что при стабилизации параметры идут к заявленным значениям, и корпус можно рассчитывать, смело ориентируясь на описание.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Заявленные / фактические параметры Alpine X-W10D4:
Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 35 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 20 л / 17 л
Qms (механическая добротность) – 4,78 / 6,05
Qes (электрическая добротность) – 0,53 / 0,58
Qts (полная добротность) – 0,48 / 0,54
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 175 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 9,8 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 + 3,0 Ом / 1,5 (3,0 + 3,0) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,0 дБ / 82,9 дБ

Уровень искажений сам по себе средний, но для длинноходного сабвуфера их, пожалуй, можно назвать низкими. В рабочем диапазоне преобладает третья гармоника. Явно выраженные резонансы в подвесах отсутствуют.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Производитель советует оптимальный ЗЯ с «чистым» объёмом (без учёта динамика) 16 литров и ФИ объёмом 41 литр с портом на 35 Гц. Ни прибавить, ни убавить. В музыкальном плане ЗЯ получается достаточно универсальным, а ФИ больше понравится любителям «мяса» и массажа печёнки.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

По характеру звучания Alpine X-W10D4 – могучий басовый молот, но при этом, как ни странно, не лишённый музыкальности – очень редкое сочетание. Создаётся впечатление, что у него вообще нет никаких пределов, умеет работать с пугающе большими ходами, не впадая в истеричное трепыхание диффузором. В ЗЯ лоялен к настройке ФНЧ. В фазоинверторном корпусе ФНЧ лучше настраивать не выше 55-60 Гц – этот вариант лучше использовать лишь с достаточно басовитой фронтальной акустикой. Для раскрытия возможностей сабвуфер нужно хорошенько «кормить» ваттами. Производитель рекомендует в пару моноблок Alpine X-A90M, выдающий 900 Вт номинальной мощности на 2 Ом, что выглядит логичным сочетанием.

2. Morel Ultimo Titanium SC 104

Ещё один участник с защитным грилем в комплекте. Диффузор – жёсткий слоёный сэндвич из прессованной целлюлозы и лицевого слоя из плетёного углеволокна. Диффузор цельный – центральный колпак выполнен не отдельным элементом, а отформован как единый элемент с самим конусом. Верхний подвес имеет профиль с плавным переходом от подвижной части к конусу.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Магнитная система обращённая, неодимовый магнит расположен внутри огромной звуковой катушки. Диаметр катушки – 130 мм (5,1 дюймов). Её каркас – титановый, что нашло отражение в названии серии. Намотка – алюминиевым проводом в два слоя. Высота магнитного зазора 12 мм при общей длине намотки 31 мм. Нехитрыми вычислениями получаем линейный ход по 9,5 мм в каждую сторону – для SQ-сабвуфера более чем достаточно. Зато контроль при таких пропорциях получается просто отменный. Большой осевой канал магнитной системы защищён сеткой (вернее, это отверстия в цельной корзине, охватывающей всю магнитную систему). При разминке динамика обнаружились небольшие аэродинамические шумы от неё, и ещё немного шумновато «дует» от боковых отверстий в каркасе катушки. С лицевой стороны, понятное дело, тишина полная.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Конструктивные особенности Morel Ultimo Titanium SC 104:
Номинальный импеданс – 4 Ом
Диаметр звуковой катушки – 130 мм (5,1 дюймов)
Высота магнитного зазора – 12 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 9,5 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – н. д.

По правде говоря, когда-то к Morel были вопросы насчёт повторяемости параметров, но, судя по результатам измерений, это время прошло. Или мне просто повезло (что вряд ли, поскольку это не демонстрационный образец, динамик брался из обычной коммерческой партии). По крайней мере, у экземпляра, попавшего в лабораторию, с попаданием в заявку никаких проблем. Разве что мотор чуть посильнее обещанного, но и то в рамках допустимого разброса. Подвижная система – не пушинка, но всё же достаточно лёгкая, особенно учитывая размер катушки. Подвесы мягкие. Учитывая, что и геометрия намотки здесь весьма интересная (высокое соотношение рабочей длины намотки к её общей длине), всё вместе это обещает хорошую артикуляцию и проработку деталей в НЧ диапазоне.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Заявленные / фактические параметры Morel Ultimo Titanium SC 104:
Fs (собственная резонансная частота) – 27 Гц / 29 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 55 л / 44 л
Qms (механическая добротность) – 4,58 / 5,22
Qes (электрическая добротность) – 0,51 / 0,48
Qts (полная добротность) – 0,46 / 0,44
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 111 г / 118 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 11,0 Тл м / 12,1 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом / 3,0 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,0 дБ / 85,5 дБ

Уровень искажений умеренный. АЧХ простирается достаточно высоко для сабвуфера, что можно рассмотреть двояко. С одной стороны, это хорошо, говорит об отзывчивости сабвуфера. С другой – это придётся учитывать при настройке. Ярко выраженных резонансов в подвижной системе нет.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Производитель рекомендует ЗЯ объёмом от 13 до 30 литров (принцип – «ставьте куда хотите»). По результатам расчётов и прослушиваний я бы делал корпус ближе к 25 литрам. Для ФИ рекомендация более конкретная – 29 литров с портом, настроенным в районе 30-32 Гц, по нему вопросов никаких.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Вот не люблю я словосочетание «быстрый бас», но тут оно хорошо описывает субъективные ощущения. Контролируемость усилителем и, соответственно, разборчивость и артикуляция действительно отличные. Понравилось, что сабвуфер нормально прорабатывает нюансы на небольшой громкости (тяжёлые и тугие сабы обычно «просыпаются» лишь с повышением громкости). По характеру что-то среднее между аудиофильской сухостью и басом с «мясцом». Хотя, пожалуй, к первому всё же ближе.

3. JL Audio 10W3v3-4

«Третья» серия JL Audio – практически классика сабвуферных динамиков, середина модельного ряда, и к тому же Built in USA. Это уже третье поколение, о чём говорит «v3» в названии. В данном случае в лаборатории оказалась 4-омная модель, но есть ещё 2-омная и 8-омная. Динамик построен на стальной штампованной корзине, но отнюдь не дешёвой, это чувствуется, когда берёшь динамик в руки. За счёт формы и качественного толстого металла она абсолютно лишена резонансов, получилось не хуже литья. Диффузор – составной, со сферическим лицевым элементом. Материал диффузора – полипропилен.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Подводящие проводники от клемм к звуковой катушке выполнены обычными поводками, но диффузора не касаются даже при большом ходе. Длина выверена точно, да и вообще динамик сделан с вниманием к мелочам (как-то давно я рассказывал о производстве JL Audio, подход к мелочам тут действительно редкий, куча патентованных решений). Катушка крепится к нижней части диффузора через переходное кольцо. Её диаметр – 50 мм (2 дюйма). Высота магнитного зазора – 8 мм, линейный ход диффузора – по 14 мм в каждую сторону. Магнитная система без осевого отверстия, так что корпус можно делать неглубоким и упереть динамик мотором в заднюю стенку. Удивительно, но при такой конструкции даже при большом ходе абсолютно не возникает струйных шумов, хотя из окон под фланцем центрирующей шайбы при разминке динамика дуло неслабо (к слову, на принцип вентиляции мотора тут тоже имеется патент).

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Конструктивные особенности JL Audio 10W3v3-4:
Номинальный импеданс – 4 Ом
Диаметр звуковой катушки – 50 мм (2 дюйма)
Высота магнитного зазора – 8 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 14 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – 150-500 Вт на 4 Ом

После «мануального массажа» центрирующей шайбы и пары часов разминки на свип-тоне 20-80 Гц измеренные параметры совпали с заявленными до неприличия точно. Не знаю, то ли производителя похвалить, то ли самому похвалиться этим, но такую предсказуемость, определённо, можно считать плюсом. Подвижка не самая тяжёлая в этом тесте, подвесы мягкие. Рекомендация использовать усилители с мощностью 150-500 Вт (на 4 Ом, естественно) выглядит логичной.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Заявленные / фактические параметры JL Audio 10W3v3-4:
Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 31 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 32 л / 32 л
Qms (механическая добротность) – 7,02 / 6,94
Qes (электрическая добротность) – 0,52 / 0,50
Qts (полная добротность) – 0,48 / 0,46
Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 128 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 13,4 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом / 3,6 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,9 дБ / 84,8 дБ

Гармонические искажения в рабочей области частот невысокие, более-менее заметный рост наблюдается лишь ниже 40 Гц, но и то в умеренных пределах. На АЧХ есть небольшой горб в районе 800 Гц (возможно, особенность составной конструкции полипропиленового диффузора, но утверждать не берусь), но это уже за пределами рабочего диапазона сабвуфера.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Производитель рекомендует ЗЯ 18 литров и ФИ 32 литра с портом на 32 Гц. Что касается ЗЯ, то жёстко вымерять объём нет необходимости, динамик будет отлично работать, если сделать корпус чуть меньше или больше. А вот с ФИ немного интереснее. По расчётам весь пар должен уйти ниже 40 Гц, что не всегда можно считать плюсом. Но если сделать корпус по рекомендациям, с узким и длинным щелевым портом, то на деле получится что-то среднее между ЗЯ и ФИ – бас получится достаточно глубоким для 10-дюймового калибра, но при этом не превратится в гуделку, а сохранит музыкальность и жанровую универсальность.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

4. Hertz MP 250 D2.3

Сабвуфер принадлежит к «предтоповой» серии Mille Pro. Поставляется без защитного гриля, но в каталоге предлагаются опциональные Hertz MPG 250 (с парой дуг) и Hertz MP 250.3 (сетка). Диффузор имеет фирменный профиль V-Cone. Материал – жёсткий целлюлозный композит с минеральными добавками и полимерным покрытием лицевой стороны.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

По внешнему виду центрирующей шайбы можно предположить, что звуковая катушка здесь огромная. Но нет диффузор и каркас катушки соединяются через переходное пластиковое кольцо, и диаметр катушки здесь составляет 65 мм (2,6 дюйма). В принципе, тоже немало. Высота магнитного зазора (а вместе с ним и рабочая длина звуковой катушки) большая – 12 мм. Впрочем, общая длина катушки тоже немалая – 46 мм, и линейный ход диффузора составляет по 17 мм в каждую сторону. Резиновый пятак на торце мотора – специально для тех, кто любит делать корпуса с минимальной глубиной. Даже если динамик упрётся этим пятаком в заднюю стенку, вентиляционные отверстия останутся открытыми и работоспособными. При большом ходе есть лёгкие струйные шумы в районе фланца центрирующей шайбы, но некритичные, при установке в корпус на работу саба не влияют.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Конструктивные особенности Hertz MP 250 D2.3:
Номинальный импеданс – 2+2 Ом
Диаметр звуковой катушки – 65 мм (2,6 дюйма)
Высота магнитного зазора – 12 мм
Линейный ход диффузора (в каждую сторону) – 17 мм
Рекомендованная RMS мощность усилителя – н. д.

