Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Вождение в условиях горной местности и серпантинов. Особенности езды в горах

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Автомобилисту приходится сталкиваться с разным рельефом местности, в том числе и со значительными перепадами. Это могут быть как горные области, так и местные складки местности, или искусственные препятствия, например, на соревнованиях по джип-триалу.

В этом материале мы рассмотрим основы передвижения в горной местности. Неровная местность характеризуется как затяжными спусками и подъемами, так и резкими подъемами и спусками, резкими поворотами, снежными переметами, ручьями и прочими сложными дорожными условиями. Еще более усложняется вождение автомобиля в условиях горной или складчатой местности в условиях отсутствия подготовленных трасс.

Также горная местность отличается резкими перепадами температур, обледенением поверхностей. Нельзя не упомянуть и про разряженность горного воздуха. Так, на высоте около 3 км. мощность двигателя из-за недостатка кислорода в воздушной смеси падает на четверть! Огромная цифра!

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

В условиях высоты нас подстерегает и еще множество неприятностей. Перечислим лишь некоторые:

• Быстрее испаряется электролит из АКБ, нужно постоянное внимание.

• Увеличивается внутреннее давление в шинах, соответственно – теряется былая равнинная управляемость.

• Быстрее изнашивается ходовая и тормозная система, покрышки колес.

• Снижается электрическое сопротивление изоляции электропроводки, возможны замыкания и пробои, особенно конденсаторов и катушек зажигания.

• Начинает некорректно работать вакуумный усилитель тормозов. Будьте внимательны!

• Постоянный и значительный перегрев двигателя.

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Страдает не только железо. Страдает и человек. В условиях высокогорья у человека развиваются головные боли, затрудненное дыхание, сердцебиение, раздражение слизистой глаз, ухудшение зрения и т.д.

К рейду в горах следует готовиться очень тщательно. Проверяются все системы автомобиля, особенно тормозная и рулевая; инструмент и приспособления. Отдельно автомобиль должен быть укомплектован не менее чем двумя противооткатными упорами. Конструкция их может быть любой, но обязательно надежной.

Обязательно комплектуется медицинская аптечка.

Движение в горах следует начинать плавно, соблюдая осторожность. Скорость выбирается исходя из условий, но не должна превышать 50 км./ч. Соответственно уменьшаются скорости в условиях дождя, тумана, снегопада и при прочих неблагоприятных условиях.

Использовать движение накатом в горах категорически не рекомендуется.

Длинные подъемы осуществляются на пониженных передачах, тщательно отслеживая температуру двигателя.

При вынужденной остановке автомобиль обязательно тормозится противооткатными упорами.

Спуски проходятся обязательно на пониженной скорости в том числе и для исключения частого пользования тормозами.

На спусках настоятельно не рекомендуется применение ручного тормоза, так же как и выключение двигателя, разгона автомобиля.

На спусках с поворотами нельзя применять резкое торможение – это почти гарантированно вызовет боковой занос с возможным последующим переворотом джипа.

Основная рекомендация – повышенное внимание!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Движение в горных условиях

Движение в горных условиях

Ведя автомобиль в горных условиях, водитель должен всегда помнить о большой сложности движения и тех тяжелых последствиях, к которым может привести малейшее нарушение правил дорожного движения. Дороги в горной местности характеризуются большим количеством затяжных подъёмов и спусков, крутыми поворотами малого радиуса при переменных направлениях и с крайне ограниченной видимостью, а также узкой проезжей частью с каменистой или покрытой глинистыми наносами дорожной одеждой. Как правило, с одной стороны горных дорог находятся отвесные скалы, а с другой — обрывы.

Резкие колебания температуры воздуха в течение суток сопровождаются выпадением осадков, поэтому обвалы, снежные заносы, туманы и обледенение дорог в горах явление очень частое. С увеличением высоты атмосферное давление падает, температура и плотность воздуха понижаются, и в связи с этим резко понижается мощность двигателя, увеличивается расход горючего, понижается температура кипения воды, менее надежной становится работа тормозов с пневматическим приводом, ухудшается действие системы зажигания, снижаются электрические сопротивления изоляции электропроводки, нарушается работа вакуумного корректора, преждевременно выходят из строя конденсатор и катушка зажигания, усиливается испарение электролита из аккумуляторных батарей.

Высокогорные условия оказывают также существенное влияние на организм водителя. Недостаток кислорода в горах затрудняет дыхание, вызывает головные боли. Длительное действие отраженных солнечных лучей, особенно во время преодоления снежных перевалов, нередко раздражает слизистую оболочку глаза, ухудшает зрение. Отсюда ясно, что режим работы в горах является более напряженным, нежели в обычных условиях.

Перед тем как совершить рейс в горных условиях, надо тщательно проверить состояние автомобиля, наличие табельного имущества: шанцевого инструмента, буксирного троса, цепей противоскольжения и т. д. Особое внимание следует обратить на исправность тормозов, рулевого управления, на четкую работу двигателя, правильные показания контрольных приборов. При осмотре необходимо выявить, нет ли пропуска воздуха, подтекания топлива, воды, тормозной жидкости. Только при полной исправности всех механизмов и агрегатов можно выезжать в рейс.

Скорость движения выбирается в зависимости от-состояния дороги. В туман скорость автомобиля с включенными фарами должна быть не более 5 кмч. С такой же скоростью рекомендуется двигаться на крутых и закрытых поворотах. Использовать в горах движение накатом не допускается. При подъезде к вершине перевала для предупреждения встречного транспортного средства в дневное время целесообразно подавать звуковые, а в ночное световые сигналы. То же самое необходимо делать в густом тумане.

Перед преодолением подъемов водитель обязан про-: верить и оценить местность, выявить характер дороги и заблаговременно включить такую передачу, которая обеспечит преодоление подъема без переключения передач. Не разрешается совершать обгон перед вершиной подъема, если дорога закрыта перевалом.

В составе колонны дистанция между автомобилями должна быть не менее 50 м. На крутых и коротких; подъемах следует соблюдать очередность движения. Преодоление подъема надо начинать лишь тогда, когда впереди идущий автомобиль достиг вершины, а встречный — спуска. При вынужденной остановке на крутом подъеме следует подложить под колеса башмаки, колодки или клинья. Перед преодолением крутых длинных подъемов колодки целесообразно держать в кабине водителя, а на очень крутых подъемах их обычно привязывают сзади так, чтобы при движении они волочились по дороге на расстоянии 15 — 20 см от колес. При вынужденном откате автомобиля назад колодки попадут под колеса, и автомобиль остановится. Более активными средствами, обеспечивающими безопасность вождения автомобиля в горных условиях, являются сошники, горный упор, рельс.

Если случится так, что автомобиль повело назад и никакие противооткатные средства не смогли остановить это движение, нужно немедленно включить заднюю скорость и направить автомобиль на естественное препятствие. Применять стояночный тормоз при движении на спусках не рекомендуется. Нельзя также выключать сцепление, зажигание и передачу. Ни в коем случае на спусках не допускать увеличения скорости движения. Обязательно надо следить за давлением воздуха в ресивере. Если оно понизилось до 4,5 кгс/см2, следует включить пониженную передачу и увеличить обороты двигателя. На уклонах с поворотами нельзя допускать резкого торможения. Это может вызвать боковой занос или опрокидывание автомобиля.

Читайте также

ГОРНЫХ А.А.

ГОРНЫХ А.А. Власть, Деконструкция, Деррида, Коннотация, Культурология, Лакан, Леви-Стросс, Соссюр,

VI. Движение между станцией, ограничивающей перегон (участок), где организовано двухстороннее движение, и станцией, где временно производится оборот составов:

VI. Движение между станцией, ограничивающей перегон (участок), где организовано двухстороннее движение, и станцией, где временно производится оборот составов: 1. В неправильном направлении Разрешение на бланке с красной полосой по диагонали, со скоростью не более 20 км/ч

Таким образом, для того, чтобы самолет не получил стремления к уходу на боковую полосу безопасности, необходимо строго выдерживать прямолинейное движение параллельно оси ВПП. Это правило является основным и справедливо для любого типа воздушного судна в любых условиях.

Таким образом, для того, чтобы самолет не получил стремления к уходу на боковую полосу безопасности, необходимо строго выдерживать прямолинейное движение параллельно оси ВПП. Это правило является основным и справедливо для любого типа воздушного судна в любых

Источник

Как правильно ездить в горах: 5 ошибок равнинных водителей

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Пожалуй, дорога в горах – самый суровый вид испытаний, выпадающий на долю среднестатистического водителя. Как правильно ездить в горных условиях – этой теме мы посвящаем отдельную статью.

Езда по горной местности сложна и для водителя, для автомобиля. От первого требуются дополнительные внимание и навыки, от второго – повышенная отдача. Ведь в отличие от равнинной дороги, на горной автомобиль тратит энергию не только на свое перемещение по горизонтали, но и борется с силой земного притяжения – причем как на подъеме, так и на спуске. Как проявляется это на практике и что конкретно должен делать водитель для безопасности езды в горах?

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях
На затяжных спусках нужно тормозить двигателем, а тормоза использовать только для точной коррекции скорости и полной остановки

— На спуске. Многие водители не умеют тормозить в горных условиях, по равнинной привычке думая, что главное в этом деле – тормоза. На самом деле, первый помощник водителя в деле замедления в горах – это силовой агрегат. На спусках тормозить нужно двигателем, а педалью тормоза лишь тонко корректировать процесс, например, окончательно подбирая скорость перед самым поворотом или для экстренной остановки. Интенсивность торможения двигателем регулируется подбором передачи, нужно включить такую, чтобы при всех отпущенных педалях автомобиль катился вниз с желаемой для вас скоростью.

На машинах с автоматической трансмиссией для этого может понадобится перейти в ручной режим (manual, sport) и также самостоятельно выбрать нужную передачу. Если же на спусках все время пользоваться только тормозами, то легко перегреть механизмы и полностью лишиться тормозов из-за закипевшей жидкости. Если спуск короткий и торможение двигателем применить трудно, нужно замедляться короткими энергичными нажатиями на педаль тормоза, а не постоянным мягким придерживанием педали.

— На подъеме. Распространенная ошибка многих пилотов – неправильно подобранные обороты двигателя. Для мотора нежелательны как чрезмерно высокие, так и чрезмерно низкие обороты.

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

На длинных подъемах важно следить за оборотами двигателя, чтобы не перегреть его и не перегрузить чрезмерно низкими обротами

Оптимальный диапазон в режиме длительного подъема для большинства современных моторов 2000 – 4000 об./мин. Конечно, ваш автомобиль скорее всего будет ехать и на более низких, и на более высоких оборотах. Но это будет или вредно для него (перегрев, перерасход масла) и его ресурса, или небезопасно для вас, поскольку задавленный нагрузкой «на низах» двигатель не даст вам возможности быстро ускориться при необходимости. Некоторые автоматические трансмиссии не совсем корректно работают в горах, преждевременно переключаясь «вверх», в таком случае нужно перейти в ручной режим коробки и самостоятельно выбрать нужную передачу.

На старых АКП без ручного режима на такой случай есть положение селектора «2» или «3», когда водитель принудительно ограничивает количество передач двумя (или тремя) ступенями. При движении на подъеме важно не обращать внимания на обгоняющие вас машины, руководствуясь только своими соображениями. Ведь у «гонщиков» могут быть или более мощные моторы, или отличное от общепринятого отношение к безопасности и сохранности автомобиля.

— Повороты. На горных серпантинах часто приходится снижать скорость до 5 – 15 км/ч, иначе в 180-градусный поворот просто не вписаться. Учитывая, что в таком повороте обычно имеется еще и перепад высоты, подъезжать к нему нужно уже на нужной, более низкой передаче. Если начать переключение непосредственно в повороте, вам может просто не хватить рук и внимания, чтобы полноценно следить за управлением автомобилем и окружающей обстановкой.

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Самое важное на горном серпантине – не выезжать, даже частично, на встречную полосу в крутых поворотах

— Обзорность. Многие повороты на горных дорогах совершенно не просматриваются, к тому же ширина дорожного полотна предельно мала, поэтому важно в любой ситуации придерживаться своей полосы и не «вылазить» на встречную. Также плохо видна дорога в конце подъемов, что чревато неприятностями при обгонах. По этой причине избегайте обгонов не только в такой ситуации, но и на крутых подъемах в принципе, ведь на незнакомой горной дороге вы не можете быть уверены, что ваш мотор не «скиснет» из-за увеличившегося угла подъема или по иной причине. А места для того, чтобы увернуться от встречной машины, задержись вы «на встречке», в горах обычно нет.

— Остановки. Причин для остановки в горах больше, чем на равнине: и пассажира может укачать, и водитель утомляется скорее, да и пейзажами хочется полюбоваться. На многих таких дорогах и в Украине, и за рубежом предусмотрены специальные площадки. Обычно они невелики, но мы рекомендуем останавливаться именно на них, поскольку узкие обочины (там, где они есть) и местные расширения проезжей части для этого не подходят вовсе.

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Асфальт в горах часто бывает мокрым из-за облаков, дождя и тумана. Этот факт нужно учитывать, вписываясь в незнакомые повороты

Не путайте с видовыми площадками карманы-ловушки для потерявших управление автомобилей, которые устраивают в конце длинных спусков – останавливаться в них не стоит.

Рекомендации Авто24

Движение по горной дороге в самом деле требует от водителя особого напряжения. Поэтому будьте готовы к тому, что сидящий за рулем устанет больше других и не увидит ничего из местных красот. Поэтому, если в экипаже опытный водитель не один, устройте смену пилотов во время привала.

Источник

Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

При подъеме к вершине перевала для предупреждения встречного транспорта в дневное время целесообразно подавать звуковые, а в ночное – световые сигналы. То же самое надо делать в густой туман.

Перед преодолением подъемов водитель обязан проверить и оценить местность, выявить характер дороги и заблаговременно включить такую передачу, которая обеспечит преодоление всего подъема. Длинные подъемы и подъемы с крутизной больше 6о преодолевают на пониженных передачах. Переключать их и останавливаться на подъеме не рекомендуется. Не разрешается совершать обгон перед вершиной подъема, если дорога закрыта перевалом.

Если же случится так, что автомобиль «повело» назад и никакие противооткатные средства не смогли остановить это движение, нужно немедленно включить заднюю передачу и осторожно направить автомобиль на естественное препятствие. Конечно, при этом надо стремиться к тому, чтобы не пострадала машина

Спуски преодолевать намного труднее, нежели подъемы. Это надо делать на пониженной передаче. Чем круче спуск, тем ниже передача. Частое пользование только ножным тормозом приводит к его нагреву, износу, может вызвать самоторможение одной стороны автомобиля и заносу, чреватому катастрофой.

Если движение происходит в составе колонны, то надо выдерживать дистанцию между автомобилями в 50-70 м. Запрещается обгонять впереди идущие автомобили. Обгон допустим лишь тогда, когда впереди нет встречного транспорта и обгоняющий автомобиль принял вправо, а дорога имеет достаточное расстояние для обгона.

Применять ручной тормоз на спусках не рекомендуется, так же как нельзя выключать сцепление, зажигание и передачи. Ни в коем случае на спусках нельзя увеличивать скорость движения. Обязательно нужно следить за давлением воздуха в рессивере. Если оно понизилось до 4, 5 кг/см2, то следует включить пониженную передачу и увеличить обороты двигателя. На уклонах с поворотами нельзя допускать резкого торможения – это может вызвать боковой занос или опрокидывание автомобиля.

Особую осторожность надо соблюдать при движении на закрытых поворотах – давать предупредительные сигналы: днем – звуковые, ночью и в туман – световые. Держаться правее, добиваясь наилучшего «вписывания» автомобиля в окружность поворота (рис. 33). Желательно, чтобы водитель знал минимально допустимый радиус поворота управляемого им автомобиля

Источник

Вождение автомобиля по дорогам в горной местности

Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский

Источник: X рисанф Васильевич Власов, Иван Егорович Евтюхин, Юрий Федорович Серебряков. Вождение автомобиля в сложных условиях. (Издание второе, дополненное). Военное издательство Министерства обороны СССР, Москва, 1964 г.

Вождение автомобиля по дорогам в горной местности

1. Характеристика дорожных, климатических и атмосферных

условий горной местности

Эксплуатация автомобилей в горной и особенно в высокогорной местности имеет особенности и определяется рядом специфических трудностей. Основными из них являются сложные дорожные условия, резкое изменение температуры и атмосферных явлений, а также понижение плотности окружающего воздуха по мере подъема над уровнем моря. При среднем уклоне дороги 2 – 4° на отдельных участках уклоны достигают 9 – 12°. Длина затяжных подъемов доходит до 10 – 20 км. Подъемы и спуски на дорогах в горной местности составляют в среднем 9 – 18% от протяженности маршрута. Горная местность характеризуется наличием резко пересеченного рельефа с крутыми и обрывистыми склонами, извилистыми и глубокими ущельями с большим количеством оврагов и водотоков (рис. 35), ограниченной шириной проезжей части дороги, большим количеством крутых поворотов малого радиуса (8 – 10 м) и мостов (рис. 36), а также наличием размытых участков дороги и завалов. Дороги, проходящие через горные хребты и перевалы, изобилуют петлями и серпантинами, наиболее тяжелыми для движения машин.

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Дороги, проходящие через перевалы, большую часть года покрыты снегом, на них часто бывают опасные обвалы, осыпи и снежные лавины.

В ущельях и долинах ветер разрушает гравийные и щебеночные покрытия, выдувая из них мелкие составляющие частицы.

Резкое изменение температуры окружающего воздуха в течение суток, а также изменение ее по мере подъема вызывает выпадение осадков, что приводит к обледенению дороги, появлению густых туманов. В летнее время в течение суток температура в горах может колебаться днем до плюс 35 – 40°С, ночью до минус 2 – 7°С. Температура воздуха в горах понижается до 0,5 – 0,7 ° на каждые 100 м подъема. На северных и северо-восточных склонах гор температура воздуха ниже и дороги покрыты снежным покровом более продолжительное время.

Количество осадков в горах возрастает по мере подъема. Приращение количества осадков на каждые 100 м высоты в среднем составляет 40 – 60 мм. Максимальное количество осадков выпадает на высоте 1500 – 2500 м.

Общее количество осадков зависит от географического положения горного района. На склонах хребтов, обращенных к ветрам, дующим с моря, выпадает больше осадков, чем на обратных склонах хребта. В долине количество осадков значительно больше, чем на плоскогорьях и водоразделах.

В летние месяцы в горах часто бывают ливни, вызывающие большой поток воды и размыв дорог.

2. Влияние горных условий на работу личного состава при эксплуатации автомобиля

Разреженность атмосферы в горах сопровождается недостатком кислорода, что затрудняет дыхание и вызывает головные и сердечные боли у водителей и личного состава, обслуживающего автомобили при их эксплуатации в горных условиях. Действие отраженных солнечных лучей, особенно во время преодоления снежных перевалов, раздражает слизистую оболочку глаз.

Для обеспечения нормальной работы и уменьшения степени утомляемости при вождении водитель, как правило, освобождается командиром от работ, не связанных с управлением и техническим обслуживанием автомобилей.

Для облегчения обслуживания автомобилей принимают меры по механизации работ. Так, шины обычно накачиваются компрессором, а на автомобилях ГАЗ-51 и ГАЗ-63 – с помощью возимого на автомобиле приспособления. Двигатель запускают стартером, а если это невозможно по техническим причинам, для запуска двигателя пусковой рукояткой привлекают личный состав расчетов и экипажей.

При длительной эксплуатации автомобилей в высокогорных районах в холодное время года для облегчения запуска двигателя используют водомаслогрейки.

Для запуска двигателя автомобиля ЗИЛ-151А пусковой рукояткой без предварительного сматывания троса с барабана лебедки используют специальное приспособление (рис. 37), а на автомобиле ГАЗ-63А изменяют способ укладки троса на барабане лебедки.

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

3. Влияние высоты на работу двигателя

Пониженное давление и температура окружающего воздуха весьма ощутимо влияют на работу двигателя автомобиля, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 7.

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

При увеличении высоты подъема и при падении атмосферного давления снижается давление конца сжатия в цилиндре вследствие пониженной плотности воздуха. При этом уменьшается весовой заряд рабочей смеси в цилиндре, что снижает мощность двигателя и вызывает необходимость ограничивать нагрузку в кузове и на крюке.

На высоте 4000 м эффективная мощность автомобильного двигателя примерно в два раза меньше, чем на уровне моря, а температура кипения воды понижается до +87° С.

Уменьшение плотности воздуха сказывается на весовом соотношении воздуха и бензина в составе горючей смеси. Коэффициент избытка воздуха снижается на 5 – 6% на каждые 1000 м подъема. Смесь переобогащается и вызывает усиленное нагарообразование на днищах поршней, стенках камер сгорания, выпускных клапанах и трубопроводах.

Падение мощности двигателя вынуждает водителей применять низшие передачи, в результате чего резко возрастает расход горючего. Для предотвращения этого явления, уменьшая проходное сечение главного жиклера, снижают его пропускную способность.

Изменение плотности окружающего воздуха влияет также на состав горючей смеси, на условия ее приготовления и сгорания, а также на процесс продувки и наполнения свежим зарядом цилиндров дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206.

Характер влияния пониженной плотности окружающего воздуха на работу дизелей несколько отличен от соответствующего влияния на работу карбюраторных двигателей. Объясняется это особенностями конструкции дизеля и протеканием рабочих процессов.

Нормальная работа дизеля обеспечивается при коэффициенте избытка воздуха 1,45 – 1,50. Для двигателя ЯАЗ-204 эти значения коэффициента избытка воздуха наилучшие и обеспечивают его бездымную работу. Понижение избытка воздуха приводит к снижению полноты сгорания топлива внутри цилиндра, повышению температуры и дымности отработавших газов и значительному износу цилиндров и поршней.

Работа двигателя ЯАЗ-204 в условиях пониженной плотности окружающего воздуха одновременно сопровождается закоксовыванием продувочных окон и повышением нагрева цилиндров, а следовательно, и увеличением температуры охлаждающей жидкости, что происходит вследствие повышения температуры газов внутри цилиндра и догорания топлива в процессе расширения и после открытия выпускных клапанов.

Перегреву двигателя способствует также понижение теплоотдачи радиатора вследствие уменьшения производительности вентилятора.

Ненормальное протекание процесса горения приводит также к повышению температуры поршней двигателя и значительному ухудшению условий работы компрессионных колец. Высокая температура поршней вызывает случаи пригорания колец, образования задиров как на стенках гильз цилиндров, так и на самих поршнях.

Повышенный тепловой режим работы двигателя приводит к ускоренному «старению» масла и более быстрому загрязнению фильтрующих элементов и масляного радиатора.

При эксплуатации двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 в условиях пониженной плотности воздуха учитывают необходимость обеспечения их работы на повышенных оборотах, так как при этом нагнетатель подает больше воздуха. Водитель при этом пользуется пониженными передачами, обеспечивая необходимую скорость движения автомобиля увеличением оборотов коленчатого вала. В тяжелых условиях работает и система охлаждения карбюраторных двигателей, так как пониженная плотность воздуха и сравнительно низкие скорости движения, особенно на затяжных подъемах, снижают охлаждающий эффект. Поэтому для охлаждения двигателя рекомендуется автомобиль периодически останавливать.

При уменьшении плотности воздуха уменьшается электрическое сопротивление изоляции, особенно заметное при ее перегреве. Это приводит к перебоям в работе системы зажигания. Кроме этого, при уменьшении плотности воздуха наблюдается обгорание электродов и повышенное нагарообразование на концах фарфоровых изоляторов свечей. При этом нарушается работа вакуум-корректора, усиливается испарение электролита из банок аккумуляторных батарей, преждевременно выходят из строя конденсаторы и катушки зажигания.

4. Влияние высокогорных условий на работу механизмов силовой передачи и ходовой части

Высокогорные условия эксплуатации автомобилей оказывают существенное влияние и на работу механизмов и агрегатов силовой передачи и ходовой части.

Необходимость в частом переключении передач, выключение и включение сцепления вызывают износ фрикционных накладок ведомого диска и частую регулировку сцепления. Повышенный износ деталей коробки передач в результате частых переключений требует более частого контроля состояния коробки передач, проверки количества и состояния масла в картере.

Быстро изнашиваются также детали рулевого механизма, вследствие чего их необходимо чаще регулировать и смазывать.

5. Меры по улучшению работы двигателей

Улучшение работы карбюраторных двигателей

При подготовке автомобилей к работе в горах обязательно учитывается высота местности, на которой будет работать автомобиль, так как с увеличением этой высоты изменяется регулировка системы питания и зажигания, а система охлаждения двигателя специально к этому подготавливается. При эксплуатации автомобилей в горах перерасход бензина может превышать 10% нормы вследствие переобогащения рабочей смеси. Для получения необходимого состава рабочей смеси и устранения перерасхода бензина опытные водители и механики уменьшают подачу горючего в смесительную камеру карбюратора, уменьшая на 10 – 20% пропускную способность жиклеров и снижая уровень бензина в поплавковых камерах. Состав горючей смеси корректируют уменьшением пропускной способности компенсационного и главного жиклеров.

На некоторых карбюраторах регулировать производительность главного жиклера можно изменением положения регулировочной иглы.

Улучшение работы дизелей

Для достижения экономичной работы и избежания перегрева двигателя ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 эксплуатируют на повышенных оборотах, так как при этом коэффициент избытка воздуха будет больше.

При длительной эксплуатации автомобилей в горах для нормальной работы дизеля увеличивают опережение подачи топлива или уменьшают с помощью регулировочного устройства количество топлива, подаваемого в цилиндры. Изменением опережения впрыска увеличивают период задержки воспламенения топлива, а изменением регулировки насос-форсунки по моменту начала впрыска уменьшают удельный расход и улучшают сгорание топлива.

Для восстановления нормального режима работы двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 и предотвращения преждевременного выхода из строя деталей поршневой группы уменьшают максимальную подачу топлива на цикл, ограничивая ход рейки насос-форсунки.

Правильность регулировки подачи топлива определяется отсутствием дыма темного цвета в отработавших газах.

Уход за системой охлаждения

Теплоотдача водяного и масляного радиаторов с увеличением высоты местности снижается. Поэтому водители обязаны следить за чистотой наружной поверхности радиаторов, а также за нормальным натяжением ремня вентилятора. Степень натяжения ремня вентилятора (компрессора) проверяется согласно заводским инструкциям.

С увеличением высоты над уровнем моря понижается температура кипения воды в радиаторе. Для предотвращения выкипания воды при продолжительной работе автомобилей в горах пробки радиатора устанавливают из расчета на повышенное давление в системе охлаждения. При возможности рекомендуется устанавливать на автомобили радиаторы увеличенной емкости.

В случае закипания воды в системе охлаждения автомобиль останавливают, чтобы дать двигателю поработать 5 – 10 мин на холостом ходу и этим установить нормальный тепловой режим. Продолжительная работа (свыше 10 мин) двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 на холостом ходу не допускается, так как от этого ухудшается распиливание топлива, что приводит к интенсивному отложению нагара.

При понижении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения до плюс 60° С тепловой режим поддерживается прикрытием жалюзи радиатора. Система охлаждения, как правило, пополняется из запасов воды, возимой на автомобиле (одна – две заправки).

Запас воды рекомендуется содержать в 20-литровых бидонах (канистрах), размещаемых под платформой кузова (рис. 38).

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Уход за электрооборудованием

Отложившийся в большом количестве нагар на электродах свечей вызывает утечку тока высокого напряжения, что приводит к перебоям в работе двигателя. Поэтому надо более часто проверять и чистить электроды свечей.

Надежное воспламенение рабочей смеси в цилиндрах обеспечивается хорошим состоянием контактов прерывателя. Начиная с высоты 2000 м, угол опережения зажигания увеличивают на одно – два деления шкалы октан-корректора.

Уровень электролита в аккумуляторах проверяют через каждые два – три дня и доводят до нормы, добавляя в банки дистиллированную воду.

6. Техническое обслуживание

При эксплуатации автомобилей в горах неисправности и неполадки в них часто ведут к более тяжелым последствиям, чем на равнинной местности.

Для надежной работы автомобилей в горах необходимо своевременно и тщательно готовить их к эксплуатации, проводить очередное техническое обслуживание через сокращенные сроки пробегов: техническое обслуживание № 1 – через 700 – 800 км; техническое обслуживание № 2 – через 3500 – 4000 км.

Необоснованное увеличение пробега между техническими обслуживаниями или сокращение объема работ не допускается.

При работе автомобилей на дорогах с крутыми подъемами и особенно с прицепом сроки пробега до технического обслуживания сокращаются.

Исходя из условий эксплуатации в горах к техническому состоянию автомобилей предъявляют повышенные требования. Так, при проверке состояния автомобиля после технического обслуживания особое внимание уделяется легкости запуска двигателя и устойчивости его работы на всех режимах, а также регулировке тормозов и рулевого управления.

7. Оборудование автомобиля

Каждый автомобиль при работе в горах обеспечивается комплектом запасных частей и материалов, потребность в которых может возникнуть в конкретных условиях движения и местности.

Автомобили, эксплуатируемые в горах, снабжаются специальными приспособлениями для предотвращения скатывания или сползания назад при остановке на подъеме. Наиболее простыми и доступными для изготовления приспособлениями являются башмаки и клинья, колодки, сошники, горный рельс и горный упор.

Колодки (рис. 39) гарантируют надежную стоянку автомобиля или автопоезда на подъеме и спуске, предотвращают самопроизвольный откат автомобиля назад во время вынужденных остановок. В комплект для одного автомобиля входят две, а для автопоезда четыре колодки. При вынужденной остановке на крутом уклоне дороги автомобиль затормаживают ручным тормозом и включают низшую передачу, после чего помощник водителя или другое лицо, находящееся на автомобиле, подкладывает колодки под колеса автомобиля и прицепа на подъеме – сзади колес, на спуске – впереди колес.

Во избежание несчастных случаев при подкладывании колодок под колеса нельзя становиться против колес со стороны спуска.

Для удержания автомобиля на уклонах применяются также клинья, камни и другие подручные предметы. Для обеспечения автоматической остановки автомобиля на подъеме при самопроизвольном движении назад, а также для надежной стоянки автомобиля на подъеме применяются сошники.

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Сошники (рис. 40) для автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63 состоят из двух заостренных на конце балок, которые подвешиваются шарнирно на кожухах заднего моста. Для подъема сошников и удержания их в рабочем состоянии используются натяжные цепи. Надежность удержания автомобиля сошниками на подъеме обеспечивается натяжными цепями, ограничивающими угол наклона сошников к плоскости дороги в пределах 60 – 70°. В нерабочем положении концы сошников подтягиваются вверх и подвязываются к раме автомобиля натяжными цепями.

Горный рельс (рис. 41) применяется для предупреждения скатывания остановившегося на подъеме автомобиля и для обеспечения надежной стоянки автомобиля на подъеме. Горный рельс присоединяется к раме автомобиля натяжными цепями. Длина натяжных цепей обеспечивает наезд задних колес автомобиля на рельс, но без переезда рельса. При самопроизвольном откате или сползании автомобиля назад (во время движения на подъем) его задние колеса наезжают на рельс, который входит в зацепление с грунтом. При этом натягиваются натяжные цепи и автомобиль останавливается. В нерабочем положении рельс поднимается вверх и подвешивается на удерживающих цепях к раме автомобиля. Длина цепей обеспечивает зазор а при опускании рельса.

Горный упор (рис. 42) является более совершенным приспособлением для обеспечения безопасной работы автомобилей в горах. Он применяется для предупреждения скатывания или сползания автомобиля назад во время движения или остановки на подъеме. Горный упор для автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-63 состоит из трубчатой рамы с сошником на конце, подвешенной шарнирно к раме автомобиля. Подъем и опускание горного упора осуществляются тросом из кабины водителя с помощью привода. Наклон упора к поверхности дороги в пределах 75 – 80° ограничивается длиной натяжных цепей.

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Смотреть картинку Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Картинка про Особенности вождения автомобиля в горных условиях. Фото Особенности вождения автомобиля в горных условиях

Перед преодолением крутых подъемов горный упор опускается на грунт. При откате или при сползании автомобиля на подъеме сошник упора врезается в грунт и останавливает автомобиль.

Для повышения безопасности движения автомобилей в горах и облегчения работы водителя, кроме перечисленных, могут применяться и более сложные приспособления: горные тормоза, механизмы свободного хода, приспособления для длительного удержания автомобильных колес в заторможенном состоянии при наличии гидравлического привода тормозов.

На скользких и обледенелых участках дорог для предотвращения заносов автомобиля рекомендуется применять мелкозвенчатые цепи противоскольжения с косым или ромбовидным расположением поперечных перемычек. Целесообразно также на автомобилях иметь ящики или мешки с песком, которым посыпаются наиболее опасные места дороги перед преодолением препятствия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *