Первый абс на машине
Как функционирует АБС на машине
Как работает АБС на автомобиле, можно при торможении авто. Алгоритм ABS «Антиблокировочная тормозная система» предотвращает полное блокирование колёс, что сокращает тормозную колею и уменьшает возможность заноса.
АБС система
Многие ДТП происходят по неопытности водителей, которые в случае опасности начинают резко тормозить, пытаясь таким образом остановить автомобиль. Торможение в зимнее время года на скользких трассах имеет прямо противоположный результат – колёса машины блокируются, а машина несётся, как на лыжах, и становится неуправляемой.
Опытные автомобилисты знают, что в такой трудной ситуации нужно тормозить прерывисто, а новичок просто теряется в непривычных условиях. АБС помогает водителю в правильном торможении автомобиля, защищая колёса от полной блокировки. Как следствие работы данного механизма, колёса проворачиваются, минимизируя возможность выхода автомобиля в занос.
История внедрения АБС
Конструктора автомобильных компаний представили свою версию АБС ещё в ранних 70-х. В начале система функционировала на аналоговом процессоре, что делало антиблокировочный функционал дорогостоящим и неэффективным продуктом. Со временем аналоговый процессор был заменён цифровыми электронными частями.
Первым автомобилем, куда дополнительно установили алгоритм ABS в 1978 году, стал Mercedes-Benz 450 SEL. В наши дни система ABS массово ставится при серийном производстве на различные модели авто, так как зарекомендовала себя надёжным помощником всех водителей, особенно в трудных положениях на дороге.
Устройство и действие АБС
Система АБС складывается из трёх основных компонентов: основного электронного координационного блока, гидравлической части и измерителей скорости колёс. Антиблокировочная тормозная система активизируется после включения водителем зажигания и набирания определённого темпа машиной. Датчики, отслеживающие скорость, функционируют на основе электромагнитной индукции.
В редукторе силового моста встроена индукционная катушка. В ступице зафиксировано зубчатое кольцо, установленное на каждом колесе. Магнитный стержень одной из своих сторон находится вблизи зубчатого кольца, закреплённого на колесе, и передаёт импульс в электронную систему управления.
Чем больше скорость автомобиля, тем выше частота передачи сигнала. Данные обрабатываются в центральном электронном блоке, который оснащён функцией постоянной и оперативной памяти.
Для надёжности применяются две независимые системы, которые подключены по диагонали:
При остановке работы одного контура, его подстрахует другой. Есть небольшой недостаток в неточности системы при малых темпах.
Силы трения
Различаются следующие виды трения :
Торможение в середине пути является для автомобиля ускорением со знаком минус. Если колёса не проскакивают, то участок шины, который соприкасается с дорожным полотном, находится в состоянии покоя относительно дороги. Сила, образующая ускорение, вызывается трением покоя.
Если водитель продолжает торможение, то при высокой интенсивности замедления для понижения скорости данной силы трения не хватит. При этом колёса выйдут в этап скольжения. Также при торможении на заблокированных шинах происходит сильный износ резины, который влечёт серьёзные повреждения для колеса.
Функциональная автомобильная схема АБС
Существуют различные схемы антиблокировочной тормозной системы, но наиболее распространённой для транспортных средств является схема компании Bosch.
Н/Р – нагнетающий и разгрузочный клапаны электромагнита.
Между основным тормозным цилиндром и цилиндрами колёс ставятся нагнетающий и разгрузочный клапаны электромагнита. Которые понижают давление в приводах колёс, либо придерживают его на одинаковом уровне.
Составляющие АБС
ABS стандартно имеет два блока: электронный и исполнительный. Электронная система выполняет функцию контроля за скоростью автомобиля. Затем подаёт это значение на модуль исполнения, который и занимается предотвращением блокировочной системы машины.
Электронная система
Электронная система АБС содержит в себе основной управляющий блок и индикаторы, стоящие на колёсах. Индикаторы колёс – основной механизм всей платформы ABS, так как они подают информацию о скорости автомобиля. Ранее на машинах ставились датчики пассивного типа, в настоящее время отдаётся предпочтение активным датчикам.
Индикаторы скорости строятся из двух составляющих: устройство отслеживание располагается на неподвижном элементе, а задающий механизм находится на области ступицы, которая крутится.
Исполнительный модуль
Оказывать действие на процессы торможения машины можно вариацией давления в приводе системы торможения. По этой причине исполнительный модуль встроен в тормозной привод, к нему следуют пути, ведущие от основного тормозного цилиндра. На выходе он имеет трубопроводы, ведущие к тормозным функционалам.
Исполнительный модуль вмещает в себя:
Отдельный тормозной функционал имеет свои входящие и выходящие клапаны. На замыкающий контур приходится один гидроаккумулятор и одна демпферная камера. Помпа – единственная составляющая на весь исполнительный модуль. Детали имеют соединения в виде трубопроводов.
Гидроблок
Гидравлический блок закреплён в тормозной линии непосредственно рядом с основным тормозным цилиндром, его клапаны отвечают за давление жидкости в системе тормозов. Если в колесе возникает проскальзывание, клапаны гидроблока снижают или останавливают впуск жидкости к активному тормозному цилиндру.
Гидравлический блок включает:
Устройство и как работает абс на автомобиле видео
Алгоритмы в работе АБС
Различаются особенности функционирования каждой отдельной версии антиблокировочной тормозной системы. Работа функционала ABS заключается в постоянном контроле скорости машины и линейной скорости глади протектора. Задаются определённые параметры этих различий, и в случае, когда показания выходят за рамки установленных значений, система начинает вмешиваться в действие торможения.
При этом закрывается входящий клапан, чтобы удержать степень давления. В случае необходимости системы открывает выходящий клапан для понижения давления, а затем продолжает режим удержания. Дополнительно в некоторых версиях системы есть функция стабилизации машины в случае вращения по окружности вертикальной оси. Задача ABS состоит в сокращении тормозного пути и в потенциальной достижимости совершать манёвры при резком торможении.
Работа датчиков АБС
Тормозная система ABS включает в себя индикаторы скорости и индикаторы давления. Индикаторы скорости (вращения колёс) включают пассивные и активные составляющие. Оба элемента дают возможность получения сведений о скорости автомобиля и о степени вращения отдельных колёс. Система делает заключение, могут ли отдельные колёса иметь разный показатель сцепления с дорожным полотном, из чего может возникнуть сложная ситуация на дороге.
Пассивные индикаторы функционируют без собственного энергообеспечения в отличие от активных, которые для подпитки пользуются внешним напряжением. При этом пассивные датчики выигрывают простой конструкцией, чувствительные составляющие активных датчиков работают по принципу магниторезистивного эффекта. Недостатком активных датчиков является затруднённый замер точности их показателей.
Секреты функционирования АБС
Основная функция данной тормозной системы – снижение тормозного пути и темпа машины, уменьшение вероятности заноса. То есть водитель получает возможность контроля торможения в случае такой необходимости. Однако, опытные водители ощущают присутствие ABS в функционале машины. При нажатии педали тормоза и активизации ABS, чувствуется лёгкий трескающийся звук и вибрация педали.
Таким образом становится очевидно, что функционал автоматически включился в работу, и блок управления осуществляет контроль за давлением в цилиндрах. Система торможения при этом действует рывками. Это способствует снижению оборотов, автомобиль не заносит и существует возможность управления машиной до полной остановки. Водителю в этом случае следует позаботиться только о направлении перемещения авто.
Другие типы АБС
Кроме современной четырёхканальной системы существуют другие виды:
Одноканальная система размещена на заднем мосту и делит усилия на все четыре колеса транспортного средства.
Двухканальная система осуществляет контроль колёс попарно на каждой стороне автомобиля.
Трёхканальная система имеет индикатор на заднем мосту и по одному индикатору отдельно на передних колёсах.
Все системы имеют аналогичный алгоритм действия с разницей в количестве индикаторов скорости и установленных клапанов.
Приёмы торможения до появления АБС
Опытные водители научились справляться с машиной, чтобы не допустить скользкого заноса. Пара таких приёмов до сих пор активно используется в автоспорте:
Торможение на грани перед блокировкой
Этот приём доступен только профессионалам, способным уловить грань перед тем, как колёса могут заблокироваться. В этом варианте усилие на тормозную педаль должно тщательно контролироваться.
Прерывистое торможение
Надавливая и отпуская тормозную педаль, водитель фактически самостоятельно повторяет принцип функционирования ABS системы. При этом важно не выпускать педаль тормоза до конца, а балансировать с силой нажатия при постоянно задействованной педали.
Недостатки АБС
Бывают случаи, когда блокировка колёс всё-таки бывает необходимой, как, например, на заснеженных дорогах. Водитель в случае резкого торможения может нагрести большой шар снега. Который приведёт к быстрой остановке машины и уменьшению тормозного пути. Но в таком случае автоматическую систему невозможно отключить. Некоторые системы дают возможность ручного отключения ABS путём задавания определённых параметров дороги.
Кроме того, при наличии ABS тяжело поменять тормозную жидкость без наличия особого оборудования – сканера со считывающей программой. Данная программа при такой очистке может руководить труднодоступными плоскостями.
Также антиблокировочная тормозная сиситема не оказывает эффективного действия на дорожных полосах с неровным покрытием. Система производит антиблокировочный эффект, хотя в данном случае нужно, наоборот, наращивать нажатие колодок.
Несмотря на единичные недостатки, система ABS является отличным дополнительным механизмом к системе тормозов и способна оказать помощь водителю в трудных дорожных ситуациях. Но несмотря на всю автоматику, не стоит забывать о собственных усилиях для исключения неприятных моментов на дороге.
Для чего тормозам антиблокировочная система (ABS)
Первым серийным автомобилем, оснащённым ABS, стал Mercedes модельного года. Система долгое время предлагалась в качестве опции и только в 1992 году вошла в список стандартного оборудования. В начале АБС как опцию можно было установить на BMW серии.
Приходилось ли вам объезжать внезапно возникшее препятствие и одновременно тормозить? Наверняка да. Казалось бы, что в этом сложного — нажал на тормоз, повернул руль и скорректировал траекторию. Однако всё относительно просто до определённого момента. Если при экстренном торможении нажать на педаль тормоза сильнее, чем необходимо, колёса могут заблокироваться и…
Дальше возможны два варианта развития событий. Оба обусловлены наличием или отсутствием антиблокировочной системы тормозов АБС (ABS — Anti-lock Brake System). Если машина архаичная, ведёт свою родословную из середины семидесятых прошлого столетия или сошла с конвейера одного из отечественных автозаводов, то, как бы усердно вы ни крутили «баранку», транспортное средство траектории не изменит. Дело в том, что заблокированные колёса, скользя, лишают водителя возможности маневрировать — сорвавшись на юз, автомобиль будет тупо ехать по прямой, будто у него отрубили руль. Лишь опытный пилот сумеет хладнокровно разблокировать колёса, на мгновение отпустив педаль тормоза. А затем, используя импульсное торможение, вернуть контроль и погасить скорость. Второй вариант — для машины, оснащённой АБС. От водителя требуется лишь посильнее нажать на педаль тормоза и спокойно работать рулём. Чувствуете разницу?
Блокировка опасна ещё и тем, что способна стать причиной заноса или увода автомобиля в сторону. Произойти это может, когда под колёсами разнородное покрытие, сильно изменена загрузка по осям в ходе предыдущего манёвра или стоят разные шины (последнее звучит дико, но в России, увы, не редкость). Кроме того, при заблокированных колёсах машина может изменить траекторию под действием любой боковой силы (уклон дороги или столкновение). Скорректировать траекторию в этом случае практически невозможно.
Задача ABS — регулировать скорость вращения колёс путём изменения давления в магистралях тормозной системы. Чтобы контролировать угловую скорость, надо знать её величину и то, как она меняется со временем. Каждое колёсо снабжено датчиком, который выдаёт электрические импульсы с частотой, пропорциональной скорости вращения колеса. Эта информация поступает в блок управления АБС.
Если во время торможения угловая скорость колеса приблизилась к нулю, электронный мозг тут же примет решение его «растормозить». Гидравлический модулятор при помощи электроклапана стравит давление из магистрали и перенаправит «лишнюю» порцию тормозной жидкости в гидроаккумулятор. Давление будет снижаться до тех пор, пока колесо, снова «ухватившись» за покрытие, не раскрутится до определённой скорости. Далее ABS опять резко увеличит давление в магистрали и притормозит колесо. Цикл продолжится до тех пор, пока машина не остановится или водитель не ослабит давление на педаль до положения, когда ABS не нужна.
Многие скажут: «Невелика премудрость!» Прерывисто тормозить можно и самому. И правда: во многих случаях такой способ замедления на автомобилях, не оборудованных АБС, позволяет во время экстренного торможения объехать внезапно возникшее препятствие. Когда колёса блокируются — вы тормозите, как только «отпускаются» — получаете возможность корректировать направление движения. Естественно, при таком раскладе тормозной путь значительно увеличится, зато водитель получит возможность объехать препятствие и упреждающим действием руля погасить занос.
Но, к сожалению, ни один титулованный гонщик не способен обеспечить «порционное» торможение с частотой, с которой это делает ABS. Система (в зависимости от варианта исполнения) за секунду успевает заблокировать-разблокировать колёса около 15 раз. К тому же водитель одновременно воздействует на все тормозные механизмы (так работали первые системы ABS), в то время как современные антиблокировочные системы следят за скоростью вращения и регулируют тормозное усилие для каждого колеса отдельно.
В большинстве современных автомобилей ABS работает вместе с EBD (Electronic Brake Distribution) — системой распределения тормозных усилий, которая дозирует интенсивность торможения для каждого колеса. C EBD можно смело тормозить в повороте и на «миксте». Электроника по разности частот вращения поймёт, что колёса попали на участки с разнородным покрытием, и уменьшит тормозные силы на колёсах, которые имеют лучшее сцепление с дорогой. Кстати, интенсивность замедления в этом случае снизится и будет определяться силой трения колеса (колёс), имеющего наихудшее сцепление с дорогой.
Нелишне заметить, что для максимальной эффективности замедления педаль тормоза на автомобилях с ABS надо вдавливать в пол что есть силы. Впрочем, последнее делать не обязательно тем водителям, чьи машины оснащены системой Brake Assist, которая сама создаёт избыточное давление в тормозной магистрали, «дотормаживая» за слабого или нерешительного человека. При штатных замедлениях она не вмешивается. Однако резкое нажатие (удар) на педаль Brake Assist расценивает как сигнал к экстренному торможению и вступает в действие.
Но не всё так гладко. ABS, как и любая другая система, обладает недостатками. Например, простой «антиблок» может проиграть обычным тормозам на снегу, льду или песке, свести на нет преимущества шипованной резины. Ведь на льду шипы обеспечивают наибольшее замедление только при максимальном относительном проскальзывании, когда они словно когти впиваются в лёд и бороздят его. Каверза в том, что ABS, стремясь растормозить колёса, не даёт шипам работать и тем самым увеличивает тормозной путь. То же происходит на грунтовых дорогах (песок, щебень, глина) и покрытиях, занесённых снегом.
Автомобили с ABS в этом случае имеют более длинный тормозной путь, потому что постоянно разблокирующиеся колёса не создают «эффекта плуга». А ведь именно на таких покрытиях заблокированные колёса имеют максимальную эффективность торможения — того что нагребают перед собой «валики» из грунта или снега. Вот почему нужно помнить: на обледеневшей, заснеженной или грунтовой поверхности тормозной путь автомобиля, не оснащённого АБС, может быть короче.
Подложить небольшую свинью АБС может и на неровной дороге. Если при торможении одно колесо на мгновение зависнет в воздухе и заблокируется, обманутая электроника начнёт спасать вас от заноса и тут же снизит давление в остальных магистралях. В повороте автомобиль неприятно вильнёт «хвостом», а тормозной путь увеличится. От таких случайных отрывов, в принципе, не застрахован никто, но нужно помнить, что залогом адекватной работы АБС является исправная подвеска.
Прогресс рождает на свет всё более продвинутые системы. Оперирующие большим количеством показаний, они способны адаптироваться под тип дорожного покрытия и тормозить по одному из заранее заложенных эффективных алгоритмов. Конечно же, электронику нельзя воспринимать как панацею от всех бед, но статистика вещь упрямая: грамотно настроенная ABS при всех исправных системах автомобиля на сухом и мокром покрытии в среднем помогает экономить до 20% тормозного пути и оставляет водителю шанс маневрировать. Стоит ли говорить, что от этих драгоценных метров могут зависеть жизнь и здоровье?
Свободу колесам: история ABS от 30-х годов до наших дней
Вокруг ABS существует много мифов. Например, что первым автомобилем с «антиблокировкой» был Mercedes-Benz S-Class, а первым мотоциклом – Honda Goldwing. Или что опытному водителю такая система ни к чему… Все три утверждения являются ложными.
Сначала – на самолетах
Еще в 1936 году компания Bosch получила немецкий патент на устройство, предотвращающее блокировку колес на моторных транспортных средствах. До практической реализации на автомобилях дело не дошло, хотя устройства пытались приспособить к… самолетам. Там и продолжилось усовершенствование подобных систем. Правда, назывались они тогда не АБС, а системы предотвращения переворачивания, что было важно для самолетов без носовой стойки шасси.
Понятно, что для военной авиации сил и средств не жалели. Попутно системы научились предотвращать блокировку колес, которая при посадке тоже до добра не доводит, а еще – уравнивать скорость вращения нескольких колес шасси. Если вам это ни о чем не говорит, то скажу прямо: эти функции и выполняют сегодня разнообразные системы антиблокировки и стабилизации движения. Разве что у машины колес побольше.
Способ регулирования с помощью накопления избыточного давления в гидроаккумуляторе тоже сформировали именно в те годы. Кстати, техника работы антиблокировочных систем с пневматическими тормозами на машины тоже пришла совсем с другого вида транспорта, с железнодорожного. А чуть позже оттуда же придет и рекуперация. Впрочем, это я забегаю вперед.
Первыми были британцы
В 1952 году компания British Road Research Laboratory (RRL) поставила авиационную систему противоскольжения под названием Maxaret производства General Electric в опытную эксплуатацию на машину Morris 6 с барабаными тормозами, а в 1958 году совместно с компанией Dunlop они адаптировали систему для машин Jaguar с дисковыми тормозными механизмами. Это была чисто механико-гидравлическая система, работающая только на передние колеса. Блокировка задних предотвращалась так же, как и на машинах без АБС – системой регулировки усилия.
Принцип действия основан на взаимодействии пары дисков. Один был связан с колесом, а второй мог вращаться относительно первого на угол до 90 градусов, но его подвижность ограничивалась трением в резиновых прокладках, инерцией самого диска и натяжением пружины. При резкой блокировке колеса массивный второй диск проворачивался относительно первого и блокировал гидравлическую линию тормозов, переключая ее на гидроаккумулятор. После восстановления вращения колеса пружина возвращала диски в исходное положение. Частота срабатывания такой системы составила около 10 герц, чего было достаточно для высокопрофильной резины тех лет.
После доработки система появилась на первом спортивном полноприводном автомобиле Jenssen FF под названием «Dunlop Maxaret Anti-skid system» в 1966 году и даже на некоторых экспериментальных мотоциклах Royal Enfield Super Meteor. Так что первый мотоцикл с АБС выпустила вовсе не Хонда, как принято считать.
Особенностью системы на Jenssen было то, что она оказалась однокональной – единственный датчик скорости вращения колес установили на раздаточной коробке, и растормаживала система все четыре колеса разом. Несмотря на подобную простоту, граничащую с примитивностью, система оказалась очень эффективной на скользких покрытиях.
Система ABS в машине: как она работает и как помогает при экстренном торможении
В современном автомобиле есть много систем, которые делают его более безопасным и помогают водителю им управлять.
Инженеры постоянно улучшают их и придумывают новые, уже есть машины с полноценным автопилотом. Но одной из первых систем безопасности была антиблокировочная система тормозов — ABS. Эта статья расскажет, какую проблему решает ABS, как она работает и почему может испугать.
Как работают тормоза современного автомобиля
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, давление жидкости в тормозной системе повышается. Через металлические трубки и шланги жидкость подходит к тормозным механизмам в колесах и вынуждает колодки прижиматься к тормозному диску или барабану.
Между педалью и колодкой в системе есть много устройств: главный тормозной цилиндр, распределяющий усилия между всеми колесами автомобиля, и вакуумный усилитель, который позволяет водителю давить на педаль с меньшим усилием.
Чем страшна блокировка колес при торможении
Если водитель нажимает на педаль достаточно сильно, то тормозного усилия хватит для полной блокировки колес: машина «пойдет юзом» — колеса остановятся, а автомобиль продолжит движение по инерции. На асфальте останутся яркие черные следы, на покрышках появится локальный износ: они могут сильно пострадать и даже прийти в негодность. Представьте себе, как изнашивается стирательная резинка — с шиной произойдет почти то же самое.
Если водитель продолжит давить на тормоз, то рано или поздно полностью потеряет контроль над автомобилем. С заблокированными передними колесами не получится изменить траекторию движения, даже если повернуть руль до упора. Такая ситуация опасна и для водителя, и для других участников движения. Система ABS борется именно с этим явлением: она предотвращает блокировку колес при торможении и позволяет сохранить контроль над автомобилем в момент экстренного торможения.
Курс о больших делах
Как устроена ABS
С 2004 года систему в обязательном порядке ставят на все новые автомобили, которые продают на территории Евросоюза, а с 2012 года такое правило заработало и в США.
Система состоит из нескольких элементов.
Датчики скорости вращения колес. Чтобы бороться с блокировкой колеса эффективно, система должна отслеживать эту скорость и срабатывать в нужный момент. За это отвечают специальные датчики, установленные на каждом колесе, а точнее — на ступице. Они отслеживают вращение по специальному магнитному кольцу.
На более старых машинах датчики могут быть импульсными и считывать скорость по специальным зубчатым кольцам, такой вариант менее точный. Полученную информацию датчики передают в блок управления ABS.
Блок управления — микросхема в специальном корпусе. На основе информации с датчиков блок управления ABS определяет, какое колесо близко к блокировке и где нужно уменьшить давление в тормозной системе.
Насос и клапаны — органы управления системы. При срабатывании системы участие водителя уже не требуется: с помощью открытия и закрытия клапанов, объединенных в одном корпусе, ABS уменьшает и увеличивает давление в тормозной системе до 20 раз в секунду. А значит, меняется тормозное усилие на колесах и они не блокируются. Насос ABS работает только в момент активации системы и позволяет быстро восстановить давление в системе.
Главная задача ABS
Благодаря этой системе колеса автомобиля не блокируются и водитель сможет им управлять, даже выжав педаль тормоза «в пол». Автомобиль с работающей ABS реагирует на поворот руля, пусть и с некоторой задержкой. Так можно избежать ДТП или минимизировать его последствия, а заодно снизить скорость и увернуться от препятствия.
Представим, перед водителем кто-то резко оттормаживается. Автомобиль без ABS пойдет по инерции строго прямо, как бы водитель не крутил руль. Автомобилем с ABS можно как-то управлять, и самое главное — тормозной путь будет сильно короче, а значит будет больше шансов не догнать чужую машину. Даже если это случится, повреждения будут менее критичными и за ремонт удастся заплатить гораздо меньше.
Но в некоторых случаях тормозной путь машины с ABS может быть длиннее. Например, если машина на летней резине зимой, если под колёсами песок, земля или неприкатанный снег.
Разные виды антиблокировочных систем, их развитие
Первые антиблокировочные системы были одноканальными и работали только на одной оси автомобиля: работали одновременно и одинаково влияли на оба колеса оси. Актуальные системы поддерживают четыре канала, по одному на каждое колесо, каждый может работать независимо.
Дальнейшее развитие — дополнение, система распределения тормозных усилий (EBD). Она работает не только при экстренном торможении и контролирует распределение тормозных усилий задолго до блокировки колес. C EBD автомобиль стабилен при торможении, это особенно заметно, если под колесами разное покрытие. Например, если левые колеса на асфальте, а правые на льду, система поможет избежать заноса или сноса.
Если добавить в ABS и EBD датчики положения рулевого колеса, дроссельной заслонки и поперечного ускорения, у машины появится система стабилизации. В зависимости от производителя автомобиля и возможностей ее называют ASR, ESP, DSC, VDC или как-то еще.
В основе лежит тот же принцип — система анализирует разницу в скоростях вращения колес, но не только. Блок управления системой также анализирует угол поворота руля, положение педалей газа и тормоза, поперечное ускорение и другие параметры. На основе этих данных одно или несколько колес могут притормозить благодаря клапанам в блоке ABS. Это поможет стабилизировать автомобиль и выйти из заноса.
Как пользоваться ABS и быть готовым к тому, что она сработает
Система не требует от водителя каких-то особых навыков. Он просто оценивает дорожную ситуацию и нажимает на педаль. Тем не менее ABS может испугать неопытного водителя: когда система работает на педали тормоза, будет сильная вибрация. Это работают насос и клапаны, которые регулируют давление в разных частях тормозной системы.
Автомобилем, у которого сработала ABS, управлять сложнее. Реакции на поворот руля очень замедленны и менее точны. Водителю нужно понимать, что при торможении с ABS рулить нужно с опережением. Если рядом нет других автомобилей или препятствий — поверните руль сильнее, чем при обычной езде.
Если ваш опыт вождения скромный, то лучше познакомиться с ABS заранее. Для этого подойдет пустая парковка или площадка с асфальтовым покрытием — эксперименты с ABS на неровных грунтовых дорогах и площадках не дадут нужного опыта. Выполните несколько экстренных торможений — резко нажимайте педаль тормоза до упора. Начните с торможения с 30 км/ч, потом увеличьте скорость. Помните о безопасности и ПДД.
Когда экстренное торможение по прямой будет уже понятным, попробуйте тормозить с ABS и маневрировать. Желательно повторить эти упражнения в разных погодных условиях: на сухом асфальте, на мокром и зимой, на снежном и ледяном покрытиях. Это не сделает вас профессиональным водителем, но даст понимание, как ведет себя автомобиль при резком торможении и чего ждать от системы ABS. Однажды эти знания могут спасти как минимум бампер.