Паровая машина хибины координаты
Хибины, часть 1: старая паровая машина и заброшенный рудник
Всем привет, друзья и удачи! Сегодня покажу отчет о недавней поездке в одну из жемчужин Кольского полуострова Хибинский горы около города Кировск. Конечно же Хибинский горный массив хоть и не очень высок, но огромен и целью моей поездки были его предгорья — рудник Тахтарвумчорр и база спасателей Куэльпорр.
Итак, дорога от Кировска к паровой машине и молибденовому руднику Тахтарвумчорр началась с небольших водных процедур на практически незаметном для Террано бездорожье.
Первые виды массива Хибинский гор завораживали своей суровой красотой, кроме которой эти горы могут похвастаться залежами полезных ископаемых — штольни, рудники, шахты встречаются довольно часто.
Пример дороги, вроде бы неглубоко, но в простом броде могут торчать огромные камни, на которых можно оставить половину днища машины. Но какие виды, а?
Брод можно конечно и форсировать, как это сделал мужик на УАЗ Патриот, сам остановившийся и предложивший перевезти мою жену через водную преграду. Да и Террано через него бы переполз, но дальше сразу начинается совсем заросшая старая каменистая дорога к руднику с диагональным вывешиванием. Вроде как по ней и ездят, но валяющиеся в нескольких местах кусочки поворотников от тех же УАЗов окончательно убедили меня в правильности решения дальше идти пешком.
По пути встретится небольшой, но очень красивый водопад.
Когда дорога кончается и начинается узкая тропинка, от которой можно увидеть гору Тахтарвумчорр, а в бинокль разглядеть и саму паровую машину и входы в рудник. Где-то отсюда планировали провести до штолен канатную дорогу.
И вот она, основная цель похода — американская паровая машина отлично сохранившаяся в Хибинских горах для своего 1908 года выпуска. Очень сильное, незабываемое впечатление — ржавой необыкновенной машине больше ста лет, а вокруг красивейшие Хибины.
Примерно так она выглядела в работе — фактически это был компрессор, от которого по трубам поступал сжатый воздух для отбойных молотков горняков в молибденовый рудник. Есть также версия что паровая машина откачивала воду из шахт — от него до расположенных выше рудников ведут сразу две частично сохранившиеся ржавые трубы.
На паровой машине отлично сохранилась аббревиатура СРТ, скорее всего это сокращенное название от имени ее производителя — Chicago Pneumatic Tool Company (по другой версии — Chicago Power Tools), причем эта компания существует до сих пор как производитель дизельных и электрических компрессоров и промышленного инструмента.
Идем выше, к рудникам, вид на паровую машину и чистейший Малый Вудъявр. Затащить совсем нелегкий американский агрегат ее на такую высоту было еще той работенкой.
И сразу же видны входы в молибденовые рудники Тахтарвумчорра. Чудные названия в Хибинах, так сразу не выговоришь и не запомнишь.
Разрабатывать их стали в начале 30-х годов, основной рабочей силой были так называемые спецпереселенцы, что в те времена на Севере было нормой.
Вход в одну из штолен, некоторую пикантность лазанья по ним придают слухи о радиоактивности молибденовых рудников. Проверить это мне не представлялось возможным, но в 70-80 годах в Хибинах действительно проводились подземные ядерные взрывы, а некоторые штольни действительно немного фонят.
Длинна рудников — около 300 метров, люди которые отваживались идти до конца, утверждали что упирались в металлические решетки. Уже руки чешутся дойти до них и посмотреть что там дальше, за ними. Хотя мы прошли метров 50-100 и мне хватило за глаза.
Туннели имеют многочисленные ответвления, часть из которых затоплена водой и без сильного и долгоиграющего фонарика идти туда не стоит.
Фонарик у меня был. Китайский. Но продукт работы дядюшки Ляо не подвел, иначе бы было худо, можно запросто потеряться в каменных переходах, куда уже не попадает солнечный свет, тем более в шахтах есть глубокие ямы с ледяной водой, соскользнуть туда гиблое дело.
Хорошо видны сохранившиеся трубы, шедшие от паровой машины. Где-то в руднике можно смело идти в полный рост, где-то нужно ползти на четвереньках, опасаясь расцарапать макушку острыми камнями потолка.
Высота у входа в молибденовый рудник завораживает, от ним идет практически вертикальный обрыв, но стоять там почему-то совсем не страшно, несмотря на сильный ветер.
Рудники просуществовали недолго, качество и запасы добываемого молибдена оказались сильно переоценены и уже в 1934 году шахты забросили, оставив потомках в Хибинских горах незабываемый объект для легкого туризма. Впечатлившись от увиденного, мы поехали дальше — к Красивому (так и называется и полностью оправдывает свое название) водопаду и базе спасателей Куэльпорр.
Хибины, часть 1: старая паровая машина и заброшенный рудник
Всем привет, друзья и удачи! Давненько не писал про путешествия на Террано, так что готов исправляться — сегодня покажу отчет о недавней поездке в одну из жемчужин (у нас их много) Кольского полуострова Хибинский горы около города Кировск. Конечно же Хибинский горный массив хоть и не очень высок, но огромен и целью моей поездки были его предгорья — рудник Тахтарвумчорр и база спасателей Куэльпорр, куда я не доехал по первому снегу в прошлом году.
Итак, дорога от Кировска к паровой машине и молибденовому руднику Тахтарвумчорр началась с небольших водных процедур на практически незаметном для Террано бездорожье.
Первые виды массива Хибинский гор завораживали своей суровой красотой, кроме которой эти горы могут похвастаться залежами полезных ископаемых — штольни, рудники, шахты встречаются довольно часто.
Пример дороги, вроде бы неглубоко, но в простом броде могут торчать огромные камни, на которых можно оставить половину днища машины. Но какие виды, а?
Брод можно конечно и форсировать, как это сделал мужик на УАЗ Патриот, сам остановившийся и предложивший перевезти мою жену через водную преграду. Да и Террано через него бы переполз, но дальше сразу начинается совсем заросшая старая каменистая дорога к руднику с диагональным вывешиванием. Вроде как по ней и ездят, но валяющиеся в нескольких местах кусочки поворотников от тех же УАЗов окончательно убедили меня в правильности решения дальше идти пешком.
По пути встретится небольшой, но очень красивый водопад.
Когда дорога кончается и начинается узкая тропинка, от которой можно увидеть гору Тахтарвумчорр, а в бинокль разглядеть и саму паровую машину и входы в рудник. Где-то отсюда планировали провести до штолен канатную дорогу.
И вот она, основная цель похода — американская паровая машина отлично сохранившаяся в Хибинских горах для своего 1908 года выпуска. Очень сильное, незабываемое впечатление — ржавой необыкновенной машине больше ста лет, а вокруг красивейшие Хибины.
Примерно так она выглядела в работе — фактически это был компрессор, от которого по трубам поступал сжатый воздух для отбойных молотков горняков в молибденовый рудник. Есть также версия что паровая машина откачивала воду из шахт — от него до расположенных выше рудников ведут сразу две частично сохранившиеся ржавые трубы.
На паровой машине отлично сохранилась аббревиатура СРТ, скорее всего это сокращенное название от имени ее производителя — Chicago Pneumatic Tool Company (по другой версии — Chicago Power Tools), причем эта компания существует до сих пор как производитель дизельных и электрических компрессоров и промышленного инструмента.
Идем выше, к рудникам, вид на паровую машину и чистейший Малый Вудъявр. Затащить совсем нелегкий американский агрегат ее на такую высоту было еще той работенкой.
И сразу же видны входы в молибденовые рудники Тахтарвумчорра. Какие названия в Хибинах, а?
Разрабатывать их стали в начале 30-х годов, основной рабочей силой были так называемые спецпереселенцы, что в те времена на Севере было нормой.
Вход в одну из штолен, некоторую пикантность лазанья по ним придают слухи о радиоактивности молибденовых рудников. Проверить это мне не представлялось возможным, но в 70-80 годах в Хибинах действительно проводились подземные ядерные взрывы, а некоторые штольни действительно немного фонят.
Длинна рудников — около 300 метров, люди которые отваживались идти до конца, утверждали что упирались в металлические решетки. Уже руки чешутся дойти до них и посмотреть что там дальше, за ними. Хотя мы прошли метров 50-100 и мне хватило за глаза.
Туннели имеют многочисленные ответвления, часть из которых затоплена водой и без сильного и долгоиграющего фонарика идти туда не стоит.
Фонарик у меня был. Китайский. Но продукт работы дядюшки Ляо не подвел, иначе бы было худо, можно запросто потеряться в каменных переходах, куда уже не попадает солнечный свет, тем более в шахтах есть глубокие ямы с ледяной водой, соскользнуть туда гиблое дело.
Хорошо видны сохранившиеся трубы, шедшие от паровой машины. Где-то в руднике можно смело идти в полный рост, где-то нужно ползти на четвереньках, опасаясь расцарапать макушку острыми камнями потолка.
Высота у входа в молибденовый рудник завораживает, от ним идет практически вертикальный обрыв, но стоять там почему-то совсем не страшно, несмотря на сильный ветер.
Рудники просуществовали недолго, качество и запасы добываемого молибдена оказались сильно переоценены и уже в 1934 году шахты забросили, оставив потомках в Хибинских горах незабываемый объект для легкого туризма. Впечатлившись от увиденного, мы поехали дальше — к Красивому (так и называется и полностью оправдывает свое название) водопаду и базе спасателей Куэльпорр.
Откуда взялась паровая машина в Хибинских горах?
До этого года я не знал о Хибинах практически ничего, не считая того, что это место очень популярно зимой у горнолыжников. Ну и того, что это чуть ли не самая древняя горная система, после Урала. Всё изменилось на карантине, когда я понял, что запланированный на сентябрь норвежский тур придётся поменять на Карелию. И для интересности добавил в него Хибины — очень хотелось немного гор. И вот тут начались открытия: Хибины оказались просто кладезем интересностей, из которого фонтаном били красивейшие озёра, реки, ландшафты, разноцветные мхи-лишайники и северные ягоды. А как вишенка на торте — заброшенные технологические объекты, мои любимые. С одного из таких я и начну свой рассказ о знакомстве с Хибинами — с заброшенного молибденового рудника горы Тахтарвумчорр и его знаменитой чикагской паровой машины. Но как она оказалась на высоте 638 метров над уровнем моря? Рассказываю 🙂
Дорога из Кировска в микрорайоне Кукисвумчорр уходит налево — к санаторию «Тирвас». По плану мы должны были остановиться в нём, но закрытие города и карантинные меры внесли свои коррективы — пришлось снять квартиру в обычном доме. Да и через КПП в Апатитах пробились с огромным трудом — в оба города въезд без местной прописки запрещён. Наш микрорайон Кукисвумчорр мы еще увидим с площадки рудника на высоте 600 метров — он хорошо просматривается в телеобъектив.
Начинается накатанная и отгрейдированная грунтовка, ведущая к базе МЧС у Куэльпорр в сердце Хибинских гор. Но туда мы поедем завтра, а сегодня сворачиваем налево, по одному из съездов к озеру Малый Вудъявр.
Дорог к нему несчётное множество — каждый выбирает по своему автомобилю. Сначала мы выбрали не ту и попали на поле фонтанов. Это технологические скважины, когда-то пробуренные и заброшенные. Теперь из остатков ржавых труб под большим давлением из земных недр выходит вода.
Но площадка и хорошая дорога быстро закончилась тупиком. Пришлось вернуться и поискать другой съезд с грейдера. Через полчаса форсирования глубоких луж и поиска объезда чересчур глубоких, мы, наконец, добрались до озера. До того места (67°39’49.8″N 33°36’46.8″E), откуда из него через небольшой искусственный порожек вытекает речка Вудъявръйок. Это узкое место озера вполне реально переехать вброд на более высоком автомобиле.
Но мы решили не рисковать единственным транспортным средством, перебравшись на своих ногах, немного искупавшись по пути — пришлось разуться и идти по колено в воде.
До того, как Хибины стали центром добычи апатитовой руды, здесь в 1890 году были открыты месторождения молибденита — руды, из которой можно было получить молибден. Это металл, который используется при выплавке легированных сталей, используемых для изготовления брони, орудий и двигателей. Особый интерес к этому месторождению появился в начале 1930-х годах — руководство СССР поставило задачу обеспечить страну собственными ресурсами. До этого молибден импортировался, главным образом, из Штатов.
В конце лета 1930 года рудоуправление треста «Апатит» выделило руководителю геологической разведки Лабунцову, который открыл месторождение Тахтарвумчорр, 10 рабочих из числа «спецпоселенцев». Они за 5 дней расчистили нижнюю часть будущего рудника и с помощью взрывов добыли первые 3 тонны молибденовой руды, которая содержала 1,46% чистого молибдена.
Началась прокладка четырёх штолен и оборудование рудника системой спуска руды и подъёма горючего. К подножью Тахтарвумчорра была проложена автомобильная дорога, остатки которой можно видеть и сейчас. Она начинается у отметки 400 метров — нам предстоит подняться еще почти на 400 метров по склону Тахтарвумчорр.
По старой автомобильной дороге идти одно удовольствие. Уклон небольшой, а за очередным витком серпантина открываются новые виды на долину Малого Вудъявра. У берега видно наш автомобиль. Осенние Хибины восхитительны — словно залиты золотом, стекающим с чёрных склонов.
Дорогу пересекает небольшой ручей с кристальной водой, который образует живописный водопадик.
Еще несколько сотен метров и дорога заканчивается небольшой площадкой (67.665212, 33.580175). Здесь молибденит грузили на машины и увозили на переработку.
А сверху руду спускали по натянутому канату, нижний конец которого был закреплён где-то здесь. От большого камня с туром наверх уходит едва заметная тропинка — нам по ней.
Этот подъём уже не назовёшь прогулочным. За сотню горизонтальных метров нужно набрать метров 150 высоты.
Тогда, в 1930 году, на отметку 638 метров было поднято 2 паровых компрессора, произведённых компанией CPT (Chicago Pneumatic Tools) в 1908 году. Именно на этом подъёме начинаешь задумываться о том, какие усилия были приложены, чтобы затащить наверх многотонную паровую машину.
Последние метры до площадки, и вот она — столетняя паровая машина! Одна из двух, которая сохранилась и осталась стоять там, где её поставили. Кстати, компания Chicago Pneumatic International Inc. существует и по сей день как подразделение шведской фирмы Atlas Copco, занимаясь производством тех же компрессоров, только дизельных и электрических. Кто-то даже пытался связаться с этой компанией и подтвердить принадлежность хибинской паровой машины, но из-за многочисленных поглощений какие-либо свидетельства восстановить не удалось.
Компрессоры нагнетали разогретый пар по трубам в штольни, которые находились 100 метрами выше площадки с машинами. От труб пар подводился к паровым отбойным молоткам, производства той же компании.
Трубы, кстати, тоже прекрасно сохранились — металл превосходный! Их можно найти, если подняться к полке, на которой расположены входы в штольню — это еще 100 метров по едва различимой тропе. Тут уже приходится карабкаться по камням и осторожно цепляться всеми конечностями за мох и корни растений. Входы хорошо видно — они зияют чёрными, пустыми глазницами у основания мрачной пирамиды Тахтарвумчорр.
Когда-то здесь произошёл крупный обвал, и огромные куски скал подмяли под себя толстые трубы, словно варёные спагетти.
Осторожно поднимаемся на завали и спускаемся с него уже сразу на полку. Мы у цели!
Входов всего два. Оба ведут в одну штольню, общая длина которой с боковыми ходами около 300 метров.
Часть боковых отрезков (зумпфы) заполнена водой. Своды штольни вырублены в крепких породах и находятся в хорошем состоянии, вывалов из стен и кровли нет. В целом, довольно безопасное место.
Внутри тоже прекрасно сохранились паровые трубы. Они уходят далеко вглубь штольни.
Есть разветвления, но все они промаркированы краской, чтобы не заблудиться.
Трест «Апатит» возлагал очень большие надежды на месторождение Тахтарвумчорр. Но они не оправдались…
Спустя 3 года, в 1933 году началась проектная работа по строительству Хибинского молибденового комбината, куда планировалось доставлять сырьё из рудника. Проектировалась обогатительная фабрика и гидрометаллургический завод. Пуск будущего гиганта предполагался в 1934 году. Но затем ситуация с Тахтарвумчоррским месторождением молибденита полностью изменилась.
Читаем заключение: «Тахтарвумчоррское месторождение возлагавшихся на него надежд не оправдало и по незначительности запасов и бедности руды объектом самостоятельной разработки служить не может». В то же самое время на Кавказе в Тырныаузе, в Казахстане и в Забайкалье были разведаны более перспективные месторождения молибденовой руды. На Хибинском было решено поставить жирный крест.
Молибденовый рудник с американской паровой машиной сохраняются вот уже почти 100 лет благодаря относительной труднодоступности места. Случайных людей здесь почти не бывает, а те, кто приходит, относятся к этому памятнику социалистического строительства с уважением. Ну, почти все. Металл, из которого сделана машина, позволит простоять ей на открытой площадке еще не одну сотню лет. Если ей не помогут скатиться вниз…
Хибины, часть 1: старая паровая машина и заброшенный рудник
Всем привет, друзья и удачи! Сегодня покажу отчет о недавней поездке в одну из жемчужин Кольского полуострова Хибинский горы около города Кировск. Конечно же Хибинский горный массив хоть и не очень высок, но огромен и целью моей поездки были его предгорья — рудник Тахтарвумчорр и база спасателей Куэльпорр.
Итак, дорога от Кировска к паровой машине и молибденовому руднику Тахтарвумчорр началась с небольших водных процедур на практически незаметном для Террано бездорожье.
Первые виды массива Хибинский гор завораживали своей суровой красотой, кроме которой эти горы могут похвастаться залежами полезных ископаемых — штольни, рудники, шахты встречаются довольно часто.
Пример дороги, вроде бы неглубоко, но в простом броде могут торчать огромные камни, на которых можно оставить половину днища машины. Но какие виды, а?
Брод можно конечно и форсировать, как это сделал мужик на УАЗ Патриот, сам остановившийся и предложивший перевезти мою жену через водную преграду. Да и Террано через него бы переполз, но дальше сразу начинается совсем заросшая старая каменистая дорога к руднику с диагональным вывешиванием. Вроде как по ней и ездят, но валяющиеся в нескольких местах кусочки поворотников от тех же УАЗов окончательно убедили меня в правильности решения дальше идти пешком.
По пути встретится небольшой, но очень красивый водопад.
Когда дорога кончается и начинается узкая тропинка, от которой можно увидеть гору Тахтарвумчорр, а в бинокль разглядеть и саму паровую машину и входы в рудник. Где-то отсюда планировали провести до штолен канатную дорогу.
И вот она, основная цель похода — американская паровая машина отлично сохранившаяся в Хибинских горах для своего 1908 года выпуска. Очень сильное, незабываемое впечатление — ржавой необыкновенной машине больше ста лет, а вокруг красивейшие Хибины.
Примерно так она выглядела в работе — фактически это был компрессор, от которого по трубам поступал сжатый воздух для отбойных молотков горняков в молибденовый рудник. Есть также версия что паровая машина откачивала воду из шахт — от него до расположенных выше рудников ведут сразу две частично сохранившиеся ржавые трубы.
На паровой машине отлично сохранилась аббревиатура СРТ, скорее всего это сокращенное название от имени ее производителя — Chicago Pneumatic Tool Company (по другой версии — Chicago Power Tools), причем эта компания существует до сих пор как производитель дизельных и электрических компрессоров и промышленного инструмента.
Идем выше, к рудникам, вид на паровую машину и чистейший Малый Вудъявр. Затащить совсем нелегкий американский агрегат ее на такую высоту было еще той работенкой.
И сразу же видны входы в молибденовые рудники Тахтарвумчорра. Какие названия в Хибинах, а?
Разрабатывать их стали в начале 30-х годов, основной рабочей силой были так называемые спецпереселенцы, что в те времена на Севере было нормой.
Вход в одну из штолен, некоторую пикантность лазанья по ним придают слухи о радиоактивности молибденовых рудников. Проверить это мне не представлялось возможным, но в 70-80 годах в Хибинах действительно проводились подземные ядерные взрывы, а некоторые штольни действительно немного фонят.
Длинна рудников — около 300 метров, люди которые отваживались идти до конца, утверждали что упирались в металлические решетки. Уже руки чешутся дойти до них и посмотреть что там дальше, за ними. Хотя мы прошли метров 50-100 и мне хватило за глаза.
Туннели имеют многочисленные ответвления, часть из которых затоплена водой и без сильного и долгоиграющего фонарика идти туда не стоит.
Фонарик у меня был. Китайский. Но продукт работы дядюшки Ляо не подвел, иначе бы было худо, можно запросто потеряться в каменных переходах, куда уже не попадает солнечный свет, тем более в шахтах есть глубокие ямы с ледяной водой, соскользнуть туда гиблое дело.
Хорошо видны сохранившиеся трубы, шедшие от паровой машины. Где-то в руднике можно смело идти в полный рост, где-то нужно ползти на четвереньках, опасаясь расцарапать макушку острыми камнями потолка.
Высота у входа в молибденовый рудник завораживает, от ним идет практически вертикальный обрыв, но стоять там почему-то совсем не страшно, несмотря на сильный ветер.
Рудники просуществовали недолго, качество и запасы добываемого молибдена оказались сильно переоценены и уже в 1934 году шахты забросили, оставив потомках в Хибинских горах незабываемый объект для легкого туризма. Впечатлившись от увиденного, мы поехали дальше — к Красивому (так и называется и полностью оправдывает свое название) водопаду и базе спасателей Куэльпорр.