Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом

Промышленный переворот.

Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть картинку Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Картинка про Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть картинку Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Картинка про Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть картинку Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Картинка про Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть картинку Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Картинка про Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом

Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть картинку Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Картинка про Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом

Теперь посмотрим, как же произошёл промышленный переворот и почему именно во второй половине XVIII в. Начался он с изобретения машин. Уже давно изобретатели мечтали заменить труд человека машиной. Не случайно первые машины появились в хлопчатобумажном производстве, где отсутствовали цехи и не существовало ограничений в производстве.

Кроме того, английские ткани не могли соперничать по своему качеству с индийскими, недорогими, прочными, хорошо выдерживающими стирку. Ручное производство в Англии было дороже, чем в Индии, и организовать производство дешёвых тканей можно было только при помощи машин.

Джон Кейу ткач и механик, усовершенствовал ткацкий станок изобретением «летучего челнока». Прежде сам ткач вынужден был пропускать челнок между нитями основы. Теперь челнок перебрасывался нажатием педали. Это изобретение ускорило процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи.

В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс из Ланкашира изобрёл механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретён. Он назвал её по имени своей дочери «Дженни». Машина была недорогой, очень простой по устройству и распространилась по всему миру.

В 1767 г. плотник Хейс создал прядильную машину, приводимую в движение водяным колесом и отличавшуюся высокой производительностью. Успехи в прядении вызвали появление механических ткацких станков. Новый станок Эдмунда Картрайта в 40 раз увеличил производительность труда.

Стали появляться фабрики — целые системы машинного производства. Использование водяных двигателей вынуждало строить их лишь около рек. А вот создание универсальной паровой машины Джеймса Уатта (1784) позволило строить фабрики в любом удобном месте.

Конец XVIII в. отмечен и другими знаменательными событиями. В 1784 г. металлург Корб изобрёл прокатный стан, а Модели — токарный станок.

Новая техника привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика. Промышленный переворот был настоящей революцией, вызвавшей огромный подъём производительности труда.

Положение рабочих.

Изменила ли фабрика жизнь рабочих? Судите сами. Часто на фабрике трудились всей семьёй. Женщины работали прядильщицами, а детям поручалось связывать оборванные концы нитей или убирать мусор. Здесь же работали и мужчины — пряли или ремонтировали машины.

Фабрики не разлучали семьи, но изменили их жизнь. Впервые в истории появилось чёткое расписание рабочего времени. С понедельника до субботы звон фабричного колокола в 6 или 7 часов утра означал начало рабочего дня. Водяные колёса и машины крутились 6 часов до обеденного перерыва и 6 часов после него. Исчезла возможность начать работу утром позднее, если было темно. У семей отняли возможность поработать напряжённей со вторника до субботы, чтобы выкроить ещё один день отдыха — «святой понедельник».

Рабочие жили в очень тяжёлых условиях. Только немногие владельцы фабрик, например Ричард Аркрайт, строили для них дома. В новых фабричных городах, возникавших вблизи угольных шахт, семьи арендовали одну-две комнаты в большом старом доме или въезжали в один из дешёвых домов с тонкими стенами и сырыми полами, построенных мошенниками-подрядчиками.

Большинство хозяев предприятий свято верили в необходимость суровых правил на фабриках. Существовали многочисленные штрафы — за опоздание, за ругань, за неопрятность. Но очень редко кто из фабрикантов помогал рабочим облегчить трудную жизнь. Тот же Аркрайт выделял своим рабочим участки земли за небольшую арендную плату, а в качестве премии лучшим рабочим дарил дойных коров. Создавал он и воскресные школы. Но такие хозяева были редким исключением из общих правил.

Некоторые фабриканты использовали в качестве подмастерьев детей — дешёвую рабочую силу. Чаще всего это были дети-сироты или подопечные приходских попечителей по призрению бедных. Отдавая их на фабрику, приход экономил средства. На долю подмастерьев приходились жестокое обращение, несъедобная пища и непосильный труд. Дети работали с 5—8 лет.

Современник писал: «Ужасным был внешний вид работающих детей: бескровные, дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот, искривлённый позвоночник или конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах».

Источник

Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом

Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть картинку Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Картинка про Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом

Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть картинку Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Картинка про Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом

Сергей Вильгуцкий запись закреплена

ТЕМА: НА ПУТИ К ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭРЕ
К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота, т. е. перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому, машинному производству. Это было подготовлено всем предшествующим развитием страны. Во-первых, завершившаяся аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук. Быстрыми темпами росло население. В 1700 г. оно составляло чуть больше 6 млн, а в 1790 г. — 8,2 млн человек. Всё «избыточное» население готово было работать в промышленности. Во-вторых, сложился рынок сбыта товаров. Росли города и городское население. В деревне богатые арендаторы нуждались в покупке инвентаря, удобрений. В-третьих, в результате земельных спекуляций внутри страны (перепродажи земель, изъятых у английской короны и ирландцев), ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.

Теперь посмотрим, как же произошёл промышленный переворот и почему именно во второй половине XVIII в. Начался он с изобретения машин. Уже давно изобретатели мечтали заменить труд человека машиной. Не случайно первые машины появились в хлопчатобумажном производстве, где отсутствовали цехи и не существовало ограничений в производстве.

Кроме того, английские ткани не могли соперничать по своему качеству с индийскими, недорогими, прочными, хорошо выдерживающими стирку. Ручное производство в Англии было дороже, чем в Индии, и организовать производство дешёвых тканей можно было только при помощи машин.

Джон Кейу ткач и механик, усовершенствовал ткацкий станок изобретением «летучего челнока». Прежде сам ткач вынужден был пропускать челнок между нитями основы. Теперь челнок перебрасывался нажатием педали. Это изобретение ускорило процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи.

В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс из Ланкашира изобрёл механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретён. Он назвал её по имени своей дочери «Дженни». Машина была недорогой, очень простой по устройству и распространилась по всему миру.

В 1767 г. плотник Хейс создал прядильную машину, приводимую в движение водяным колесом и отличавшуюся высокой производительностью. Успехи в прядении вызвали появление механических ткацких станков. Новый станок Эдмунда Картрайта в 40 раз увеличил производительность труда.

Стали появляться фабрики — целые системы машинного производства. Использование водяных двигателей вынуждало строить их лишь около рек. А вот создание универсальной паровой машины Джеймса Уатта (1784) позволило строить фабрики в любом удобном месте.

Конец XVIII в. отмечен и другими знаменательными событиями. В 1784 г. металлург Корб изобрёл прокатный стан, а Модели — токарный станок.

Новая техника привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика. Промышленный переворот был настоящей революцией, вызвавшей огромный подъём производительности труда.

Изменила ли фабрика жизнь рабочих? Судите сами. Часто на фабрике трудились всей семьёй. Женщины работали прядильщицами, а детям поручалось связывать оборванные концы нитей или убирать мусор. Здесь же работали и мужчины — пряли или ремонтировали машины.

Фабрики не разлучали семьи, но изменили их жизнь. Впервые в истории появилось чёткое расписание рабочего времени. С понедельника до субботы звон фабричного колокола в 6 или 7 часов утра означал начало рабочего дня. Водяные колёса и машины крутились 6 часов до обеденного перерыва и 6 часов после него. Исчезла возможность начать работу утром позднее, если было темно. У семей отняли возможность поработать напряжённей со вторника до субботы, чтобы выкроить ещё один день отдыха — «святой понедельник».

Рабочие жили в очень тяжёлых условиях. Только немногие владельцы фабрик, например Ричард Аркрайт, строили для них дома. В новых фабричных городах, возникавших вблизи угольных шахт, семьи арендовали одну-две комнаты в большом старом доме или въезжали в один из дешёвых домов с тонкими стенами и сырыми полами, построенных мошенниками-подрядчиками.

Большинство хозяев предприятий свято верили в необходимость суровых правил на фабриках. Существовали многочисленные штрафы — за опоздание, за ругань, за неопрятность. Но очень редко кто из фабрикантов помогал рабочим облегчить трудную жизнь. Тот же Аркрайт выделял своим рабочим участки земли за небольшую арендную плату, а в качестве премии лучшим рабочим дарил дойных коров. Создавал он и воскресные школы. Но такие хозяева были редким исключением из общих правил.

Некоторые фабриканты использовали в качестве подмастерьев детей — дешёвую рабочую силу. Чаще всего это были дети-сироты или подопечные приходских попечителей по призрению бедных. Отдавая их на фабрику, приход экономил средства. На долю подмастерьев приходились жестокое обращение, несъедобная пища и непосильный труд. Дети работали с 5—8 лет.

Современник писал: «Ужасным был внешний вид работающих детей: бескровные, дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот, искривлённый позвоночник или конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах».

К 60-м гг. XVIII в. в Англии произошла аграрная революция, в результате которой земля сосредоточилась в руках крупных собственников и почти исчезло крестьянство, но сельское хозяйство стало более продуктивным. В это же время в стране происходил промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В ходе промышленного переворота становилось больше предпринимателей и наёмных рабочих. К концу XVIII в. Англия стала первой промышленной страной мира, где всё нагляднее проступали черты индустриального общества.

Источник

Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие (38 стр.)

В 1767 году появилась «ватерная» (водяная) прядильная машина, приводившаяся в движение при помощи воды. Ее изобрел плотник и механик Томас Хайс. В 1769 году это изобретение было использовано предпринимателем Ричардом Аркрайтом, получившим на нее патент и внедрившим новую машину в производство на прядильных фабриках. Но ватермашина давала слишком толстую нить, и в 1779 году механик-самоучка Сэмуэль Кромптон создал более совершенную мюль-машину, которая при помощи механической силы приводила в движение до 400 веретен и давала более тонкую и прочную нить. Это привело к тому, что английская пряжа стала конкурировать с индийской.

Но вслед за этим потребовалось новое техническое переоснащение ткацкого производства, поскольку оно уже отставало от прядения. В 1785 году сельским священником Эдмундом Картрайтом был изобретен первый образец механического ткацкого станка, заменявшего труд 40 ткачей. Правда, этот станок был окончательно усовершенствован и получил массовое применение уже в XIX веке. Широкое использование этих и других механизмов и технических приспособлений привело к тому, что с 1780 по 1820 год выпуск продукции хлопчатобумажной промышленности вырос более чем в 16 раз.

В 1760– 1780-х годах машинами были оснащены суконное и бумажное производство, полиграфия и другие отрасли. Но становилось все более очевидным, что энергия воды (водяного колеса) уже недостаточна для фабричной промышленности и что нужны более мощные двигатели, к тому же независимые от силы падающей воды. Это привело к изобретению шотландцем Джеймсом Уаттом в 1782–1784 годах паровой машины «двойного действия»: машина производила полезную работу при движении поршней в обоих направлениях. Дж. Уатт создал универсальный двигатель для любой отрасли промышленности, и в этом его огромная заслуга.

Паровая машина Дж. Уатта была быстро оценена фабрикантами и получила распространение в промышленности. К 1800 году в Англии насчитывалось 320 паровых машин, а к 1826 году их было уже 26 тыс. со средней мощностью в 25 лошадиных сил. И если изобретение прялки «Дженни» и внедрение ее в производство принято считать началом промышленного переворота, то изобретение и внедрение паровой машины Дж. Уатта – началом перехода от мануфактуры к фабрике.

Однако отдельные технические новшества не могли радикальным образом изменить всю промышленность. Нужен был массовый переход к фабричной форме производства, который совершался в течение несколькихдесятилетий. Все началось с хлопчатобумажной отрасли: в 1769 году Р. Аркрайт построил целую фабрику, оснащенную прядильными машинами, через 10 лет в Англии было уже 20 таких фабрик, а еще через 10 лет – 150. Именно прядильные фабрики были основными потребителями паровых машин Уатта.

Применение машин привело к повышению спроса на металл для их изготовления. Но рост мощностей металлургии сдерживался недостатком древесного угля, на котором работали плавильные печи. В Англии уже в XVII веке были уничтожены огромные лесные массивы для нужд не только металлургии, но и кораблестроения. Импортировать же лес было очень дорого. В связи с этим Англия была вынуждена ввозить металл из-за границы, в основном из России. В середине XVIII века до 60 % потребности в металле приходилось покрывать за счет импорта. К примеру, в 1788 году из России было вывезено 28 тыс. т железа, в то время как сама Англия выплавила лишь 60 тыс. т. Большое количество железа поступало из Швеции.

Такая практика была признана неэффективной, и это заставляло искать новые виды топлива. Благодаря открытиям семейства английских промышленников, отца и сына Дерби, в 1780-х годах производство черных металлов было переведено в основном на каменный уголь (кокс), что привело к повышению производительности труда в металлургии более чем в 15 раз и позволило Англии превратиться в крупнейшего экспортера металлургической продукции.

Применение кокса, в свою очередь, привело к развитию добычи угля, что также являлось принципиально новым технологическим шагом в индустрии: уголь стал использоваться не только в металлургии, но и в качестве источника энергии для паровых машин. Это способствовало быстрому подъему угольных регионов в Шотландии, Южном Уэльсе, Йоркшире, Ланкашире.

Увеличение добычи угля сдерживалось недостаточным развитием транспортной системы, основу которой составляли грунтовые дороги.

Но перевозка тяжелых грузов гужевым транспортом была очень дорогой. В 1790-х годах Англию охватила лихорадка строительства каналов, прежде всего между угледобывающими районами и центрами черной металлургии. В результате к концу XVIII века Англия была буквально покрыта сетью водных путей, многие города в центре страны получили выход к морю. По каналам перевозили уголь, соль, металлы, железную руду, пшеницу, гончарные изделия и другую продукцию.

В конце XVIII века был предложен способ твердого покрытия поверхности дорог, что позволило гужевому транспорту беспрепятственно передвигаться в любое время года. Но тем не менее каналы оставались главным видом транспорта для перевозки тяжелых и громоздких товаров вплоть до появления железнодорожной сети, т. е. до середины XIX века.

Бурный экономический рост на рубеже XVIII–XIX веков привел к резкому увеличению объемов грузоперевозок, с которыми уже не мог справиться имевшийся транспорт. Единственно разумным и эффективным выходом стало внедрение паровой машины на транспорте, и прежде всего на железной дороге. Заметим, что еще в XVII веке были изобретены рельсовые дороги («трам», отсюда – трамвай) с конной тягой. В XIX веке деревянные рельсы были заменены металлическими.

При строительстве железной дороги между Дарлингтоном и Стоктоном Дж. Стефенсон выбрал ширину колеи 4 фута 8,5 дюймов (1435 мм), основываясь на ширине угольной вагонетки, которая, как полагают, восходит к ширине колеи древнеримским колесниц. Такая же ширина колеи была использована и при строительстве дороги между Манчестером и Ливерпулем. Конкуренты Стефенсона предлагали строить дорогу шириной 7 футов (2135 мм), считая, что такая колея повысит скорость движения и увеличит пропускную способность дорог. Но задачи индустриального развития требовали быстрой и четкой стандартизации, поэтому в 1846 году британский парламент принят «Билль о ширине колеи», в соответствии с которым в Англии (а впоследствии почти во всей Европе и Америке) был принят железнодорожный стандарт, предложенный Дж. Стефенсоном. Отметим, что в настоящее время из всей мировой протяженности железных дорог около 75 % приходится на данный стандарт, 11 % – на более широкую колею и 14 % – на более узкую (в России ширина колеи составляет 1524 мм).

Паровой транспорт способствовал ускоренному движению товарной продукции, удешевлению экономических связей между регионами страны и заморскими территориями, всемерному развитию внутреннего и внешнего рынка. Можно сказать, что строительство железных дорог и развитие парового водного транспорта явились самыми значительными факторами, вызвавшими коренной перелом в экономике и создавшими материальную базу рыночной экономики.

Промышленный переворот обычно связывают с принципиально новой техникой. Известно, что первые английские машины были созданы на мануфактурах. Но со временем должна была возникнуть отдельная отрасль по производству станков, машин, механизмов не мануфактурным, а машинным способом, т. е. машиностроение. Для этого нужны были совершенно новые металлорежущие станки: токарный, строгальный, фрезерный, токарно-винторезный и многие другие. Все они появились в Англии в конце XVIII – начале XIX века, но лишь к середине XIX века произошло окончательное становление мощного машиностроения.

Последствия промышленного переворота. Завершение промышленного переворота означало, что Англия окончательно превратилась из аграрной страны в индустриальную державу, что в промышленности восторжествовало основанное на новой технике фабричное производство. В ходе промышленного переворота Англия стала «мастерской мира», поскольку ее промышленный потенциал во второй половине XIX века оказался самым мощным во всем мире. К середине XIX века Англия заняла особое место в мировом хозяйстве и мировой политике, поскольку другие страны еще только завершали промышленный переворот. Уровень промышленного развития здесь был несравненно выше, чем в других государствах. В 1860-х годах на долю Англии приходилось около одной трети мировой промышленной продукции, а по выпуску продукции тяжелой промышленности она превосходила соответствующие показатели США, Германии и Франции в четыре-пять раз.

Источник

§ 22. На пути к индустриальной эре

Аграрная революция в Англии.

К 70-м гг. XVIII в. складывавшаяся веками система ведения сельского хозяйства в Англии разрушилась. В деревню всё сильнее вторгался капитализм. Это выразилось в окончательном торжестве фермерского хозяйства над традиционным крестьянским, в почти полном исчезновении крестьян — мелких собственников.

Вы уже знаете, что в ходе Английской революции лендлорды получили право собственности на свои земельные владения. Если они не вели хозяйство сами, то отдавали имение в аренду крупным фермерам-предпринимателям. Чем больше имение, тем больше денег. Поэтому лендлорды всеми правдами и неправдами увеличивали свои земельные владения: мелких арендаторов выживали штрафами и непомерно высокой арендной платой, захватывали общинные земли. Надо сказать, что в XVIII в., как и в старые времена, они получали в этом поддержку парламента, продолжавшего принимать законы, разрешающие огораживание. Мелкий же собственник в английской деревне должен был или увеличить свои владения и выжить, или, утратив их, сделаться наёмным рабочим.

В Англии победила крупная земельная собственность. Складывалась характерная для английской деревни того времени пирамида: лендлорд, который уступает землю и получает арендную плату; арендатор — фермер, играющий роль предпринимателя; наёмный работник (батрак). Как видите, капиталистическое предпринимательство вторглось и в деревню.

Крупное землевладение позволило улучшить обработку земли: применять удобрения, производить кормовые культуры для скота (турнепс, клевер), хорошо растущие на песчаных почвах. Началось освоение заброшенных ранее земель. Это, в свою очередь, привело к более передовому севообороту — вместо того чтобы оставлять землю под паром, её стали засевать кормовыми травами. Так создавались условия для увеличения производства зерна и мяса, а цены на зерно даже снизились.

Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть картинку Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Картинка про Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом

Рис. Имение крупного феодала на севере Англии. Начало XVIII в.

В XVIII в. английское сельское хозяйство с успехом кормило города и промышленные посёлки. Увеличился товарооборот между городом и деревней, в интересах успешной торговли строились новые дороги, углублялись реки, возводились каменные мосты. Появились даже газеты, освещавшие вопросы торговли. Всё больше возникало централизованных мануфактур. Как видите, крупная земельная собственность была более целесообразна с хозяйственной точки зрения.

Сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наёмных рабочих и исчезновение крестьянства, рост продуктивности сельского хозяйства — всё это получило название аграрная революция.

Условия промышленного переворота.

К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота, т. е. перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому, машинному производству. Это было подготовлено всем предшествующим развитием страны. Во-первых, завершившаяся аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук. Быстрыми темпами росло население. В 1700 г. оно составляло чуть больше 6 млн, а в 1790 г. — 8,2 млн человек. Всё «избыточное» население готово было работать в промышленности. Во-вторых, сложился рынок сбыта товаров. Росли города и городское население. В деревне богатые арендаторы нуждались в покупке инвентаря, удобрений. В-третьих, в результате земельных спекуляций внутри страны (перепродажи земель, изъятых у английской короны и ирландцев), ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.

Промышленный переворот.

Теперь посмотрим, как же произошёл промышленный переворот и почему именно во второй половине XVIII в. Начался он с изобретения машин. Уже давно изобретатели мечтали заменить труд человека машиной. Не случайно первые машины появились в хлопчатобумажном производстве, где отсутствовали цехи и не существовало ограничений в производстве.

Кроме того, английские ткани не могли соперничать по своему качеству с индийскими, недорогими, прочными, хорошо выдерживающими стирку. Ручное производство в Англии было дороже, чем в Индии, и организовать производство дешёвых тканей можно было только при помощи машин.

Джон Кейу ткач и механик, усовершенствовал ткацкий станок изобретением «летучего челнока». Прежде сам ткач вынужден был пропускать челнок между нитями основы. Теперь челнок перебрасывался нажатием педали. Это изобретение ускорило процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи.

В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс из Ланкашира изобрёл механическую прялку, в которой одновременно работали 15—18 веретён. Он назвал её по имени своей дочери «Дженни». Машина была недорогой, очень простой по устройству и распространилась по всему миру.

В 1767 г. плотник Хейс создал прядильную машину, приводимую в движение водяным колесом и отличавшуюся высокой производительностью. Успехи в прядении вызвали появление механических ткацких станков. Новый станок Эдмунда Картрайта в 40 раз увеличил производительность труда.

Стали появляться фабрики — целые системы машинного производства. Использование водяных двигателей вынуждало строить их лишь около рек. А вот создание универсальной паровой машины Джеймса Уатта (1784) позволило строить фабрики в любом удобном месте.

Конец XVIII в. отмечен и другими знаменательными событиями. В 1784 г. металлург Корб изобрёл прокатный стан, а Модели — токарный станок.

Новая техника привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика. Промышленный переворот был настоящей революцией, вызвавшей огромный подъём производительности труда.

Положение рабочих.

Изменила ли фабрика жизнь рабочих? Судите сами. Часто на фабрике трудились всей семьёй. Женщины работали прядильщицами, а детям поручалось связывать оборванные концы нитей или убирать мусор. Здесь же работали и мужчины — пряли или ремонтировали машины.

Фабрики не разлучали семьи, но изменили их жизнь. Впервые в истории появилось чёткое расписание рабочего времени. С понедельника до субботы звон фабричного колокола в 6 или 7 часов утра означал начало рабочего дня. Водяные колёса и машины крутились 6 часов до обеденного перерыва и 6 часов после него. Исчезла возможность начать работу утром позднее, если было темно. У семей отняли возможность поработать напряжённей со вторника до субботы, чтобы выкроить ещё один день отдыха — «святой понедельник».

Рабочие жили в очень тяжёлых условиях. Только немногие владельцы фабрик, например Ричард Аркрайт, строили для них дома. В новых фабричных городах, возникавших вблизи угольных шахт, семьи арендовали одну-две комнаты в большом старом доме или въезжали в один из дешёвых домов с тонкими стенами и сырыми полами, построенных мошенниками-подрядчиками.

Большинство хозяев предприятий свято верили в необходимость суровых правил на фабриках. Существовали многочисленные штрафы — за опоздание, за ругань, за неопрятность. Но очень редко кто из фабрикантов помогал рабочим облегчить трудную жизнь. Тот же Аркрайт выделял своим рабочим участки земли за небольшую арендную плату, а в качестве премии лучшим рабочим дарил дойных коров. Создавал он и воскресные школы. Но такие хозяева были редким исключением из общих правил.

Некоторые фабриканты использовали в качестве подмастерьев детей — дешёвую рабочую силу. Чаще всего это были дети-сироты или подопечные приходских попечителей по призрению бедных. Отдавая их на фабрику, приход экономил средства. На долю подмастерьев приходились жестокое обращение, несъедобная пища и непосильный труд. Дети работали с 5—8 лет.

Современник писал: «Ужасным был внешний вид работающих детей: бескровные, дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот, искривлённый позвоночник или конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах».

К 60-м гг. XVIII в. в Англии произошла аграрная революция, в результате которой земля сосредоточилась в руках крупных собственников и почти исчезло крестьянство, но сельское хозяйство стало более продуктивным. В это же время в стране происходил промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В ходе промышленного переворота становилось больше предпринимателей и наёмных рабочих. К концу XVIII в. Англия стала первой промышленной страной мира, где всё нагляднее проступали черты индустриального общества.

Проверьте себя

Подумайте

Дополнительные материалы

Самой яркой отличительной чертой экономики Англии XVIII в. являлась торговля, при этом вывоз товаров преобладал над ввозом. Ливерпуль превращается в настоящий хлопковый порт. Но центром атлантической торговли становится Бристоль, важнейшим источником богатства которого была торговля рабами. Современник писал о Бристоле: «Нет в городе ни одного кирпича, который не был обагрён кровью рабов». Многие предприимчивые купцы и предприниматели сколотили себе состояние благодаря так называемому «золотому треугольнику»: гружённый английскими промышленными изделиями корабль отправлялся в один из африканских портов, где они продавались, а на вырученные деньги у работорговцев приобретались похищенные африканские невольники; их перевозили в Америку или к берегам Вест-Индии, поскольку там за них давались хорошие деньги. После этого корабль возвращался в Англию с грузом сахара или табака, что опять приносило немалый доход. Ежегодно в конце XVII в. английские купцы ввозили в Америку 25 тыс. рабов, а в середине XVIII в. — вчетверо больше.

Обычно на одном корабле перевозили от 500 до 600 невольников. Плавание являлось для них большим испытанием: теснота трюма едва позволяла стоять на ногах, скученность порождала эпидемии. Однако невольников неплохо кормили, учитывая их ценность на рынке, иногда их даже выводили на палубу подышать свежим воздухом. Но в среднем, по признанию самих моряков, потери в пути составляли 20% от общего количества рабов.

«Отец паровой машины»

Назвать имя изобретателя паровой машины трудно, так как её модели появились в разное время в разных странах. Для зарождающейся промышленности был необходим простой, дешёвый и мощный двигатель. Поэтому изобретение Джеймса Уатта (1736—1819) было не только великим, но и долгожданным.

Дж. Уатт рос слабым и болезненным ребёнком в маленьком шотландском городке Гринок в уважаемой семье. Его дед был преподавателем математики и мореходных искусств, а отец — удачливым предпринимателем. Способности к математике проявились у Джеймса в 13 лет. Он вырос любознательным, пытливым человеком, изобретателем по складу характера. Джеймс стал мастером-инструментальщиком при университете в Глазго.

В 1784 г. Уатт получил патент на универсальный паровой двигатель. Судьба послала изобретателю прозорливого и предприимчивого партнёра. Его работой заинтересовался Мэтью Болтон — крупный промышленник, первым оценивший изобретение Уатта. На заводах Болтона строятся новые машины, в хорошо оснащённых мастерских, где работают высококвалифицированные рабочие, проверяется идея изобретателя.

Компании Болтона и Уатта Англия обязана многим в достижении своего промышленного лидерства и звания «мастерская мира».

В XVIII в. в Англии сложились целые династии владельцев фабрик, которые внесли огромный вклад в развитие новых способов получения чугуна, в литейное дело, изобретение станков. Особенно знаменита была династия Дарби.

Абрахам Дарби I в 1707 г. изобрёл новый способ отливки чугуна, позволявший получать изделия сложной формы, например горшки. Он же изобрёл способ получения кокса из каменного угля.

Груды каменного угля медленно нагревались до тех пор, пока не превращались в кучки тлеющих твёрдых частиц. Это и был тот самый кокс, который загружали в доменную печь вместе с железной рудой. Кокс не крошился, как древесный уголь, и позволял загрузить в печь побольше руды. Дарби увеличил объём печей и поток воздуха в печь. В результате в печи создавалась высокая температура, расплав чугуна получался более жидким и его можно было заливать в сложные формы.

Продукция Дарби: горшки, утюги, утварь для печей и каминов — распространялась по всей стране.

После смерти старшего Дарби дело перешло в руки его сына Абрахама Дарби II. Он приобрёл машину Ньюкомена, при помощи которой закачивали воду в заводской пруд, расположенный над водяным колесом, приводившим в двилсение мехи доменной печи. Это обеспечивало постоянную подачу воздуха в печь даже тогда, когда пересыхали ручьи. Фабрика выпускала прекрасную коксовую сталь, пользующуюся спросом в центральных графствах.

Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Смотреть картинку Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Картинка про Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом. Фото Плотник хейс создал прядильную машину приводимую в движение водяным колесом

Рис. Мост на реке Уир, около Сандерленда, построенный в 1796 г. В Англии с последних лет XVIII в. железо начинает замещать дерево

При Абрахаме Дарби III на заводе были отлиты части первого в мире чугунного моста, которые в 1779 г. соединили болтами, и мост связал два берега реки Северн у Айронбриджа.

«Помешанный на чугуне Уилкинсонон»

Джон Уилкинсон управлял литейными заводами. В 1774 г. он изобрёл токарный станок, с помощью которого можно было высверлить дуло орудия в центре чугунной отливки. Когда разгорелась война между Англией и её американскими колониями, пушки стали изготовлять этим методом.

Когда Дж. Уатт создал свою паровую машину, цилиндры для её двигателя стали делать на литейных заводах Уилкинсона.

Уилкинсон и сам купил несколько паровых машин для своего предприятия. В 1788 г. он поставил литые чугунные трубы для парижского водопровода (протяжённость труб составила 40 миль).

В Англии его называли «помешанным на чугуне Уилкинсоном», потому что он искал чугуну всё новые и новые применения. Уилкинсон пытался построить из него лодку и корабли, носил железную шляпу-котелок, а чугунные значки с его изображением использовались в центральных графствах как монета. Когда он умер, его похоронили в чугунном гробу, а на его могиле установили чугунный обелиск.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *