лучший якорь для песчаного дна
Грунт и якорь. Когда есть из чего выбрать.
На непосвящённый взгляд — якорь представляет собой весьма простое, если не сказать примитивное, устройство. То же самое можно сказать и о принципе его работы: по мнению многих «сухопутных жителей», чем тяжелее якорь, тем он эффективнее. Однако, это далеко не так. Постараемся подробнее рассмотреть, какие типы яхтенных якорей существуют и как они «работают».
Виды якорей
От того, насколько правильно подобран якорь, зависит очень многое: вплоть до сохранности самого судна, его экипажа и пассажиров. Для правильного выбора якоря для любого судна следует учитывать целый ряд факторов:
Предназначение
По своему предназначению — якоря делятся на становые, вспомогательные, «мёртвые», якоря-завозы, плавучие. На современных яхтах обычно используются два первых типа, иногда на больших океанских яхтах могут использоваться и плавучие якоря. Они предназначаются для предотвращения разворота судна бортом к волне при сильном волнении. «Мёртвые» и якоря-завозы используются для долговременного закрепления специальных судов, плавучих платформ, сигнальных буёв.
Становые якоря
Основным типом яхтенного якоря является становой, он же аварийный, штормовой. Он предназначен для удержания судна на месте при ветре и волнении значительной силы. Аварийным он называется потому, что в его «обязанность» входит предотвращение сноса судна в шторм, либо при иных непредвиденных ситуациях. Допустим, у яхты отказал двигатель, вышло из строя рулевое управление и т.д. В этой ситуации становой якорь является гарантией от выброса судна на мель или рифы, поэтому он должен обладать максимальной держащей силой. Также они применяются для постановки яхты на якорь в порту или марине.
Вспомогательные
Зачастую становые якоря обладают большой массой и габаритами. В связи с этим, использовать их при повседневных кратковременных стоянках бывает проблематично. Скажем, если вам захотелось порыбачить в хорошую погоду, искупаться или просто отпустить штурвал и отдохнуть в шезлонге с бокалом вина. Отдача и, тем более, снятие со станового якоря, потребует больших усилий. Для подобных случаев на яхтах имеются компактные виды якорей – лёгкие верпы. Они, конечно же, не могут удержать судно от дрейфа в непогоду, но оправдывают своё применение при небольшом течении или лёгком волнении. Служат такие якоря и в качестве дополнения к основному (аварийному) якорю в штормовую погоду: отданный с кормы, лёгкий верп позволит избежать разворота яхты вокруг основного якоря.
Тип судна
От размеров яхты также во многом зависит выбор якоря. Если для маленькой парусной лодки или небольшого катера, предназначенного для плавания по внутренним водоёмам, будет вполне достаточно одной «кошки», то к якорному вооружению океанской яхты нужно подходить более ответственно. Под понятием «тип судна» подразумевается его линейные размеры: длина, высота бортов и надстроек, их площадь. Именно эти показатели определяют парусность конструкции яхты: чем она больше, тем с большим воздействием ветра приходится бороться якорю.
Меньшим фактором в данном случае является вес яхты, он играет существенную роль лишь при наличии значительного течения. В данном случае сносу яхты способствует её осадка, зависящая и от общей массы судна. Для облегчения вычислений и правильного подбора яхты — существуют специальные таблицы, по которым можно определить минимальную держащую силу того или иного типа якоря для судов с различными габаритами. Ниже приведена такая таблица для моторных яхт и катеров.
Тип якоря
Сегодня в продаже имеется огромное количество яхтенных якорей самых различных конструкций, обладающих разными эксплуатационно-техническими характеристиками. Основное различие между ними состоит в области применения. Каждая из этих разновидностей лучше всего работает на определённом типе грунта: песчаном, илистом, каменистом. Перед приобретением якоря следует иметь представление о типе грунта акватории, где вам предстоит чаще всего ходить под парусом. Рассмотрим наиболее часто применяемые в современном яхтинге — типы якорей.
1. Дэнфорта. Якоря подобной модели сегодня являются одними из самых востребованных, они используются яхтсменами всего мира. Лучше всего они «работают» на плотных песчаных грунтах, показывая при этом держащее усилие порядка 50 кг на килограмм своего веса. В связи с этим, они отлично подходят для габаритных морских яхт. Среди минусов: свойство зарываться в грунт, поэтому поднятие его вручную бывает затруднено. Другой недостаток — это непригодность применения на каменистых морских грунтах.
2. Фортресс («Крепость»). Одна из усовершенствованных моделей якоря Дэнфорта, корпус которой изготавливается из алюминиевого сплава. Приспособлен для постановки яхты на якорь на илистых и прочих грунтах со слабыми удерживающими показателями.
4. Якорь-плуг. Один из наиболее надёжных якорей при использовании на песках, а также на дне, покрытом водорослями. Якорь-плуг (весом в 20 кг) может вполне удерживать 15-метровую яхту. Несколько хуже удерживающие показатели у плуга на слабых почвах: илистых или глинистых. Под напором шквалистого ветра яхта, поставленная здесь на плуг, может дрейфовать. Усовершенствованными моделями плуга являются «Сикьюр», «Дельта», «Рокна», «Кобра», «Бюгель» и т.д.
5. Кошка. Недорогой и весьма простой якорь, отлично подходящий для небольших лодок, а также в качестве вспомогательного для более крупных судов. Заработал популярность в среде яхтсменов своей универсальностью: он хорошо держит небольшую лодку практически на любом типе грунта. Исключение составляют прибрежные грунты с большим количеством корней и коряг: высвободить из их сплетения зацепившуюся кошку бывает порой невозможно.
Как выбрать якорь для катера
От правильного выбора якоря может зависеть многое: попасть в шторм проще, чем кажется. Да и не всегда нужен шторм, хватит сильного ветра, чтобы нарушить комфортную рыбалку или отдых на воде. Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?
Некоторые судовладельцы, положа руку на сердце, используют 10-12 кг кирпичей. В штиль, и даже при небольшом ветре, такая беспечность допустима. Но при сильном ветре эта халатность может обрести серьезные последствия. И это не только нарушение умиротворения, но даже деформация и затопление плавсредства, угроза жизни людей находящихся на борту.
Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?
– Удерживающая сила. Чем выше удерживающая сила, тем менее громоздкий якорь придётся с собой таскать. Достаточно усредненный показатель для большинства типов якорей: на каждые 100 кг водоизмещения 1 килограмм веса якоря. Вообще, у любого продавца должны быть списки, в которых наглядно приведены расчётные данные по тому или иному виду якорей.
– Поверхность дна. Из всех видов якорей только Адмиралтейскому якорю неважна поверхность: он может удерживаться на любом типе дна. Остальные могут работать более качественно на одном из грунтов, и вообще не работать на другом.
Виды якорей
1. Якорь-кошка
Достаточно распространенный тип якорей, который используется как в качестве станового якоря (на небольших плавательных средствах), так и в качестве дополнительного. Более всего целесообразно пользоваться кошкой в водоёмах с песчаным дном или на закоряженных участках. Лапы крепко фиксируют якорь, зацепляя за древесину, но это может стать и минусом: при слишком плотном зацепе придётся «подарить» якорь-кошку коряге.
Некоторые судовладельцы, при изготовлении самодельных якорей этого типа, учитывают фактор критической нагрузки на металл (зачастую, чугун), которая требуется для разгибания кошки. Таким образом, “дав по газам”, удаётся сохранить якорь, хоть тот и поддаётся деформации. Кошки не подходят для илистого или каменистого дна.
2. Якорь Данфорта
Отличается высокой удерживающей силой на илистых участках дна. Две широкие, продолговатые и острые лапы, расположенные на близком расстоянии друг от друга, способны вонзаться в мягкие участки дна и создавать качественно высокую фиксацию катера.
Якорь имеет несколько угловатую форму, не складывается и обладает большим весом, что делает его нерентабельным для плавсредств с небольшим водоизмещением.
3. Якорь Матросова
Напоминает, по модификации, якорь Данфорта, но отличается более высоким сцеплением с дном, которое обеспечивают штоки. Оно (сцепление) остаётся высоким даже при развороте катера на 360″, что особенно актуально в сильный шторм. Это же качество можно добавить к списку минусов, т.к. бывает очень проблематично извлечь якорь из дна. Хорошо подходит для илистых и мелко каменистых участков дна.
4. Якорь Холла
Схожая, с двумя вышеприведёнными, модель якоря. Якорь Холла действует так: коснувшись дна, он ложится плашмя, когда якорная цепь протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу. Удерживающая сила напрямую зависит от грунта. Из рыхлого и неоднородного дна такой якорь попросту вырвет. Не подходит для водоёмов с мягкими и илистыми поверхностями.
5. Адмиралтейский якорь
Адмиралтейский якорь всё больше перемещается в музеи, и всё меньше его можно встретить на любом судне, будь то лодка, катер или же яхта. Адмиралтейский якорь сильно уступает по силе якорям, в которых используются две лапы для фиксации. Тем не менее, и у него есть свои, хоть и небольшие, преимущества. Например, практичность. Адмиралтейский якорь подходит для водоёмов с любым типом дна. Одинаково крепко удерживает катер, и на илистом грунте, и на каменистом, и на увитом водорослями дне.
6. Якорь «кобра»
Обладает высокой удерживающей силой (до 25-30 кг на килограмм веса якоря). Благодаря широкой и острой лапе, он не только крепко цепляется, но при выскакивании способен быстро зацепляться за другие участки дна. Хорошая модель, но достаточно проблематично найти якорь-кобру небольшого размера. Хорошо показывает себя на мелко каменистом и песчаном дне.
7. Якорь «Плуг»
Конструкция схожа с якорем «кобра», но, в отличие от последнего, не является монолитной. Состоит из двух независимых частей, которые скреплены таким образом, что «плуг» качественно удерживается в грунте даже при развороте плавсредства до 180″.
Улучшение фиксации, практические советы.
1) Цепь
Цепь с крупными звеньями, соединяющая якорь и трос, способна увеличить удерживающую силу якоря. Происходит это благодаря пригибанию веретена: цепь пригибает его максимально близко к дну (вырвать якорь, при таком положении, становится сложнее). Необходимо, чтобы длина троса превышала в семь-десять раз расстояние до дна. В таком случае, удерживающая сила будет увеличена полноценно.
2) Поплавок
Предусмотрительным шагом будет сделать поплавок из пенопласта, который крепится почти на краю каната, в метре от узла. Отвязавшийся или вырванный – найти его будет гораздо легче.
3) Закрепление
Наиболее выгодна точка, которая находится максимально низко по форштевню. Чем выше крепление, тем больше рычаг и, соответственно, тем меньшее усилие требуется для того, чтобы перевернуть плавсредство или подтопить нос. В шторм такое вполне может произойти.
4) Количество якорей
Хотя бы два. Помимо станового должен быть, пусть небольшой, верп (вспомогательный якорь). Это самый минимум, который должен находиться на борту. Неплохо добавить в список штормовой якорь или якорь-парашют (который почти невесом), но многие судовладельцы очень ревностно относятся к «лишним» предметам на борту.
5) Как сохранить якорь
Поверхность дна бывает засорена корягами и затопленными деревьями, заброшенными ловушками для крабов и прочим мусором, вероятность остаться без якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйрепа с буйком, не следует. Лучше всего иметь буек (он называется томбуй) с буйрепом длиной 10 — 25 м (зависит от глубины, на которой вы встаете на якорь) постоянно в снабжении судна. В крайнем случае вместо буйка можно использовать любой плавучий предмет: деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.
Если якорь застрял и поднять его за якорный канат без риска обрыва невозможно, достаточно потянуть за буйреп, и якорь освободится.
Хорошо закрепить на тренде постоянную скобу или сделать отверстие для буйрепа.
И еще один способ спасти якорь без томбуя изображен на рисунке ниже.
Как выбрать якорь для лодки ПВХ?
Большая часть владельцев надувных плавсредств не используют якоря, заменяя их гусеничными траками, кусками рельс, связкой камней и т.п. Использование подобных импровизированных якорей чаще всего оправдывают дешевизной и тем, что они неплохо справляются с основной функцией.
Однако такой подход не учитывает один важный нюанс: такие самоделки за счет тяжеловесности эффективны лишь там, где дно каменистое, достаточно ровное и плотное. И действительно, в таких условиях лапам обычного якоря практически не за что зацепиться. Однако в водоемах с другими характеристиками дна (песчаным или илистым) самодельный якорь как раз и не спасает.
Если вы не хотите погружаться в дебри, типов и принципов выбора якоря, мы вам можем посоветовать отличный вариант складного якоря, который является оптимальным вариантом в большинстве случаев, посмотреть и заказать можно у нас в магазине Лодки Деда Мазая.
Что лучше: самодельный якорь или профессиональный.
Минусы самодельного якоря:
Плюсы профессионального якоря:
Какие бывают якоря для надувных лодок?
Для малогабаритных суден, к разряду которых относятся ПВХ лодки, предлагается несколько видов якорей. Однако чаще используются только два:
Складной якорь-«кошка».
При складывании лапы прижимают к основанию – веретену, и вполне спокойно помещается в обычном рыбацком ведре. Это расценивается как главное преимущество, якорь кошка для лодки ПВХ считается одним из самых удобных при переноске. В сравнении с моделью Холла-Денфорта имеет чуть менее низкий, но вполне приемлемый уровень сцепления с грунтом.
Конструктивно якоря-«кошки» между собой также могут отличаться. У одних фиксация лап производится с помощью скользящей муфт, установленной на веретене. Фиксация производится жестко, а трос с буйрепом крепится через проушину, расположенную на тренде. Поэтому они более удобны и надежны.
Второй тип «кошек» отличается бугельной конструкцией. К тому же они не так устойчивы к износу как первые. Это обусловлено тем, что удерживающие лапы соединения работают на шарнирах, которые через определенное время ослабевают и самопроизвольно складываются, например, из-за сильного удара о дно.
Якорь кошка
Модель якоря Денфорта.
Не складывается, то есть отличается монолитной конструкцией соответственно – большие, чем у «кошки» размеры. Именно это многие владельцы надувных лодок рассматривают как его основной недостаток. К плюсам можно отнести заостренные широкообразные лапы, которые способны погружаться в грунт на достаточно большую глубину. Это делает их незаменимыми при плавании в водоемах с песчаным или илистым дном. Модель Денфорта весом в 2 кг способен удерживать лодку весом до 100 кг. Основным материалом якорей этого типа является высокопрочная оцинкованная или нержавеющая сталь с лакокрасочным антикоррозийным покрытием. Якорь из оцинковки способен прослужить 3-4 сезона, второй – немного меньше.
Якорь Денфорта
Плавучий якорь: конструкция, принцип работы.
Плавучий якорь имеет форму усеченного конуса, для его изготовления используются непромокаемые ткани, к примеру, брезент или парусина. Основу якоря составляет металлический обруч, основной функцией которого является укрепление всей конструкции.
По своему внешнему виду он напоминает сачок, к которому вместо ручки прикреплены специальные стропы, а они, в свою очередь, крепятся к основному канату. При помощи каната якорь прикрепляется к лодке. Обычно плавучий якорь имеет 4 стропы, кроме того, к основанию также крепится трос, позволяющий в случае необходимости вытащить якорь из воды.
Узнать о расположении конструкции относительно судна позволяет буек. Якорь опускается в воду с носа яхты или лодки, при этом конструкцию следует расположить основанием в сторону носа судна, удерживать ее будет якорный канат, буек при этом должен находится на поверхности воды. В купол попадает вода, за счет чего он расправляется, при этом судно поворачивается носом по отношению к направлению ветра.
Сопротивление конструкции течению позволяет судну оставаться на месте. Судно принимает устойчивое положение, уменьшается дрейф, волны не могут развернуть лодку в другую сторону. По принципу действия, собственно говоря, плавучий якорь очень похож на парашют.
Разновидности плавучих якорей
Якори различаются по форме, к основным видам якорей относятся:
Грибовидный якорь.
Такой якорь можно использовать в условиях сильного ветра и значительного течения. Он позволяет удерживать на воде суда и отличается большой силой. Грибовидные якоря лучше всего крепятся на дне с большой степенью вязкости, что позволяет надежно закрепиться и остановить судно в условиях шторма.
Грибовидный якорь для лодки
К очевидным плюсам такого якоря стоит отнести компактный размер, а также удачно выполненную конструкцию. Потерять в воде такой якорь очень сложно, ведь он не цепляется за коряги и любые другие водные препятствия. Грибовидный якорь занимает действительно совсем немного места, его удобно чистить, так как в конструкции нет острых углов (да, они абсолютно отсутствуют).
Как правильно пользоваться якорем
Якорь непосредственным образом закрепляется к судну при помощи специального троса или веревки. Показатели длины троса по отношению к глубине, должны быть больше в пять раз.
С целью обеспечения хорошего сцепления якоря со дном, лучше осуществлять процесс его закрепления его к тросу или веревке при помощи металлической цепи, показатели длины которой будут находиться в диапазоне от 1 до 1,5 метра.
Чтобы иметь возможность закрепиться и стать на якорь абсолютно при любых погодных условиях, лучше всего будет приобрести два якоря – один из них будет основным, а другой будет, соответственно, вспомогательным. Якорь, который будет основным, нужно подбирать, исходя их таких параметров, так длина, а также общая масса судна. Дополнительный якорь может иметь значительно меньшую массу, оптимальный вариант – половина массы от веса того самого основного якоря. При неблагоприятных условиях, основной якорь необходимо отдать с носа, а дополнительный – с кормы судна.
Если при сильном течении вам нужно замедлить судно, но при этом на борту якорь отсутствует, либо же он не способен хорошо прицепиться ко дну, можно попробовать сделать якорь из подручных средств. Для создания плавучего якоря можно использовать брезент, плащ-палатку или даже ветки прочных деревьев – все, что обладает хорошей плавучестью и имеет достаточно большую площадь. С помощью веревки или троса конструкцию можно закрепить на борту, что позволит существенно понизить показатели скоростьи судна.
Какой оптимальный вес якоря? Таблица подбора веса.
Вес якоря определяется просто – достаточно рассчитать отношение веса якоря к размерам плавсредства. Так, для судна длиной в один метр достаточно одного килограммового якоря, а на трехметровую лодку можно установить два полутора килограммовых якоря. Плюс этого варианта – возможность прочной фиксации плавсредства врастяжку – с кормы и с носа.
Добавить усиления можно коротким куском металлической цепи, выполняющую функцию фала. Частый случай, когда владельцы ПВХ лодок устанавливают якорь с небольшим весом, усиливая его парой отрезков цепи для наращивания длины. Например, кусок цепи длиной в 1 метр и диаметром в 10 мм способен увеличить вес якоря на 2,2 кг.
При этом цепь можно использовать одним из двух способов:
1. Цепь обматывают вокруг тренда и закрепляют. Таким образом не только увеличивается масса (практически в 2-3 раза), но и смещается ее центр (к тренду).
2. Цепь привязывают к веретену в качестве фала. Таким образом, вес цепи придавливает веретено ко дну, обеспечивает наиболее лучший угол зацепа, повышает зацепляемость якоря и выполняют функцию амортизатора при рывках лодки из-за сильного течения или порывов ветра.
Зачастую для подбора веса якоря используют специальную таблицу.
Согласно действующим Правилам на зарегистрированном судне должен устанавливаться якорь весом от 5 кг. Нарушение Правил влечет за собой административное наказание в виде штрафа.
Как выбрать фал (якорный трос)?
Фалы могут быть сделаны из полиамидной нити или синтетического волокна в виде толстого шнура (7-10 мм в диаметре) или плоской стропы.
Основные преимущества полиамидных фалов – это ценовая доступность и прочность. Однако эти плюсы перебивает неудобство эксплуатации – такой фал быстро спутывается, часто рвется и травмирует руки.
Потому в вопросе эксплуатации фалы из строп или шнура намного лучше. Синтетический материал обладает высокой водонепроницаемостью, следовательно, – не тонет. Стропы не спутываются, однако «поют» при сильном течении, тогда как шнур последнего недостатка лишен.
Что делать при зацепании якоря?
Зацепание о дно – является главной проблемой при использовании якоря. Якорь может зацепиться за камни или коряги, и тогда освободить его будет очень сложно. Чтобы избавить себя от лишних проблем, стоит подобрать подходящий якорь, который имеет наиболее удачную конструкцию. Лучше выбирать якорь с дополнительным тросом, при помощи которого закрепляется буй. В случае зацепания нужно потянуть за буйреп, что позволит вытащить якорь из ловушки.
Другой вариант – попробовать надежно установить предварительно на рыму веретена скользящую чеку, приделать относительно небольшую разрывную нагрузку, которую, в случае необходимости, можно будет легко разрывать, а конец фала нужно будет прикрепить напрямую к тренду. Если якорь зацепится, вы сможете одним рывком (делается это очень просто) его освободить.
Какие якоря подходят для надувных лодок?
При подборе надежного якоря для надувной лодки стоит обратить собственное внимание на такую модель, как якорь-кошка – его легко перевозить, при этом он не сможет повредить поверхность лодки. Подобные якоря имеют массу от 1,5 до 12 кг, их можно использовать на любом грунте. В конструкции якоря есть металлические рога, которые могут разгибаться при увеличении нагрузки.
Для надувных же лодок также можно использовать без опасения: якорь-обруч, якорь-колокол, якорь-зонт – эти разновидности идеально выполняют свое предназначение.