маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

Маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды

Редактор Ахмед Новресли

Главный редактор С. Турко

Руководитель проекта А. Василенко

Корректоры Е. Аксёнова, Н. Витько

Компьютерная верстка К. Свищёв

Художественное оформление и макет Ю. Буга

© Константин Михайлов, 2019

© ООО «Альпина нон-фикшн», 2019

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Вступления к научно-популярным книжкам – самая бесполезная вещь на свете. Все только и ждут, когда ты бросишь рассусоливать ненужную теоретическую чепуху и перейдешь к делу. Не волнуйтесь, много времени вступление у вас не отнимет. Но кое-что сказать все-таки надо.

В 1960-е годы шведский религиовед Оке Хульткранц предположил, что религия может зависеть от окружающей среды и меняться вместе с экологическими условиями. Мысль эта была тогда многими встречена в штыки[1]. Религия – сфера духовная. При чем тут биология и география?

Спустя полвека сомнения в правоте Хульткранца высказывают нечасто. Каждый год выходят новые статьи, а нередко и большие монографии, рассматривающие связь между религией и экологией. Гарвардский университет издает об этом многотомную серию книг. Даже духовные лидеры, которые в 1960-е об экологических проблемах упоминали редко, сегодня регулярно обращаются к ним в проповедях, осторожно говоря о том, что религиозные учения могут быть как-то со всем этим связаны.

Но, может быть, все это фикция? Есть ли в действительности связь между религией и окружающей средой? Влияет ли христианство на глобальное потепление и, наоборот, растительность Австралии на культы аборигенов – помимо того очевидного факта, что в австралийских мифах встречаются кенгуру и коалы, а в древнегреческих преданиях мы их не найдем?

Может ли окружающая природа определить наши ритуалы? Наши страхи и надежды? Властна ли она хоть в какой-то степени над нашей этикой? И наоборот: меняют ли религии ландшафт вокруг нас? Как они учат нас относиться не только друг к другу, но и ко всему живому?

Во всем этом мы и постараемся разобраться. А чтобы связь между окружающей средой и верованиями людей предстала перед нами наиболее ясно, обратимся сначала к тем уголкам планеты, где суровые условия заставляют человека всегда помнить об окружающем мире. Таких мест на свете много: пустыни, бескрайние снега, крошечные острова, от которых до ближайшей суши тысячи километров. Туда мы и отправимся: к аборигенам в пустыни Австралии, южноафриканским койсанам в Калахари и ее окрестности, индейцам Великих равнин и затерянным в Тихом океане гавайцам[2]. Может быть, критические обстоятельства их жизни прояснят для нас то, что в более благополучных краях не так бросается в глаза. Ну а заодно обсудим интересных людей, удивительные мифы и обычаи, совершенно непохожие на наши. И только затем, в последней части книги, вернемся к традиционным религиям Евразии.

Я не знаю, может ли нас чему-то научить опыт народов, живущих в совершенно иных географических условиях и этических категориях. Думаю, так просто это не работает. Может быть, практической пользы от чтения этой книги немного: о том, что надо оберегать окружающую среду, вы и так знаете, а знакомство с австралийскими мифами и легендами сиу еще никому не помогло ни забить гвоздь, ни поймать рыбу на крючок (хотя в последнем случае полинезийский фольклор не повредит). Да, может быть, как говорил Гоголь, тут «пользы отечеству решительно никакой». Ручаюсь только, что путешествие будет интересным.

О подробностях этой истории см.: Белик A. A. Экология религии // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1988. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – С. 260‒269.

Источник

Константин Михайлов: Власть символов

Цветущие и увядающие растения были символом Адониса — и выходило, что культ способствовал распространению растений в городской среде Афин или Александрии. В истории религии такое случалось нередко, причем влияние было обоюдным. Среда и методы хозяйствования всегда влияли на религиозные символы и понимание религии, и зачастую серьезнее, чем кажется.

Древние иудеи разводили коз и овец, и в символический ряд иудаизма, а следом и христианства вошли агнцы и козлища, так же как и смоквы, оливы и множество других растений и животных Ближнего Востока. Но можно ли адаптировать те же символы для других культур? Во время важного для русской православной традиции праздника Вербное воскресенье верба заменяет не растущую в наших широтах пальму. Адекватная ли эта замена?

В конце XIX века со схожей проблемой столкнулись протестантские миссионеры, проповедовавшие инуитам на востоке Канады. Жители северных краев, естественно, не знали о множестве вещей, совершенно естественных для культуры Средиземноморья. И проповедникам пришлось заменить реки, текущие молоком и медом, реками ворвани — китового жира. А агнец божий превратился в белька, детеныша тюленя. Иннокентий (Вениаминов), православный креститель алеутов, в молитве «Отче наш» вынужден был вместо непонятного «хлеба насущного» использовать «рыбу». Не легче задача стояла перед католическими монахами- иезуитами, которым пришлось нести слово божие индейцам Латинской Америки. Индейцы не знали ни винограда, ни европейских зерновых, а между тем их нужно было как-то причащать. Хлеб легко заменялся маисовыми лепешками, но можно ли было, как иногда предлагалось, вместо вина использовать горячий шоколад?

Верба не похожа на пальму и все же тоже ассоциируется с весной. Гостия из маиса так же мало похожа на мацу, которую Иисус и апостолы ели во время Тайной вечери, как и обыкновенная европейская гостия, так что эта замена вряд ли существенна. Но горячий шоколад не похож на вино, символизирующее кровь. Правда, в ацтекской и некоторых других традициях Америки какао-бобы были связаны с телом одного из местных божеств, а горячий шоколад — с кровью духов (известно, что иногда бобы поливали кровью). Однако были ли эти ассоциации кстати для христианского богослужения? Та же история и с инуитами. Бельки — необыкновенно симпатичные животные, в смысле умиления оставляющие ягнят далеко позади. Однако ягнята, вырастая, становятся овцами, а бельки — тюленями. То есть хищниками. Китовый жир для инуита не менее важен, чем молоко и мед для европейца. Но, чтобы получить молоко и мед, не нужно никого убивать, а китовый жир иначе не добудешь. (Характерно, что инуиты были разочарованы историей Ионы: сидел прямо в ките и не воспользовался шансом для такой хорошей охоты!) Выходит, замена могла породить в сознании слушателей смыслы, уводящие далеко от первоначальных христианских образов. А все потому, что христианский ассоциативный ряд формировался изначально во вполне конкретных географических и биологических условиях.

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей средыИздательство: Альпина нон-фикшн

Ради сохранения своих символов религии приносили с собой растения и животных в одни места и уничтожали их в других. Там, где появлялись христиане, возникали и виноградники, а мусульмане их нередко вырубали. Если бы не влияние религии, мы не покупали бы сегодня в магазинах аргентинских вин (первая лоза в этой стране была высажена католическим священнослужителем), зато, возможно, знатоки разбирались бы в десятках египетских и ближневосточных сортов, ныне не существующих. Или пили бы вина из Ирана, одного из старейших винодельческих регионов мира, который в наши дни из-за исламских запретов алкоголь практически не производит. Между тем виноградники влияют на жизнь не только людей, но и животных, птиц, насекомых — словом, на экосистему тех мест, в которых выращиваются.

Священные огни зороастрийцев не гаснут столетиями. Один из огней, горящих сейчас в Йезде, по преданию, не погасал с V века нашей эры, больше полутора тысяч лет, несмотря на мусульманские гонения на зороастрийцев и политические пертурбации. Священный огонь прятали от врагов, оберегали любой ценой, переносили за тысячи километров. Прекрасный символ мужества и веры, не гаснущей ни при каких обстоятельствах. Но есть у священных огней и другая сторона: для их поддержания нужно было топливо, чистая древесина. До нас дошли античные свидетельства о том, что зороастрийские храмы покупали целые леса, которые потом превращались в дрова. Едва ли это могло бесследно пройти для экологии Древней Персии.

На распространение чая в Китае и позже в Японии оказали большое влияние буддийские монахи. Существует даже присловье: «Чай и дзен едины на вкус». Чайная церемония стала неотъемлемой частью дальневосточной культуры, а разведение чайных кустов изменило местное сельское хозяйство и сильно повлияло на природу. Популяризация какао в Европе и, соответственно, рост плантаций какао-бобов за ее пределами стали возможны благодаря тому, что католическая церковь сочла какао постным напитком, а монашеские ордена иезуитов и камальдулов начали его распространять.

Традиции Великого поста также оказали серьезное воздействие на атлантическую рыбную ловлю. Католикам в постные дни нельзя есть мясо, но рыбу дозволяется, так что спрос на нее в соответствующие периоды резко возрастал. Это имело, кстати, не только экологические, но и более широкие исторические последствия (в свою очередь повлиявшие на экологию планеты). В Европе позднего Средневековья и Нового времени самыми распространенными промысловыми рыбами были сельдь и треска. Сельдь ловили в Балтике, и в значительной степени этот лов обеспечил рост влияния Ганзейского союза, главной торговой системы Северной Европы. Однако в XV веке сельдь из Балтики ушла. Специалисты предполагают, что причиной мог быть как раз чересчур активный ее лов. Ганзейский союз начал приходить в упадок, экономика севера перестраивалась, и это открыло пути другим влиятельным государствам Нового времени, таким как Швеция или Россия. Конечно, дело было не только в сельди, но и она на это повлияла.

Треска, бывшая основной пищей для множества французов и испанцев во время Великого поста, сыграла в истории, возможно, еще большую роль. Дело в том, что главным местом ее лова были берега Ньюфаундленда, острова на северо-востоке Северной Америки, в наши дни входящего в состав Канады. С конца XV века европейские моряки, особенно часто баски, преодолевали океан ради ловли трески. Это был один из лучших способов заработка, доступных простому рыбаку. Фактически это означает, что треска приводила их к берегам Нового Света если не раньше его открытия Колумбом (хотя такая гипотеза тоже выдвигалась), то во всяком случае с самого раннего периода колонизации Америки. Благодаря треске плавание через океан стало привычным для тысяч людей, дважды в год отправлявшихся на рыбный промысел. Многие из них впоследствии оказались матросами на кораблях, шедших за тридевять земель уже не ради трески, а во имя великих географических открытий и славы колониальных империй. Так что, может быть, без лова трески освоение мира проходило бы совсем иначе, а значит, и распространение христианства, и то, что историки называют «колумбовый обмен», — перемещение животных и растений из Евразии в Америку и наоборот. Но треска, быстро портящаяся и казавшаяся многим европейцам не слишком вкусной, никогда не стала бы популярна, если бы не традиции католических постов.

Источник

Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Влияет ли экология на религиозные взгляды? Зависят ли наши убеждения от того, какие ландшафты нас окружают и каких животных мы видим? Скажем, если бы Иисус никогда не видел агнцев, а имел дело только со страусами – мы знали бы совершенно иное христианство? И наоборот: зависит ли экология от религии? Как монотеистические религии влияют на глобальное потепление, а зороастризм – на птиц?

Через мифы и истории Константин Михайлов рассказывает о том, почему мы верим в то, во что верим, как окружающая среда на нас влияет, а мы – на нее. Австралийские мифы и южноафриканские ритуалы, плавания полинезийцев и войны индейцев с колонизаторами – глава за главой автор показывает, как формирование религии и ход истории оказываются зависимы от растений и животных, ландшафта и климата и как большие религии преобразуют и изменяют природу, помогая нам выжить, в то же время подчас разрушая окружающую среду.

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

Отсутствие сельского хозяйства не означало, что австралийцы голодали: охотники и собиратели могут жить не менее сытно, чем земледельцы, и даже питаться более разнообразно. Однако сельское хозяйство важно не только для развития кулинарии – возможно, намного важнее его социальная роль. Земледелие приучает людей работать вместе. Корешок можно найти и в одиночку, но поле в одиночку не вспашешь. К тому же личное хозяйство закрепляет в сознании понятие собственности: кенгуру скачет, где хочет, и ему неизвестны племенные границы, а вот на нашем поле сажать пшеницу можем только мы. Когда вместе с сельским хозяйством рождается организация общества, возникает и возможность прокормить лишние рты. Людей, которые не производят еду: королей, чиновников, солдат. И конечно, священнослужителей, которые непосредственно влияют на формирование главной интересующей нас сферы – религии.

Отсутствие сельского хозяйства не означало, что австралийцы голодали: охотники и собиратели могут жить не менее сытно, чем земледельцы, и даже питаться более разнообразно. Однако сельское хозяйство важно не только для развития кулинарии – возможно, намного важнее его социальная роль. Земледелие приучает людей работать вместе. Корешок можно найти и в одиночку, но поле в одиночку не вспашешь. К тому же личное хозяйство закрепляет в сознании понятие собственности: кенгуру скачет, где хочет, и ему неизвестны племенные границы, а вот на нашем поле сажать пшеницу можем только мы. Когда вместе с сельским хозяйством рождается организация общества, возникает и возможность прокормить лишние рты. Людей, которые не производят еду: королей, чиновников, солдат. И конечно, священнослужителей, которые непосредственно влияют на формирование главной интересующей нас сферы – религии.

С этой книгой читают

Отзывы 5

Хорошая книга. Я бы сказала, что стоит читать всем, кто интересуется мифологией и историей религии, привязка к окружающей среде здесь вторична. Написано очень доступно и интересно. При этом много ссылок на источники, в том числе англоязычные, что редкость для гуманитарной накчпоп книги в нашей стране. Я искренне рекомендую.

Хорошая книга. Я бы сказала, что стоит читать всем, кто интересуется мифологией и историей религии, привязка к окружающей среде здесь вторична. Написано очень доступно и интересно. При этом много ссылок на источники, в том числе англоязычные, что редкость для гуманитарной накчпоп книги в нашей стране. Я искренне рекомендую.

Неплохая научно-популярная книжка, рассказывающая о верованиях и культурных обычаях разных «примитивных» народов, и пытающая найти в них рациональное зерно, связанное с климатическими условиями места проживания.

Неплохая научно-популярная книжка, рассказывающая о верованиях и культурных обычаях разных «примитивных» народов, и пытающая найти в них рациональное зерно, связанное с климатическими условиями места проживания.

Увлекательно написано, с большим количеством иллюстраций и ссылок на дополнительные источники. Но относительно названия и темы – остается ощущение некоторой притянутости за уши. Автор не дает себе скатиться в прямой географический детерминизм, и свои рассуждения снабжает разумными оговорками – но это в том числе и превращает книгу больше в обзор религиозных традиций, связь которых с природными условиями остается предметом дискуссий. Но, в общем, такой обзорный материал как раз хорошо пробуждает любопытство и побуждает узнать больше. Прочесть про Австралию, Африку и Полинезию было интереснее всего, хотя тут контекст экологии как раз был скорее вторичным, в отличие от прямо поднятой темы приспособления религий к изменяющейся экологической ситуации (в финале книги). Изложение могло быть более подробным, наверное, но опять же, если задача была дать задуматься и заинтересовать… то она выполнена. В целом оценка положительная, не жалею о потраченном времени.

Увлекательно написано, с большим количеством иллюстраций и ссылок на дополнительные источники. Но относительно названия и темы – остается ощущение некоторой притянутости за уши. Автор не дает себе скатиться в прямой географический детерминизм, и свои рассуждения снабжает разумными оговорками – но это в том числе и превращает книгу больше в обзор религиозных традиций, связь которых с природными условиями остается предметом дискуссий. Но, в общем, такой обзорный материал как раз хорошо пробуждает любопытство и побуждает узнать больше. Прочесть про Австралию, Африку и Полинезию было интереснее всего, хотя тут контекст экологии как раз был скорее вторичным, в отличие от прямо поднятой темы приспособления религий к изменяющейся экологической ситуации (в финале книги). Изложение могло быть более подробным, наверное, но опять же, если задача была дать задуматься и заинтересовать… то она выполнена. В целом оценка положительная, не жалею о потраченном времени.

Мне понравилось! Интересно подан материал. О верованиях и истории, большинства описанных народов, услышала впервые. В данной книге, особой связи верований с окружающей средой не заметила (может за исключением австралийских аборигенов). Но воображение захватывает альтернативный взгляд на окружающий мир народов, изолированных от остального человечества.

Мне понравилось! Интересно подан материал. О верованиях и истории, большинства описанных народов, услышала впервые. В данной книге, особой связи верований с окружающей средой не заметила (может за исключением австралийских аборигенов). Но воображение захватывает альтернативный взгляд на окружающий мир народов, изолированных от остального человечества.

Идея книги хорошая и интересная, но к сожалению она так и не была раскрыта полностью. В конце книги попытка обобщить есть, но все очень скомкано, ощущение, что не дописано. Про что то расписаны главы, а про многие крупные религии просто вскользь упоминание. Читать было интересно, но на научно популярную книгу совсем не тянет, ощущение что многое автор не дописал, не сказал, ну и т.д.

Идея книги хорошая и интересная, но к сожалению она так и не была раскрыта полностью. В конце книги попытка обобщить есть, но все очень скомкано, ощущение, что не дописано. Про что то расписаны главы, а про многие крупные религии просто вскользь упоминание. Читать было интересно, но на научно популярную книгу совсем не тянет, ощущение что многое автор не дописал, не сказал, ну и т.д.

Источник

Константин Михайлов: Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды

Здесь есть возможность читать онлайн «Константин Михайлов: Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2019, ISBN: 978-5-0013-9164-7, издательство: Литагент Альпина, категория: Религиоведение / Прочая научная литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Константин Михайлов: другие книги автора

Кто написал Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Смотреть картинку маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Картинка про маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды. Фото маленький плохой заяц или взаимосвязь религии и окружающей среды

Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды

Редактор Ахмед Новресли

Главный редактор С. Турко

Руководитель проекта А. Василенко

Корректоры Е. Аксёнова, Н. Витько

Компьютерная верстка К. Свищёв

Художественное оформление и макет Ю. Буга

© Константин Михайлов, 2019

© ООО «Альпина нон-фикшн», 2019

Все права защищены. Данная электронная книга предназначена исключительно для частного использования в личных (некоммерческих) целях. Электронная книга, ее части, фрагменты и элементы, включая текст, изображения и иное, не подлежат копированию и любому другому использованию без разрешения правообладателя. В частности, запрещено такое использование, в результате которого электронная книга, ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или неопределенному кругу лиц, в том числе посредством сети интернет, независимо от того, будет предоставляться доступ за плату или безвозмездно.

Копирование, воспроизведение и иное использование электронной книги, ее частей, фрагментов и элементов, выходящее за пределы частного использования в личных (некоммерческих) целях, без согласия правообладателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Вступления к научно-популярным книжкам – самая бесполезная вещь на свете. Все только и ждут, когда ты бросишь рассусоливать ненужную теоретическую чепуху и перейдешь к делу. Не волнуйтесь, много времени вступление у вас не отнимет. Но кое-что сказать все-таки надо.

В 1960-е годы шведский религиовед Оке Хульткранц предположил, что религия может зависеть от окружающей среды и меняться вместе с экологическими условиями. Мысль эта была тогда многими встречена в штыки[1]. Религия – сфера духовная. При чем тут биология и география?

Спустя полвека сомнения в правоте Хульткранца высказывают нечасто. Каждый год выходят новые статьи, а нередко и большие монографии, рассматривающие связь между религией и экологией. Гарвардский университет издает об этом многотомную серию книг. Даже духовные лидеры, которые в 1960-е об экологических проблемах упоминали редко, сегодня регулярно обращаются к ним в проповедях, осторожно говоря о том, что религиозные учения могут быть как-то со всем этим связаны.

Но, может быть, все это фикция? Есть ли в действительности связь между религией и окружающей средой? Влияет ли христианство на глобальное потепление и, наоборот, растительность Австралии на культы аборигенов – помимо того очевидного факта, что в австралийских мифах встречаются кенгуру и коалы, а в древнегреческих преданиях мы их не найдем?

Может ли окружающая природа определить наши ритуалы? Наши страхи и надежды? Властна ли она хоть в какой-то степени над нашей этикой? И наоборот: меняют ли религии ландшафт вокруг нас? Как они учат нас относиться не только друг к другу, но и ко всему живому?

Во всем этом мы и постараемся разобраться. А чтобы связь между окружающей средой и верованиями людей предстала перед нами наиболее ясно, обратимся сначала к тем уголкам планеты, где суровые условия заставляют человека всегда помнить об окружающем мире. Таких мест на свете много: пустыни, бескрайние снега, крошечные острова, от которых до ближайшей суши тысячи километров. Туда мы и отправимся: к аборигенам в пустыни Австралии, южноафриканским койсанам в Калахари и ее окрестности, индейцам Великих равнин и затерянным в Тихом океане гавайцам[2]. Может быть, критические обстоятельства их жизни прояснят для нас то, что в более благополучных краях не так бросается в глаза. Ну а заодно обсудим интересных людей, удивительные мифы и обычаи, совершенно непохожие на наши. И только затем, в последней части книги, вернемся к традиционным религиям Евразии.

Я не знаю, может ли нас чему-то научить опыт народов, живущих в совершенно иных географических условиях и этических категориях. Думаю, так просто это не работает. Может быть, практической пользы от чтения этой книги немного: о том, что надо оберегать окружающую среду, вы и так знаете, а знакомство с австралийскими мифами и легендами сиу еще никому не помогло ни забить гвоздь, ни поймать рыбу на крючок (хотя в последнем случае полинезийский фольклор не повредит). Да, может быть, как говорил Гоголь, тут «пользы отечеству решительно никакой». Ручаюсь только, что путешествие будет интересным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *