мега или планета в уфе что лучше
В Уфе определили лучшие торговые центры
По данным Башкортостанстата, оборот розничной торговли за 8 месяцев этого года упал на 13% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. При этом количество торговых площадей в Уфе продолжает увеличиваться. На 1 сентября обеспеченность города качественными торговыми площадями составила 414 кв. метров на тысячу человек, а к декабрю 2016-го, после запланированного открытия новых торговых центров, достигнет цифры в 493 кв. метра.
Рейтинг центров по категориям определил лидеров и аутсайдеров.
Эксперты отмечают, что наиболее сильное влияние на рынок оказало открытие центра МЕГА в 2011 году. По словам руководителя отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Андрея Васюткина, с момента открытия МЕГИ конкуренция на рынке значительно усилилась. З аметно отразилось на заполняемости и посещаемости торговых центров и открытие ТРЦ «Планета», которое состоялось « в абсолютно стабильном по текущим временам» 2013 году. Эти центры, а также «Центральный», и стали лидерами в итоговом рейтинге.
Как отмечает Виктор Перепелица, в условиях современных коммуникаций критерий местоположения, главенствующий многие годы, стал далеко не самым главным. Возросла важность таких факторов, как уровень комфортности, безопасности, удобные подъездные пути, правильные планировочные решения.
Аквапарк «Планета», Уфа
Адеелька 08 мар, 2014
Первое впечатление о ТРК » Планета» сравнение с ТРК » МЕГА»
Сразу скажу что я не была в Аквапарке, а просто ходила по магазинам.
Магазинов много, но тц сам не очень отличается от ТЦ \»Мега\» я заметила только что в \»Планете\» есть:
LACOSTE ( не стала заходить)
и в HM ( есть специальный отдел, все для дома, очень интересные и стильные вещи для дома)
Минусы:
— Нету многих нужных магазинов. ( New Yorker, McDonalds и тд)
— Ужасно душно, и везде пахнет хлоркой.
— Нету остановок, когда приезжаешь туда, водитель тебя выбрасывает на дороге и потом еще приходится пять-десять минут идти пешком до самого ТЦ. А вот когда ты идешь уже обратно домой с ТЦ то это вообще ужасно, там нет негде остановок, нету никаких знаков где останавливается автобус, для меня это было шоком, автобусы хотят очень редко.
Но людей там мало, хоть и открылась \»Планета\» пол года назад.
ТЦ строился очень быстро, и писала СМИ что много людей во время стойки там погибло.
Я конечно, не была в Аквапарке, может он и хороший, но сам Торговый Центр мне не понравился.
Я не знаю, не тянет меня в \»Планету\» ну не тянет, мне больше по душе как то \» Мега\»
Всем спасибо большое за внимание!
«Самое трагичное время»: чем обернулся для ТЦ Уфы запрет на непривитых посетителей?
Уфимцы начали призывать бойкотировать торговые центры
Прошла первая неделя с момента вступления в силу второго этапа ограничений для непривитых граждан. Без сертификата о прививке или справки о недавно пережитом коронавирусе гражданам запрещено посещать целый ряд заведений. Наиболее остро жители республики встретили запрет на посещение торговых центров. Мы обратились к самим торговым центрам, чтобы выяснить, как тяжело далась эта неделя для них самих.
Бойкот торговым центрам?
Ранее член Совета по правам человека при главе республики Азамат Галин заявил, что в торговых центрах снизился объем продаж на 65%. Тем не менее, глава Башкирии Радий Хабиров на том же совещании заявил, что поскольку 1,3 млн жителей республики сделали прививки, то «базовые посетители торговых центров, театров, кинотеатров уже прошли вакцинацию».
Значительный спад посетителей и торговли в ТЦ заметили не только представители власти и бизнеса, но и сами посетители.
– В субботу в «Меге» было малолюдно, но не так пустынно, как в «Планете» вечером накануне. Продолжение бондианы смотрели почти в пустом зале (в кинотеатре, расположенном в ТЦ «Планета»), – рассказала уфимка Олеся Арамелева.
Как выглядит один из самых крупных моллов Уфы сегодня, смотрите в нашем фоторепортаже «Планета» без людей.
Между тем, в первые дни после вступления в силу этого ограничения реакция населения была удивительной. Вместо того, чтобы ругать власть, которая ввела запреты, люди начали призывать бойкотировать торговые центры.
Вот что писали пользователи на нашем ютуб-канале и странице в Инстаграме:
«Не надо ходить по этим центрам, пусть стоят пустые», – призвала Эвелина Брониславская.
«Народ, проснитесь. Что такая острая необходимость вашего появления там? Попустуют недельку эти центры и сами начнут зазывать туда посетителей. А идиотских указов будет ещё не мало», – вторит ей Александр Кочетков.
«Игнорировать такие заведения, в которых процветает такое беззаконие. Знаете, когда немцы вели людей в концлагеря, и на различные опыты и издевательства они тоже говорили, что исполняют свою работу. Не любая работа может быть правильной и честной, увы», – написала rozalli.torm.
«Убытки сильные, народу очень мало»
Сами торговые центры уже заявляют о резком падении объемов продаж и посещаемости, хоть и не торопятся с выводами. Так, в той же «Планете» заявляют, что пока рано делать прогнозы и многое зависит от того, как долго продлятся ограничения.
– С 12 октября резко упала посещаемость – в среднем на 45% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. Мы были готовы к возможному введению QR-кодов и ожидали, что эта мера крайне негативно отразится на бизнесе наших арендаторов – причем сильнее всего пострадает малый и средний бизнес, в том числе локальные бренды. ТРЦ «Планета» строго соблюдает все санитарные меры и тесно взаимодействует с контролирующими органами. Кроме того, необходимо помнить, что в торговых центрах сверхбольшого формата – а «Планета» относится именно к этой категории объектов – значительно проще организовать соблюдение социальной дистанции, развести потоки гостей. Мы призываем всех гостей «Планеты» позаботиться о своем здоровье и соблюдать все меры безопасности. На территории нашего ТРЦ работает пункт вакцинации. При этом доля вакцинированных сотрудников торгового центра и сотрудников всех арендаторов на данный момент составляет 75%. Все будет зависеть от того, как долго продлятся ограничения, – заявил исполнительный директор ТРЦ «Планета» Заурад Юмакаев.
Другой популярный ТЦ, лайфстайл центр «Башкирия», ожидает, что со временем поток посетителей восстановится, несмотря на ограничения. Это связывается с ожидаемым ростом числа вакцинированных граждан, и к середине декабря можно будет ожидать восстановления посещаемости.
– Убытки сильные, народу очень мало. Но, тем не менее, всем все понятно: сложностей с соблюдением новых антиковидных мер нету. Пока тяжело, потому что среди посетителей мало привитых. Посетители реагируют нормально, на входах в ТЦ скандалов нет. У арендаторов по соблюдению новых мер сложностей тоже нет. За вход в ТЦ отвечаем мы, руководство, работа организована силами ЧОПа. Но у них полностью останавливается работа – людей очень мало. Но люди прививаются, у нас есть прививочный пункт прямо в центре, организован отдельный вход. Мы видим динамику, что народ идет. Что касается прогнозов – наверное, только к середине декабря можно будет ждать возврата к уровню, который был до введения мер, – рассказал сотрудник PR-службы лайфстайл центра Александр.
«Одно хорошо – пока никаких локдаунов»
Бизнес-омбудсмен Башкирии Флюр Асадуллин считает, что, несмотря на введение ограничений, посещаемость торговых центров вскоре восстановится – по мере того, как люди привыкнут к новым условиям и пройдут вакцинацию.
– День начала каких-либо ограничений всегда будет самым трагичным днем. Люди не знают, как все это использовать. Люди даже с документами в ТЦ не идут, и по первому дню, даже по первой неделе будут самые низкие показатели посещаемости. Через какое-то время, через неделю, две, статистика будет другая. Люди психологически привыкнут к этим ограничениям, и будут ходить в ТЦ. Помните же, как вводили масочный режим? И все, потом негативный эффект нивелировался здравым смыслом. Естественно, первая неделя самая трагичная – «мы все теряем» и так далее. Давление на посетителей очень сильно влияет на предпринимателей. Это взаимозависимые вещи. Предприниматели, которые поняли, что будет не очень хорошо в ближайшем будущем, начнут сокращать предоставляемые услуги, и это, естественно, будет влиять на экономику. Одно хорошо – пока не объявлено никаких локдаунов и нет прямого запрета. Это все-таки плюс, – говорит бизнес-омбудсмен.
Больше вредит бизнесу, по мнению Асадуллина, неопределенность новых условий. Без сроков ограничений предпринимателям сложно планировать свой бизнес на перспективу, что влечет за собой лишние убытки.
– Раньше, когда вводили локдаун, назывались его сроки, и предприниматель мог планировать свою деятельность каким-то образом. Сейчас, к сожалению, такой информации нет. Мы просто слышим, что ограничения введены с такого-то числа. Я прекрасно понимаю руководство региона – оно тоже не знает и не видит какие-то четкие, ясные ориентиры. Никто не знает, как будет развиваться пандемия. Предприниматели, не видя краев, границ, впадают в неопределенность, в некий ступор – что им делать и как дальше жить и работать. Так бы они могли на время свернуть какие-то объекты или отправить своих людей куда-то временно, еще что-то сделать. А неопределенность порождает проблемы для предпринимателей. Все-таки арендные отношения — это длящиеся отношения. С учетом стоимости аренды может быть выгодно уйти из ТЦ, а сегодня уйдешь – завтра твое место уже займут или тебе другие условия выдвинут, нужно товар вывозить. Это все проблемы для предпринимателей, – высказался омбудсмен.
Знаете больше? Есть информация, которой вы можете поделиться? Напишите нам
Какие торговые центры выбрать жителям Уфы для предновогоднего шопинга и почему?
В современном мире люди предпочитают ходить в такие торговые центры, в которых можно максимально продуктивно провести время. Желательно в одном и том же здании найти все необходимые вещи, начиная от техники, одежды, мебели и заканчивая канцтоварами и едой.
Редакция UfacityNews.ru решила узнать, какие из торговых центров Уфы наиболее популярны среди горожан. Для этого на сервисе «Яндекс. Район» был проведен опрос, людям предлагалось выбрать только один вариант ответа. Подавляющее большинство голосов оказалось поделено между двумя ТЦ: «Планета» и «Мега». 39% выбирают для шопинга ТРЦ «Планета», а 33% предпочитают совершать покупки в «Меге». Свой выбор горожане объясняют тем, что в этих торговых центрах представлен большой выбор популярных магазинов и огромный ассортимент товаров. К тому же, по мнению уфимцев, эти два ТЦ выгодно расположены: рядом с ними есть крупные гипермаркеты, такие как «Ашан», «Икеа», «Леруа Мерлен», «Окей».
Другие торговые центры оказались менее популярны среди населения Уфы. К примеру, 14% голосов отдано Центральному рынку, 11% респондентов отметили, что им удобно совершать покупки в «Семье», по 9% выбрали варианты «Ультра» и «Аркада», 8% предпочитают для шопинга «Июнь», 6% – «Иремель», 4% – «Простор».
Очевидно, что такой разброс связан с тем, что зачастую в одном месте не получается найти все необходимое по списку. Как раз об этом в комментариях и написал Николай Т.: «Продукты в одном, одежду в другом, технику в третьем, стройматериалы в четвёртом. Пятое и десятое вообще в Интернет-магазине. Как-то не получается всё в одном месте». Другие же подметили, что в опроснике был приведен список не всех ТЦ, в которых, возможно, они и закупаются. Они указали, что в городе есть еще ТЦ «Башкирия», «Галерея Арт», «Меркурий» и другие. Некоторые же написали, что ходят за товарами на рынки, к примеру, на Красинский, Гурьевский и так далее.
«Я только посмотреть»: смогут ли торговые центры Уфы пережить коронавирус
В декабре 2019 года ProUfu опубликовал материал о ситуации с торговыми центрами Уфы и о том, почему уфимцы все меньше и меньше их посещают. Сегодня актуальность этой темы только возросла. Еще три месяца назад выяснилось, что в Уфе многие торговые и торгово-развлекательные центры Уфы успели сменить собственников или вовсе оказались на стадии банкротства. ProUfu проанализировал ситуацию и узнал, почему это произошло и что выбирают уфимцы и жители Башкирии вместо торговых центров.
Уфа замкнула топ-10 городов с высокой покупательской способностью и большим количеством торговых центров в рейтинге лучших российских городов для шопинга в 2019 году от аналитиков компании JLL. Сравним – всего пять лет назад, по данным сентября 2015 года, обеспеченность столицы Башкирии качественными торговыми площадями составляла 414 кв. метров на тысячу человек, к декабрю 2016-го ожидали, что показатель достигнет цифры в 493 кв. метра, но этого так и не произошло.
Оборот розничной торговли в республике, по данным Башстата, за 10 месяцев 2019 года составил свыше 730 млрд рублей. Эта сумма — 105,8% в фактических ценах и 100,8% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2018 года. При этом текущая обеспеченность торговыми площадями в Уфе на май 2019 года составляла 447 кв.метров на 1000 человек.
Аналитики считают, что в сравнении с остальными городами-миллионниками, рынок торговой недвижимости Уфы изначально развивался достаточно медленно.
Тем не менее, Ирек Ялалов, будучи сити-менеджером Уфы в 2012 году, заявлял, что Уфа будет уходить от формата торговых и торгово-развлекательных центров к формату магазинов шаговой доступности, где с хорошим ассортиментом товара есть все необходимое. Тогда же отмечалось, что Уфа являлась одним из самых привлекательных для развития торговли городов России – примечательно, что в 2012 году на каждого уфимца и жителя Башкирии приходилось более 270 тысяч рублей оборота розничной торговли. По данным официальной статистики, в Уфе в 2013 году на 1000 жителей приходилось более 1000 квадратных метров торговой площади при норме в 900 кв.метров. Таким образом, рынок торговых центров Уфы уже тогда считался перенасыщенным.
Чем живут торговые центры в Уфе сегодня
В настоящее время создается впечатление, что рынок торговых центров в Уфе переживает не лучшие времена. Так, в декабре 2018 года ТК «Центральный», вмещающий более 300 магазинов, объявил о своей ликвидации спустя восемь лет существования. В июне 2019 года Арбитражный суд Башкирии признал ТК «Центральный» банкротом, в отношении предприятия начато конкурсное производство. По данным «Коммерсантъ-Уфа», долги «Центрального» оценивались более чем в 35 млн рублей. В отделе маркетинга и аренды отказались предоставить информацию о сегодняшней пропускной способности торгового комплекса и по арендному вопросу, ссылаясь на коммерческую тайну. По данным kartoteka.ru, ликвидатором ТК «Центральный» является Игорь Мутраков. Конкурсным управляющим значится Олег Ганеев. По данным за 2018 год, при доходах в 566,5 млн рублей расходы ТК составили более 1,16 млрд рублей. За 2018 год доход с 1 кв.метра «Центрального» в год составил 11802 рубля.
фото: tripadvisor.com
Кроме того, представитель ТЦ «Аркада» отметила сегодняшние тенденции в работе торговых центров в Уфе.
ТРК «Семья» открылся в Уфе в декабре 2008 года. На 36,5 тысячах кв.метрах расположилось больше 100 магазинов. Общее количество машиномест в ТРК составляет 1100, в том числе на двухуровневой подземной парковке предусмотрено 833 машиноместа и мойка закрытого типа. По некоторым данным, ежедневно ТРК «Семья» посещает 21 тысяча человек в день. По данным за 2018 год, доход с 1 кв.метра ТРК составил более 6773 рубля в год.
Несмотря на привлекательность центра, в распоряжении редакции ProUfu оказалось некое предложение инвестору о приобретении ТРК «Семья». Судя по имеющейся информации, цена продажи актива составляет 2,6 млрд рублей при годовой выручке ТРК в 508,2 млн рублей. При этом размер вложений инвестора составляет 0,9 млрд рублей с учетом кредитного плеча в размере 1,7 млрд рублей сроком до октября 2029 года. Минимальная потенциальная доходность инвестора оценивается в 18,2%. Знакомый с ситуацией источник ProUfu пояснил, что данное предложение инвестору не означает продажу ТРК «Семья», а является привлечением дополнительных инвестиций. Иными словами – ТРК «Семья» ищет совладельца и бизнес-партнера.
Другой источник ProUfu предположил, что в «Семье» достаточно жесткие условия аренды – возможно, арендатор, уже занявший торговую площадь, не всегда спокойно может от нее отказаться. Вместе с этим, по словам источника, здесь есть хороший трафик посетителей, причем не только из городов, но и из районов Башкирии – рядом находится нелегальная остановка, откуда уезжают междугородние маршрутки. Источник допустил, что возможной причиной небольшого падения интереса к ТРК «Семья» может быть отсутствие различных мероприятий для всей семьи и наличие супермаркета не с самыми дешевыми ценами.
фото: yandex.ru
Фото: regions.kidsreview.ru
По мнению федеральных экспертов, у стрит-ритейла есть возможность вернуть утерянные позиции. «Большим торговым объектам очень скоро придется выходить на качественно новый уровень, я бы даже сказала – драматически совершенствоваться, чтобы сохранить за собой соответствующую нишу и потребительскую аудиторию. Также я не исключаю варианта, что спустя какое-то время рынок устанет от торговых гигантов и фокус сместится в районный формат», – цитирует руководителя департамента торговых площадей компании JLL Татьяну Ключинскую «РБК-Недвижимость».
Самым новым ТЦ в Уфе является ТЦ «Акварин», который расположен в активно развивающемся микрорайоне «Инорс» города Уфы вблизи застраиваемого жилого комплекса «Акварель», застройщиком которого является компания ПСК-6 уфимского депутата Андрея Носкова. Этот торговый центр вошел в одну из «пятилеток» тогда еще сити-менеджера Уфы Ирека Ялалова, который обещал «отдать долг» жителям отдаленного Инорса. Трехэтажный современный ТРЦ включает в себя крупные магазины федеральных операторов, модернизированный кинотеатр, фудкорт, детские развлекательные зоны, а также фитнес- центр. В трехэтажном торговом центре площадью 24 тысячи кв.метров под аренду сдается 18439 кв. метров территории. Рядом с ТЦ есть паркинг на 400 мест. Сегодня в торговом центре есть 32 магазина. О годовой доходности говорить пока рано, поэтому и высчитать доход на 1 кв. метр территории в данном ТЦ не представляется возможным.
«Болезнь АлиЭкспресс» или жажда «пощупать»
По данным агентства недвижимости «ЭКСПЕРТ», за 3-ий и начало 4 квартала 2019 года практически во всех городах Башкирии активность сегмента коммерческой недвижимости сложилась средняя при довольно активном техническом спросе, количество реальных сделок при этом снизилось, так как основной этап передела фонда коммерческой недвижимости арендаторами пришелся на 2018 год после застойных нескольких лет.
Как говорят эксперты, за последний год произошла тотальная смена 90 % арендаторов помещений в коммерческом фонде, обусловленная глобальными переменами в отраслях, интернет-торговлей и сменой приоритетов потребителя. При этом аналитики отмечают, что пока текущий состав арендаторов сохраняется, массового оттока или их смены не наблюдается, поэтому, вероятнее всего, текущая ситуация сохранится до середины 2020 года. С другой стороны, динамика арендаторов может быть вызвана появлением или освобождением помещений более высокого класса.
Массовое появление так называемых шоурумов, небольших торговых залов с демонстрацией коллекций, где можно сделать заказ с быстрой доставкой на дом, прогнозировали год-полтора назад многие аналитики. Однако в Уфе, как говорят аналитики, это не стало массовым явлением из-за ограниченного количества прогулочных зон, и в целом типа городского зонирования и застройки. Гораздо эффективнее в плане торговли остаются торговые центры. При этом, по данным экспертов, по сравнению с 2018 годом процент продажи торговых помещений упал на 1,2%. Этот вид площадей составляет 34% от общего сегмента продаж коммерческой недвижимости в Уфе. Самая высокая средняя цена за 1 кв. метр торгового помещения в Уфе составляет 122760 рублей (на Проспекте Октября в Уфе), самая низкая – 35250 рублей в Шакше. При этом количество предложенной для продажи коммерческой недвижимости составляет 27%.
Социолог и демограф Рустем Шайахметов объяснил, почему жители Уфы и Башкирии все чаще перестают ходить в торговые центры и какую альтернативу они выбирают.
«Здесь есть группа факторов, которая влияет на развитие торговых центров. Во-первых, идет активный рост интернет-торговли, которая отразилась на потоке покупателей ТЦ. Снизилась покупательская способность, произошел переток. В Уфе по разным оценкам количество посетителей снизилось от 5% до 8% в торговых центрах Уфы. Во-вторых, более эффективно стали работать магазины шаговой доступности. Если раньше была приличная разница в цене на товары повседневного спроса, то сегодня она не так ощутима, чтобы ехать в крупные гипермаркеты. Ведь чтобы добраться до торгового центра, нужны затраты на дорогу. К тому же в крупном магазине покупатель потратит больше, так как соблазнов в нем больше, соответственно, больше чек. Реальные доходы уфимцев при этом не увеличились, да и закредитованность населения в Башкирии относительно высокая. Те доходы, которые у людей есть, уходят на обслуживание своих же долгов – взносы по ипотеке и потребительским кредитам. Насколько я знаю, владельцы «Центрального» недостаточно сбалансированно оперировали финансовыми потоками. Это, как мне кажется, следствие их неэффективной политики. У нас почему-то все считают, что рынок всегда должен расти, а он нестатичен. И они, по моему мнению, попали в ту точку, когда не было финансовой устойчивости, а нужно было выполнять обязательства. Полагаю, что владельцы ТК не отреагировали на возникшие угрозы и проигнорировали их. Что касается ТЦ «Ультра», то он достаточно эффективно развивается. Владельцы сумели создать ту бизнес-модель деятельности, которая позволяет решать их задачи. Они включили туда и кинотеатр, и детскую зону. В ТК «Центральный» есть это? А здесь взрослые могут оставить ребенка и спокойно совершать покупки.
Я не согласен с тем, что рынок торговых центров в Уфе сейчас перенасыщен – у нас меняется схема расселения населения. Допустим, в Деме идет упорный рост населения – и там есть потребность в хорошем торговом центре, чтобы не ехать в ту же «Мегу» или в центр города. Но при этом у людей также есть потребность в общественных пространствах – поэтому многие даже при наличии в Деме торгового центра будут стремиться выехать в город, это как «маленькое путешествие». Сегодня торговые центры далеко ушли от того, чтобы купить что-то – люди хотят помимо покупок чего-то, что можно посмотреть, посетить, изучить. Посетителям торговых центров сейчас нужны мероприятия, выставки, мастер-классы. Нужны общественные пространства помимо торговых площадей, например, фитнес, дополнительные образовательные услуги, МФЦ. То есть целый центр общественных пространств с широким спектром услуг, чтобы в нем магазины были просто составляющей, а не основой».