лучший учебник литературы для средней школы
Лучший учебник литературы для средней школы
Литература – пожалуй, самый загадочный предмет в школьной программе. Математик знает, что он должен научить школьников решать примеры, задачи и уравнения, географ – рассказать, что и где находится. И критерий успеха понятен: извлек квадратный корень, показал Енисей и Амазонку – значит, научился. С литературой так не получается. Непонятно, что же должен ребенок в итоге? Любить труд и Родину? Знать, кто такой А.Пушкин? Отличать ямб от хорея? Предпочитать М.Кундеру Д.Донцовой? По-разному отвечают на эти вопросы авторы различных учебников. Может быть, поэтому учебников по литературе очень много, и они действительно очень непохожи.
Учебники Т.Курдюмовой (издательство «Дрофа») – одни из самых распространенных в средней школе. Все книги с 5-го по 9-й класс построены по единой схеме: мифы, фольклор, литература XIX века: поэтический образ Родины в поэзии XIX века, героическое прошлое России; литература XX века: связь веков, литературные сказки, лирика и проза XX столетия, поэтический образ Родины, героическое прошлое России; современная литература: путешествия и приключения – покорение пространства и времени, новая жизнь знакомых героев.
К серьезным достоинствам этой линии учебников можно отнести подбор текстов (особенно прозаических). Они понятны, полезны и не скучны детям. (Хотя, в силу избранной логики построения, в курсе, например, слишком рано появляются ода М.Ломоносова и Г.Державин в 7-м классе). Другим серьезным достоинством учебников является многоголосье: постоянное использование отрывков из критических статей, воспоминаний современников, заметок самих авторов. Уникальной является рубрика «В творческой лаборатории писателя».
«Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Александр Архангельский — о современной школе и новой программе по литературе
Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский. О своем участии в написании учебника, о нововведениях в школьной программе по литературе и том, стоит ли идти в гуманитарии в 2016-м году, он рассказал Миле Дубровиной на сайте mel.fm.
О преимуществе современных учебников над советскими
С той предметной областью, которая меня, увы, очень рано перестала интересовать, всё было не так уж и плохо: математика, физика, география и астрономия, которой сейчас практически нет, в СССР преподавались на высоком уровне. Но с литературой, историей, тем более обществоведением, не говоря уже про ИЗО и музо — никаких плюсов я в советской школьной системе не вижу. И дело не только в том, что тогда в школе к ним подвёрстывалась идеология. Само преподавание этих предметов, за пределами опыта учителей-новаторов, методически никуда не годилось. А тем, кто говорит, что в советской школе были замечательные учебники, советую попробовать их перечитать. Лучше перед сном — действует как снотворное. Скучища.
Какие бы ни были гуманитарные учебники сейчас — они могут нравиться или не нравиться — по сравнению с советскими это как небо и земля. Но почему же, будучи дуболомной по методам, советская школа была подчас продвинутой по результатам? Потому что начётничество искупалось альтернативностью: параллельно существовала система внешкольного образования и воспитания. Это была именно система, в отличие от современных разрозненных кружков, часто платных, в крупных городах. Вопреки всем мифам, тотально управляемая школьная модель и относительно свободная внешкольная прекрасно друг друга дополняли, и на этом балансе обеспечивалась возможность выбора. То есть всё штучное, нестандартное, по интересам ты добирал после уроков во дворцах пионеров, домах юных техников. Кстати, именно это помогло мне увлечься литературой.
Моя покойная мама из лучших побуждений чуть было не отбила у меня всякую охоту к литературе. Мечтая вырастить меня человеком культурным, она заставляла писать рецензии на прочитанные книги. Это кончилось тем, что я перестал читать, чтобы не писать эти самые рецензии. И на какое-то время увлёкся математикой. Зато потом, как все нормальные люди, я начал сочинять стихи.
Есть даже такой феномен в школьной психологии: сам пишу, других не читаю.
Это был мой случай: сам писал, а читать не хотел. И пошел я во Дворец пионеров записываться в кружок рисования, а заодно, по необъяснимой прихоти, записался в кружок литературного творчества к Зинаиде Николаевне Новлянской. Она и развернула меня к литературе, а в 1980-м я сам уже начал вести кружок в том же Дворце.
Почему история и география умирают
Судя по собеседованиям, которые мы не первый год проводим в Вышке, могу твёрдо сказать, что география как массовый предмет умерла. А история как набор фактов близка к состоянию комы. И вообще всё, что нужно запоминать, нынешние выпускники школ знают плохо. А соображают в разы лучше: многие умеют быстро соотнести разнородные элементы и дать разумную интерпретацию нового материала. То есть аналитические способности выросли, а в том, что касается конкретных знаний, всё печально.
Если продолжать тему сравнения с СССР, то тогда всё было ровно наоборот. Иногда говорят: ну и пусть, главное, чтобы понимали, а информацию найдут в интернете. Но какая-то база, ориентиры и в прошлом, и в настоящем должны быть. История, строго говоря, — это карта времени: надо представлять, что с чем соотносится, что чему предшествовало, что за чем следовало, как одно связано с другим. А географическая карта — карта пространственных соотнесений. Значит, мы угодили в мир, где ничто ни с чем не соотносится, но при этом всё словно бы просвечено рентгеном.
О работе над учебником по литературе
У нас с соавтором, директором подмосковной гимназии «Образ» Татьяной Смирновой, сейчас полубезумное состояние: вычитываем гранки, вёрстки, сверки всей учебной линии по литературе общей школы. Обязаны успеть к осени, потому что близится грифование, и в какую секунду оно будет назначено, мы не знаем.
Работа для меня необычайно важная. Но при этом необходимо понимать: учебник всё-таки надстроен над школьным процессом. Он, говоря словами Митрофанушки, «прилагательно», а не «существительно». Каким бы продвинутым он ни был, он всё равно компромиссен.
Составитель учебника не должен тешить себя иллюзией, будто бы он в одиночку поменяет школьный процесс в лучшую сторону
Хотя сделать это в худшую сторону при большом старании, наверное, можно. Учебник даёт некоторый фундамент, на котором строится главное — здание предмета. И строит это здание учитель, а не автор учебника. Поэтому последний ни в коем случае не должен мешать учителю проявлять его право на свободный выбор.
В свою очередь, система позволяет обеспечивать относительную вариативность любому составителю учебника, и этим правом мы тоже пользуемся. Но прыгнуть выше головы не можем, радикальные решения не пройдут.
Если взять среднего (типического) учителя, то окажется, что у него есть любимые темы и те, которые ему даются хуже, и что количество часов у него запредельное. Что он в нашем учебнике найдет? Стандартный «золотой список», который очевидным образом должен присутствовать в любой учебной линии, плюс не вполне стандартные ходы. Например, начиная с пятого класса, осторожно, медленно — потому что заповедь «не навреди» очень важна — учебник начинает вводить современную подростковую литературу. В пятом классе это может быть просто совет: «Почитай летом стихи Марины Бородицкой, зайди на сайт „Библиогид“, загляни в рекомендации…»
О современной литературе в школьной программе
Начиная с шестого класса, современная — в узком смысле слова — литература вводится в виде отрывков. Главы из книг, которые вышли совсем недавно, например, из «Сахарного ребенка» Ольги Громовой. Дальше начинается подростковая тема в литературе, и, разумеется, надо включать конец XX и начало XXI веков. Например, «Над пропастью во ржи» позволяет обсудить проблему идеала в восьмом классе. А в седьмом классе актуальна сквозная тема путешествий: её мы связываем с общим ходом мировой литературы и берём произведения от «Одиссеи» до «Властелина колец».
В учебнике много творческих заданий: чтобы стать большим читателем, человек должен сначала стать маленьким писателем
В пятом классе полезно сочинять свои скороговорки, пословицы и загадки, чтобы понимать, как они устроены изнутри. С другой стороны, если детям сейчас видеокультура ближе, почему мы должны прятаться от этого? Через знакомое и понятное мы идём к незнакомому и непонятному. В пятом классе, например, берём текст Распутина «Уроки французского»: «Напиши рецензию, пойми, почему режиссер может взять этот сюжет, а тот не может». К восьмому классу предлагаем попробовать сделать свой сценарный план, а в школьном кружке — снять свой фильм на мобильный телефон. Так мы не от литературы идем к видео, а через видео идем к литературе.
Современная литература делится не на хорошую и плохую, а на живую и мёртвую. Поэтому, если мы включаем в учебник современную литературу, мы должны понимать, что, может быть, этот текст через десять лет умрёт, не выдержав проверки даже коротким временем. В этом нет ничего страшного: он обладает другими важными свойствами, свойствами «подсветки». А именно: он написан на теперешнем языке и жизнь, описанная в нём, понятна, похожа на ту, что окружает нас.
Чтобы понять, что «Евгений Онегин» — молодёжный роман, где герои почти сверстники школьников, надо взломать автоматизм восприятия, порвать шаблон
С одной стороны, можно нудно объяснять, что Татьяна, Ольга, Ленский очень молоды, что им нет ещё и 20 лет. А можно, кроме «Онегина», дать почитать более современный молодежный роман и сказать: «Посмотрите, а в „Евгении Онегине“ тоже первая любовь».
Есть также другие возможности, которые редко используются в школе, по непонятным мне причинам. Например, текст «Капитанской дочки» — книжки, без которой нельзя представить русский литературный код, — считывается с большим трудом. Язык уходит, к сожалению, всё дальше, количество незнакомых исторических реалий очень велико. Но кто сказал, что не может быть цифрового издания со всплывающими мультимедийными комментариями? Почему комментарий обязательно должен состоять из сносок, бесконечных примечаний, которые тормозят процесс чтения, не может превратиться в анимированное сопровождение текста? Мы сами этого не делаем, а потом жалуемся, что они не читают.
Об инновациях в образовании
Я бы боролся не за сохранение старого и не за радикальные перемены, а за нереволюционное вхождение нового. Хватит революций, нужна эволюция, а она предполагает траты, причём не разовые — это вам не нацпроект «Образование», на который кинут огромное количество денег, а они потом «уплывут». Нам нужны системные вложения в будущее: переквалификация преподавателей должна быть неформальной и постоянной. Не просто «привели на семинар и рассказали про новые методики» — необходимо включение в педагогические практики, которые соответствуют новому миру.
Через 10 лет на дорогах будут автоматизированные дроны, а мы всё мыслим так, будто по ним мчится тройка Чичикова
Если ничего не сделать здесь и сейчас, то мы начнём отставать навсегда. Произойдёт системный крах, после которого модернизация будет стоить нам гораздо дороже, а осуществить её будет гораздо тяжелее. При этом надо понимать, что модернизация начинается только тогда, когда спина уже почувствовала стену, когда некуда отступать. Потому что любое обновление — это очень больно. В общем, либо мы принимаем волевое политическое решение и делаем ставку на творческое, неформальное, неформатное и развиваем новые образовательные технологии, либо мы стагнируем. Это как с СССР: только идиот может радоваться тому, что Союз почти мгновенно развалился (потому что это кровь и поломанные судьбы), но только идиот не может понимать, что распад — это расплата за отказ от своевременных перемен.
О перспективах гуманитарных профессий в России
Можно плакаться, что делать ничего не дают, а можно выбрать бег с препятствиями. Вспомните, как действовали педагоги-новаторы в 1970-е: через не могу, через нельзя. Более того, мощные педагогические идеи возникли именно в позднесоветский период: вариативное образование, педагогика сотрудничества. И система оказывалась слабее, чем творческие учителя. Кроме педагогов, в позднесоветские годы на будущее работали экономисты, которые успели что-то проработать, в отличие от гуманитарной интеллигенции, которая как в 1968-м году после танков в Праге уснула на кухне, так и проснулась в 1986-м, когда опять разрешили. И всё оставшееся время потратила на то, чтобы обсуждать, кто хуже — Сталин или Ленин.
Что до журналистики, то если сейчас какой-нибудь ребёнок скажет родителям, что он хочет стать журналистом, то правильнее всего объяснить ему, что такой отдельной профессии больше нет.
Есть широкая компетенция креативных индустрий и мультимедиа, одной из малых частей которой является журналистика в старом её понимании
Когда-то, очень давно, на журфаке были специализации: телевидение, радио, газеты. То есть можно было одним промыслом заниматься всю жизнь. Сегодня если ты не умеешь писать, снимать, монтировать, не понимаешь законов сторителлинга, не умеешь управлять культурными проектами, не знаешь, что такое фандрайзинг и, например, мультимедийное продвижение того же фандрайзинга, ты не будешь успешным. При этом если ты гениальный медиевист и собираешься, условно говоря, изучать вопрос появления жанра жонглеров в средневековой французской народной поэзии, ты должен плюнуть на все прагматические вопросы и идти туда, где будешь счастлив. Потому что если делать то, что не нравится, компромисс с жизнью не удастся. По верхам или в глубины, вершки или корешки — это другой вопрос, тут каждый выбирает для себя.
Вообще, я жил и работал при четырёх режимах: коммунистическом, перестроечном, ельцинском и сегодняшнем. Опыт показывает, что действовать, хоть и с неизбежными издержками, можно почти всегда. Другое дело, что впереди не провал, а промер, как писал Мандельштам. Но ведь и через трагедию, как выяснилось, тоже можно пройти.
Зачем Блоку кроссовки
— Что такое для вас идеальный учебник по литературе?
— Это грамотно составленная хрестоматия по литературе, без опечаток, без чрезмерных сокращений, с грамотно подобранными текстами. К хрестоматии можно приложить и собственно учебник. И в первую очередь это должна быть интересная книга для чтения, увлекательная, умная, живая. Но, к сожалению, у нас учебники обычно пишутся не талантливыми литераторами, а людьми, которые имеют доступ в минобразования.
— Хотя бы один учебник, который вам самому понравился, существует?
— Существует. Например, учебник по зарубежной литературе, выпущенный под редакцией Игоря Шайтанова и Михаила Сердлова. Там есть статьи о Дефо, о Киплинге, о Марке Твене, которые интересно читать даже взрослому.
Cейчас наступают времена, когда после десятилетней паузы вновь спускаются директивы о необходимости учебника по литературе. Государство пытается вернуться к обязательному минимуму.
— Но многие учителя вообще обходятся без учебника.
— В том-то и дело, что хороший преподаватель литературы без учебника всегда обойдется, так ему даже проще, а плохому преподавателю никакой учебник не поможет.
— С помощью литературы, а не истории, русский человек включается в русский национальный миф. Можно по-разному относиться к Ивану Грозному, Петру I, Сталину, но если человек читает и изучает «Войну и мир» или «Мертвые души», он автоматически становится носителем русского культурного сознания. И это приобщение к русской культуре происходит только через литературу.
— Правда ли, что современные школьники читают мало?
— Это еще один миф. Он тешит душу родителей, которые пытаются откупиться от детей электронными игрушками, компьютерными играми. И не хотят заниматься воспитанием. Но процент действительно читающих детей во все времена одинаков! Просто раньше дети гуляли во дворе, собирали фантики от жвачек и смотрели теливизор, а другие в это время читали книжки. Сейчас одни режутся в комьютерные игры, другие по-прежнему с удовольствием и сами читают книжки.
Дети читают с удовольствием то, что им грамотно прорекламирует учитель. Учитель должен расставить акценты, хотя для этого он сам должен много читать, следить за тем, что выходит.
— Реально ли показать ученику, что книги, которые он читает в обязательном курсе литературы, имеют отношение к его собственной жизни?
Лучший учебник литературы для средней школы
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2009-2010 учебный год
374 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература 5
375 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература 6
376 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература 7
377 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература 8
378 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Литература 9
379 Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5
380 Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. Литература 6
381 Коровина В.Я. Литература 7
382 Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 8
383 Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С Литература 9
384 Курдюмова Т.Ф. Литература 5
385 Курдюмова Т.Ф. Литература 6
386 Курдюмова Т.Ф. Литература 7
387 Курдюмова Т.Ф. и др. Литература 8
388 Курдюмова Т.Ф. и др. Литература 9
389 Меркин Г.С Литература 5
390 Меркин Г.С. Литература 6
391 Меркин Г.С. Литература 7
392 Меркин Г.С. Литература 8
393 Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература 9
394 Снежневская М.А., Хренова О.М., Кац Э.Э. под ред. Беленького Г.И. Литература 5
395 Снежневская М.А., Хренова О.М. под ред. Беленького Г.И. Литература 6
396 Беленький Г.И., Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н. и др. под ред. Беленького Г.И. Литература 7
397 Беленький Г.И. Литература 8
398 Беленький Г.И., Красновский Э.А., Леонов СА. и др. под ред. Беленького Г.И. Литература 9
Ищем хорошие учебники
По идее bobcat начинаем собирать хорошие учебники. Читайте в комментариях к статье о Куклах в народных костюмах:
Есть идея: давайте сделаем статью про учебники, каждый свою область может оценить, беру на себя историю и искусствоведение (это от bobcat).
Детей жалко, всем миром соберем учебную литературу, достойную внимания, а?
Учебники по истории и искусствоведению.
Трухина Н.Н. История Древней Греции; История Древнего Рима (два учебника), для 5-6 классов.
Жарова, Мишина по (ссылка на Озон, но в наличии сейчас нет) с историей искусства все хуже, учебники как таковые по МХК, если брать школу, очень своеобразные, так что возьмем за основу следующее:
Поскольку Трухину полнотекстовую найти не могу, вот достойнейшая замена М.Гаспаров Занимательная Греция Скачать можно здесь.
Есть замечательный учебник Гаспарова, рассчитан на тех, кто интересуется историей, мифологией, философией, даю ссылку на электронный вариант: www.infoliolib.info/philol/gasparov/zgrec/index.html В печатном виде Гаспаров есть в Лабиринте (книги, диски). Также он есть в май шоп. много его книг.
Учебники по биологии.
Учебники по русскому языку и литературе.
По русской литературе есть еще такой учебник (в электронном варианте), ссылку даю на 3 том, это 40-60г.г. 19-го века, информация очень объемная, но написано толково: www.infoliolib.info/philol/irl/index.html#1
Учебники по английскому языку.
Тер-Минасова С.Г. Английский язык для 2,3,4, 5 классов. Должен быть набор: Книга для ученика, для учителя, рабочая тетрадь, книга для чтения, диск, по 5 классу есть только учебник. Все учебники разработаны оп стандартам языковых портфелей ЕС:
2 класс учебник в 2 частях + книга для чтения
3 класс учебник в 2 частях + книга для чтения
4 класс учебник в 2 частях + книга для чтения
Английский без учителя
В простых школах детей учат печатным английским буквам и ЗАПРЕЩАЮТ писать прописью, но есть специальные прописи для английского. В Тер-Минасовой прописей как таковых нет, но вводится написание отдельных букв и фонетика (транскрипция), книга для учителя за 4 класс, к примеру 144 стр, из них 50 тексты и песенки, размазанные с картинками на все учебники.
а вот и прописи английские: my-shop.ru/shop/books/457962.html?partner=00187
Детская литература.
Книги-картинки: Зачем? (о войне), Жизнь в тайге (рисунки потрясающие).
Также смотрите статью с книгами одной и моих закупок, там ссылки на интересные книги.
Из недавно написанных книг, которые покупала для дочки, сама с удовольствием прочитала все 9 или 10 повестей про принцессу Миа американской писательницы Мэг Кэбот.
Коллекционные и юбилейные издания.
Книги по рисованию.
Куклы. История костюма
Нашла ещё интереснейшую книгу:
Автор: Э. Александрова, В. Левшин. Издательство: Издательский Дом Мещерякова.
И ещё из той же серии:
Автор: А. Леонтьев. Издательство: Издательский Дом Мещерякова.
Автор: Том Тит. Иллюстратор А. Пойэ. Издательство: Издательский Дом Мещерякова.
Адресованная детям и подросткам, книга и сегодня приобщает их к интереснейшим урокам физики, химии, геометрии, вызывая неподдельный интерес к этим наукам. Как и автор книги, издатели надеются, что строить приборы и проводить опыты вместе с детьми будут и родители, а значит, время, проведенное за этим занятием, сблизит их еще более.
В книге использованы рисунки французского художника А.Пойэ.
. Автор: О. Кувыкина. Издательство: Издательский Дом Мещерякова.
Книга будет интересна не только любителям чтения, но и тем, кто не боится проводить необыкновенные эксперименты с растениями у себя дома, в саду или в школьной оранжерее.