Ещё один участник, у которого механические параметры попали в заявку с высокой точностью. Электрические немного ушли, но, во-первых, в разумных пределах, а во-вторых, в лучшую сторону. Если коротко, то во многом концепция Hertz MP 250 сопоставима с другим участником – JL Audio 10W3 – мягкий подвес, сильный мотор, да и остальные сопоставления наводят на такие мысли. Разве что подвижная система немного тяжелее, из-за чего резонанс оказался ниже. Такое ощущение, что саб Mille Pro делали именно с оглядкой на «третью» серию JL Audio, но постарались, чтобы он лучше забирался в самый глубокий бас. Во всяком случае, если учесть, что Elettromedia во многих моделях действительно ориентируется на американский рынок, это многое бы объяснило.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Заявленные / фактические параметры Hertz MP 250 D2.3:
Fs (собственная резонансная частота) – 27 Гц / 26 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 31 л / 33 л
Qms (механическая добротность) – 5,80 / 5,47
Qes (электрическая добротность) – 0,53 / 0,47
Qts (полная добротность) – 0,50 / 0,43
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 187 г / 184 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,5 Тл м / 15,2 Тл м
Re (сопротивление постоянному току) – 1,8 + 1,8 Ом / 3,6 (1,8 + 1,8) Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,5 дБ / 83,1 дБ

Характеристики у Hertz примечательные – крайне низкие искажения и отсутствие явно выраженных резонансов (лёгкий перепад фазовой характеристики в области 500 Гц погоды не делает). Неожиданно интересный сабвуфер.

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Рекомендации производителя – 17 литров «чистыми» для ЗЯ и 22 литра для ФИ с портом на 38 Гц. В описании приведены размеры щелевого порта, он узкий и длинный, с переменной шириной на выходе. При указанных пропорциях воздушная масса будет в нём заметно демпфироваться (в отличие, например, от круглого порта), и опасаться бубнения на одной ноте вряд ли нужно. Впрочем, я бы всё равно выбрал ЗЯ – он более универсальный и не такой капризный (компактные ФИ не позволяют особо поиграться с настройкой порта).

лучший саб 10 дюймов. Смотреть фото лучший саб 10 дюймов. Смотреть картинку лучший саб 10 дюймов. Картинка про лучший саб 10 дюймов. Фото лучший саб 10 дюймов

Вот как? Как итальянцам удалось сделать длинноходный сабвуфер (а 34 мм от края до края – это вам не шутки) так, чтобы не потерять в разборчивости и сделать бас плотным и вибрирующим? На самом деле ответ заложен в геометрии мотора (высота магнитного зазора аж 12 мм), но на прослушивании получилось всё равно неожиданно – сочный мясной бас и нехилый такой запас громкости. Но усилитель ему нужен хороший – подвижная система тяжёлая, и какой-нибудь задохлик тут не подойдёт. Если Elettromedia действительно проектировали этот саб с оглядкой на американский рынок, то на пьедестале «американской классики», определённо, становится тесно.

Поскольку материал получился большой, уместиться в один пост оказалось проблематично. Продолжение отчёта и короткие выводы по каждому из восьми участников читайте тут:

Источник

Сабвуферы калибра 10 дюймов до 3600 рублей

Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

Разбившись на пятёрки

В сегодняшнем тесте участвуют 12 сабвуферов. Только не надо спрашивать, как это можно разбить группу из 12 участников на пятёрки. Сам удивляюсь.

Philips CSPI 1000/51 | Dragster DWB 105 | TEAC TE-SW205 | Kicker ES104 | Memphis 15-SR10S4 | MB Quart ONX254 | Phoenix Gold R110d | Alpine SWG-1044 | VIBE BA10-V4 | Ivolga Drive 10C | JL Audio 10WX-4 | Auditor Rip-250P DB

Лидирующие позиции в нашей отрасли, как вы, конечно, знаете, занимают «двенашки», «десятки» идут за ними, строго соблюдая требование дорожного знака «обгон запрещён». Все прочие типоразмеры (которых осталось два) на обгон и не претендуют. Есть у «десяток», однако особенность чисто мировоззренческого характера, отсутствующая у остальных типоразмеров, как опережающих, так и отстающих в движении по платной магистрали «объёмы продаж». У «двенашек» стоимостной спектр сплошной, как у солнечного света, а у десяток — полосками, как у натрия, и вот почему.

Есть две причины, по которым покупатель предпочитает этот калибр, а производитель, зная обе, этот калибр закладывает в тот или иной проект. Первая причина — практическая: 10-дюймовая головка дешевле (ненамного, говорю для порядка), а главное — требует меньшего объёма оформления (теперь уже намного).

Вторая причина: «десятка» — признанно аудиофильский калибр. Здесь нет никакой метафизики и нумерологии, причины совершенно естественнонаучные, но сейчас не совсем подходящий момент разбирать их по косточкам, потому что участники конкретно этого теста находятся в зоне действия первой из двух причин. Но нельзя не сказать, что эксклюзивные и супердорогие головки, ориентированные на самое высокое качество звучания, нередко (в масштабах своей, по определению немногочисленной, стоимостной категории) появляются только в калибре 10 дюймов. Примеры: Audison Thesis, Pioneer RS, Brax Matrix. Как-то так…

Доступные 10-дюймовые сабвуферы с наибольшей вероятностью попадают в недорогие авто. Или нет, не так. Они охотнее всего попадают в относительно компактные авто, многие из которых — недорогие.

И независимо от того, Lanos это или Lotus, лидирующим требованием, предъявляемым к басовому звену, будет компактность оформления, а «десятки» этому требованию отвечают наилучшим образом. Типичный объём закрытого ящика, в котором достигается наиболее ровная частотная характеристика, для участников нынешнего теста составляет 15 — 20 л. А иные из них способны продуктивно работать в объёме 9 — 11 л. Кстати, 9 л — это минимальный объём прямоугольного ящика для «десятки», то есть такого, в который головка помещается без ухищрений и не упирается магнитом в заднюю стенку. (Внутренние размеры 230 х 230 х 200 мм минус 1,5 л вытесняемого головкой объёма.) Формально всё здорово.

Если же без формализма… Давно известно: чем выше чувствительность головки, тем больший для неё требуется ящик. И наоборот, чем компактнее оптимальный ящик, тем меньше чувствительность. Сегодняшний тест в очередной раз подтвердил эту закономерность: наивысшие оценки за компактность получили те же участники, которые по реальной чувствительности оказались в отстающих. Разумеется, тут мы открытия не сделали, это одна из фундаментальных закономерностей электроакустики. Помните, как выглядят аудиофильские «колоночки», предназначенные для работы с маломощными ламповыми усилителями и потому имеющие высокую чувствительность? Что-то вроде кухонных «пеналов». У нас, конечно, мощности иные, усилитель сабвуфера просто обязан выдавать в нагрузку, скажем, 200 Вт, но если чувствительность головки 82 дБ/Вт, то при этой мощности звуковое давление даже теоретически не превысит 105 дБ, а это совсем не рекорд по SPL. Конечно, салон автомобиля — не безэховая камера, в нём набежит ещё децибел несколько, но для подавляющего большинства конструкций головок пропорциональность между напряжением сигнала и звуковым давлением будет нарушена при куда более низкой мощности, так что из тех 105 дБ надо ещё сколько-то вычесть. При работе в ЗЯ акустическое усиление редко превышает пару децибел, и есть ощущение, что в погоне за компактностью оформления кое-кто из производителей перегнул палку.

Как-то я очень лихо разобрался с акустическим усилением, наверное, надо ещё вернуться к этой позиции. Думается, те из вас, кто давно читает «АвтоЗвук», уже усвоили, что акустическое усиление зависит от величины фактора EBP (потому мы его и даём), но для тех, кто ещё не совсем в теме, придётся повторить. Величина EBP представляет собой отношение частоты собственного резонанса головки Fs к её электрической добротности Qes. Чем выше EBP, тем меньше акустическое усиление в любом оформлении, хотя для ФИ диапазон изменения усиления значительно шире. Одновременно чем выше EBP, тем ровнее АЧХ в ЗЯ. По уточнённым данным, граничное значение EBP, при котором АЧХ помещается в допуск «менее 2,0 дБ» (в диапазоне 25 — 100 Гц), равно 50. (У одного из сегодняшних участников при EBP, равном 49,5, минимальная неравномерность АЧХ ровно 2,0 дБ.) По мере роста показателя EBP может возникнуть такая ситуация, когда усиление в ЗЯ становится отрицательным. В фазике усиление всегда положительное, оно может лишь снизиться примерно до 3 дБ. Величина акустического усиления в ФИ в какой-то мере зависит от частоты настройки порта: ниже частота — меньше усиление. Это ещё одна фундаментальная закономерность — за расширение полосы вниз приходится платить реальной чувствительностью. А низкую частоту настройки порта нужно выбирать для головок с низкой частотой собственного резонанса. В сегодняшней группе встретились четыре участника (то есть каждый третий) с частотой собственного резонанса ниже 30 Гц, у одного из них эта частота оказалась равной 22 Гц — как у домашней басовой головки. А вообще для нашего ФИ с нормированной формой АЧХ частота настройки порта колеблется от 29 до 37 Гц. Если частота настройки выше, АЧХ приобретает «колбасный» характер, переходящий в SPL. Ниже — возникает ненужная раскачка на инфразвуке вкупе с растущей неравномерностью в области информативного баса. Впрочем, что для кого-то «колбаса», для другого вполне спокойная музыкальная настройка.

Заметим, как делали уже не раз: на практике оформление ФИ у «десяток» нередко оказывается труднореализуемым как раз из-за малых объёмов оформления. Фазоинвертор — это разновидность резонатора Гельмгольца, он придуман за 80 лет до первого динамика, поэтому не подозревает о его существовании, продолжая жить по законам акустики (а не электроакустики и не рынка). А по этим законам чем меньше объём, тем длиннее должна быть труба (при той же частоте, а она у нас — та же, с чего бы ей стать другой?). В итоге тоннель требуемой длины никак не помещается внутри компактного корпуса, а вариант оформления ФИ остаётся теоретической возможностью. Однако если вспомнить одно из предназначений «десяток» — быть отрадой аудиофила, оплакивать фазоинвертор и не стоит: истинные ценители точного баса признают только ЗЯ.

Отличительной особенностью наиболее доступных сабвуферных головок остаются скромные размеры магнитов. Скажем так, из дюжины одноклассников только двое требуют от вас определённого напряжения мышц, остальные берутся одной левой. Не будь они «десятки», полная добротность у многих из них была бы выше единицы. Но благодаря лёгкой подвижной системе (в сравнении с другими типоразмерами) ни у одного из участников не была зафиксирована добротность выше (или даже равная) 0,8. Есть и ещё один фактор — чуть ли не половина одноклассников (пять из двенадцати) имеют диаметр звуковой катушки 1,5 дюйма (38 мм во французских единицах), что позволяет использовать облегчённые магниты, но и ужесточает требования к подводимой мощности. С заявленными производителем мощностями ситуация привычная. В том смысле, что даже при желании не удаётся обнаружить какую-то корреляцию между конструктивными особенностями головок и указываемой изготовителем мощностью. Скажем, для одной головки с 1,5-дюймовой катушкой указана RMS-мощность 400 Вт, а для другой, с катушкой калибром 2 дюйма — 125 Вт. Мы по-прежнему призываем ориентироваться на среднеквадратичную мощность 150 Вт для головок с 1,5-дюймовыми катушками и 250 Вт, если диаметр катушки 2 дюйма.

Почти половина участников сегодняшнего теста (опять же пятеро) имеет двухсекционные катушки. Принято думать (вернее, принято слышать от производителей), что динамики с такими катушками обладают большей гибкостью в инсталляции. Как нам кажется, здесь это безоговорочно относится только к головкам с формулой импеданса 2 + 2. У них можно к каждой секции подключить канал «обычного» усилителя (для которого минимум импеданса нагрузки 2 Ом) либо каналы включить мостом, а секции соединить последовательно на 4 Ом (таков минимум для «обычных» усилителей в мостовом режиме), если же запланировано использование моноблока с допустимым импедансом нагрузки 1 Ом, секции надо будет включить параллельно.

Если же импеданс каждой секции 4 Ом, то практических вариантов существенно меньше. Секции, включённые параллельно, дадут импеданс, слишком низкий для «обычного мостом» и слишком высокий для полного использования возможностей моноблока, раздельно по каналам — опять работа вполсилы, так что в этом случае гибкость — мнимая. Пользуясь случаем, напомню: 2-омные секции (2 + 2) мы при измерениях включаем последовательно, а 4-омные (4 + 4) параллельно. Параметры Тиля — Смолла от способа включения, разумеется, не зависят, меняется только величина силового фактора Bl. Если импеданс катушки отличен от 4 Ом, мы сообщаем, каким был бы силовой фактор 4-омного «аналога» при той же конструкции магнитной системы. Чисто для ориентира.

Интересно, что почти у половины участников теста (если я скажу, что этих тоже пятеро, вы уже не удивитесь) так называемый составной диффузор. То есть сверху шаровой (или параболический) сегмент, а снизу — обычный полноразмерный конус. Плюс такой конструкции — повышенная жёсткость. Минус — масса, тоже повышенная. Конечно, сабвуфер не пищалка, прямого резона облегчать подвижную систему вроде бы не видно, однако повышенная масса оборачивается пониженной чувствительностью. А ещё бросается в глаза «победное шествие» винтовых зажимов (угадайте с пяти раз, у какого количества участников были обнаружены такие зажимы?). Лично я к винтовым зажимам отношусь сдержанно, подозреваю, что от вибраций они могут ослабнуть, а ежели затягивать их плоскогубцами, недолго и провод перерубить. Но, значит, имеется и иное мнение.

Теперь осталось перечислить особенности устройства головок, которые в ходе описания конструкции мы будем подразумевать по умолчанию. Материал подвеса — резина. Центрирующая шайба плоская с регулярной формой гофров. Контактные зажимы пружинного типа. Диаметр звуковой катушки 51,8 мм, сиречь 2 дюйма. Высота ферритового кольца 20 мм (если она не указана). Диффузородержатель, разумеется, штампованный, сегодня встретится лишь одно (и небесплатное) исключение из этого правила. Как обычно, считаем, что на нижней шайбе магнитной системы присутствует внутренняя кольцевая проточка, на что указывает характерный прилив снаружи.

А теперь вопрос на внимание: сколько пятёрок (в смысле групп по пять) вы насчитали? Четыре? Садитесь, неправильно. Значит так. Головки с двухсекционной катушкой — пять. Головки с катушкой в полтора дюйма — столько же. Динамиков с составным диффузором тоже. Столько же в сегодняшнем тесте участвует сабвуферов с винтовыми зажимами. И ровно столько же — с пружинными. Итого наша группа из двенадцати разбивается на сколько подгрупп? Теперь правильно, садитесь, пять…

МЁД & ДЁГОТЬ

Участников розыгрыша призов сегодня было много. Претендентов на награды — тоже. Призы самого высокого разбора достаются Alpine и Phoenix Gold. На Alpine лучше не подавать запредельную мощность, Phoenix Gold имеет не самую высокую чувствительность, других претензий к победителям мы сформулировать не смогли. С минимальным отставанием от лидеров финишировали сразу пятеро (опять!) участников. Это Philips, VIBE, Ivolga, JL Audio и Auditor. У одного из них (VIBE) низковата чувствительность, поэтому ему достаётся «Рекомендация». Auditor на фоне остальных выглядит существенно более солидно сделанным басовым устройством, но нам не совсем понравились его характеристики линейности. Поэтому пока тоже ограничимся «Рекомендацией», подтверждающей, что по большинству характеристик сабвуфер — хоть куда. Оставшиеся трое становятся «Фаворитами», но и к этому мы сделаем комментарий. Основная масса награждённых оккупировала вторую половину теста, а Philips был открывающим, так как предъявил самый легковесный ценник. За что ему, помимо уже оформленной награды, отдельный респект.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *