лучший умк по русскому языку

ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Дистанционное обучение

понедельник, 4 июля 2016 г.

Краткий обзор учебников по русскому языку

лучший умк по русскому языку. Смотреть фото лучший умк по русскому языку. Смотреть картинку лучший умк по русскому языку. Картинка про лучший умк по русскому языку. Фото лучший умк по русскому языку

11 комментариев:

Благодарю за вашу работу!

лучший умк по русскому языку. Смотреть фото лучший умк по русскому языку. Смотреть картинку лучший умк по русскому языку. Картинка про лучший умк по русскому языку. Фото лучший умк по русскому языку

Спасибо составителям! И читателям, конечно!

Спасибо огромное за проделанную работу!Мучаемся с учебником Иванова и Евдокимовой, много занимаемся дома ( перекладывать ответственность на учителя и составителей учебников не хочу), но систематизировать знания хотелось бы по другим пособиям.Благодарю за помощь!

лучший умк по русскому языку. Смотреть фото лучший умк по русскому языку. Смотреть картинку лучший умк по русскому языку. Картинка про лучший умк по русскому языку. Фото лучший умк по русскому языку

Да. Согласна. Но есть выбор.
Желаю удачи и отличного результата!

Огромное спасибо вам за разбор!просто и понятно!

лучший умк по русскому языку. Смотреть фото лучший умк по русскому языку. Смотреть картинку лучший умк по русскому языку. Картинка про лучший умк по русскому языку. Фото лучший умк по русскому языку

Спасибо авторам и составителям учебников!

Здравствуйте, присоединяюсь к благодарностям за проделанный труд.

Подскажите, пожалуйста, какое место в системе учебников, по Вашему мнению, занимают учебники Ушаковой О.? Есть ли в них полнота тем, доступность теории и достаточная практика?

лучший умк по русскому языку. Смотреть фото лучший умк по русскому языку. Смотреть картинку лучший умк по русскому языку. Картинка про лучший умк по русскому языку. Фото лучший умк по русскому языку

Пожалуйста, коллега, представьтесь.

В этом смысле труд Ваш по обзору очень ценен. Жаль, что ничего не сказано об Ушаковой.

На всякий случай добавлю, что не являюсь адептом ни одного автора, и одновременно разделяю Ваше суждение, что отзывы в интернете часто отражают уровень учеников и учителей, а не самих УМК, которым они адресованы. Но в следующем году уже 4 класс, и как родитель я достаточно созрела, чтобы понимать, что золотое время крепких правильных азов изучения русского языка утекает сквозь пальцы.

Вот почему мне было интересно услышать Ваше мнение, Лариса Васильевна. Буду рада, если Вы не оставите мой вопрос без внимания.

лучший умк по русскому языку. Смотреть фото лучший умк по русскому языку. Смотреть картинку лучший умк по русскому языку. Картинка про лучший умк по русскому языку. Фото лучший умк по русскому языку

С Новым годом Вас, Екатерина Владимировна! Желаю всего самого хорошего!
Обзор был предложен учителям-филологам для осуществления поурочного планирования, т.е. в качестве дополнительного дидактического материала.

Источник

Инновационные УМК по русскому языку, реализующие концептуальные требования ФГОС нового поколения

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Поломошинская средняя общеобразовательная школа Яшкинского муниципального района

Инновационные УМК по русскому языку, реализующие концептуальные требования ФГОС нового поколения

Работу выполнила: Щербакова

учитель русского языка и литературы

с. Поломошное, 2018 г.

1. Роль УМК в ФГОС второго поколения……………………… стр.4

2. Рекомендованные УМК по русскому языку………………………..стр.6

2.1. УМК «Русский язык. 5–9 классы» Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др…………………………………………..стр.7

Список используемой литературы……………………………………..стр.14

Курс русского языка должен быть направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления, формирование потребности в речевом самосовершенствовании, совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности. Чтобы учитель мог выполнить эту нелегкую задачу, необходим учебник, который будет хорошим помощником учителю в обучении русскому языку, а учащимся – в изучении предмета.

Цель моей работы – проанализировать УМК по русскому языку, предлагаемые ФГОС второго поколения.

1. Роль УМК в ФГОС второго поколения

По традиционной «Зуновской» системе образования, от которой все еще не отказались в школах, ученик является объектом педагогического воздействия на уроке, и его цели объявляет учитель, объяснение нового материала ведется учителем, тренировочные работы подбираются учителем. Ученику остается только запоминать, заучивать, вследствие чего возникает неспособность к обобщенному переносу знаний, что ведет к неразвитости творческого мышления. Учебный процесс в традиционной школе сводится к тому, чтобы дать знания. ФГОС требует, что надо учить не знаниям, а работе, и это многие приняли с очевидным разочарованием. Значит ли это, что знания перестают быть востребованы обществом? Нет. Необходимо и важно понять, что путь к знаниям лежит через учебную деятельность. Сегодня под ФГОС ученые заложили отличный теоретический фундамент, а перед учителем стоит задача трансформировать теоретические понятия в практическую деятельность на уроке.

Каковы новые учебные задачи современного образовательного процесса? На первом месте формирование у учащихся универсальных умений самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации (развитие рефлексии), а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания.

Что поможет обучающемуся постичь этот объект? Безусловно, учебник. Поэтому учителю важно выбрать такой учебник, который поможет показать обучающимся системную организацию изучаемого предмета на разных уровнях. В учебнике для реализации идей стандарта должны быть заложены возможности для личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, для системно-деятельностного подхода в обучении. Многие учителя-словесники не владеют в полной мере информацией о современных учебно-методических комплексах по русскому языку. Следовательно, тезис Закона Российской Федерации «Об образовании»: «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением…» [1, ст.55, п.4 ] – не может быть в полной мере реализован без должной информационно-просветительской работы среди педагогических работников.

2. Рекомендованные УМК по русскому языку

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [2] в рамках предметной области «Филология» учебный предмет «Русский язык» рекомендовано шесть УМК:

1) УМК «Русский язык. 5–9 классы» Бабайцевой В.В., Чесноковой Л.Д., Никитиной Е.И. и др.

2) УМК «Русский язык 5–9» Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Глазкова А.В. и др.

3) УМК «Русский язык. 5–9 классы» Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др.[3,4,5]

4) УМК «Русский язык. 5–9 классы» Быстровой Е.А., Кибировой Л.В. и др. /ипод ред. Быстровой Е.А.

5) УМК «Русский язык. 5–9 классы» Разумовской М.М., Львовой С.И., Капинос В.И. и др.

6) УМК «Русский язык. 5–9 классы» Шмелева А.Д., Флоренской Э.А., Габович Ф.Е., Савчук Л.О., Шмелевой Е.Я. / под ред. Шмелева А.Д..

Перед учителем встает серьезный вопрос о выборе хорошего и умного учебника из числа рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Одни учителя захотят работать по традиционным, уже привычным, а другие – по тем, которые меньше всего напоминают о прежних. Правда, многое придется осваивать заново, потратить время. Но выбирать необходимо вдумчиво, зная сильные и слабые стороны учеников, понимать, каких дополнительных усилий потребуется учителю.

2.1 УМК «Русский язык. 5-9 классы» Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.

Проанализируем данный УМК, так как работаем по нему уже не первый год. Критериями анализа явились следующие положения (вопросы), которые отражают специфику основных идей ФГОС:

1. Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода?

2. Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

3. Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

4. Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

5. Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

6. Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

7. Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

8. Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД.

9. Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?

10. Каким образом в УМК формируются действия контроля?

11. Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?

12. Каким образом в УМК представлено учебное сотрудничество с целью «достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся»?

13. Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?

14. Есть ли у Вас потребность в смене УМК в связи с переходом на ФГОС НОО?

На основании общего анализа УМК сделаны следующие выводы:

1.Учебник частично реализует деятельностный подход, в частности это проявляется в подаче учебного материала и системе заданий по русскому языку. Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно. Этот принцип должен быть преемственным на всех этапах обучения, т. е. быть непрерывным. Посмотрим, как задания УМК реализуют этот принцип. В учебнике все правила и понятия даются уже в готовом виде. Иногда встречается подводка к правилу, но затем выдается уже готовая орфограмма или понятие. Есть, конечно же, задания проблемного характера, но их мало, системность и непрерывность в подаче такого плана заданий отсутствует.

5. К учебнику прилагается пособие, содержащее тесты для текущего и итогового контроля знаний учащихся. Это пособие учитывает требования ФГОС. Рабочая тетрадь к учебнику Т. А. Ладыженской содержит теоретические сведения, задания по морфологии, орфографии, синтаксису, пунктуации, культуре речи. Предусматривается системное повторение ранее изученных разделов.

7. В УМК отсутствует механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников. Нет тестовых заданий по типу ЕГЭ, обобщающих таблиц, заданий «Проверь себя», «Оцени себя».

В учебнике появились действующие лица: учитель, ученица, мальчик – ученик. Учительница задаёт вопросы, а ученики тут же на них отвечают. Вопрос: «Зачем обучающимся самостоятельно искать ответ на вопрос учителя, если он уже дан в готовом виде?»

11. Данный УМК только частично создает условия для мотивации ученика к учению. Есть интересные тексты, но задания к ним не создают проблемной ситуации, не побуждают к поиску альтернативных действий.

12. Не достаточно представлены задания, предполагающие учебный диалог учителя и учеников для актуализации знаний. Есть задания, в которых предусмотрено учебное сотрудничество между учащимися. Но, к сожалению, таких заданий очень мало.

13. Данный УМК частично обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся. Проектные задания не представлены.

На основании проведённого анализа мы пришли к выводу, что представленное УМК содержит не достаточно полную методическую и содержательную базу для освоения новых принципов ФГОС. По словам же работников издательства «Просвещение» обновлённый учебник реализует идею интегрированного обучения языку и речи, предполагающего формирование лингвистической и коммуникативной компетенций, а также привлечение большого объёма сведений культурологического характера. Новое художественное оформление, усовершенствованный методический аппарат учебника способствуют оптимизации учебного процесса.

На наш взгляд доработка УМК Т. А. Ладыженской носит «косметический» характер, содержание учебника изменилось незначительно, методическое объединение учителей русского языка и литературы нашей школы пришло к выводу, что нужно провести анализ других УМК и определить УМК, соответствующий требованиям ФГОС, основной образовательной программе ОУ, образовательным возможностям и потребностям обучающихся ОУ.

При переходе на новый УМК по русскому языку предлагается обратить внимание на следующие моменты (причем в совокупности, а не по отдельности):

— преемственность в подходах к изучению русского языка;

— соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям

— соответствие УМК контингенту обучающихся конкретной

— соответствие УМК образовательной программы образовательной

С такой задачей справляются учебники нового поколения: обеспечивают учителя необходимым материалом для урока, руководят совместной деятельностью учителя и ученика, определяют выбор технологий и приемов, используемых на уроке.

Таким образом, главный критерий выбора учебников образовательным учреждением – это наличие их в определенных перечнях рекомендуемых или допущенных учебников. А учителя выбирают УМК в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения.

Источник

Инновационные УМК по русскому языку, реализующие концептуальные требования ФГОС нового поколения

Свидетельство

лучший умк по русскому языку. Смотреть фото лучший умк по русскому языку. Смотреть картинку лучший умк по русскому языку. Картинка про лучший умк по русскому языку. Фото лучший умк по русскому языку

Диплом

лучший умк по русскому языку. Смотреть фото лучший умк по русскому языку. Смотреть картинку лучший умк по русскому языку. Картинка про лучший умк по русскому языку. Фото лучший умк по русскому языку

Введение

1. Роль УМН в ФГОС OO второго поколения

2. Рекомендованные УМК по русскому языку

2.1. УМК «Русский язык. 5–9 классы» Быстровой Е.А., Кибировой Л.В. и др. /и под ред. Быстровой Е.А.

Методические возможности в связи с введением ФГОС второго поколения

Положительные стороны УМК

Риски

1. Данное издание предназначено для использования национальных школах.
2. В основе учебника для нацио­нальных образовательных учрежде­ний лежит оригинальная методиче­ская система, позволяющая вести комплексное обучение различным видам речевой деятельности. В учебнике осуществляется взаимо­связанное обучение разным уровням языковой системы и одновременное изучение русского языка и русской культуры. Учебник сохраняет еди­ные с начальной школой исходные позиции в обучении – коммуника­тивно-деятельностный подход.
3. Тексты и задания упражнений призваны расширить кругозор уча­щихся, повысить их культурологи­ческий уровень, усилить интерес к изучению языка.
4. В разделе «Речь» предложено большое количество устных упраж­нений, интересно рассказывается о диалоге и монологе, об особенно­стях русского речевого этикета.
5. По разделу «Фонетика. Орфогра­фия. Орфоэпия» следует отметить следующее: изучаемый материал предлагается достаточно интересно. Теоретические сведения по теме снабжены таблицами, необходи­мыми разъяснениями и толкованием возможно непонятных слов и выра­жений для детей с родным (нерус­ским) и русским (неродным) языком обучения. Удачно подобраны тексты из произведений художественной литературы.
6. Анализируя раздел учебника «Лексика», хочется отметить до­ступную подачу материала, разно­образие упражнений по данной теме, хороший подбор текстов рус­ской поэзии и прозы. В разделе со­держатся задания по видам разбо­ров, а если этому не начать обучать уже в 5 классе, то впослед­ствии это сделать уже будет сложно.
7. В разделе «Состав слова. Слово­образование» учащиеся знакомятся со сложными явлениями русского словообразования, сводящимися очень часто не к простому членению слова на морфемы, а к этимологии.

1. Идея развивающего обучения не­достаточно реализуется в способах подачи материала, в творческих за­даниях, в исследовательской дея­тельности, в освещении проблемных вопросов.
2. Обращает внимание недостаточ­ное количество рисунков-иллюстра­ций к упражнениям и текстам, а ведь картинки существенно помо­гают обучаться языку вообще, а русскому – в особенности. Наличие ярких, красочных иллюстраций – важное условие успешного, заинте­ресованного обучения.
3. Отмечая достаточное количество упражнений для устной речи, за­метно ограниченное количество упражнений с заданием «спишите, подчеркните, обозначьте» и т.д. На это надо обратить внимание при окончательной доработке учебника.
4. Вместе с достоинствами в разделе «Лексика» просматривается все тот же недостаток: отсутствие иллю­стрированного материала и однооб­разие предлагаемых упражнений.
5. Несмотря на упражнения разного характера в разделе «Состав слова. Словообразование», отмечается полное отсутствие упражнений с другими заданиями: озаглавить текст, подчеркнуть главные члены предложения, обозначить изучае­мую орфограмму и т.д., что ведет к некоторой односторонности обуче­ния.
6. Хочется отметить большое разно­образие тематических текстов, но, к сожалению, сами тексты очень сложны и объемны.

В таблице 1 приведены положительные и отрицательные стороны учебного комплекса [3].

2.2 УМК «Русский язык. 5-9 классы» Шмелева А.Д., Флоренской Э.А., Габович Ф.Е., Савчук Л.О., Шмелевой Е.Я. / под ред. Шмелева А.Д.

Методические возможности в связи с введением ФГОС второго поколения

Положительные стороны УМК

Риски

1. УМК направлен на обеспечение формирования коммуникативной, лингвистической и языковой, куль­туроведческой компетенций.
2. Учебник строится по модульному принципу. Каждая из глав включает пять повторяющихся разделов, вы­деленных особым цветом: «О языке и речи», «Система языка», «Право­писание», «Текст», «Культура речи», «Повторение». В последнем разделе в интегрированном виде обобщаются материалы всех разде­лов, а также есть лингвистические задания игрового характера.
3. Главное достоинство – наличие системы проектной деятельности, проектные задания для работы в па­рах и группах.
4. Встречается рубрика «Работа в парах», предполагающая взаимо­действие со сверстниками в учебном процессе.
5. Прослеживаются связи с физиче­ской культурой, правилами дорож­ного движения, языкознанием, ли­тературой, МХК. Есть существенное количество заданий, которые отра­жают повседневный опыт учащихся.
6. В конце книги размещен раздел «Приложение»: долгосрочные про­екты (создание словаря, составление словарных карточек, проект «Исто­рия письменности», сочинение лингвистической сказки, рисунки в жанре «Веселая лингвистика»), учебные инструкции, (как составить план, подготовиться к написанию изложения и пр.), учебные словари (особенно объемен орфографиче­ский словарь).
7. Оригинальные условные обозна­чения: «Вспоминаем изученное», «Обсуждаем свои предположения, догадки», «Работаем со словами».
8. Особенностью учебника является наличие аудиоприложения, вклю­чающего материалы к разным типам заданий и демонстрирующего уча­щимся образцовую речь (особенно полезно для детей мигрантов).

1. В предложенном учебнике недо­статочное внимание уделено фор­мированию практической грамотно­сти обучающихся, мало текстов для работы в разделах «Правописание», упражнения в основном предлагают работу со словом, а не с предложе­нием или текстом.
2. Мало примеров из классической русской литературы. Часто приво­дится неадаптированный к возрасту материал.
3. Теоретический материал слабо структурирован, не выделяется главное, нет определений конкрет­ных понятий, что необходимо в 5 классе.
4. В учебнике отсутствуют ссылки, предполагающие работу с электрон­ными образовательными ресурсами, кроме адреса издательства.

В таблице 2 приведены положительные и отрицательные стороны учебного комплекса [3].

Источник

Выступление на РМО Анализ УМК по русскому язуку

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ

В Приложении к письму Министерства образования и науки Челябинской

области от 17. 06. 16 содержится список УМК на 2016-2017 учебный год, входящих в федеральный перечень учебников. Все названные УМК относятся к завершенным предметным линиям учебников, обеспечивающим преемственность изучения русского языка и литературы на соответствующем уровне общего образования.

Каждый УМК имеет электронное приложение, дополняющее учебник и представляющее собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником; методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета. Подробная информация об учебниках представлена на официальных сайтах издательств

Сейчас перед учителем встаёт серьёзный вопрос выбора хорошего и умного учебника из числа рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Выбирать необходимо вдумчиво, прикидывая, что согласуется именно с вашим стилем и вкусом, с уровнем подготовки ваших учеников, зная сильные и слабые стороны разных учебников, хорошо представляя себе, чем они похожи, чем существенным различаются, каких дополнительных усилий потребуют от учителя.

Основное общее образование

Линия учебно- методических комплексов по русскому языку Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др., 5-9 классы

Скорая помощь по русскому языку в двух частях

Диктанты и изложения

Приложение на электронном носителе

Линия УМК по русскому языку предназначена для учащихся 5–9 классов общеобразовательных учреждений.

Линия переработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта основной школы. Разработано новое внешнее и внутреннее оформление учебников.

Рабочая программа курса русского языка для основной школы, помимо распределения учебного материала по годам обучения, содержит характеристику основных видов деятельности ученика.

Учебник обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения. При переработке учебников особое внимание было уделено различным способам организации учебной деятельности, формам взаимодействия участников образовательного процесса, направленным на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку.

Рабочая тетрадь включает упражнения и задания, которые структурированы в соответствии с разделами учебника и предназначены для организации закрепления и проверки знаний учащихся по русскому языку. Упражнения и творческие задания по развитию речи могут быть использованы учителем для работы в классе, в качестве домашних заданий, а также во внеклассной работе.

Скорая помощь по русскому языку. Тетрадь содержит диффренцированные задания по всем разделам изучаемого языкового курса и предназначена для обучения школьников, сталкивающихся с затруднениями при усвоении учебного материала.

Дидактический материал дополняет практическую часть учебников лексическими, грамматическими, орфографическими, синтактико-пунктуационными упражнениями, а также упражнениями, формирующими и развивающими речь учащихся.

Карточки-задания могут использоваться как на уроке, так и вне урока для проведения индивидуальных занятий. Весь учебный материал представлен в них на текстовой основе и учитывает особенности курса русского языка в основной школе. Карточки-задания способствуют выработке у учащихся орфографической и пунктуационной грамотности. Помимо текста и грамматического задания к нему в каждой карточке содержится задание по развитию речи. Задания даны в двух вариантах, которые отличаются степенью сложности.

Методическое пособие поможет учителю разобраться в специфике доработанных учебников по русскому языку, в методических проблемах современной школы.

В пособии представлено планирование учебного материала с учетом изменений в школьной программе.

К каждому учебнику данной линии издаются пособия «Русский язык. Диктанты и изложения», к учебникам для 8 и 9 классов –– поурочные разработки.

Линия учебно-методических комплексов по русскому языку 5-11 кл. под редакцией В.В. Бабайцевой

1.В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова Русский язык. Теория.

2.Русский язык. Практика. 5 класс А.Ю. Купалова; 6 класс Г.К. Людман – Орлова; 7 класс С.Н. Пимина; 8, 9 классы Ю.С. Пичугов.

3. Русский язык. Русская речь. Е.И. Никитин.

Среди положительных свойств комплекта следует отметить следующие: во-первых, наличие учебника «Теория», который содержит весь материал за курс 5-9-го классов и даёт возможность обращаться к нему как к справочнику. Структура учебного комплекса позволяет изучать, закреплять, повторять теоретические сведения о языке в системе. Теория изложена просто и стилистически ровно, без излишнего наукообразия.

Во-вторых, использование данного учебного пособия помогает в организации активных форм обучения, в частности, семинарских занятий, в подготовке учащихся к экзаменам.

В-третьих, дает возможность учителю выдавать учебный материал пропедевтически, внедрять новые передовые технологии, в частности, выдавать материал блоками.
Также следует отметить, что система заданий и упражнений рассчитана на разноуровневый подход к обучению. Задания требуют не просто определённых знаний, а умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Богатый справочный материал способствует организации самостоятельной работы. Кроме того, учебник содержит подробные образцы различных видов грамматического разбора, введены такие виды разборов, как орфографический и пунктуационный.

В учебниках «Практика» много текстов, что всегда предпочтительнее отрывочных предложений, много разнообразных заданий. Начиная с 6-го класса в учебник «Практика» вводятся разделы «Повторим орфографию» и «Повторим пунктуацию», это позволяет учителю планировать и осуществлять систематическое повторение наиболее трудных вопросов. В учебнике «Практика» для 8-9-го классов в разделе «Синтаксис» представлены упражнения на редактирование текста. В приложение включён толковый словарь, обращение к которому способствует расширению словарного запаса и повышению уровня грамотности учащихся.

Несомненным достоинством данного комплекта является наличие учебника Е.И. Никитиной «Русская речь», позволяющий выстроить систему уроков по развитию речи. Разнообразие творческих заданий, иллюстративный материал делают привлекательным для учащихся работу с этим учебником. Поскольку цель уроков русского языка сегодня заключается в том, чтобы научить ребёнка чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный смысл, восхищаться родным словом, усваивать душой самобытность русского слова, выражать себя в слове, то в большей степени привлекает в этом комплексе речевой аспект изучения языка. Задания предусматривают наблюдение над сферой использования изучаемых явлений (в текстах разного назначения, типа, стиля), над их ролью для достижения точности и выразительности речи; создание речевых ситуаций, которые определяют отбор языковых средств для должного случая; совершенствование чужого высказывания с точки зрения норм использования рассматриваемых фактов языка; самостоятельное конструирование высказывания и стилистическое оправдание употребляемых в нём языковых средств. Подчёркивается общественная важность умения правильно воспринимать чужое высказывание и грамотно, точно, выразительно говорить и писать, уместно пользуясь богатством языка, соблюдая этические нормы речи.

В то же время этот комплекс, по мнению многих учителей, имеет и недостатки. Например, в учебнике для 5-го класса при изучении некоторых тем по орфографии дано крайне мало упражнений для закрепления. Недостаточно продумана организация словарной работы: количество слов, предназначенных для запоминания учащимися старших классов меньше, чем, например, учащимися 5 класса. Количество словарных слов на полях учебника и в словарике в конце учебника не совпадает. Трудно отличить словарные слова, помещенные на полях, от слов, помещенных там же для другой цели.

Линия учебно-методических комплексов по русскому языку М.М. Разумовской

1.Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык 5 – 9 классы.

2.Методическое пособие. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др5– 9 классы.

3.Рабочие тетради Ларионова Л.Г. 5 – 9 классы.

4.Диагностические работы. В.В. Львов. 5 – 9 классы

5.Контрольные и проверочные работы. Л.М. Кулаева. 5 – 9 классы.

6.Тетрадь для оценки качества знаний. В.В. Львов. 5 – 9 классы.

7.Мультимедийное приложение. 5 – 9 классы.

Главной целью обучения русскому языку, по убеждению авторов, является обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, а также умения свободно говорить и писать на родном языке. В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В учебниках для 5-7-го классов в связи с изучением грамматики вводятся соответствующие правила правописания (орфография и пунктуация), необходимые для оформления письменной речи. В учебниках предусмотрена систематическая работа с лингвистическими текстами, направленная на их информационно-смысловой анализ. При изучении теории предложен обучающий и разъясняющий подход, то есть, кроме формулировок определений и правил, обязательно даётся разъясняющий текст. В учебниках есть упражнения разноуровневого характера, упражнения, раскрывающие значение, структуру, правила правописания слов. Даны образцы разборов синтаксических единиц, включающий орфоэпический разбор слова. В конце учебников представлен справочный материал: орфографический и толковый словарики, раздел, посвящённый трудным случаям орфографии. Очень примечательно то, что многие упражнения содержат задания по комплексному анализу текста. Среди положительных моментов следует ещё отметить наличие материалов об общих сведениях о языке и о ведущих специалистах в области лингвистики.

По мнению учителей, недостатком учебника является то, что в нём содержится мало материала для отработки навыка орфографической зоркости, то есть в малом количестве упражнений пропущены буквы-орфограммы и пунктограммы, чтобы ученик мог осознанно с ними поработать. Представляется, что учебник для 6 класса перенасыщен содержанием и что изучение трудных тем «Причастие» и «Деепричастие» начинать в 6 классе рано.

Линия УМК под редакцией Е.А. Быстровой

• программу учебного курса;

• рабочие тетради для учащихся;

• тетради оценки качества знаний по русскому языку;

• методические рекомендации или книги для учителя;

Данный учебник можно использовать в рамках различных педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии комплексного анализа текста, элементов модульного обучения, возможна реализация исследовательской и проектной деятельности, использование информационных технологий.

Учебная линия Е.А. Быстровой отличается способом подачи теоретического материала. Материал представлен с учетом типологических трудностей русского языка, но при этом предлагается открытое сопоставление фактов русского языка с их эквивалентами в изучаемом иностранном. Внутреннюю целостность линии обеспечивают коммуникативный, функциональный, текстоцентрический и культуроведческий подходы к обучению языку.

Особенность учебной линии – практическая речевая направленность, которая является не только целью, но и средством обучения. Учебники создают условия для речевого общения и учат общению. Они призваны вовлекать учащихся в активный познавательный процесс и в процесс овладения русским языком как средством общения.

Особое внимание в учебниках русского языка под редакцией Е. А. Быстровой уделяется развитию речи. Продумана последовательная система работы над свободным диктантом, изложением, сочинением, что даёт замечательные результаты совместной деятельности авторов учебника, учителя и ученика. Кроме того, тексты и темы для таких работ помещены в 1 учебнике, что не создает психологического напряжения у ученика.

Учебник очень богат в плане иллюстративного материала. В качестве иллюстраций представлены портреты учёных-лингвистов, фотографии, схематические рисунки, сюжетные рисунки и рисунки описательного характера. Соответственно, все они несут разную дидактическую нагрузку.

В учебнике заложены возможности для уровневой дифференциации. Уже в условных обозначениях есть значок «скрепка», под которым располагается дополнительный теоретический материал для тех, кто может и стремится узнать больше. Также представлено много творческих заданий разного уровня. Предоставлена возможность учителю и ученику выбирать в зависимости от интересов, степени сложности, психологических особенностей.

Учебник предоставляет возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, множества форм этой деятельности. Учитель, работая с данным учебником, может активно вовлекать детей не только во фронтальные виды работы, но и в индивидуальные, и групповые. В большом изобилии представлен материал для самостоятельной работы.

Основная трудность при работе с данным УМК заключается в том, что учитель сам должен хорошо владеть иностранным языком, изучаемым детьми (желательно, английским). Это связано с тем, что многие темы изучаются через прием сопоставительного анализа каких-либо явлений в русском языке и изучаемом иностранном. Немаловажно, что владение иностранным (английским) языком – одно из требований Стандарта современного педагога.

Линия УМК под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. 5-9 классы

Готовимся к ГИА: тесты, творческие работы, проекты

Приложение на электронном носителе

Новая линия УМК предоставляет учащимся возможность овладеть основными сведениями о родном языке, на практическом уровне усвоить особенности его функционирования и на этой базе усовершенствовать владение родным языком в разнообразных условиях общения. Линия создана в соответствии с требованиями ФГОС.

Рабочая программа курса русского языка для основной школы, помимо распределения учебного материала по годам обучения, содержит характеристику основных видов деятельности ученика.

Учебники реализуют актуальный в методике преподавания русского языка коммуникативный подход, в основе которого лежит направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка (усвоение лингвистической теории, формирование языковых умений и навыков) и процесса речевого развития ученика, его мышления, восприятия, воображения, а также процесса овладения средствами и способами обращения с информацией.

Системообразующим элементом каждого параграфа учебника является текст, который представляет собой не только базу для усвоения единиц языка, моделей семантических типов речи, но и основу формирования рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.

Учебники имеют фиксированный в тематических разворотах формат, структурные элементы каждой темы повторяются с определённой ритмичностью. Информационное пространство тематических разворотов организуется с помощью рубрикаций и системы «всплывающих окон», которые активизируют познавательную деятельность ученика, задают способы действия с определённым языковым и речевым материалом, схемами, таблицами и другими видами наглядности.

Рабочие тетради дополняют практическую часть учебников разнообразными тренинговыми заданиями по всем темам и разделам, предусматривают задания пропедевтического характера, а также позволяют успешно решать проблемы дифференцированного обучения.

Поурочные разработки содержат примерные конспекты уроков, методические рекомендации по изучаемой теме, и разноуровневый дидактический материал, который расширяет содержание учебника и позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Здесь также на примере конкретных тем демонстрируются различные современные технологии организации учебной деятельности школьника на уроках русского языка и во внеурочное время (это и технологии проектной деятельности, и технология критического мышления при обучении различным видам чтения и письменной речи и др.)

Пособия «Готовимся к ГИА: тесты, творческие работы, проекты» ориентированы на учебники данной линии, но могут быть использованы и с другими УМК по русскому языку. Пособия адресованы учащимся и содержат материл для закрепления и проверки в формате ГИА знаний.

Учителям пособие поможет организовать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, а также проводить текущую и итоговую аттестацию, решать задачи обучения школьников работе с проектами

Линия УМК под редакцией А.Д.Шмелева 5-9 классы

• программа (с CD-диском)

• учебник в 2-х ч. (с аудиокурсом на CD и приложением)

• рабочие тетради «Развитие письменной речи, 5-6 классы», «Культура речи, 7 класс», «Словарные слова без ошибок»

Линия учебников отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, к определению последовательности его обучения и организации учебной деятельности учащихся. Особенностью учебников этой линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику Учебники строятся по модульному принципу. Модуль – единица организации учебного материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе. Завершается каждый модуль учебника разделом «Повторение», где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов. В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык (базовый и профильный уровни). 10-11, Просвещение.

Состав УМК: программы на базовом и профильном уровнях, поурочные разработки. Методические и дидактические материалы отдельных авторов

Содержание учебника соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Учебник рекомендован для использования как на базовом, так и на профильном уровне.

Приоритетной задачей курса на базовом уровне является ориентация на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. При этом язык представлен в курсе во всем многообразии его функций, разновидностей, стилей.

Центральным разделом практико-ориентированного курса является культура речи. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний и стратегий и тактик успешного понимания чужой речи — устной и письменной.

В учебнике усилено внимание к вопросам культуры речи, к правописанию и повторению ранее изученного материала. Предусмотрены задания и упражнения разной степени сложности, ориентированные на подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.

Особенностью книги является то, что все ее разделы включают отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в 10-11 классах.

Учебник поможет учащимся не только повторить орфографии и пунктуацию на более высоком уровне, но и овладеть приемами работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Система специальных упражнений позволит школьникам лучше понять художественно-языковую форму изучаемых литературных произведений, особенности языка и стиля писателя. Большое внимание уделяется систематическом работе со словарями различных типов.

Линия УМК под редакцией Воителевой Т.М.

Воителева Т.М. Русский язык (базовый уровень). 10-11, Академия.

Состав УМК: программа, учебник, методическое пособие,

Учебники соответствуют федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования; в них реализуется идея интегративного и дистантного подхода к изучению русского языка, что делает области его применения более разнообразными: это и аудиторная организация занятий, и экстернат, и заочная форма обучения. Материал учебника ориентирует на повторение и обобщение основных разделов русского языка (фонетики, орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии), что позволит учащимся подготовиться к ЕГЭ. Книга имеет речевую направленность, поэтому большое внимание в ней уделено основной единице речи — тексту, его структуре, выразительным средствам, функционально-смысловым типам речи, а также особенностям употребления единиц языка. Орфографические и пунктуационные навыки учащихся совершенствуются в процессе выполнения упражнений всех глав учебника. Для учащихся 10 классов, изучающих предмет на базовом уровне, п омимо справочного материала по всем разделам науки о языке учебник содержит отрывки из различных литературных и научных источников как материал для первичного наблюдения и анализа, а также проверочные тесты для подготовки к итоговой аттестации.

Авторская линия Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). 10-11, Русское слово.

Состав УМК: программа, поурочное планирование этих же авторов, книга для учителя, тематическое планирование, методические рекомендации по проведению уроков в старших классах, материалы по развитию речи учащихся, пособие «Русский язык в таблицах»).

Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования; в него входит учебно-методический комплект, предназначенный для изучения русского языка на базовом и профильном уровнях. Цель курса — достижение учащимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетенции. Современный русский язык представлен как система. Теоретический материал дан крупными блоками, изложен полно, логично, доступно, многоаспектно, снабжен убедительными литературными примерами, отобранными из художественных произведений XIX—XX вв. Впервые в учебнике авторами введены основные принципы русской орфографии и русской пунктуации. Учебник поможет учащимся систематизировать, обобщить, расширить и закрепить полученные знания по русскому языку, сформировать навыки свободного владения речью в ее устной и письменной форме. Ценность данного учебника — в соединении научности и доступности, глубины и широты подачи учебного материала. Учебник систематизирует, обобщает и дополняет полученные знания по русскому языку. Может быть использован как справочник для поступления в вуз, при сдаче как письменного, так и устного экзамена, а также подготовке к ЕГЭ

Авторская линия Гусаровой И.В.

Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни). 10-11, ВЕНТАНА-ГРАФ.

Состав УМК: программа, учебник, рабочие тетради, словарь, http://www.vgf.ru/russ.

Авторская линия Пахновой Т.М.

Пахнова Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11, Дрофа.

Состав УМК: рабочая программа, учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие,

Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. В учебнике реализованы следующие цели обучения русскому языку на базовом уровне: приобщение учащихся через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; углубление и обобщение знаний о языке как многофункциональной развивающейся системе; совершенствование умений анализировать языковые факты, творчески перерабатывать информацию; развитие устной и письменной речи с точки зрения эффективного достижения поставленных коммуникативных задач.

Авторская линия Бабайцевой В.В.

Бабайцева В.В., Михальская А.К. Русский язык (углублённый уровень). 10-11, Дрофа.

Состав УМК: программа, учебник, методическое пособие, тренинги по орфографии и пунктуации, тесты, «Основы риторики» А.И. Михальской, программы элективных курсов.

Содержание учебника В.В. Бабайцевой для 10-11 классов соответствует требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку. Состоит из 2-х частей. Теоретическая часть систематизирует и углубляет знания, приобретённые учащимися в 5-9 классах. Сборник заданий включает разнообразные упражнения, обобщающий изученный материал. Уделено внимание развитию речи, умению анализировать и составлять тексты. Обобщающие задания по орфографии и пунктуации имеют ответы.

УМК предполагает профильный уровень образования: филологический и социально-гуманитарный профили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *