лучший сабвуфер для домашнего кинотеатра
Сабвуфер – какой покупать и для чего?
Добавляем басов со знанием дела
Сабвуфер – какой покупать и для чего?
Добавляем басов со знанием дела
Что только не пытаются нам сегодня продать под названием «сабвуфер»! Начиная от малюсеньких настольных кубиков размером со стакан и заканчивая встроенными в ноутбук 20-мм пищалками на широком подвесе. Конечно, никаких ноутбуков, планшетов и даже саундбаров с настоящим встроенным сабвуфером не существует. Зато есть целый подраздел домашних акустических систем, предназначенный для качественного воспроизведения нижней части частотного диапазона. Именно о таких аппаратах и о том, какие они бывают и как их правильно выбирать, и пойдет речь в данной статье.
Откуда они взялись?
Собственно, отдельные низкочастотные модули появились на свет практически одновременно с появлением многополосных акустических систем. Задача создания адекватного звукового давления в низкочастотном диапазоне ниже 100 Гц стояла перед создателями АС с самого начала. А поскольку человеческий слух гораздо более чувствителен к средним и высоким частотам, то настроенная, что называется, в линейку акустическая система субъективно может восприниматься как лишенная должного басового фундамента. И это при воспроизведении музыки, что же тогда говорить о передаче низкочастотных эффектов в кино? Конечно, настоящую революцию в этой области совершил Джордж Лукас с внедрением своего стандарта THX в 1981 году, однако и задолго до этого в кинотеатрах устанавливались акустические системы с отдельными низкочастотным модулями. Именно оттуда, а также из студий звукозаписи, они и перекочевали в домашний кинотеатр и домашние стереосистемы, став их неотъемлемой частью.
Конструкция сабвуфера
Сабвуферы бывают активными, то есть со встроенными усилителями и другой электроникой, и пассивными, которые требуют внешнего усиления. Последние в настоящее время практически полностью перекочевали в раздел профессионального и инсталляционного оборудования. Такая конфигурация удобна тем, что вынесенная за пределы корпуса электроника может устанавливаться, где угодно, а сам сабвуфер раз и навсегда размещается в необходимом месте. И для управления его настройками нет нужды даже подходить к нему.
Конструктивно сабвуфер представляет собой одну или несколько динамических головок большого диаметра, установленную в корпусе. Бескорпусные модели используются для установки в ниши помещений в составе инсталляционных проектов.
Акустическое оформление активных сабвуферов, чаще всего, представляет собой фазоинвертор либо закрытый корпус. Популярны также варианты с фазоинвертором в виде пассивного излучателя, то есть лишенного магнитной системы динамика. Однозначного преимущества ни один из видов оформления не имеет, все зависит от мастерства разработчика и используемых динамиков, каждый из которых рассчитан на оптимальную работу в определенном акустическом оформлении.
Обычно в сабвуферах устанавливаются динамические головки диаметром от 200 мм (8 дюймов) и до 457 мм (18 дюймов), диффузоры большего диаметра, как правило, встречаются редко и в очень дорогих моделях. Существует два подхода к конструкции современных активных низкочастотных модулей. Первый заключается в установке мощных головок диаметром 8-12 дюймов с длинным ходом и усилителей повышенной мощности, позволяющих держать в узде тяжелый диффузор и большую катушку. Второй подход предполагает использование «быстрых» динамиков 12-18 дюймов с низкой добротностью и соответствующих им усилителей, в этом случае перемещение нужного объема воздуха достигается не за счет большого хода диффузора, а за счет его увеличенной площади. Однако на практике разработчику приходится сочетать два подхода для получения сбалансированного результата.
Обязателен ли отдельный сабвуфер в домашнем кинотеатре?
Если вы хотите получить ощущения, близкие к тому, что вы слышите при походе в кино, то да – обязателен. Без него можно обойтись в том случае, если фронтальные пары имеют активную басовую секцию, оснащенную солидными динамиками и мощными встроенными усилителями. В том же случае, если у вас есть только AV-ресивер и обычные напольные колонки типа «столбик», то сабвуфер вам однозначно потребуется. Только в этом случае вы получите нужный уровень звукового давления в диапазоне, в котором сосредоточены все низкочастотные спецэффекты.
Нужен ли сабвуфер в стереосистеме?
Это дело вкуса и личных предпочтений. Учитывая, что многие современные акустические системы не отличаются громоподобным басом, то желание добавить несколько лишних децибелов на НЧ абсолютно естественно. Однако необходимо учитывать, что правильная настройка сабвуфера может оказаться затруднена из-за ограничений по месту его размещения, а также в силу конструкции АС. Но об этом мы расскажем ниже.
Какой сабвуфер покупать?
Ответ, казалось бы, очевиден – чем больше и дороже, тем лучше. Однако выбор зависит не только от бюджета, но и от того, как и где вы планируете использовать аппарат. В отношении правильно спроектированных аппаратов размер действительно имеет значение, и чтобы прокачать большое помещение, нужны серьезные мускулы. Может показаться странным, но дороже всего даются последние несколько герц нижней октавы, за создание нужного звукового давления на которых фанаты правильного баса готовы платить серьезные деньги.
Поэтому рекомендацию лучше сформулировать так – покупать нужно качественный сабвуфер, соответствующий вашим задачам и площади помещения. Если речь идет о небольшой типовой комнате площадью около 20 квадратных метров, то вполне можно удовлетвориться одной моделью из той же линейки акустических систем, к которой относятся все остальные колонки вашего домашнего кинотеатра. Как правило, это будет сабвуфер средней мощности с динамиком 8-10 дюймов. Однако если вы хотите озвучить большой зал размером от 40 квадратных метров, то лучше озаботиться приобретением нескольких сабвуферов, причем лучше всего производства фирм, специализирующихся на их выпуске. К таковым можно отнести SVS, REL, M&K Sound, Velodyne, JL Audio.
На что обращать внимание
Помимо большого динамика и мощного встроенного усилителя хороший сабвуфер должен иметь расширенные возможности по подключению и настройке, если только он не предназначен для включения в систему THX, где все настройки низкочастотного канала обычно производятся на уровне процессора.
Наиболее гибкий в настройке сабвуфер должен иметь двухканальный низкочастотный вход на разъемах RCA с регулируемой частотой среза, отдельный монофонический вход LFE с фиксированной частотой среза, высокочастотный вход на акустических терминалах, общий регулятор уровня, плавный или двухпозиционный регулятор фазы. Не лишней будет и возможность беспроводного подключения по Bluetooth или даже Wi-Fi, равно как и система автоматической калибровки.
Сколько платить?
Вопрос вопросов. Практика показывает, что выдавать действительно правильный бас и предоставить возможность гибкой настройки способны сегодня модели стоимостью около 1000 евро и выше. Маленькие кубики в диапазоне 500-600 евро тоже имеют право на существование, но их удел – совсем небольшие комнаты. Скажем откровенно – серьезный аппарат, способный работать на частотах от 16 Гц с нужным уровнем звукового давления обойдется весьма недешево.
Где устанавливать?
Несмотря на то, что на частотах ниже 100 Гц звук не обладает выраженной направленностью, устанавливать сабвуфер где попало нельзя. За счет отраженного звука и интермодуляционной составляющей он все может иногда выдавать свое истинное местоположение. Желательно размещать низкочастотный модуль в передней полусфере звукового поля, оптимально – на той же линии, что и фронтальные громкоговорители. При наличии нескольких сабвуферов в системе можно поиграть их взаимным расположением для того, чтобы в точку прослушивания звук приходил одновременно и в фазе.
До недавнего времени вопрос настройки сабвуфера был одним из самых сложных при инсталляции даже недорогого домашнего кинотеатра. Однако с появлением систем автоматической калибровки сначала в AV-ресиверах и процессорах, а затем и в самих сабвуферах, существенно упростил задачу. Тем не менее, определенная корректировка результатов работы автоматического настройщика может потребоваться. Дело в том, что алгоритмы обычно по умолчанию работают таким образом, чтобы в точке прослушивания вы получали максимум прямого излучения, не затушеванного отраженными сигналами. И в зависимости от акустических условий в зале система настройки иногда может серьезно занижать уровень сигнала в канале LFE, если при помощи введения временной задержки и фазовой коррекции не получается добиться нужного результата. То есть сигнал в итоге получится чистым, но слабым. В большинстве случаев достаточно будет затем в ручном режиме поднять уровень на несколько децибелов, чтобы получить искомый бас.
Более того, для интеграции активного сабвуфера в музыкальную стереосистему потребуется большая степень ручного труда. Любители трифоника знают, насколько трудным иногда бывает процесс грамотного согласования, например, полочных мониторов и единственного на два канала сабвуфера. Детальная инструкция по настройке в разных сценариях не входит в задачу данной статьи, однако главное правило для любого правильно настроенного сабвуфера давно известно и не менялось. Сабвуфера не должно быть слышно! То есть слушатель не должен на слух определить не только местоположение аппарата, но и вообще догадаться, что в системе работает сабвуфер. А это означает, что низкочастотный модуль должен быть идеально согласован с основными АС по уровню, фазе и временным характеристикам. Качественный и правильно настроенный сабвуфер выводит звучание системы на другой уровень, делая его более объемным, воздушным и масштабным, не меняя его основного характера.
ТОП-10 лучших сабвуферов для дома
Рано или поздно у многих владельцев акустических систем или домашних кинотеатров возникает желание прокачать низы для наслаждения первоклассным звучанием басов и эффектом присутствия в кинотеатре. Ни одни колонки не сравнятся с хорошим сабвуфером. Как выбрать саб, который на 100% обеспечит мощные и чистые басы, не будет слишком требователен к размещению, не станет раздражать дребезжанием, гудением и бестолковым буханием вместо бархатистых низких частот — полезная информация при поиске оптимальной модели.
Сабвуферы — устройства, которые могут отдельно воспроизводить низкие и даже инфразвуковые частоты. Именно эти басы делают звук объемным, глубоким и громким. Создается обволакивающий драматический эффект присутствия и реалистичности спецэффектов в кино. Создание моделей сабов подчинено разделу физики под названием «Акустика». Именно законы физики определили внешний вид и конструкцию современных сабвуферов. В зависимости от исполнения различают несколько видов этих устройств.
По типу взаимодействия динамика с корпусом сабы, которые массово продаются, бывают:
В закрытом не происходит взаимодействия динамика с воздухом, что меньше искажает звук. Минус — он испытывает больше давления и перегрузок при повышении громкости и мощности звучания. Такие устройства — сложные инженерные конструкции. Стоимость их довольно высока. Зато они не так зависимы от выбора места в помещении для идеального отыгрывания низких частот.
Фазоинверторные модели более распространены, т.к. проще и дешевле. Через порт фазоинвертора происходит обмен воздухом, на динамик идет меньше давления, но зато поверхность пола и обстановка помещения больше влияют на звук, могут искажать и гасить его. Именно с фазоинверторными сабами приходится искать оптимальную точку в комнате для лучшего звучания басов.
А по подаче мощности различают:
В активном сабе усилитель встроен в корпус. Это удобно, не требует тонкой настройки всех компонентов акустической системы, т.к. производители сами ставят фильтр высоких частот. Активный тип сабвуферов уверенно вытесняет более дешевый пассивный благодаря комфорту использования простыми пользователями. Можно просто подключить устройство в систему (или к телевизору, компьютеру), и она будет четко работать, не требуя точной отладки, специальных навыков и знаний. Люди готовы переплатить за удобство и простоту работы с такой акустикой.
Пассивные сабы требуют подключения к внешнему усилителю. Если есть опыт в этой сфере, то такой тип сабвуфера не будет минусом. Ведь можно собрать систему с очень мощным усилителем в пределах 1000 ватт, которому под силу прокачать любые басы. Также этот вариант идеален, если хочется создать настоящий эффект кинозала с помощью 2 или 3 сабов.
Еще один важный параметр техники — это диаметр диффузора у динамика. Чем больше этот показатель, тем больше мощных басов способен выдать сабвуфер. Сейчас самые распространенные размеры в дюймах:
Часто производители выпускают линейку из 3 моделей в 3 типоразмерах, соответствующих еще и 3 ценовым категориям: 8 дюймов — дешевая модель, 10 дюймов — средняя цена, 12 дюймов — топовая дорогая модель.
Прослеживается взаимосвязь между диаметром динамика и оптимальной площадью помещения для саба:
Поэтому не стоит для маленькой заставленной мебелью комнаты покупать устройство с огромным динамиком. И басы как следует не раскроются, и обстановка, и соседи могут пострадать.
Критерии выбора
Выбирать специализированную технику всегда сложно. Особенно это касается акустической системы, т.к. попытки ориентироваться на отзывы владельцев и обзоры экспертов обречены на неудачу — восприятие звука у всех очень индивидуально. Рейтинги лишь помогают собрать информацию. Как же купить сабвуфер для дома и не прогадать?
Прежде всего, нужно определиться с ценовой категорией и узнать самые популярные в ней модели разных брендов. Обычно речь идет о 3 сегментах:
Затем нужно пойти в магазин и выбрать несколько сабов под свой бюджет для сравнения их звучания. Это сразу снимет многие вопросы и развеет лишние сомнения. Вживую выбирать гораздо проще, а главное — можно сразу получить представление об эффекте от сабвуфера. Если дома устройство будет звучать хуже, то нужно или дать ему время на разогрев, или искать оптимальную точку в помещении.
После определения фаворита по звуку стоит обратить внимание на то, насколько он подходит вашей ситуации:
Закрытый тип сабвуфера не требователен к месту в помещении, если в комнате мало свободного пространства и много мебели, то лучше выбирать из подобных моделей.
Лучший сабвуфер для дома
Yamaha YST-SW315
Лучший саб с Hi-Fi звучанием для домашней акустики. Достойный продукт известного своим качеством бренда. Есть 2 предустановленных режима. При грамотном расположении в небольшой комнате звучание в режиме кино практически безупречно. Режим прослушивания музыки не так идеален, но соответствует цене девайса. Регулировок хватает для точной настройки. Отдельный сильный плюс — стильный дизайн модели в черном полированном лаке. Производитель постарался сэкономить на мелочах (нет кабеля и пульта в комплекте, внутри корпусу не хватает шумоизоляции), чтобы покупатели смогли позволить себе относительно недорогой сабвуфер с мягкими и мощными басами.
Jamo SUB 210
Несмотря на маленький размер, этот «кубик» хорошо себя показывает в помещениях до 40 м². Владельцы отмечают красивый и мягкий бас, который получают с помощью саба. Для музыки не дотягивает верх, иногда начинает гудеть и бубнить. Но для мощных низов при просмотре фильмов и в играх подходит вполне. Нужно быть осторожнее с материалом корпуса — на стыках отходит пленка. Зато в комплекте очень качественный кабель, которым сразу можно подключить устройство.
JBL LSR310S
Студийный сабвуфер, предназначенный для использования в домашней студии и для подключения профессионального оборудования. В нем применяется запатентованная JBL технология волновода Image Control Waveguide, благодаря которой звук басов без искажений воспринимается в любой точке помещения. Корпус МДФ и фирменный дизайн порта фазоинвертора делают узнаваемым внешний вид модели. Динамичные, почти клубные басы уверенно звучат без потери качества на всех частотах. Заявка на профессиональный студийный уровень оборудования не совсем удалась.
Pioneer S-51W
Очень качественный недорогой саб от известного бренда. Идеально работает в паре с таким же ресивером. Дает чистый и ясный бас на любой частоте, но не хватает хода динамика на большой громкости, похрипывает. Вентилятор усилителя работает неслышно. Для фильмов за свою цену даже перерабатывает. Мощно отыгрывает басы всех звуковых дорожек. С музыкой звучит не хуже, но требовательным меломанам лучше подобрать более дорогое Hi-Fi оборудование. Хорошо работает с любой конфигурацией помещения. Звучит даже в углу, что может не каждый саб.
Bowers & Wilkins ASW610
Один из лучших сабвуферов для домашнего кинотеатра от фирмы, которая успешно позиционирует свои модели на рынке акустики в средней и дорогой ценовой категории. В модели очень много продуманных мелочей, начиная от выбора цвета из 4 предложенных, до комплектации шипами и мягкими ножками. Устройство отличается наличием 2 цифровых модулей, которые заменяют стандартный усилитель. Большой кевларовый динамик имеет 2 звуковые катушки, что обеспечивает динамику звучания и быструю реакцию при переключении частоты. Материал диффузора и его конструкция — инновация Bowers & Wilkins.
Wharfedale SPC-10
Просто отличный выход для тех, кому нужен мощный звук в фильмах, качественные басы для музыки, но за приемлемые деньги. Устройство — лучшее соотношение цены и качества. Это средний саб в линейке из 3-х девайсов с диффузорами размеров 8, 10 и 12 дюймов. Интересный дизайн: не стандартный куб, а трапециевидный. Такой корпус решает конструкторскую задачу раскрыть низкие частоты без гудения. Немного огорчают непрезентабельные шипы и резиновые подножки к ним.
Boston Acoustics ASW 250
Аналог недорогих сабов Yamaha. Неплохие по чистоте басы, но не самый мощный девайс. Мощности усилителя 100 Вт иногда не хватает, чтобы прокачать низы в музыке. Спецэффекты в кино отрабатывает. Может подвисать из-за автоотключения — не успевает включиться и пропускает нужный момент в озвучке. Собран качественно, материалы корпуса и диффузора не хуже, чем в гораздо более дорогих сабах. Производит впечатление добротной вещи. Но слабоват для прослушивания музыки.
DALI SUB E-12 F
Продукт европейского бренда, славящегося дорогим акустическим Hi-Fi оборудованием. Сборка и производство в Дании, что подкупает соответствием цены действительно высокому качеству. Есть выбор цвета и исполнения кубического корпуса (орех, черный лак, белый глянец). Никаких претензий к звучанию бархатного мощного баса на любых частотах ни при просмотре кино, ни при прослушивании музыки нет. Звук просто идеальный. Усилитель 170 Вт немного не дает разогнаться динамике басов. Но это если совсем придираться. Устройство подходит для студий и домашних кинотеатров в помещениях до 30-40 м². Коннектится с любым оборудованием без капризов.
Samsung SWA-W700
Этот сабвуфер предназначен для акустической системы Soundbar. Качество продукции от именитого бренда как всегда на высоте, но за свою стоимость от устройства пользователи ожидают большего. Для меломанов, понимающих толк в Hi-Fi звучании, однозначно не пойдет. В качестве прокачки басов для домашнего кинотеатра, озвучивания мощных взрывов в играх — самое то. Подкупает невероятно стильный дизайн передней панели. На задней панели традиционно уже размещены регулировки. Есть все нужные разъемы и настройки. Трудно подключить с непривычки.
Sony SA-CS9
Лучший бюджетный саб. Инженеры Sony смогли создать достойную начинку этому акустическому устройству, а производитель смог дать низкую цену за счет дешевой отделки корпуса. Первое время пластик может издавать неприятный запах при работе сабвуфера. Модель отличает качественное звучание низов примерно с 28 Гц. Много плюсов, которые характерны больше для девайсов в 1,5-2 раза дороже: большой 10 дюймовый динамик, необходимые регулировки (громкости, частоты среза), все нужные входы для подключения в систему. Бархатные чистые басы обеспечивает НЧ фильтр. Для кино и игр великолепен, для прослушивания музыки — меломанам есть, к чему придраться по качеству и динамике звука.
Важные советы
16 тонн. Сравнительный тест сабвуферов
Конструкция
Эта модель довольно старая и уже снята с производства. Сабвуфер использует 250-мм динамик с бумажным диффузором, установленным на переднюю стенку. Динамик оснащен увеличенной магнитной системой, надежной звуковой катушкой и улучшенным подвесом. Порт фазоинвертора выведен на днище и направлен в пол. Усилитель сабвуфера имеет мощность 100 Вт и работает в классе A/B. Для уменьшения искажения при перегрузках используется ограничительная цепь.
Функции
Радует наличие отдельного LFEвхода. Может оказаться полезным НЧ-фильтр на высокоуровневом выходе, настроенный на подавление частот ниже 100 Гц. Регуляторы громкости и частоты среза фильтра кроссовера движутся не плавно, а мелкими шагами.
Звук
Не очень громкий сабвуфер, с неплохим контролем. Глубина баса не рекордная. Универсальный саб для музыки и кино.
Наиболее ровную АЧХ удается получить при среднем положении регулятора частоты среза. Затухание у фильтра небольшое. Согласование с сателлитами может иметь сложности. Регулировка кроссовера сдвинута в высокочастотную область. Начиная от 40 Гц уровень КНИ держится ниже 1%, а по большей части и ниже 0,5 %. Очень ровный характер графика говорит о хорошо продуманной конструкции и тщательном демпфировании. Заметно меньше искажений модель показывает на высокой громкости.
— Низкая перегрузочная способность
Конструкция
Эту модель компания представляет в разделе «Мультимедиа» продукции. Впрочем, сабвуфер выглядит, как вполне обычный, с той лишь разницей, что предусмотрен линейный выход на сателлиты с переключаемым фильтром НЧ. Длинноходный 240-мм динамик расположен на передней панели. Его диффузор изготовлен из фирменного магниево-силикатного полимера. Динамик работает на закрытый объем. Усилитель мощностью 140 Вт оснащен небольшим радиатором.
Функции
Схема управления сабвуфером несколько необычна, что поначалу приводит в замешательство. Но даже разобравшись с ней, в итоге нам не удалось получить оптимальный результат.
Звук
Этот саб нас несколько разочаровал: в первую очередь глубиной баса и во вторую — низкой перегрузочной способностью. Громко — это не к нему. В остальном, контроль и рельеф баса неплохие. Думаю, что медийные запросы этот сабвуфер удовлетворит легко, он так же будет неплох и для стерео.
В диапазоне частот 50–100 Гц АЧХ сабвуфера можно считать ровной. Однако отметим малую крутизну среза. Согласование с маленькими колонками с крутым спуском не будет гладким. Отключение кроссовера заметно продлевает рабочую область частот в сторону СЧ. На удивление ровным графиком КНИ может похвастать эта модель. При этом уровень КНИ очень низок, и даже некоторый подъем на самых низких частотах не мешает показать сабвуферу один из лучших результатов в тесте.
Конструкция
MM-8 — самая маленькая в тесте модель, но при этом и самая мощная (1200 Вт). Небольшой корпус чудом вмещает 200-мм динамик с алюминиевым анодированным диффузором (фронтальная стенка) и два пассивных радиатора (по бокам корпуса) такого же размера. Цифровой усилитель способен выдавать мощность 1200 Вт, но, похоже, это все-таки импульсная мощность, поскольку питающая цепь не рассчитана на постоянную нагрузку более 350 Вт. Фирменная схема защиты следит за качеством звука на любой громкости.
Функции
Из особенностей управления можно отметить лишь плавную регулировку фазы 0°–360°. Предусмотрен только один линейный вход.
Звук
Эта модель нас не поразила глубиной баса, чувствовалась также некая синтетика в его голосе. Думаю, это давал о себе знать материал диффузоров. Контроль и артикуляция на среднем уровне. В целом, звуковой результат неплохой. Опять же размеры: эта модель очень компактна.
АЧХ модели страдает небольшими неровностями, амплитуда которых не повлияет заметным образом на звучание. Работа фильтра корректная, отклонения от горизонтального положения графика (начиная от 50 Гц) небольшие. К сожалению, ниже 50 Гц спад АЧХ заметно усиливается. КНИ сабвуфера держится в пределах нормы вплоть до 40 Гц. Впрочем, среднее значение КНИ — одно из самых высоких в тесте. Средняя громкость для этой модели более предпочтительна.
— Глубокий масштабный бас
— Слабые контроль и артикуляция
Конструкция
Для колонок Cerwin-Vega харак- терны большие черные корпуса с металлическими защитными сетками и фирменные красные подвесы динамиков. На этот
раз черный ящик оснащен одним большим длинноходным динамиком диаметром 380 мм с бумажным диффузором и ли- той корзиной. На задней стенке мы видим два больших фазо- инвертора. Модель оснащена усилителем класса A/B мощно- стью 250 Вт (в пике до 350 Вт), радиатор которого выведен на заднюю стенку. Корпус сабву- фера опирается на резиновые ножки.
Функции
Для удобства кроме линейного и высокоуровневого входов предусмотрен также и отдель- ный LFE-вход, на который не действуют регулировки кроссо- вера. Регулировки громкости, частоты среза и фазы вполне обычны. Небольшой бонус — высокоуровневые выходы.
Звук
Самый крупный сабвуфер в на- шем тесте прозвучал достаточно глубоко, правда, контроль ока- зался невысок. Хороши масштаб и интеграция в стереосистему. Без сомнения, можно рекомен- довать его для ДК и ограничен- но для музыки, т.к. не для всех жанров годится.
Неплохую АЧХ имеет модель от Cerwin-Vega. Спад чувствительности в область низких частот плавный. Кроссовер четко выдерживает границы регулировки, а вот средние позиции регулятора немного смещают частоту среза в сторону низких частот. Влияние кроссовера на громкость не слишком большое. График КНИ хорошо ведет себя на наиболее низких частотах, однако в диапазоне 80–200 Гц величина искажений приближается к 1%. На высокой громкости уровень искажений немного понижается.
— Низкие контроль и артикуляция
Конструкция
Серия DSP ориентирована на использование в домашнем кинотеатре и содержит процессор, оптимизирующий звучание. Основной упор сделан на мощность. Для этого используется динамик с прочным диффузором из угольных и арамидных волокон, связанных полипропиленом, а также с большой магнитной системой. Корпус аппарата тщательно укреплен. Два больших порта фазоинвертора также повышают отдачу сабвуфера. Цифровой усилитель способен выдавать до 900 Вт в импульсном режиме.
Функции
Сабвуфер прост в управлении. В наличии всего два входа (линейный и высокоуровневый) и три плавных регулятора (громкость, частота среза, фаза). Включается сабвуфер автоматически.
Звук
Этот сабвуфер имеет довольно быстрый и глубокий бас, но контроль ниже среднего. Может звучать весьма громко. Настройка проста и понятна. Думаю, что лучшее применение его — для кино.
График АЧХ этой модели очень хорош. Обратите внимание на очень ровный участок АЧХ 40–150 Гц. Так глубоко забраться в область низких частот может далеко не каждый сабвуфер. Процессор (DSP) в сабвуфер, похоже, поставлен не зря. Кроссовер строго соблюдает частоту среза, устанавливаемую на регуляторе. Не подкачал и КНИ. По результатам измерений, в диапазоне от 30 Гц до 200 Гц искажения минимальны, практически везде меньше 0,5 %. Это один из лучших показателей в тесте.
— Достаточно глубокий бас
— легкий в настройке
Конструкция
Модель выполнена в закрытом корпусе среднего размера с отделкой натуральным шпоном или рояльным лаком. Длинноходный 250-мм динамик с красивым белым сферически вогнутым диффузором установлен на дно. Диффузор выполнен по технологии C-CAM: основание из сплава магния и алюминия, покрытое керамикой. В аппарате применяется эффективный цифровой усилитель класса D, поэтому дополнительного теплоотвода не требуется. Большие резиновые ножки помогают гасить нежелательные резонансы.
Функции
Регулятор громкости и кнопки переключения режима эквалайзера EQ-1 и EQ-2 вынесены на верхнюю сторону корпуса. Режим EQ-1 для стерео, EQ-2 — для ДК.
Звук
Сабвуфер не самый быстрый, контроль тоже небезупречен. Хорошо интегрируется в стереосистему. Бас достаточно глубок. Смело можно рекомендовать для ДК и ограниченно для музыки. В зависимости от жанров.
АЧХ сабвуфера описывает характерное поведение частотной характеристики бюджетного аппарата. Диапазон регулировки кроссовера сильно сужен, и при этом заметно меняется громкость. Спуск в сторону низких частот довольно плавный. С повышением громкости растут искажения на низких частотах и уменьшаются на средних, и наоборот. Средний уровень КНИ находится около отметки 0,5 %. Эта модель более корректно работает на низкой громкости чем на высокой.
— Есть призвуки от фазоинвертора
Конструкция
Один из самых больших сабвуферов в тесте. Модель ориентирована в первую очередь на недорогой домашний кинотеатр. Большой 300-мм динамик с полипропиленовым диффузором установлен на сложной формы пластиковой лицевой панели. Два больших порта фазоинвертора расположены прямо под ним. Цифровой усилитель мощностью 225 Вт выполнен по технологии BASH на MOSFETэлементах и числится как класс H. В пластиковых ножках предусмотрена резьба для установки шипов.
Функции
Регулятор громкости и частоты среза вынесены на переднюю панель. Но то, что они расположены почти в самом низу, не совсем удобно. Линейный выход фильтруется на 80 Гц, а высокоуровневый — на 100 Гц.
Звук
Звучание немного разочаровало: бас явно подгуживает, хоть он и глубок. Есть призвуки из фазоинвертора, да и от корпуса тоже. Контроль и артикуляция снижены. Звук весьма крупный и масштабный. Может звучать достаточно громко. Однозначно для кино.
График АЧХ немного наклонен в сторону самых низких частот. При этом наклон настолько ровный и слабый, что границу в ‒10 дБ график пересечет предположительно на отметке 20 Гц. Очень неплохой результат. Регулировка кроссовера недотягивает до верхней границы (вместо 150 Гц получается около 100 Гц). Но, тем не менее, он довольно точен. Немного «гуляет» крутизна среза. Очень низкий КНИ фиксируется в середине рабочего диапазоне сабвуфера. Ниже 50 Гц искажения начинают заметно расти.
— Хороший музыкальный бас
— Сложно отстроится от СЧ
Конструкция
Великобританская компания Castle всегда строго держит марку. Сабвуфер из серии «Classic» в нашем тесте сразу выделяется внешне превосходной отделкой натуральным шпоном, безупречно аккуратной сборкой и даже отдельным подиумом, который необходимо самостоятельно прикручивать к основанию аппарата. Большой 300-мм динамик с бумажным диффузором установлен на переднюю стенку и работает в закрытом объеме. Усилитель мощностью 300 Вт охлаждается радиатором, расположенным на задней стенке.
Функции
Из особенностей управления необходимо отметить не плавную, а пошаговую регулировку частоты среза фильтра кроссовера в диапазоне 35–85 Гц.
Звук
Этот саб не рекордсмен в глубине баса, но он достаточно музыкален, он быстрый и контролируемый. Еще не удалось совсем избавиться от проникновения средних частот. Масштаб звучания хорош. Рекомендуем для любого применения. Хороший универсал.
Ровный участок АЧХ аппарат обеспечивает на частотах от 50 до 100 Гц. Ниже 50 Гц следует плавный ровный спуск АЧХ. Кроссовер достаточно четко и единообразно отрабатывает частоту среза. Придраться практически не к чему. То же самое можно сказать и о графике КНИ. Низкий КНИ можно наблюдать почти на всей рабочей области сабвуфера. Начиная с 40 Гц он не превышает 1%. Хороший запас по уровню искажений имеется в сторону среднечастотной области. КНИ почти не зависит от громкости.
Конструкция
Очень основательной, хотя и небольшой по размеру выглядит эта модель. Динамик установлен на переднюю стенку и углублен примерно на пару сантиметров. Очень жесткий диффузор, укрепленный кевларовыми волокнами, подвешен на прочном широком подвесе. Корзина изготовлена из литого под давлением алюминия. Массивная магнитная система просто необходима для получения четкого импульса высокой мощности. Усилитель обеспечивает 1000 Вт постоянной мощности. По питанию предусмотрена мощность до 1300 Вт. Динамическая компрессия спасает сабвуфер при чрезмерной нагрузке.
Функции
Кроссовер сабвуфера отключается выключателем. На линейном выходе предусмотрен фильтр низких частот с частотой среза 80 Гц. В остальном, управление и коммутация обычные.
Звук
Сабвуфер не очень громкий. Звучит не слишком низко. Контроль на среднем уровне. Достаточно быстрый. Компактен. Рекомендуем в первую очередь для кино.
График АЧХ сабвуфера нельзя назвать идеальным и плоским. С одной стороны, это хорошо, потому что частотный отклик варьируется не сильно. С другой стороны, крутизна фильтра кроссовера небольшая, что затруднит согласование с полочной акустикой Отключение кроссовера имеет очень слабый эффект и практически бесполезно. КНИ этой модели один из самых низких в нашем тесте. Довольно странно, что лучше всего сабвуфер играет нижний бас на малой и средней громкости.
— Глубокий и теплый бас
Конструкция
Сабвуфер выполнен в форме куба среднего размера. 250-мм динамик установлен на переднюю панель и работает в закрытом объеме. Диффузор динамика выполнен из смеси бумажных волокон, кевлара и смолы. Эффективный цифровой усилитель мощностью 200 Вт не требует дополнительного охлаждения. На днище предусмотрены втулки с резьбой для шипов или мягких пластиковых ножек (в комплекте).
Функции
Громкость сигнала с линейного и с высокоуровневого входа регулируется независимо. Есть дополнительная эквализация для точной настройки под конкретное помещение.
Звук
Сабвуфер звучит весьма низко и тепло. Правда, несколько неторопливо, но энергетически наполнено. Контроль средний. Прост в настройке. Хорош и для кино, и в стерео. Способен создать ощущение фундамента.
Модель способна на весьма глубокий бас. Спад в сторону низких частот настолько плавный, что мы не смогли зафиксировать нижнюю частотную границу, график остановился лишь на ‒6 дБ. Также следует отметить очень ровный участок АЧХ в диапазоне частот 40–100 Гц. Правда, при самых низких частотах среза происходит существенное падение громкости. КНИ местами весьма низкое, но иногда и поднимается до 0,5%, так что в среднем результат вполне хороший.
— Теплая тональность баса
— Бас не очень глубок
Конструкция
Американская компания ARSLAB в настоящий момент предлагает единственную линейку «Ars Classic», выполненную в строгих прямоугольных корпусах. Единственный сабвуфер в линейке — AC SUB. Он и внешне выглядит достаточно скромно. О солидности аппарата говорит разве только его приличный размер и вес. К достоинствам этой модели хотелось бы отнести закрытое акустическое оформление и аналоговый усилитель (судя по большому радиатору на тыльной стороне). И то, и другое способствует снижению искажений звука в процессе воспроизведения.
Функции
Кроме стандартного регулятора громкости и частоты среза кроссовера на задней стенке можно найти переключатель фазы 0°/180° и выключатель цепи кроссовера. Отметим, что на высокоуровневом выходе стоит фильтр, убирающий частоты, используемые сабвуфером.
Звук
Сабвуфер имеет очень приличный набор качеств. Хоть и не самый глубокий бас, неплохо контролируется, хорошая скорость, тонально теплый. Универсал с большой буквы. И для музыки, и для ДК.
Можно назвать довольно ровным участок графика АЧХ на частотах 50–100 Гц. Пологий спуск делает доступным достаточно глубокий бас. Кроссовер работает довольно условно, частоты среза по графику определяются очень размыто. Плавный спуск на частоте среза затруднит согласование с небольшими колонками. Отключение кроссовера позволяет сабвуферу играть до 400 Гц. Удивил график КНИ. Начиная от частоты 20 Гц КНИ не превышает 3% и слабо зависит от громкости.
Конструкция
Довольно большой корпус сабвуфера тщательно укреплен изнутри, дополнен 20-мм глянцевой (под серый металлик) передней панелью и поставлен на подиум с такой же отделкой. На панели установлен 250-мм динамик. Его диффузор изготовлен из укрепленной бумаги, а корзина — из алюминия. Два больших аэродинамически оптимизированных порта фазоинвертора выведены с тыльной стороны корпуса. Электрическая схема включает в себя цифровой усилитель мощностью 150 Вт, лимитер, активную систему подстройки уровня звукового давления.
Функции
Возможности управления и коммуникации самые стандартные. Вход линейный и высокоуровневый. Регуляторы громкости и частоты среза. Инверсия фазы и выбор режима питания.
Звук
Бас быстрый, даже несколько резковатый. Контроль на среднем уровне. Удобная регулировка. Универсал. Достаточно просто интегрируется в стереосистему. Для кино однозначно рекомендуем, с ограничениями для музыки.
Самый ровный отклик получается приблизительно при среднем положении регулятора частоты среза. В противном случае график либо уходит вверх, либо вниз. Формально кроссовер соблюдает соответствие частот с регулятором, но при этом немного «подруливает» громкостью. Очень привлекательный у модели график КНИ. Он исключительно ровный и практически не зависит от громкости. По этому показателю сабвуфер находится в числе лидеров нашего теста.
— Очень удобный в настройке
Конструкция
Сабвуфер имеет корпус чуть меньше среднего, с тщательно закругленными ребрами. Поскольку динамик убран на дно, аппарат выглядит очень стильно. Корзина динамика выполнена из стали особой прочности, а сверхдлинноходная магнитная система оснащена двойным магнитом. Акустическое оформление — закрытый корпус. Цифровой усилитель мощностью 120 Вт собран на экономичных MOSFET-элементах. В схеме присутствует цепь интеллектуальной защиты I.S.P. Корпус опирается на толстые пластиковые ножки. В ножках предусмотрена резьба для установки шипов.
Функции
Аппарат имеет всего два входа: LFE и высокоуровневый Neutrik Speakon. Для каждого входа предусмотрен свой регулятор уровня и частоты среза кроссовера. Регулятор фазы один
на оба входа, зато регулировка плавная.
Звук
Этот небольшой сабвуфер обладает мягким и быстрым звуком. С очень прозрачной настройкой. Не очень громкий. Рекомендуем как универсала. Легко интегрируется в стереосистему.
АЧХ этой модели типична для бюджетного сабвуфера. Ровных горизонтальных участков не наблюдается. Регулятор кроссовера заметно меняет громкость. Диапазон регулировки неровен и смещен в сторону средних частот. КНИ не слишком низок, но довольно стабилен. В плюс отметим то, что на средней и высокой громкости на всем измеряемом диапазоне частот уровень КНИ сабвуфера ниже 2,5%. Средний же КНИ получается чуть ниже 0,5 %. Результат не лучший, но тоже неплохой.
Конструкция
Компания MK Sound известна своими высококлассными сабвуферами, используемыми даже в профессиональной сфере. Еще бы, наша модель по паспорту должна работать от 20 Гц при отклонении чувствительности всего ±3 дБ. Сабвуферы MK Sound всегда выпускаются в закрытых, тщательно укрепленных корпусах для того, чтобы обеспечить максимальную разборчивость музыкального материала. Большой и легкий диффузор длинноходного динамика также способствует этому. Цифровой усилитель обеспечивает 250 Вт постоянной мощности.
Функции
Задняя панель выполнена очень наглядно и информативно. В плюс можно записать плавную подстройку фазы 0°–180°. Линейный или высокоуровневый вход выбирается сабвуфером автоматически по наличию сигнала.
Звук
Победитель теста. Хорошие скорость и глубина. Контроль и артикуляция на высоте. Замечательная натуральность баса. Может звучать громко. Легок в настройке.
График АЧХ неидеален. «Эпицентр» АЧХ наблюдается в районе 70–90 Гц. Далее в сторону более низких частот начинается относительно пологий спуск. Возможно, все свои способности сабвуфер покажет лишь на максимальной громкости. Диапазон регулировки частоты среза ощутимо сужен, при этом заметно меняется громкость. Режим bypass слабо эффективен. По уровню КНИ модель занимает одно из первых мест в тесте. График КНИ ровен и почти не зависит от громкости.
Конструкция
«Lektor» — одна из бюджетных линеек DALI, вобравшая в себя некоторые достижения более дорогих линеек. В среднего размера корпусе разместились длинноходной динамик с полипропиленовым диффузором диаметром 250 мм и усилитель класса А/В с максимальной пиковой мощностью 300 Вт. Для его охлаждения используется массивный радиатор. Порт фазоинвертора направлен в пол. Сабвуфер опирается на пластиковые ножки с резиновыми прокладками.
Функции
Все регуляторы выполнены в виде четырех одинаковых стильных поворотных ручек. Плавно регулируются громкость и частота среза (очень приятный ход ручки), а переключатели управляют режимом питания и фазой. Из средств коммутации доступны лишь линейный и LFE-вход.
Звук
Бас не очень глубок и слегка затянут. Контроль на среднем уровне. Удобная и прозрачная настройка. Достаточно универсальный сабвуфер.
АЧХ нельзя назвать выдающейся. Налицо округлая форма графика, узкий диапазон регулировки кроссовера, заметное влияние частоты среза на общую громкость. Нижняя половина диапазона регулятора частоты среза на сам срез не влияет, а влияет только на громкость. Приемлемый уровень КНИ начинается лишь с 40 Гц, но зато далее стабильно держится на достаточно низком уровне и не зависит от громкости. Ниже 40 Гц уровень искажений очень резко поднимается частотах.
— Интересное решение для кино
— Бас не очень глубок
Конструкция
Как обычно, Polk Audio удивляет необычностью конструкции АС. Мощный динамик оснащен широким резиновым инвертированным подвесом, двойным магнитом и двумя центрирующими шайбами для обеспечения стабильности хода диффузора с большой амплитудой на больших мощностях. А мощность цифрового усилителя действительно большая — 1200 Вт. Впрочем, предохранитель в цепи питания рассчитан лишь на 700 Вт. Пассивный радиатор установлен на днище и имеет квадратную форму для увеличения площади рабочей поверхности.
Функции
Регулятор громкости на самом сабвуфере кнопочный, что не очень удобно. Зато есть ПДУ с дополнительными функциями комнатной оптимизации, приглушения и ночного режима.
Звук
Эта модель нас несколько удивила своим звучанием, бас неглубок и не очень хорошо контролируется, зато его звук буквально чувствуется кожей. Однозначно, эта вещь только для кино, причем он готов выполнять там роль сейсмического шейкера, особенно если прислонить его к креслу или дивану.
АЧХ на частотах 50–100 Гц близка к идеальной. На более высоких частотах равномерность АЧХ теряется, хотя до 200 Гц уровень почти не падает. Частоты среза немного смещены к средним частотам относительно регулятора. Чтобы получить такой хороший отклик, по-видимому, не обошлось без встроенного процессора. КНИ модели не самый низкий в тесте, но тоже весьма неплох. Непонятно, правда, почему на высокой громкости уровень искажений заметно больше, чем на средней и низкой громкости.
Результаты теста
Сабвуфер для музыки — это контроль баса, скорость и артикуляция низких нот, присущих реальным музыкальным инструментам.
Конструкция
Почти все участники продемонстрировали хороший, низкий уровень КНИ. А некоторые даже смогли дотянуть до 20 Гц без существенного роста искажений (Arslab, MJ Acouostics, MK Sound). А вот хорошую АЧХ с четко работающим фильтром продемонстрировали не все. Отличились модели Polk Audio, Paradigm, Castle, PSB. Причем первые две из них, по всей видимости, используют цифровую обработку сигнала. Глубиной баса отличилась модель B&W (23 Гц при ‒6 дБ). Помимо этой модели басистыми оказались PSB, Cerwin-Vega и Paradigm. Они вплотную приблизились к пределу измерений 23–24 Гц. Остальные модели играют примерно до 30 Гц. Заметим, что киловаттная мощность усилителя не помогла моделям Polk Audio и Mirage оказаться в ряду лидеров по глубине баса. Безусловным же лидером по всем измерениям, получившим твердую «пятерку», становится сабвуфер Paradigm DSP-3200.
Звук
Довольно неплохо удавалось музицировать сабвуферам B&W, Velodyne, ARSLAB, MJ Acoustics, Monitor Audio. Убедительно хорошо играл Castle, разборчиво, расставляя все на свои места. Но лучшим оказался все же сабвуфер MK Sound SB12. И напор, и тональная определенность, хорошая управляемость. Ну вот, пожалуй, и все модели, которые можно упомянуть для музыкального применения. Остальные участники явно создавались для использования в составе домашнего кинотеатра, их главное предназначение — озвучивания фильмов. Как выясняется, сабвуфер для музыки отличается от такового для домашнего кинотеатра в первую очередь контролем за басом, скоростью и сохранением артикуляции низких нот, присущей реальным музыкальным инструментам. На вид эти сабы так же отличаются, в первую очередь динамиками. Увеличение массы подвижной части динамика и амплитуды рабочего хода также не способствует повышению качества баса.
Функционал
Функцией частотной коррекции для компенсация резонанса комнаты нас порадовали всего три модели. У Polk Audio для этого используются четыре пресета под различные местоположения сабвуфера. Сабвуфер Monitor Audio использует для коррекции два пресета. Модель B&W оснащена двухрежимным эквалайзером и трехпозиционным ограничителем частоты. Другая полезная возможность — триггерный вход. Он удобен для мультирумных инсталляций. Всего две модели имеют такую функцию (Monitor Audio, B&W). Несколько моделей имеют фильтры на выходах, но актуальность этой функции постепенно теряется. Уже входят в практику сравнительно недорогие ресиверы с автоматической настройкой и встроенными фильтрами для согласования акустических систем. По остальным функциям отличия тестируемых моделей не столь принципиальны. И тем не менее назовем бесспорного функционального лидера, модель Polk Audio DSW microPRO 1000.
Выбор
Как обычно, первым делом мы ориентируемся на качество звука и музыкальные способности модели. Бесспорным победителем становится MK Sound SB12. И звук, и функционал, и, самое главное, его музыкальность были на высоте. Приз симпатий заслуженно получает Castle Classic SUB. Кроме достойного качества звука модель выделяется отличной отделкой и безупречным исполнением. Второй приз симпатий мы решили дать компактной и достаточно музыкальной MJ Acoustics PRO 50 MkII. Для использования в домашнем кинотеатре мы хотели бы отметить компактную модель Velodyne SPL-800i.