Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

При работе двигателя на газе в системе питания могут возникнуть неисправности, которые вызывают затрудненный пуск двигателя, неустойчивую работу на холостом ходу, неудовлетворительные переходы от холостого хода к нагрузочным режимам, снижение мощности двигателя. Ниже рассмотрены признаки и способы устранения этих неисправностей.

Негерметичность соединений газовой установки может быть двух видов: внутренняя и внешняя. Под внутренней негерметичностью газового оборудования понимают неплотности, в результате которых происходит утечка газа в систему питания. Наиболее часто эта неисправность встречается в подвижных запорных соединениях (клапан — седло) у расходных и магистрального вентилей, а также в клапанах первой и второй ступеней редуктора.

При внутренней негерметичности расходных и магистральных вентилей в трубопроводах и аппаратуре газовой установки автомобиля все время будет избыточное давление газа. При этом увеличивается вероятность утечки газа в окружающее пространство и не допускается проводить ремонт газовой аппаратуры и перевод двигателя на работу с газа на бензин.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Утечки газа через клапан первой ступени редуктора определяются по показанию манометра редуктора. В этом случае при остановке двигателя повышается давление в камере первой ступени, что может повлечь за собой открытие клапана второй ступени редуктора. При этом газ начнет выходить в подкапотное пространство.

Нарушение герметичности клапана второй ступени, который выполняет роль запорного вентиля при неработающем двигателе и открытых магистральном и расходном вентилях, вызывает утечку газа из редуктора в смеситель и далее через воздушный фильтр в подкапотное пространство.

Причиной нарушения герметичности соединений типа клапан — седло является попадание механических примесей (окалина, стружка, кристаллы сернистых соединений и др.) на их запирающие поверхности, а также повреждение уплотнителя клапана.

Внешняя негерметичность представляет собой неплотность газового оборудования, вызывающего утечку газа в окружающее пространство. Неплотность топливной аппаратуры, арматуры и топливопроводов ведет к утечкам газа в зонах технического обслуживания и стоянки газобаллонных автомобилей и может создать опасную концентрацию газа, превышающую санитарные нормы и требования пожаро- и взрывобезопасности.

По характеру работы все соединения газовой установки автомобиля могут быть разделены на соединения, работающие под высоким (1,6 МПа) и низким (0,2 МПа) давлениях. Соединения, работающие под высоким давлением, в свою очередь, подразделяются на работающие под давлением жидкой или паровой фазы газа.

Учитывая, что истечение газа прямо пропорционально давлению и что масса жидкого газа приблизительно в 250 раз больше парообразного, наибольшую опасность с точки зрения утечек представляют соединения, работающие под высоким давлением жидкой фазы газа. В газовой установке отечественных автомобилей ЗИЛ-138 и ГАЗ-5Э-07 насчитывается таких соединений.

Способы устранения утечек газа зависят от конструкции соединений и характера неисправностей. В ниппельном соединении утечку устраняют дополнительной затяжкой гайки. Если затяжкой гайки утечка не устраняется, то разбирают соединение, отрезают конец трубки вместе с ниппелем и собирают соединение с новым ниппелем. В соединениях, уплотняемых конической резьбой, степень герметичности может повышаться покрытием резьбы свинцовым глетом или клеями АК-20, БФ-2.

Во фланцевых и резьбовых соединениях, где герметичность обеспечивается прокладками, при возникновении утечек дополнительно подтягивают соединение или заменяют прокладку. Заделки в шлангах высокого давления являются неразборным соединением и при появлении утечки газа в них шланг полностью заменяют.

В оборудовании, работающем под высоким давлением паровой фазы газа, насчитывается несколько меньше соединений. Это — соединения по разъемам испарителя и фильтра, в штуцерах и в трубопроводах. Негерметичность этих соединений вызывает утечку газа в подкапотное пространство. Конструктивное исполнение, виды неплотностей и способы устранения аналогичны конструкциям, неплотностям и способам устранения для соединений, работающих под давлением жидкой фазы газа.

Затрудненный пуск двигателя происходит при переобогащении или переобеднении горючей смеси. Причинами переобогащения горючей смеси являются негерметичность клапанов первой и второй ступеней редуктора и неплотность обратного клапана смесителя. Переобеднение горючей смеси вызывается негерметичностью шланга подачи газа в систему холостого хода и засорением или сужением проходного сечения канала системы холостого хода.

При негерметичности разгрузочного устройства редуктора или трубки, соединяющей полость разгрузочного устройства с впускным трубопроводом двигателя, прекращается подача газа из редуктора в смеситель и пуск двигателя в этом случае становится невозможным.

Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана неправильной регулировкой подачи газа в систему холостого хода; поступлением газа через основную систему вследствие неплотности обратного клапана смесителя или клапана второй ступени редуктора; уменьшением подачи газа в систему холостого хода из-за негерметичности шланга системы или засорения его проходного сечения. Для устранения неустойчивой работы двигателя регулируют систему холостого хода или устраняют неплотности.

Неудовлетворительные переходы от холостого хода к нагрузочным режимам работы двигателя («провалы») появляются при резком открытии дроссельных заслонок смесителя в результате обеднения горючей смеси ввиду запаздывания включения основной системы подачи газа. Включение основной системы обеспечивается поднятием обратного клапана смесителя под действием разрежения в диффузорах при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1300—1400 об/мин.

Запаздывание открытия обратного клапана возникает при уменьшении общей подачи газа в систему холостого хода, что не позволяет развить требуемой частоты вращения коленчатого вала двигателя и создать необходимого разрежения в диффузорах. К появлению «провалов» приводит и прилипание обратного клапана к седлу, так как в этом случае требуется большое усилие для его открытия.

Неудовлетворительные переходы в работе двигателя появляются при скоплении маслянистого конденсата во второй ступени редуктора. В этих условиях для открытия клапана второй ступени редуктора требуется большее усилие и смесь на переходном режиме переобедняется.

Не только к «провалам», но и к остановке двигателя может привести негерметичность разгрузочного устройства, вследствие чего уменьшается или прекращается подача газа из редуктора в смеситель.

Для устранения «провалов» в работе двигателя на переходных режимах регулируют систему холостого хода, протирают обратный клапан, удаляя загрязнения, сливают конденсат из редуктора, устраняют негерметичность разгрузочного устройства. Указанные работы выполняют при необходимости в полном объеме или отдельно каждую.

Снижение мощности двигателя происходит в основном вследствие обеднения горючей смеси. К причинам, которые могут вызвать снижение мощности, относятся сужение проходных каналов для газа, засорение газовых фильтров и газовых каналов испарителя, недостаточное открытие клапанов первой и второй ступеней редуктора и экономайзерного устройства, а также уменьшение проходного сечения газовой магистрали, расходных и магистрального вентилей.

Величину проходных сечений для газа в магистрали от баллона до второй ступени редуктора проверяют по манометру редуктора при работающем двигателе. Резкое увеличение частоты вращения коленчатого вала двигателя не должно вызывать падение давления в первой ступени редуктора более чем на 100—200 Па.

При неработающем двигателе проверку можно провести сжатым воздухом. Для этого систему питания заполняют сжатым воздухом и открывают клапан второй ступени, нажимая рукой на шток редуктора. Падение давления на манометре редуктора должно быть в указанных выше пределах.

Источник

Основные неисправности ГБО… (1-4покол.)

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

Основные неисправности ГБО

Для первого и второго поколения ГБО

1. Причиной отсутствия подачи газовой смеси в силовую установку может стать отказ работы электромагнитного газового клапана, установленного на карбюраторе. Скоростной клапан в закрытом положении залип. Трубопровод засорен. Фильтрующие элементы засорены. Скоростной клапан не срабатывает. Расходный вентиль полностью не открывается.

2. Силовая установка авто заглушена, газ в систему продолжает поступать по причине: переключатель не исправен, вышел из строя редуктор, отсутствует герметичность газового электромагнитного клапана на карбюраторе.

3. Имеющиеся сложности по запуску силового агрегата авто возникают по причине неисправности редуктора. Регулировка редуктора произведена неправильно. Топливная смесь бензина и газа подается одновременно.

4. Причина повышенного расхода газовой смеси при обмерзании редуктора происходит по причине отсутствия полной герметичности редукторной диафрагмы. Система охлаждения переполнена воздушной массой. Охлаждающая жидкость имеет низкий уровень.

5. Наличие газового запаха в автомобильном салоне возникает по причине: отсутствия герметичности в выпускной системе отработанных газов. Нет герметичности электромагнитного клапана на карбюраторе. Из редукторного корпуса или из различных соединений газовой магистрали происходит утечка.

6. При работе силовой установки в холостом режиме может отсутствовать развитие оборотов двигателя по причине неисправности самого редуктора, системы зажигания или засорения воздушного фильтра.

7. Большой расход топливной газовой смеси возникает по причине: плохого обогрева охлаждающей жидкостью редуктора. Неисправность редуктора. Наличие пониженного уровня компрессии на цилиндрах двигателя. Редуктор разрегулирован. Система зажигания имеет неисправности. Засорение воздушного фильтра.

Характерные причины неисправностей для третьего поколения ГБО.

1. Силовая установка авто не набирает полную мощность по причине произошедшего разрегулирования программного обеспечения. Зонд лямбда, шаговый регулятор подачи газа, редуктор имеют неисправности. Произошел засор газовых магистралей и газового фильтра.

2. Открытие дроссельной заслонки может привести в «провалу» по причине: неправильно подобранного смесителя. Произошло нарушение регулировок всей системы. Есть неисправность датчика, фиксирующей положения заслонки дросселя.

3. Достижение рекомендованного температурного режима не позволяет двигателю перейти на работу с топливом газовой смеси по причине: отсутствия показаний работы тахометра по оборотам работы силовой установки. Температурный датчик редуктора неисправен.

4. Появление различного уровня «хлопков», происходящих на впускном коллекторе, когда открыта дроссельная заслонка, происходит в связи имеющимися нарушениями регулировок клапанных тепловых зазоров ГРМ. Механизм газораспределения, система зажигания имеет неисправность. Отсутствует герметичность на впускном тракте, в связи с чем происходит подсасывание воздуха. Некорректная работа по подаче газа шагового регулятора или неправильная регулировка системы приводят к обеднению топливной смеси.

5. Повышение расхода газового топлива происходит по причине: нарушения регулировок контрольной системы лямбда. Имеется неисправность зонда лямбды, шагового регулятора подачи газовой смеси. Уровень компрессии в цилиндрах двигателя снижен. Произошло нарушение редукторных регулировок. Система зажигания имеет неисправности. Произошло засорение воздушного фильтра.

Для четвертого поколения ГБО характерны такие неисправности

1. Отсутствует устойчивая работа силового агрегата на холостом ходу. По причине нарушения регулировок на клапанах ГРМ тепловых зазоров. Имеется неисправность газораспределительного механизма агрегата. Уровень двигательной компрессии снижен. Неисправность зондовой лямбды. Регулирование системы газового впрыска произведено некорректно. Имеет неисправность в системе зажигания. Не обеспечивается нормальная работа газовых форсунок.

2. Отсутствует развитие полной двигательной мощности по причине засорения фильтра тонкой очистки, газовой магистрали и газового фильтра. Есть неисправность зондовой лямбды и газовых форсунок. Газовая система впрыска некорректно отрегулирована. Уровень редукторного, газового давления снижен.

3. Достигнув рекомендованного температурного режима, силовая установка не может перейти на питание газовой смесью. Разряжение аккумуляторной батареи, уровень зарядки ниже девяти вольт. Не происходит обогрева редуктора. Причинами этой неисправности могут стать газовый датчик давления, температуры редуктора и газовой температуры. Не поступает сигнал о количестве оборотов силового агрегата.

4. Причинами повышенного газового расхода ставится: когда форсуночные, калибровочные штуцера подобраны некорректно. Уровень редукторного давления повышен. Газовая система впрыска имеет нарушение регулировок. Неисправность зондового лямбда, газовых форсунок, редуктора и системы зажигания. Отсутствует обогрев охлаждающей жидкостью редуктора. Уровень компрессии в цилиндрах двигателя снижен. Есть нарушения в регулировке редуктора. Произошло засорение воздушного фильтра.

5. Резкое открытие дроссельной заслонки приводит к провалу по причине: нарушений в регулировке тепловых зазоров на клапанах ГРМ. Обнаружение неисправности газораспределительного механизма силового агрегата автомобиля. Понижение уровня двигательной компрессии. Обнаруженная неисправность системы зажигания, газовых форсунок. Засорение газового фильтра тонкой очистки, газовых магистралей и газового фильтра. Наличие низкого уровня газового давления в редукторе. Форсуночные, калибровочные штуцера подобраны некорректно.

6. Самопроизвольное возвращение газового впрыска на питание бензиновой смесью может быть обусловлено такой причиной, как низкий уровень температуры газовой смеси, появляющейся в связи с недостаточной мощностью редуктора. Произошла разрядка аккумуляторной батареи. Показатель уровня зарядки составляет меньше девяти вольт. Произошла неисправность датчика газового давления, температуры и редуктора. Отсутствует подача сигналов по оборотам силовой установки.

Источник

Техническое обслуживание системы питания двигателей с газобаллонными установками

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ С ГАЗОБАЛЛОННЫМИ УСТАНОВКАМИ

Основные неисправности газобаллонных установок их признаки и способы устранения

При работе двигателя на газе в системе питания могут возник­нуть неисправности, которые вызывают затрудненный пуск двига­теля, неустойчивую работу на холостом ходу, неудовлетворитель­ные переходы от холостого хода к нагрузочным режимам, сниже­ние мощности двигателя. Ниже рассмотрены признаки и способы устранения этих неисправностей.

По характеру работы все соединения газовой установки авто­мобиля могут быть разделены на соединения, работающие под высоким (1,6 МПа) и низким (0,2 МПа) давлениях. Соединения, работающие под высоким давлением, в свою очередь, подразделя­ются на работающие под давлением жидкой или паровой фазы газа.

Способы устранения утечек газа зависят от конструкции соеди­нений и характера неисправностей. В ниппельном соединении утечку устраняют дополнительной затяжкой гайки.

Во фланцевых и резьбовых соединениях, где герметичность обеспечивается прокладками, при возникновении утечек дополни­тельно подтягивают соединение или заменяют прокладку. Заделки в шлангах высокого давления являются неразборным соединени­ем и при появлении утечки газа в них шланг полностью заменяют.

Затрудненный пуск двигателя происходит при переобогащении или переобеднении горючей смеси. Причинами переобогащения горючей смеси являются негерметичность клапанов первой и вто­рой ступеней редуктора и неплотность обратного клапана смеси­теля. Переобеднение горючей смеси вызывается негерметичностью шланга подачи газа в систему холостого хода и засорением или сужением проходного сечения канала системы холостого хода.

Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана неправильной регулировкой подачи газа в систему холо­стого хода. Для устранения неустойчивой работы двига­теля регулируют систему холостого хода или устраняют неплот­ности.

Неудовлетворительные переходы от холостого хода к нагрузоч­ным режимам работы двигателя («провалы») появляются при резком открытии дроссельных заслонок смесителя в результате обеднения горючей смеси ввиду запаздывания включения основ­ной системы подачи газа. Не только к «провалам», но и к остановке двигателя может привести негерметичность разгрузочного устройства, вследствие чего уменьшается или прекращается подача газа из редуктора смеситель.

Для устранения «провалов» в работе двигателя на переходны: режимах регулируют систему холостого хода, протирают обратный клапан, удаляя загрязнения, сливают конденсат из редукторе устраняют негерметичность разгрузочного устройства. Указанны работы выполняют при необходимости в полном объеме или от дельно каждую.

Снижение мощности двигателя происходит в основном вслед ствие обеднения горючей смеси. К причинам, которые могут вы звать снижение мощности, относятся сужение проходных каналов для газа, засорение газовых фильтров и газовых каналов испарителя, недостаточное открытие клапанов первой и второй ступеней редуктора и экономайзерного устройства, а также уменьшение проходного сечения газовой магистрали, расходных и магистрального вентилей.

Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании системы питания

Для газового оборудования газобаллонных автомобилей преду­смотрены ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и се­зонное (СО) технические обслуживания. Выполнение работ по ТО-1 и ТО-2 газовой системы питания проводится в сроки, уста­новленные для ТО-1 и ТО-2 автомобиля. При этом проведение работ ТО-2 совмещают с очередным ТО-1, а сезонное обслужива­ние — с ТО-2.

Ежедневное техническое обслуживание выполняют перед выез­дом автомобиля на линию и после возвращения его в гараж. Перед выездом проводят контрольные работы. Внешним осмотром про­веряют техническое состояние газового баллона, деталей крепления газового оборудования, герметичность соединений всей газовой магистрали и показания контрольно-измерительных приборов (ма­нометр, показывающий давление газа в редукторе, указатель уров­ня газа в баллоне).

Первое техническое обслуживание газовой системы питания включает в себя контрольно-диагностические и крепежные работы, которые выполняют при ЕО, а также смазочно-очистительные рабо­ты, к которым относятся очистка фильтрующих элементов газовых фильтров и смазка резьбовых штоков магистрального наполнитель­ного и расходных вентилей.

При втором техническом обслуживании проверяют состояние и крепление газового баллона к кронштейнам, кронштейнов к лонже­ронам рамы, карбюратора к впускному патрубку и впускного пат­рубка к смесителю. В объем контрольно-диагностических и регу­лировочных работ входят проверка и установка угла опережения зажигания при работе двигателя на газе, проверка и регулировка газового редуктора, смесителя газа и испарителя.

Сезонное обслуживание газового оборудования по периодичнос­ти разделяется на три вида. К первому относятся работы, которые подлежат выполнению через 6 мес, ко второму — работы, прово­димые один раз в год, к третьему — работы, выполняемые один раз в два года.

Через 6 мес проверяют срабатывание предохранительного кла­пана газового баллона, продувают газопроводы сжатым воздухом и проверяют работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

К работам, проводимым один раз в год, относится ревизия га­зовой аппаратуры, магистрального вентиля, манометра и арматуры баллона. Для этого газовый редуктор, смеситель газа, испаритель, магистральный вентиль демонтируют с автомобиля, разбирают, очищают, промывают, регулируют и при необходимости заменяют негодные детали.

Перед проведением ревизии газовой арматуры баллон пол­ностью освобождают от газа. После этого снимают крышки наполнительного и расходных вентилей, вентиля максимального напол­нения (не вывертывая корпусов из газового баллона) и проверяют состояние их деталей. Предохранительный клапан также снимают с баллона, регулируют на стенде и пломбируют.

Работы, проводимые раз в год, выполняют при подготовке авто­мобиля к зимней эксплуатации.

К специальной операции, выполняемой один раз в два года, от­носится освидетельствование газового баллона. При освидетель­ствовании проводятся гидравлические испытания, во время кото­рых определяют прочность баллона. Во время пневматических ис­пытаний определяют герметичность соединений баллона с армату­рой. После испытаний газовый баллон окрашивают и наносят клей­мо со сроком следующего освидетельствования.

При техническом обслуживании системы питания газобаллон­ных автомобилей кроме работ по газовому оборудованию выполня­ют работы и по резервной (бензиновой) системе питания. Перио­дичность и характер этих работ принципиально не отличаются от работ, выполняемых по системе питания автомобилей с карбюра­торными двигателями, которые рассмотрены ранее.

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

Рис. 2. Первая ступень редуктора в сбо­ре и ее детали в разобранном виде:1 — седло клапана,2 — фильтр,3 — регулировоч­ный винт;4,13 — контргайки,5 —рычажок,6 — шток,7 — клапан в сборе,8 — мембрана в сбо­ре,9 — прокладка,10 — ось рычажка, 11 — крышка, 12 — пружина,14 — седло пружины (ре­гулировочный болт)

Рис. 3. Детали второй ступени » редуктора:

1 — колпак, 2 —шайба, 3 — пружина, 4, 11 — контргайки, 5 — седло пружи­ны 6 — крышка, 7 — шплинт, 8 — мем­брана в сборе, 9 — ось рычажка, 10 — прокладка, 12 — рычажок, 13 — регу­лировочный винт, 14 — клапан, 15 — вставка клапана, 16 — седло клапана

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

Рис. 5. Инструмент для-регу­лировки клапана второй ступе­ни редуктора:

1 — отвертка, 2 — специальный тор­цовый ключ

Проверка герметичности системы питания

Одной из самых ответственных операций, выполняемых при техническом обслуживании газобаллонных автомобилей, является проверка внешней и внутренней герметичности системы питания. Наиболее распространенным методом проверки внешней герметич­ности системы, находящейся под избыточным давлением является обмазывание соединений пенообразующим раство­ром (водный раствор хозяйственного мыла или лакричного кор­ня). При отрицательных температурах добавляется соль — хло­ристый натрий NaCl или хлористый кальций СаС12.

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

Рис. 6. Схема установки для проверки герметичности системы питания газо­баллонного автомобиля: 1 — баллон со сжатым инертным газом. 2 — вентиль баллона, 3 — редуктор, 4 — вентиль установки, 5 — образцовый манометр, 6 — штуцер, 7 — баллон для сжиженного газа

Источник

Техническое обслуживание топливной системы газобаллонных автомобилей

Основные отказы и неисправности системы питания.

Отказы и неисправности системы питания газобаллонных автомобилей:

Внешние признаки неисправностей:

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

ФБ – Фильтр бензина.

БН – Бензонасос. Штатный бензонасос двигателя.

КЛГ – Клапан газа электромагнитный. При подаче напряжения питания от переключателя 5 клапан открывается.

КЛБ – Клапан бензина электромагнитный. При подаче напряжения питания от переключателя 5 клапан открывается.

Р – Газовый редуктор. В редукторе газ испаряется и переходит из жидкого состояния в газообразное. Для испарения газа корпус редуктора подогревается горячей охлаждающей жидкостью из системы охлаждения двигателя. Редуктор также понижает давление газа от 12…15 кг/см 2 до атмосферного.

Д – Дозатор. Позволяет регулировать количество газа, поступающего в двигатель и тем самым устанавливать либо экономичный режим движения, либо динамичный.

Рисунок 28 – Схема системы питания газобаллонного автомобиля

Стратегия организации технологического процесса на предприятиях, имеющих на своем балансе газобаллонные автомобили, должна быть направлена на своевременное обнаружение и устранение различных неисправностей газобаллонной установки. Характерные ее неисправности связаны преимущественно с нарушением герметичности основных ее агрегатов и газопроводов.

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

Рисунок 29 — Схема технологического процесса ТО и ТР газобаллонных автомобилей

Организация технологического процесса ТО и ТР газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном газе (СНГ), должна включать несколько типовых маршрутов, зависящих от состояния газовой аппаратуры и автомобиля в целом.

1. ГАЗОВАЯ АППАРАТУРА ИСПРАВНА, АВТОМОБИЛЬ ИСПРАВЕН

Автомобиль после прохождения контрольно-пропускного пункта (КТП) направляется на расположенный на открытом участке (площадке) пост проверки герметичности газовой аппаратуры. Проверке на герметичность подвергаются:

Герметичность проверяется с помощью мыльной эмульсии или машинного масла. При проверке давление в баллонах должно быть не менее 1,6 МПа (проверяется посредством манометра высокого давления).

При отсутствии неисправностей автомобиль направляется на уборочномоечные работы, затем на стоянку.

2. ПЛАНОВАЯ ПОСТАНОВКА АМТОМОБИЛЕЙ НА ТО-1 И ТО-2

При плановых постановках автомобилей в ТО-1 и ТО-2, работающий на газе. Автомобиль поступает на пост проверки герметичности газовой аппаратуры, затем при отсутствии не герметичности – на мойку.

После проведения уборочно-моечных работ автомобиль направляется на пост выработки газа, представляющий собой открытую площадку или площадку под навесом. На посту:

После выполнения данных работ автомобиль направляется в соответствующую зону ТО или ТР для выполнения контрольно-регулировочных работ по газовой системе питания.

После работ по газовой аппаратуре автомобиль поступает в зону ТО или ТР для проведения регламентных работ базовых автомобилей; после окончания работ – следует на стоянку.

В помещениях для проведения ТО и ТР газовой аппаратуры следует в обязательном порядке непрерывно контролировать газовую среду (датчиками ГАЗ- 1М, СТМ-4 и др.) на наличие углеводородов в воздушной среде. При повышении допустимых концентраций углеводородов в воздушной среде система контроля должна включать аварийную сигнализацию и вентиляцию.

3. ГАЗОВАЯ АППАРАТУРА НЕИСПРАВНА, АВТОМОБИЛЬ ИСПРАВЕН

В случае обнаружения неисправности газовой аппаратуры, в частности, связанной с ее негерметичностью, автомобиль направляется на специальный пост выпуска газа из баллонов. Газ выпускается через открытый вентиль. Контролируют выпуск газа из баллонов по манометру высокого давления. Газ из системы питания двигателя должен быть предварительно выработан.

После выпуска газа автомобиль, работая на бензине, направляется на мойку и затем в зоны ТО и ТР газовой аппаратуры, где происходит устранение неисправности или замена узлов и агрегатов. Затем следует проверка герметичности газовой магистрали. Далее автомобиль направляется на стоянку.

4. ГАЗОВАЯ АППАРАТУРА ИСПРАВНА, АВТОМОБИЛЬ НЕИСПРАВЕН

В этом случае с начала проверяется герметичность газовой аппаратуры автомобиля, далее автомобиль направляется на мойку и затем на пост выработки газа. Работая на бензине, он поступает в зону ТР базовых автомобилей, где происходит устранение обнаруженных неисправностей. После устранения неисправностей – поступает на стоянку.

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

1-пост ТО и ТР ГБА; 2-цех ремонта и регулировки газовой аппаратуры;

1-мотор-тестер; 2-стеллаж для хранения газовой аппаратуры; 3-верстак слесарный; 4- передвижная установка для проверки и регулировки ГА; 5-подставка под оборудование; 6- газоанализатор; 7-станок сверлильный; 8-стол; 9-урна для мусора; 10-ящик для песка; 11- огнетушители; 12-автомобиль; 13-тележка для перевозки газовых баллонов; 14-передвижной пост слесаря по ремонту ГА; 15-подъемник.

Рисунок 30 — Участок ТО и ТР газобаллонных автомобилей

Регулировка карбюратора в режиме холостого хода при работе на бензине производится как на обычных карбюраторных двигателях, с использованием винта 7 количества и винтов 1 качества (рисунок 31).

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

1-винты качественной регулировки состава смеси при работе на бензине; 2-трубка холостого хода; 3-корпус обратного клапана; 4-винты; 5-переходник-смеситель; 6-карбюратор; 7-винт регулировки количества смеси; 8-винт регулировки общей подачи топлива; 9-винт регулировки частоты вращения коленчатого вала на режиме холостого хода

Рисунок 31 — Карбюратор-смеситель К-91

Регулировка холостого хода на газе производят только на прогретом двигателе. Останавливают двигатель и заворачивают винт 7 на ½ оборота относительно его положения при работе на бензине, а винты 8 и 9 заворачивают до упора. Затем винт 8 отворачивают на три оборота, а винт 9 – на один оборот. При завертывании винтов 8 и 9 смесь обедняется, при отворачивании – обогащается. Отворачивают винты 4 и, установив глухую прокладку под фланец переходникасмесителя 5, притягивают фланец к корпусу обратного клапана винтами 4. пускают двигатель на газе и плавно закрывают дроссельные заслонки.

Особое внимание следует уделять герметичности газового редуктора. Внутренняя герметичность его может быть нарушена вследствии попадания на рабочую поверхность клапана и седла механических частиц, засмоления седла клапана и рычагов, повреждения клапана и других причин, вследствии которых может быть утечка газа в систему питания, тогда в газовой установке будет наблюдаться избыточное давление газа.

Самая ответственная операция, выполняемая при ТО газобаллонных автомобилей, это проверка внешней и внутренней герметичности системы питания. Наиболее распространенный метод проверки внешней герметичности системы, находящейся под избыточным давлением, является обмазывание соединений пенообразующим раствором (водный раствор хозяйственного мыла). В местах расположения мельчайших неплотностей появляются мелкие пузырьки.

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

1-баллонн со сжатым инертным газом; 2-вентиль баллона; 3-редуктор; 4-вентиль установки; 5-монометр; 6-штуцер; 7-баллон для газа

Рисунок 32 — Установка для проверки герметичности системы питания

При проверке герметичности системы питания от баллона высокого давления сжатый инертный газ (воздух, азот или углекислый газ) из баллона 1 подается в редуктор 3, где его давление снижается до 1,6 МПа. Из редуктора газ через штуцер 6 поступает в систему питания автомобиля. После заполнения системы газом вентиль 4 установки закрывают и проверяют герметичность газовой системы. Места утечек определяют пенообразующим раствором. После устранения утечек проверку герметичности повторяют. Газовая система считается герметичной, если падение давления за 15 мин не превышает 0,01-0,05 МПа. У автомобилей, работающих на сжатом газе, герметичность системы питания проверяют под давлением 15-20 МПа.

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

1-пьезометр для контроля вакуума в полости разгрузочного устройства; 2-пьезометр для регулировки избыточного давления в полости второй ступени; 3-отверстие для соединения с окружающей средой; 4-заглушка в патрубке крышки; 5-пробка с трубкой в патрубке дозирующего экономайзерного устройства; 6-тройник; 7-трубка для передачи разрежения в полость разгрузочного устройства; 8-крышка дозирующего экономайзерного устройства; 9-шланг для передачи разрежения в полость разгрузочного устройства; 10,15- вторая и первая ступени редуктора; 11-манометр в кабине автомобиля; 12-регулировочная гайка; 13-датчик манометра; 14,18-контргайки; 16-шланг подвода сжатого воздуха в полость первой ступени; 17-корпус газового фильтра; 19-регулировочный ниппель; 20-стержень

Рисунок 33 — Схема проверки работы редуктора низкого давления с помощью переносных пьезометров

При проверке давления газа во второй ступени редуктора пьезометром (рисунок 33), его присоединяют обычно к штуцеру разгрузочного устройства редуктора – при работе двигателя на холостом ходу давление должно быть немного выше атмосферного (0,05…0,1 кПа). При увеличении нагрузки (до средних частот), давление снижается до атмосферного или составляет 0,01…0,02 кПа, при полной нагрузке – 0,16…0,25 кПа, т.е. при проверке, например, на холостом ходу, уровень воды в колене пьезометра 2, соединенного трубкой с полостью второй ступени, будет на 5…10 мм ниже уровня воды в другом колене. Клапан второй ступени должен открываться при наличии в разгрузочном устройстве разрежения 0,7…0,8 кПа 9. Эта проверка производится с помощью пьезометра 1.

При проверке вакуумной полости экономайзера на герметичность, трубопровод разгрузочного устройства экономайзера закрывают пробкой 6, с другой стороны к трубке подсоединяют шланг 3 от вакуумной установки с краном 4 и вакуумметром 2. создают разрежение (65,5……78,8 кПа), и закрывают кран – падение разрежения за 1 мин не должно превышать 1,3 кПа. При определении момента начала открытия клапана экономайзера, в вакуумной полости 5 создают разрежение 20…32 кПа.

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

1-патрубок; 2-манометр; 3-шланг; 4-кран; 5-полость экономайзера; 6-пробка

Рисунок 34 — Проверка герметичности вакуумной полости экономайзера

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

а)-ключ для регулировки клапана; б)-отвертка с ключом; 1-отвертка; 2-специальный торцовый ключ

Рисунок 35 — Инструмент для регулирования клапана второй ступени редуктора

Использование при диагностике установок К-277 и К-278, оснащенных высокоточным измерительными приборами, вакуумной установкой (на К-278 установлена и компрессорная установка), позволяет значительно облегчить и ускорить процесс диагностики газовой аппаратуры автомобилей.

Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилейОсновные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Смотреть картинку Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Картинка про Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей. Фото Основные неисправности топливной системы газобаллонных автомобилей

Рисунок 36 — Стенд К-278А для проверки газобаллонной аппаратуры

Техническое обслуживание автомобилей, работающих на сжиженном газе.

1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

ЕО выполняется перед выездом автомобиля на линию и после возвращения его в парк при условии герметичности газовой аппаратуры.

Перед выездом на линию:

При возвращении в парк:

2. Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Периодичность ТО-1 газобалонных автомобилей полностью соответствует периодичности ТО-1 базовых бензиновых автомобилей.

Перед постановкой автомобиля на пост ТО-1 необходимо проверить герметичность трубопроводов высокого давления и арматуры газовых баллонов. Не реже одного раза в три месяца проверить работоспособность предохранительного клапана газового редуктора высокого давления путем принудительного открытия. Клапан срабатывает лишь в аварийных случаях (при повышении внутреннего давления баллона свыше 1,7 МПа), но он может прилипнуть к седлу или засориться.

Последывательность проведения работ:

3. Второе техническое обслуживание (ТО-2)

Периодичность ТО-2 газобалонных автомобилей соответствует периодичности ТО-2 базовых автомобилей. Перед проведением работ по техническому обслуживанию, сжиженный газ должен быть слит из баллона, сам баллон – дегазирован инертным газом или азотом.

Порядок выполнения работ ТО-2:

Наибольший объем работ ТО-2 приходится на газовый редуктор низкого давления. Эффективность работы дозирующего экономайзерного устройства определяют по двум параметрам – герметичности (под разряжением 65,5…78,8 кПа) и началу открытия клапана экономайзера. В процессе ТО-2 проверяют и при необходимости регулируют давление в первой и второй ступенях газового редуктора вращением седла пружины, в пределах 0,18…0,20 МПа при входном давлении 1,6 МПа.

4. Сезонное обслуживание (СО)

Сезонное обслуживание газовой аппаратуры производится при переводе подвижного состава на летний или зимний периоды эксплуатации.

Перед проведением сезонного технического обслуживания сжиженный газ из баллонов сливается, а баллоны подвергаются дегазации инертным газом. Порядок выполнения работ СО газовой аппаратуры:

Один раз в год при подготовке автомобилей к зимнему периоду эксплуатации следует провести в обязательном порядке полную ревизию газовой аппаратуры:

Рабочие поверхности седел и клапанов вентилей очищают от загрязнений, в случае необходимости притирают и шлифуют. Испаритель и газовый фильтр промывают в ацетоне, клапаны и натяжение пружин редуктора регулируют. При необходимости дефектные детали заменяют.

Один раз в два года:

Техника безопасности при обслуживании газобаллонных автомобилей:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *