Папанов фамилия берегись автомобиля
“Берегись автомобиля” (1966) — какого персонажа играет Анатолий Папанов в фильме?
Давайте вспомним гениальную роль Анатолия Папанова в фильме Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля”. Кто он, тесть Семицветова, с чудной фамилией Сокол-Кружкин? Давайте попробуем разобраться, положительный ли герой Семен Васильевич…
Борец за правду Сокол-Кружкин
По фильму тесть Семицветова осуждает зятя, неоднократно повторяя, что не допустит в своем доме воровства, а за взятки и родную дочь не пожалеет. А как он на суде кричал: “Свободу Юрию Деточкину!” Прямо защитник униженных и оскорбленных!
Анатолий Папанов в фильме “Берегись автомобиля!”
Бывший военный, судя по привычке ходить в галифе и “солдафонскому юмору”, Семен Васильевич Сокол-Кружкин не гнушается пользоваться всеми благами, которые достаются ему от родственника. Однако он всем своим поведением показывает, как ненавидит взяточника соседа и с удовольствием “даст коленом” нечистому на руку зятю.
Мотивы поведения
Почему же он ведет себя так? Он что, действительно, честный человек? Да нет, конечно! Просто это идейная спекуляция, желание показать свою значимость и власть. Вот как характеризовал его сам режиссер, Эльдар Рязанов:
Тот идейный спекулянт, которого играет в том же фильме Папанов, не разбудит совести у реальных торгашей, но наверняка углубит представление о них…
(Эльдар Рязанов, “Грустное лицо комедии”)
Да, этим образчиком показной идейности Рязанов и его соавтор по сценарию Брагинский, раскрыли перед нами еще один тип личности в советском обществе — спекулянта моралью, каких было немало в то время и сейчас.
Анатолий Папанов в фильме “Берегись автомобиля!”
Кто хуже Семицветов или его зять?
Если вдуматься, то Семен Васильевич еще хуже своего зятя Димы Семицветова. Тот просто добывает деньги различными доступными ему способами. Сокол-Кружкин же получает свои выгоду тем, что покрывает зятя.
Как мы знаем, в конце фильма на Диму Семицветова заведено уголовное дело. Дима будет сидеть, а его супруга со своим папашей, уж точно не будут заботиться о судьбе Димы — Семен Васильевич найдет ей другого жениха.
Так что я считаю такого персонажа, как Семен Васильевич очень опасным и двуличным.
О фильме “Берегись автомобиля”
Об этом замечательном фильме я уже рассказывал и на сайте есть статья про то, сколько лет получил Юрий Деточкин. В той же статье я давал ссылку на КиноПоиск с оценкой фильма зрителями. Напомню, она очень высокая и составляет 8.2 балла.
Фильм “Берегись автомобиля” очень интересный, многоплановый и я еще не раз буду возвращаться к нему!
Понравилась публикация? Поделись!
Откуда в фильме «Берегись автомобиля» такие забавные фамилии?
Угонщик Деточкин
Фамилия образована от слова «деточка» – так на Руси в семье называли самого младшего ребенка. Причем прозвище оставалось за ним, даже когда он вырастал.
– Этот человек – большой, чистосердечный ребенок, – пишет о герое в книге «Неподведенные итоги» режиссер и один из авторов сценария Эльдар Рязанов. – Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин. Как незвонкая фамилия, так и заурядная внешность героя должны были дезориентировать зрителя относительно преступных наклонностей самого персонажа.
– Героя Иннокентия Смоктуновского зовут Юрий Иванович. Отец (кинодраматург Эмиль Брагинский. – Прим. «Антенны») назвал его в честь своего близкого друга Юрия Ивановича Боровских, – рассказывает сын сценариста Виктор Брагинский. – Кстати, в фильме «Служебный роман» он дал одному из персонажей фамилию Боровских. Если помните, это ему на день рождения покупают лошадь.
Следователь Подберезовиков
В русском языке много фамилий, образованных от названий грибов. На Руси они ценились, поскольку были одним из основных источников белка, особенно во время поста. А в некоторых регионах продажа грибов даже была главным источником дохода.
Автовладелец Семицветов
– О том, что значит фамилия героя Андрея Миронова, могу только предполагать, – говорит Виктор Брагинский. – Возможно, имеется в виду, что он, как хамелеон, меняет цвет, приспосабливается к обстоятельствам. Но, скорее всего, все проще и никакой логики искать не надо. Ведь часто отец и Эльдар Рязанов просто брали случайные фамилии из подвернувшейся под руку газеты или телефонного справочника. Не исключено, что фамилия Семицветов попалась именно там.
Тесть Сокол-Кружкин
Фамилия персонажа Анатолия Папанова (тесть Семицветова) в фильме не звучит, но она была в сценарии.
– С ней была целая история, – рассказывает Виктор Брагинский. – Отец и Эльдар Рязанов придумали персонажа по фамилии Орел-Краюшкин. Двойные фамилии были распространены среди отставников. Они к своей фамилии прибавляли прозвище, которое получили в армии. Орел-Краюшкин фигурировал в повести «Берегись автомобиля», которая была опубликована в журнале. И тут выяснилось, что человек с такой фамилией существует, живет где-то в районе Оренбурга и, что самое интересное, он тоже полковник в отставке, а прозвище Орел получил за боевые достижения во время Гражданской войны. Этот человек написал письмо в Политбюро: дескать, безобразие, авторы надо мной издеваются. И фамилию героя по созвучию изменили на Сокол-Кружкин. По этому поводу драматург Георгий Беленький написал эпиграмму: «Тогда Орел-Краюшкин стих, когда, гремя стальною цепью, они брели Орлиной степью, деля краюшку на двоих». Она о том, что авторов чуть не посадили за оскорбление заслуженного человека.
Содержание фильма «Берегись автомобиля». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Трагикомедия от режиссера Эльдара Рязанова.
Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: он ведёт досье на взяточников, спекулянтов и расхитителей, угоняет у них автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.
У одного из клиентов, молодого продавца комиссионного магазина Димы Семицветова, торгующего «из-под прилавка» дефицитной электроникой, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Тогда Деточкин подкупает крановщика, и тот, при помощи автокрана, поднимает гараж Семицветова.
На украденной машине Деточкин едет в Прибалтику и по пути знакомится с обаятельным милиционером, которому помогает завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угнанную «Волгу» и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.
На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина, но, желая всё-таки понять, что толкнуло его на путь преступления, перед арестом ведёт друга в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и прочее. Заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, подаёт визитёрам «фирменное пиво».
Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин угоняет автомобили из благородных побуждений, решает пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина под обещание больше не угонять машины даже у взяточников. Он пытается даже разорвать постановление об аресте, но Деточкин отнимает у него документ.
Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба и бросается за ним в неудачную погоню, чтобы предотвратить новое преступление. Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга. Деточкин сам является «с вещами» и готовым постановлением о собственном аресте.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.
В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в его защиту, громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!». Патетично обвинявший Деточкина Семицветов замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что против него самого возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма обритый Деточкин подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Здравствуй, Люба! Я вернулся».
кадры из фильма «Берегись автомобиля»
Режиссер: Эльдар Рязанов;
Сценаристы: Эмиль (Эмануэль) Брагинский, Эльдар Рязанов;
Операторы: Владимир Нахабцев, Анатолий Мукасей;
Композитор: Андрей Петров;
Художники: Борис Немечек, Лев Семёнов;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1966;
Премьера: 25 мая 1966 (Москва), 10 декабря 1966 (СССР)
Фильм «Берегись автомобиля»: актеры и роли
Фильм «Берегись автомобиля» как в 1966 году, так и сейчас производит на зрителя исключительно положительное впечатление. В картине нашлось место и для чувствительного серийного угонщика машин, и для дисциплинированного следователя, который в свободное от поимки преступников время играет в народном театре.
Наличие таких выразительных главных героев подразумевало наличие не менее выразительных главных актеров. Поэтому неудивительно, что на главные роли были приглашены уже состоявшиеся звезды. Благодаря блестящему сценарию фразы из «Берегись автомобиля» разошлись на цитаты, а вальс композитора Андрея Петрова и сейчас приходит на ум при упоминании фильма.
Редакция 24СМИ рассказывает любителям комедийных лент о судьбе артистов картины, составив список с фотографиями.
Иннокентий Смоктуновский (1925-1994)
Один из центральных персонажей ленты — страховой агент Юрий Деточкин, который в свободное время ворует автомобили. Эта роль в фильме досталась актеру Иннокентию Смоктуновскому.
Несмотря на противозаконность действий, герой артиста вызывал у публики уважение, ведь заработанные деньги он пересылал в детские дома.
После выхода картины в свет артист продолжил сниматься в кино и играть в театре.
Олег Ефремов (1927-2000)
Роль следователя Максима Подберезовикова, пытавшегося поймать Деточкина, досталась актеру Олегу Ефремову.
Изначально режиссер ленты хотел, чтобы Ефремов перевоплотился в Робина Гуда из народа, но судьба внесла свои коррективы, и Олег стал представителем закона.
Съемки в «Берегись автомобиля» не только увеличили армию поклонников артиста, но и принесли ему множество новых предложений о работе.
Любовь Добржанская (1905-1980)
Имя актрисы Любови Добржанской было малоизвестно зрителям. В фильме она перевоплотилась в маму персонажа Иннокентия Смоктуновского.
После завершения съемок кинематографическая биография артистки пополнилась еще парой новых проектов. Среди них самым популярным стал фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», в котором коллегами Добржанской по съемочной площадке стали Юрий Яковлев и Лия Ахеджакова.
Ольга Аросева (1925-2013)
В отличие от Добржанской, актрису Ольгу Аросеву зритель уже знал по фильмам «Мы с вами где-то встречались» и «Гость с Кубани».
В картине Эльдара Рязанова артистка перевоплотилась в Любу — водителя троллейбуса, являющуюся также невестой Юрия Деточкина.
Затем кинематографическая копилка артистки пополнилась множеством работ, а в 1989 году Аросева стала участницей развлекательного шоу «Кабачок «13 стульев»».
Андрей Миронов (1941-1987)
Еще одно известное имя в составе актеров — Андрей Миронов. В фильме артист сыграл Диму Семицветова — владельца комиссионного магазина, иногда торгующего из-под прилавка.
Лента «Берегись автомобиля» стала точкой отсчета в череде звездных ролей советского мастера перевоплощений. После премьерного показа картины фильмография Миронова пополнилась десятком новых работ, среди которых многие («Бриллиантовая рука», «12 стульев») стали культовыми.
Татьяна Гаврилова (1939-2000)
Жену персонажа Андрея Миронова сыграла актриса Татьяна Гаврилова. Героиня артистки Инна — крайне склочная и шумная дама — вызывала у зрителей смешанные чувства.
В 70-х востребованность артистки пошла на спад. В этот закатный период самой запоминающейся работой Гавриловой стала роль преступницы Люсьен в фильме Василия Шукшина «Калина красная».
В конце 90-х Гавриловой присудили звание народной артистки РФ.
Анатолий Папанов (1922-1987)
Второстепенную роль подполковника в отставке — Семена Сокола-Кружкина, являющегося также тестем Семицветова, — исполнил актер Анатолий Папанов.
Зритель по сей день помнит этого артиста как контрабандиста Лелика из легендарной комедии «Бриллиантовая рука». Позже лицедей, хорошо зарекомендовавший себя у режиссеров, снялся в ряде культовых лент. Правда, в большинстве из них у Папанова были эпизодичные роли.
Евгений Евстигнеев (1926-1992)
Еще один великий артист — Евгений Евстигнеев — также был удостоен роли второго плана. В ленте он сыграл режиссера народного театра, на сцене которого выступали персонажи Ефремова и Смоктуновского.
После выхода в свет комедии Евгений в разы увеличил армию своих поклонников, снявшись в лентах «Семнадцать мгновений весны», «По семейным обстоятельствам», «Золотой теленок» и «Место встречи изменить нельзя».
«Берегись автомобиля»
Эльдар Рязанов, по одной из версий, взял за основу сюжета городскую легенду о «подвигах» советского Робин Гуда.
«Берегись автомобиля»: как создавался фильм
В 1962 году Рязанов и Брагинский переписали городскую легенду в сценарий, добавив главному герою — борцу со взяточниками — черты Дон Кихота. Сценарий получил противоречивые отзывы от редакторов Госкино. Те посчитали, что в целом положительный персонаж, кем является Юрий Деточкин, не может угонять машины — это не вписывалось в советскую парадигму ценностей, а потому сценарий положили на полку. Однако в 1964 году авторы переписали сценарий в повесть и опубликовали её в журнале «Молодая гвардия».
Переработанный сценарий получил положительный отклик у литературных критиков и читателей, после чего ему дали «зеленый свет» на высшем уровне. Как писал Рязанов: «Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин».
На главную роль Юрия Деточкина пробовалось немало известных актёров (Юрий Никулин, Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв), но режиссёр практически сразу выбрал кандидатуру Иннокентия Смоктуновского. Правда, уговаривать его пришлось ни много ни мало 4 года. В 1962 году режиссёр не мог на него рассчитывать из-за занятости актёра в съёмках легендарной впоследствии картины — в «Гамлете» Григория Козинцева. Тогда на роль Деточкина утвердили Юрия Никулина, а на роль Подберёзовика — Юрия Яковлева. В 1964 году Никулин отправился в длительное мировое турне с цирком и был вынужден отказаться от роли. Рязанов вновь обратился к Смоктуновскому, но снова безуспешно. И только к 1966 году режиссёр смог уговорить актёра, который до того момента не сыграл ни одной комедийной роли.
Ему импонировала природная чудаковатость Смоктуновского, столь необходимая для остранения характера главного героя (по Брехту). И вместо академичного «Гамлета» Смоктуновскому пришлось переодеться в посредственного актёра самодеятельного театра, играющего роль датского принца. Забавно, что и в самой пьесе Шекспира присутствует приём «театра в театре» (сцена Мышеловка), отчего, казалось бы, легкомысленный сюжет приобретает драматургическую и местами даже трагическую форму. Ефремов и Смоктуновский были драматическими актёрами, что не могло ни отразиться на характерах главных героев, поэтому «Берегись автомобиля» получился по жанру трагикомичным.
Второстепенные роли оказались не менее яркими, чем образы главных героев. Андрей Миронов и Анатолий Папанов сыграли очень важные характеры, внеся в настоящий детективный сюжет немного комедийного абсурда. Образ работника торговли Димы Семицветова — одна из самых ярких комедийных ролей Андрея Миронова. Воплотив характер типичного советского спекулянта (таких называли «волосатая лапа»), он стал олицетворением роскоши по-советски, вызывавшим как зависть, так и гнев. Герой Миронова получился карикатурным, а потому негодование Юрия Деточкина кажется вполне обоснованным на фоне таких персонажей, как Дима Семицветов и Филипп Картузов (директор пивной), чьи действия подстрекают главного героя выйти за рамки закона, который формально располагается на их стороне.
Полной противоположностью видится тесть Димы Семицветова — подполковник в отставке Семён Васильевич Сокол-Кружкин — бравый будённовец, правдоруб старой закалки и воплощение совести в семье Семицветова. Герой Анатолия Папанова, зная о тайных заработках Семицветова, пытается всячески вывести на чистую воду предприимчивого зятя. Его роль содержит не так много текста, но практически все фразы протагониста Папанова разлетелись на цитаты: «Тебя посодют, а ты не воруй» или «Надо бы тебе дать под зад коленом, надо!».
Ещё одним заметным героем можно считать Волгу ГАЗ-21, на которой Деточкин удирал от автоинспектора. После этой «роли» Волга стала на 10-летие главной машиной в советском кино. Этот же автомобиль снимался в других известных мосфильмовских картинах: «Бриллиантовая рука», «Три тополя на Плющихе». Кроме автопогонь в фильме можно отметить естественные декорации Москвы 1960-х. Рязанов под влиянием эстетики французской «новой волны» показал столицу расслабленной и гостеприимной.
Возможно, в другое время и не появились бы персонажи, подобные Деточкину и Семицветову, которые олицетворяют собой если не вседозволенность, то пример экранного социализма с «человеческим лицом» в духе того времени. Юрий Деточкин совершает подвиги, хотя каждый советский зритель понимал, что подобные подвиги запрещены. Дима Семицветов, напротив, ведет полубогемный образ жизни: имеет, несмотря на подпольный статус, достаток, недоступный для простого советского человека. Рязанову и Брагинскому удалось создать и воплотить запоминающиеся образы из обычной городской легенды, обыграв её в контексте реальных социокультурных изменений в стране.
Цитаты из фильма:
1. «Он, конечно, виноват, но он не виноват»
2. «Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины»
3. «— С жульём, допустим, надо бороться! — Ну почему он жулик? Человек умеет жить»