любая импровизация это хорошо отрепетированная
Лучшая импровизация – подготовленная импровизация
Лучшая импровизация – подготовленная импровизация
Представьте себе, что вы принимаете участие в тренинге, в ходе которого спрашиваете у коуча: «Джон, скажите, пожалуйста…» Джон отвечает очень доходчиво, с юмором, приводит интересные примеры. Аудитория бурно аплодирует. Вы думаете: «Ух ты! Да Джон просто мастер импровизации. Мне никогда не ответить так здорово без подготовки».
Наверное, вы даже не задумываетесь о том, что Джон в сотый раз проводит свой семинар и уже не единожды отвечал на этот вопрос. Он придумывал разные ответы, анализировал реакцию слушателей и в конечном итоге выбрал тот, который нашел наибольший отклик у аудитории.
Представьте себе, что однажды, включив телевизор, вы видите политика, отвечающего на вопросы ведущего в каком-нибудь телешоу. Он говорит уверенно и красноречиво. К какому выводу вы придете, глядя на него? «Пожалуй, этот человек действительно разбирается в том, о чем рассказывает. У него врожденная способность выступать без подготовки. Хотел бы и я уметь говорить так же, как он». Наверняка вам не приходит в голову, что план интервью политику прислали заранее и он не только тщательно подготовил ответы, но и вычеркнул некоторые вопросы.
Теперь вообразите, что воскресным вечером вы с семьей отправляетесь на шоу импровизаций. В начале представления один из актеров просит зрителей назвать любое слово, которое позже будет использовано в ходе спектакля. Зал предлагает слова, а актеры потом включают их в текст песен и придумывают с ними забавные стихи. Просмеявшись весь вечер, вы приходите к выводу: «Безусловно, талантливые ребята. Удивительно, как им удается так здорово выступать без всякой подготовки». И вам невдомек, что труппа многократно репетировала этот номер с разными словами. Песни и стихотворения тоже тщательно подготовлены. Кроме того, в зале сидят друзья актеров, и слова, которые они называют, известны тем заранее.
Теперь, после того как вы познакомились с закулисьем шоу импровизаций, кажется ли оно вам менее веселым? Вовсе нет. Кажутся ли вам менее профессиональными ответы политика? Нет. Стали ли менее убедительными слова коуча Джона? Разумеется, нет.
Импровизированный ответ редко бывает лучше подготовленного, как бы умны и красноречивы от природы вы ни были. Готовясь к соревнованиям по речевой импровизации, участники продумывают и многократно репетируют фрагменты высказываний и истории, которые могут им пригодиться для ответов на самые разные вопросы. Выходя на сцену, они комбинируют импровизацию с заготовленными и отрепетированными фрагментами. Аудитория смеется, аплодирует и получает удовольствие от выступления. Зритель видит только конечный результат, и лишь немногие в зале знают, как на самом деле рождаются экспромты.
Разумеется, бывают и абсолютно неподготовленные шоу, интервью и беседы, но лучшие импровизации всегда отрепетированы, по меньшей мере отчасти. Чтобы стать блестящим импровизатором, нужно научиться максимально нейтрализовывать фактор неожиданности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Занятие 6. Импровизация русской народной сказки «Репка»
Занятие 6. Импровизация русской народной сказки «Репка» Цель. Прививать детям любовь к поэтическому слову, закреплять материал по теме «Развитие речи».Ход занятия1. Дыхательная гимнастика.2. Импровизация сказки «Репка».Дети сидят в творческом полукруге. Педагог
6. Импровизация
6. Импровизация В работе с младшими школьниками используется метод импровизации – вокальной, ритмической, двигательной. Импровизация способствует развитию музыкально-творческих способностей. Импровизируя, дети стараются передать заданное настроение, осваивая при
Группа «Машина времени» 31 мая 2014 года даёт большой юбилейный концерт в честь собственного 45-летия в «Лужниках». В преддверии этого события корреспондент InterMedia отправился на студию к Александру Кутикову, чтобы обсудить день рождения группы и другие музыкальные темы.
— Что сейчас записываете?
— Когда планируете его выпустить?
— Думаю, к концу года в любом случае его сделаю. Но, как всегда в моей практике, задержка происходит из-за текстов. Работа над текстами идёт очень кропотливо и из-за этого продолжительно. Хочется, чтобы они были достаточно простыми и понятными, но при этом не примитивными и не банальными.
— Кого на этот раз вы этим озадачиваете?
— Несколько песен сделано вместе с Володей Ткаченко из «Ундервуда». Ещё две вещи, которые в ближайшее время будут записаны, сделаны с другим автором. Есть такая группа «Хроноп» из Нижнего Новгорода.
— Вадим Демидов?
— Да. По-моему, у нас получились очень симпатичные две песни, что стало неожиданностью и для меня, и для него. Он обычно не пишет для других, в редких случаях работает как приглашённый соавтор, а тут у нас как-то всё срослось. Видимо, мы друг другу чем-то приглянулись как люди.
— Майданов вам теперь не пишет? Он же теперь сам звезда.
— «Машина времени» будет отмечать 45-летие бесплатным концертом в Лужниках 31 мая. Кто предложил такой формат?
— Мы обещали своим поклонникам: если будем праздновать 45-летие, то концерт сделаем бесплатным. И, несмотря на все организационные и финансовые сложности, мы своё обещание держим.
— Программа будет с юбилейным уклоном?
— Если нам хватит физических сил, мы хотим сыграть 45 песен.
— Часа четыре?
— Нет, порядка трёх часов. Мы надеемся, что сил у нас хватит. Всё будет исполнено силами «Машины времени». По нашему сегодняшнему самоощущению, гости на празднике нам нужны только в качестве друзей, зрителей и участников застолья после концерта.
— На застолье точно сил хватит?
— Ну на него-то всегда сил хватает (смеется). Тут вопросов нет.
— Много будете репетировать, или можно уже всё сыграть с листа, на опыте?
— Фирмам-мейджорам теперь вменяют в вину, что в 80-90-е, когда не было интернета и музыка действительно продавалась, они раскручивали не самых талантливых и наживались на этом несправедливо.
— Несмотря на вышесказанное, «Машина времени» есть в iTunes. Вы считаете это жизнеспособной моделью?
— Это одна из попыток каким-то образом интернет-пространство привести в более цивилизованный вид. iTunes молодцы, мы с ними сотрудничаем, потому что это самая перспективная и дающая какие-то дивиденды система.
— Если смотреть на чарты iTunes, каждую неделю они меняются достаточно радикально. Значит ли это, что выборка нерепрезентативна?
— Если смотреть не на российский сегмент, а на американский, английский или австралийский, то чарты iTunes будут совпадать с чартами Billboard или по крайней мере будут очень похожи. По нашему iTunes делать выводы не стоит.
— 9 мая все скачивали оттуда песню «День Победы», а уже 10-го принялись слушать Кончиту Вурст.
— Наверно, людям больше делать нечего. Если для депутатов тема бородатой женщины столь актуальна, что её нужно так долго муссировать, то у меня складывается ощущение, что у них просто много свободного времени.
— Вам встречаются интересные молодые музыканты, у которых есть перспективы, несмотря на все вышеописанные сложности с интернет-анархией?
— Разрыв между нашими и западными музыкантами сегодня просто колоссальный, и всё время увеличивается.
— Ну, это исторически сложилось.
— Может, музыканты просто подстраиваются под невысокие потребности публики?
— Да нет, они играют, как умеют, и так же пишут музыку и тексты.
— Когда «Машина времени» поехала записываться на Abbey Road, это был символический жест? Или в этом был смысл и с точки зрения качества записи?
— Это была реализация мечты, которая в детстве и юности казалась нам несбыточной, вот и всё. Плюс к этому мы получили фантастический опыт работы с продюсерами, музыкантами, инженерами. Ни одну студию в мире нельзя сравнить с Abbey Road. Она легендарна именно поэтому. Они поддерживают такой уровень профессионализма и культуры, что легенда продолжает существовать.
— Её же относительно недавно пытались продать.
— Её пытались продать как актив, который приносит доход. Хороший актив, можно было дорого продать. Музыканты возмутились, Маккартни сказал, что сам купит, если что. Ведь хотели продать японцам и сделать там музей. Ни фига себе, из уникальной студии делать музей! Там же фантастический зал для записи симфонической музыки, невероятный по звуку и акустике. Отказаться от такой студии было бы тупостью и, к счастью, до этого не дошло.
Алексей Мажаев, InterMedia
10 шагов к хорошей импровизации
Навыки импровизации нужны каждому человеку. Хотите быть актером, научиться общаться с людьми, развить ораторские навыки? Перечисленные далее в статье способы помогут чувствовать себя как рыба в воде практически в любой ситуации, хотя предназначены в первую очередь для тех, кто обучается актерскому мастерству. И, кроме того, повысят творческие способности и эмоциональный интеллект.
Убедитесь, что делаете то, чего от вас ожидают
Импровизация на сцене не стоит и гроша, если вы делаете что-то совершенно оригинальное и ненужное. Ваши партнеры по сцене должны примерно представлять, чего от вас ждать, поэтому не ставьте их в неудобное положение.
Придерживайтесь темы
Хорошая импровизация имеет тему. Вам не просто говорят «Придумайте что-нибудь», а задают определенную тему и рамки.
Чем дальше отклоняетесь от темы, тем сильнее распыляетесь. Сцена теряет всякий смысл и напоминает хаотичное движение, а еще хуже — жизнь. Помните, что драматическая сцена не живет по тем же законам, что и жизненная.
Если вы находитесь в стоматологическом кабинете, то, пожалуйста, не пытайтесь «зайти» в кардиологию. И не наделяйте себя суперсилой, это считается доминированием и не нравится другим актерам.
Не пытайтесь быть забавным, если это не предусмотрено условием
Попытка быть забавным может окупиться разве что в случае, если вы играете один. В противном случае ваш партнер вместо игры будет с сожалением смотреть на вас. Желание быть смешным смотрится ужасно как в реальной жизни, так и на сцене.
Будьте естественным
Это значит концентрироваться не на аудитории, а на себе. Правда движений чрезвычайно важна, ведь любая фальшь будет распознана.
Подумайте о том, как ведет себя ваш персонаж в спокойной и стрессовой ситуации. Выясните, в чем состоят ключевые отличия: тембр голоса, позы, манера речи.
Справьтесь со страхом
Многие люди занимаются импровизацией лишь потому, что хотят уничтожить свой страх выступления перед аудиторией. Поэтому для начала выступайте перед своими знакомыми. На самой сцене страх является убийцей любой драматической ситуации (только если это не предусмотрено).
Помните, что если вы испытываете страх, то и ваш персонаж тоже. Это по сценарию?
Подыгрывайте
Если партнер говорит «Я лучший художник в мире», то никогда не отвечайте «Правда? Я думал ты занимался музыкой», даже если решили это заранее. Именно это и есть импровизация. Вы реагируете на действие партнера, а не продумываете как пойдет сцена и пытаетесь склонить ее в ту или иную сторону.
Если вы хотели закончить сцену дракой, а назревает мировая, примите это. Данный подход будет более гармоничным.
Не делайте ничего жестокого или слишком сумасшедшего
Обычно после таких действий сцена прерывается. Люди настолько входят в роль, что начинают переходить всякие границы. Не кричите и не переигрывайте, чтобы сцена казалась более естественной.
Расслабьтесь и наслаждайтесь собой
При расслаблении в актерской игре наступает свобода и правда движений. Поэтому практикуйте медитацию и духовные практики, чтобы всегда оставаться спокойным. Кроме того, познайте себя и вы сможете быть настоящим и искренним.
Помните, что актерская игра и импровизация должны приносить удовольствие, а не быть вынужденными.
Вживитесь в роль
Плохие импровизаторы играют сами себя, поэтому теряется суть импровизации. Никто не требует от вас уровня мастерства Роберта Де Ниро, просто подумайте о том, как ваш персонаж двигается, о чем думает, как реагирует на ситуации и что чувствует. Этого уже достаточно для интересной сцены.
Упражняйтесь в актерских играх
В интернете существует масса игр и упражнений, которые развивают актерские и импровизационные навыки. Вы можете найти их как на отдельных сайтах, так и на YouTube. Второе предпочтительнее, потому что вы будете видеть, как действуют профессионалы.
Помните, что импровизация нужна не только актерам. Мы все так или иначе актеры и применяем эти навыки в своей жизни. Тот, кто справляется хорошо, получает работу получше, знакомится с нужными людьми и чаще достигает своих целей. Это тот навык саморазвития, который необходимо развить каждому из нас.
Импровизация – что это такое и как научиться импровизировать: виды и 6 приемов владения публикой
Привет всем читателям! На связи Людмила Редькина, и мы продолжаем общаться! Случалось ли вам быстро соображать, что ответить или как начать разговаривать в незнакомой компании? Мне часто приходится находить ответы на сложные вопросы. А сложность в том, что нужно не соврать, интересно и емко ответить, чтобы больше не задавали таких вопросов! Оказывается, не одной мне приходится так делать! Еще некоторое количество лет назад такой процесс, как игру, разработали в телевизионном шоу КВН. Команды должны были на заданную тему придумать остроумный ответ, чтобы всем было и смешно, и понятно. Итак, сегодня мы подробно разберем, что такое импровизация, где она применяется, и как ее развивать.
Определение
Импровизация – это процесс быстрого сочинения по заданной теме и ускоренного выдумывания без предварительной подготовки. Это значит, что человеку в короткий промежуток времени нужно что-то ответить по теме, и его застали врасплох.
Кто умеет хорошо импровизировать, не будет тупить и блеять, соображая что сказать.
Импровизация в музыке тоже важна и ценна. Музыканту задают тональность и характер мелодии, а он уже сочиняет свои мотивы, соблюдая знаки и мажор-минор. Кстати, импровизирующий музыкант на фортепиано и других инструментах ценится на вес золота, ведь не каждый может самостоятельно и “в попад” создавать красивые мелодии. Это утонченное творчество.
Определение импровизации вам много информации не даст, ведь вам важны не красиво сложенные слова в словаре, а как научиться импровизировать в жизни, не правда ли? Но мы еще немного задержимся на теории.
Классификация
Процесс творческого сочинения в онлайн-режиме (назовем так импровизацию) бывает нескольких видов:
Хоть импровизацию и воспринимают как полную свободу действий, все равно ее однажды упорядочили и ограничили. Рассмотрим, на какие критерии она подразделяется. Вот систематика Феранда, которая основывается на двух моментах: заданной схеме (модели) и спонтанной находке (творчестве).
Зачем уметь импровизировать?
Уже общеизвестный факт о том, что понятие импровизации состоит из таланта и труда. Своими словами, человек, не обладающий творческим мышлением и не желающий развиваться, импровизировать не может. Он может болтать, нажимать клавиши на пианино, но остроумно шутить или играть красиво он не сможет.
Зачем нужно импровизировать? Во-первых, это развивает. Развитие – это всегда плюс. Без развития человек деградирует. Кстати, импровизация также развивает память и внимание.
Во-вторых, вы упражняетесь в развитии речи, если это сценическое искусство. Когда человек импровизирует, он показывает свой уровень развития и свои возможности.
В-третьих, вы показываете окружающим, как талантливы и гениальны. Но помните, чтобы уверенно импровизировать, важно сначала “пуд соли съесть” в своем ремесле. Если это танец, то вы показываете свои плавные движения, перекаты, прыжки и все, чему до этого научились. Если импровизируете на гитаре, показываете технику пальцев. Заодно и с волнением на сцене справляетесь.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
В ораторском искусстве примеры импровизации можно посмотреть в юмористических шоу, где есть задания на групповую импровизацию или монолог. В этом жанре нужно уметь грамотно и красиво выражать свои мысли. Отличную инструкцию, как быстро это сделать, читайте тут.
Подводим итоги. Импровизация нужна и важна даже в обычной жизни, так как помогает:
Как научиться импровизировать: 6 приемов
В психологии процессу импровизации уделяется много внимания. Собственно, большинство детских развивающих программ построено на этом процессе. Инициативность и проявление творческого мышления поощряется, к тому же импровизация + лидерские качества помогают быстро завоевывать внимание публики и пользоваться авторитетом. Секреты по лидерству и завоеванию группы читайте в этой статье.
Если в музыке, народном искусстве или танце вариативность допускается на основе профессиональных или узко направленных знаний и умений, то в разговоре научиться импровизировать может каждый. Начнем с того, что для блестящей импровизации на сцене или в компании вам потребуется уверенность в том, что вы интересны окружающим и умеете общаться.
Вам нужно запомнить одну истину: как бы хорошо вы ни готовились к выступлению, все равно найдется какой-нибудь выскочка, который скажет всего одно слово, и выступление уйдет под откос. Для этого как-раз и необходимо уметь смешно шутить и импровизировать. Итак, вот основные советы, как развивать умение выкручиваться в речевом творчестве.
Внимание зрителей
С первого вашего шага на сцене зрители уже в предвкушении шуток или суперрассказа. Но это завороженное молчание длится недолго – буквально до нескольких ваших реплик. Поэтому ваша задача не разочаровать зрителя или собеседника, или девушку на свидании. Ловите секреты, как надолго завладеть вниманием:
Расположение публики
Если вы расположили к себе слушающих, то есть вызвали положительные эмоции, считайте, ваша речь удалась. Как расположить:
Используйте ассоциации
Если так случилось, что вас отвлекли, или вы забыли подготовленные фразы, опирайтесь на ассоциации. Например, вы говорите о высоких ценах и забыли, что дальше нужно сказать. Начните новое предложение с истории из жизни, когда вам – студенту не хватило денег на проезд, и развивайте эту тему, пока нужные мысли не придут.
Тренировать ассоциативное мышление можно в повседневной жизни: играйте с друзьями, с чем у вас ассоциируется тот или иной предмет, человек. Еще можно говорить предложения по последнему слову предыдущего или слова по последней букве. Также хорошо развивает самостоятельный подбор ассоциаций на одно слово.
Ставьте вопросы
Этот прием поможет вам сообразить, как дальше на сцене продолжить свой монолог. Аудитория “съедает” то, что ей дают. Вы уведете ее за собой риторическими вопросами. Они предполагают паузы, выкрикивания ответов, реакцию вашу и зала, но вы взамен получаете драгоценное время на структурирование мыслей. Помните: вы обязаны не растеряться при форс-мажорах, а выкрутиться из любой ситуации.
Прием изменения темы
Если вы чувствуете, что зашли в речи не туда, и надо бы вернуться к истокам, используйте прием изменения темы по последнему слову, так никто не поймет, что вы вернулись обратно или начали говорить о другом. А к последнему слову можно применять уже описанные приемы, чтобы развить новую тему. Используйте синонимы, рассуждайте, задавайте вопросы. Так вы останетесь интересным.
Вживайтесь в роль
Люди перестают интересоваться теми, кто импровизирует в своей роли. Только великие юмористы по типу Задорнова, могут себе позволить такую роскошь. Часто интерес вызывает такой комплекс: сценическая роль, тема, смена приемов для удержания внимания. Поэтому не бойтесь быть смешным, не выходите из роли своего персонажа.
Тренинг по импровизации от Павла Воли
Если же хотите прокачать себя в импровизации на 100 %, то вам поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”
Импровизация в жизни – совместный тренинг Павла Воли и Станислава Шеминова, креативного продюсера шоу «Импровизация на ТНТ».
Обучение состоит из 42 видеоуроков, каждый из которых разбит на 2 части: практическую и теоритеческую. После каждого урока вам нужно будет выполнить задание, чтобы закрепить материал.
Вместе с основной программой каждый день будет проходить 15-минутная импров-физкультура.
После выполнения задания вы присылаете видеоотчет, и кураторы дают вам обратную связь. Все кураторы, с которыми вы будете общаться, вместе с Павлом работают над созданием шоу «Импровизация».
Обучение стоит 12 000 руб.
Если в течение 2 недель вы решите, что курс не подошел, организаторы вернут деньги.
После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Обговорите с ней условия оплаты.
Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.
Заключение
Дорогие друзья, импровизируйте, шутите, относитесь к жизни с юмором. Это поможет вам добиваться успехов и чувствовать себя уверенно. Я верю, что с описанными приемами вы достигнете естественной импровизации и легкости в речевых вариациях.
Если статья вам помогла, и вы узнали что-то новое, пишите отзывы в комментариях. А также делитесь статьей в соцсетях, чтобы и ваши друзья имели возможность развиваться! До новых встреч!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».
Импровизация. Как уверенно говорить на любую тему?
Как работает тело во время речи, какие упражнения помогут отрепетировать с детьми и взрослыми выступления на темы, к которым они не готовились? Все мы знаем людей, которые могут долго, уверенно, вдохновенно и красиво говорить на любые темы. Но в чем их секрет? Вместе с Максимом Левченко — профессиональным диктором, преподавателем по технике речи — поговорим об ораторском искусстве.
Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
«Импровизация — это произведение искусства, которое создается в процессе исполнения».
Физиология и речь
Речь физиологична — наше тело всегда помогает нам говорить. Если оно отключается и мы замираем на месте, то никаких эмоций мы выразить не можем. Но ведь суть импровизации как раз и состоит в том, чтобы выразить свои ощущения.
Наверняка вы слышали выражение «говорить на опоре». И тут, конечно, мы имеем в виду ноги. Уверенно стоя на двух ногах, чтобы избежать амплитуды, мы можем говорить громко и четко. Как только тело перестает держать равновесие, мысли теряются, речь становится нечеткой и сбивчивой.
Вывод: всегда опирайтесь на обе ноги, чтобы чувствовать себя уверенно и говорить красиво.
Жестикуляция
Все мы знаем, как жестами можно что-то показать или даже объяснить. Например: «мне холодно», «на улице жара», «я тебя люблю», «мне страшно». Но жесты нужно задействовать и во время выступления — зрители будут воспринимать не только словесную информацию, но и то, как вы звучите, как вы себя чувствуете, как вы движетесь, жестикулируете.
Вывод: важно владеть своим телом, чтобы во время выступления выглядеть и звучать гармонично.
Громкость
Если вы говорите тихой, повседневной речью, то люди не смогут эмоционально к вам подключиться, им станет скучно и они отвлекутся уже через пару минут. Да, в обычной жизни так делать не стоит, но на выступлениях просто необходимо быть достаточно громким.
Вывод: не кричите, но говорите громко, чтобы увлечь зрителей свое речью и не прослыть скучным спикером.
Средний темп речи
Громкость + средний темп речи = отличное слуховое восприятие. Если говорить чересчур медленно, или, наоборот, быстро, можно снова потерять доверие аудитории. Людям будет некомфортно, они не будут успевать за потоком ваших мыслей (или станут зевать от слишком медленно произнесенных фраз).
Вывод: соблюдайте комфортный темп речи — не очень быстрый, но и не слишком медленный — так зрителям будет проще и интереснее воспринимать информацию.
Психология и речь
Второй компонент речи — психологические особенности, которые влияют на то, как человек выступает перед публикой.
Выражение личных ощущений — эмоциональность
Когда мы что-то читаем, и потом должны это пересказать, мы можем начать теряться — потому что будем пытаться воспроизвести текст, близкий к книжному, без эмоциональной оценки, без пропускания через себя. Но в жизни мы разговариваем совсем иначе, правда? Так же нужно говорить и на сцене — чувствуя и понимая, о чем идет речь.
Вывод: высказывайтесь только о том, что вам известно, не пытайтесб перечислять книжные факты или заучивать энциклопедию.
Смелость высказывать личное мнение. Понимание разницы между книжным языком и устным его воплощением
Хрестоматийный пример — ребенок, который вышел к доске и затих. Сейчас, стоя перед классом, он выдыхает и не может вдохнуть, хотя дома репетировал, учил, старался.
Вывод: говорите только то, что чувствуете, понимаете, можете пропустить через себя — тогда речь будет естественной и яркой.
Упражнение первое
На первом этапе важно научиться отвечать быстро, громко и уверенно. Что ж, будем тренироваться!
Встаньте ровно, уверенно, равномерно опираясь на обе ноги. Находитесь в состоянии пружинности — ноги замерли, а тело и руки могут быть подвижны. Ведущий может провести тест на устойчивость: если подойти к ученику и слегка подтолкнуть его плечом, ученик должен остаться на месте, немного пружиня и сопротивляясь.
Ведущий называет слово, задача ученика — без раздумий громко ответить: «мне это нравится!» или «мне это не нравится!» — в зависимости от личных предпочтений.
Как только получится ответить громко и уверенно, ученику нужно будет объяснить, почему этот предмет или явление ему нравится или не нравится.
«Ваши мысли неизменно подключаются к телу во время речи. Тело транслирует то, что вы чувствуете, думая о лимоне, книжном магазине или другом явлении, которое назвал ведущий. Научитесь отражать в своей речи импульс мысли! Ведь импровизация и умение говорить — это умение выражать свои живые эмоции. Это непросто, но всему можно научиться — так же, как катанию на велосипеде».
Не торопитесь! Мысли работают на огромной скорости, и когда мы хотим их озвучить, мы начинаем ускоряться, речь автоматически ломает тело. Подключайте к речи руки, жестикулируйте, следите за ногами, стойте твердо и уверенно, будьте эмоциональны.
Усложним первое упражнение: попросите ученика рассказать не только об отношении к какому-то предмету, но и о личном опыте взаимодействия, например:
Мне не нравится лимон. Он кислый и слишком резкий на вкус. Однажды я на спор попыталась съесть целый лимон с кожурой и у меня свело скулы. Я щурилась, морщилась, смеялась, у меня даже слезы текли от сильной кислотности, но я так и не смогла его доесть! С тех пор стараюсь избегать этот фрукт.
Упражнение второе
Ведущий называет слово или тему, задача ученика — без раздумий начать громко размышлять вслух в течение одной минуты. За 10 секунд до завершения ведущий должен подать знак говорящему, чтобы тот завершил речь.
«Когда мы слушаем других людей, известных ораторов или телеведущих, нам кажется, что они умны, даже гениальны, и прекрасно умеют доносить свои мысли. И каждый раз мы сомневаемся в себе, сомневаемся в том, что мы тоже так умеем. Но харизма заключается только в том, чтобы научиться через речь доносить какие-то ощущения, эмоции, чувства».
Усложним: назовите сразу два слова или явления, чтобы ученик говорил сначала об одном, а потом логично завершил свой рассказ другим. Оратор не ограничен во времени.
Наш мозг устроен удивительно: если не контролировать его, а просто держать в голове два заданных слова, вы и сами не заметите, как в речи сможете выстроить логический мостик между одним и другим явлением, даже если они никак не связаны между собой.
Например: дача и Николай Васильевич Гоголь
Дача — это то место, куда можно приехать и отдохнуть душой. Не обязательно копаться в земле и выращивать помидоры. Октябрьскими вечерами так хорошо сидеть на прохладной веранде в окружении красивых вышитых вручную подушек, кутаться в мягкий клетчатый плед и читать какие-нибудь страшилки, причем классические. Николая Васильевича Гоголя — ну а куда же без него!
Упражнение третье
«Громкость заставляет нас концентрировать мысль. Да, поначалу громкость придется контролировать, но уже после нескольких упражнений тело и мозг привыкнут и громкость станет чем-то естественным — еще одним компонентом речи».
И, как обычно, усложняем задание. Представьте, что приглашаете на какое-то мероприятие зрителей. Ваша задача — рассказать о теме, подробностях и заинтересовать аудиторию. Стройте свою речь по схеме:
«Для того чтобы научиться импровизировать, на первых порах важно выстроить структуру речи».
Импровизация и умение говорить на любую тему даны каждому от рождения. Но первое, что нас останавливает, это стеснение и страх. Первостепенная задача — понять, как рождается голос. А голос, как мы уже уяснили, рождается в ногах и выходит с помощью рук. Вырабатывайте привычку говорить громко, следите за тем, чтобы голос не садился во время выступления.
Вряд ли мы сможем импровизировать, если не знакомы с конкретными ощущениями или явлениями. Говорите то, что ощущаете, — тогда тело оживет. Импровизируйте по заданной структуре.
Главное правило импровизации — тренируйтесь! Вы можете прослушать сто лекций и не добиться результата, но стоит попробовать один раз самостоятельно выполнить несколько упражнений — и у вас начнет получаться все лучше с каждым разом.