лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

Лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть картинку лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Картинка про лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

Год выпуска: 1993
Автор: Е. Браунвальд, К. Дж. Иссельбахер, Р. Г. Петерсдорф
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: В книге 1 «Внутренние болезни» освещены введение в клиническую медицину, количественные аспекты клинического.мышления. Рассмотрены различные вопросы механизмов возникновения и проявления боли: физиология и устранение боли, болевые ощущения в области грудной клетки и брюшной полости, головная боль. Изложены изменения функций нервной системы, а также температуры тела, причины, вызывающие эти изменения, их последствия.

лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть картинку лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Картинка про лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

Год выпуска: 1999
Автор: Шишкин А. Н.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Книга представляет собой учебник по основам пропедевтики внутренних заболеваний. Основное внимание уделено распознаванию внутренних болезней, их семиотике, правильности постановки диагноза. Материал представлен в форме лекций, облегчающих восприятие отдельных тем. Структура построения учебника соответствует программам высшей школы при подготовке студентов медицинских факультетов.
Для студентов, интернов, ординаторов, врачей общей практики, всех специалистов, интересующихся проблемами диагностики и терапии внутренних заболеваний.

лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть картинку лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Картинка про лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

Год выпуска: 2008
Автор: Ушаков А.В.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Необходимость издания книги «Восстановление щитовидной железы» руководства для пациентов возникла, когда я понял что мои консультации и беседы с пациентами во время процедур стали превращаться в лекции.

лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть картинку лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Картинка про лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

Год выпуска: 2000
Автор: Мартынов А.А.
Жанр: Внутренние болезни
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Данное учебное пособие «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» освещает широкий круг заболеваний человека, диагностические приемы и профаммы неотложной помощи в кардиологии, пульмонологии, а также коматозных состояний и других синдромов (ДВС-синдром, инфекционно-токсический шок и др.). Несомненное достоинство книги — анализ новых методик, научные разработки, представленные в алгоритмах, схемах и таблицах, сведения о современных лечебных мероприятиях. Книга «Диагностика и терапия неотложных состояний в клинике внутренних болезней» окажет большую помощь в профессиональной подготовке студентов, а также послужит хорошим пособием для повышения квалификации врачей, даст ответы на многие сложные вопросы, порождаемые клинической практикой.

Источник

Лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть картинку лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Картинка про лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

1) Учебное пособие «Схема истории болезни (расспрос, объективное исследование и синдромальная диагностика)» для студентов медвузов (Харьков, 2010 г.) в формате «doc» читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/AmheOZjECqd69

2) Схема клинического обследования больного. Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/xKZEYt_86AG8h

3) Схема учебной истории болезни в хирургии. Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/Pplnh8WK2hKSk

4) Схема учебной истории болезни в терапии. Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/HSNNtJJQ2hzNK

5) Учебник «Пропедевтика внутренних болезней» для мед. вузов (Беларусь. 2011 г.) Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/flVx1qqj2hzSq

6) Учебное пособие «Исследование объективного статуса больного». Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/M9HtE1G86kkwo

7) «Энциклопедия клинического обследования больного». Скачать: http://yadi.sk/d/-nMof8V12vwDj После извлечения папки из скачанного архива, файл открывается нажатием мышкой на «CONTEXT».

8) «Нормы лабораторно-инструментальных показателей» Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/_Kxobx0m3w8Nc

9) «Основные лабораторные показатели (нормы)» Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/HBTxRT8l3w8OI

10) «Нормальные значения лабораторных показателей» Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/i/6vfpATB5cKnKP

11) «Полный_справочник_анализов_и_исследований_в_медицине» (М.Б. Ингерлейб, 2014_г.) в формате «rtf»: https://yadi.sk/i/hdwEHiaOWT2PC или в формате «fb2»: https://yadi.sk/i/7FuX50LxWT2Tk илив формате «pdf» https://yadi.sk/i/iC4L3EVAWbTd5

12) Учебное пособие «Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология». Москва. 2011. Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/TD_jAgqY6KiGO Рекомендовано студентам медицинских вузов.

13) Учебное пособие «Пропедевтика внутренних болезней. Пульмонология». Москва. 2011. Читать онлайн или скачать: http://yadi.sk/d/djQGlZLr6JP9D Рекомендовано студентам медицинских вузов.

Источник

Лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть картинку лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Картинка про лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

В связи с развитием медицинской науки и увеличением количества узкопрофильных дисциплин возрастает объем учебного материала в вузе, который студент не в состоянии полностью охватить. Большие требования к знаниям узкого предмета таят в себе опасность растворения основ в море мелких деталей и не способствуют получению целостного представления о больном. Между тем, выпуск врача общей практики предусматривает наличие прочного багажа, прежде всего, фундаментальных знаний и умений. Они отражены в целях и задачах, обозначенных в рабочих программах дисциплин. Для лучшего их усвоения, по-видимому, необходима выработка четкого алгоритма действий студентов при обследовании больного. На это должны быть направлены все учебно-методические материалы, разрабатываемые на кафедрах.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней разработан селективный метод (селекция-отбор) обучения студентов теоретическим вопросам и практическим навыкам с выделением основополагающих учебных элементов. Именно они ложатся в основу всех обучающих и контролирующих учебно-методических материалов кафедры, а методические рекомендации по практическим навыкам для студентов создаются с направляющей схемой диагностического поиска и этапами деятельности студентов.

Весь учебный материал изложен в традиционном стиле, отражает методику обследования больного, существующую на кафедре. Указанная рукопись рекомендована Учебно-методическим объединением (УМО) к изданию в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

Почки и мочевыводящие пути

I. Учебные элементы

Пальпация

Основополагающие. Методика бимануальной пальпации почек в положении больного лежа на спине (по Образцову-Стражеско) и стоя (по Боткину). Определяют опущение, увеличение почек, поверхность и болезненность.

Желательные. Мочеточниковые точки: верхняя и нижняя на передней стенке живота.

Дополнительные. Баллотирующая пальпация почек; мочеточниковые точки: реберно-позвоночная и реберно-поясничная. Пальпация мочевого пузыря.

Перкуссия

Желательные. Перкуссия мочевого пузыря.

Аускультация

Желательные. Аускультация почечных артерий.

II. Практические навыки (фото, рисунки)

Основополагающие

Пальпация почек

Методика пальпации в горизонтальном положении

1-й момент: ладонь левой руки с сомкнутыми и выпрямленными пальцами накладывают на поясничную область справа ниже 12 ребра. Правая рука врача с сомкнутыми и слегка согнутыми пальцами устанавливается под реберной дугой кнаружи от прямой мышцы живота.

2-й момент: на вдохе правой рукой образуют кожную складку вверх.

3-й момент: на выдохе правая рука погружается в брюшную полость, сближаясь с левой рукой. Левая рука, оказывая давление на поясничную область, приподнимает почку, лежащую на поясничной области, к правой руке.

Методика пальпации в вертикальном положении (по С. П. Боткину): больной стоит к врачу боком со слегка наклоненным вперед туловищем. Руки больного сложены на груди. Врач сидит на стуле перед больным. Исследование почек в вертикальном положении проводится так же, как и в положении на спине.

Определяют форму, величину, поверхность, болезненность.

Перкуссия почек (поколачивание)

Правила. Больной стоит или сидит слегка наклонившись вперед. Руки сложены на животе. Врач стоит позади больного.

Методика (поколачивание): врач накладывает левую руку на область проекции почек справа. Ребром ладони правой руки наносит короткие средней силы удары по левой руке. Аналогичо проводят поколачивание слева. Возникновение болезненности при ударе расценивают как положительный симптом Пастернацкого.

III.Тестовые задания

1. поверхностная ориентировочная;

+ 2. глубокая скользящая;

3. в горизонтальном или вертикальном

+ 4. в горизонтальном и вертикальном

Перкуссией почек определяют:

Таким образом, применение селективного метода в учебном процессе позволяет выделить фундамент основных знаний и умений терапевтической дисциплины в подготовке врача общего профиля и поможет сохранить идею приоритета общетерапевтического развития.

Источник

Лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Смотреть картинку лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Картинка про лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней. Фото лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

Изучению методов обследования сердечно-сосудистой системы на курсе пропедевтики внутренних болезней отводится наибольшее количество часов. Это обусловлено распространённостью заболеваний органов кровообращения, высокой смертностью от их осложнений, доминирующей в структуре общей смертности, ранней инвалидизацией больных. В последнее время молодые врачи, при диагностике и изучении внутренних болезней, в частности кардиологии, классическим физическим методам исследования – расспросу, осмотру, пальпации, перкуссии, аускультации, стали придавать меньше значения в связи с развитием современных лабораторных и инструментальных методов исследования. Однако, практика показала, что благодаря простоте и относительной лёгкости своего применения эти клинические методы остаются неотъемлемой частью диагностики.

На практических занятиях и лекциях преподаватели кафедры обучают студентов 2 и 3 курса искусству расспроса больного, умению выявить детальную характеристику жалоб, особенно болевого синдрома при стенокардии, инфаркте миокарда, выявлению первых проявлений и особенностей течения болезни, факторов риска, сбору трудового, семейного анамнеза. При написании истории болезни студенты отражают полученные сведения в разделах «Жалобы», «Anamnesis morbi», «Anamnesis vitae». Преподаватели подчёркивают не только практическую, но и научную значимость истории болезни. Студентам предоставлена возможность работы с достаточным количеством разноплановых больных, как с типичными, так и атипичными проявлениями сердечно-сосудистой патологии. На последующих курсах факультетской и госпитальной терапии, на производственной практике эти знания закрепляются и совершенствуются. Нами проведен анализ 82 историй болезни в отделениях кардиологии и терапии, 38 амбулаторных карт поликлиник Саратова для оценки качества разделов, указанных выше. Истории болезни были построены в виде опросника. В разделе «Жалобы больных» в 82% случаев мы не нашли полной характеристики болевого синдрома, одышки, удушья, кашля. В разделах «история заболевания», «история жизни», в подавляющем большинстве случаев не отражены первые и последующие проявления болезни, особенности её течения, семейный анамнез. Трудовой анамнез, условия и характер работы, особенно у лиц пенсионного возраста, совершенно не отражается, в лучшем случае указывается лишь специальность. В большинстве случаев у больных ишемической болезнью сердца, артериальной гипертонией не отражен образ жизни, характер питания, употребление соли. Таким образом, эти разделы истории болезни представляют собой лишь краткое перечисление некоторых фактов и событий. В разделе «Органы кровообращения» скудно представлена пальпация сердца, в большинстве случаев нет полной характеристики верхушечного толчка (98%), упоминаний о сердечном толчке, конфигурации сердца (последняя отсутствует в формализованных историях болезни). Между тем, прекордиальные пульсации, дают нам важную информацию о размерах и функции сердца иногда даже раньше, чем рентгенограмма грудной клетки и ЭКГ. Перкуссия сердца считается одной из трудных задач клинической диагностики. В последние годы в связи с развитием рентгенологических и ультразвуковых методов, поднимается вопрос, нужна ли перкуссия сердца. Некоторые авторы считают, что перкуссия сердца принадлежит уже истории врачебного искусства, а не практике. По нашему мнению и мнению многих других авторов правильно проведённая перкуссия сердца даёт полную информацию о границах и размерах сердца, а сочетание пальпаторных и перкуторных данных расширяет диагностический диапазон. Чтобы получить надёжные сведения о больном необходимо не только знать методику и технику перкуссии сердца и сосудов, но и тщательно отрабатывать их у постели больного. На кафедре пропедевтики внутренних болезней на практических занятиях уделяется большое внимание технике пальпации и перкуссии сердца и сосудов, пальпации пульса. Особо пристальное внимание уделяется преподавателями освоению методики аускультации сердца. Несмотря на внедрение в клиническую практику множества современных диагностических методик, аускультация сердца остаётся основополагающей при обследовании больных. По мнению И.А. Кассирского и Г.И. Кассирского «многие ошибки в диагностике пороков сердца, прежде всего, связаны с ошибками аускультации». Учитывая высокую информативность при определении функционального состояния сердца, доступность, абсолютную безвредность, возможность непрерывного динамического наблюдения (в отличие от современных дорогостоящих методик), аускультация сердца является незаменимым методом в медицинской практике. Её называют «королевой» физикального исследования сердца и сосудов. На лекциях и практических занятиях даются подробные сведения о происхождении тонов, шумов сердца, их классификации, понятие о трёхчленном и маятникообразном ритмах сердца, аритмическом синдроме. Студенты учатся оценивать тоны, выявлять шумы сердца, их эпицентр, зоны иррадиации. Залогом успеха является правильное обучение, тренировка, приобретение личного опыта. Работа по освоению методик и приобретению практических навыков обследования больного проходит несколько этапов: на здоровом человеке, чаще это сами студенты или лица призывного возраста, на фантомах и имитаторах, затем у постели больных с различной патологией сердечно–сосудистой системы. При обучении аускультации сердца, также как и перкуссии, мы встречаемся с определёнными трудностями: главная – недостаточное количество часов. Искусство аускультации невозможно освоить за те четыре академических часа, которые отводятся по учебной программе. Оптимизация работы преподавателей в последнее время повлекла за собой сокращение штатов, укрупнение групп студентов, численность которых колеблется от 16 до 23 человек. Индивидуальная работа с учащимися крайне затруднена. Кроме того, за последние 20 лет число студентов, способных воспринимать и оценивать звуки, музыкальный ритм резко сократилось. Если в 80-е годы многие учащиеся имели музыкальное образование, иногда неполное, то теперь учить детей музыке перестало быть престижным. Молодые люди прежних поколений посещали оперный театр, филармонию, консерваторию, теперь же это делают редко и единицы. В повседневной жизни они слушают музыку повышенной громкости. Это затрудняет освоение методик перкуссии и аускультации. Предпосылкой успеха в аускультации сердца является нормальный слух, способность сосредоточивать внимание на возникающие в организме звуки, чувство ритма и способность улавливать некоторые основные свойства звуковых феноменов сердца, как например, их сила, продолжительность и тембр. Особенно это касается вопроса интерпретации основных и добавочных сердечных тонов, диастолических шумов.

Одним из наиболее частых источников неправильного объяснения данных аускультации сердца является плохой анализ звуков и шумов, именно в смысле их отношения к отдельным фазам сердечного цикла. Начинающий часто делает ошибку, уделяя слишком много внимания шумам сердца и обращая слишком мало внимания на собственно сердечные тоны и сердечный ритм. Другой ошибкой является невыполнение правил аускультации сердца: положение врача, выслушивание в различных положениях больного, после физической нагрузки, при задержке дыхания и др. Методика и порядок аускультации должны быть стереотипными, чтобы не пропустить исследование всех точек аускультации сердца, увлекшись каким-то ярким симптомом. При обучении студентов аускультации сердца мы обращаем внимание на то, что необходимо оценить ритм сердечных сокращений, затем охарактеризовать I и II тоны в стандартных точках аускультации (громкость, расщепление), выявить дополнительные тоны, шумы сердца и дать им полную характеристику.

Некоторые затруднения в успешном усвоении методик исследования сердца вызывают разноречивые, на наш взгляд, неточные определения учебных элементов в современных учебниках по пропедевтике внутренних болезней. Приводим лишь некоторые из них. Так, определение верхней границы относительной сердечной тупости в некоторых учебниках рекомендуют проводить по левой парастернальной линии (В.Т. Ивашкин и др., 2007) параллельно краю грудины (Н.А. Мухин, В.С. Моисеев, 2004), в то время как в учебниках и ученых пособиях А.В. Струтынского и др. (2007) и в последующих переработанных изданиях, А.В. Никитина и др. (2003), А.Л. Гребенёва (2001) даны рекомендации проводить это определение на 1-1,5см кнаружи от левого края грудины, Мы придерживаемся мнения последних авторов, объясняя студентам необходимость учёта типа телосложения. Так, определяя верхнюю границу относительной тупости у астеников по парастернальной линии, врач может сразу войти в зону абсолютной сердечной тупости. Нет единодушия при выборе громкости перкуссии, в частности при определении правой границы сердца.

Как известно, шумы сердца по месту возникновения разделяют на интракардиальные и экстракардиальные, объясняя, что интракардиальные шумы возникают внутри сердца, а экстракардиальные – вне его. Но ведь перикард – это тоже структура сердца. На наш взгляд, более точно такое определение как «внутрисердечные шумы возникают в полостях сердца и сосудах, связанных с полостями, при нарушении циркуляции в них крови, внесердечные шумы возникают вне полости сердца (над его поверхностью по А.В. Струтынскому) и связаны с патологией перикарда». При анализе вышеуказанных медицинских документов мы не нашли такой подробной характеристики как перкуторных, так и аускультативных данных. В подавляющем большинстве оценка аускультации ограничивалась фразой «тоны сердца приглушены, ритмичны». Мы не нашли указаний на наличие III тона или маятникообразного ритма даже у больных с тяжёлым поражениям миокарда, полной характеристики шумов сердца. Эти сведения мы встретили лишь в обходах сотрудников кафедры. При описании качеств пульса отсутствуют такие характеристики как величина, синхронность, форма пульса, в то время как на практических занятиях этим вопросам уделяется большое внимание. Создаётся впечатление, что знания, полученные в процессе обучения, не реализуются в полном объёме в практической работе врача. В большинстве случаев это не связано со знаниями и квалификацией врача. Развитие рыночных отношений в здравоохранении, недостаток финансовых ресурсов на содержание лечебно-профилактических учреждений привели к интенсификации работы врача, сократилось время пребывания пациента в стационаре, увеличился оборот койки. Всё это привело к ухудшению качества истории болезни – этого важного документа, позволяющего оценить не только состояние больного, но и квалификацию врача. При анализе результатов многолетнего преподавания методик обследования органов кровообращения, усвоения их студентами и практическими врачами, можно сделать следующие выводы. Для повышения эффективности обучения методам обследования больного необходимо уменьшить численность студентов в группах, увеличить количество учебных часов. При прохождении курсов повышения квалификации и сертификации врачей терапевтов и кардиологов необходимо уделить внимание простым, на первый взгляд, физическим методам обследования – расспросу, пальпации, перкуссии, которые до сих пор не утратили своего значения при постановке диагноза.

Источник

Лучший учебник по пропедевтике внутренних болезней

по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» для студентов II-III курсов медицинского института ЯГУ

1. Пропедевтика внутренних болезней. Гребенев А. Л., 6-е изд. М., 2005.
2. Пропедевтика внутренних болезней. Мухин Н.А., Моисеев В.С., изд. дом ГЕОТАР-МЕД. М., 2007.
3. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие. Под ред. Шамова И. А., М., 2007.
4. Пропедевтика внутренних болезней вопросы, ситуационные задачи, ответы. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2007.
5. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. Ивашкин В. С., Султанов В. В., изд. «Литтерра», М., 2007.
6. Пропедевтика заболеваний сердечно-сосудистой системы. Ивашкин В.Т., Драпкина О.М., ООО «Изд. дом» «М-вести». М. 2003.
7. Азбука ЭКГ и боли в сердце. Ю.И. Зудбинов. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003.
8. Клиническая электрокардиография. Ф. Циммерман. М., 2000.
9. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие. Смирнова Е. В., 2002.
10. Пропедевтика внутренних болезней. Жмуров А.В., Малишевский М.В. изд. НГМА. 2001.
11. Непосредственное исследование больного. Эпштейн О., и др., М., С.-Пб. 2001.
12. Практическое руководство по пропедевтике внутренних болезней. Под редак. С.Н. Шуленина. М., 2006.
13. Руководство по подготовке к зачету и экзамену по пропедевтике внутренних болезней. Под редак. С.Н. Шуленина. М., 2008.
14. Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты. Учебное пособие. Под редак. Ж.Д. Кобалава, акад. РАМН В.С. Моисеева. Изд. «ГЕОТАР-Медиа», М., 2008.
15. Практикум по пропедевтике внутренних болезней. Учебное пособие. Под редак. Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. Изд. «ГЕОТАР-Медиа», М., 2008.
16. Основы семиотики заболевания внутренних органов. Учебное пособие. Струтынский А. В., Баранов А.П., и др. изд. «Медпресс-информ » 2008.
17. Аускультация сердца и сосудов. Ушаков А.В., Коршунов А.В. изд. «Знание-М». М. 2000.
18. Энциклопедия клинического обследования больного. В. Веllts (перевод Денисов И. Н. с соавторами). 1998.
19. Физические методы диагностики. Авербах М.М., М., 1986.

Методические разработки:
1. Л.Г. Чибыева, Е.П. Васильев, А.П. Карелин, С.С. Сосина, Л.В. Дайбанырова, А.П. Жирков. Учебное пособие к практическим занятиям по пропедевтической терапии: «Семиотика заболеваний внутренних органов» (часть I). ЭОР. Якутск. 2008.
2. Л.Г. Чибыева, Е.П. Васильев, А.П. Карелин, С.С. Сосина, Л.В. Дайбанырова, А.П. Жирков. Учебное пособие к практическим занятиям по пропедевтической терапии: «Семиотика заболеваний внутренних органов» (часть II). ЭОР. Якутск. 2008.
3. Л.Г. Чибыева, Л.В. Дайбанырова. Учебно-методическое пособие «Обследование больного по пропедевтической терапии заболеваний органов желудочно-кишечного тракта». ЭОР. Якутск. 2008.
4. Л.Г. Чибыева, Л.В. Дайбанырова. Учебно-методическое пособие «Обследование больного по пропедевтической терапии заболеваний печени и желчевыводящих путей». ЭОР. Якутск. 2008.
5. Л.В. Дайбанырова, Л.Г. Чибыева. Учебное пособие «Электронный задачник по пропедевтике внутренних болезней». ЭОР. Якутск. 2008.
6. А.П. Карелин, Л.Г. Чибыева. Методические рекомендации «Аускультация тонов сердца». ЭОР. Якутск. 2008.
7. Л.Г. Чибыева, Т.Я. Николаева, С.С. Сосина, Л.В. Дайбанырова. Методические рекомендации – «Производственная практика». ЭОР. Якутск. 2008. С. 37.
8. Л.Г. Чибыева, Е.П. Васильев, А.П. Карелин, С.С. Сосина, Л.В. Дайбанырова. Методические указания «Основы клинической электрокардиографии». ЭОР. Якутск. 2008.
9. С. С. Сосина, Л.Г. Чибыева. Методические рекомендации «Краткое пособие по производственной практике по уходу за больными в терапевтической клинике». ЭОР. Якутск. 2008.
10. Л.Г. Чибыева, Е.П. Васильев, С.С. Сосина, Л.В. Дайбанырова. Пособие по проведению практических занятий по клинической лабораторной диагностике. ЭОР. Якутск. 2008.
11. Е.П. Васильев, Л.Г. Чибыева, С.С. Сосина, Л.В. Дайбанырова. Функция внешнего дыхания. Методические указания для самостоятельной работы студентов. ЭОР. Якутск. 2008.
12. С.С. Сосина, Л.Г. Чибыева, Л.В. Дайбанырова. Гелик-тест в диагностике Helicobacter pylori. Методические рекомендации. ЭОР. Якутск. 2008.
13. С.С. Сосина, Л.Г. Чибыева, Л.В. Дайбанырова. Использование внутрижелудочной рН-метрии в диагностике заболеваний пищевода и желудка. Методические рекомендации. ЭОР. Якутск. 2008.
14. Е.П. Васильев, А.П. Карелин. Программированное обучение по выслушиванию сердца. Якутск, 1997.
15. Е.П. Васильев. Схема истории болезни. Якутск, 1997.
16. Л.Г. Чибыева, Т.Я. Николаева, С.С. Сосина, Л.В. Дайбанырова. Производственная практика для студентов II, III, IV, V курсов медицинского института ЯГУ по специальности «Лечебное дело». Якутск. 2008.
17. А.П. Карелин. Симптоматика при заболеваниях суставов. Якутск, 2001.
18. Бехбат Мятавдорж. Немедикаментозное лечение больных с бронхиальной астмой методами восточной медицины. Якутск, 2002.

Дополнительная литература по курсу пропедевтики внутренних болезней
Врачебная деонтология
1. Вангер Е. А. Раздумье о врачебном долге. Пермь. 1986.
2. Под ред. Морозова Г. В.. Царегородского Г. И. Медицинская этика и деонтология. М., 1983.
3. Под ред. Петровского Б. В. Деонтология в медицине. М.. 1988.
4. Макманов И. Я. Врачебная деонтология, М.. 1998.
Пропедевтика внутренних болезней
1. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Учение о болезни (нозология). М. 1994.
2. Под ред. Маева И.В. Общий осмотр больного. Учебно-метод. пособие. М. 2000.
3. Маев И.В., Ляхова Т.М., Шестоков В.А. Методы исследования больного. Методические указания. М. 2002.
4. Под ред. Маева И.В. Диагностика основных синдромов и заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, желчевыводящих путей. Учебно-метод. пособие. М. 2000.
5. Под ред. Струтынского А.В. Схема истории болезни.Методические указания для студентов II-VI курсов медицинских институтов. М. 1992.
6. Ослопов В.Н., Садыкова А.Р., Абдулханов Р.А. Схема истории болезни. Изд. «МЕДпресс-информ» М. 2002.
7. Внутренние болезни. Учебник. Рябова С. И., Алмазова В. А., Шляхто Е. В.М., 2001.
8. Клиническая диагностика. Проблемно-ориентированный подход. Руководство для практикующих врачей. Чучалин А.Г., Бобков Е.В., изд. «Литература», 2006.
9. Внутренние болезни. Система органов дыхания. Ройтберг А.В., Струтынский А.В., Изд. М. 2005.
10. Внутренние болезни. Сердечно-сосудистая система. Ройтберг А.В., Струтынский А.В., Изд. М. 2004.
Клиническая кардиология
1. Оганов Р.Г., Фомина И.Г. Болезни сердца. Изд. «Литтерра», М., 2006.
2. Амосова Е.К. Клиническая кардиология. Том 1. изд. Киев. 1998.
3. Амосова Е.К. Клиническая кардиология. Том 2. изд. Киев. 2002.
4. Василенко В. X., Фельдман С. Б.. Могилевский Э. В. Пороки сердца. Ташкент. 1983.
5. Гасилин В. С., Сидоренко В. А. Стенокардия. М.. 1981.
6. Гогин Е. Е., Семенко А. Н.. Тюрин Е. И. Артериальные гипертензии. Ленинград. 1983.
7. Дощицин В. Л. Практическая электрокардиография. М.. 1987.
8. Орлов В.Н. Руководство по электрокардиографии. М.. 1999.
9. Циммерман Ф. Клиническая электрокардиография. М. 2000.
10. Маколкин В. И. Приобретение пороков сердца. М.. 1986.
11. Мурашко В. В., Струтинский А. В. Электрокардиография. М., 1987.
12. Руда М. Я., Зыско А. П. Инфаркт миокарда. М.. 1981.
13. Сумароков А. В., Моисеев В. С. Клиническая кардиология. М., 1986.
Пульмонология
1. Палеев Н. Р., Царькова Л. Н., Ворохов А. И. Хронические неспецифические заболевания легких. М., 1985.
2. Путов Н. В., Федосеев Г. Б. Руководство по пульмонологии. Ленинград, 1989.
3. Окороков А.Н. Руководство. Диагностика болезней внутренних органов. Диагностика болезней органов дыхания. М. 2001.
4. Окороков А.Н. Руководство. Лечение болезней внутренних органов. Лечение болезней органов дыхания. М. 1999.
5. Под ред. Комарова Ф.И., и др. Руководство диагностика и лечение внутренних болезней. Том 1. М. 1996.
6. Под ред. Комарова Ф.И., и др. Руководство диагностика и лечение внутренних болезней. Том 2. М. 1996.
7. Под ред. Комарова Ф.И., и др. Руководство диагностика и лечение внутренних болезней. Том 3. М. 1996.
Гастроэнтерология
1. Гастроэнтерология национальное руководство. Под редак. В.Т. Ивашкина, Т.Л. Лапиной. Изд. «ГЕОТАР-Медиа», М., 2008.
2. Клиническая гастроэнтерология. Я.С. Циммерман. Изд. «ГЕОТАР-Медиа», М., 2009.
2. Под ред. Комарова Ф.И., и др. Руководство по гастроэнтерологии. Том 1. М. 1995.
3. Под ред. Комарова Ф.И., и др. Руководство по гастроэнтерологии. Том 2. М. 1995.
4. Под ред. Комарова Ф.И., и др. Руководство по гастроэнтерологии. Том 3. М. 1996.
5. Под ред. Бурчинского Г. И. Клиническая гастроэнтерология. Киев. 1979.
6. Маколкин В. И.. Овчаренко С. И. Внутренние болезни. Руководство к практическим занятиям. М., 1987.
7. Григорьев П. А., Яковенко Э. П. Диагностика и лечение хронических болезней органов пищеварения. М., 1996.
8. Барановский А. Ю. Реабилитация гастроэнтерологических больных в работе терапевта и семейного врача. С-Пб., 2001.
9. Григорьев П. Я., Яковенко А. В. Клиническая гастроэнтерология. М., 2001.
10. Значение суточного мониторирования внутрипищеводного рН в диагностике гастроэзофагенальной рефлюксной болезни и оценке эффективности лекарственных препаратов//Клиническая медицина. 1999 г. № 7.
11. Гастроэзофагенальная рефлюксная болезнь. Шептулин А. А. М., 2001 г.
12. Под ред. Ивашкина В.Т. Болезни печени и желчевыводящих путей. М. 2002
13. Логинов А.С., Парфенов А.И. Болезни кишечника. М. 2000.
14. Яхонтова О.И., Рутгайзер Я.М., Валенкевич Л.Н. Хронические болезни кишечника. С.-Пб. 2002.
Болезни почек
1. Под ред. Тареева Е. М. Клиническая нефрология. М., 1983.
2. Эрман М. В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. Справочник. М., 2001.
3. Под ред. Тареева И.Е. Руководство. Нефрология. Том 1. М. 1995.
4. Под ред. Тареева И.Е. Руководство. Нефрология. Том 2. М. 1995.
Эндокринология
1. Балаболкин М. И., Гаврилюк Л. И. Сахарный диабет. Кишинев, 1983.
2. Потемкин В. В. Эндокринология. М., 1986.
3. Под ред. Старковой Н.Т. Руководство. Клиническая эндокринология. М. 1991.
Гематология
1. Воробьев А. И., Лорие Ю. И. Руководство по гематологии. М., 1979.
2. Меньшиков В. В. Справочник. Лабораторные методы исследования в клинике. М., 1987.
3. Абдулкадыров К. М., Рукавицын О. А., Удальева В. Ю., Шилова Е. Р. Гематологические синдромы в общей клинической практике. М., 2002.
4. Окороков А.Н. Руководство. Диагностика болезней внутренних органов. Диагностика болезней системы крови. М. 2001.
5. Окороков А.Н. Руководство. Лечение болезней внутренних органов. Лечение болезней системы крови. М. 1999.
Лабораторная диагностика
1. Лабораторная диагностика заболеваний внутренних болезней. Ройтберг Г. Е., М., 1999.
2. Под ред. Меньшикова В.В. Клинический диагноз – лабораторные основы. М. 1997.
3. Под ред. Корпищенко А. И. Справочник. Медицинская лабораторная диагностика (программы и алгоритмы ). С-Пб. 1997.

Дополнительная литература
1. С. С. Сосина, Л.Г. Чибыева. Методические рекомендации «Краткое пособие по производственной практике по уходу за больными в терапевтической клинике». ЭОР. Якутск. 2008.
2. Вангер Е. А. Раздумье о врачебном долге. Пермь. 1986.
3. Под ред. Морозова Г. В.. Царегородского Г. И. Медицинская этика и деонтология. М., 1983.
4. Под ред. Петровского Б. В. Деонтология в медицине. М.. 1988.
5. Макманов И. Я. Врачебная деонтология, М.. 1998.
6. Никитина Ю.П., Маштакова Б.П. Все по уходу за больными в больнице и дома. – М.: Медицина, 1998.
7. Мухина С.А., Тарковская И.И. Атлас по манипуляционной технике (Для медицинских училищ). –М.: Медицина, 1995.
8. Гребенев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. – М.: Медицина, 1991.
9. Мурашко В.В., Шуганов Е.В., Панченко А.В. Общий уход за больными. – М.: Медицина, 1989.
10. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными (Для медицинских училищ). – М.: Медицина, 1989.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *