Отверточная сборка автомобилей в россии
Эффект промсборки: динамика российского автопрома вдвое опережает мировую
А теперь подробнее о том, что происходило с российскими автопроизводителями в прошлом году.
СП GM-АвтоВАЗ в двухсменном режиме выпустило без малого 63 тысячи внедорожников Chevrolet Niva. Весной начнется возведение собственных прессового и кузовного цехов, а к 2015 году, когда должна появиться Шнива второго поколения, мощность завода будет увеличена с 98 до 120 тысяч машин в трехсменном режиме.
УАЗ увеличил выпуск внедорожников на 11%, до 36,5 тысячи, а вместе с коммерческими моделями объем выпуска достиг 70,5 тысячи машин против 64 тысяч годом ранее. Почти половина 120-тысячных мощностей до сих пор не используется.
На заводе Sollers-Дальний Восток «отверточным» способом собирают автомобили SsangYong (32773 автомобиля четырех моделей), а в октябре был запущен цех Mazda-Sollers мощностью 50 тысяч машин (до конца года собрали 3108 кроссоверов CX-5). В феврале этого года заработало СП Sollers-Bussan (созданное на пару с японским машиностроительным холдингом Mitsui Bussan), на котором будут собирать по 12 тысяч внедорожников Toyota Land Cruiser Prado ежегодно. На весну намечен старт производства седанов Mazda 6, но запуск комплекса сварки и окраски кузовов отложен до 2015 года.
Степень загрузки автозаводов СНГ в 2012 году
А что происходит с автопромом ближнего зарубежья?
На Ильичевском автосборочном заводе от былого обилиямарок (в прошлые годы здесь собирали даже Мерседесы) остались только корейские полноприводники Kia Sorento и Mohave: в 2012 году из SKD-комплектов выпущено всего 1440 штук. Для дозагрузки 40-тысячного завода в Ильичевске освоили сборку автобусов среднего класса ZAZ А10, но в нынешнем году их производство будет перемещено в Мелитополь, где для этого на мощностях моторного завода МеМЗ организованы линии сварки и окраски, а в Ильичевске их сменят автобусы малого класса ZAZ А07.
На закарпатском заводе Еврокар в поселке Соломонове под Ужгородом «отверточным» методом собрано 14556 автомобилей Skoda (прирост на четверть): это Octavia (8662), Fabia (3450), Superb (1371), Yeti (805) и Roomster (268). В этом году на Еврокаре освоят выпуск лифтбеков Rapid и новой Октавии, но комплекс полномасштабного производства (включая линии сварки и окраски) по-прежнему простаивает.
Действующие автомобильные производства России и стран СНГ | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Название компании | Место | Год открытия завода | Плановая мощность (в год) | Марки | Объем выпуска в 2012 году | Объем выпуска в 2011 году | Динамика |
РОССИЯ | 1964958 | 1749908 | +12,3% | ||||
АвтоВАЗ | Тольятти | 1970 | 900000 | Лада | 552162 | 561669 | -1,7% |
Автотор | Калининград | 1997 | 300000 | BMW, Kia, Chevrolet, Opel, Cadillac | 249635 | 222081 | +12,4% |
Hyundai | Санкт-Петербург (Каменка) | 2010 | 220000 | Hyundai, Kia | 224420 | 138987 | +61,5% |
Volkswagen | Калуга | 2007 | 200000 | Volkswagen, Skoda | 174061 | 134700 | +29,2% |
Автофрамос | Москва | 1998 | 176000 | Renault | 168099 | 142304 | +18,1% |
Ford Sollers | Всеволожск | 2002 | 125000 | Ford | 107724 | 98807 | +9,0% |
General Motors | Санкт-Петербург (Шушары) | 2007 | 98000 | Chevrolet, Opel | 85000* | 60000* | +41,7% |
GM-АвтоВАЗ | Тольятти | 2001 | 98000 | Chevrolet | 62981 | 57765 | +9,0% |
Derways | Черкесск | 2004 | 100000 | Geely, Haima, Lifan | 46646 | 32455 | +43,7% |
ИжАвто | Ижевск | 1965 | 220000 | Лада, Иж**, Kia** | 46634 | 71474 | -34,8% |
Nissan | Санкт-Петербург (Каменка) | 2009 | 50000 | Nissan, Infiniti | 43000* | 43200* | -0,5% |
PCMA | Калуга | 2010 | 125000 | Peugeot, Citroen, Mitsubishi | 39921 | 43263 | -7,7% |
УАЗ | Ульяновск | 1941 | 120000*** | УАЗ | 36500* | 32966 | +10,7% |
Sollers | Владивосток | 2009 | 95000 | SsangYong, Mazda | 35881 | 25127 | +42,8% |
Toyota | Санкт-Петербург (Шушары) | 2007 | 50000 | Toyota | 28441 | 14131 | +101,3% |
ИМС | Гжель | 2007 | 30000 | Great Wall | 23904 | 18622 | +28,4% |
ТагАЗ | Таганрог | 1998 | 180000*** | Tagaz, Vortex, BYD, Hyundai** | 17740 | 26173 | -32,2% |
Супер-Авто | Тольятти | 1997 | н.д.**** | Лада | 7503 | 6111 | +22,8% |
Ford Sollers | Елабуга | 1996 | 85000*** | Ford, Fiat** | 7199 | 2054 | +250,5% |
ГАЗ | Нижний Новгород | 1932 | 155000 | Skoda | 6100* | 300* | +1933,3% |
ЧеченАвто | Аргун | 2008 | 10000 | Лада | 1070 | 678 | +57,8% |
Бронто | Тольятти | 1993 | н.д. | Лада | 337 | 535 | -37,0% |
Ford Sollers | Набережные Челны | 1985 | 80000 | Fiat** | 0 | 16506 | — |
УЗБЕКИСТАН | 235518 | 222022 | +6,1% | ||||
GM Uzbekistan | Асака | 1992 | 250000 | Daewoo, Chevrolet | 227650 | 217619 | +4,6% |
GM Uzbekistan | Ташкент | 2009 | 15000 | Chevrolet | 7868 | 4403 | +78,7% |
УКРАИНА | 70408 | 98792 | -28,7% | ||||
УкрАвто (ЗАЗ) | Запорожье | 1959 | 150000 | ZAZ, Chery, Лада** | 39198 | 56789 | -31,0% |
Еврокар | Ужгород | 2001 | 40000 | Skoda | 14556 | 11656 | +24,9% |
Богдан | Черкассы | 2008 | 120000 | Лада, Богдан, Hyundai | 12034 | 20537 | -41,4% |
КрАСЗ | Кременчуг | 1995 | 40000 | SsangYong, Geely** | 3180 | 6329 | -49,8% |
УкрАвто | Ильичевск | 1998 | 40000*** | Kia, Chevrolet** | 1440 | 3481 | -58,6% |
КАЗАХСТАН | 19094 | 8185 | +133,3% | ||||
Азия-Авто | Усть-Каменогорск | 2002 | 60000 | Лада, Skoda, Chevrolet, Kia, Cadillac | 16513 | 7316 | +125,7% |
Агромашхолдинг | Костанай | 2010 | 7500 | SsangYong, ZAZ, УАЗ | 2581 | 869 | +197,0% |
БЕЛОРУССИЯ | 250 | 230 | +8,7% В материале использованы данные Авторевю, АСМ-Холдинга и АА Автостат. «Сделано у нас» и на Яндекс.ДзенCегодня это один их самых популярных каналов в Дзен, с полуторамиллионной аудиторией и 140 тысячами подписчиков. Присоединяйтесь! Канал «Сделано у нас» не дублирует сайт, а дополняет его.Вступайте в другие наши группы и добавляйте нас в друзья 🙂К вопросу об отверточной сборке и локализации производстваЯ написал этот небольшой обзор для любителей поговорить об отверточной сборке и локализации производства, при этом — абсолютно не понимающих, как устроено современное производство в любой развитой стране мира. В результате чего нежелание ими знать основы сборочного производства приводит к нытью. В обзоре мы рассмотрим современное производство, от выпуска велосипедов в Голландии, компьютеров Sony в Японии или Dell в США до производства современных самолетов, боингов и аэробусов. Итак, я живу в Голландии, стране велосипедов, и езжу на велосипеде престижной голландской марки — компании Batavus, модель Verona. Вот он: Batavus — одна из двух самых престижных голландских компаний. Вторая — Gazelle, это как Mercedes и BMW в Германии среди автомобилей. Цена такого велосипеда — 1.000 Евро и выше. На столь престижном велосипеде, конечно же, стоит гордая надпись: Made by Batavus in Holland, Сделано Батавусом в Голландии. Динамо — тоже от Shimano, освещение — от Orion (можно, я дальше без ссылок), замок — от AXA. Там еще куча болтов-гаек, спиц, подшипников. Достаточно ясно, что Батавус — не производит гаек-подшипников, он — выпускает велосипеды! Так а — что же в велосипеде, собственно, голландское, от Батавуса. А — отверточная сборка и окраска. Раму делают — покупают металлические трубки и краску, трубки режут под размеры рамы, сваривают и окрашивают, ну и — крепят к ней, с помощью отвертки, всякий-разный импорт. О компьютерах. Тут — еще проще: рекомендую каждому снять заднюю крышку со своего компьютера — Sony или Dell, Acer или Samsung, не важно, и выяснить, что же там, собственно, сделано этими компаниями. Пусть будет Сони — и что в компьютере Сони от Сони? Основа компьютера, процессор? Но фирма Сони — не производит процессоры! Видеокарта? Неа, Сони их вообще не делает. Аудиокарта? Неа. DVD-дисковод? Неа, Тайвань. Жесткий диск? Вообще-то, за всю историю жесткие диски делали более 200 компаний, включая Сони, на 195 из них это производство вылетело в трубу, включая Сони, осталось 5 компаний: HGST, Samsung, Seagate, Toshiba, and Western Digital, причем первые две в настоящее время — тоже вылетают в трубу с производством HDD, останется три последних. Так что же в компьютере Сони от Сони? Сборка. Производство компьютеров фирмой Сони — это отверточное производство. Переходим к самолетам, аэробусам и боингам. Желающим поинтересоваться, как делаются аэробусы — советую поехать на сборочный завод Аэробуса во Франции, в Тулузе. Да, именно так выглядит современное производство самолетов — привоз на завод частей из разных стран мира, и — отвертка. Дримлайнер выпускается с помощью отверточной сборки. Из деталей, поставляемых тысячами и тысячами компаний, 385 из которых перечислены на сайте (сайт, конечно, неполный, но картину вполне создает). Итак, на американском заводе Боинга, новейший Дримлайнер собирается отверткой из следующего: Дримлайнер — первый самолет, обшивка которого состоит из композитный материалов (пластмассы). Производство — фирм Фуджи и Мицибиши, Япония. Британские двигатели от Роллс-Ройс и итальянская авионика, турецкие, израильские, индийские, австралийские детали — из всего этого и собирают отверткой новейшие Дримлайнеры. Отверточная сборка автомобилей в россииОдин из членов моей команды — автомобильный эксперт. Я попросил его подготовить полный и актуальный рейтинг иномарок, которые собираются в России или же скоро у нас появятся. И он это сделал. С удовольствием делюсь эксклюзивом, который публикуется впервые в этом блоге. В этом году на плаву остались те производители, которые задолго до объявления курса на импортозамещение открыли свои заводы на территории РФ. Расцвет производственных площадок пришелся на середину нулевых, хотя отдельные заводы по отверточной сборке открывались и в начале первого десятилетия XXI века. Кризис 2008-го показал, что выгоднее быть ближе к попупателю: меньше валютных рисков, быстрее логистика, шире поддержка государства. Так появились сразу несколько кластеров, которые мы условно назовем как группировки «Питерские», «Тольяттинские», «Нижегородские». Есть еще «Московские» и «Калининградские», но они в меньшинстве. Производство: Санкт-Петербург, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Первым был Solaris, он же остается первым по сей день. Причем буквально: из всех иномарок на отечественном рынке Hyundai Solaris самый эффективный и популярный. Что не удивительно: по балансу «цена/качество/оснащение/надежность» Solaris вне конкуренции: технически простой, крепко собранный, неплохо упакованный современными опциями. К тому же, весьма добротно едет. Даже шумиха вокруг слабой задней подвески не подкосила продажи: Solaris пережил рестайлинг и с ним хорошо переживает кризис. Конкурентам остается только завидовать. Производство: Санкт-Петербург, «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Там же, в Шушарах, расположен российский завод Toyota. Самый скромный и самый маленький из имеющихся: до сегодняшнего дня проектная мощность была 50 000 шт/год, а собирали там на протяжении 10 лет всего одну модель – Camry. Причем, с довольно низким процентом локализации – отечественных компонентов в ней минимум до сих пор. Со следующего года по соседству будут собирать Toyota Rav 4. Таким образом, число российских моделей Toyota вырастет аж до двух штук, а проектная мощность – до 100 000. Производство: Санкт-Петербург, «Тойота Мотор Корпорэйшн» Единственная причина, по которой Camry здесь — портал госзакупок и требование тендеров к месту производства автомобиля. Не секрет, что львиную долю продаж Camry составляют закупки в корпоративные и чиновничьи парки, куда Camry уходят пачками по 10 и более штук. Машина иностранного производства по требованиям не проходит априори, а тут не придерёшься. В итоге Camry с большим опережением удирает от преследователей: питерской же Nissan Teana и всеволожского Ford Mondeo. Ещё один большой игрок северного кластера – Nissan, на питерском заводе которого собираются Teana, Qashqai, X-Trail и Pathfinder. Недавно Nissan отметил юбилей – выпуск 200 000-го автомобиля. То есть, по факту, в среднем в год завод выдаёт 33 333 автомобиля. Итого, производственная мощность – втрое выше того, что завод выдает сейчас. Производство: «Ниссан Мэнуфэктуринг РУС» Производство: «Ниссан Мэнуфэктуринг РУС» Старейший завод в Ленобласти – Ford. Именно с него началось шествие по стране «КредитоФокуса» в нулевых. И тем обиднее видеть его угасание. Ford падает третий год подряд, постоянно промахиваясь со стратегией и тактикой, задерживая выпуск новых моделей на непозволительные 2-3 года. Так и сейчас: обновленный Focus в Европе продается больше года, Mondeo в мире известен с 2012. Питерский конвейер обе модели заняли только в 2015 году. Производство: Ford Sollers Производство обновленного Focus во Всеволожске уже стартовало, но прайс-лист все еще не опубликован. Машина получит обновленную решетку радиатора в духе Aston Martin, новый салон, медиасистему, а также 1,5-литровый турбомотор 150 сил. Судя по тому, что дорестайлинговый Focus продавался последние годы штучными тиражами, новому придется очень постараться, чтобы вернуть себе рынок и покупателя. Производство: Ford Sollers Новый Mondeo шёл до России долгих 3 года. И пришёл уже морально устаревшим. Поэтому в статистике АЕБ новый Mondeo не фигурирует в принципе – видимо, его тираж существенно ниже 6 000 экземпляров за полгода. Кластер в калужском Грабцево – один из самых внушительных в стране. Этакий «Российский Детройт»: производители пришли в чистое поле, расставили заводы, подтянули поставщиков, и теперь тут производится всё – от шин и дисков до чешского пива. Сейчас на конвейере три модели – два бюджетных седана/лифтбэка и один кроссовер. По соседству скоро вырастет завод двигателей – моторы 1,6 л отсюда разойдутся по Yeti, Octavia и Polo sedan. Производство: Калуга, Грабцево, Volkswagen Group Rus Калужский Polo появился раньше, чем Rio и Solaris, но теперь проигрывает им по популярности вчистую. Если Solaris – это 53 тысячи штук за год, то Polo – чуть больше 20. Всё потому что Hyundai не жадничает с опциями, а VW накручивает за каждую мелочь пяток-десяток тысяч сверху. На днях будет рестайлинговая версия по новым ценам. Есть мнение, что отрыв Solaris/Rio вырастет еще больше. Производство: Калуга, Грабцево, Volkswagen Group Rus У чешского «Рапида» та же проблема, что у Mondeo: мы ждали его слишком долго. Машина встала на конвейер как бы новой, а как бы уже и бывшей в употреблении. Не добавляют популярности высокие цены базовые и еще более высокие – на дополнительное оборудование. Да, Rapid прекрасно едет и чудесно рулится, у него огромный багажник, и он весь такой солидный. Но через дорогу в ларьке стоит KIA Rio, который немногим хуже, а на сотню дешевле. Соседний с VW завод рассчитан на тройничок: Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Там производятся два седана и два вседорожника. Ну, как «производятся». Завод все больше простаивает из-за низкого спроса, Peugeot и Citroen пытаются стимулировать клиентов скидками, но как-то безуспешно. Продажи по-прежнему колеблются на уровне статистической погрешности. Производство: Калуга, ПСМА Рус Разработанный изначально для китайского рынка, C4 Sedan пришелся впору и нашему: мягкий пластик, французский шик, шикарная шумоизоляция, мягкая подвеска. Но один просчет PSA губит всё: время седанов С-класса на нашем рынке прошло. Рынок хочет кроссовер. Желательно, маленький. И подешевле. Производство: Калуга, ПСМА Рус Аналогичная история у брата-близнеца: подвеска хороша, салон просторен, но машина оказалась банально никому не нужна. Производство: Калуга, ПСМА Рус Единственная машина производства калужского завода PSA, которая хоть как-то продаётся. Outlander хорошо шел до рестайлинга, еще лучше должен пойти после. Главное, Mitsubishi сумели удержать ценники на внятном уровне, и рынок встретил их с теплотой. Хотя Outlander все равно не попадает даже в ТОП25 иномарок… После бесславной кончины Volga Siber, Бу Андерссон (тот самый!) волевым решением признал легковое производство собственных моделей ГАЗ нецелесообразным и раздал конвейер тем, кто в этом что-то понимает. Так на берега Волги пришли VAG. В цехах ГАЗа по полному циклу собираются две модели Skoda и один VW. C локализованными моторами: импортный турбированный 1,2 TSI для наших моделей заменили на атмосферный 1,6, который и будет собираться в Калуге. Производство: Н.Новгород, ГАЗ Octavia, в отличие от калужского «Рапида», локализовалась сразу, и мы не ждали ее два года, получив одновременно со Старым Светом. Jetta первые годы шла в Россию с завода в Мексике, но теперь собирается в Нижнем. Yeti какое-то время кочевал из Чехии в Калугу и обратно, пока не обрел свое законное место на волжском заводе. Еще один очень старый завод, который ранее был известен как «Автофрамос», а теперь зовется «Renault Россия». Фактически, там собирается только две модели – Duster и его близнец Terrano. Крупноузловым методом пока что делают Fluence, доделывают из складских запасов частей старые Logan и Sandero. Производство: Москва, «Рено Россия» Duster намедни пережил рестайлинг, но почти не подорожал. Хотя топовые комплектации перебрались за критически важную отметку в 918 000 рублей. Тем не менее, он популярнее других отечественных Renault – Logan и Sandero. Если кроссовер расходится тиражом в 20 305 шт за полгода, то хетчбэк – 13 468 шт. Самый-самый старый кластер, если считать от всесоюзной стройки ВАЗа. Теперь АвтоВАЗ – часть альянса Renault-Nissan, поэтому альянс может им невозбранно пользоваться. По соседству с основной веткой, где идут Lada 4×4, Granta и Kalina, есть конвейер под сборку машин на платформе В0. Часть – под собственным именем Lada, часть – Renault и Nissan. По сути, из одних компонентов в Тольятти собирают аж 6 моделей: Granta/Kalina и близнецы Datsun on-Do и mi-Do, а также Lada Largus/Renault Logan, Sandero/Nissan Almera, представляющие собой, по сути, вариацию одной и той же машины, но в разных типах кузова. Старый-добрый Renault Logan MCV в тольяттинской упаковке. Первый опыт производства машин на платформе В0 – и опыт удачный. Largus по продажам опережает оригинальные ВАЗовские модели: Largus самую малость уступает по популярности «Калине» и превосходит «Приору» во всех типах кузова. После пришествия Бу Андерссона машина получила эксклюзивную версию Cross – с защитным пластиком а-ля кроссовер. Ценовой диапазон: 539 000 – 667 000 Бейдж-инжиниринг как он есть. Перелицованная Lada Granta с откляченной кормой, которая неожиданно хорошо взлетела. Сработал тонкий расчёт: ты получаешь «Ладу», но без шильдика «Лады». Качество на йоту выше, цена лишь немногим больше. В итоге – выстрелило: Datsun по динамике прироста – в лидерах 2015 года. После смены поколения семейство Logan переехало из Москвы в Тольятти, оставив конвейер «Дастеру» и «Террано». Прошлое поколение седана и хэтча по-прежнему в строю, но до конца 2015 уйдут в прошлое. Многострадальный проект и такой же страдающий завод. Некогда Niva была проектом АвтоВАЗа и звалась ВАЗ 2123. Потом её увидели американцы, смекнули, что будет успех, вступили в совместное производство с АвтоВАЗом и открыли площадку. Одно время на том же заводе собирали старый Opel Astra под именем Chevrolet Viva, но со временем Niva заняла весь конвейер. Популярность модели падает год от года, смены ждать не стоит. На прошлогоднем Московском автосалоне СП показало Niva II поколения, а потом грянул кризис, американцы ушли с нашего рынка, и GM-Avtovaz остался в подвешенном состоянии. Развитие заморожено, работы над второй «Шеви Нивой» тоже. Что дальше будет — неизвестно. На этом мы наш обзор закругляем. Да, в России собирают еще и BMW с KIA (Калининградский «Автотор»), но масштабы не те, да и сборка крупноузловая и настолько условная, что говорить о ней, как о производстве, несколько громко. Nissan начинает развивать площадку в Ижевске, но пока что продажи Sentra и Tiida колеблются на уровне статистической погрешности. Также как и новый «Форд» в Татарстане. Накануне кризиса американцы запустили там завод, рассчитанный на выпуск кроссовера EcoSport и хэтча Fiesta, но тиражи грустные. А о грустном не будем. Остановимся на ТОП-22.
|