Первый круиз контроль на автомобиле

Кто придумал круиз-контроль?

История появления круиз-контроля.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Считается, что автомобильный круиз-контроль придумал и создал слепой инженер-механик Ральф Титор. Идея ему пришла во время поездки на автомобиле за рулем которого сидел его адвокат защищающий патентные права полученных им разрешений. В эту поездку Ральф Титор был постоянно раздражен частым замедлением и ускорением автомобиля, и все из-за того, что его адвокат отвлекался на разговоры с ним. Отвлекаясь, адвокат не мог контролировать машину с одной постоянной скоростью. Именно в эту поездку слепой инженер и начал думать над изобретением круиз-контроля.

В итоге, в начале 1950-х годов инженер создал все-таки первый в мире автомобильный круиз-контроль и получил на него патент. Стоит здесь отметить, что полученный патент распространялся на саму идею круиз-контроля, а не на какие-либо представленные им эскизы. Схем, планов и чертежей естественно не было, так как Ральф Титор был слепой и не мог создать свои эскизы.

Ральф Титор потерял зрение в 5 лет, но это не помешало ему в таком возрасте удивлять своей изобретательностью не только своих сверстников, но и взрослых людей. В 10 лет его навыки и знания были настолько развиты, что его отец решил построить ему настоящую мастерскую, в которой юный инженер помогал отцу строить баскетбольные стойки и кольца для баскетбольных мячей.

После окончания школы Ральф решил связать свою жизнь с инженерией. Как и ожидалось, для него это стало и было очень тяжелым бременем. Но тем не менее, отсутствие зрения еще не преграда для гениальных идей и мыслей.

В мире было немало примеров, когда слепые гении изобретали легендарные и не постежимые вещи.

Благодаря природному таланту Ральф изобретал дверные замки, удочки и даже автоматические коробки передач.

Именно благодаря уникальному инженерно-техническому опыту Ральфу Титору и удалось придумать первый в мире круиз-контроль для легкового автомобиля.

Ральф назвал свое автомобильное изобретение: “Controlmatic,” “Touchomatic,” “Pressomatic” и “Speedostat”. Первым серийным автомобилем на который автопроизводитель начал устанавливать систему круиз-контроля изобретенного Ральфом, стал автомобиль Chrysler Imperial 1958 года выпуска. Данная система в машине получила название- «Auto-pilot». Она работала следующим образом:

Система отслеживала скорость вращения карданного вала и скорость вращения троса спидометра. Далее электродвигатель регулировал положение дроссельной заслонки, которая впринципе и регулировала текущую скорость движения машины.

Начиная с 1960-х годов многие крупные автопроизводители обратили свое внимание на эту технологию и тоже начали оснащать свою автопродукцию системой круиз-контроля.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Первый круиз-контроль на Российском автомобиле появился в 1956 году. Система была установлена на автомобиль ГАЗ-21 («Волга»).

Но на самом деле, если подойти к вопросу с научной точки зрения, то Ральф Титор не был первым в мире изобретателем системы круиз-контроля. В мировую историю он вошел как изобретатель первого в мире «автомобильного круиз-контроля». А изобретателями первого в мире круиз-контроля являются Шотландский изобретатель Джеймс Уатт и Англичанин Мэтью Болтон. В 1788 году ими был впервые изобретен центробежный регулятор парового двигателя. Смысл работы этого регулятора заключался в следующем:

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

В случае повышения оборотов двигателя дроссельная заслонка начинала закрываться и транспортное средство автоматически начинало снижать скорость. Также, в случае снижения (замедления) скорости, той, которая заранее запланирована, открывался впускной клапан, который и приводил к повышению оборотов парового двигателя, что естественно способствовало набору скорости.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

В наши дни представить современный автомобиль без круиз-контроля уже невозможно. Особенно в том случае, когда мы собираемся с вами в длительную поездку. Круиз-контроль не только удобен в дороге, но и помогает водителю отдыхать во время длительной поездки по автошоссе.

И этому мы должны быть благодарны слепому талантливому инженеру и той знаковой его поездке на автомобиле со своим адвокатом.

Это еще одно лишнее доказательство того, что мир создают талантливые инженеры.

Справка 1ГАИ.РУ: В 1965 году компания «American Motors» (AMC) представила свою механическую систему автоматического контроля скорости (круиз-контроль) для своих крупногабаритных автомобилей, которые были оснащены автоматическими коробками передач.

Первый электронный круиз-контроль был создан в 1968 году Американской компанией «RCA Corporation», которая являлась производителем электронной техники. Электронный круиз-контроль имел цифровую память, в которую можно было запрограммировать определенную скорость движения автотранспортного средства.

Взлет популярности круиз-контроля произошёл после нефтяного кризиса 1973 года. Из-за резкого роста стоимости топлива автомобили с системой круиз-контроля стали сверхпопулярными. Дело тут вот в чем, этот круиз-контроль позволял экономить водителям топливо, и все благодаря поддержанию в машине определенных оборотов двигателя.

Плюсы круиз-контроля

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Минусы круиз-контроля

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Адаптивный круиз-контроль

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Как правило автомобиль, оборудованный адаптивным круиз-контролем оснащен лазерными датчиками или радарами, которые сканируют находящиеся на дороге объекты представляющие опасность для автомобиля.

Например, включив адаптивный круиз-контроль электроника автоматически сама будет контролировать безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля. В случае опасного сближения с объектом или с машиной она автоматически снизит скорость автомобиля, увеличив тем самым до него дистанцию.

Источник

Что такое круиз-контроль в автомобиле

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

В основном про круиз-контроль интересуются покупатели иномарок, так как данная опция больше свойственна именно для автомобилей зарубежных производителей, чем наших отечественных.

Когда будущие покупатели в описании и технических характеристиках заинтересовавшей их машины видят «круиз-контроль +», то у большинства из них, особенно у женщин, возникает вопрос, а что это такое и стоит ли за эту опцию платить.

Поэтому было бы полезно для многих будущих автовладельцев разобраться какую смысловую нагрузку несет в себе слово круиз-контроль, какие типы его бывают, как его применять на практике и стоит ли вообще обращать внимание на данную опцию в автомобиле.

Даем определение

Круиз-контроль – это система, благодаря которой при движении на большие расстояния по трассам автомобиль может двигаться с постоянной, заданной водителем, скоростью.

На этапе своей работы система самостоятельно принимает решение, на каком участке дороги стоит сбавить подачу топлива, к примеру, на спуске, а на каком отрезке пути, наоборот, увеличить подачу топлива, например, на подъеме.

Участие водителя, во время работы данной системы, заключается только том, чтобы вращать рулевое колесо в нужном направлении, а все остальное делает круиз-контроль.

Но эта система больше эффективна при езде по междугородным и международным трассам, при передвижении по городу ее не включают, тут она практически бесполезна.

Немного истории

Первый автомобиль на котором был установлен круиз-контроль назывался Chrysler Imperia. Система была пассивной и работала на принципе автоматического регулирования подачи топлива в камеру сгорания.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Случилось это в далеком 1958 году, для тех времен это был прорыв.

Несмотря на то, что технологии в те времена, да и сейчас развеваются очень быстро, адаптивный круиз-контроль появился только в конце 90 – х. Им оснащались автомобили Mersedes.

И, хотя сейчас количество типов данных систем не изменилось (пассивные и адаптивные) принципы работы их сильно изменились и меняются постоянно.

Дополнительные возможности и безопасность

В большинстве автомобилей система круиз контроля обладает дополнительными возможностями, которые, с одной стороны, удобны, с другой, повышают безопасность вождения.

К примеру, работа круиз контроля автоматически отключается, если водитель хоть раз нажал на педаль тормоза. После этого придется снова включать систему вручную, нажав Resume, при этом восстановиться прежняя скорость.

На некоторых автомобилях круиз-контроль отключается, когда водитель идет на обгон или временно увеличил скорость нажав на педаль газа, и автоматически включается, когда педаль газа была отпущена.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

При уменьшении скорости автомобиля до 40 км/ч и меньше, как правило, система отключается.

Также, если у водителя возникло желание увеличить или уменьшить крейсерскую скорость автомобиля, то нужно воздействовать на определенные кнопки.

После однократного нажатия на одну из кнопок скорость увеличится на 2 км/ч, двукратного 4 км/ч, трёхкратного 6 км/ч, т.е шаг увеличения скорости 2 км/ч.

Тоже самое происходит и с уменьшением скорости, только в обратную сторону и нажимать нужно уже на другую кнопку.

Управление круиз-контролем

Чтобы правильно использовать данную функцию, нужно научиться ею управлять.

В зависимости от марки автомобиля и типа круиз-контроля, установленного на него, количество кнопок управления и их место установки может отличаться.

Как правило, кнопок 5 и все они расположены на руле. Но могут быть и отличия, к примеру, на Nissan X-Trail предусмотрено 4 кнопки управления.

Рассмотрим классический вариант на 5 кнопок.

Ниже показана классическая схема расположения кнопок управления круиз контроля.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Слева рулевого колеса две кнопки On и Off, а справа остальные кнопки управления.

Set/Accel — нажав на эту кнопку, водитель зафиксирует ту скорость, с которой он на данный момент едет. Нажав второй раз он увеличит скорость на 2 км/ч, еще раз и еще на 2 км/ч и т.д.

Coast – после нажатия на данную кнопку и удержания ее во включенном положении скорость автомобиля будет плавно снижаться, пока кнопку не отпустят.

Кнопка Resume – ее нажимают для восстановления крейсерской скорости, после вынужденного нажатия на педаль тормоза.

Далее представлены другие варианты расположения кнопок управления круиз контролем и их количество.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобилеПервый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

CANCEL – после нажатия на данную кнопку отменяется ранее выставленная крейсерская скорость, предусмотрена не на всех автомобилях.

Типы круиз контролей

Современные круиз-контроли делятся на два типа:

Адаптивный круиз-контроль, в свою очередь, делится на:

Про все, что писалось выше, это и есть пассивный круиз-контроль. Функция его заключается в поддержании нужной скорости на всем протяжении пути пока не возникнут нестандартные ситуации, которые вынудят водителя нажать на педаль тормоза или газа.

Также читайте — Система контроля давления и температуры в шинах TPMS, устройство, принцип работы, основные игрок рынка, Whistler ts-104 и Autofun TPMS-201а.

Адаптивный круиз-контроль функциональней пассивного. Изюминка его работы лежит в том, что, помимо наличия функций от пассивного устройства, он позволяет контролировать расстояние до впереди едущих или стоящих объектов и предупреждать водителя об опасности, а в критической ситуации автоматически тормозить автомобилем.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Основная задача – предотвратить столкновение с впереди едущим или стоящим объектом.

Но нужно понимать, что работа этой системы напрямую зависит от работы:

Поэтому адаптивный круиз-контроль прекращает свою работу если хоть одна из выше перечисленных систем не работает, о чем и предупреждает водителя сигналом.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

В этом лежит ее главный недостаток.

Если рассматривать лазерные или радарные адаптивные круиз контроли, то более эффективными считаются вторые, так как лазерные плохо работают в дождливую и снежную погоду.

Радарные круиз-контроли эффективны в любую погоду, но сильно влияют на цену автомобиля, поэтому такие устройства в основном идут в комплектации авто представительского класса.

Практика использования адаптивных устройств показала, что не все водителя им доверяют и не зря.

Бывали случаи, когда расстояние до впереди едущего автомобиля было указано неправильно по причине плохой погоды, или устройство сигнализировало про авто, которое в действительности впереди отсутствовало.

Поэтому техника техникой, а водитель все равно должен быть начеку.

Система управления

Системы управления для пассивных и адаптивных круиз-контролей имеют некоторые отличия.

В обоих случаях управляет ею маленький компьютер, который получает данные от специальных сенсоров. Компьютер имеет соединение с дросселем, которым и управляет.

Однако у адаптивных устройств компьютер еще имеет связь с системами ABS и безопасностью ESP и работает с ними синхронно.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Меры безопасности

Нужно понимать, что использовать круиз-контроля нужно аккуратно и придерживаться определенных правил:

Забывчивость враг Ваш.

Не оставляете данную функцию включенной, если в ближайшее время она не будет использована.

Это может привести к не санкционированному резкому набору скорости автомобилем. К чему это может привести если водитель вовремя не среагирует догадаться несложно.

Движение по крутым спускам и подъемам.

На крутых подъемах, а особенно на спусках не стоит полностью доверять работе криз контроля, который регулирует скорость автоматически.

На крутом спуске можно потерять управляемостью автомобиля, поэтому нажмите на педаль тормоза и войдите в ручной режим управления скоростью.

Ситуации, в которых не стоит пользоваться круиз контролем:

Не забудьте выключить круиз-контроль, если в нем нет необходимости и все у вас будет хорошо. Всего вам доброго.

Источник

Кто придумал круиз-контроль в машине и когда это было?

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Кто придумал круиз контроль в машине? Официально разработчиком считается Ральф Титор — слепой инженер, родившийся в 1890 году в Соединенных Штатах. Он оформил патент на изобретение в 1945 году. Саму систему придумали задолго до этого — в 1788 году Дж. Уатт из Шотландии и М. Болтон из Великобритании. Они создали центробежный регулятор парового двигателя. Ниже подробно рассмотрим историю появления круиз контроля и главных действующих лиц процесса.

Кто придумал систему круиз контроль

Многих интересует, когда в принципе появился круиз контроль, как система. Если исходить с научной точки зрения и «копнуть» в глубину истории, он был создан в 1788 году двумя изобретателями — Мэтью Болтоном из Великобритании и Джеймсом Уайтом и Шотландии. Именно эта пара гениев придумали регулятор для парового двигателя.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Суть нового устройства была проста. При увеличении оборотов силового агрегата заслонка дросселя постепенно закрывалась, а скорость снижалась. Как только этот параметр опускался ниже запланированного числа, подавалась команда на открытие впускного клапана. Как результат, увеличивалась обороты парового двигателя, а это приводило к набору скорости.

Кто придумал круиз контроль для авто

Если говорить применительно к автомобилю, ответ на вопрос, кто придумал круиз контроль, будет другим. Здесь главную роль сыграл Ральф Титор. Будущий изобретатель родился в 1890 году. В 5-летнем возрасте он потерял зрение, но это не мешало ему удивлять талантом взрослых и других детей. Уже в 10 лет он успешно занимался в мастерской и создавал уникальные вещи, а также помогал отцу делать кольца и стойки для игры в баскетбол.

Ральф не сразу придумал круиз контроль для машины. Сначала он закончил школу и углубился в инженерную сферу. Этот выбор принес много трудностей из-за отсутствия зрения, но это не стало преградой для новых идей / мыслей. Талант позволил Титору создавать уникальные замки удочки и даже АКПП.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Впоследствии Ральф развивался и однажды придумал круиз контроль для машины. Гениальная идея появилась во время поездки в автомобиле вместе с адвокатом, который защищал патентные права изобретателя. Титору очень не нравились рывки в движении: набор скорости и замедление автомобиля. Это происходило из-за того, что адвокат постоянно отвлекался на общение и не мог поддерживать скорость на одному уровне. Изобретатель начал думать над решением этого вопроса и придумал новую систему для машины.

В 1945 году ему удалось запатентовать первый официальный круиз для автомобиля. При этом патент касался самой идеи, а не технического реализация замысла. На тот момент каких-то схем или чертежей, позволивших бы реализовать задуманное, не было. Для удобства изобретатель придумал несколько названий для своего проекта. К наиболее популярным стоит отнести следующее:

Первой машиной, на которой появился круиз контроль, стала модель Крайслер Империал, выпущенная в 1958 году. производитель назвал такое устройство автопилотом.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Принцип работы имеет следующий вид:

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Как развивалась система

Прошло не много времени с момента, когда Ральф придумал круиз контроль, как в он начал активно появляться в разных машинах. Так, начиная с 60-х годов прошлого века крупные производители обратили внимание на новую технологию и даже стали ставить систему на свои авто. В России круиз контроль впервые был опробован в 1956-м на машине Газ-21 («Волга»).

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

В 1965-м предприятие American Motors представило свою систему круиз контроля для больших машин с АКПП. В дальнейшем система продолжала развиваться, и в 1968-м концерн RCA Corporation придумал и внедрил электронную систему для контроля скорости. Ее особенностью было наличие цифровой памяти, где можно был запрограммировать определенную скорость движения машины.

Существенный рост активности в применении круиз контроля произошел в начале 70-х годов XX века — с 1973-го. Именно тогда произошел резкий скачок стоимости топлива, что привело к активной установке круиз контролей на машины и большому спросу на такую аппаратуру. И дело даже не в экономии горючего, а способности системы поддерживать определенные обороты.

В 1974 м компании Крайслен, Дженерал Моторз и AMC начали ставить круиз контроль на всех машины в качестве дополнительной опции. При этом средние расходы на монтаж были около 60-70 долларов. Тот, кто придумал такую идею, был гением и позволил хорошо заработать производителям. Со временем к этой группе присоединился и производитель Форд, который предлагал установку уже за 103 доллара.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

В начале 1990-х появился адаптивный круиз-контроль. Точной информации, кто его придумал, нет, но вот «родиной» изобретения точно стала Япония. Первые системы просто предупреждали водителя об опасности, а спустя несколько лет появились более совершенные устройства, способные самостоятельно регулировать скорость машины с учетом дорожной обстановки.

Где-то в 2015 году был придумать интеллектуальный круиз контроль, способный не только регулировать скорость, но и самостоятельно ездить, а также предотвращать столкновения. Такая система является более современной и в будущем способна полностью заменить водителя. Работает в комплексе со многими опциями.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Теперь вы знаете, кто изобрел круиз контроль с научной точки зрения и придумал его использовать на машине. При этом технологии не стоят на месте, и современные системы продолжают развиваться. Не за горами то время, когда автомобили будет ездить вообще самостоятельно.

В комментариях расскажите, что еще вы знаете об особенностях круиз контроля в машине, и как вы думаете, кто на самом деле его придумал.

Источник

Круиз-контроль

Система круиз-контроля (другое название «автодрайв» или «автоспид») — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для постоянного поддержания скорости автомобилем на определенном участке дороги. Хотя у некоторых автовладельцев возникают сложности с ее эксплуатацией, на самом деле настраивать это устройство не составляет сложностей.

Ее можно включить и настроить с помощью кнопок на руле или переключателей рулевой колонки (зависит от модели и марки машины). Что же касается неисправностей и проверок, то диагностика проводится с помощью электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля. Также проверке подвергаются механические части комплекса. Далее мы приведем для вас полную информацию о назначении, преимуществах, настройках, диагностике Cruise Control System, а также другие полезные сведения.

Что такое круиз-контроль в автомобиле

Название круиз-контроль (сокращенно КК) происходит от английского выражения Cruise Control, которое означает постоянный контроль за скоростью движения. То есть, устройство предназначена для того, чтобы поддерживать постоянную скорость при движении автомобиля на дороге. Как правило, ее используют в длительных поездках. Ведь опытные водители знают, как тяжело долго держать ногу на педали акселератора. Cruise Control System устанавливают на автомобили как с автоматической, так и с механической коробкой передач.

Однако к функциям системы, кроме основного назначения, относится еще и экономия топлива. Ведь человек в процессе езды невольно то ускоряет авто, то замедляет его, постоянно ориентируясь на спидометр. Из-за этого расход топлива неравномерен. По статистике, расход топлива на трассе с включенным круиз-контролем уменьшается на 4-7% (по некоторым данным даже на 12%). Постоянная скорость также благоприятно сказывается на износе деталей и использовании расходных материалов. По подсчетам экспертов, затраты уменьшаются приблизительно на 1,5%.

Также современные Cruise Control System выполняют ряд дополнительных задач. В частности, они сканируют пространство перед автомобилем во время движения, и предупреждают водителя о возможной опасности. Нижний предел работы систем может быть разным, но обычно он находится в пределах от 30 до 50 км/ч. Верхний предел также может быть различным. Как правило, это 200. 220 км/ч.

Как работает круиз-контроль

Принцип работы круиз-контроля несложен. В самом простом случае он состоит из сервопривода (привод с отрицательной обратной связью для возможности управления механической системой), который соединен посредством троса или тяги с механизмом, отвечающим за подачу газа в карбюратор или инжектор (для бензиновых двигателей). То есть, когда авто двигается с постоянной скоростью, то педаль акселератора находится под одним фиксированным углом. Соответственно, угол наклона педали акселератора тоже будет постоянным. Если в этот момент водитель включает Cruise Control, то ЭБУ запоминает его положение. При этом также фиксируется скорость.

Схема работы электронного круиз-контроля

Если же в процессе движения скорость начинает падать, например, на подъеме (об этом ЭБУ сообщают соответствующие датчики), электронный блок подает команду на сервопривод с тем, чтобы он изменил угол наклона сектора газа и увеличил подачу топлива. Угол наклона напрямую зависит от сигнала рассогласования. Так будет происходить до тех пор, пока скорость движения не начнет расти.

Если скорость в пути увеличивается (на спуске), то электронный блок подает сигнал на сервопривод о том, чтобы изменить угол сектора газа для уменьшения подачи топлива. Это может произойти вплоть до того момента, когда произойдет механический упор на холостом ходу. Это естественным образом вызовет торможение двигателем. Однако тут возможны два варианта, которые зависят от типа установленного круиз-контроля.

Если Cruise Control установлен на механической коробке передач, то сектор может упереться в ограничительный упор. В таком случае водителю рекомендовано будет переключить передачу. Если же речь идет об АКПП, то этот процесс произойдет автоматически. Как только скорость достигнет заданного уровня, сервопривод прекратит движение, и сектор газа останется в фиксированном положении.

Если установлен круиз-контроль на машине с МКПП, то водителю необходимо будет самостоятельно притормаживать в случае необходимости. Если в автомобиле стоит АКПП, то возможен переход на более низкую передачу для уменьшения скорости. Однако если на машине стоит адаптивный Cruise Control, то весь процесс торможения происходит автоматически в полном объеме. Теперь подробнее расскажем о типах используемых систем.

Типы круиз-контролей

Существует два основных вида круиз-контроля — пассивный (PCC) и адаптивный (ACC). Первый тип — это классическая система, используемая на машинах с механической и автоматической коробками передач уже более 40 лет. Она включается посредством кнопок или рычажков на руле и просто поддерживает постоянную скорость движения.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Однако гораздо интереснее адаптивный круиз-контроль. Что это такое? Это комплекс, которая не только поддерживает постоянную скорость движения, но и регулирует ее в зависимости от возникающих на дороге помех (едущего впереди транспортного средства, препятствия и так далее). Для этого она постоянно измеряет расстояние до едущего впереди транспорта (как правило, на расстоянии до 200 метров).

По принципу действия адаптивные круиз-контроли делятся на два типа — лазерные и радарные. Как понятно из названия, первые используют для своей работы лазерный луч, вторые — радиоволны. Лазерные системы стоят значительно дешевле, однако имеют существенные недостатки, из-за которых и не нашли широкого распространения. В частности. лазер плохо работает в пасмурную и туманную погоду, а также плохо различают грязные машины. Радарные, в свою очередь, лишены этих недостатков, поэтому их устанавливают на дорогие машины (бизнес и люкс класса).

Радиолокационный датчик АСС устанавливается за радиаторной решеткой и постоянно посылает сигналы, фиксируя расстояние до ближайшей впереди машины. Если она замедляется или между вашей и другой машиной появляется третий объект, то датчик посылает сигнал Cruise Control System о том, что необходимо снизить скорость. В данном случае используется не только двигатель, но и тормозная система автомобиля. Если дорога вновь очиститься, то скорость будет восстановлена. На Toyota и Lexus аналогичный датчик использует комплекс предаварийной безопасности. Об этом вы можете почитать в другом материале.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Ошибка системы PCS

Система предаварийной безопасности (PCS) отвечает за избежание столкновения и в случае выхода из строя датчиков или блока управления видает ошибку check pcs на панели приборов дабы предупредить водителя
Подробнее

Расстояние, на котором работает система — 200 метров, а диапазон скоростей 40. 210 км/ч (эти значения могут немного отличаться у разных автомобилей). Устройство может полностью остановить авто в пробке, и начать движение в течение первых трех секунд, когда дорога впереди освободится.

Кроме этого, АСС имеет ряд дополнительных функций. Например, с его помощью можно изменять скорость движения автомобиля. Это делается, пошагово увеличивая или снижая скорость на 1. 2 км/ч (в зависимости от модели машины). При этом комплексу на важно, насколько авто загружено или по насколько крутому склону вы подымаетесь. Также адаптивный контроль в случае опасности или вероятности возникновения аварийной ситуации извещает об этом водителя при помощи визуальных или звуковых сигналов (иногда того и другого).

Название автомобильной маркиНазвание АСС
ToyotaRadar Cruise Control
MitsubishiPreview Distance Control
Mercedes-BenzDistronic (Distronic Plus)
BMWActive Cruise Control
VAG (Volkswagen, Audi)Adaptive Cruise Control
HondaAdaptive Cruise Control

Адаптивный Cruise Control всегда работает в паре с двумя системами безопасности автомобиля — ABS (антиблокировочной) и ESP (электронный контроль устойчивости) при их наличии. Если хотя бы одна из них не будет работать, то ACC не включится.

Как пользоваться круиз-контролем

Прежде чем мы перейдем к вопросу об использовании этой системы, необходимо определиться с том, где находится круиз-контроль. Как правило, на большинстве авто, оборудованных функцией контроля движения, кнопки управления находятся на мультируле. В более редких случаях управление ею ведется с помощью подрулевых переключателей. Примеры расположения вы можете посмотреть на приведенных здесь фотографиях.

Варианты расположения органов управления круиз-контролем

Многих владельцев подержанных (и не только) автомобилей волнует вопрос — как включить круиз-контроль? В этом нет ничего сложного, однако необходимо понимать, что на различных моделях машин некоторые нюансы могут отличаться. В целом же, алгоритм действий будет следующим:

Значок КК на приборной панели

В некоторых машинах заложены более гибкие возможности. Достоверную информацию о том, как включить круиз-контроль и пользоваться им в дороге, вы сможете найти в мануале вашего авто.

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Как пользоваться круиз-контролем

Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть фото Первый круиз контроль на автомобиле. Смотреть картинку Первый круиз контроль на автомобиле. Картинка про Первый круиз контроль на автомобиле. Фото Первый круиз контроль на автомобиле

Управление круиз-контролем на Тойота Королла

Как отключить круиз-контроль, зависит от его типа. Для одних достаточно в процессе езды нажать на педаль тормоза. Это будет сигналом к отключению, и машина перейдет в обычный режим под полным ручным управлением. В других случаях (особенно это касается ACC), отключить Cruise Control также можно нажатием педали газа. В третьих для отключения необходимо воспользоваться предназначенной для этого кнопкой или рычажком. Подробную информацию об этом вы найдете в мануале.

Круиз-контроль отключается автоматически в случаях, если значение ускорения автомобиля превышает 1,5 м/с² (или резком увеличении скорости на 5,4 км/ч). Также он отключается в случае, если на машине с автоматической коробкой передач перевести рычаг в нейтральное положение (обозначается буквой N).

МаркаМодели с установленным КК (как по умолчанию, так и в дополнение)
КиаРио, Сид, Спортейдж, Соренто, Оптима, Церато, Соул
ФордФокус, Куга, Мондео, Транзит, Фиеста, Куга, Галакси, Эскейп, S MAX, Экоспорт
ХендайКрета, Солярис, Элантра, IX35, Гретта, Туссан, Санта Фе, Старекс, Соната
ТойотаКоролла, Камри, РАВ 4, Авенсис, Аурис, Прадо, Версо, Филдер
РеноМеган, Дастер, Сценик, Логан, Флюенс, Сандеро, Лагуна, Каптур, Степвей, Кангу
ЛадаВеста, Гранта, Х Рей, Калина
ОпельАстра, Зафира, Вектра, Омега, Антара, Корса, Виваро, Мокка
НиссанКашкай, Х Трейл, Пример, Альмера, Тиида, Террано, Теана, Ноут, Жук, Мурано, Патфайндер, Серена
Пежо307, 308, 408, Боксер, 406, 3008, Партнер, 407, 207
Мазда3, 5, 6, СХ 5, СХ 7, 626, МПВ
ШкодаОктавия, А7, А5, Фабия, Октавия Тур, Рапид, Суперб, Етти

Как проверить круиз-контроль

Что же делать, если не включается круиз-контроль? Или он включается, но машина не поддерживает заданную скорость в нормальном режиме? Для проверки существуют методы проверки, о которых далее.

Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику системы. Для этого нужен ноутбук с диагностическим кабелем и соответствующим программным обеспечением. В большинстве случаев это самый простой и эффективный способ проверки. Компьютер покажет вам коды ошибок при их наличии. Их расшифровку вы найдете в дополнительной литературе.

Что касается механической диагностики круиз-контроля, то рекомендуется проверить:

Тросы управления КК

В некоторых машинах возможна самодиагностика системы. Например, такую возможность дает круиз-контроль автомобилей Nissan Primera, Mazda Tribute, SsangYong Korando, Honda CR-V и прочие. В качестве примера приведем алгоритм действий для проверки на кроссовере “Хонды”:

Перед тем как перейти к описанию кодов, необходимо разобраться, как их считывать. Информацию дает мигающий индикатор включенной системы круиз-контроля. Между кодами существует длительная пауза, когда он не мигает. Если индикатор сообщает двузначный код, то между его цифрами существует короткая пауза, а количество коротких миганий соответствует передаваемой цифре.

Например, код 15 будет отображаться следующим образом: длинная вспышка, короткая пауза, пять коротких вспышек. Далее перейдем к описанию характерных ошибок, о которых вам может сообщить самодиагностика круиз-контроля автомобиля Honda CR-V:

В любом случае самую подробную информацию о диагностике и настройке круиза вашего авто вы найдете в мануале. Cruise Control System на разных машинах отличаются, поэтому невозможно дать универсальных рекомендаций по эксплуатации и проверке.

Итоги

Система КК в продаже

Круиз-контроль — удобная система, которая значительно облегчает вождение автомобиля на трассе. Если в штатной комплектации вашего автомобиля нет КК, то советуем купить и установить его дополнительно, особенно, если вы часто ездите по загородным трассам. Когда в комплектации автомобиля круиз отсутствовал, то после дополнительное его установки обязательно потребуется программная активация, а автомобилях VAG группы существует вася диагност, а вот на других иное программное обеспечение.

После установки не потеряйте инструкцию. По возможности храните ее в бардачке вашего автомобиля, чтобы в случае возникновения неисправности вы смогли прочитать необходимую информацию для ее устранения. Использовать систему следует аккуратно, и лишь на загородных трассах. Также не пользуйтесь Cruise Control в условиях плохой видимости, на мокрой, обледенелой дороге и ночью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *